Научная статья на тему 'Проблема миссионерства православной церкви в Сибири xvii в'

Проблема миссионерства православной церкви в Сибири xvii в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИЯ / АРХИЕПИСКОП / ПОП / МИССИОНЕРСТВО / ORTHODOX CHURCH / DIOCESE / ARCHBISHOP / POP / MISSIONARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пузанов Владимир Дмитриевич

В 1620 г. на востоке России была основана Сибирская епархия. Первым архиепископом Сибири был назначен Киприан, который до того служил архимандритом Хутынского монастыря в Новгородской земле и пользовался большим авторитетом среди православных людей. Архиепископ Киприан служил в Сибири в 1621-1624 гг. Духовенство Сибири крестило в православную веру иноверцев Сибири только при условии добровольности и свободны. В Сибири XVII в. церковь продолжала старые традиции русской культуры. Государство поддерживало Православную Церковь, однако представители традиционных религий пользовались терпимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ORTHODOX CHURCH MISSIONARY IN SIBERIA IN THE XVII CENTURY

The Siberian Diocese was founded in the eastern Russia in 1620. The first archbishop of Siberia was appointed Cyprian who had previously served as archimandrite of the Khutynsky monastery in Novgorod land and enjoyed great authority among Orthodox people. Archbishop Cyprian served in Siberia from 1621 to 1624. The clergy of Siberia baptized the Gentiles of Siberia in the Orthodox faith only on condition of free will and freedom. The church continued the old traditions of Russian culture in Siberia in the 17th century. The state supported the Orthodox Church but representatives of traditional religions enjoyed tolerance.

Текст научной работы на тему «Проблема миссионерства православной церкви в Сибири xvii в»

HISTORY AND ARCHEOLOGY

треб. Кроме того, что он математик, - он еще и статистик, метеоролог, корреспондент. Это какая-то кипучая натура, которая словно боится день один потерять в своей жизни, чтобы не отметить его своей работой, чтобы что-нибудь не сделать для науки или пользы общества».

Умер Иван Михеевич Первушин в 1900 году в селе Мехонское современного Шатровского района, там он и похоронен. Математик К. А. Торопов, пре-

клонявшийся перед талантом математика, справедливо оценил его вклад в науку: «Умер он 74 лет в той же Мехонке, оставленный, как и в Замараевой, всеми в покое, а, может быть, и забытый опять. Но не забыла и не забудет его математическая наука, которой он посвятил бескорыстно всю свою жизнь. Первушинское число известно не только современникам, но его будут знать и отдаленнейшие потомки». И наши чтения - яркое тому подтверждение!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Охапкин, Ю.Д. Зауральский странник [Текст] : материалы к биографии К. Д. Носилова / Ю.Д. Охапкин. - Екатеринбург : Банк Культурной Информации, 2018. - 222 с.

2. Пашков, А.А. России верные сыны. Духовное служение Капустиных [Текст] : посвящается 200-летию со дня рождения о. Антонина (Андрея Ивановича Капустина) / А. А. Пашков. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2017. - 171 с.

3. Федорова, В.П. Иван Михеевич Первушин - просветитель, краевед [Текст] : монография / В.П. Федорова, Г.Р. Шарипова. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - 192 с.

4. Храмы Шадринского уезда [Текст] / Шадр. Движение за культ. возрождение ; ред., сост.: С.Б. Борисов, А.М. Бритвин. - Шадринск : Исеть, 1994. - 174 с.

5. Шадринская старина. 1994 [Текст] : краевед. альм. / отв. ред.С.Б. Борисов. - Шадринск : Изд-во Шадринского пединститута, 1994. - 185 с.

REFERENCES

1. Ohapkin Ju.D. Zaural'skij strannik: materialy k biografii K. D. Nosilova [Trans-Ural wanderer]. Ekaterinburg: Bank Kul'turnoj Informacii, 2018. 222 p.

2. Pashkov A.A. Rossii vernye syny. Duhovnoe sluzhenie Kapustinyh: posvjashhaetsja 200-letiju so dnja rozhdenija o. Antonina (Andreja Ivanovicha Kapustina) [Russian faithful sons. The spiritual ministry of the Kapustins]. Shadrinsk: Sha-drinskij Dom Pechati, 2017. 171 p.

3. Fedorova V.P., Sharipova G.R. Ivan Miheevich Pervushin - prosvetitel', kraeved: monografija [Ivan Mikheevich Per-vushin - enlightener, local historian]. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2010. 192 p.

4. Borisov S.B. (eds.) Hramy Shadrinskogo uezda [Cathedrals of Shadrinsk district]. Shadrinsk: Iset', 1994. 174 p.

5. Borisov S.B. (ed.) Shadrinskaja starina. 1994: kraeved. al'm. [Shadrinsk antiquity.1994]. Shadrinsk: Izd-vo Shadrinskogo pedinstituta, 1994. 185 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Брюханов, председатель Регионального отделения МОО ИППО в Курганской области, депутат Курганской областной Думы, генеральный директор АО «Шадринский Зооветснаб», г. Шадриснк, Россия, e-mail: Bryuhanov@oblduma.kurgan.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Brukhanov, Chairman of the Regional Branch of the IOPS in Kurgan Region, Deputy of Kurgan Regional Duma, General Director of OJSC "Shadrinsky Zoovetsnab", Shadrinsk, Russia, e-mail: Bryuhanov@oblduma.kurgan.ru.

УДК 908

Владимир Дмитриевич Пузанов

г. Шадринск

Проблема миссионерства Православной церкви в ^бири XVII в.

В 1620 г. на востоке России была основана Сибирская епархия. Первым архиепископом Сибири был назначен Киприан, который до того служил архимандритом Хутынского монастыря в Новгородской земле и пользовался большим авторитетом среди православных людей. Архиепископ Киприан служил в Сибири в 1621-1624 гг. Духовенство Сибири крестило в православную веру иноверцев Сибири только при условии добровольности и свободны. В Сибири XVII в. церковь продолжала старые традиции русской культуры. Государство поддерживало Православную Церковь, однако представители традиционных религий пользовались терпимостью.

Ключевые слова: Православная Церковь, епархия, архиепископ, поп, миссионерство.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

279

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Vladimir Dmitrievich Puzanov

Shadrinsk

The problem of Orthodox Church missionary in Siberia in the XVII century

The Siberian Diocese was founded in the eastern Russia in 1620. The first archbishop of Siberia was appointed Cyprian who had previously served as archimandrite of the Khutynsky monastery in Novgorod land and enjoyed great authority among Orthodox people. Archbishop Cyprian served in Siberia from 1621 to 1624. The clergy of Siberia baptized the Gentiles of Siberia in the Orthodox faith only on condition of free will and freedom. The church continued the old traditions of Russian culture in Siberia in the 17th century. The state supported the Orthodox Church but representatives of traditional religions enjoyed tolerance.

Keywords: Orthodox Church, Diocese, Archbishop, pop, missionary.

В 1620 г. в России была организована восточная Сибирская епархия. Как отмечал П.Н. Буцинский, «к чести русского правительства нужно сказать, что распространяя свою власть на обширных пространствах этого края, оно никогда не забывало великой исторической задачи русского народа - распространения христианства между покоренными иноверцами» [2, С. 201]. Михаил Федорович и патриарх Филарет писали воеводе Тобольска о цели открытия епархии - «и совершая свою пресвятую заповедь, которую Бог Слово изрек своими святыми устами - да проповедают во всех концах вселенной его святые заповеди и да просветят все концы земли крещением... да будет избран в нашу отчину, в Сибирское царство пастырь и учитель, дабы Божие слово и апостольское учение проповедывалось по всем городам» [2, С. 201]. Патриарх Филарет благословил быть первым епископом Сибири «в нашу отчину, в Сибирское царство, в первоимянитый град Тобольск архиепископа Киприана». Первый архиепископ Сибири Киприан был до того архимандритом Хутынского монастыря в Новгородской земле и пользовался большим авторитетом среди православных людей края. В годы Смуты новгородцы направили Киприана во главе посольства Новгородской земли в Швецию в город Выборг для переговоров об избрании на русский престол принца Карла Филиппа. В 1615 г. архимандрит Киприан участвовал в посольстве Новгорода в Москву к новому царю Михаилу Федоровичу с тайной просьбой простить новгородцев за их преступления в Смутное время и с просьбой защиты от шведов. Киприан тайно привез жителям Новгорода «милостивую грамоту» государя Михаила Федоровича, после чего отказался дать присягу королю Густаву Адольфу и благословил новгородцев на возвращение в Русское государство. После этого шведы заключили Киприана в тюрьму и подвергли истязаниям за его патриотическую деятельность в Новгороде. Благодаря этим делам архимандрит Киприан заслужил уважение и авторитет у государя [5, С. 713].

8 сентября 1620 г. патриарх Филарет, 14 июня 1619 г. вернувшийся в Москву из

польского плена, посвятил архимандрита Киприана в сан архиепископа Сибирского и Тобольского. В январе 1621 г. новый владыка Киприан отправился в Сибирь с большой группой духовенства, мастерами и прислугой, всего с ним ехали 59 чел. 12 марта архиепископ прибыл в первый город Сибири - Верхотурье. Только 19 июня 1621 г. архиепископ прибыл в Тобольск. В Сибири архиепископу Киприану пришлось бороться с местными обычаями -пьянством многих представителей духовенства, обманом и продажей служилыми людьми женщин из русских городов, которых они привозили в край, обещая жениться на них, принуждением к сожительству с казаками женщин из местного населения. 15 феврале 1624 г. первый архиепископ Киприан по грамоте царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета покинул Тобольск и отправился в Москву. В декабре 1624 г. архиепископ Киприан стал митрополитом Крутицким, заняв одну из главных кафедр в Русской Православной Церкви. Митрополит Киприан в это время был ближайшим сотрудником патриаха и заслужил большой авторитет в Церкви и русском обществе. В октябре 1626 г. патриарх назначил Киприана митрополитом родной Новгородской земли, где его величали титулом «государя». В 1634 г. после кончины патриарха Филарета, митрополит Киприан возглавил Собор, на котором был избран патриарх Иоасаф.

19 декабря 1624 г. новым архиепископом Сибири стал игумен одного из русских монастырей Макарий, выходец из дворян Кучиных. 1 апреля 1625 г. архиепископ Макарий приехал в Тобольск, где служил до кончины в 1635 г.

По наказу патриарха Филарета архиепископ Киприан в Сибири должен был крестить желающих принять православие язычников и мусульман и защищать местное население от произвола воевод [2, С. 221]. По сообщению «Краткого летописца новгородских владык» в Сибири архиепископ Киприан «неверных много крестил» [5, С. 713].

Русские цари из рода Романовых в грамотах особо писали, чтобы крестить в Сибири только тех,

HISTORY AND ARCHEOLOGY

которые «похотят креститься своею волею, а неволею их к тому не нудить».

Государь Михаил Федорович в грамоте архиепископу Сибири сообщал, что иноверцы имели право на защиту от власти на дворе архиепископа во всех винах, кроме государственной измены, если кто «похочет креститись». Так желание креститься избавляло от наказания представителей местных народов за большинство преступлений. Однако архиепископ Макарий считал - «А в правилах де апостольских и отеческих писано - велено принимать во крещение вольных людей, чтоб ни от смерти, ни от беды, ни от напасти для того, что примет крещение и причащение, да опять заворовав обусурманится». Архиепископ Макарий полагал, что крещение в православную веру иноверцев Сибири должно было быть, только, когда оно было добровольным и свободным. Архиепископ Макарий писал царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету, что «правила апостольские и отеческие» более важны, чем их желания [2, С. 272].

Представители белого духовенства Сибири в вопросе о крещении проявляли часто еще большую строгость. В 1624 г. по государеву указу, разрешалось крестить по желанию из ясачных людей Сибири, «буде кто их ясачных людей похочет креститься своею волею и тех людей велети крестити добровольно и устроить их в твою государеву службу». Разрешалось крестить и местных женщин по их желанию. В октябре 1624 г. в Кузнецком остроге «литвин» Федор Мосальский «с товарищи» и женщина из местного тюркского населения просили «чтобы ты великий государь их пожаловал, велел крестить в православную христианскую веру». Воевода Федор Голенищев -Кутузов приказал священнику Кузнецкого острога Ивану Иванову крестить этих людей. Но священник отказал воеводе: «И он поп меня холопа твоего не послушал, тех иноземцев не крестил, и сказал: у меня для литвы и татарам крещения нет» [РГАДА, Ф. 214, Ст. 10, Л. 6].

В 1626 г. архиепископ Макарий послал попу Ивану Иванову грамоту, с приказом крестить желающих «иноземцев». Но священник Кузнецкого острога отказался даже брать грамоту архиепископа Макария. Позднее священник Иван Иванов предоставил православную молитву хотящим креститься.

В итоге вопрос о крещении в Кузнецком остроге был направлен Федором Голенищевым -

Кутузовым Михаилу Федоровичу. Государь Михаил Федорович приказал крестить в Сибири иноземцев по их желанию, «которые хотят креститься... велели их, по их челобитью крестить, и за крещение государево жалование велели дати, по государеву указу, как давано за крещенье иным таким же иноземцем».

В грамотах о крещении народов Сибири русские цари писали, чтобы крестить только тех, которые «похотят креститься своею волею, а неволею их к тому не нудить». За крещение давалось особое «государево жалование». Так, когда в 1603 г. в городе Верхотурье крестились 4 чел. вогул, они получили «ради крещения» по 2 сукна, рубашке и сапогам от воеводы. Долгое время «новокрещенов» Сибири верстали в «государеву службу» в городах края. «Новокрещены» часто писали, «что им никак нельзя жить с своей братией, что они от своей веры отстали и их в свою землю не пустят, потому что крещены». В результате в городах Сибири в конце

XVI - XVII в. сложилась особая группа служилых людей, выходцев из народов восточного края, принявших православие - «новокрещены». [РГАДА, Ф. 214, Кн. 535, Л. 254]. К 1634 г. имелось всего 530 чел. тюркского населения Сибири, которые приняли православие [6, С. 147].

По мнению Н. А. Миненко государство в

XVII в. запрещало в Сибири крупную миссионерскую активность, чтобы не потерять «ясачные платежи» [4, С. 254]. А. Ю. Конев отмечал, что подобные мотивы религиозной деятельности православных иерархов в Сибири XVII в., были продиктованы прежде всего «мировоззренческими установками деятелей самой Русской православной церкви» [3, С. 54]. Русское государство поддерживало, прежде всего, Православную Церковь, при этом и другие традиционные религии, которые разделяли народы России, пользовались значительной терпимостью. Русская власть на востоке России, в Сибири развивала традиционную политику веротерпимости. Голштинский дипломат в России Адам Олеарий отмечал - «не слышно, чтобы русские насильно кого обращали в свою веру, напротив каждому они предоставляют свободу совести, хотя бы это были их подданные или рабы». Академик В. В. Болотов справедливо отмечал, что христианство принесло в мир идею религиозной свободы [1, С. 41].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Болотов, В.В. Лекции по истории Древней церкви [Текст]. Т. 3. История церкви в период Вселенских соборов / В.В. Болотов. - М. : Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 1994. - 340 с.

2. Буцинский, П. Н. Сочинения [Текст]. В 2 т. Т. 2 / П.Н. Буцинский. - Тюмень, 1999. - 328 с.

3. Конев, А.Ю. О роли конфессионального фактора в процессе интеграции народов Западной Сибири в состав России. XVII век [Текст] / А.Ю. Конев // Проблемы взаимодействия человека и природной среды. - Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2004. - Вып. 5. - С. 51-55.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

281

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

4. Миненко, Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX в. [Текст] / Н.А. Миненко. -Новосибирск : Наука, 1975. - 308 с.

5. Ромодановская, Е.К. Киприан [Текст] / Е.К. Ромодановская // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. - Т. 33. - С. 713.

6. Томилов, Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX в. [Текст] / Н. А.Томилов. - Томск : Изд-во ТГУ, 1980. - 276 с.

REFERENCES

1. Bolotov V.V. Lekcii po istorii Drevnej cerkvi. T. 3. Istorija cerkvi v period Vselenskih soborov [Lectures on the history of the Ancient Church. T. 3. History of the Church during the Ecumenical]. Moscow: Spaso-Preobrazhenskij Valaamskij stavropigial'nyj monastyr', 1994. 340 p.

2. Bucinskij P. N. Sochinenija. V 2 t. T. 2 [Compositions. In 2 t. T. 2]. Tjumen', 1999. 328 p.

3. Konev A.Ju. O roli konfessional'nogo faktora v processe integracii narodov Zapadnoj Sibiri v sostav Rossii. XVII vek [On the role of confessional factor in the process of integration of the peoples of Western Siberia into Russia. XVII century]. Problemy vzaimodejstvija cheloveka i prirodnoj sredy. Vyp. 5 [Problems of interaction between humans and the environment. Vol. 5]. Tjumen': Izd-vo IPOS SO RAN, 2004, pp. 51-55.

4. Minenko N.A. Severo-Zapadnaja Sibir' v XVIII - pervoj polovine XIX v. [North-Western Siberia in the XVIII - the first half of the XIX century.]. Novosibirsk: Nauka, 1975. 308 p.

5. Romodanovskaja E.K. Kiprian [Cyprian]. Pravoslavnaja jenciklopedija. T. 33 [Orthodox Encyclopedia. Vol. 33]. In Patriarha Mosk. i vseja Rusi Kirilla (ed.). Moscow: Cerkovno-nauchnyj centr «Pravoslavnaja jenciklopedija», 2013, pp. 713.

6. Tomilov N.A. Tjurkojazychnoe naselenie Zapadno-Sibirskoj ravniny v konce XVI - pervoj chetverti XIX v. [The Turkic-speaking population of the West Siberian Plain at the end of the 16th - first quarter of the 19th centuries]. Tomsk: Izd-vo TGU, 1980. 276 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

В.Д. Пузанов, доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник, профессор кафедры истории и права, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадриснк, Россия, e-mail: alan1971@bk.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

V.D. Puzanov, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher, Professor, Department of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: alan1971@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.