Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О МОРМОНАХ В РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1850–1857 гг.)'

ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О МОРМОНАХ В РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1850–1857 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые религиозные движения в XIX в. / история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней / мормоны в США в 1830–1850-е гг. / Джозеф Смит-младший / Бригам Янг / отражение исторических событий в российской периодической печати / new religious movements in the XIXth century / the history of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints / Mormons in the USA in the 1830s–1850s / Joseph Smith Jr. / Brigham Young / the reflection of historical events in the Russian periodical press

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий Виталий Викторович

В статье рассматриваются первые сведения о мормонах (Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) в России, содержавшиеся в сообщениях, заметках и статьях в периодической печати (1850–1857 гг.). Уникальный феномен мормонов и успешное освоение ими обширных территорий в районе Большого Соленого озера и Скалистых гор привлекали внимание современников не только в США, но и в других странах. Проведен анализ сведений о религиозной организации, ее особенностях, основных идеях, возникновении, истории и перспективах, содержавшихся в российской периодической печати. Показано, что первые отечественные исследователи приводили в основном достоверные сведения о раннем мормонизме. Религиозное движение мормонов было основано пророком Джозефом Смитом-младшим (1805-1844) в западных районах штата Нью-Йорк в 1830 г. К новому религиозному движению в 1830–1840-е гг. присоединились десятки тысяч сторонников, включая многочисленных обращенных иммигрантов из Канады и Западной Европы. Отечественные журналисты и публицисты отмечали, что мормоны постоянно подвергались преследованиям и вынуждены были мигрировать на Запад США. После гибели первого пророка от рук местных ополченцев в 1844 г. их возглавил Бригам Янг (1801-1877). В 1847 г. под его руководством началось переселение мормонов в Западную Америку на территорию Юты, где они создали квазигосударственное образование, просуществовавшее до 1890-х гг. В отечественных периодических изданиях в 1850-е гг. наряду с достоверными сведениями содержались также нелепые слухи, необоснованные предположения, мифы, искаженная, а иногда и абсолютно ложная информация о мормонах. Во многом это было связано с противоречивостью ранней истории мормонов и непроверенными данными о них, распространявшимися в американской и европейской публицистике и журналистике XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST INFORMATION ABOUT MORMONS IN THE RUSSIAN PERIODICALS (1850–1857)

The article examines the first information about the Mormons (the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints) in Russia, contained in messages, notes and articles in the periodical press (1850–1857). The unique phenomenon of the Mormons and their successful development of vast territories in the Great Salt Lake and Rocky Mountains attracted the attention of contemporaries not only in the United States, but also in other countries. An analysis of information about the religious organization, its features, main ideas, emergence, history and prospects contained in the Russian periodicals was carried out. It is shown that the first domestic researchers provided mostly reliable information about early Mormonism. The Mormon religious movement was founded by the Prophet Joseph Smith, Jr. (1805-1844) in western New York in 1830. Tens of thousands of supporters joined the new religious movement in the 1830s and 1840s, including numerous converted immigrants from Canada and Western Europe. Domestic journalists and publicists noted that Mormons were constantly persecuted and forced to migrate to the Western United States. After the death of the first prophet at the hands of local militias in 1844, they were led by Brigham Young (1801-1877). In 1847, under his leadership, the migration of Mormons to Western America began on the territory of Utah, where they created a quasi-state entity that existed until the 1890s. In the Russian periodical press in the 1850s, along with reliable information, there were also ridiculous rumors, unfounded assumptions, myths, distorted and sometimes completely false information about Mormons. This was largely due to the inconsistency of the early history of the Mormons and the unverified data about them that was distributed in American and European journalism of the XIXth century.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О МОРМОНАХ В РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1850–1857 гг.)»

УДК 94(73)"1830/1857"

Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О МОРМОНАХ В РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1850-1857 гг.)

В статье рассматриваются первые сведения о мормонах (Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) в России, содержавшиеся в сообщениях, заметках и статьях в периодической печати (1850-1857 гг.). Уникальный феномен мормонов и успешное освоение ими обширных территорий в районе Большого Соленого озера и Скалистых гор привлекали внимание современников не только в США, но и в других странах. Проведен анализ сведений о религиозной организации, ее особенностях, основных идеях, возникновении, истории и перспективах, содержавшихся в российской периодической печати. Показано, что первые отечественные исследователи приводили в основном достоверные сведения о раннем мормонизме. Религиозное движение мормонов было основано пророком Джозефом Смитом-младшим (1805-1844) в западных районах штата Нью-Йорк в 1830 г. К новому религиозному движению в 1830-1840-е гг. присоединились десятки тысяч сторонников, включая многочисленных обращенных иммигрантов из Канады и Западной Европы. Отечественные журналисты и публицисты отмечали, что мормоны постоянно подвергались преследованиям и вынуждены были мигрировать на Запад США. После гибели первого пророка от рук местных ополченцев в 1844 г. их возглавил Бригам Янг (1801-1877). В 1847 г. под его руководством началось переселение мормонов в Западную Америку на территорию Юты, где они создали квазигосударственное образование, просуществовавшее до 1890-х гг. В отечественных периодических изданиях в 1850-е гг. наряду с достоверными сведениями содержались также нелепые слухи, необоснованные предположения, мифы, искаженная, а иногда и абсолютно ложная информация о мормонах. Во многом это было связано с противоречивостью ранней истории мормонов и непроверенными данными о них, распространявшимися в американской и европейской публицистике и журналистике XIX в.

Ключевые слова: новые религиозные движения в XIX в., история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, мормоны в США в 1830-1850-е гг., Джозеф Смит-младший, Бригам Янг, отражение исторических событий в российской периодической печати. DOI: 10.22281/2413-9912-2024-08-01-77-83

Введение. Внимание российской периодической печати в середине - второй половине XIX в. было приковано преимущественно к событиям в странах Западной и Восточной Европы. Большое внимание уделялось Франции. Европа во всех смыслах была ближе к России, чем Новый Свет. Тем не менее, на страницах русской прессы содержались отдельные заметки и относительно большие по объему статьи, посвященные Соединенным Штатам. Интерес вызывали: природа Америки, освоение западных земель, американская экономика, строительство железных дорог, отношения с индейцами, сенсационные новости, связанные с «золотой лихорадкой» в Калифорнии, «которая сделалась обетованною страною всех искателей приключений», практицизм и деловые качества американцев, их новые открытия в технике и изобретения [4; 5; 6; 7; 9; 10].

О восприятии Северной Америки в 1850-е гг. в России можно составить представление по публицистике известного

© Прилуцкий В.В. © Рп^Ыу У.У.

писателя и востоковеда-полиглота О.И. Сен-ковского (1800-1858). По его мнению, «Соединенные Северо-Американские Штаты» -«земля, во всех главных отношениях чрезвычайно похожая на Россию - так же обширна и обильна, как Россия, так же редко населенная». В этой стране «на равном с нами пространстве обитает только треть нашего народонаселения», поэтому она «так же по превосходству земледельческая и так же наделенная разнородными климатами». «Природные богатства этой земли, подобно богатствам русской, разбросаны на огромных пространствах, так что богатствами и назвать их нельзя..., они, скорее, простая, нередко разорительная собственность...». «.Это - земля скорее бедная, чем богатая, во всех других отношениях, кроме земледельческого.» [7, с. 397-398]. Возникшие в этой стране мормоны, попытавшиеся на незаселенных западных территориях Северной Америки реализовать на практике свою религиозную утопию, выглядели невероятным явлением.

В историографии тема данной статьи является практически неисследованной. Предшественником в изучении проблематики являлся историк, религиовед, публицист, главный редактор журнала «Наука и религия», пресс-секретарь Федерального архивного агентства Российской Федерации (Росархива) Сергей Георгиевич Антоненко (1974-2021). В своей книге и статьях он охарактеризовал восприятие Святых последних дней и их идей российскими дореволюционными писателями, литераторами, философами в период 1857-1917 гг., а также представил информацию о мормонах, которая печаталась в советских изданиях 1917-1991 гг. Антоненко также упомянул и работы отечественных постсоветских исследователей «мормонского вопроса» 1990-х - 2000-х гг. [1, с. 102-103; 2].

Объекты и методы исследования. Упоминаний о мормонах в отечественной периодической печати до 1850 г. мною обнаружено не было. Справедливо с большой долей вероятности утверждать, что сообщения в российских журналах в 1850-1857 гг. являлись первыми сведениями о Святых последних дней, опубликованными в нашей стране. Российские журналисты и публицисты называли регион, населенный Святыми последних дней, «Утахом» (т.е. Ютой), «Дезере-том», «Землей Мормонов» и «Соляной пустыней» [11]. Сведения о мормонах публиковались на страницах журналов «Москвитянин», «Отечественные записки», «Пантеон» и «Русский Вестник». Значительное внимание авторы публикаций уделяли истории о том, как Джозеф Смит нашел Книгу Мормона - золотые пластины, якобы содержавшие Священное Писание древних американцев-нефийцев. Сакральные тексты были записаны и впоследствии спрятаны нефийским пророком, полководцем, историком и хранителем летописей Мормоном, жившим по преданию в IV в. н.э. Не менее важными сюжетами в отечественных журналах было описание миграции мормонов в Юту и их жизни на новых землях.

Появившиеся в российской прессе в 1850-е гг. публикации о мормонах, как правило, являлись переведенными с иностранных языков сочинениями. Ранее они уже издавались в странах Западной Европы (часть

из них была отчетами о путешествиях на Дальний Запад). Также это были статьи, написанные отечественными журналистами и публицистами на основе сообщений в заграничных изданиях. Первые публикации о мормонах в Российской империи отличались разным уровнем объективности и научности. Они представляют различную ценность для исторической науки. Как правило, в них создавался противоречивый образ мормонов и их лидеров. Задачей данной статьи является исследование того, насколько разносторонне и правильно освещались мормоны в отечественной периодической печати в рассматриваемый исторический период.

Результаты и их обсуждение. В мартовском номере за 1850 г. журнала «Москвитянин» в разделе «Разные известия» появилась статья «Мормоны», которая содержала вместе с достоверными сведениями о новой религиозной организации множество ошибок и неточностей. Появление мормонов автор статьи считал настоящим чудом: «... в числе всех чудес американской жизни преимущественно внимание привлекает к себе общество святых кончины мира, или, как обыкновенно называют их, секта Мормонов». «Возле Большого Соленого озера, среди своих набожных собраний и обработки полей с пшеницей и картофелем» они образовали «дивный штат» с «главным городом Новый Иерусалим», построенным «не из сапфира, а из кирпичей». Упорный труд, «тяжелая работа», преодоление серьезных испытаний и трудностей, привели к «чрезвычайно быстрому процветанию Сиона». «И подлинно, происхождение этой секты принадлежит к числу глупостей; но за то история ее движения от Иллиноя (Иллинойса) к Тихому океану должна быть причислена к необыкновенным явлениям нашего века» [8, с. 30-31].

Достаточно подробно в статье описывались события, связанные с «различными откровениями» и нахождением с помощью Ангела в 1825 г. (на самом деле - в 1823 г.) «Джое Смитом из штата Вермона (Вермонт)» Книги Мормона. «Наставление на новоегипетском языке», написанное на «медных досках» (в действительности - на золотых листах или пластинах) являлось «странным произведением ума». Также в статье кратко излагается основное содержание Книги

Мормона: история переселения древних евреев «со времен Езекии» в Новый Свет и их жизнь на новом месте (600 г. до н.э. - 400 г. н.э.), происхождение племен американских индейцев от мигрировавших израильтян, которые «1 500 лет вели кровавые войны», появление в Америке Иисуса Христа после воскресения и обращение им местного населения и т.п. «.. .Спаситель после своего Воскресения явился в Америке и ввел здесь Библию, Пророков, Апостолов и т.п.», но «народ погряз во грехах, и последний Пророк написал Book of Mormon (книгу Мормона) на упомянутых медных досках, которые спрятал в земле, пока они, явившись снова, не будут приняты к исполнению воли Божией при кончине мира». Автором статьи о мормонах делался из данный событий справедливый вывод: «Все доказывает совершенное незнание истории». [8, с. 31]. В статье приводятся достоверные факты из истории мормонов: их миграция в 1830-е гг. в штат Миссури, откуда они были изгнаны в Иллинойс, поскольку «Смит, как глава этой секты, хотел господствовать». «Обвинения против Мормонов становились все жесточе, и наконец вспыхнула война: сделано было нападение на город Нову (Наву)». Затем последовало изгнание мормонов из построенного ими города в Иллинойсе в сентябре 1846 г. после вооруженного конфликта. Мормоны вынуждены были организованно переселиться за реку Миссисипи на Запад.

Летом 1848 г. «передовой их отряд, около тысячи человек, перешел Утесистые (т.е. Скалистые) горы и поселился в стране возле пристани св. Франциска» (здесь путаница: известно, что группа мормонов в количестве 238 чел. высадилась с корабля «Бруклин» («Бруклинские святые») в районе залива Сан-Франциско в июле 1846 г., а первый отряд мормонских пионеров прибыл в долину Большого Соленого озера 24 июля 1847 г.). «Тут они вскоре положили основание штата и приступили к постройке города. Неимоверны трудности, которые надо было им преодолеть в этой стране» [8, с. 31-32]. Например, «в первые два года их поселения кобылки пожирали хлеб на поле и готовили им голодную смерть». Но «наконец с озера тучей слетелись чайки, и с жадностью напали на кобылок». «Таким образом, в несколько

недель кобылки совершенно были уничтожены». «Теперь путешественник, проходя по новому Штату, основанному Мормонами и называемому Дезерет, видит одно безмерное поле, засеянное пшеницей, по крайней мере в 10 тыс. акров» [8, с. 32]. Здесь описана мормонская легенда, известная как «чудо с чайками». В июне 1848 г. калифорнийские чайки якобы чудесным образом спасли урожай и избавили сельскохозяйственные угодья Святых последних дней от нашествия саранчи или «мормонских сверчков» (англ. Mormon crickets, лат. Anabrus simplex) - местных крупных нелетающих кузнечиков.

В 1853 г. в журнале «Отечественные записки» появилась статья «Большое Соленое озеро в Северной Америке», в которой подробно освещалась топографо-геодезическая экспедиция под командованием капитана Стенсбюри (Стэнсбери) (август 1849 г. - июль 1850 г.). Речь идет о деятельности в Юте подразделения Корпуса инженеров-топографов США во главе с офицером Говардом Стэнсбери (1806-1863), изучавшего в 1849-1851 гг. труднодоступные районы Дальнего Запада. По заданию Конгресса США экспедиция должна была исследовать область Соленого озера, где нашли «убежище» мормоны. Первоначально мормоны отнеслись враждебно к деятельности Стэнсбери, опасаясь, что Конгресс якобы «намерен продать с публичного торга вновь обработанные ими земли, а их самих прогнать». Однако после личной встречи капитана с пророком Брейгамо-Юнгом (Бри-гамом Янгом) экспедиция заручилась всесторонней поддержкой мормонов и успешно осуществила намеченные работы. Стэнсбери первый в американской истории со своими людьми обошел все озеро и изучил прилегающие территории [3, с. 44-45].

Отчет об экспедиции Стэнсбери содержал интересные сведения о населении, экономике Юты, образе жизни Святых, природе «Страны Мормонов» и ее двух главных городах - Солт-Лейк-Сити и Огдене. Юта отличалась солеными почвами, недостатком пресной воды, обильными снегопадами зимой, но также наличием «плодоносных долин» и «богатых пажитей», благоприятных для выпаса скота даже в зимний период. «Плодородие земли здесь чрезвычайное. Средний урожай бывает сам-40. Ранние морозы мешают

возделыванию маиса; но свекла, репа и в особенности картофель достигают удивительных размеров и лучшего качества». «В городе Соленого озера (Солт-Лейк-Сити) есть уже фабрика ножей, суконная, горшечная, и строится сахарный завод. Если вспомнить, что четыре года тому назад здесь была бесплодная пустыня, то в будущем от развития этой колонии можно ожидать многого». «Все жилища колонии, как снаружи, та и внутри, обнаруживают видимое благосостояние жителей» [3, с. 49]. «В северной части города есть источник горячих вод, которые искусно проведены в разные заведения общественных бань. Во время экспедиции Стенсбюри было в этом городе 8 тыс. жителей; в числе зданий есть монетный двор» [3, с. 48-49].

Любопытны зарисовки о жизни и быте первопоселенцев в мормонских поселениях в Юте. Из-за перенаселенности зимой 1849/1850 гг. большая часть пионеров «должна была жить на улице, в телегах, превратив их в палатки, нагреваемые печами и обитые коврами». «Безопасность, с которою несколько сот людей жили на улице, свидетельствует о честности и порядке этой колонии» [3, с. 46]. Мормоны стараются никого не обманывать. «Полицейские законы строго у них выполняются». «Все товары при ввозе платят здесь 1% со своей ценности, кроме крепких напитков, которые обложены 50%. Этот огромный акциз наложен для того, чтоб воздерживались от пьянства». «В торговле Мормоны честны и добросовестны. Права собственности здесь свято почитаются, и законы строго преследуют каждое нарушение их. Стенсбюри бывал часто на балах и вечерах Мормонов. Никогда он не видел ни одной ссоры: все были веселы, разговорчивы, любезны и спокойны» [3, с. 49]. «По выступлении своем оттуда, капитан встретил еще 95 телег Мормонов. Это был авангард нового переселения, для усиления этой колонии. Перед ним шли два больших стада баранов. Каждая телега была запряжена тремя, или пятью парами волов. Телеги были наполнены женщинами, детьми, гусями и индейками. Всего было в этом отряде 500 чел., 1 000 быков и 100 баранов» [3, с. 47].

В статье о Большом Соленом озере делались прогнозы о будущем «мормонского царства»: «Отдельные колонии Мормонов

основывались в долине Сен-Пете, в 150 милях оттуда по дороге к Калифорнии, и другие в 250 милях на широкой реке, близ лесов, угольных копей, железных и квасцовых руд. Последнее селение названо: городом кедров. Таким образом, до Тихого океана все будут возделанные земли и проложенные дороги» [3, с. 49].

В отечественной периодической печати в подробностях описывались некоторые эпизоды из истории мормонов в период 18301857 гг., но в них часто содержались фактологические ошибки и неверная информация. Так, в опубликованных отрывках из отчета Стэнсбери утверждалось, что мормоны «возникли в 1830 г. в Киртланде, в штате Огио; но тамошние жители не хотели терпеть их соседства и прогнали их в штат Иллинои, где на берегах Миссисипи они основали город Ниву, достигнувший вскоре цветущего состояния. Здесь они жили спокойно до 1844 г.; но окрестные жители и тут требовали их изгнания. Принужденные уступить, они решились удалиться в пустыню, и в феврале 1846 г. переправились в город Иозе. Здесь им тоже отказали в убежище, и они пошли за границы Соединенных Штатов. Здесь на берегах Миссисипи остановились они и засеяли некоторое пространство земли, чтоб основать колонию. Вдруг явился отряд североамериканских войск и потребовал от них 500 чел. рекрутов для мехиканской войны». Здесь речь идет о знаменитом Мормонском батальоне, отличившемся в период Американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. Считалось, что «это было лучшее войско в числе американских волонтеров». В 1850 г. территория мормонов Юта официально вошла в состав США. «Вскоре, вероятно, они составят собственный штат, который будет принят в Союз». «Мормоны уже послали в Вашингтон просьбу о принятии их штата в Союз» [3, с. 48].

В журнале «литературно-художественном» «Пантеон» в 1856 г. печатались очерки о поездке европейского путешественника в Северную Америку. Он посетил «небольшой городок в Иллиное, Новоо (Наву), где секта Мормонов давно уже основала свою главную квартиру. Там видны еще остатки их величественного храма; прекрасное здание, довольно поместительное для 3 тыс. чел.; но оно было превращено в пепел по злому умыслу 9 октября 1848 г.; оно стоило полмиллиона

долларов (560 т. руб. сер.). За четыре года до пожара основатель мормонизма Джое Смит был убит чернью в темнице Новоо. Джое (Иосиф) Смит - уроженец штата Вермона; в слишком молодых летах ему пришло в голову подражать Магомету и учредить новую секту. Без особенного труда он уверил своих приверженцев, что получил от неба алкоран; ему достаточно было для этого представить им большую книгу ... на греческом языке. Конечно, он наперед уверился, что из множества последователей ни один не понимал ни слова, даже не знал азбуки этого языка. Когда Мормоны переменили свое местопребывание, богатейший город сделался владением и жилищем начальников великого магистра икарийцев Кабе» (община французских утопистов - ика-рийских коммунистов существовала в Наву в 1849-1860 гг.). «Что касается Мормонов, все эти сектанты в числе 11 т. живут на земле, называемой Утах, лежащей на многие сотни льё к западу от Миссисипи, почти у Соленого озера [9, с. 11]. Новый штат, составленный ими недавно, управляется губернатором, примерным и ревностным последователем одного из главных пунктов учения Мормонов, именно, утверждающего неограниченное многоженство». «Другая добродетель этих сектантов есть унижение себя, но, как бы сказать, унижение навыворот; потому что они и все и каждый признают себя святыми». В середине 1850-х гг. в Европу пришли известия, что «Мормоны возмутились против американских властей в своей новой колонии Утах, которая, как известно, недавно включена, как штат, в общий состав Соединенных Штатов». В российских журналах также печатались анекдоты о Святых последних дней. В качестве примера приведем один из них: «У этого достойного президента (имеется ввиду пророк Бригам Янг), как говорили нам, 24 жены и уверяют, несколько месяцев назад, он прогуливался в коляске с 16 супругами, из которых 14 кормили грудью детей своих» [9, с. 12].

Российская пресса констатировала «успехи» мормонов не только в строительстве Нового Иерусалима - Сиона в Америке, но и в проведении миссионерской работы в Европе. «Недавно происходила в Лондоне их шестая годичная конференция. Из речей, произнесенных по этому случаю, видно, что общество процветает. На издержки

переселения в Америку было собрано 50 тыс. франков в нынешнем году. В Швейцарии долгое время мормонов почти не было. Теперь число их увеличилось. В конце августа (1857 г.) на Цюрихском озере происходил торжественный обряд крещения их новообращенных. В длинных рубашках мужчины и женщины погружались в озеро при большом стечении народа. Полиция не мешала церемонии, но со стороны толпы не обошлось без насмешек и побоев сектаторам» [12, с. 55].

В 1857 г. российская периодическая печать с тревогой сообщала об угрозе возможного конфликта правительства США с мормонскими ополченцами в Юте (известного как Ютская война 1857-1858 гг.). «Экспедиция в Утаг (Юту) против мормонов, задержанная происшествиями в Канзасе, началась теперь. Нельзя не пожелать, чтоб эта безнравственная и вредная секта наконец унялась. Деспотизм, с которым управляет обществом «святых» президент их Бригам Йонг (Янг), не имеет пределов. Он раздает, например, старикам молодых девушек, допускает всякого рода своевольство и со стороны своих подчиненных. Убийствами нередко заключаются митинги мормонов» [12, с. 59]. «По последним известиям из Утага мормоны намерены сопротивляться союзному войску» (т.е. федеральной армии) [12, с. 113]. «Кажется, что мормоны готовятся к упорной обороне. Великий первосвященник Брейгам Йонг запретил издание мормонского журнала и повелел закрыть все их храмы. По-видимому, эти меры находятся в связи с предстоящей войной» [12, с. 167].

Заключение (выводы). Таким образом, первоначально сведения о Святых последних дней в России носили в определенной степени мифологизированный и искаженный характер. Мормонская религия привлекала внимание читающей публики, поскольку являлась экзотическим явлением для России и россиян в XIX в. Непроверенные слухи и невероятные домыслы наполняли страницы печатных изданий. Публиковались курьезные случаи, ужасные истории и анекдоты о мормонах, способствовавших формированию их негативного образа в общественном сознании. Наличие подобных сообщений о жизни мормонов и особенностях их вероучения можно объяснить отдаленностью американского континента и отсутствием у Российской империи в

середине XIX в. нормальный коммуникации с ним. Но степень достоверности информации о мормонах в периодической печати постоянно возрастала, а тональность в их оценках менялась. Многие опубликованные в 1850-е гг. статьи были выполнены на высоком уровне. В них содержалось подробное описание истории Святых с момента зарождения этого религиозного движения, анализ их быта и образа жизни в Юте, приводились разнообразные дополнительные сведения об Америке и мормонах. В итоге в русских периодических изданиях была создана целостная и во многом правдивая картина мормонизма. В 1856-1857 гг. по мере назревания конфликта между мормонской церковью и федеральным правительством в периодической печати России

мормонов начали рассматривать как антиобщественную и антигосударственную силу. Но авторы статей оказались неспособными к глубокому анализу и, как правило, не понимали природу верований, основания популярности данного движения и причины гонений на него (каковыми являлись полигамия и религиозно-политический радикализм). Создание Сиона -реализация религиозной утопии на пустынных землях возле Большого Соленого озера в окружении Скалистых гор рассматривалось как настоящее чудо. Современники событий сумели детально описать, но не смогли объективно изучить, понять и объяснить мормо-низм, тесно связанный с общественными явлениями на Западе, миграционными и колонизационными процессами в Америке.

Список литературы

1. Антоненко С.Г. Мормоны в России. Путь длиной в столетие: Опыт историко-культурного исследования. М.: ООО «Родина», 2007. 304 с.

2. Антоненко С.Г. Путь длиной в столетие. Формирование образа мормонов в российском общественном сознании // Родина, 2007. №8. С. 116-121.

3. Большое Соленое озеро в Северной Америке // Отечественные записки, 1853. Т. 90. №10. С. 42-49.

4. Золотые прииски в Калифорнии // Москвитянин, 1849. Январь. №1. Кн.1. С. 57-58.

5. Железная дорога от Атлантического к Тихому океану // Современник, 1856. Т.60. №11. С.134-141.

6. Калифорнийское золото // Москвитянин, 1849. Октябрь. №19. Ч.1. С. 45.

7. Листки Барона Брамбеуса. Ч. 1. СПб.: Типография И.И. Глазунова и Комп., 1858. 420 с. (еженедельные статьи 1856 г. О.И. Сенковского, печатавшиеся в журнале «Сын Отечества», изданные отдельной книгой).

8. Мормоны // Москвитянин, 1850. Март. №5. Ч.2. С. 30-32.

9. Олифф Ш. Северная Америка в наше время. Ч. 1 // Пантеон, 1856. Т.26. №4. С. 1-48.

10. Путешествие из Парижа в Сан-Франциско (Сцены калифорнских нравов) // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, 1856. 15 марта. Т. 89. №354. С. 109-133.

11. Путешествие немецкого туриста по Американскому материку из Сан-Луи в Калифорнию // Пантеон, 1856. Т. 26. №4. С. 62.

12. Русский Вестник. Современная летопись, 1857. Т. 11. С. 55, 59, 113, 167.

THE FIRST INFORMATION ABOUT MORMONS IN THE RUSSIAN PERIODICALS (1850-1857)

The article examines the first information about the Mormons (the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints) in Russia, contained in messages, notes and articles in the periodical press (1850-1857). The unique phenomenon of the Mormons and their successful development of vast territories in the Great Salt Lake and Rocky Mountains attracted the attention of contemporaries not only in the United States, but also in other countries. An analysis of information about the religious organization, its features, main ideas, emergence, history and prospects contained in the Russian periodicals was carried out. It is shown that the first domestic researchers provided mostly reliable information about early Mormonism. The Mormon religious movement was founded by the Prophet Joseph Smith, Jr. (1805-1844) in western New York in 1830. Tens of thousands of supporters joined the new religious movement in the 1830s and 1840s, including numerous converted immigrants from Canada and Western Europe. Domestic journalists and publicists noted that Mormons were constantly persecuted and forced to migrate to the Western United States. After the death of the first prophet at the hands of local militias in 1844, they were led by Brigham Young (1801-1877). In 1847, under his leadership, the migration of Mormons

to Western America began on the territory of Utah, where they created a quasi-state entity that existed until the 1890s. In the Russian periodical press in the 1850s, along with reliable information, there were also ridiculous rumors, unfounded assumptions, myths, distorted and sometimes completely false information about Mormons. This was largely due to the inconsistency of the early history of the Mormons and the unverified data about them that was distributed in American and European journalism of the XlXth century.

Keywords: new religious movements in the XlXth century, the history of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, Mormons in the USA in the 1830s-1850s, Joseph Smith Jr., Brigham Young, the reflection of historical events in the Russian periodical press.

References

1. Antonenko S.G. (2007). Mormony' v Rossii. Put' dlinoj v stoletie. [Mormons in Russia. A way of century] M.: OOO «Rodina». 304 s.

2. Antonenko S.G. ()2007 Put' dlinoj v stoletie. Formirovanie obraza mormonov v rossijskom obshchestvennom soznanii [A century-long path. The formation of the image of Mormons in the Russian public consciousness] // Rodinaю N. 8. S. 116-121.

3. Bol'shoe Solenoe ozero v Severnoj Amerike (1853) [The Great Salt Lake in North America]// Otechestvennye zapiski. T.90. N.10. S. 42-49.

4. Zolotye priiski v Kalifornii (1849) [Gold mines in California] // Moskvityanin. Yanvar'. №1. Kn.1. S. 57-58.

5. Zheleznaya doroga ot Atlanticheskogo k Tihomu okeanu (1856) [The railway from the Atlantic to the Pacific Ocean] // Sovremennik. T.60. N. 11. S. 134-141.

6. Kalifornijskoe zoloto (1849) [Californian gold] // Moskvityanin. Oktyabr'. N.19. Ch.1. S. 45.

7. Listki Barona Brambeusa. (1858). [The leaflets of Baron Brambeus]. CH. 1. SPb.: Tipo-grafiya I.I. Glazunova i Komp. 420 s. (ezhenedel'nye stat'i 1856 g. O.I. Senkovskogo, pechatavshiesya v zhurnale «Syn Oteche-stva», izdannye otdel'noj knigoj).

8. Mormony (1850) [Mormons] // Moskvityanin. Mart. N. 5. Ch.2. S. 30-32.

9. Oliff Sh. (1856) Severnaya Amerika v nashe vremya. Ch. 1 [Oliff Sh. North America in our time. Part 1] // Panteon. T. 26. N. 4. S. 1-48.

10. Puteshestvie iz Parizha v San-Francisko (Sceny kalifornskih nravov) (1856) [Travel from Paris to San Francisco (Scenes of Californian morals)] // Zhurnal dlya chteniya vospitannikam voenno-uchebnyh zavedenij. 15 marta. T. 89. N. 354. S. 109-133.

11. Puteshestvie nemeckogo turista po Amerikanskomu materiku iz San-Lui v Kaliforniyu (1856) [A German tourist's journey across the American continent from St. Louis to California] // Panteon. T. 26. N. 4. S. 62.

12. Russkij Vestnik. Sovremennaya letopis' (1857) [Russian Bulletin. Modern chronicle]. T.11. S. 55, 59, 113, 167.

Об авторе

Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Prilutskiy Vitaliy Viktorovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of General History and International Relations, Academician I.G. Petrovskii Bryansk State University (Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.