ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Они включаются в поисковую работу, помогают в отборе нужных детям рабочих материалов, принимают участие в творческих выставках «Мама, папа, я -умелая семья», оказывают помощь в приобретении необходимой литературы.
Сопутствует развитию творчества детей и системная организация внеклассной деятельности на основе уже изложенного содержания.
Комплекс изложенных механизмов и приемов педагогической техники позволяет реализовать си-
стемный, целенаправленный подход, как освоения основ национальной и региональной культур, так и раскрытия творческого потенциала ребенка на основе авторского содержания (Р Лукашова - «Русское кружево», П. Уткина - «Народные промыслы», Е. Сашина - «Азбука домоводства», В. Бородулина -«Основы художественного ремесла», П.В. Хомича -«Ненцы» и др.), составителем которого является Л.В. Федорова.
В статье описываются первые шаги по организации учащихся 1 класса во внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС второго поколения.
Арькова Ольга Васильевна
учитель начальных классов МОУ Домодедовская гимназия №5 г. Домодедово [email protected]
ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как можно организовать внеурочную деятельность учащихся первых классов, направленную на осознание личностных результатов образования, привитие интереса к учебе?
Ключевые слова: внеурочная деятельность, организация жизнедеятельности первоклассников в адаптационный период, интерес, рефлексия, отличие стандартов второго поколения от действующих стандартов.
Ни для кого не секрет, что образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся. Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспече-
ния развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7). В соответствии с законодательством РФ государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В настоящее время по поручению Министерства образования и науки РФ Российская академия образования ведет работу по созданию государственного стандарта общего образования второго поколения. В рамках апробации эксперимента по внедрению ФГОС в этом учебном году я начала работать с 1 классом по авторской программе “Школа России” утвержденной Министерством образования РФ и
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010
35
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
разработанной в соответствии с Государственными образовательными стандартами второго поколения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основные задачи государственных образовательных стандартов. В базисный образовательный план заложена внеурочная работа во второй половине дня (10 часов). В период адаптации с первоклассника проводилось анкетирование в игровой форме, в результате чего было установлено, что рисование, музыка, танцы и спортивные игры наиболее интересны младшим школьникам.
□ Танцы
□ Спортивные игры
□ Музыка
□ Рисование
После опроса администрация школы составила расписание занятий во внеурочное время:
и слово новое узнали «краеведение». Принципиальное отличие стандартов второго поколения заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат и во главу угла ставится личность ребенка, а так как занятость школьников во второй половине дня нацелена на всестороннее развитие личности, то это очень хорошее подспорье учителю начальных классов. Но «занятость» занятости -рознь. Мы стремимся во второй половине дня на разных этапах встреч с детьми и в разных формах организации внеурочной деятельности задавать им вопросы, типа; А что с Вами происходило в первой половине дня? А как вы чувствовали себя на занятии...? А что вы делали, расскажите. А зачем вам это нужно, как вы думаете? А вам понравилось, что делали или нет? Почему? А нравится ли вам в школе и почему? А зачем вы ходите в школу? И многие - многие другие вопросы, направленные на осознание происходящего с ребенком в школе.
Даже путь до места прогулки становится маленькой рефлексией прожитого. На прогулку ходим каждый день, результат - больше бываем на свежем воздухе, реже болеем, а главное начинаем размышлять о ценности школьной жизни лично для себя.
На актерском мастерстве выполняем упражнения на внимание - на уроках письма и чтения внимательнее слушаем, а результат лучше пишем и больше читаем. Первое время было очень тяжело организовать ребят на прогулку, на обед в
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1. Развитие речи (занятие с логопедом) 1. Цветоводство 1. Актерское мастерство 1. Краеведение 1. Жизненные навыки (занятие с психологом)
2. Изостудия 2. Хоровое пение 2. Хореография 2. Спортивные игры 2. Фольклор
Каждый день в 12 часов дня обед и в 13ч 40 минут прогулка между занятиями. Внеурочная деятельность осуществляется только с согласия родителей. По результатам опроса установлено - 90% родителей считают, что школа должна и во второй половине дня заниматься с детьми. А что? Родителям очень удобно, школьники заняты по интересам. Внеурочная деятельность позволяет реализовывать задачи патриотического воспитания, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Обычный класс - 24 человека, простые мальчишки и девчонки. Вот полгода работаем во второй половине дня. Интересно, ребятам нравится, кого-то больше привлекают занятия в изостудии, мальчишки активнее в спортивно-оздоровительных мероприятиях, девочки охотнее поют в хоре и играют на народных инструментах, многие стремятся еще больше узнать о комнатных растениях, а некоторые ждут, не дождутся занятий с психологом и логопедом. Не знали что такое краеведение - познакомились и ждем с нетерпением занятия
столовую. На сегодняшний день ситуация нормализовалась. В игровой форме провели опрос из 24 человек, по его итогам - 1 мальчик после уроков хочет домой, 1 девочка поспала бы после обеда и 1 человек хочет вернуться в детский сад. Дело в том, что если детям не нравится то или иное занятие или ребенок устает, учеников ни в коем случае не заставляем, не принуждаем к занятиям, а предлагаем отдохнуть или заняться, тем делом, которое по душе.
После занятий во второй половине дня, ребята стали более собраны на уроках, процесс адаптации прошел гораздо быстрее, чем в других первых классах, родители стали наиболее активно принимать участие в жизни своего ребенка. С самого начала эксперимента веду дневник наблюдения за своими учениками, могу отметить, что ребята с большой радостью идут в школу и с нетерпением ждут занятий во внеурочное время.
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010