Научная статья на тему 'Храмы Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней: значение, функции и повседневная практика'

Храмы Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней: значение, функции и повседневная практика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
783
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРМОН / СВЯТЫЕ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / ТАИНСТВО / ЭНДОУМЕНТ / ЗАПЕЧАТЫВАНИЕ / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ / ОСВЯЩЕНИЕ / MORMON / SAINTS / ORDINANCE / ENDOWMENT / SEALING / SACRIFICE / DEDICATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривошеенко Ольга Юрьевна

В данной статье затрагиваются вопросы значения и функций храма Церкви Святых Последних Дней, управления, организации внутреннего пространства храма, дается краткое описание храмовых церемоний, предписаний и требований к их участникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LDS Church Temples: meaning, functions and everyday practice

The article touches upon the questions of meaning and functions of a LDS Church Temple, administration, organisation of the Temple inner area, description of the Temple ordinances, instructions and demands for their participants.

Текст научной работы на тему «Храмы Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней: значение, функции и повседневная практика»

О. Ю. Кривошеенко

ХРАМЫ ЦЕРКВИ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ:

ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА

Работа представлена кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. Ю. Григоренко

В данной статье затрагиваются вопросы значения и функций храма Церкви Святых Последних Дней, управления, организации внутреннего пространства храма, дается краткое описание храмовых церемоний, предписаний и требований к их участникам.

Ключевые слова: мормон, Святые Последних Дней, таинство, эндоумент, запечатывание, жертвоприношение, освящение.

O. Krivosheyenko

LDS CHURCH TEMPLES: MEANING, FUNCTIONS AND EVERYDAY PRACTICE

The article touches upon the questions of meaning and functions of a LDS Church Temple, administration, organisation of the Temple inner area, description of the Temple ordinances, instructions and demands for their participants.

Key words: Mormon, Saints, ordinance, Endowment, sealing, sacrifice, dedications.

Знакомясь с научной и периодической литературой по Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (ЦИХСПД), читатель обязательно найдет в ней пару, иногда больше, абзацев, посвященных таинствам и ритуалам, совершаемым в храмах Святых, и сами эти храмы в литературе облечены неким таинственным, порой зловещим ореолом закрытости, отличности от традиционного представления о христианском храме. И хотя еще в 1912 г. Джоном Е. Тэлмеджом был написан основательный труд, описывающий внешнее и внутреннее устройство четырех построенных к тому времени в штате Юта храмов, перипетии их строительства, освящения и т. д., а в Интернете сегодня можно найти официальные видеоролики-экскурсии по храмам, а также тайно снятые или описанные участниками храмовые церемонии, на бытовом уровне, в прессе еще сохраняется, а иногда и культивируется пугающий образ храма, отечественная же научная литература на эту тему практически отсутствует. Частично восполнить этот пробел и есть задача данной статьи.

По мнению Святых, будем пользоваться термином, который предпочитают последователи ЦИХСПД в качестве самоназвания, их храмы функционально наследуют храмам, начиная с Древнего мира, и непосредственно Иерусалимскому храму. Выделяются несколько функций храма: 1) храм как модель космоса, отражение принципов организации универсума, как «пуп» мира, выражение идеи через архитектуру древнего храма (трехчастное членение - три мира), символическую нагрузку ее элементов, устройство внутреннего пространства, символику его частей; современный пример - храм в Солт-Лейк-Сити: три уровня, ориентация на восток, чаша баптистерия с 12 рогатыми быками, подобно чаше храма Соломона, символические элементы фасада здания и т. д.; 2) как место контакта человека с божественным; 3) как место ритуальной драмы создания мира, существовавшей в той или иной форме на протяжении нескольких тысячелетий в различных культурах на земле; 4) посвящение в дохристианские времена и крещение в

христианстве как символический акт смерти в одном качестве и рождение в новом.

В понимании Святых храм есть Дом Бога, служащий близкому общению Господа с его народом. Святые верят, что они начали возводить храмы не по собственной воле, но по Божьему веленью, так как таинства, проводимые ими, возможны только в стенах храма, и Отцом им было обещано открытие многих духовных истин в Доме, построенном во имя и славу Его [12, с. 74-75].

Следует отметить, что восстановление храма имеет принципиальное значение не только в заботе о живых, но и о мертвых, так как живые с момента дарования восстановленного Евангелия («Книга Мормона») имеют возможность услышать его и присоединиться к Церкви Святых, приняв крещение, души умерших не имеют такой возможности, кроме как через заместительное крещение и только в стенах храма. Привести как можно больше душ к спасению - задача любой христианской Церкви, а Святые однозначно относят себя к христианству апостольских времен, и в таком контексте логично их желание спасти не только ныне живущих, но и давно почивших предков.

Без сомнений, храм Святых, как архитектурное сооружение, отличен от храма Соломона, таинства, проводимые Святыми, не имели места в древнееврейском храме, а особое положение священника иудейского храма не имеет места в мормонском. На это обращают внимание все исследователи данного вопроса, причем и сами мормонские источники не отрицают этих отличий. Для Святых преемственность видится в сути главной церемонии храма Соломона - жертвоприношении. Кровь жертвенных животных Ветхого Завета проливалась как предтеча и символ самой великой жертвы - крови Агнца - Иисуса Христа. Храм Христа - это новый храм, где жертвоприношение более не имеет смысла, оно выполнило свою миссию провозвестия, но это место, где человек узнает истину о своей сущности, сущности мира и Бога, это место начала его пути к спасению и даже величию, поскольку мормоны верят в существование в каждом человеке Бога в зародыше.

Поэтому у мормонов, при всех внешних различиях храма древнего Израиля и храма Святых наших дней, их внутренняя сущностная преемственность не вызывает сомнений.

На сегодняшний день в мире освящены и действуют 124 храма Святых, более 60 из которых на территории США, т. е. чуть больше половины, остальные разбросаны по всему миру, но преимущественно в Африке, Южной Америке, Австралии и Океании.

Освящение храма для мормонов важная церемония, носящая сакральный характер посвящения данного храма Богу. Традиционно мужчины, женщины, иногда дети, которые живут в округе, где построен храм, и имеющие храмовые рекомендации, приглашаются на службу, проводимую внутри или рядом с храмом. Эта церемония повторяется несколько раз, чтобы в ней могли принять участие все, кто на нее пришел. Церемония включает в себя пение священных гимнов и зачитывание посланий от высших церковных властей. В какой-то момент церемонии все поднимаются и, махая белыми платками, произносят три раза: «Осанна, осанна, осанна, Богу и Агнцу». Это торжественное выражение чувств было впервые осуществлено Пророком Джозефом Смитом в Киртланд-ском храме и представляет собой реминисценцию фраз последователей Христа (Мат. 21:9) при его входе в Иерусалим и восклицание множества народа в земле Изобилие: «Осанна! Благословенно имя Бога Всевышнего» (З Неф. 11:17), когда они увидели возле храма Того, о пришествии Которого написано пророками [2, с. 1456]. В конечном счете освящение храма, считают мормоны, есть не что иное, как освящение людей, которые затем в храме принимают участие в таинствах

В течение нескольких недель после завершения строительства храма и до момента его освящения он открыт для посещения всем вне зависимости от принадлежности к церкви. После освящения вход в храм возможен только для мормонов и только с храмовой рекомендацией.

Каждый храм имеет индивидуальное расписание совершения храмовых церемоний, на составление которого влияет коли-

чество приписанных к нему колов. Также обычно на год вперед храм определяет даты, когда он закрыт. Храм не используется для воскресных служений, в понедельник он также закрыт для уборки и подготовки к предстоящей недельной работе.

Все храмы управляются Верховным Президентством Церкви и Кворумом Двенадцати Апостолов, которым починяется Храмовый департамент. Особое внимание департамент уделяет выполнению таинств по установленным образцам, сохранению и безопасности храмов, их техническому оснащению, взаимоотношениям храмов, вопросам бюджета и т. д.

Храмовый президент выбирается Верховным Президентством Церкви на два-три года. Обычно жена храмового президента служит как заведующая хозяйством храма. Президенту помогают два советника, а заведующей два помощника. Каждый храм имеет храмового архивариуса. Президент храма, его советники, храмовая хозяйка и архивариус образуют храмовый исполнительный совет. Они встречаются еженедельно для планирования того, что требуется сделать на этой неделе. По необходимости на такую встречу могут быть приглашены другие ключевые фигуры.

Посещение храма допустимо с 12 лет. В этом возрасте можно получить временную рекомендацию для совершения крещения за мертвых после интервью с епископом. Прохождение церемонии эндоумента до 18 лет случается крайне редко. Связано это с необходимость определенной духовной подготовленности. Президент Джозеф Ф. Смит говорил, что детям не следует проходить эндо-умент, так как они должны понимать цель своего присутствия, они должны быть обучены евангелию, иметь веру в Бога, в миссию Иисуса Христа, расти в свидетельстве веры до посещения храма. Однако до отправления на миссию молодой человек или девушка обязательно должны пройти церемонию эн-доумента, т. е. где-то в возрасте 19 лет для мужчин и 21 для женщин. Новые члены церкви должны ждать не менее года с даты крещения до получения разрешения на про-

хождение церемонии эндоумента, хотя они могут посещать храм для совершения крещения за мертвых.

Для посещения храма необходимо пройти конфиденциальное интервью с епископом, а затем с Епархиальным президентством, после чего выдается храмовая рекомендация. Она подписана как выдавшим его, так и тем, кому она выдана. Храмовая рекомендация представляет собой бланк с серийным номером размером 77 х 103 мм, отпечатанным на бумаге с тем расчетом, чтобы при складывании вдвое быть размером с обычную визитку. Рекомендация для посещения храма действительна один год.

Интервью для получения рекомендации стандартизировано, количество вопросов в нем определено руководством Церкви, на сегодняшний день таких вопросов 14, часть из них касается доктрины, например: «Верители ли Вы в Бога Отца, Сына его Иисуса Христа и в Святого Духа и имеете ли Вы свидетельство восстановленного евангелия?» Другие касаются семейных отношений («Есть ли в Вашем поведении в отношении членов семьи что-то такое, что не соответствует учению Церкви?»), обязанностей перед Церковью («Выполняете ли Вы свои обязанности в церкви, посещаете причастные встречи и т. д.?»; «Платите ли Вы полностью десятину?») и т. д. [6].

Посещающему храм в первый раз советуют за несколько часов до этого события почитать тематическую литературу, с которой Святой, конечно же, знаком, однако, во-первых, такое чтение никогда не будет лишним, и, во-вторых, оно поможет вспомнить то, что обязательно пригодится при прохождении церемонии эндоумента: о творении (Быт. 1-4); определения из библейского словаря: искупление, Христос, завет, падение Адама, священство, жертва, храм; конспекты воскресной школы относительно приготовлений к посещению храма, «Студенческое руководство (Подготовка ко входу в Святой храм)», словарную статью «Храмы» в Энциклопедии мормонизма, часть главы «Храм святости» Виктора Л. Лудлоу.

Нет ни одной официальной книги ЦИХСПД, объясняющей храмовые таинст-

ва, их историю или символизм. Несколько книг, изданных под редакцией руководства Церкви, затрагивают внутри себя эти вопросы, существует ряд неофициальных книг, таких как «Святой храм» брата Паке-ра, «Ворота рая» Метью Брауна. В рамках данной статьи мы лишь вкратце коснемся темы храмовых таинств, которая сама по себе очень обширна и требует отдельного освещения.

Одно из главных храмовых таинств -церемония эндоумента (от англ. endowment -наделение, облачение). В ходе ее Святой наделяется тайным именем, по которому Иисус Христос позовет его в день всеобщего воскресения, и облекается в особую одежду, которая отныне будет служить ему защитой от всего, что могло бы нанести вред его телу.

В Храме совершается крещение только за мертвых. Живых крестят в молитвенных домах. При крещение в Храме служитель произносит: «Брат... (имя), властью Иисуса Христа, я крещу тебя за.(имя), который умер, во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь» [11]. В таинстве крещения за мертвых часто крестящейся стороной выступают молодые люди в возрасте от 12 до 17 лет. Одетые в белые храмовые одежды, они тратят два-три часа в день в баптистерии, участвуя в церемонии по нескольку раз.

Таинство запечатывания брака на вечность совершается в храме в присутствии только жениха и невесты, гости и родственники ожидают пару за пределами храма или в комнате в фойе у входа, которое не считается священной частью храма. В ходе церемонии нет музыки, чтения поэзии, фотографирования. Сама церемония короткая. Пара становится на колени перед алтарем, лицом друг к другу, соединяет руки, обменивается клятвами, и официальное лицо, совершающее запечатывание, объявляет пару мужем и женой «на время и на вечность». Обмен кольцами не обязателен и не является частью церемонии.

Еще одна форма запечатывания - запечатывание детей и родителей на вечность. Если ребенок рожден от брака, совершенного

в храме, то он уже считается «рожденным в завете» и не нуждается в запечатывании. Если пара заключила светский брак, через некоторое время она может совершить запечатывание брака в храме. Если у пары уже есть дети, то их также приводят в храм для запечатывания. Для детей в этом случае не надо проходить интервью, их, одетых во все белое, прямо проводят в комнату для запечатывания.

При запечатывании для смерти группа мормонов собирается в соответствующей комнате. Проводящий церемонию держит лист бумаги с именами умерших членов семей. Он спрашивает номер мужчин или женщин, приклонивших колени у алтаря, и затем быстро произносит слова, запечатывающие семьи вместе, называя имена каждого умершего члена семьи и помечая семью в листе как запечатанную, затем обращается к другой семье, и все повторяется. Такая церемония может длиться несколько часов.

Существует также церемония второго эндоумента, которая начиная с 1920-х гг. проводится так редко, что многие мормоны даже не знают о ее существовании. Она проводится одним из апостолов Церкви над приглашенной Президентом Церкви семейной парой в Святая святых храма (одна из комнат храма). Такой паре гарантировано спасение и пребывание на самых высоких уровнях в це-лестиальном царстве. Часть таинства совершается самой парой у них дома, согласно инструкциям, данным во время эндоумента в храме, и включает церемонию омовения ног. Одно из следствий второго эндоумента - ее участники могут удостоиться посещения их самим Христом.

Храмы Святых по своему внутреннему устройству и интерьеру весьма далеки от традиционных представлений о христианских храмах. По скупому наличию предметов сакрального характера, отсутствию икон, религиозной скульптуры во внутреннем декоре они близки к протестантским храмам, однако роскошь и богатство стенового убранства православных и католических храмов перешли в роскошь мебели, освещения, цветочных композиций в храмах Святых.

Первый храм Святых был построен в Киртланде, штат Огайо, и его внешнее и внутреннее устройство, по убеждениям мормонов, было предопределено Господом. Когда в 1832 г. Пророк Джозеф Смит получил откровение о строительстве Дома Бога, он спросил на ближайшей конференции ее участников, каким, по их мнению, должен быть этот Дом. Мнения разделились. Тогда слово взял Джозеф Смит, сообщив присутствующим, что скоро они увидят дом, архитектором которого выступит сам Господь.

Внешне храм выглядел как типичный молитвенный дом в новоанглийском стиле. По велению Господа в нем было две большие комнаты, одна над другой: нижняя выполняла функции часовни, молельни, служила для совершения таинств, верхняя - для обучения Святых. Со временем храмы перестали использовать для обучения, однако там появились зоны, скорее типичные для общественных учреждений светского назначения.

Современный храм Святых имеет холл для ожидания, одну или несколько комнат с театральными креслами для просмотра видеофильма - составной части таинства эндоумента, комнату для крещения (баптистерий), в которой большая крестильная чаша покоится на спинах 12 рогатых быков, комнаты целестиальные и для таинств запечатывания с алтарями, офисные комнаты, кухню, кафетерий, прачечную, прокат одежды и часовню.

До середины 50-х гг. XX в. одна из частей эндоумента, представляющая собой театрализованную постановку, рассказывающую о сотворении мира, падении Адама и Евы, заключения завета с Богом и т. д., во всех храмах проходила вживую. Рост иноязычных храмов за пределами США привел к необходимости поиска новой формы передачи знания. С 1956 г. церемония эндоумента, за исключением храма в Солт-Лейк-Сити и нескольких других, в которых действо по-прежнему исполняется вживую, включает в себя просмотр видео в соответствующей аудитории храма, напоминающей скорее маленький кинотеатр, стены которого украшают панорамы Эдемского сада.

Холл для ожидания, комнаты для запечатывания, целестиальные комнаты не украшены объектами, которые могут вызвать духовные переживания. Они обычно декорированы подобно холлу в гостинице: много света, мягкие кресла или диваны, на которых прошедшие эндоумент одни или в маленьких группах могут провести некоторое время в спокойном осознании тех ритуалов, которые они только что прошли.

Конечно же ограниченные рамками данной статьи, мы лишь затронули вопросы значения храма для Церкви Святых, управления, организации храмовой работы, внутреннего устройства. За рамками статьи остались также история развития храмового строительства в США, Европе и на других континентах; интересная тема развития архитектуры мормонского храма и религиозной символики ее декора,

которая истоками уходит в масонскую символику. Но даже из такого краткого обзора становится ясно, что храму в догматике Святых отводится одна из ключевых ролей: в его стенах раскрывается вечное знание, кому и как поклоняться и как, оставив жизнь земную, обрести полноту Отца Небесного; это единственное здание, земные двери которого откроют Святому после смерти двери небесные в целе-стиальное царство - высшую сферу обитания духовного тела; это место, в котором совершается работа настоящего поколения Святых по воссоединению семей, одной из главных ценностных категорий мормонов, в вечности. Все это делает понятным настойчивое стремление Святых возводить храмы даже в самые трудные времена для Церкви как источник спасения и вечной счастливой жизни в царствах, созданных Отцом для своих «детей».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. D. Arthur Haycock. LDS Temple Dedications // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. Р. 1455-1456.

2. Hugh W. Nibley. Meanings and Functions of Temples // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. Р.1458-1465.

3. Immo Luschin. Latter-day Saints Temple worship and activity // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. Р. 1447-1450.

4. RobertL. Simpson. Administration of Temples//Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. Р. 1456-1458.

Электронные ресурсы

5. Дорога к храму. Российский информационно-религиозный ресурс. URL: http://www.religion. rin.ru/cgi-bin/religion Проверено 09.12.2008.

6. Исследовательский ресурс по изучению писаний и храмов ЦИХСПД. URL: http://www. mormonmonastery.org/temple-preparation Проверено 09.12.2008.

7. Мормонизм и Церковь Святых Последних Дней. Исследовательский ресурс по ЦИХСПД. URL: http://www.lds-mormon.com/ veilworker/recommend.shtml Проверено 09.12.2008.

8. Официальный сайт Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. URL: http://www.lds. org/temples. Проверено 09.12.2008.

9. Храмы Церкви Святых Последних Дней. URL: http://www.ldschurchtemples.com Проверено 09.12.2008.

10. Gordon B. Hinckley. Why These Temples? URL: http://www.lightplanet.com/mormons/temples Проверено 09.12.2008.

11. Isaiah Bennett. Inside a Mormon Temple. URL: http://www.catholic.com/thisrock/1995/9506fea1.asp Проверено 09.12.2008.

12. James E. Talmage. House of the Lord. URL: http://mormonhistory.org Проверено 09.12.2008.

REFERENCES

1. D. Arthur Haycock. LDS Temple Dedications // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. Р. 1455-1456.

2. Hugh W. Nibley. Meanings and Functions of Temples // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. P.1458-1465.

3. Immo Luschin. Latter-day Saints Temple worship and activity // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. P. 1447-1450.

4. Robert L. Simpson. Administration of Temples // Encyclopedia of Mormonism. New York: Macmillan, 1992. V. 4. P. 1456-1458.

Elektronnye resursy

5. Doroga k khramu. Rossiyskiy informatsionno-religiozny resurs. URL: http://www.religion. rin.ru/cgi-bin/religion Provereno 09.12.2008.

6. Issledovatel'skiy resurs po izucheniyu pisaniy i khramov TsIKhSPD. URL: http://www. mor-monmonastery.org/temple-preparation Provereno 09.12.2008.

7. Mormonizm i Tserkov' Svyatykh Poslednikh Dney. Issledovatel'skiy resurs po TsIKhSPD. URL: http://www.lds-mormon.com/ veilworker/recommend.shtml Provereno 09.12.2008.

8. Ofitsial'ny sayt Tserkvi Iisusa Khrista Svyatykh Poslednikh Dney. URL: http://www.lds. org/temples. Provereno 09.12.2008.

9. Khramy Tserkvi Svyatykh Poslednikh Dney. URL: http://www.ldschurchtemples.com Provereno 09.12.2008.

10. Gordon B. Hinckley. Why These Temples? URL: http://www.lightplanet.com/mormons/temples Provereno 09.12.2008.

11. Isaiah Bennett. Inside a Mormon Temple. URL: http://www.catholic.com/thisrock/1995/9506fea1.asp Provereno 09.12.2008.

12. James E. Talmage. House of the Lord. URL: http://mormonhistory.org Provereno 09.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.