Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ РАННИХ СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СИМВОЛИКЕ МОРМОНСКИХ ХРАМОВ В 1830-1840-Е ГГ'

ИДЕОЛОГИЯ РАННИХ СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СИМВОЛИКЕ МОРМОНСКИХ ХРАМОВ В 1830-1840-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИСТОРИЯ США / ДВИЖЕНИЕ СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОРМОНОВ / МОРМОНСКАЯ САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / СИМВОЛЫ ХРАМОВ В КИРТЛАНДЕ И НАВУ / ВЛИЯНИЕ МАСОНСТВА НА ИДЕОЛОГИЮ РАННИХ МОРМОНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий Виталий Викторович

В статье рассматриваются особенности идеологии Святых последних дней - мормонов в XIX в. и воплощение ее принципов в мистических изображениях в их первых храмах. Ранние культовые сооружения мормонов, построенные в 1833-1846 гг. в Огайо (Киртланд) и Иллинойсе (Наву), были «домами обучения», «домами молитвы» и «домами Бога». Показано, что храмы являлись свидетельством веры и принесенных во имя ее жертв со стороны Святых последних дней. Это были места, где можно было отрешиться от земных дел и максимально приблизиться к божественному. Храмы представляли собой «апокалиптическое пространство», представления о котором стали составной частью мормонской социально-религиозной утопии, которую Святые пытались реализовать в 1830-1890-е гг. Их возведение было важным подготовительным этапом в строительстве города Сион или Новый Иерусалим перед «концом времен». В XIX в. возникла специфическая религиозная культура Святых, под влиянием которой оказался обширный западный регион Соединенных Штатов, получивший известность как «мормонский коридор». Показано, что идеологию мормонов справедливо рассматривать как разновидность маргинального американизированного христианства. Проведен анализ храмовых изображений мормонов, которые носили во многом астрономический характер (Солнце, Луна, звезды и др.), и были связаны с древними мистическими (дохристианскими) символами, впоследствии заимствованными франкмасонством. Мормонская храмовая символика в целом отличалась оригинальностью и воплощала основные религиозные идеи Святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF THE EARLY LATTER-DAY SAINTS AND ITS REFLECTION IN THE SYMBOLISM OF THE MORMON TEMPLES IN THE 1830S AND 1840S

The article examines the features of the ideology of Latter-day Saints - Mormons in the XIX-th century and the embodiment of its principles in mystical images in their first temples. Early Mormon religious buildings, built in 1833-1846 in Ohio (Kirtland) and Illinois (Nauvoo), were «houses of learning», «houses of prayer», and «houses of God». It is shown that the temples were evidence of the faith and the sacrifices made in the name of it by the Latter-day Saints. These were places where it was possible to abandon earthly affairs and get as close to the divine as possible. The temples represented an «apocalyptic space», the concept of which became an integral part of the Mormon socio-religious utopia, which the Saints tried to realize in the 1830s - 1890s. Their construction was an important preparatory stage in the construction of the city of Zion or New Jerusalem before the «end of time». In the XIX century a specific religious culture of the Saints arose, influencing the vast western region of the United States, known as the «Mormon corridor». It is shown that the ideology of Mormons is rightly regarded as a kind of marginal Americanized Christianity. The analysis of the temple images of the Mormons, which were largely astronomical in nature (Sun, Moon, stars, etc.), and were associated with ancient mystical (pre-Christian) symbols, later borrowed by Freemasonry, is carried out. The Mormon temple symbolism was generally original and embodied the main religious ideas of the Saints.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ РАННИХ СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СИМВОЛИКЕ МОРМОНСКИХ ХРАМОВ В 1830-1840-Е ГГ»

УДК 94(73)"1833/1846"+289.3

Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ИДЕОЛОГИЯ РАННИХ СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СИМВОЛИКЕ МОРМОНСКИХ ХРАМОВ

В 1830-1840-е гг.

В статье рассматриваются особенности идеологии Святых последних дней - мормонов в XIX в. и воплощение ее принципов в мистических изображениях в их первых храмах. Ранние культовые сооружения мормонов, построенные в 1833-1846 гг. в Огайо (Киртланд) и Иллинойсе (Наву), были «домами обучения», «домами молитвы» и «домами Бога». Показано, что храмы являлись свидетельством веры и принесенных во имя ее жертв со стороны Святых последних дней. Это были места, где можно было отрешиться от земных дел и максимально приблизиться к божественному. Храмы представляли собой «апокалиптическое пространство», представления о котором стали составной частью мормонской социально-религиозной утопии, которую Святые пытались реализовать в 1830—1890-е гг. Их возведение было важным подготовительным этапом в строительстве города Сион или Новый Иерусалим перед «концом времен». В XIX в. возникла специфическая религиозная культура Святых, под влиянием которой оказался обширный западный регион Соединенных Штатов, получивший известность как «мормонский коридор». Показано, что идеологию мормонов справедливо рассматривать как разновидность маргинального американизированного христианства. Проведен анализ храмовых изображений мормонов, которые носили во многом астрономический характер (Солнце, Луна, звезды и др.), и были связаны с древними мистическими (дохристианскими) символами, впоследствии заимствованными франкмасонством. Мормонская храмовая символика в целом отличалась оригинальностью и воплощала основные религиозные идеи Святых.

Ключевые слова: религиозная история США, движение Святых последних дней, религиозные представления мормонов, мормонская сакральная архитектура, символы храмов в Киртланде и Наву, влияние масонства на идеологию ранних мормонов. БОТ: 10.22281/2413-9912-2022-06-01-205-219

Движение Святых последних дней — мормонов, возникшее в США в 1830 г., сыграло большую роль в колонизации западных территорий в середине — второй половине XIX в. Его первыми пророками стали Джозеф Смит-младший (1805-1844) и Бригам Янг (1801-1877). Основные идеи заключались в «Книге Мормона» и

© Прилуцкий В. В. © Prilutskiy

иных священных книгах, содержавших пророчества и учения лидеров Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Для мормонов были характерны представления о перманентном откровении, необходимости крещения за мертвых, полигамии, вера во множество богов (фактический полите-

изм, но при сохранении актуального монотеизма). Мормоны проповедовали идею об особой миссии Америки, ее богоизбранности. Они полагали, что в древности Христос побывал в Новом Свете, обратил в новую веру аборигенов (нефийцев, ламанийцев), и вскоре в последние дни вернется в штат Миссури, чтобы создать свое Тысячелетнее царство на Земле.

Центром мормонов стала Юта, где в г. Солт-Лейк-Сити они в течение 40 лет (1853-1893 гг.) построили свой главный и самый большой храм. Но этот храм был не первым культовым сооружением, созданным Святыми последних дней в XIX в. До этого они сумели воздвигнуть еще 5 храмов со своеобразной архитектурой: в Киртланде, Огайо (18331836 гг.), Наву, Иллинойс (18411846 гг.), Сент-Джордже, Юта (1871-1877 гг.), Манти, Юта (1875-1888 гг.), Логане, Юта (1876-1884 гг.). Храм в Наву, в отличие от Киртландского храма, почти в неизменном виде сохранившегося до нашего времени, оказался разрушен пожаром в 1848 г. и смерчем в 1850 г. После исхода мормонов местные жители разобрали развалины здания на камни для своих построек. В 1999-2002 гг. Церковь Святых последних дней восстановила строение на прежнем месте. Внешняя сторона его была полностью скопирована со старых чертежей и фотографий, а внутреннее устройство отличалось от прежнего и со-

ответствовало современным храмам мормонов.

Первым храмом Святых стал «Дом Господа» в Киртланде, который в настоящее время считается национальной исторической достопримечательностью (с 1969 г.) и принадлежит «Содружеству Христа» (одной из крупных мормонских деноминаций). Храмы почти одинакового дизайна были запланированы примерно в тот же период времени в штате Миссури на Храмовом участке (в г. Индепенденс), в Фар-Уэсте и в Адам-ондай-Амане. Однако ни один из них не был построен из-за конфликта с местным населением в 1833 г. и Мормонской войны 1838 г., которые привели к выселению членов Церкви из штата [5, р. 1617]. Явленный в видении в 1833 г. Первому Президентству (Джозефу Смиту, Сиднею Ригдону и Фредерику Г. Уильямсу) проект храма представлял собой здание 17Х20 м. Высота до вершины шпиля башни достигала 33,5 м. (современный десятиэтажный дом). Общая площадь помещений составила 15 тыс. кв. футов (1,4 тыс. м.2). Старейший мормонский храм отличался от других подобных сооружений Святых тем, что не содержал особой сакральной символики. Внешне он представлял собой относительно распространенный образец протестантской архитектуры Новой Англии конца XVIII — начала XIX вв., сочетавший в себе элементы федерального стиля, неоготики («готического возрождения») и стиля неогрек. Трехэтажное здание из

песчаника увенчала небольшая башня с флюгером в виде стрелы на куполе. Фасад практически не имел украшений и изначально был окрашен не в белый, как в наши дни, а в голубовато-серый цвет. Предполагается, что крыша была красной, а парадные двери — оливковые (темного желтовато-зеленого цвета). В настоящее время только у дверей сохранился изначальный цвет.

Храм в Киртланде являлся (что было распространенным явлением в 1830-1840-е гг. в США) многофункциональным зданием. Он был не только религиозным центром, но и штаб-квартирой Церкви, сочетавшей в себе культовые, административные и образовательные функции. Интерьер Киртландского храма отличался уникальностью [6]. Три этажа здания использовались для богослужений и обучения религии и светским дисциплинам. Первый этаж поучил название «Дом молитвы», второй - «Дом обучения». Второй зал был почти идентичен первому. Здесь происходило обучение церковного священства в «Школе пророков», известной также как «Школа Моих апостолов» и «Школа в Сионе». Третий этаж мансардного типа назывался «Домом порядка», где располагались: церковные офисы, средняя школа, семинария (Богословский институт), проводились занятия «Школы старейшин». В помещениях, расположенных на этаже, регулярно (еженедельно) проходили собрания руководства

Церкви (первосвященников, старейшин и членов Совета Семидесяти). Здесь же находился личный кабинет пророка Джозефа Смита. В храме отсутствовал подвал, являвшийся характерной чертой всех последующих мормонских храмов [7]. Храмовые церемонии и обряды в 1830-е гг. еще не были разработаны Джозефом Смитом. Поскольку храм использовался как молитвенный дом, место собраний и учебный центр, то, с точки зрения некоторых поздних мормонов, он не мог рассматриваться как полноценный храм и по статусу был близок скорее к часовне.

Храм в Киртланде означал «священное место собирания Святых в Сионе» [9, р. 13]. Три его яруса можно символически трактовать, как «три царства славы», учение о которых возникло на основе откровений Джозефа Смита в 1832-1836 гг. Весьма вероятно, что он опирался при его создании на популярное в то время в Англии и Соединенных Штатах сведенборгианство (шведский духовидец, мистик и теософ Эммануил Сведенборг в XVIII в. проповедовал учение о трех уровнях небес или Небесного Царства). Именно в этом еще недостроенном храме в начале 1836 г. пророку было видение «Целести-ального Царства Божьего и его славы». Он узрел «ярко сияющий престол Божий, на котором восседал Отец и Сын», а также увидел «Отца Адама и Авраама» [22, 137: 1-10]. В загробной вечной жизни

существуют, согласно мормонской религии, три царства, в которых «большая часть людей будет жить после воскресения»: Теле-стиальное, Террестриальное и Це-лестиальное. По мнению Святых последних дней, три царства со своими символами упоминаются и в Библии («Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении») [20, 15: 4042]. Фактически это три небесных яруса или уровня рая, поскольку есть еще ад, называемый мормонами «Погибелью» (одним из его обитателей, «сынов погибели», является Люцифер или Сатана). В аде мормоны видят некую «духовную тюрьму», временное состояние между смертью и воскресением с перспективой перехода язычников, не признавших Евангелие, в Телестиальное Царство.

Телестиальное Царство — это царство звезд, и получившие его после «искупления» в духовной «темнице» достигнут «славы звезд» [22, 76:81, 98]. В нем присутствует Святой Дух. Террестри-альное Царство — это царство Луны, связанное также и с Землей. В него попадают праведные язычники-немормоны и члены Церкви, которые «не были доблестны в свидетельствовании об Иисусе» [22, 76:79]. В этом царстве присутствует Бог Сын, но отсутствует Небесный Отец. Целе-стиальное Царство — это царство

Солнца, небесное царство, связанное с «высшей славой», где есть возможность непосредственного общения Святых с Иисусом Христом и Богом Отцом. Оно делится на три уровня («степени»), наивысший из которых называется «возвышением». На этом уровне праведники становятся богами и получают возможность вступить в «вечный брак», обрести «духовных детей», получить в распоряжение ангелов, «духов-служителей» и управлять двумя «меньшими» царствами (Телести-альным и Террестриальным). Вероятно, трехэтажный Киртланд-ский храм также означал Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Он также символизировал триединую природу Адама или человека (дух, разум и тело; восприятие, осознание и действие), которая также нашла олицетворение в фигурах апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Храм в Киртланде — первое в своем роде сооружение в истории Святых последних дней. По своему дизайну, внутреннему устройству и функциональному назначению значительно отличался от всех последующих мормонских храмов. Но Киртланд-ский храм оказал большое влияние на иные сакральные строения мормонов, стал прототипом храма в Наву и других ранних храмов Святых последних дней.

Согласно официальной версии Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в мормонских храмах нашли воплощение исключительно библейские и чисто христианские символы, идеи и

сюжеты. Ранее они были представлены в средневековом искусстве, культуре и архитектуре. В действительности же мормонская храмовая символика имела корни в древних оккультно-мистических традициях (астрологии, алхимии, геомантии, герметизме, магии, каббале и т.п.), в том числе языческих (дохристианских) культах, а также во франкмасонстве. Богатая мистическая символика впервые была представлена в священном сооружении в Наву в 1840-е гг. Храм в Наву оказался недостроенным в 1846 г., когда мормоны вынуждены были переселиться в Юту, но в нем уже совершались храмовые таинства. Его планировка напоминала культовое сооружение в Киртланде: два этажа с залами для молитв и богослужений, мансарда. Но к ним добавился также подвал с купелью для совершения религиозных обрядов [10]. Храм в Наву был построен в стиле греческого возрождения (последнего этапа классицизма). Здание имело длину 39 м., ширину — 27 м., высоту — 50 м., площадь помещений - 54 тыс. кв. футов (5 тыс. м.2). Строение из известняка примерно на 60% превышало по размерам Киртландский храм [1, р. 63], имело одну высокую башню с часами и флюгером-ангелом на вершине.

Символические изображения на стенах храма в Наву были тесно связаны с образами и смыслами, содержавшимися в «Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсисе») — последней книге Нового Завета. Там говорилось о

видении, которое было дано древнему апостолу Иоанну: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» [18, 12:1]. Пророк Джозеф Смит в 1830-1844 гг. осуществил собственный перевод отдельных частей христианского Священного Писания (известный как «Перевод Джозефа Смита» или «Библия в переводе Джозефа Смита» — ПДжС), в том числе и 12-й главы Книги Откровения. Глава содержала информацию о женщине, которая, по мнению мормонского пророка, «была Церковью Божьей», т.е. «женой Агнца» или «невестой Христа» [2, р. 36]. При этом в видении Иоанна Луна располагалась внизу, Солнце — посередине, а звезды — вверху. Именно в таком порядке данные символы были изображены на внешней стороне каменных стен храма в Наву. Мормонские символы являлись оригинальными и ранее не встречались в подобной последовательности в церквях Европы и Америки.

В храме в Наву имелись следующие символические изображения: Солнце, Луна и звезды, флюгер в виде летящего ангела с трубой, крестильная купель, расположенная на скульптурах 12 волов. Символы на внешней стороне храма в Наву означали «небесную Церковь Первенца» (т.е. Церковь Бога), членами которой являются «возвышенные существа». В эпоху Наву (18391846 гг.) мормоны через Джозефа

Смита получили священные храмовые таинства (заимствованные в значительной мере у церемоний франкмасонов), и стали их практиковать [3, р. 26; 8, р. 119-120]. Храмовые обряды включали в себя: эндаумент или облечение (состоявшее из посвящения, наставления, омовения, помазания, наречения новым именем), получение ключей, относящихся к Священству Ааронову и Мел-хиседекову, заместительное крещение за умерших, заключение брака на вечность («запечатывание») и усыновление. Изображения (вырезанные из дерева и камня) солнц, лун и звезд снаружи культового сооружения в Наву обозначали учения и откровения Джозефа Смита в отношении храма, а также сущность тех религиозных обрядов и таинств, которые должны были совершаться внутри этого здания.

В подвале была установлена купель для крещений, покоящаяся на спинах 12-ти деревянных волов, — один из основных элементов всех последующих (включая и современные) мормонских храмов. В отличие от исторических христианских баптистериев, в храмах Святых последних дней купели предназначались не для крещения живых людей, а для совершения заместительных крещений за умерших (обряд своеобразного обращения мертвых в новую веру). Обычное крещение мормоны совершали в простой купели, расположенной в местном молитвенном доме, или в любом водоеме, в котором человек мог

быть полностью погружен в воду. Крестильная купель в Наву была создана по образцу «расплавленного» (литого) или металлического (медного, возможно, бронзового) «моря» в построенном Соломоном Иерусалимском храме. Расправленное море представляло собой огромный сосуд или бассейн для ритуального омовения священников. В Библии о медном море сказано следующее: «И сделал море литое, — от края его до края его десять локтей, — все круглое, вышиною в пять локтей; и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом; и литые подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним. Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу и три глядели к западу, и три глядели к югу, и три глядели к востоку, — и море на них сверху... Толщиною оно было в ладонь; и края его, сделанные, как края чаши, походили на распустившуюся лилию. Оно вмещало до трех тысяч батов» [11, 4: 2-5; 21, 7: 23-26]. Символически 12 волов соответствовали 12 коленам (племенам) древнего Израиля, 12 апостолам Христа, 12 нефийским ученикам Христа в Америке из Книги Мормона. До-декада (дюжина) соответствовала завершенному, полному циклу, космическому порядку и гармонии сфер. У христиан есть 12 плодов Святого Духа, 12 дней празднования Рождества, 12 врат и 12 драгоценных камней Святого Небесного Града Иерусалима; у

мусульман-шиитов — 12 имамов — потомков Али, управляющих 12 часами дня. Это число было сакральным у древних египтян, евреев, греков и римлян, у пифагорейцев означало «счастливое письмо» или «город», у митраи-стов соответствовало количеству учеников Митры, а в Библии часто ассоциировалось с «совершенством правления». В нумерологии оно обычно означает комбинацию Солнца (1) и Луны (2), полных противоположностей, и соответствует 12 месяцам в году, 12 часам дня и ночи, 12 знакам зодиака в астрологии. В эзотерике известны 12 плодов Космического Древа Жизни [23, с. 79-80].

Изображения Солнца, Луны и звезд в храмах Святых последних дней были двух видов: на оконных стеклах и на камнях (известных как «солнечные, лунные и звездные камни»). В храме в Наву на внешних пилястрах они располагались не в той последовательности, которая была связана с тремя небесными царствами или «степенями славы» (звезды — внизу, Луна — посередине, Солнце — вверху), поэтому, вероятнее всего, они их и не обозначали. Последовательность в храме в Наву была следующая: Луна — внизу, Солнце — в центре, звезды — вверху. Такое расположение эмблем означало уже упомянутую «жену, облеченную в солнце», т.е. «Церковь Божью».

Солнце всегда ассоциируется с солнечным циклом: дневным (утро, полдень, вечер и т.п.) и го-

довым (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, которые соотносятся со сменой времен года). Активность Солнца соответствует естественным фазам развития природы: рождению, взрослению, становлению, умиранию и возрождению. В картах таро Солнце означает понятие «жизнь» и связывается с «циклом Бога» [12, с. 97-100]. Солнце в мормонской сакральной архитектуре заключало в себе множество смыслов; иногда это изображение имело несколько значений даже в одном храме. В храме в Наву на солнечных камнях было изображено восходящее Солнце с лицом, похожий образ которого, по свидетельству современников событий, был в видении у Джозефа Смита. Очевидно, что лицо имело какое-то дополнительное значение (весьма вероятно, что это был божественный лик). Три из первоначальных тридцати солнечных камней сохранились, и их сейчас можно увидеть в американских музеях, в том числе в центрах для посетителей бригамитов и джозефитов в Наву. Солнце на солнечных камнях поднималось над волнами либо над облаками. Ранние строительные планы также предполагали восход Солнца над листьями аканта, что было воспроизведено в интерьере восстановленного впоследствии храма. Растение акант, изображением которого украшались колонны классического коринфского архитектурного ордера, еще в античном Сре-

диземноморье считалось атрибутом героев, символом триумфа, преодоления жизненных испытаний и бессмертия. Солнечные камни вместе с облаками/морем и трубами располагались над капителями внешних пилястр. Трубы в некоторых источниках неправильно называют рогами изобилия, несмотря на то, что в плане храма в Солт-Лейк-Сити упоминаются именно как трубы (позже они были удалены). В Библии трубы, как правило, соотносятся со священными ритуалами, обрядами и Апокалипсисом (семь ангелов с трубами, «которые стояли пред Богом» и возвещали о конце света) [18, 8:1-6].

Лучшее понимание символики Солнца возможно при сопоставлении изображений в храме в Наву и в современных культовых зданиях мормонов, в которых представлены солнечные камни с 33 лучами. Лучи света означали число лет земного опыта Спасителя. Иногда Солнце изображали в окружении 12 звезд, символизировавших апостолов Христа, что отсылало к видению древнего иерусалимского пророка Легия из Книги Мормона («И было так, что он увидел, как Некто нисходит из глубины небес, и узрел, что Его сияние превосходило сияние полуденного солнца. И он увидел также двенадцать других, следующих за Ним, и их блеск превосходил блеск звезд на тверди небесной») [19, 1:9-10]. Солнце стало важнейшим символическим образом Иисуса Христа. Таким обра-

зом, во втором в истории мормонском храме Солнце символизировало небеса, Целестиальное небесное Царство, видение Иоанна Богослова, само божество и непосредственно Иисуса Христа.

В храме в Наву на камнях также были изображены полумесяцы, у которых имелись человеческие лица (голова в профиль). Лунные камни, располагавшиеся немного выше уровня земли, олицетворяли движение к бесконечному и вечному. В мифах разных народов Луну олицетворяли, как правило, женские божества. Луна ассоциировалась с ночью, миром бессознательного, сновидениями, пророчествами и стремлением к свету. Лунарные (лунные) культы известны с глубокой древности. Иногда они вместе с солярными (солнечными) культами образовывали близнечные культы, в которых Солнце и Луна воспринимались как брат и сестра, муж и жена, светлое и темное начала и т.п. Смена лунных фаз (новолуние; неомения или узкий серп Луны (молодая Луна); первая четверть; растущая (прибывающая) Луна или полумесяц; полнолуние; убывающая Луна или месяц; последняя четверть; старая Луна) соответствовала земным циклам или циклическим ритмам в животном и растительном мирах (рождение, рост, старение, смерть и возрождение). Таким образом, Луна, которую в дальнейшем в мормонских храмах изображали в последовательно сменявшихся фазах, олицетворяла вечное развитие или приближение к вечности.

Перевернутые пятиконечные звезды (пентальфы, пентаграммы) являются важными храмовыми символами мормонов. Впервые они появились в начале 1840-х гг. на фасаде храма в Наву. Критикам Церкви Святых последних дней не нравятся эти якобы зловещие эмблемы, расположенные на замковых камнях и круглых окнах, поскольку в наше время они стали ассоциироваться с колдовством, Сатаной, темным оккультизмом и черной магией. Однако следует отметить, что эта связь возникла только не менее чем через 10 лет после смерти пророка Джозефа Смита. В религиозно-философских и мистических традициях народов Земли пятиконечная звезда (связанная с числом «5») выступала в качестве эмблемы целостной индивидуальности, совершенства, вдохновения свыше, духовного восхождения, пяти первоэлементов, знака богини планеты Венера — первой утренней и последней вечерней звезды [16, с. 14, 18, 25; 23, с. 56-60, 512-513]. Традиционно в различных христианских конфессиях, начиная еще с эпохи античности, перевернутая пентаграмма трактовалась как один из символов Христа. Исторически ее использовали в качестве защитного амулета, изображали на иконах и связывали с пятью ранами Спасителя [17, с. 108-111]. Изображения перевернутой пентаграммы присутствовали в некоторых средневековых христианских церквях. Но в позднее Средневековье в Европе этот символ постепенно приобретал и

негативные коннотации, ассоциируясь с ведьмовством. Прочно входить в массовую культуру в качестве символа Сатаны, зла и поклонения дьяволу перевернутая звезда начала только во второй половине XIX в. Впервые это сделал Элифас Леви (1810-1875) в своей книге «Учение и ритуал высшей магии» (1854-1856 гг.).

Святые последних дней отвергали оккультную интерпретацию расположенных на внешней стороне своих храмов перевернутых пентаграмм, часть из которых имела вытянутый нижний луч. Для них она носила «воодушевляющий и благотворный» характер, поскольку означала Иисуса Христа, «Утреннюю Звезду». Скопления звезд на стенах символизировали небеса. В Ветхом Завете грядущий Мессия имел образное наименование «восходящей

звезды от потомства Иакова» (святой пророк Валаам восклицал, предсказывая поражение сил зла, ополчившихся на Царство Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушит всех сынов Си-фовых» [14, 24:17]). Звезды связывались со «звездной короной», «венцом бессмертия» или «кругом из 12 звезд» в Книге Откровения, которые являлись символом божественной и царской власти. Христос говорил о себе в Новом Завете: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» [18, 22:16]. Иногда в Библии

под звездами и небесными светилами понималось «небесное воинство», т.е. ангелы и архангелы. Справедливо также связывать мормонскую перевернутую пятиконечной звезду с Вифлеемской звездой («звездой Рождества»), нижний удлиненный луч которой указывал на место рождения Христа. Путеводная звезда привела волхвов к младенцу Иисусу [13, 2:2,7,9-10]. Располагавшиеся под крышей храма в Наву подобные звезды указывали на место, где уже в наши дни можно было найти Христа.

Шестиконечные звезды также являлись важным элементом украшения храма в Наву. Они были расположены на кровельном ограждении, на карнизных и фронтонных свесах крыши прямо над перевернутыми пятиконечными звездами, а также на отдельных («звездных») камнях. Звезды этого типа размещались буквально над головой. Они часто символизировали настоящие звезды на небе и другие небесные тела. В этом контексте шестиконечные звезды могли означать просто небо. Эти звезды также служили людям символически символическим напоминанием о том, что, подобно тому, как небесные светила находятся над Землей, Бог выше и больше всего земного, а «Его пути неисповедимы». Таким образом, шестиконечные звезды указывали на то, что храм Святых последних дней был особым культовым сооружением, связанным с осуществле-

нием наиболее торжественных обрядов и церемоний, призванных вызывать возвышенные чувства, и являлся проекцией Царствия Небесного.

В первых мормонских храмах на куполе башни размещали флюгеры в виде стрелы (позднее на вершинах их начали заменять позолоченными статуями ангела Морония). Флюгер являлся не только декоративным элементом. Он носил утилитарный (прикладной) характер как указатель направлений ветра. Таким же не мистическим, но сугубо практическим целям служили колокольня и часы (расположенные на каждой из четырех сторон башни), с помощью которых можно было узнать точное время на храмовой площади в Наву. Храмовый колокол в Наву и в наши дни отбивает часы. Башни с часами были очень популярными в 1840-е гг. в Америке. Кроме того, в то время большинство зданий считалось общественным достоянием и выполняло множество полезных социальных функций. Возможно, что часы могли выступать в качестве символа времени, вечности и порядка.

В храме в Наву в качестве флюгера использовался летящий ангел, дующий в трубу, с раскрытой книгой в руке. Не вполне понятно, что за духовное существо было изображено: обычный ангел, ангел из «Откровения Иоанна Богослова» [18, 14:6], Мороний (хотя прямых указаний на него не имелось) или непосредственно

Джозеф Смит — основатель мор-монизма. По наиболее распространенной версии это был все-таки ангел света Мороний — последний пророк и летописец нефийцев (древних американцев), явившийся Джозефу Смиту в 1823 г. Он указал холм, где были зарыты золотые пластины, содержавшие текст Книги Мормона. Над летящим ангелом - ветроуказателем на храмовом шпиле в Наву размещались скрещенные циркуль и наугольник — характерные масонские символы, такие же, как Солнце, Луна и звезды (освещающие труд архитектора и каменщика днем и ночью). Дело в том, что Джозеф Смит и часть его последователей в период возведения храма в Наву (в 1842 г.) вступили в ложи вольных каменщиков. Масонские ритуалы оказали влияние на церемонию эндау-мента (облечения) и другие мормонские таинства, возникшие в это время [4, р. 9-10]. С ними были связаны символические жесты, знаки и пароли Святых последних дней. Наугольник и циркуль изображались на их храмовой одежде (ритуальном одеянии, храмовом белье) и считались «священными символами». Циркуль означал Полярную звезду и одновременно — ограничения желаний и стремлений, необходимые для праведной жизни Святых, а наугольник — «справедливость и честность нашего Небесного Отца», которые должны отражаться и в поведении членов общины, их единстве и добросовестности. Циркуль и наугольник

у масонов выступают как важнейшие инструменты каменщика, с помощью которых происходит символическая обработка грубого («дикого») камня (т.е. работа над своим естественным, несовершенным характером), придание ему идеальной, совершенной формы. Кроме того, они олицетворяют уроки поведения, закон, честность и нравственность, справедливость и правосудие, долг и право, небесный и земной планы бытия [15, с. 78].

Идеологи мормонизма утверждали, что храмы являются местами, где осуществляется поклонение Богу и Его Сыну, а «оккультная связь» с их символами существует только в сознании критика. Мормонские пророки видели в храмах воплощение веры, упорства и трудолюбия Святых. Неслучайно поздние храмы мормонов внешне напоминали крепости, свидетельствовавшие о силе веры, и впервые подобные черты в культовом здании можно увидеть в Наву. Мормонские храмы, их внутреннее и внешнее убранство, богатые украшения являлись воплощенным в камне свидетельством о Боге -Небесном Отце и Иисусе Христе, Небесном Царстве, искуплении через Сына Божьего, роли Святого Священства, плане Бога по спасению людей и других важных аспектах вероучения Святых. Первый в истории мормонский храм не носил значительного символического смысла. Но в храме в Наву было уже представлено мно-

жество древних мистических символов и знаков: астрологических, алхимических, солярных, лунар-ных, хтонических, связанных с известными в прошлом языческими земледельческими культами. Символика мормонов имела и общие черты с христианским искусством предшествующих веков. Значительное влияние на их сакральную архитектуру оказали также франкмасонские символы и

характерное для масонов смешение архитектурных стилей, наличие замковых камней и т.п. Однако, следует иметь в виду, что храмовые символы Святых последних дней носили своеобраз-

и о т^

ный и уникальный характер. В подобном сочетании, несущем определенное смысловое значение, описанные сакральные эмблемы ранее никогда не применялись.

Список литературы

1. Alexander T.G. Brigham Young and the Expansion of the Mormon Faith. Norman: University of Oklahoma Press, 2019. 416 р.

2. Blythe C.J. Terrible Revolution: Latter-Day Saints and the American Apocalypse. New York: Oxford University Press, 2020. 348 р.

3. Church Chronology: A Record of Important Events Pertaining to the History of the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints / Compiled by A. Jenson. Salt Lake City: Deseret News, 1886. 495 p.

4. Durham, Jr., R.C., Adamson J. Joseph Smith and Masonry: no help for the Widow's Son; Two papers on the influence of the Masonic Movement on Joseph Smith and His Mormon Church. Nauvoo, Illinois: Martin Publishing Co., 1987. 32 p.

5. Howlett D.J. Kirtland Temple: The Biography of a Shared Mormon Sacred Space. Urbana: Univ. of Illinois Press, 2014. 263 р.

6. Kirtland Temple // Официальный сайт Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Kirtland, Ohio, 2013). [Электронный ресурс]. URL: https: //history.churchofjesuschrist.org/article/historic-sites/ohio/kirtland/kirtland-temple?lang=eng (дата обращения: 20.01.2022).

7. Kirtland Temple. Historic Site and Spiritual Formation Center // Официальный сайт Содружества Христа (Kirtland, Ohio, 2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.kirtlandtemple.org/ (дата обращения: 17.01.2022).

8. Launius R.D., Hallwas J.E. Kingdom on the Mississippi Revisited: Nauvoo in Mormon History. Urbana: University of Illinois Press, 1996. 282 р.

9. Little J.A. From Kirtland to Salt Lake City. Salt Lake City: J.A. Little, 1890. 260 p.

10. Nauvoo Illinois Temple. Неофициальный сайт Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1998—2021). [Электронный ресурс]. URL: https://churchofjesuschristtemples.org/nauvoo-illinois-temple/ (дата обращения: 10.01.2022).

11. Вторая книга Паралипоменон (Хроник).

12. Вэлс М. Таро Уэйта. Большая книга символов. Москва: ACT, 2021. 288 с.

13. Евангелие от Матфея.

14. Книга Числа.

15. Кузьмишин Е.Л. Масонство. Москва: Ганга, 2019. 560 с.

16. Матвеев С.А. Нумерология. Москва: ACT, 2019. 287 с.

17. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная архитектура мира. Москва: ACT, 2013. 608 с.

18. Откровение Иоанна Богослова.

19. Первая книга Нефия (1 Нефий).

20. Первое послание Коринфянам.

21. Третья книга Царств.

22. Учение и Заветы.

23. Энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. Москва: ACT; Санкт-Петербург: Сова, 2007. 1007 с.

THE IDEOLOGY OF THE EARLY LATTER-DAY SAINTS AND ITS REFLECTION IN THE SYMBOLISM OF THE MORMON TEMPLES

IN THE 1830S AND 1840S.

The article examines the features of the ideology of Latter-day Saints - Mormons in the XIX-th century and the embodiment of its principles in mystical images in their first temples. Early Mormon religious buildings, built in 1833-1846 in Ohio (Kirtland) and Illinois (Nauvoo), were «houses of learning», «houses of prayer», and «houses of God». It is shown that the temples were evidence of the faith and the sacrifices made in the name of it by the Latter-day Saints. These were places where it was possible to abandon earthly affairs and get as close to the divine as possible. The temples represented an «apocalyptic space», the concept of which became an integral part of the Mormon socio-religious utopia, which the Saints tried to realize in the 1830s — 1890s. Their construction was an important preparatory stage in the construction of the city of Zion or New Jerusalem before the «end of time». In the XIX century a specific religious culture of the Saints arose, influencing the vast western region of the United States, known as the «Mormon corridor». It is shown that the ideology of Mormons is rightly regarded as a kind of marginal Americanized Christianity. The analysis of the temple images of the Mormons, which were largely astronomical in nature (Sun, Moon, stars, etc.), and were associated with ancient mystical (pre-Christian) symbols, later borrowed by Freemasonry, is carried out. The Mormon temple symbolism was generally original and embodied the main religious ideas of the Saints. Keywords: religious history of the USA, the Latter Day Saint movement, religious beliefs of the Mormons, Mormon sacral architecture, symbols of temples in Kirtland and Nau-voo, the influence of Freemasonry on the ideology of the early Mormons.

References

1. Alexander T.G. (2019). Brigham Young and the Expansion of the Mormon Faith. Norman: University of Oklahoma Press. 416 р.

2. Blythe C.J. (2020). Terrible Revolution: Latter-Day Saints and the American Apocalypse. New York: Oxford University Press. 348 р.

3. Church Chronology: A Record of Important Events Pertaining to the

History of the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints / Compiled by A. Jenson. (1886). Salt Lake City: Deseret News. 495 p.

4. Durham, Jr., R.C., Adamson J. (1987). Joseph Smith and Masonry: no help for the Widow's Son; Two papers on the influence of the Masonic Movement on Joseph Smith and His Mormon Church. Nauvoo, Illinois: Martin Publishing Co. 32 p.

5. Howlett D.J. (2014). Kirtland Temple: The Biography of a Shared Mormon Sacred Space. Urbana: Univ. of Illinois Press. 263 p.

6. Kirtland Temple // Oficial'nyj sajt Cerkvi Iisusa Hrista Svyatyh poslednih dnej (Kirtland, Ohio, 2013). [Kirtland Temple // Official website of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (Kirtland, Ohio, 2013)]. Retrieved 20 January, 2022 from https://history.churchofjesuschrist.org/arti-cle/historic-sites/ohio/kirtland/kirtland-temple?lang=eng.

7. Kirtland Temple. Historic Site and Spiritual Formation Center // Oficial'nyj sajt Sodruzhestva Hrista [Official website of the Community of Christ (Kirtland, Ohio, 2020)]. Retrieved 17 January, 2022 from https://www.kirtlandtemple.org/.

8. Launius R.D., Hallwas J.E. (1996). Kingdom on the Mississippi Revisited: Nauvoo in Mormon History. Urbana: University of Illinois Press. 282 p.

9. Little J.A. (1890). From Kirtland to Salt Lake City. Salt Lake City: J.A. Little. 260 p.

10. Nauvoo Illinois Temple. Unofficial website of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (1998—2021). [Nauvoo Illinois Temple. Unofficial website of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (1998—2021)]. Retrieved 10 January, 2022 from https://churchofjesuschristtemples.org/nau-voo-illinois-temple/.

11. Vtoraya kniga Paralipomenon (Hronik) [The Second Book of the Chronicles].

12. Vels M. (2021). Taro Uejta. Bol'shaya kniga simvolov. Moskva: ACT. 288 s. [Wels M. Waite's Tarot. A large book of symbols. Moscow: ACT. 288 p.].

13. Evangelie ot Matfeya [The Gospel of Matthew].

14. Kniga CHisla [The Book of Numbers].

15. Kuz'mishin E.L. (2019). Masonstvo. Moskva: Ganga. 560 s. [Freemasonry. Moscow: Ganga. 560 p.].

16. Matveev S.A. (2019). Numerologiya. Moskva: ACT. 287 s. [Numerology. Moscow: ACT. 287 p.].

17. Neapolitanskij S.M., Matveev S.A. (2013). Sakral'naya arhitektura mira. Moskva: ACT. 608 s. [Sacred architecture of the world. Moscow: ACT. 608 p.].

18. Otkrovenie Ioanna Bogoslova [The Book of Revelation].

19. The First Book of Nephi (1 Nephi) [Pervaya kniga Nefiya (1 Nefij)].

20. Pervoe poslanie Korinfyanam [The First Epistle to the Corinthians].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Tret'ya kniga Carstv [The First Book of Kings].

22. Uchenie i Zavety [Doctrine and Covenants].

23. Enciklopediya simvolov / Sost. V.M. Roshal' (2007). M.: ACT; SPb.: Sova. 1007 s. [Encyclopedia of Symbols. Moscow: ACT; Sankt-Peterburg: Sova. 1007 р.].

Об авторе

Прилуцкий Виталий Викторович — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]

Prilutskiy Vitaliy Viktorovich — Dr. Sci. (Hist.), Professor, Department of General History and International Relations, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky (Russia), Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.