Научная статья на тему 'Первые шаги в экологии: анализ учебно‑исследовательских проектов младших школьников, представленных на ХIII Всероссийском конкурсе «Человек на Земле»'

Первые шаги в экологии: анализ учебно‑исследовательских проектов младших школьников, представленных на ХIII Всероссийском конкурсе «Человек на Земле» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно‑исследовательский проект / экология / Всероссийский конкурс / младший школьный возраст / educational and research project / ecology / All‑Russian contest / primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Анна Алексеевна

В статье представлен обзор учебно‑исследовательских экологических проектов, представленных на ХIII Всероссийском конкурсе «Человек на Земле» в 2021–2023 гг. в номинации «Первые шаги в экологии» (дошкольники и младшие школьники). Приведен анализ по различным критериям: возраст участника, учреждение, при котором осуществлялась подготовка, количество участников проекта. Сделан акцент на тематике работ, обобщены основные требования к успешному учебно‑исследовательскому проекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First Steps in Ecology: Analysis of Educational and Research Projects of Primary School Students Presented at the XIII All‑Russian Contest “Man on Earth”

The article provides an overview of educational and research environmental projects that were presented at the XIII All‑Russian contest “Man on Earth” in 2021–2023 in the “First Steps in Ecology” category (preschoolers and primary school students). The analysis is conducted according to various criteria: the participant’s age, the institution where the research was carried out, the number of project authors. The emphasis is placed on the subject matter of the works. The article also summarizes the key requirements for a successful educational and research project.

Текст научной работы на тему «Первые шаги в экологии: анализ учебно‑исследовательских проектов младших школьников, представленных на ХIII Всероссийском конкурсе «Человек на Земле»»

Первые шаги в экологии: анализ учебно-исследовательских проектов младших школьников, представленных на ХШ Всероссийском конкурсе «Человек на Земле»

First Steps in Ecology: Analysis of Educational and Research Projects of Primary School Students Presented at the XIII All-Russian Contest "Man on Earth"

Аннотация. В статье представлен обзор учебно-исследовательских экологических проектов, представленных на XIII Всероссийском конкурсе «Человек на Земле» в 2021-2023 гг. в номинации «Первые шаги в экологии» (дошкольники и младшие школьники). Приведен анализ по различным критериям: возраст участника, учреждение, при котором осуществлялась подготовка, количество участников проекта. Сделан акцент на тематике работ, обобщены основные требования к успешному учебно-исследовательскому проекту.

Ключевые слова: учебно-исследовательский проект, экология, Всероссийский конкурс, младший школьный возраст

Abstract. The article provides an overview of educational and research environmental projects that were presented at the XIII All-Russian contest "Man on Earth" in 2021-2023 in the "First Steps in Ecology" category (preschoolers and primary school students). The analysis is conducted according to various criteria: the participant's age, the institution where the research was carried out, the number of project authors. The emphasis is placed on the subject matter of the works. The article also summarizes the key requirements for a successful educational and research project. Keywords: educational and research project, ecology, All-Russian contest, primary school

Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», который проводится с 1996 года, принимает к участию работы дошкольников, школьников и студентов средних профессиональных учреждений. Основополагающей ценностью конкурса является бережное

Лебедева

Анна Алексеевна,

куратор образовательных программ, ответственный секретарь оргкомитета НП «Содействие химическому и экологическому образованию», магистрант Московского педагогического государственного университета, г. Москва e-mail:

Lebedeva1819@bk.ru Anna

Lebedeva,

Coordinator of Educational Programs, Executive Secretary of the Organizing Committee of NP "Promotion of Chemical and Environmental Education", Master's Student of Moscow Pedagogical State University, Moscow

Лебедева Анна Алексеевна

и созидательное отношение подрастающего поколения к окружающей природе.

Учредитель и организатор конкурса — Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию», соорганизаторы: Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь».

Цель конкурса — формирование экологической культуры подрастающего поколения как важной составной части культуры современного человека, включающей биологические, физические, химические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для осознания единства человека и природы.

В Положении отмечено: «Участие в Конкурсе — замечательная возможность применить свои знания в области экологии, защитить природные ресурсы, познакомиться с разнообразными животными и растениями, понять экологические особенности родного края, ... научиться оберегать и сохранять окружающую нас среду..» [Положение, 2022].

Учебно-исследовательские экологические проекты принимаются в четырех номинациях: «Экологические проблемы родного края», «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем», «Этнографические исследования», «Первые шаги в экологии».

Остановимся подробно на анализе учебно-исследовательских проектов в номинации «Первые шаги в экологии». В ней представляются работы учащихся начальных классов, воспитанников детского сада, приветствуется участие семейных коллективов. Несмотря на юный возраст авторов, к работам предъявляются общие требования: наличие методологического аппарата, подробного описания хода исследования и его результатов, выводы, программа действий. Работа должна быть аккуратной, содержать титульный лист, список литературы, корректные ссылки на источники, приложение. Важно отметить, что для дошкольника и младшего школьника в ходе проектной и исследовательской деятельности есть возможность получения двух типов результатов: объективного, который зачастую предсказуем и не нов, и личностного, который по важности выходит на первый план. Вклад руководителя в работу учащегося начальных классов, несомненно, значительный. Принимая этот факт во внимание, комиссия оценивает степень участия ребенка, его непосредственную активность, адекватную возрастным особенностям, знаниям и интересам.

На XIII Всероссийском конкурсе «Человек на Земле» (первая и вторая волна) в номинации «Первые шаги в экологии» были представлены 65 учебно-исследовательских экологических проектов из 15 регионов России. Как показывает распределение количества работ по возрастам, учащиеся третьих классов наиболее активны, ими было выполнено 35 % работ (23 из 65). Учащиеся вторых

и четвертых классов показывают почти равную активность — 16 и 15 работ соответственно. Проектно-исследовательская деятельность в первом классе только начинает внедряться, о чем говорят 17 % от общего числа проектов (11 работ), несложная структура, посильные объемы и темы, краткие сроки проведения исследований. На конкурсе были представлены две работы воспитанников детского сада. Разумеется, исследовательские проекты в дошкольном возрасте имеют свою специфику, учитывая возрастные особенности детей, составляются взрослыми, но также требуют структуры и подробного представления, в котором будут видны и оценимы роль ребенка и его личностный результат.

Представленные учебно-исследовательские проекты были выполнены под руководством классных руководителей в общеобразовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности или в учреждениях дополнительного образования (городская станция юннатов, центр дополнительного образования, центр детского творчества и т. д.). Последние дают большие возможности для детей и педагогов, так как не ставят жестких ограничений по времени и форме работы. Их воспитанники представили 63 % проектов (41 из 65). Однако соответствующей корреляции между качеством «школьных» и «внешкольных» работ выявлено не было.

Важно отметить участие семьи в подготовке учебно-исследовательских проектов дошкольников и младших школьников. 20 % работ (13) было выполнено под руководством мамы, являющейся педагогом дополнительного образования, еще в 50 % работ сказано о включенности семьи. Несомненно, такие исследовательские проекты являются более подробными, снабжены большим количеством фотографий автора, однако усредненные оценки экспертной комиссии таких работ не отличаются от оценок остальных проектов.

Из сказанного выше можно сделать два вывода. Во-первых, в младшем школьном возрасте значимую роль в учебно-исследовательской деятельности ребенка играет семья. В процесс подготовки проекта могут быть включены все близкие ребенка, что не только поможет сделать проект достаточно подробным и интересным, но и сплотит их. Во-вторых, залогом высокой оценки проекта экспертной комиссией является качественная подготовка руководителя, его понимание структуры исследовательского проекта, владение технологиями и методиками.

Менее 10 % работ (6) было выполнено в группе или в паре, большая часть из них — братьями или сестрами. Этот показатель растет с возрастом участников, но на этапе начальной школы коллективные проектно-исследовательские работы имеют высокий потенциал, который можно и нужно использовать как в учреждениях основного, так и дополнительного образования.

Интересно обратиться к тематикам, выбранным участниками для учебно-исследовательских проектов.

Лебедева Анна Алексеевна

Комнатные и огородные растения стали самой распространенной темой, которой было посвящено 16 проектов (25 % работ). Авторы посвятили свои исследования различным способам размножения и выращивания, ухода, полезным свойствам таких растений, как руккола, петрушка, морковь, томаты, садовая земляника, имбирь, подсолнечник и другим. Такое направление деятельности развивает внимательность, наблюдательность, терпение, ответственность, не требует больших затрат ресурсов, позволяет получить практический результат в виде небольшого урожая, поэтому обладает высоким потенциалом для личностного развития младших школьников. Исследования на данную тематику можно проводить индивидуально или в группе, в классе, в объединении дополнительного образования или дома с помощью старших членов семьи.

15 учебно-исследовательских проектов (23 %) рассказывали о животных. Данная тема также является близкой и понятной учащимся младших классов, вместе с тем интересной, особенно когда учебно-исследовательский проект посвящен домашнему питомцу. В этом случае объект наблюдения всегда перед глазами, может играть роль связующего звена между ребенком и животным миром, может помочь познакомить с основами зоологии, заинтересовав историей и культурой. Через наблюдение и уход за домашним питомцем ребенок также учится быть внимательным, заботливым, ответственным. Авторы рассказывали об истории породы, процессе роста и поведении таких животных, как собаки, кошки, белки дегу, улитки ахатины, хомячки и ящерицы. Также младших школьников интересовали черви, улитки, бабочки, их образ жизни, разновидности, среда обитания. Стоит уделить внимание исследованиям, посвященным уязвимым видам, помогающим формировать ответственную гражданскую позицию. Преградой для такого проекта не стала и не должна становиться физическая удаленность объекта исследования от региона, в котором проживает ребенок, так как экологическая сознательность и понимание ответственности за сохранение природы не должны ограничиваться квартирой, районом или городом, если могут быть предприняты конкретные действия для улучшения ситуации.

12 учебно-исследовательских проектов (18 %) были посвящены свойствам объектов, опытам и экспериментам с ними. Младшие школьники изучали свойства крахмала, мела, почвы, определяли качество чая, молока, томатного сока, задавались вопросом, прочна ли скорлупа яйца, и как вырастить кристаллы. Важно отметить, что объекты исследований избирались из числа привычных детям вещей, а сами исследования содержали знания по самым разным наукам: от минералогии до архитектуры. Несмотря на интерес опытов и экспериментов для детей, при организации подобных проектов также нужно помнить о том, что их центральная задача — формирование экологической культуры учащегося.

10 проектов (15 % работ) можно объединить темой «Здоровый образ жизни». Дети изучали, как влияют глютен и йод на организм школьников, зачем мыть руки, чистить зубы, пить воду и есть овощи. Данные темы были особенно популярны среди первоклассников, так как они находят отражение в школьной программе по предмету «Окружающий мир», помогают получать полезные знания, обладают большим творческим потенциалом. Так, в ходе одной из работ был проведен конкурс плакатов на тему здорового образа жизни.

Еще 9 проектов (14 %) раскрывают тему сбережения ресурсов и вторичной переработки. Авторы рассматривают вопросы возможной переработки пластиковых отходов, изготовления бумаги из нетрадиционных материалов, получения энергии альтернативными способами. Подобные вопросы стоят остро и не разрешены на данном этапе развития общества и технологий, могут разрабатываться автором в течение нескольких лет обучения, помогают формированию экологической грамотности и экологической культуры.

3 учебно-исследовательских проекта (5 %) были посвящены изучению состояния леса, воздушного бассейна и водных ресурсов в районе проживания автора. Такие исследования опираются на реальные наглядные проблемы, включают различные методики, обладают большим потенциалом, сложны в планировании и выполнении.

Возвращаясь к цели и задачам Конкурса, необходимо подчеркнуть, что основным, главным условием качественного учебно-исследовательского проекта выступает наличие плана действий, определенного решения, ответа на вопрос «Как?». Естественно, перед младшим школьником не ставится задача предложить рабочие решения мировых экологических проблем. Вполне достаточно ограничиться вниманием к своим привычкам, семейному рациону питания, уходу за питомцем, но и в таких случаях исследование должно содержать некий итоговый продукт: памятку, рекомендации, программу действий, направленные на улучшение нынешней ситуации, что будет способствовать формированию экологической культуры ребенка. Так, участники конкурса предлагали: включение в семейный рацион питания микрозелени и пророщенных зерен, проверенные на личном опыте способы дрессировки собаки, памятку по строительству инкубатора и выведению в нем цыплят, способы создания бумаги из осенних листьев и т. д. Особенного внимания заслуживают интересные и комплексные исследования, посвященные актуальным проблемам масштаба района и города: применению инновационной технологии распознавания коров по отпечатку носа в больших хозяйствах, переработке водных растений ближайшей реки на корм сельскохозяйственной птице, помощи бездомным животным.

Лебедева Анна Алексеевна

В том случае, когда пройден большой путь подготовки и проведения учебного исследования, предложены решения определенной ситуации, важно ознакомить с ними тех, чье поведение возможно изменить к лучшему: членов семьи, одноклассников, друзей и соседей. Так, 21 учебно-исследовательский проект был представлен одноклассникам, 4 проекта — друзьям и знакомым, еще 4 — на районных конференциях. О представлении результатов в 36 проектах (55 %) не упомянуто. Презентация результатов — важный этап работы, позволяющий систематизировать полученные данные, выделить главное, увлекательно и доступно донести смысл и ценность своего исследования, ответить на вопросы слушателей, получить советы и идеи для продолжения исследования. Важно использовать такую возможность еще и для популяризации экологического знания, трансляции опыта.

Исходя из анализа представленных работ, можно обобщить компоненты успешного учебно-исследовательского проекта следующим образом:

• убедительно обоснованные цели и задачи, которые являются основой для планирования работ, а результаты оцениваются с точки зрения их достижений;

• содержательный анализ литературных источников по теме исследования или обоснованные сравнения своих данных и данных предшественников;

• корректные методы исследования, примененные осмысленно;

• логично и грамотно изложенные результаты;

• возможность оценки степени участия школьника в принятии решений по ходу выполнения проекта, персональное отношение к результатам;

• выход за рамки образовательного учреждения, взаимодействие с профессионалами и знатоками, запрос авторитетного мнения;

• представление результатов исследования широкой аудитории (одноклассники, слушатели конференции и т. д.);

• аккуратность выполнения работы, соответствие «Требованиям к оформлению проекта», изложенным в Положении о конкурсе;

• наличие ссылок, подписей к схемам и фотографиям, отражающим деятельность автора;

• соответствие выводов полученным результатам, обоснованность рекомендаций;

• важность исследования для формирования экологической культуры, осознания единства человека и природы.

Литература:

Положение, 2022 — Положение XIII Всероссийского конкурса «Человек на Земле» // Сайт НП «Содействие химическому и экологическому образованию», 2022. Режим доступа: http://www.chemeco.ru/children/regul/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.