Научная статья на тему 'Открытие Сибирской епархии в целях укрепления Российской власти и государственности'

Открытие Сибирской епархии в целях укрепления Российской власти и государственности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
425
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВЕРА / САМОДЕРЖАВИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АРХИЕПИСКОП / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ЗЕМЛИ / ORTHODOXY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / FAITH / AUTOCRACY / REIGN / AUTHORITY / ARCHBISHOP / MORALITY / MIGRATION / LANDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сизикова Ирина Васильевна

Данная статья посвящена освоению и укреплению православной веры в Сибири путем открытия Русской православной церкви в городе Тобольске. Большая роль отведена открытию Сибирской епархии архиепископом Киприаном, а также взаимодействию российской государственности, местной гражданской власти и власти духовной. Проведенное исследование позволяет рассматривать заинтересованность московского государя и правительства в укреплении православия в Сибири как важнейшего фактора освоения нового геополитического пространства, что в свою очередь характеризует российскую политическую обстановку в начале XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF THE SIBERIAN EPARCHY IN ORDER TO CONSOLIDATE RUSSIAN POWER AND STATEHOOD

The article is concerned with spread and strengthening of the Orthodox faith in Siberia by establishment of the Russian Orthodox Church in Tobolsk. The author emphasizes role of the Siberian eparchy established by archbishop Kiprian, as well as cooperation between Russian state and local officials and spiritual authority. The undertaken research considers Moscow monarch and government’s interest in the Orthodox entrenchment in Siberia as a key factor of the new geopolitical area development, which is a characterizing feature of the Russian political situation of the early 17 th century.

Текст научной работы на тему «Открытие Сибирской епархии в целях укрепления Российской власти и государственности»

УДК 930

Сизикова Ирина Васильевна Sizikova Irina Vasilyevna

dom-hors@mail.ru

ОТКРЫТИЕ СИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

dom-hors@mail.ru

ESTABLISHMENT OF THE SIBERIAN EPARCHY IN ORDER TO CONSOLIDATE RUSSIAN POWER AND STATEHOOD

Аннотация:

Данная статья посвящена освоению и укреплению православной веры в Сибири путем открытия Русской православной церкви в городе Тобольске. Большая роль отведена открытию Сибирской епархии архиепископом Киприаном, а также взаимодействию российской государственности, местной гражданской власти и власти духовной. Проведенное исследование позволяет рассматривать заинтересованность московского государя и правительства в укреплении православия в Сибири как важнейшего фактора освоения нового геополитического пространства, что в свою очередь характеризует российскую политическую обстановку в начале XVII в.

Summary:

The article is concerned with spread and strengthening of the Orthodox faith in Siberia by establishment of the Russian Orthodox Church in Tobolsk. The author emphasizes role of the Siberian eparchy established by archbishop Kiprian, as well as cooperation between Russian state and local officials and spiritual authority. The undertaken research considers Moscow monarch and government’s interest in the Orthodox entrenchment in Siberia as a key factor of the new geopolitical area development, which is a characterizing feature of the Russian political situation of the early 17th century.

Ключевые слова:

православие, русская православная церковь, вера, самодержавие, административное управление, архиепископ, нравственность, переселение, земли.

Keywords:

Orthodoxy, Russian Orthodox Church, faith, autocracy, reign, authority, archbishop, morality, migration, lands.

Исторически так сложилось, что вопрос об открытии православной кафедры в Сибири и привнесения в отдаленный регион духовной власти рассматривается отдельно от вопросов административного управления краем, что не позволяет всесторонне изучить данную тему. На наш взгляд, было бы неверно рассматривать гражданское управление в Сибири вне связи с вопросами церковного управления, осуществляемого Русской Православной Церковью в лице ее иерархов. Тем более что в Сибири это управление имело свою специфику и направленность, во многом отличную от других российских регионов. Более того, благодаря удаленности от центра сибирским иерархам были дарованы полномочия, совершенно не свойственные духовным правителям вне Сибири.

Итак, еще со времени крещения Руси между властью церковной и государственной установились взаимоотношения, основанные на их совместной деятельности и разумном союзе. Доктрина «симфонии властей» [1, с. 6] была заимствована в свое время Русской церковью у Византии. Нужно отметить, что эта доктрина выражает идеальные взаимоотношения между государством и церковью, что на практике, на наш взгляд, осуществлено не было за все время совместного существования государственных и церковных структур [2, с. 448]. Наиболее благоприятные взаимоотношения в России между государственной властью и православной церковью установились в первой половине XVII в., во время царствования Михаила Федоровича, когда пост главы церкви занимал его родной отец - патриарх Филарет. В данной ситуации прослеживается ряд совместных действий между церковью и государством по принятию новых законов, во многом определивших дальнейшее отношения государственных и церковных структур. К этому же периоду относится установление в Сибири единоначалия православной церкви во главе с архиепископом Сибирским и Тобольским.

Академик Н.Н. Покровский считает, что «в истории России и древнейших времен распространение православия на восток, в земли, находившиеся вне круга христианских цивилизаций, являлось прочной непрерывной традицией. Эта общая закономерность хорошо прослеживается и в ходе славянской колонизации территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока» [3, с. 248].

После того, как за Уралом стали появляться первые русские города с церквями и часовнями как непременными атрибутами повседневной православной жизни, встал вопрос о единоначалии сибирского церковного управления, которое первоначально осуществлялось духовенством Казанской, Ростовской или Вологодской епархий [4, с. 105]. Правительство разными мерами старалось усилить христианский элемент на вновь освоенной территории: сибирские храмы снабжались из Москвы книгами, иконами, колоколами, воском, ладаном и другими предметами церковной утвари [5, с. 108]. Но нужды в храмах и священнослужителях были ощутительны. Затем была открыта самостоятельная Сибирская епархия с размещением архиерейской кафедры в Тобольске, куда 8 сентября 1620 г. был назначен архиепископ Киприан (Старо-русенин). Открытие Сибирской епархии, в первую очередь, должно было способствовать укреплению пра-

вославия среди сибирских подданных, число которых было весьма незначительным в сравнении с местным населением, исповедующим главным образом ислам и язычество, а также было необходимо привлечь сибирских аборигенов к христианской религии и, соответственно, православным традициям, привнесенным русскими переселенцами в Сибирь. Подтверждение тому мы находим в одной из царских грамот того времени. Хотя, если рассматривать во всем объеме задачи, возлагаемые на сибирское духовенство, то оно должно было не только распространить «апостольское учение во всех градех», но «да во всех концех вселенныя Его святым заповедем проповедатись подобает» [6, с. 152].

Вместе с архиепископом в Сибирь отправились 59 человек. Еще до отъезда Киприана из столицы (4 января 1621 г.) тобольскому воеводе Матвею Годунову и второму тобольскому воеводе Волконскому было направлено за подписью царя Михаила Федоровича предписание создать для него и сопровождающих его лиц соответствующие условия для проживания. А если таковых не будет, то поселить их в воеводские палаты. На что Годунов пишет архиепископу Киприану: «По указу государя велено мне очистить тебе тот двор, на котором я теперь стою, а самому переехать на другой двор в городе, но другого двора в городе нет и съехать мне некуда, а потому тебе господине отписать, где велишь в Тобольске себе дворы очистить» [7, с. 252]. Однако владыка, прибыв к месту служения, не желая обострять отношения с воеводами, начал строительство своей резиденции на «старом городище» возле Троицкой церкви. Выбор архиепископом места этого места объясняется рядом исследователей фактом строительства там неким священником Иваном пятиглавой церкви во имя Софии Премудрости Божией. Киприан заплатил строителю затраченные им деньги в сумме 432 руб. и вскоре строительство соборного храма было завершено. 21 октября 1621 г. он был освящен.

По словам П.Л. Буцинского: «Михаил Федорович с особенным вниманием отнесся к материальному положению первого архиепископа в Сибири и пожаловал Киприану с его дворовыми людьми и церковным причтом довольно значительную «ругу» - денег в год 690 р. 65 к. и хлеба 1236 четвертей с осминой» [8, с. 34].

Следующей важной задачей сибирского владыки стало обеспечение епархии землями пригодными под покосы и пашню. Состав земель, вошедших во владения Софийского дома, формировался из нескольких источников, главным из которых первоначально стали государственные пожалования, явившиеся итогом многократного обращения архиерея к государю. Так, тобольские воеводы сообщали царю Михаилу Федоровичу, что в сентябре 1621 г. для нужд Сибирской епархии были выделены покосы по р. Иртышу на Княжьем лугу на 200 и 400 копен [9, с. 161]. И вслед за тем, согласно царской грамоте от 10 января 1621 г., Тобольскому архиерейскому дому были пожалованы вотчины недалеко от г. Тобольска: «...велети ему дати в То-болском уезде за рекою Иртишем луг, а сена на нем четыреста копен. Даже велети есмя дати за рекою Кур-дюмкою пустовые пашни пятьдесят десятин в пашню» [10, с.147]. В 1622 г. архиерейский дом получает новые земли под покосы на Княжьем лугу и отъезжие пашни между реками Тавдой и Тоболом на займище царя Кучума в размере 30 десятин. Еще через год (в 1623 г.) площадь под покосы на Княжьем лугу была расширена и там стал возможен сбор сена в 1 000 копен [11, с. 68].

Увеличение епархиальных земель шло не только за счет государственных пожалований, но и путем приобретения отдельных участков у частных лиц. Так, в 1623 г. была куплена у пашенного крестьянина д. Комарица в Тобольском уезде, где на 1625 г. стояло 5 дворов, принадлежавших Софийскому дому. Там же была куплена деревенька стрельца Ивана Рогозинникова с 4,5 четями пахотной земли, что при объединении составило общую площадь в 10 четей.

После отъезда Киприана к новому месту служения он оставил своему преемнику довольно значительное количество земли, на которой проживало 68 крестьян. В житницах Софийского дома находилось 311 четвертей хлебных запасов, а кабальные записи в деньгах и хлебе оценивались в 1 405 рублей.

Если проследить, как шло дальнейшее хозяйственное освоение епархиальных земель, то по данным переписной книги за 1651 г. следует, что хлебные запасы в одной только Усть-Ницынской слободе составляли 1 935 четей без полчетверика [12, с. 72]; в Тавдинской слободе - 156 четей без пол-осмины; в Покровской - 415 четей с осминою. Всего в них проживало 537 человек. В Тавдинской - 82 чел.; Покровской - 123 чел.; Усть-Ницынской - 332 чел. [13, с. 83].

Как видим, всего за несколько лет управления вновь открытой епархией архиепископом Киприаном было положено начало закрепления довольно значительной земельной собственности, заселение епархии крестьянами и хозяйственное освоение наделов. Это позволило приемникам архиепископа уже на новом этапе увеличить число крестьян на епархиальных землях, а вместе с тем и количество собираемых урожаев. Все это говорит о долговременных перспективах православной церкви в Сибири, поставившей перед собой задачу распространения православия во всем регионе заселенном не только русским, но и аборигенным населением.

Вместе с тем владыка Киприан, как видим из его посланий к царю и патриарху, занимался поддержанием нравственных правил и устоев среди православных сибирских поселенцев, чтоб их быт и поведение соответствовали общероссийским нормам.

За всем этим четко видна заинтересованность московского правительства в укреплении православия в Сибири как важнейшего фактора ее освоения. Правящая царская династия охотно разрешала Русской православной церкви переводить в свою собственность пустующие земли с правом дальнейшего их использования. Хотя власть духовная не всегда находила взаимопонимание с властью гражданской, но совместная их деятельность по освоению сибирской части России вынуждала искать компромисс и согласие. Таким образом, открытие Сибирской епархии позволило правительству упрочить свои позиции в данном регионе и обрести в лице Русской православной церкви надежного союзника по укреплению позиций Москвы на территории Сибири.

Ссылки:

1. Кондаков Ю.Е. «Русская симфония» - четыре века испытания на прочность. СПб., 2006.

2. Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. СПб., 2002.

3. Покровский Н.Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири // Сибирская Заимка. 2001. № 6.

4. Архипова М.Д. Киприан Старорушанин на Тобольской владычной кафедре (Историографический обзор). Архипова М.Д. Западная Сибирь: Проблемы истории и историографии. Нижневартовск, 2000.

5. Там же.

6. Грамота от 15 января 1621 г. Тобольский архиерейский дом в XVII в. Новосибирск, 1994.

7. Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768). М., 1900. Ч. 3.

8. Буцинский П.Л. Открытие тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков,1891.

9. Отписка тобольских воевод царю Михаилу Федоровичу об отводе архиепископу Киприану покосов по р. Иртыш на Кня-жем лугу на 200 и на 400 копен от 31 сентября 1621 г. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994.

10. Грамота царя Михаила Федоровича тобольским воеводам о пожаловании архиепископу Киприану луга за р. Иртыш и пашни за р. Курдюмкой от 10 января 1621 г. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994.

11. Там же.

12. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 278. Л. 72 об.

13. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 278. Л. 83.

References (transliterated):

1. Kondakov Y.E. «Russkaya simfoniya» - chetyre veka ispytaniya na prochnost'. SPb., 2006.

2. Shaposhnik V.V. Tserkovno-gosudarstvennie otnosheniya v Rossii v 30-80-e gody XVI veka. SPb., 2002.

3. Pokrovskiy N.N. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v osvoenii Sibiri // Sibirskaya Zaimka. 2001. № 6.

4. Arkhipova M.D. Kiprian Starorushanin na Tobol'skoy vladychnoy kafedre (Istoriograficheskiy obzor). Arkhipova M.D. Za-

padnaya Sibir': Problemy istorii i istoriografii. Nizhnevartovsk, 2000.

5. Ibid.

6. Gramota ot 15 yanvarya 1621 g. Tobol'skiy arkhiereyskiy dom v XVII v. Novosibirsk, 1994.

7. Ogloblin N.N. Obozrenie stolbtsov i knig Sibirskogo prikaza (1592-1768). M., 1900. Part 3.

8. Butsinskiy P.L. Otkrytie tobol'skoy eparkhii i perviy tobol'skiy arkhiepiskop Kiprian. Khar'kov,1891.

9. Otpiska tobol'skikh voevod tsaryu Mikhailu Fedorovichu ob otvode arkhiepiskopu Kiprianu pokosov po r. Irtysh na Knya-zhem lugu na 200 i na 400 kopen ot 31 sentyabrya 1621 g. Tobol'skiy arkhiereyskiy dom v XVII veke. Novosibirsk, 1994.

10. Gramota tsarya Mikhaila Fedorovicha tobol'skim voevodam o pozhalovanii arkhiepiskopu Kiprianu luga za r. Irtysh i pashni za r. Kurdyumkoy ot 10 yanvarya 1621 g. Tobol'skiy arkhiereyskiy dom v XVII veke. Novosibirsk, 1994.

11. Ibid.

12. RGADA. F. 214. Op. 1. D. 278. L. 72 ob.

13. RGADA. F. 214. Op. 1. D. 278. L. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.