ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.02; 371
00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-118-122
К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Н. А. Семенова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматриваются требования к выбору темы детского учебного исследования. Определяются подходы к выбору тем детского исследования в детском саду и в начальной школе. Рассматривается способ определения критериев выбора темы своего исследования младшими школьниками в совместной с учителем деятельности. Приводится анализ тем детских исследовательских работ, представленных на конкурсе «Твори, исследуй, пробуй» в Томском государственном педагогическом университете в течение семи лет. Делается вывод о том, какие темы и почему востребованы младшими школьниками.
Ключевые слова: тема исследования, выбор тем исследовательской работы, конкурс детских исследовательских работ.
Последнее десятилетие весьма актуальным является вопрос организации учебной исследовательской деятельности на всех уровнях образования. Исследовательская деятельность детей - это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие субъективно нового знания, способа действий, выполняемая с различной степенью самостоятельности, обусловленной возрастными особенностями и уровнем владения исследовательскими умениями. В исследование вовлекаются дети дошкольного, младшего школьного возраста, подростки. Опрос более 50 педагогов (в рамках курсов повышения квалификации, семинаров и конкурсов детских исследовательских работ в ТГПУ) показал, что одной из серьезных проблем для взрослых является выбор темы детской исследовательской работы. Остановимся на этом вопросе более подробно.
Несмотря на остроту проблемы, анализ информационных источников показал, что публикаций на данную тему недостаточно. Довольно много авторов статей ссылаются на А. И. Савенкова, одного из самых известных ученых, занимающихся проблематикой детских исследований. Он в качестве возможных направлений детских тем называет: фантастические темы (связанные с несуществующими объектами), эмпирические (предполагающие опыты и наблюдения), теоретические (основанные на обработке информации). При этом ученый формулирует следующие требования к выбору темы: она должна быть увлекательной, быть выполнимой, полезной и оригинальной [1, с. 50-53]. В отношении исследовательских тем старших школьников инте-
рес представляет мнение О. Д. Калачихиной, которая выделяет основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы: тема не должна быть широкой («Птицы»); не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название («Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете, господин позвоночник?») [2]. Автор рекомендует выбирать узкую и конкретную тему, хорошо, если формулировка начинается со слов «изучение», «сравнение», «исследование», «выявление». Авторы считают, что эти требования можно предъявлять и к работам младших школьников.
Большое значение выбору темы учебного исследования придает А. А. Хохлов, выдвигая следующие требования: тема не должна быть чрезвычайно сложной, она может быть основана на имеющихся наработках, тема должна представлять интерес для ученика и педагога-помощника, предпочтительно выбирать узкую, а не масштабную тему, не рекомендуется брать темы глобальные, хорошо изученные и уже представленные одноклассниками [3].
Авторами при описании технологии организации исследовательской деятельности младших школьников также были представлены определенные рекомендации для выбора темы исследовательской работы для учеников начальной школы: доступность и посильность, интерес к теме и ее оригинальность, личная значимость для ребенка [4].
Недостаточное количество публикаций по этой проблеме побуждает рассмотреть данный вопрос подробнее. Необходимо остановиться на проблеме выбора тем детьми только дошкольного и младшего школьного возраста.
Когда речь идет о детях дошкольного возраста, мы будем ориентироваться на два положения:
1. Исследовательская деятельность является для детей естественной, дошкольники непроизвольно, в процессе жизнедеятельности исследуют окружающую действительность, природу, предметы, наблюдают, экспериментируют. Эта исследовательская деятельность является спонтанной и направлена на удовлетворение детских познавательных потребностей. Исследовательское поведение и исследовательская активность дошкольников изучалась А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым, А. С. Обуховым [5].
2. Другой вид исследовательской деятельности детей, альтернативный первому, - это исследовательская деятельность, специально организованная педагогом. Такая деятельность имеет ряд существенных отличий:
- воспитатель создает условия для возникновения познавательного интереса, поддерживает его. Интерес, в свою очередь, становится источником исследовательского поведения;
- педагог организует особую развивающую предметно-пространственную среду, в которой этот исследовательский интерес ребенка может реализоваться при помощи взрослого;
- воспитатель контролирует и направляет исследовательские действия дошкольников, обогащая их опыт.
Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования, где занимаются дошколята, исследовательская деятельность является организованной, так как она часто не только сопровождается и контролируется, но и инициируется педагогом. В этом случае можно утверждать, что тема детского организованного исследования в дошкольном возрасте определяется воспитателем. Можно рассмотреть и другой вариант: в современном образовательном процессе детского сада получил распространение опыт организации «круга» в начале дня -это форма работы, в результате которой дети формулируют свои познавательные запросы, а задача педагога - выстроить деятельность для «открытия» новых знаний. Построение познавательной работы ведется «от ребенка», он является инициатором исследования, т. е. по сути определяет его тему. Педагогу нужно поддержать детскую познавательную инициативу, которая часто выражается в вопросах или высказываниях [6, 7]. Здесь нет необходимости в формальном формулировании темы исследования, достаточно обозначить вопрос, направление детской любознательности, интереса: «Где растут пальмы?», «Как растут сосульки?» [8].
Рассмотрим ситуации выбора темы исследования в начальной школе. В отношении выбора ис-
следовательских тем педагог может ориентироваться на задачи, которые он может решить в процессе реализации исследовательской деятельности. Это следующие варианты:
1. Если педагогу необходимо расширить, углубить знания детей по определенному учебному предмету или пробудить к нему интерес, то темы исследования предлагаются конкретные, связанные с этой предметной областью, например, «Горные реки и их начало», «Славянская мифология во фразеологизмах», «Интересные способы умножения».
2. Средствами исследовательской деятельности педагог может решить задачи духовно-нравственного воспитания детей. Это направление актуально особенно сейчас, в условиях нового ФГОС НОО, которое предполагает достижение (помимо предметных и метапредметных) личностных результатов: формирование эмоционально-ценностного отношения, мировоззрения, нравственной позиции. Темы детских исследований могут быть связаны в этом случае с историей края или семьи, с социальными или экологическим проблемами, например, «Поселок Новоларино - родина наших бабушек и дедушек», «Музыка в моей семье», «Юные герои Великой Отечественной войны», «Моя семья - частичка большой Победы»).
3. Задачей педагога может быть формирование исследовательских умений, которые являются универсальными познавательными учебными действиями: видеть проблему, выдвигать предположения, выявлять свойства, наблюдать, делать выводы, представлять результат исследования и т. д. В этом случае уместнее организовывать групповые или коллективные исследования, темы которых легки, связаны с общими интересами всего класса или большинства детей. Как правило, они направлены на расширение кругозора обучающихся. Тема должна обеспечивать формирование исследовательских умений. К примеру, исследование на тему «Наша школа» может быть коллективным и решать вопросы, связанные с историей школы, известными людьми, которые учились в школе, структурой школы, особенностями школы, особенности самого здания - строения школы и так далее. В таком исследовании дети осваивают основные методы исследования: наблюдение, опрос, работа с источниками информации, анализ, сравнение, даже измерения. Ученики усваивают новый вид деятельности, знакомятся с новым для них объектом и овладевают исследовательскими умениями.
4. Особую группу тем составляют свободные темы, т. е. по интересам ребенка. По мнению авторов, свободные темы можно предлагать в том случае, когда уже основные исследовательские умения у детей присутствуют. Тогда младший школьник с высокой степенью самостоятельности сможет это
исследование реализовать. Для формирования умения правильно выбрать тему исследования важно, чтобы дети сознавали требования, т. е. критерии ее выбора. Как это можно сделать? На занятии, посвященном выбору темы учебного исследования, можно создать проблемную ситуацию: детям предлагается несколько вариантов тем для их исследований: «Медведь в русских народных сказках», «Английская поэзия XIX века», «О чем сказка «Колобок»?). Педагог предлагает выбрать тему и обосновать выбор. Обычно дети не выбирают тему о Колобке, так как она «малышовая», легкая, об этом все известно. Не выбирают и тему, связанную с английской литературой, обосновывая отказ тем, что тема непонятна, неинтересна, сложна. А вот работу о медведе им провести хочется: уже есть знания, но их недостаточно, вопрос любопытный, можно найти информацию. Таким образом, в ходе совместного обсуждения выбора темы учащиеся совместно с педагогом вырабатывают критерии: тема должна быть посильная, интересная, позволяет узнать что-то новое [9].
Подход к исследованиям по интересу мы предлагаем реализовывать не сразу, а постепенно. Сначала педагог может предлагать не свободное исследование, а исследование по собственному интересу, но в тематических рамках. Например, тема «Новый год» имеет массу вариантов и направлений для исследования. Это такие направления, как: Кто такой Дед Мороз? В каждой стране есть Дед Мороз? Почему на Новый год дарят подарки? Всегда ли Новый год был зимой? Какие игрушки вешают на елку? Как отмечали Новый год в Великую Отечественную войну? Как отмечали Новый год наши предки? Как отмечают Новый год в разных странах? и т. д. Мы не рекомендуем сразу давать детям возможность выбирать свободную тему по ряду причин. Во-первых, особенности детского мышления в исследовательской работе создают эффект снежного кома: ребенок, начиная исследование по интересующей его теме, имеет недостаточные знания и небольшой объем опыта. В процессе получения новых знаний у него появляются другие вопросы и интересы. Возникает цепочка вопросов, по которой ребенок может весьма далеко отойти от изначально выбранной им темы и проблемы. Во-вторых, из-за недостаточного уровня владения исследовательскими умениями провести свое личное, самостоятельное исследование ребенку будет сложно, что повлияет на дальнейшую мотивацию к участию в исследовании. А в условиях класса при совместном исследовании заданной темы работать легче: ученик приобретает положительный опыт и соответствующие умения, что затем использует для собственной исследовательской работы. Поэтому можно предложить следующую последовательность при выборе темы исследования в условиях
специальных занятий или внеурочного курса в школе: формировать первоначальные исследовательские умения лучше на конкретной теме, предложенной педагогом. Затем можно предложить тематические рамки, где ребенок уже может реализовать свой интерес, но в конкретном направлении, что не позволит ему уйти далеко. Когда уже ребенок овладел исследовательскими умениями и может держать тему и проблему своего исследования во внимании, можно предложить ему выбрать тему исследования по своему интересу.
Хотелось бы подробнее остановиться на анализе тем, которые были выбраны участниками конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!», проводимого в Томском государственном педагогическом университете на протяжении семи лет.
Были отмечены следующие моменты:
- в первые годы наблюдались типичные ошибки в выборе и формулировке темы: неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»). Кроме того, был ряд случаев, когда тема не соответствовала содержанию («Микроскоп» - тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб - всему голова» - о пословицах и поговорках). Часть тем, имеющих одинаковое название, имели разное содержание и рассматривались в разных секциях (тема «Танк - боевая машина»: 1. О значении танков в боях Великой Отечественной войны. 2. О конструкции современных танков и их видах), что говорит о том, что название требует конкретизации. Особо можно отметить редкие, но имеющие место случаи, когда объект фантастической темы рассматривался как научный («Драконы» (ученик был уверен, что они живут сейчас), «Магия в нашей жизни») [10];
- кроме того, в этот период, несмотря на четкое разграничение понятий «проектная работа» и «исследовательская работа», школы представляли на конкурс ряд проектных тем: «Мыло своими руками», «Как сделать открытку».
Впоследствии, с приобретением опыта участниками, выбор темы, их формулировка, соответствие формату конкурса и качество работ стали выше.
Что касается направлений исследований, то был проведен анализ тем исследовательских работ, представленных на конкурсе «Твори, исследуй, пробуй!» с 2010 по 2017 г. (таблица).
Как видно из таблицы, наиболее популярны у детей темы, связанные с изучением природы. На наш взгляд, это объясняется тем, что, во-первых,
Распределение исследовательских работ учеников начальной школы по тематическим направлениям (на материалах конкурса «Твори, исследуй, пробуй», 2010-2017 гг.)
Год Всего выступлений Темы, связанные
с изучением природы с ОБЖ с изучением социума с изучением культуры и искусства с изучением математики, техники, технологий
2010 65 34 6 14 6 5
2011 76 36 9 11 9 11
2012 145 69 13 11 19 33
2013 134 66 14 23 13 18
2014 129 48 21 28 8 24
2015 78 28 12 5+12* 10 11
2016 79 26 13 12 15 13
2017 77 28 14 14 8 13
Итого 7 ос 335 192 130 88 128
' Была отдельная секция, посвященная 70-летию Победы в ВОВ, 12 работ.
явления и объекты природы близки опыту детей, вызывают у них познавательный интерес. Во-вторых, требуют применения эмпирических методов исследования, которые доступны детям (наблюдения, выявление свойств, опыты, измерения). Детям младшего возраста доступнее исследовать то, что можно увидеть и потрогать руками. Это такие темы, как «Исследование поведения улитки ахати-ны», «Как вырастить кактус в домашних условиях», «Изучение плотности различных жидкостей». Нереальные, умозрительные объекты в этом плане проигрывают, так как требуют анализа, что довольно сложно для младшего школьника.
Второе место занимают два направления -темы, связанные с охраной здоровья и с различными сферами социальной жизни. Данное направление актуально для обучающихся, так как они имеют свой эмоциональный опыт, ежедневно сталкиваются с данными явлениями жизни: «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?», «Стоимость современных денег». Реже выбирают темы гуманитарные или математические, так как ребятам в силу возраста и возможностей провести исследование и представить интересную, нереферативную работу сложно. Как правило, здесь более значима роль взрослых как в выборе темы, так и в ее рас-
для преобразования чисел в разные системы счисления».
Таким образом, видно, что проблема выбора темы учебного исследования весьма значительна. Тема - отправная точка исследовательской деятельности, она связывает познавательный интерес и мотивы ребенка, проблему исследования и содержание работы. Выбор темы представляет затруднение как для педагогов, так и для обучающихся. При выборе темы педагог может руководствоваться различными основаниями, связанными с тем, какие результаты ему в данный момент важны: предметные (тема исследования в рамках учебной дисциплины), метапредметные (тема обеспечивает формирование исследовательских умений) или личностные (тема связана с социальными проблемами, решает воспитательные задачи). Выбор и формулировка темы детского исследования должна соответствовать ряду критериев: быть доступной, интересной, полезной для юного исследователя. Кроме того, тема должна обладать образовательными ресурсами в плане достижения предметных, метапредметных и личностных результатов и обеспечивать успешность ребенка в ее развертывании. Только при этом условии учебное исследование станет важнейшим фактором познавательного и личностного развития ребенка.
крытии: «Как возникают новые слова», «Конвертер
Список литературы
1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004. С. 50-53.
2. Калачихина О. Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ. URL: www.researcher.ru http://www. abitu.ru/researcher/methodics/method/metodicOID/a_1xizsq.html (дата обращения: 24.09.2017).
3. Хохлов А. А. Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3 (108). С. 141-144.
4. Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дис.... канд. пед. наук. Томск, 2007. С. 203.
5. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Изд-во «Прометей» МГПУ, 2006. 224 с.
6. Смирнова Е. О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6. С. 19.
7. Бабаева Т. И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду // Детский сад: теория и практика. 2015. № 9. С. 25.
8. Поздеева С. И. К проблеме использования проектной и исследовательской деятельности в детском саду // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 42-44. DOI 10.23951/1609-624X-2017-8-42-44.
9. Семенова Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2007. 76 с.
10. Семенова Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115-117.
Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.09.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-118-122
SELECTING A TOPIC IN THE ORGANIZATION OF RESEARCH WORK WITH PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOLCHILDREN
N. A. Semenova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
In the article the author examined the views of scientists on the problem of choosing the topic of the study and described the requirements for choosing the topic of children's research: accessibility, interest and benefit for the child. The text of the article contains a description of the mistakes that children make when formulating the title of the topic of the latest research. Semenova N. A. singles out the peculiarities of preschoolers' research activity, she describes the approaches to the selection of the research topic in the kindergarten, reveals the differences between the spontaneous and specially organized research activity of preschool children. The article presents approaches to the selection of topics for educational research in primary school. Enumerated educational tasks, which the teacher solves when choosing the topic of children's research activities. The author of the article proposed a method how to identify and formulate these criteria for choosing the topic of his research by junior schoolchildren in joint activities with the teacher. He provides the results of the analysis of the themes of children's research works performed by junior schoolchildren and submitted for the contest "Create, Explore, Try" at Tomsk State Pedagogical University for seven years. The researcher makes a conclusion about what topics and why are claimed by the pupils of the primary school.
Key words: research topic, choice of research topics, competition of children s research works.
References
1. Savenkov A. I. Metodika issledovatel'skogo obucheniya mladshikh shkol'nikov [Methods of research training of junior schoolchildren]. Samara, Uchebnaya literatura Publ., 2004. 80 p. (in Russian).
2. Kalachikhina O. D. Rasprostranennyye oshibkipri vypolneniiuchashchimisya issledovatel'skikh rabot [Common mistakes in students performing research] (in Russian). URL: http://www.abitu.ru/researcher/methodics/method/metodicOID/a_1xizsq.html (accessed 24 September 2017).
3. Khokhlov A. A. Opyt pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti shkol'nikov [Experience of pedagogical maintenance of educational and research activity of school students]. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i krayevedeniya - Bulletin of the Academy of Children's and Youth Tourism and Local Lore, 2013, no. 3 (108), pp. 141-144 (in Russian).
4. Semenova N. A. Formirovaniye issledovatel'skikh umeniy mladshikh shkol'nikov. Dis. kand. ped. nauk [Formation of research skills of junior schoolchildren. Diss. cand. of ped. sci.]. Tomsk, 2007. 203 p. (in Russian).
5. Obukhov A. S. Razvitiye issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Development of research activities of students]. Mosrow, Prometey Publ., 2006. 224 p. (in Russian).
6. Smirnova Ye. O. Usloviya formirovaniya i podderzhki detskoy initsiativy v detskom sadu [Conditions of formation and support of children's initiative in kindergarten]. Detskiy sad: teoriya ipraktika, 2016, no. 6, p. 19 (in Russian).
7. Babayeva T. I. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye issledovatel'skoy aktivnosti starshikh doshkol'nikov v detskom sadu [Pedagogical support of research activity of senior preschoolers in kindergarten]. Detskiy sad: teoriya i praktika, 2015, no. 9, p. 25 (in Russian).
8. Pozdeyeva S. I. K problems ispol'zovaniya proyektnoy i issledovatel'skoy deyatel'nosti v detskom sadu [To the problem of using project and research activities in kindergarten]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 8 (185), pp. 42-44 (in Russian). DOI 10.23951/1609-624X-2017-8-42-44.
9. Semenova N. A. Organizatsiya issledovatel'skoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov: metodicheskoye posobiye [Organization of research activity of junior schoolchildren: methodical manual]. Tomsk, Tomsk Center for Scientific and Technical Information Publ., 2007. p. 76 (in Russian).
10. Semenova N. A. Analiz problem organizatsii issledovatel'skoy deyatel'nosti detey (na primere konkursa detskikh issledovatel'skikh rabot "Tvori, issleduy, probuy!") [Analysis of problems of organization children's research work (data of children's research work competition "Create, research, test!"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp. 115-117 (in Russian).
Semenova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]