Научная статья на тему 'Архиепископ Сибирский и Тобольский Макарий (Кучин)'

Архиепископ Сибирский и Тобольский Макарий (Кучин) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ОСТЯЦКИЙ КНЯЗЬ / МОНАСТЫРЬ / СИБИРЬ / SIBERIAN DIOCESE / OSTYAK PRINCE / MONASTERY / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов Сергей Владимирович

В статье рассматривается деятельность на сибирской кафедре архиепископа Макария, второго руководителя Сибирской епархии. Его прибытие в Тобольск, кадровые перемещения, крещение остяцкого князя Никифора Алачева Урьевича Лабана с семейством. Время жизни и место погребения преосвященного Макария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHBISHOP OF SIBERIA AND TOBOLSK MACARIUS (KUCHING)

The article deals with the activities of Archbishop Makarius, the second head of the Siberian diocese. His arrival in Tobolsk, personnel movement, the baptism of the Ostyak Prince Nikifor Alachev Urievich Laban and his family are described. The time of life and place of burial of Archbishop Makarius is mentioned.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Сибирский и Тобольский Макарий (Кучин)»

Иерей Сергий Голубцов «Архиепископ Сибирский и Тобольский Макарий (Кучин)»

1Т§ШР ншщ1сш mm

удК 281.93(092)

-х-—-V'-'V®^—

АРХИЕПИСКОП СИБИРСКИЙ И ТОБОЛЬСКИЙ МАКАРИЙ (КУЧИН)1

Голубцов Сергей Владимирович, кандидат богословия, докторант аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия РПЦ Московского патриархата, иерей, настоятель прихода,

Омская и Таврическая епархия

В статье рассматривается деятельность на сибирской кафедре архиепископа Макария, второго руководителя Сибирской епархии. Его прибытие в Тобольск, кадровые перемещения, крещение остяцкого князя Никифора Алачева Урьевича Лабана с семейством. Время жизни и место погребения преосвященного Макария.

Ключевые слова: Сибирская епархия, остяцкий князь, монастырь, деление Сибири на две области.

ARCHBISHOP OF SIBERIA AND TOBOLSK MACARIUS (KUCHING)

Sergey V. Golubtsov; candidate of theology, post-graduate and doctoral student of the Cyril and Methodius post graduate program of ROC of the Moscow Patriarchate, priest, rector of the parish, Omsk and Tavricheskoe diocese

The article deals with the activities of Archbishop Makarius, the second head of the Siberian diocese. His arrival in Tobolsk, personnel movement, the baptism of the Ostyak Prince Nikifor Alachev Urievich Laban and his family are described. The time of life and place of burial of Archbishop Makarius is mentioned. Key words: Siberian diocese, Ostyak Prince, a monastery, a division of Siberia into two regions.

ЛШгнШ!

I осле правления архиепископа Киприана (Старорусенникова), занимавшего I кафедру вновь созданной Сибирской епархии с 8 сентября 1620 г. по 12 де-_11_кабря 1624 г. [4, c. 494], в правление царя Михаила Феодоровича вторым архиепископом Сибирским и Тобольским был назначен архиепископ Макарий (Кучин), руководивший единственной епархией за уральскими горами одиннадцать лет.

Родом из дворян, Макарий был хиротонисан в архиепископа Сибирского 19 декабря 1624 г. из игумена Костромского Богоявленского монастыря [5, c. 79]. Преосвященный Макарий правил епархией с 19 декабря 1624 г. по 24 июля 1635 г. [4, c. 494].

1Статья продолжает серию литературно-краеведческих очерков о сибирских архиереях. Начало см. «Вестник Омской Православной духовной семинарии». 2019. № 2(7). С. 82-88.

t)k 320 ACr^ftA'AGY^^

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

На свою кафедру в город Тобольск преосвященный Макарий прибыл 1 апреля 1625 г., он расположился в мужском Знаменском монастыре, самом старом по времени основания монастыре Сибири [5, с. 85].

Поначалу он был образован за речкой при устье речки Тобол, в дальнейшем, в 1610 году, монастырь был перенесен из-за реки в город Тобольск, на его нагорную часть, под горой при впадении в Иртыш речки Абрамовки, там он и находился ко времени приезда Макария начиная с 1623 г.

В дальнейшем это был второклассный мужской монастырь с архимандритским настоятельством [6, с. 40]. На следующий день после прибытия в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы преосвященный Макарий, торжественно сопровождаемый Тобольским воеводой боярином князем Юрием Сулешовым, духовенством и народом, в полном архиерейском облачении, пешком проследовал в соборный Софийский храм.

В память о дне своего прибытия на Сибирскую кафедру владыка Макарий выстроил в архиерейском доме сенную церковь с престолом в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, которую снабдил церковной утварью и иконами.

Будучи сторонником строгой монашеской жизни, владыка внимательно относился к монастырям, желая видеть в них правильное духовное устроение. В первый же год своего правления Преосвященный Макарий удалил из Томского Успенского монастыря настоятеля, основателя монастыря, и поставил в 1625 г. нового настоятеля - игумена Феодосия [2, с. 184], вместо прежнего игумена Евстратия [5, с. 83], предписав ему принимать братию и вкладчиков с особенной осмотрительностью.

Новый игумен проявил послушание и стал делать, что ему было велено, да так, что слабая в духовной жизни братия разбежалась, а монастырь на некоторое время пришел в запустение. 10 июля 1625 г. архиепископ Макарий письменно сообщал томским воеводам Осипу Тимофеевичу Хлопову и Ивану Борисовичу Нарматскому, что по его благословению послан в Томск в Успенский монастырь Феодосий, новый игумен, для управления монастырем и просил послать по приезду нового настоятеля в монастырь, способного «сына боярского», чтобы вместе с Феодосием сделать перепись собственности монастыря и передать ее по записям новому игумену [5, с. 375-376].

В этом же 1625 г. всем Сибирским городам были даны новые печати [9, с. 83]. Преосвященный внимательно относился к нуждам монастырей. В 1627 г. указом от 25 октября Верхотурскому Никольскому монастырю были пожалованы в собственность крестьяне. Дело в том, что пока крестьяне находились во власти воеводы, он мог отнять их у монастыря и привлечь к своему суду [5, с. 81]. 25 октября 1627 года от царя Михаила Федоровича на Верхотурье, воеводе князю Семену Никитьевичу Гагарину была написана грамота, из которой становилось ясно, что в Верхотурском Никольском монастыре настоятель игумен Вениамин по бедности получает государево жалование 6 рублей на год, а монастырский дьячок 3 рубля на год, а остальные братья - строитель, иеромонах, келарь, казначей, пономарь и прочие братья - всего 12 человек, денежного и хлебного жалования от казны не получают.

Святейший патриарх Филарет Никитьевич для повышения благосостояния насельников монастыря пожаловал хлебные руги игумену и братии, всем по 4 четверти ржи и по 4 четверти овса на человека [5, с. 390-391].

Владыка Макарий был строгим и правдивым человеком, известным благочестивой жизнью. При нем укрепилась дисциплина среди дворян, велась активная

2020 (8)

■^литературно-краеведческие очерки_

Иерей Сергий Голубцов «Архиепископ Сибирский и Тобольский Макарий (Кучин)»

миссионерская деятельность среди иноверцев. В местах проживания инородческого населения Преосвященный строил храмы и часовни, сам владыка Макарий 16 января 1633 г. крестил в Тобольске на Иртыше семейство остяцкого князя Ники-фора Алачева Урьевича Лабана, его самого, его мать княгиню Анну, его жену княгиню Агафью, двух сыновей Симеона и Исидора. Над иорданом для крещения был поставлен шатер, обложенный по кругу хворостом [3, с. 408]. Крестившимся инородцам давалось от русского правительства денежное пособие, хлебное содержание, новое платье, разрешение ездить в Москву с царским ясаком и поступать на царскую службу [3, с. 408].

Святитель Макарий, ведя строгую и благочестивую жизнь, отличаясь правдивостью, был уважаем и любим паствой, а также пользовался доверием царя и патриарха. В 1626 г. он в ряду немногих подписал новую утвердительную грамоту патриарху Филарету (старая грамота Иерусалимского патриарха Феофана была утрачена во время пожара в Москве, сгорела в доме патриарха). Как степень высочайшего доверия владыке Макарию было поручено разбирательство челобитной Тобольского воеводы, князя Сулешова царю Михаилу Феодоровичу на служилого Данилу Низов-цева, дело было закончено справедливо.

Преосвященный Макарий глубоко чтил царя. По его инициативе в 1629 году в Сибири целый год во всех храмах служили благодарственный молебен в честь рождения цесаревича Александра Михайловича.

В 1629 г. Сибирь для удобства управления поделили на две области Тобольскую и Томскую. Тобольск был первым областным центром, к нему были приписаны следующие города: Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тара, Сургут, Березов, Мангазея с зависящими от них острогами и зимовьями. Томск стал вторым областным центром. В его ведение были приписаны города Нарым и Кетск с воеводским правлением, Енисейск, Красноярск и Кузнецк, с зависящими от них острогами и зимовьями [9, с. 84].

Также в 1629 г. царским указом церковным служителям Покровского Верхо-турского монастыря было назначено содержание по примеру монастыря Николаевского Тобольского [2, с. 186]. В 1631 г. в Тарханах несколько казаков построили часовню. В эту часовню татары передали икону Спаса Нерукотворного, найденную ими на изгороди, поначалу татары стали чистить на ней рыбу, но икона исчезала и снова появлялась на изгороди это послужило причиной того, чтобы отдать ее в часовню. Через 120 лет часовня в Тарханах по ветхости была разобрана, икону передали в церковь села Покровского, находившегося от Тархан в 17 верстах в направлении Тюмени.

В 1763 г. Покровскую церковь стали перестраивать, а икону до конца работ передали в одну из Тюменских церквей. В Тюмени этой иконе как чудотворной, служили молебны в домах и на полях. Жители Тюмени продержали икону у себя 37 лет. Покровские жители ходатайствовали о возвращение им святой иконы обратно, но икону передали в 1800 году в Тюменский монастырь, где она находилась 41 год и только после этого была возвращена в Покровскую церковь [2, с. 189].

В период деятельности Макария было продолжено строительство храмов в новых строящихся городах, деревнях, селах и острогах. В 1628 г. дворянином Андреем Дубенским на берегу Енисея, вблизи устья реки Качи, был выстроен острог, названный Красным яром (в дальнейшем губернский город Красноярск). Вскоре по-

№ 1, 2020 (8)

сле этого был основан Каннский острог (в дальнейшем окружной город Енисейской губернии).

В 1630 году атаман Иван Галкин с двадцатью казаками основал зимовье для ясачного сбора, названное Ленским Волоком, на следующий год укрепленное и названное Илимским острогом (в дальнейшем заштатный город Иркутской губернии). В этом же году основан Никольский погост, в 1655 году получивший название Кирен-ский острог (в 1675 году получивший статус города, в дальнейшем окружной город Иркутской губернии).

В 1631 году атаман Иван Галкин в месте впадения реки Куты в Лену заложил зимовье, в дальнейшем выстроенное в острог Усть-Кутский [9, с 84-87]. В 1631 году был основан Ишимский острог, переименованный в 1782 году в город Ишим [6, с 59].

В 1632 году сотник Петр Бекетов заложил на реке Лене Якутский острог в дальнейшем областной город Якутск. В этом же году при впадении реки Тутуры в Лену основан Тутурский острог. В 1635 году енисейскими казаками напротив устья реки Олекмы, правого притока реки Лены, основан Олекминский острог [9, с 89].

Во всех новых поселениях для удовлетворения духовных потребностей строились новые часовни и храмы, увеличивая тем самым количество приходов и территорию епархии. При владыке Макарии христианство в Сибири распространилось до Енисея.

Архиепископ Макарий (Кучин) умер 24 июля 1635 г., позже в 1686 г. он был перезахоронен в Сергиевской церкви, а после постройки каменного Успенского собора в Тобольске был перезахоронен в нем, [7, с 321] митрополитом Павлом 1. [1, с 65]. это был первый из Тобольских архипастырей, скончавшихся и погребенных в городе Тобольске. В соборной ризнице ранее хранился серебряный, чеканный под золото посох, на рожках которого надпись: «Строен Макарием архиепископом Сибирским и Тобольским» [8, с 13].

список источников и литературы:

1. Абрамов Н. Нектарий третий архиепископ Сибирский и Тобольский 16361640 г. //Странник духовный СПб. 1866. Февраль.

2. Андриевич В.К. История Сибири. Ч. 1. СПб., 1889.

3. Быстров Ф., свящ. Первые христиане в сибирском крае // Православное обозрение. 1866. Т. 19.

4. История иерархии Русской Православной Церкви. М., 2006.

5. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 2000.

6. Памятная книжка Западной Сибири. Омск, 1881.

7. Словцов П. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886.

8. Тобольская епархия. Ч. 1. Омск, 1892.

9. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032-1888 гг. Иркутск, 1883.

Рецензент: кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов.

^Л^бУ^Л^ 323 1(5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.