научно-методический электронный журнал ART 13073 УДК 371.388.6:372.8
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13073. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13073
Старшова Лидия Петровна,
учитель начальных классов МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева», г. Югорск [email protected]
Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников
Аннотация. В современное время исследовательская работа как никогда актуальна и ценна. Исследование окружающего мира помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Понимание взаимосвязей природы и человека формирует экологическое мышление детей в правильном направлении. Ребёнок душой чувствует природу; это маленький исследователь окружающей среды, которого всё интересует, вызывает восторг прекрасное и до слёз огорчает несправедливость. Цель учителя - сделать познавательную деятельность детей более интересной и практически направленной. Помогая создавать экологические проекты детям, он осуществляет свой педагогический проект - формирование экологически направленного мышления младших школьников.
Ключевые слова: исследование окружающего мира, проект, педагогический проект, экология, окружающая среда, школьное лесничество.
Мы живём в лесном краю. Наш город окружает красивый и богатый лесными дарами таёжный массив. Посёлок Комсомольский (ныне г. Югорск) образован в 1962 году. Огромная потребность страны в промышленной древесине позволила пустить под острые пилы вековые сосны, кедры, ели, лиственницы, пихты. Сейчас уже не ведутся лесоразработки, вырубили деловой лес. Всем взрослым людям известно, какой невосполнимый вред нанесён обитателям лесов. Нарушена экологическая система. Каждый год огромные участки леса выгорают во время лесных пожаров. Дикие животные, особенно медведи, выходят в поисках пищи к людям. Возникла проблема: необходимо восстановление лесных массивов, озеленение города. Мы, взрослые, это хорошо понимаем. Дети же, на глобальные проблемы внимания не обращают до тех пор, пока мы не подведём их к пониманию всей трагичности сложившейся ситуации. Для них одно удовольствие бродить по лесу с родителями, наслаждаться красотой растений, дышать свежим воздухом, собирать грибы и ягоды. Огорчаются лишь тогда, когда оказываются у кучи мусора в лесу, на «современных» лесоразработках, на пожарищах.
«Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского мышления. Необходимо научить алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследованиях разной сложности и тематики. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащихся. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в мире информации - методологии, литературе, научной проблематике» [1].
Я работаю с учениками младших классов. А это - любознательные, пытливые открыватели окружающего мира. Им всё удивительно, всё вызывает живой интерес. С удовольствием отзываются на осуществление полезных дел. Исследовательская работа в младших классах всегда была актуальна и ценна. Учебная программа «Окружающий мир» позволяет раскрыть и проследить экологические взаимосвязи в
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13073.htm
научно-методический электронный журнал ART 13073 УДК 371.388.6:372.8
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13073. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13073
природе, формировать экологически направленное мышление младших школьников. Учителю только необходимо вовремя заметить тот огонёк неравнодушного отношения к проблемам природы в глазах своих воспитанников, поддержать интерес, направить в нужное русло - организовать полезное интересное общее дело. Работа в коллективе превращается в настоящую работу мысли, а класс - в творческую лабораторию. Дети выступают в роли маленьких исследователей природы. Гордость от полученных успехов в работе рождает новые планы на будущее, не позволяет быть равнодушным к окружающему миру. При этом воспитывается гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.
Я этот огонёк всегда замечаю у первоклассников на уроке окружающего мира в декабре, когда изучаем тему «Развитие растения из семени». По иллюстрациям всё расскажем, покажем, поймут вроде бы. В рабочей тетради выполнят задание, наклеивая картинки в последовательности развития растения от семени до плода. А в глазах вопрос: «Так ли это на самом деле?» И тогда я задаю им провокационный вопрос: «Хотите увидеть своими глазами развитие растения от семени до плода?» Ещё бы!
И начинается наше увлекательное путешествие в страну растений! С каким неподдельным воодушевлением готовятся к посеву семян! Вместе с родителями подбирают почву, семена, тару для посадки. На уроке своими руками землю насыпают в горшки, сеют семена, делятся с одноклассниками. И ничего, что руки грязные, земля в волосах. Потом начинается действие ещё увлекательнее. Не один раз за день заглянут под полиэтилен, чтобы увидеть первый росток. Сколько радости в глазах, когда дождутся появления первых всходов! Сами ухаживают, поливают, рыхлят, сорняки выдергивают, измеряют рост, записывают в дневник наблюдений изменения в развитии растений. И ни одного горшка на подоконнике не опрокинут, а их 25! За всеми растениями ухаживают, как за своими. Даже самые активные непоседы успокаиваются перед таинством природы. А уж когда зацветут растения, да ещё и огурцы начнут завязываться, расти - предела радости нет! Не сорвут до полного созревания, на дольки разрежут, всем классом едят первый огурец. Остальные огурцы идут на угощение родителей, учителей, товарищей. Гордость от успешной работы окрыляют и поднимают на новые открытия.
Каково же было разочарование моих ребятишек, когда для другого класса, занимающегося в нашем кабинете, родители принесли срубленную кудрявую высокую берёзку для празднования 9 мая. Листочки уже распускались. Берёзку поставили в ведро с водой. Но, мои-то ребятишки, уже понимали, что без корня она погибнет. Девочки плакали, мальчишки держались, но глаза их выдавали. Я не знала, как им объяснить эту нелепую ситуацию. В голову пришла неожиданная идея «оживить» засохшие за зиму ветки деревьев. На уроке труда с энтузиазмом смастерили красивые цветы из бумаги, прикрепили к веткам, поставили в вазы. Вроде бы успокоились, повеселели, но в юных душах неприятный осадок остался. Это чувствовалось в школе, и дома они об этом рассказывали, делились своими переживаниями с родителями.
И, тогда на помощь пришли родители, наши самые заинтересованные в правильном воспитании детей единомышленники. В местной городской газете «Югорский вестник» появилась статья, в которой объявлялось о начале акции «Посади дерево!» в рамках мероприятий IX Международной экологической акции «Спасти и сохранить» на территории города Югорска. Как это было своевременно! Родители тут же связались с организаторами - сотрудниками Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска - отделом по охране окружающей среды. До сих пор мы благодарны им за поддержку. Ведь у ре-
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13073.htm
научно-методический электронный журнал ART 1З07З УДК 371.388.6:372.8
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13073. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 1З07З
бятишек закончился первый учебный год. 25 мая никого не надо было уговаривать. Отправились всем классом на посадку кустов сирени в городском парке. Родители пришли поддержать их энтузиазм и помочь в выкапывании ям под посадку деревьев. Мальчишки не выпускали лопат из рук. Сами выкапывали такие глубокие и широкие ямы для посадки саженцев, что приходилось засыпать по размеру корня. Воду вёдрами из рядом стоящих домов носили. Всё лето ухаживали за питомцами, и выжили кустики сирени. Ни у кого не поднялась рука сломать хрупкое чудо, посаженное детскими руками.
Осенью уже с родителями, во дворе Лицея, посадили саженцы разных деревьев: сосны, ели, яблони, вишни, рябины. То, что любили, то и принесли с дачных участков сажать у Дома Знаний. Во время стройки все деревья были срублены.
Всю зиму в классе вели исследовательскую работу по выращиванию деревьев разными способами: из семян, черенков. Результаты получили неутешительные. Дело в том, что в природе деревья вырастают из своих же семян в суровых условиях, мы же в классе создали им наилучшие условия, а они не хотят всходить и вырастать. Погибают, если взошли. Весной обнаружили, что не все саженцы прижились. Очень огорчились некоторые ребята, вплоть до того, что утверждали - больше никогда не будут сажать деревья. В классе по этому поводу разгорелась целая дискуссия. В итоге решили: трудно выживать деревьям в природе. Необходимо им помогать. Если погибло одно деревце, посадим 2-3 саженца вместо него. Выжившие деревья будут расти, и радовать нас.
Сейчас в классе растут маленькие дубки. 3 жёлудя посадили в сентябре, в декабре они взошли и за месяц выросли уже до 12 см. На зимних каникулах рабочие меняли окна, и дубки наши подмёрзли. Листья высохли, опали. Сколько было слёз! Смотрела на них, вместе с детьми, огорчалась, но вариантов выхода из затруднительного положения не предлагала. Выбросить, как ненужное, не поднялась рука. И, сколько же надо было детям вдохнуть любви и надежды на жизнь в оставшиеся от дубков безжизненные палочки, чтобы они снова ожили! В начале февраля появились зелёные почки, потом слабые веточки, а сейчас появляются всё новые и новые ветки с настоящими дубовыми листочками. Предела радости нет у моих детей!
Наши верные помощники - родители установили связь с Комсомольским лесхозом, вернее, Территориальным управлением - Югорское лесничество Департамента лесного хозяйства ХМАО - Югры и Государственным предприятием ХМАО - Югры -«Югралесхоз». Работники югорского лесничества выращивают из семян сосны в питомнике. Уже 3 раза всем классом были на экскурсии в питомнике. Некоторые юные экологи самостоятельно навещают сеянцы сосны. Сообщают в классе: как выросли пушистые сосенки за месяц, как зимуют под снегом. Работники лесхоза встречают детей всегда с радушием и желанием общаться. Да и в глазах ребятишек живой интерес, заботливое отношение к молоденьким сеянцам в питомнике. Долго не могут расстаться взрослые и дети, уже третьеклассники. Договорились осенью посадить саженцы в городском парке. И не забыли! В сентябре все вместе сажали деревья в городском парке. В планах на будущее высадить саженцы сосен в лесу, на месте пожарищ.
Организовали школьное лесничество «Лесовичок». Инициаторами выступили директор МБОУ «Лицея им. Г. Ф. Атякшева» - Елена Юрьевна Павлюк и руководство Территориального управления - югорское лесничество. А мы уже подготовили почву для организации школьного лесничества. Почему мы решись на такое дело? Да потому, что заметили интересный факт, когда сажали деревья. Мимо проходили ребята и восхищённо смотрели на наше занятие, предлагали помощь. Заметили и то, что
http://e-koncept.ru/2013/13073.htm
научно-методический электронный журнал ART 13073 УДК 371.388.6:372.8
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13073. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13073
ни одно деревце, посаженное нами, не было сломано руками ребятишек. Значит, не только мы обеспокоены проблемой озеленения города. Составили вопросы анкеты, и пошли к лицеистам начальных классов. Наши предположения подтвердились. Почти все ученики начальных классов хотят вступить в школьное лесничество и заниматься таким полезным делом, как посадка деревьев.
В моих классах работа по наблюдению за развитием растений ведётся постоянно. Целенаправленная работа по организации учебного исследования проводится по составительской программе для кружка «Юный исследователь». Дети прошлого набора решили создать «Дневник юного исследователя» в помощь себе и сверстникам, которые заинтересованы проектно-исследовательской деятельностью. Я снова поддержала их идею и помогла в формулировке способов деятельности исследователя. Родители красиво оформили и напечатали как брошюру.
Темы исследовательских работ всегда подсказывает жизнь. У детей появляется интерес к развитию растений в разных условиях, в стеснённых условиях, к размножению растений разными способами. Интересная и увлекательная работа получилась по выяснению влияния удобрений на вкус и запах картофеля. Мы вырастили его, удобряя землю свежей рыбой. Через 3 месяца выкопали богатый урожай картофеля не только без запаха, но и в почве не обнаружили останков рыбы. Всё переработала почва за 3 месяца. Сейчас выращиваем экологически чистый продукт питания - грибы (вешенки и опята). Интересные проекты по созданию ландшафтных композиций для украшения и создания уюта в классе, в коридорах и дворе Лицея радуют окружающих. В разные годы с помощью родителей оформили такие ландшафтные композиции: «Сельский дворик», «Сказочный замок», «Стерхи у озера». В классе, на подоконнике, в поддонах с кактусами - композиции из фигурок Киндер-сюрприза. Цветут розы, выращенные из черенков. Выращивают рассаду цветов для клумб во дворе Лицея. Дети не забывают ухаживать за посадками. Приходится сдерживать активность, устанавливая дежурство. Напоминать не надо!
Сейчас в нашей стране большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. Организуются конкурсы исследовательских работ разных уровней от школьного до международного. В нашем городе Югорске ежегодно проходит городской конкурс исследовательских работ «Природная лаборатория». Организаторы конкурса всегда чутко и бережно относятся к детским работам. Нас заметили с самого начала работы конкурса в 2007 году. Первоклассники с таким неподдельным интересом и восторгом рассказали о своих исследованиях, а потом угостили всех присутствующих только что сорванными огурцами. Достойно отметили наш труд и на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науке» - 2008, 2009, 2011 годы. Удивительное отношение детей к процессу подготовки защитников исследовательских и проектных работ. Выбирают тех ребят, кто действительно интересно расскажет о коллективной работе. А уж защитники с гордостью несут грамоту в класс со словами: «Это наша победа!»
Средства массовой информации всегда в курсе всех событий в городе. Нашу деятельность заметили и постоянно освещают в специальных репортажах.
В газете «Югорский вестник» в мае 2007 года появилась статья «Огурцы на подоконнике», а в апреле 2010года - газета «НОРД» напечатала статью «Рай для души». Целая серия сюжетов прошла по телевидению ИКТ НОРД: «Овощи на подоконнике», «Экзотика на подоконнике», «Уникальный класс». В Лицее ежегодно проходит итоговое мероприятие - конкурс достижений «Лицейская звезда», где мои
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2013/13073.htm
научно-методический электронный журнал ART 13073 УДК 371.388.6:372.8
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13073. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13073
классы становятся победителями в номинациях «Самый классный класс» и «Эврика». Наши успехи находят отражение на сайтах Лицея и города.
Такое плодотворное сотрудничество с разными организациями и информационная поддержка говорит лишь об одном: в нашей стране заботятся о достойном воспитании подрастающего поколения не на словах, а на конкретных делах. Дети это понимают правильно. Они видят, что взрослые действительно обеспокоены проблемой озеленения планеты, восстановлением лесных массивов, и с удовольствием включаются в это благородное дело, заботливо относятся к зелёным насаждениям. Постепенно формируется экологически направленное мышление школьников. Роль проектноисследовательской деятельности в этом процессе, несомненно, велика и значительна.
Я уже давно заметила неравнодушное отношение детей к природе. Много открытий сделали мои ребятишки. А главное моё открытие - это человеческие души. Нельзя допустить, чтобы с детства очерствели и огрубели сердца детей. Ставя перед собой педагогические задачи, я, как и все учителя, понимаю, [2] что «главные усилия необходимо обратить на воспитание чувств. Обогатить неокрепшие души высоконравственными переживаниями, подкрепить их знаниями и необходимыми навыками - всё это требует организации длительного, поэтапного, целенаправленного педагогического процесса».
Реализуя педагогический проект «Организация учебного исследования в младших классах», я создаю условия для формирования у своих учащихся универсальных учебных действий (УУД), как познавательных, так и коммуникативных, регулятивных, личностных. Совершенствуются предметные и метапредметные результаты обучения, что является основой ФГОС. Наблюдаю за поведением детей. Дети становятся мягче, заботливее, внимательнее друг к другу. Общее дело объединяет детский коллектив, делает его сплочённым, дружным. Дети и учатся с увлечением по всем учебным дисциплинам. У них вырабатывается потребность в получении новых знаний, приобретается исследовательский опыт. Плодотворная работа и хорошие результаты радуют и дают надежду на то, что наши дети вырастут настоящими гражданами России, заботящимися о её благополучии и процветании.
Исследовательская работа предполагает признанные наукой необходимые составляющие, определяющие последовательность работ исследователя.
1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование актуальности.
3. Изучение научной литературы.
4. Формулировка гипотезы.
5. Формулирование цели и задач исследования.
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результата).
7. Результаты исследования.
8. Выводы исследования.
9. Защита работы.
Одной из задач программы является развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшим школьникам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Основные принципы содержания программы:
1. Принцип единства сознания и деятельности.
2. Принцип наглядности.
http://e-koncept.ru/2013/13073.htm
научно-методический электронный журнал ART 13073 УДК 371.388.6:372.8
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13073. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13073
3. Принцип личной ориентации.
4. Принцип системности и целостности.
5. Принцип экологического гуманизма.
6. Принцип краеведения.
7. Принцип практической направленности.
Ссылки на источники
1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2006. -340 с.
2. Александрова Ю. А. Программа кружка «Юный эколог». - Волгоград: Учитель, 2010. - 323 с.
Starshova Lidiya,
Primary school teacher Lyceum named by G. F. Atyakshev, Yugorsk [email protected]
The role of design and research activity in the formation of environmentally directed thinking of primary school children
Abstracts. In our modern time research workis as relevant as ever and valuable. The world around research helps the child to take a fresh look at nature. Understanding the relationship of man and nature creates ecological thinking of children in the right direction. The child feels the nature with the soul - he is a small environmental researcher interested in everything, excited to tears by the beautiful |SSN 2304-120X
and sad injustice. The purpose of the teacher is to make cognitive activities of the children more interesting and practical. Helping to create environmental projects for children the teacher carries out its educational project - the formation of environmentally directed thinking of primary school children.
Keywords: a study of the world, design, pedagogical project, ecology, environment, school forestry. 9 772304 120135
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В. кандидатом педагогических наук
977230412013504
http://e-koncept.ru/2013/13073.htm