УДК 94(73)"1844/1856"
Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ДЖЕЙМС СТРЭНГ (18131856) И «МОРМОНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО» НА ВЕЛИКИХ ОЗЕРАХ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
В статье рассматривается деятельность Джеймса Джесси Стрэнга (1813-1856), самопровозглашенного пророка «святых последних дней», лидера одного из крупных течений в раннем мормонизме, и его последователей - стран-гитов. Уникальный религиозный и социально-политический феномен: провозглашение монархии на территории США остается практически неисследованным в отечественной историографии. Данная статья позволяет заполнить пробел. Проведен анализ сведений о религиозном движении странгитов, его возникновении, особенностях, главных идеях, основных вехах истории, содержащихся в документах мормонов, материалах американской периодической печати и иных источниках середины XIX в. Стрэнгу удалось после смерти основателя религии мормонов Джозефа Смита (1805-1844) объединить вокруг себя на непродолжительное время внутрицерковную оппозицию. Его поддержали почти все недовольные новым руководителем Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Бригамом Янгом (1801-1877) и Кворумом Двенадцати Апостолов (включая многих членов семьи первого мормонского пророка). Они сумели создать отдельную религиозную организацию. Показано, что идеалом Стрэнга являлась не просто теократия, но теократическая монархия, напоминавшая теократическое правление у древних евреев в период Ветхого Завета. Это радикально отличало его учение от представлений о государственном устройстве остальных мормонов, являвшихся сторонниками теодемократии - идеального правительства, основанного на вере в Бога и построенного на принципах республиканизма. Отделившиеся мормоны стремились воплотить на практике в колонизируемом регионе Великих озер свой утопический религиозно-политический и социальный проект. Но конфликты с местными жителями создавали большие трудности для странгитов, приобретая в 1850-1856 гг. все более острый характер. Они завершились гибелью пророка Стрэнга, изгнанием его последователей из островного поселения, что привело к быстрому распаду общины. Утопия странгитов оказалась нереализованной. Ключевые слова: новые религиозные движения в XIX в., мормоны в США в 1840-1850-е гг., история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (странгиты), Джеймс Джесси Стрэнг, Джозеф Смит-младший, Бригам Янг. БОТ: 10.22281/2413-9912-2024-08-03-84-90
Введение. Первый пророк мормонов Джозеф Смит стремился основать идеальное теократическое общество или даже относительно независимое государственное образование внутри американского государства -«Дезерет», «Сион» или «Новый Иерусалим». Предполагалось учредить замкнутую религиозную общину, автономное образование, опиравшееся на строгие нравственные нормы, на основе «Объединенного ордена Еноха» [1, р. 8-15]. Мормоны формировали в местах проживания самостоятельные органы власти, организовывали собственные силовые структуры (территориальное ополчение), учреждали свои средства массовой информации. Новый «божий народ», особый американский субэтнос, создавался из иммигрантов из Западной Европы (преимущественно - из Англии и стран Скандинавии), Канады и переселенцев на Горный Запад из разных регионов США. «Объединенный орден» предполагал обобществление имущества, земли, создание
© Прилуцкий В.В. © Рп^Ыу У.У.
специального фонда для равного распределения прибыли, совместный труд прихожан, взаимопомощь и равенство во всех «мирских вещах» [2]. В священной книге мормонов «Учение и Заветы» содержалось следующее требование к верующим, полученное от Бога Джозефом Смитом в откровении: «...Все деньги, которые вы получаете в ваших управлениях, мудрее используя имущество, которое Я вам назначил, - дома, земли, скот и все иное, за исключением святых и священных писаний. -должны вкладываться в сокровищницу, как только вы будете получать деньги. И пусть никто среди вас не говорит, что это его собственность; ибо ни она, ни часть ее не будут называться его собственностью. И (ею можно распоряжаться) ... только голосом и по общему согласию Ордена» [2: 104:68-71].
Продолжателем идей и практик Смита стал Стрэнг, обосновавшийся со своими сторонниками в регионе Великих озер (на части территории современных штатов Висконсин
и Мичиган). Первоначальным местом концентрации странгитов был поселок Вори. Впоследствии их убежищем и «бастионом» стал остров Бивер (Бивер-Айленд, англ. «Бобровый»), расположенный в отдаленной северной части озера Мичиган. Новая мормонская церковь, обосновавшаяся на современном Среднем Западе США, насчитывала в своих рядах на подъеме до четверти всех мормонов (около 12 тыс. чел. против 50 тыс. бригамитов). В рассматриваемый период истории странгиты предпочитали именовать себя «мормонами», «мормонами Вори», «святыми», а иноверцев - «язычниками». Большое значение в становлении новой деноминации имела личность Стрэнга, мечтавшего еще в детстве стать великим человеком или монархом.
В отечественной историографии тема данной статьи является практически неисследованной. Зарубежная (американская) историческая наука представлена несколькими научными и научно-популярными трудами, посвященными пророку Стрэнгу и странги-там [3; 4; 5; 8; 11]. Но ряд проблем, связанных с данным религиозным движением, остаются малоисследованными (социально-экономические причины образования подобных общин, психологические особенности Стрэнга и его последователей, их роль в политической жизни региона и др.).
Объекты и методы исследования. Объектом исследования является деятельность мормонского пророка Стрэнга и его сторонников в США в 1840-1850-е гг., пытавшихся создать на острове Бивер в 1850-1856 гг. утопическое квазигосударственное образование - «мормонское королевство». Одним из главных источников по истории движения странгитов является написанная Стрэнгом «Книга закона Господа» (1851 г., 2-е расширенное и дополненное издание - 1856 г.). Книга стала своеобразной конституцией общины. Она содержала перевод «медных листов Лавана», упоминавшихся в «Книге Мормона», а также комментарии к данному тексту и откровения Бога Стрэнгу.
«Книга закона Господа» подробно описывает сложную церковную иерархию странгитов. Священнослужители в ней делились на высших («Священство Мелхиседеково») и младших («Священство Аароново»). Высшие
церковнослужители состояли из двух классов: «апостолов» и «священников». «Апостолами» считались: «король» (пророк-президент Церкви), его советники - «вице-короли», которые также иногда назывались в тексте «королями», «принцы» (двенадцать «апостолов»), а также евангелисты. Непосредственно «священники» включали два чина: первосвященники и старейшины. В низшем «Священстве Аароно-вом» выделялись три ступени (священники, учителя, дьяконы), которые делились еще на десять иерархических степеней. В отличие от остальных деноминаций мормонов середины XIX в., женщины у странгитов получили право быть церковнослужителями: «учителями» и «священниками-певцами». Согласно «Книге закона Господа», на территории, населенной и контролируемой сторонниками пророка Стрэнга создавались «Королевский Совет» и «Королевский Суд», институты местного самоуправления в населенных пунктах, муниципалитеты и судебные органы. Старейшины Церкви находились во главе администраций небольших населенных пунктов и городов, епископы и архиепископы назначались для управления «провинциями» [10: 20-34; 36].
В «Книге закона Господа» были представлены основные религиозные верования странгитов и содержались строгие морально-этические нормы, которые отстаивались Стрэнгом. В книгу был включен измененный текст Десяти заповедей, в который был добавлен пункт о необходимости «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» [10: 1:4]. Были введены практиковавшиеся у древних иудеев в эпоху Ветхого Завета жертвоприношения на празднествах телят, ягнят, голубей, а также первых плодов урожая. Стрэнг, отличавшийся склонностью к авторитаризму, стремился регулировать личную жизнь и внешний вид прихожан. В «Книге закона Господа» содержалось требование к верующим носить скромную, комфортную, практичную одежду и избегать излишних украшений. «Книга закона Господа» обосновывала необходимость полигамии. В качестве рекомендации многоженцам предлагалось руководствоваться следующим правилом: «Нельзя брать себе несколько жен, если нет возможности их обеспечить, исходя из твоего имущества». Нельзя также вступать в множественный брак, «чтобы досаждать тем, кто у тебя есть».
«Нельзя отвергать одну жену, вступая в брак с другой». При этом рекомендовалось не жениться на женщинах, имеющих физические дефекты, страдающих психическими расстройствами или «одержимых злыми духами» [10: 44:4-5].
Утопический проект переустройства общества, отстаиваемый Стрэнгом, включал значимый экологический компонент: заботу о благоприятной окружающей среде и сохранении природных ресурсов при условии развития инфраструктуры. Благоустройству населенных пунктов и экологическим проблемам были посвящены два раздела в «Книге закона Господа». Данное обстоятельство отличало проект Стрэнга от похожих планов реформирования социума, предлагавшихся философами-утопистами первой половины XIX в. Экология как наука находилась в то время на стадии зарождения. Стрэнг выступал за отказ от хищнической вырубки деревьев в лесах, настаивал на проведении работ по лесовосста-новлению, на сохранении рощ и лесопосадок на фермах, в деревнях и городах. Предлагалось сажать деревья возле прудов, озер, рек и вдоль дорог. В городах особое внимание уделялось созданию парков. Большое значение придавалось развитию путей сообщения. Часть церковной десятины направлялась «королем» на строительство странгитами «дорог общего пользования» (одна из них, известная как «дорога Стрэнга», вела вглубь острова Би-вер) [10: 38; 45].
Для данного исследования интерес представляет работа Стрэнга по истории и географии Мичилимакинака - северной части Мичигана [9]. Статья основана также на изучении материалов газет «Voree Herald» (1846 г.) и «Northern Islander» (1850-1856 гг.), издававшихся Стрэнгом. Для анализа источников применялась герменевтика.
Результаты и их обсуждение. Джеймс Стрэнг - духовный лидер, весьма деятельный, хорошо образованный для XIX в. и интеллектуально развитый человек (несмотря на отсутствие систематического образования). Он был священником, адвокатом, журналистом, издателем, школьным учителем, политиком. Получил известность как ученый-любитель (географ и историк), опубликовавший обстоятельное описание островов в северной части озера Мичиган, не
потерявшее научной ценности и в наши дни. Стрэнг выделялся неприхотливостью в быту, поскольку прожил большую часть жизни в бедности. По свидетельству современников, отличался чрезмерным стремлением трудиться, упорством, сосредоточенностью на определенной цели и, как ни странно, был мало религиозным человеком.
Стрэнг родился в г. Скипио (Сципион) в центральной части штата Нью-Йорк (округ Каюга) 21 марта 1813 г. в семье фермера, где было еще двое детей. Семья имела хорошую репутацию. Стрэнг находился под постоянной опекой матери, поскольку был болезненным ребенком [11, р. 12]. Когда будущему пророку исполнилось 3 года, родители решили мигрировать на Запад. Они обосновались в г. Ганновер в Шатокуа - крайнем западном округе штата Нью-Йорк, т.е. на фрон-тире, «границе» между миром «цивилизации» и осваиваемыми территориями. В Ганновере Стрэнг и его семья прожили следующие 20 лет (1816-1836 гг.). В 12 лет был крещен в баптистской церкви. В школу ходил до возраста 12 лет, но учился плохо, часто по болезни пропуская занятия. Некоторые считали его слабоумным. Сидя дома, тем не менее, занимался интенсивным самообразованием, представлял себя «вольнодумцем», увлекался изучением трудов философов-просветителей (Томас Пейн, Вольней и др.). Вел дневник, часть которого была написана разработанным им же шифром. В детстве и юности часто предавался фантазиям и размышлениям на отвлеченные темы, характерные для взрослых людей. Мечтал стать великим человеком, подобным Юлию Цезарю и Наполеону, или сделать головокружительную карьеру военачальника или политика в США [11, р. 15]. Стрэнг надеялся помогать людям, занимая высокие должности, но не представлял себе, как сделать карьеру, поскольку был бедным человеком. В дальнейшем ему все же удалось реализовать на практике часть своих детских и юношеских мечтаний.
Стрэнг самостоятельно изучил право (как и его современник Авраам Линкольн). В возрасте 23-х лет его приняли в нью-йоркскую коллегию адвокатов [11, р. 26]. Джеймс работал окружным почтмейстером, юристом, редактором и издателем местной газеты, а также священником баптистской церкви. В
ноябре 1836 г. женился на дочери баптистского пастора Мэри Перс. У пары было четверо детей. В 1843 г. семья Стрэнгов переехала в г. Берлингтон в восточной части территории Висконсин [11, р. 31-32]. Берлингтон был основан в 1835-1836 гг. пионерами-выходцами из Новой Англии, принадлежавшими преимущественно к конгрегациона-листской церкви. В середине XIX в. эта территория являлась «диким краем девственных лесов и нетронутых прерий». Жизнь пионеров (первопоселенцев) на границе проходила в бедности, лишениях и постоянном преодолении трудностей. Нередко они вынуждены были ютиться в полуземлянках.
Жизнь Стрэнга, ранее не выделявшегося из массы обычных людей, резко изменилась после того, как его шурин в начале 1844 г. присоединился к мормонам. В это же время один из авторитетных деятелей мормонской церкви Мозес Смит с миссионерским визитом посетил Берлингтон. В феврале 1844 г. Стрэнг порвал с баптизмом и вместе с другим мормоном преодолел около 400 миль (644 км.). Он посетил главное место концентрации сторонников религиозного движения - г. Наву (штат Иллинойс), где встретился с церковными руководителями. 25 февраля 1844 г. Стрэнг был крещен лично пророком-президентом мормонов Джозефом Смитом. 3 марта 1844 г. - рукоположен в священники братом пророка патриархом Хайрамом Смитом. По заданию мормонского пророка Стрэнг сделал отчет о состоянии ресурсов района возле г. Берлингтон и охарактеризовал его потенциал для организации нового «кола», т.е. церковного округа. Отчет он отправил в Наву 24 мая 1844 г. В ответном письме Джозефа Смита, датированным 18 июня 1844 г., содержалась информация о его назначении своим преемником - следующим пророком и главой «божьего народа» [6]. Письмо от Смита пришло в Берлингтон 9 июля 1844 г. Исследователи разделились в оценке подлинности письма Смита к Стрэнгу. Часть из них считают его искусной подделкой. Другие признают документ настоящим, на что указывает сохранившийся штемпель почты Наву, откуда письмо было отправлено.
18 июня 1844 г. Джозеф Смит и его брат Хайрам были убиты толпой ополченцев-
антимормонов в тюрьме г. Картидж (Карфаген). В тот же день Стрэнгу якобы явились ангелы и рукоположили его в качестве «апостола, пророка, законодателя, провидца, носителя откровений и переводчика» мормонской церкви, подобного ветхозаветному Моисею. В июне 1844 г. Стрэнг начал проповедовать, объявив себя единственным законным преемником Смита. В течение 18441850 гг. собирал сторонников в основанное им на западе Берлингтона поселение Вори (Voree), означающее «Сад мира». Святые из разных территорий и штатов США собирались в Вори, не встречая сопротивления со стороны местных жителей и немормонов. Но странгитам мешали разногласия и частые расколы в собственных рядах в 1846-1849 гг., а также противодействие сторонников Бри-гама Янга, обосновавшихся в 1847 г. в Юте. Весной 1847 г. Стрэнг с тремя «святыми» исследовал остров Бивер [9, р. 23]. Остров имеет длину 21 км. и ширину до 10 км. По площади (около 145 км.2) почти сопоставим с известным тихоокеанским островом Пасхи (163,6 км.2). В 1847-1848 гг. на острове было основано поселение странгитов Сент-Джеймс (названное в честь пророка Джеймса Стрэнга), ставшее в 1850 г. штаб-квартирой нового религиозного движения [7]. Одной из причин переселения на остров являлась дороговизна земли в районе Вори.
8 июля 1850 г. в ходе торжественной церемонии Стрэнг был провозглашен «королем» Странгитской церкви, правителем «мира» и «царства божьего». Власть нового короля должна была постепенно распространяться на разные территории США в результате миссионерских усилий странгитов. Странгитская церковь взяла под контроль органы местного самоуправления не только на архипелаге Би-вер-Айленд, но и на соседних островах [9, р. 20-21]. Первоначально мормоны контролировали округ Эммет штата Мичиган, впоследствии - выделившийся из него, специально созданный для них, округ Маниту (существовал в 1855-1895 гг.). Стрэнг основал первую газету в северной части Мичигана «Northern Islander», с помощью которой пытался влиять на общественное мнение. Он дважды (в 1853 г. и 1855 г.) избирался в палату представителей законодательного собрания штата Мичиган от Демократической партии [9, р. 38-39]. Стрэнг
стал региональным политическим боссом. Он обладал де-факто не только духовной, но и огромной светской властью, юридически не оформленной, над четвертью территории штата Мичиган. Но политические амбиции общины странгитов погубили ее.
Обосновавшиеся на острове Бивер странгиты стремились установить свои порядки и пытались насильственно обратить в мормонство местных жителей. Они требовали у немормонов уплаты десятины в пользу Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Вполне обоснованными являются подозрения странгитов в пиратстве, захвате чужой частной собственности и бандитизме, но масштаб преступлений остается неясен. Выступавший активно против полигамии бригамитов, Стрэнг в 1849 г. стал ее сторонником, что оттолкнуло от него значительную часть последователей. Всего у Стрэнга было 5 жен и 14 детей. Странгиты вступили в конфликт с местными индейцами из племен оджибве и одава (оттава) и поселенцами - рыбаками, являвшимися католиками - выходцами из Северной Ирландии. Ирландцы вынуждены были под давлением мормонов переселиться на южную оконечность острова Бивер или бежать на соседний остров Макино (Макинак). Индейцы мигрировали на близлежащий остров Гарден-Ай-ленд и также стали злейшими врагами стран-гитов. Произошло множество стычек между странгитами и местными жителями - немормонами. Перечислим значимые столкновения. 4 июля 1850 г. толпа разгоряченных алкоголем рыбаков-ирландцев, праздновавших День независимости США, напала на мормонов. Стрэнг разогнал нападавших, выстрелив из нелегально приобретенной пушки. 24 мая 1851 г. власти осуществили аресты нескольких десятков мормонов, включая лидера общины. Им инкриминировали совершение множества преступлений (измена, грабежи, фальшивомонетничество и др.). Но судебный процесс, начавшийся в конце мая и продолжавшийся до конца июля 1851 г., закончился оправданием присяжными всех обвиняемых [9, р. 14-16, 25-27, 4041]. 13 июля 1853 г. произошли новые серьезные столкновения между рыбаками-странгитами и местными рыбаками. В июне - июле 1856 г. Стрэнг был убит, а мормоны - изгнаны с острова Бивер.
Некоторые мормоны были недовольны авторитарным стилем правления Стрэнга и его требованием выполнения строгих моральных норм. Часть странгитов хотела выйти из общины, но не могла решиться на этот шаг в силу сложившихся обстоятельств. Созрел заговор, в который были вовлечены отлученные от церкви странгиты и местные жители - антимормоны. 16 июня 1856 г. Стрэнг был смертельно ранен выстрелами из пистолета двумя бывшими мормонами. Он скончался в поселке Вори 9 июля. 5 июля 1856 г. антимормоны насильно выселили странгитов (2,6-3 тыс. чел.) с острова Бивер. Часть последователей Стрэнга обосновались в Вори, но многие разъехались по стране. Большинство из них впоследствии присоединились к «Реорганизованной церкви».
Заключение (выводы). Стрэнг являлся неординарной, талантливой личностью. Он обладал авторитарными чертами характера и, судя по сохранившейся фотографии, был ха-ризматичным лидером. В значительной степени именно благодаря его усилиям возникла и существовала община странгитов. Смерть лидера, отказавшегося назначать преемника, спровоцировала стремительную гибель созданного им «мормонского королевства». Становление Странгитской церкви происходило в условиях конфликта с Бригамом Ян-гом и бригамитами, обосновавшимися в Юте. Выявились противоречия между теоретическими постулатами и практикой Стрэнга, выступавшего против «деспотизма» сторонников Янга, но одновременно установившего диктатуру внутри своей церкви.
Разные течения в раннем мормонизме представили свои собственные утопические концепции реформирования общества, основанные на установлении теократической монархии и введении «Объединенного ордена». Утопия странгитов отчасти отражала идеи ветхозаветных пророков (Иеремии, Иезеки-иля, Исайи и других), которые выстраивали модели идеального государства и совершенного общества на основе религиозных ценностей и нравственных принципов. Однако данный вариант религиозной утопии отличался монархическим характером, отсутствием явно выраженной идеи равноправия. Движение странгитов было тесно связано с миграционными и колонизационными процессами
на малонаселенных западных территориях Северной Америки. Таким образом, справедливо утверждать, что фронтир существенно повлиял на мормонского пророка Стрэнга, его религиозное учение и разработанный им утопический проект. Стрэнг и странгиты (также как Янг и бригамиты) в значительной степени являлись продуктом фронтира, общественных отношений и коллективно-общинного образа жизни поселенцев на западной границе.
Движение странгитов и их недолговечное «королевство» - яркая страница в истории «святых последних дней». Стрэнг играл важную роль в борьбе между разными группами мормонов в середине 1840-х гг., но его
религиозные новации не оказали существенного влияния на мормонизм в долгосрочной перспективе. Тем не менее, деятельность странгитов послужила мощным толчком к формированию в 1852-1860 гг. Реорганизованной церкви (джозефитов). В последующие полтора столетия Реорганизованная церковь стала главным соперником бригамитов (Церкви Иисуса Христа Святых последних дней) внутри движения мормонов. В современных США сохранились в разных штатах несколько небольших групп последователей Стрэнга, общая численность которых по разным оценкам варьируется от 50 до 300 чел.
Список литературы
1. Baer H.A. Recreating Utopia in the Desert: A Sectarian Challenge to Modern Mormonism. Albany: State University of New York Press, 1988. 225 р.
2. Doctrine and Covenants 51:3-14; 70:14; 78:1-15; 82:17-20; 104:1-86.
3. Faber D. James Jesse Strang: The Rise and Fall of Michigan's Mormon King. Ann Arbor, Mich.: University of Michigan Press, 2016. 248 p.
4. Fitzpatrick D.C. The King Strang Story: A Vindication of James J. Strang, the Beaver Island Mormon King. Lansing, Mich.: National Heritage, 1970. 289 р.
5. Harvey M. The King of Confidence: A Tale of Utopian Dreamers, Frontier Schemers, True Believers, False Prophets, and the Murder of an American Monarch. N.Y.: Little, Brown and Co., 2020. 401 р.
6. Letter from Joseph Smith to James J. Strang // Voree Herald. 1846. January. Vol. 1. No 1. Р. 1.
7. Northern Islander. 1850. December 12. Vol. I. No 1. Р. 4.
8. Speek V.C. «God Has Made Us a Kingdom»: James Strang and the Midwest Mormons. Salt Lake City, UT: Signature Books Publishing, 2006. 376 p.
9. Strang J.J. Ancient and modern Michilimackinac, including an account of the controversy between Mackinac and the Mormons. N.p., 1854. 50 р.
10. The Book of the Law of the Lord 1; 20-34; 36; 38; 44-45.
11. Van Noord R. King of Beaver Island: The Life and Assassination of James Jesse Strang. Urbana - Chicago: University of Illinois Press, 1988. 335 р.
JAMES STRANG (1813-1856) AND THE «MORMON KINGDOM» ON THE GREAT LAKES IN THE MIDDLE OF THE XIX-TH CENTURY
The article examines the activities of James Jesse Strang (1813-1856), the self-proclaimed prophet of the «Latter-day Saints», the leader of one of the major movements in early Mormonism, and his followers - the Strangites. A unique religious and socio-political phenomenon: the proclamation of the monarchy in the United States remains practically unexplored in Russian historiography. This article helps fill the gap. The analysis of information about the religious movement of the Strangites, its origin, features, main ideas, major milestones of history contained in Mormon documents, materials of the American periodical press and other sources of the middle of the XIX-th century is carried out. After the death of the founder of the Mormon religion, Joseph Smith (1805-1844), Strang managed to unite the intra-church opposition around him for a short time. He was supported by almost all dissatisfied with the new leader of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints Brigham Young (1801-1877) and the Quorum of the Twelve Apostles (including many family members of the first Mormon prophet). They managed to create a separate religious organization. It is shown that Strang's ideal was not just a theocracy, but a theocratic monarchy, reminiscent of the theocratic rule of the ancient Jews during the Old Testament period. This radically distinguished his teaching from the ideas about the state structure of other Mormons, who were supporters of the-odemocracy - an ideal government based on faith in God and built on the principles of republicanism. The separated Mormons sought to implement their utopian religious-political and social project in practice in the colonized region of the Great
Lakes. But conflicts with local residents created great difficulties for the Strangites, acquiring an increasingly acute character in 1850-1856. The conflicts ended with the death of the prophet Strang, the expulsion of his followers from the island settlement, which led to the rapid disintegration of the community. The utopia of the Strangites turned out to be unrealized. Keywords: new religious movements in the XlXth century, Mormons in the USA in the 1840s-1850s, the history of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (Strangite), James Jesse Strang, Joseph Smith Jr., Brigham Young.
References
1. Baer H.A. (1988). Recreating Utopia in the Desert: A Sectarian Challenge to Modern Mor-monism. Albany: State University of New York Press. 225 р.
2. Doctrine and Covenants 51:3-14; 70:14; 78:1-15; 82:17-20; 104:1-86.
3. Faber D. (2016). James Jesse Strang: The Rise and Fall of Michigan's Mormon King. Ann Arbor, Mich.: University of Michigan Press. 248 p.
4. Fitzpatrick D.C. (1970). The King Strang Story: A Vindication of James J. Strang, the Beaver Island Mormon King. Lansing, Mich.: National Heritage. 289 р.
5. Harvey M. (2020). The King of Confidence: A Tale of Utopian Dreamers, Frontier Schemers, True Believers, False Prophets, and the Murder of an American Monarch. N.Y.: Little, Brown and Co. 401 р.
6. Letter from Joseph Smith to James J. Strang // Voree Herald. (1846). January. Vol. 1. No 1. Р. 1.
7. Northern Islander. (1850). December 12. Vol. I. No 1. Р. 4.
8. Speek V.C. (2006). «God Has Made Us a Kingdom»: James Strang and the Midwest Mormons. Salt Lake City, UT: Signature Books Publishing. 376 p.
9. Strang J.J. (1854). Ancient and modern Michilimackinac, including an account of the controversy between Mackinac and the Mormons. N.p. 50 р.
10. The Book of the Law of the Lord 1; 20-34; 36; 38; 44-45.
11. Van Noord R. (1988). King of Beaver Island: The Life and Assassination of James Jesse Strang. Urbana - Chicago: University of Illinois Press. 335 р.
Об авторе
Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Prilutskiy Vitaliy Viktorovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of General History and International Relations, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University (Russia), E-mail: [email protected]