КОНЦЕПТ
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177.
0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. научно метооичеоош электронным журнал ^ реГ Эл № фс 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13177 УДК 37.015.3
Пазухина Светлана Вячеславовна,
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии управления, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула pazuhina@mail.ru
Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника1
Аннотация. В статье осуществляется систематизация подходов к классификации экстремальных ситуаций. Уточняется специфика понятия «(экстремальная ситуация» применительно к жизнедеятельности младшего школьника. Предлагается авторский подход к выделению типов экстремальных ситуаций, имеющих место в жизнедеятельности младшего школьника, в зависимости от места их возникновения. Приводятся эмпирические данные, касающиеся конкретных проявлений экстремальных ситуаций разных видов, полученные с помощью опросных методов при работе с учителями начальных классов и студентами педвузов. Ключевые слова: жизнедеятельность младшего школьника, классификация экстремальных ситуаций.
«Жизнь в России, к сожалению, способствует экстремальным ситуациям», - отмечает А. В. Гостюшин в энциклопедии экстремальных ситуаций [1]. Подобные ситуации, как правило, возникают внезапно и требуют незамедлительного анализа сложившихся обстоятельств, принятия быстрого решения и оперативного реагирования, от которого может зависеть жизнь и здоровье людей.
Достаточно часто среди пострадавших в экстремальных ситуациях оказываются дети. До поступления в школу они, как правило, находятся под постоянным контролем взрослых - воспитателей, родителей, бабушек и дедушек. Впервые наедине с миром (социальным, природным, техногенным) ребенок остается в младшем школьном возрасте. Этот возраст - период активного развития самостоятельности ребенка. Он впервые начинает сам ходить в школу, нести ответственность за свои вещи и поведение, пытаться находить выходы из различных ситуаций.
К сожалению, не все жизненные ситуации являются приятными. Большинство из экстремальных ситуаций предусмотреть невозможно. Младшие школьники оказываются самой незащищенной от экстремальных ситуаций категорией детей, т. к. уже не считаются маленькими и лишаются постоянного родительского присмотра, и в то же время еще совершенно не знают, как себя вести в тех или иных обстоятельствах, не обладают достаточным уровнем развития мышления, воли, не имеют необходимого жизненного опыта, не всегда знают, куда и к кому нужно обратиться за помощью. Психологические особенности детей этого возраста (любопытство, неосмотрительность, наивность и др.) часто являются личностными факторами, способствующими возникновению экстремальных ситуаций. Незнание способов поведения в экстремальных ситуациях, неготовность к их самостоятельному разрешению не позволяют младшим школьникам находить эффективные выходы из них. Психические реакции детей на экстремальные условия надолго могут лишить ребенка способности к
1 Статья издана при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-16-71006 «Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям».
г« ^ г«
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
рациональным поступкам и действиям, вызвать дезорганизацию психической деятельности, способствовать возникновению неврозов, различного рода заболеваний.
Необходимость исследований в выбранной области продиктована недостаточной осведомленностью учителей начальных классов, младших школьников и их родителей по вопросам поведения в экстремальных ситуациях и профилактики их возникновения. Первым шагом к изучению данной проблемы может стать выявление сущностных характеристик экстремальных ситуаций, систематизация представлений об их разновидностях, разработка современной авторской классификации экстремальных ситуаций, встречающихся в жизнедеятельности младших школьников.
Понятие «экстремальный» происходит от латинского extremus, что означает крайний, необычный по трудности, сложности. Слово «ситуация» берет начало от латинского situs и буквально переводится как «положение, обстановка, расположение, совокупность обстоятельств» [2].
В понятии «экстремальная ситуация» находит отражение развиваемое в философии с античных времен учение об экстремумах, экстремальности и принципах экстремального (Аристотель, Дж. Бруно, Н. Кузанский, Г. В. Лейбниц и др.), а также современные философские представления о закономерностях экстремальных изменений (М. Планк, И. Пригожин и др.). Еще в античности экстремальность связывали с предельными состояниями в существовании вещей. Считалось, что экстремумы образуют границы, меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и обретают иное существование. В современной философской интерпретации «экстремальная ситуация» рассматривается как понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях [3].
Экстремальная ситуация в работах по безопасности жизнедеятельности определяется как обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека [4].
В рамках психолого-педагогического подхода экстремальными называют ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и эффективному использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности [5]. В большинстве психологических работ, в которых используется понятие экстремальной ситуации, значение этого термина связывается в психологическим стрессом, а в ряде публикаций вообще никак не определяется. Фактически на сегодняшний день в психологии этот термин находится в стадии разработки, при этом его содержание складывается стихийно. В связи с этим нам представляется необходимым использовать в рамках проводимого исследования авторскую трактовку данного понятия.
Экстремальную ситуацию в жизнедеятельности ребенка мы рассматриваем как ситуацию, возникающую внезапно, неожиданно, в ряде случаев по не зависящим от младшего школьника причинам, объективно нарушающую его жизнедеятельность, с которой он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства. Нередко провоцирующую роль в возникновении экстремальных ситуаций играет сам ребенок. Экстремальные ситуации могут серьезно повлиять на ухудшение психического, физического и др. здоровья учащихся.
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
От экстремальных ситуаций следует отличать ситуации риска, которые еще не стали экстремальными, но содержат в себе потенциальную угрозу для ребенка. Причиной их возникновения в образовательном процессе начальной школы может стать характер требований, предъявляемых к младшему школьнику, которые оказываются выше его возможностей соответствовать этим требованиям; окружающая среда, не способная обеспечить удовлетворение актуальных потребностей, социальных притязаний ученика (в силу этого его интересы перемещаются из сферы школьной жизни, учебной деятельности в иные, в т. ч. социально опасные сферы самореализации); обострившийся или затянувшийся конфликт в сфере личностно-значимых для ребенка отношений, а также внутренний конфликт, при этом сила вызванных конфликтом переживаний блокирует мотивы учебной деятельности, становится фактором, разрушительным по отношению к здоровью. Следствием подобного рода ситуаций являются состояния риска, которые характеризуются тем, что ребенок, не имеющий противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, в процессе посещения школы обнаруживает адаптационные нарушения, проявляющиеся на разных уровнях его индивидуальной организации. В зависимости от того, на каком уровне эти нарушения проявляются наиболее ярко, состояния риска подразделяют на следующие группы:
- состояния риска академической неуспешности (данные состояния возникают тогда, когда дидактические требования, предъявляемые к учащемуся, не соответствуют уровню зрелости его психофизиологических, общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных функций, обеспечивающих процесс учения);
- состояния социального риска (эти состояния возникают, когда ребенок защищается от сверхвысокой для него нагрузки, предъявляемой школьными требованиями на личностном и поведенческом уровне; такая защита может принять форму утраты учебной мотивации; поиска и утверждения себя в различной замещающей учение деятельности; активного или пассивного протеста против непрестижного положения в учебной среде, связанного со статусом отстающего ученика);
- состояния риска по здоровью (такие состояния возникают, когда дети, внешне или внутренне высоко мотивированные к учению, не могут позволить себе защититься от чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне; в этом случае они работают в режиме сверхнапряжения; расплата за такую работу неизбежно рано или поздно наступает в виде «срыва», «сбоя» на уровне одной или нескольких слабых систем организма);
- состояния комплексного риска (их характеризует риск адаптационных нарушений сразу по двум или трем перечисленным выше направлениям) [6].
- Мы провели анализ современной психолого-педагогической литературы и выявили ряд подходов к классификации экстремальных ситуаций.
1. По временному фактору экстремальные ситуации можно разделить на кратковременные и длительные.
При возникновении кратковременных экстремальных ситуаций актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове».
Длительные экстремальные ситуации требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.
2. По причинам возникновения можно выделить техногенные, природные, социальные и психогенные (в основе которых - человеческий фактор) экстремальные ситуации. В каждой из этих групп целесообразно вычленять естественно возникшие и искусственно созданные ситуации [7].
м Q м
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Приведем примеры для каждой из групп ситуаций, выявленных в результате проведенного нами опроса студентов и учителей начальных классов.
Техногенные экстремальные ситуации возникают в связи с неисправностью приборов, технических устройств, оборудования, электропроводки и др. Например, естественно возникшая техногенная ситуация: в доме, где ребенок находился один, замкнуло электропроводку и началось возгорание; искусственно созданная техногенная ситуация: дети решили посмотреть, что будет, если засунуть вилку в находящуюся под током розетку и т. д.
Природные экстремальные ситуации связаны с природными катаклизмами (например, ребенок гулял на улице, попал в сильный ливневый ураган); с особым поведением животных, птиц, насекомых (например, ученик шел из школы домой, его стала преследовать агрессивная свора одичавших собак).
Социальные и психогенные экстремальные ситуации связаны с человеческим фактором. Это самая большая группа. Сюда относятся:
- экстремальные ситуации, возникающие в связи с неправильной эксплуатацией приборов, технических устройств, оборудования и др. (например, девочка решила погладить одежду для своей куклы, включила утюг, сама заигралась в соседней комнате, забыла про него, а утюг поставила рабочей поверхностью на стол ...);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие несоблюдения правил техники безопасности (например, ученик передавал соседке на заднюю парту ножницы зубцами вперед, не поворачивая головы - попал ей в глаз);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие неосторожности, халатности, небрежного обращения с чем-либо (например, учительница начальных классов повела детей в поход в лес, разрешила им поиграть там в прятки, двое детей заблудились; ребенок забыл положить иголку на место, она впилась ему в руку, полностью ушла под кожу);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие неуклюжести и нерасторопности ребенка (например, нес горячий суп в столовой, поскользнулся - облился);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие несоблюдения правил безопасности (например, зашел по тонкому льду на середину водоема и провалился);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие нарушения ребенком правил поведения (например, подставил другому ученику подножку, тот упал, сильно ударился головой о батарею, получил сотрясение мозга);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие целенаправленных действий ребенка, детского любопытства (например, дети решили обследовать пещеру и заблудились в ней);
- стремления отомстить родителям (например, ребенок обиделся на родителей, в отместку им забрался на высокий столб - не может слезть);
- бравады (например, на спор решил спрыгнуть с высокого моста в реку);
- экстремальные ситуации, возникающие по незнанию, наивности (съел ягоду (по виду съедобную) - отравился);
- экстремальные ситуации, возникающие вследствие беспечности (например, плавал до посинения, заболел воспалением легких);
- экстремальные ситуации, возникающие от случайных действий других людей (например, ребенок проходил мимо двери, она резко открылась, ударила его, он упал, сильно ушибся);
- экстремальные ситуации, возникающие от умышленных действий других лиц, направленных на причинение вреда ребенку (обман, психологические давление или
ГУ r\J
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
издевательство, завладение имуществом, причинение физического вреда, втягивание в спор и др.) (например, ребенок шел из школы, его окружили подростки с де-линквентным поведением, отобрали мобильный телефон и др.).
3. В зависимости от места возникновения мы разделили экстремальные ситуации на три вида: экстремальные ситуации, возникающие в школе; экстремальные ситуации, возникающие на улице или природе; экстремальные ситуации, возникающие дома [8]. В настоящее время к данной классификации мы вынуждены добавить еще одну подгруппу - экстремальные ситуации, возникающие в виртуальной «жизни» младшего школьника.
Проведение опросов и бесед со студентами и педагогами начальной школы позволило нам описать примеры различных экстремальных ситуаций, которые имели место в школе.
На уроке ребенок качался на стуле - упал, ударился головой о батарею; держал во рту ручку и проглотил колпачок; сильно порезался на уроке труда резаком или ножом; забрался на шведскую стенку, не удержался - упал; дети дрались лыжными палками, прокололи друг друга; ребенок испытывает панический страх перед предстоящей контрольной работой; учитель или ученики класса «затравили» одного из учащихся, объявили бойкот; из-за травли учителем и одноклассниками ученик решил покончить жизнь самоубийством.
На перемене младший школьник забрался на подоконник - вывалился из окна; разбил стекло - поранился осколками; съезжал по перилам лестницы - сорвался; бежал по скользкому полу - упал, выбил зубы; мальчик сел девочке на руку и сломал ее; в драке толкнули на бетонную стену - разбил лоб; ребята стреляли друг в друга из трубочек, попали в глаз; ребенок подавился жвачкой; пошел в туалет, в унитаз упал мобильный телефон; засунул руку за батарею и застрял; кто-то распылил баллончик с газом; кто-то поджег мусор - в школе начался пожар или задымление; упал в обморок от голода; открыл стеклянную дверцу шкафа, наткнулся на нее, разбил; большие осколки распороли ногу; дети по сигналу тревоги выходили из школы, один упал, его затоптали; ребенок распаренный бегал на перемене, затем вышел на улицу - подышать свежим зимним воздухом, заболел и др.
В столовой нес горячий суп, поскользнулся или толкнули - облился; подавился в столовой, когда ел и разговаривал или смеялся с одноклассниками; переносил стеклянную тару, не удержал - уронил себе на ноги, разбил и пр.
Среди происходившего на улице (по дороге в школу и обратно, в туристическом походе, на экскурсии, на прогулке в группе продленного дня и др.) также был назван ряд экстремальных ситуаций.
Ситуации, возникавшие по дороге в школу и обратно: ученик шел близко к дому - сосулька упала с крыши на голову; шел, не заметил открытого люка - провалился; шел зимой из школы по темной улице, где пьяные подростки отняли мобильный телефон; переходил дорогу на красный свет - выехала машина; шел в школу, загляделся на ворон - упал в лужу; попал в буран или метель или смерч или ураган (сильный снег, ветер), сел в сугроб (забрался в «домик»), чтобы переждать непогоду, его завалило; шел по аллее в школу - начали клевать вороны и т. д.
Ситуации, имевшие место в туристических походах, на экскурсиях в природу: ребенку в ухо или глаз или нос заползло насекомое; дети на экскурсии наткнулись на гадюку; учитель водил детей в лес в однодневный турпоход, затем привел детей обратно, но предварительно не посчитал их, в результате один ребенок остался в лесу; в лесу набрал незнакомых ягод и попробовал их; школьник думал,
PU г М
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
что гриб - сыроежка, откусил - оказалась поганка; сорвал растение (медвежью дудку) - получил сильный ожог руки; ребенка укусил овод, шмель, змея, пчела; ребенок провалился в болото; ребенок заблудился в поле или лесу; ребенок решил посмотреть поближе норку - берлогу медведя и пр.
Ситуации, происходившие в группе продленного дня, на прогулке: в ребенка кидали снежками, он убегал, подвернул ногу; промок на прогулке, но продолжал гулять в мокрой одежде и обуви; катался высоко на качелях - закружилась голова, свалился; ребенок забрался в пещеру из снега, она обвалилась; первоклассник запутался в одежде, придушился.
Ситуации, происходившие во внешкольное время: потерял ключи от дома, не знал, что делать, гулял по улице в тридцатиградусный мороз до прихода родителей, заболел; высоко залез на дерево - свалился; пошел плавать, оставил деньги на берегу - пришел, денег нет; плавал в реке - попал в водоворот; нырял в незнакомом месте - попал на корягу или на мелководье; ребенок плавал в реке, запутался в водорослях; ребята плыли на лодке, толкались, один, который не умел плавать, упал в воду; ребенок застрял в дровах; ребенка придавило бревном в старом разрушенном доме, где он играл с друзьями; ребенок заблудился или потерялся на улице, в большом магазине; дети поспорили, кто не побоится перейти мост через реку по поручню; дети нашли на помойке шприцы, начали играть в них, случайно укололись; жвачка или репей или пластилин попали в волосы; ребенок проиграл большие деньги в игровом автомате; наступил на оголенный провод или взял висящий провод; играл в футбол - мяч выкатился на проезжую часть дороги; пошел на аттракцион, не пристегнулся - упал; дразнил собаку или играл с ней в «гляделки» - собака укусила; мальчики нашли жидкость, решили ее поджечь, она взорвалась; ездил на велосипеде без рук, упал; на велосипеде брюки зажевала цепь; решил посмотреть, что есть в канализационном люке; ребенок упал в поезде с верхней полки; гулял по строительной площадке - на руку попала раскаленная смола; ходил босиком по траве - наступил на острую косу; пиротехника взорвалась в руках; школьники ездили на «хвосте» у трамвая; шел в сильный дождь по полю - началась гроза; ребенок в зоопарке решил покормить с рук тигра; решил попробовать свои силы и спрыгнул со второго этажа - сломал ноги; дети прыгали с крыши пятиэтажного дома в сугроб; получил солнечный или тепловой удар и т. п.
Из экстремальных ситуаций, случавшихся с младшими школьниками дома, были названы следующие: ребенок лазил под новогодней елкой, она упала; ребенок задувал свечи на праздничном торте, огонь перекинулся на салфетки и скатерть; лифт с ребенком застрял между этажами; на ребенка набросилось домашнее животное (собака и др.); ребенок надел на голову хрустальную вазу («Я-король!») и не смог снять, застрял; засунул в рот лампочку, решив попробовать: влезет или нет, и не смог вытащить обратно; заклинил дверной замок; в доме отключили свет; ребенок выпил воду - оказалось уксус; замкнуло электропроводку и началось возгорание; произошла утечка газа; ребенок забрался на шкаф, который развалился; разбил градусник, ртуть попала на тело; играл со спичками - загорелись занавески; в доме отключили свет; в дверь звонят незнакомые люди и предлагают что-либо купить или передать маме - младший школьник открывает .
К экстремальным ситуациям, имеющим место в виртуальной среде, можно отнести следующие: подверженность ребенка воздействию опасной или неадекватной или несоответствующей его возрасту информации, втягивание ребенка в игровые компьютерные сети, формирование у школьника аддитивного поведения, общение в
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Интернете с сомнительными личностями (педофилами, маньяками, преступниками и пр.), кибербуллинг, зазывание ребенка с использованием красивых баннеров на сайты суицидальной направленности, сектанские, экстремистские и пр., управление, манипулирование сознанием ребенка на основе применения современных психотехнологий (скрытая реклама, косвенное психическое воздействие посредством использования роликов определенного содержания, навязывание стандартов поведения, внушение, зомбирование и пр., формирование особой субкультуры с признаками девиаций и т. д.) [9].
4. В зависимости от источника возникновения экстремальные ситуации можно подразделить на ситуации, имеющие экзогенное происхождение (это все описанные выше экстремальные ситуации, вызванные внешними причинами), и ситуации, связанные с внутренними причинами. Например, эпилепсия, гипертоническая болезнь, часто имеют наследственное происхождение. Зарегистрирован случай мгновенной смерти от анафилактического шока при повторном воздействии лишь запаха пенициллина, когда медсестрой снова был взят шприц после только что сделанной инъекции. Встречаются люди с очень повышенной чувствительностью кожи, солнечные лучи могут вызвать у них тяжелое состояние. Синтетическая одежда у некоторых детей может провоцировать появление сыпи на коже, зуда, сильного раздражения. К внутренним факторам, вызывающим экстремальные психические состояния, можно отнести нарушения нейроэндокринной системы. Например, у ребенка, испытавшего сильную боль от бормашины, в следующий раз только при ее виде могут возобновиться болевые ощущения и развиться экстремальное состояние [10].
5. В зависимости от соотношения субъективных (личностных) и объективных факторов выделяется четыре основных типа экстремальных ситуаций.
К первому типу относятся объективно экстремальные ситуации. В этом случае трудности, угрозы, опасности исходят из внешней среды, возникают перед ребенком в результате действия непреодолимых техногенных, природных или иных сил, без его непосредственного участия. Часто их невозможно избежать, но иногда можно уменьшить их опасность для себя и других, например, отдалившись или уйдя от них в безопасную зону.
Ко второму типу относятся потенциальные экстремальные ситуации. Они характеризуются тем, что объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальную действительность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Таких ситуаций в жизни встречается достаточно много: оголение электропроводки, взрыв пожаро- и взрывоопасных веществ и т. д. Потенциальная угроза увеличивается, если человек пренебрегает техникой безопасности.
В жизни ребенка подавляющее большинство ситуаций содержит в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. В связи с этим нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность, предвидение, знание и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных случаях.
К третьему типу относятся лично спровоцированные (виктимные) экстремальные ситуации. В этом случае риск, трудности и опасности порождаются самим ребенком, его намеренным или ошибочным выбором, неадекватными поступками, неумелыми действиями и пр. Такие ситуации могут возникать даже при практически полном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности ребенка.
(Vi "7 «j
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
Пазухина С. В. Подходы к классификации экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий, которые могут представлять собой возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни, неудовлетворенность потребностей, недовольство судьбой, переживания упущенных возможностей и бесцельно прожитой жизни, раскаяния по поводу беспечного отношения к своему здоровью в молодые годы, угрызения совести за совершенные ранее проступки, жизненные кризисы и др. Причинами таких экстремальных ситуаций могут быть следующие: родители плохо подготовили ребенка к взрослой достойной жизни; сам молодой человек легкомысленно растратил годы, не думая о будущем; юноша (девушка) не позаботился о своевременном получении профессионального образования, ошибся в выборе профессии, круга друзей, спутника жизни; совершил недостойный поступок или преступление в надежде на безнаказанность; бездумно подражая кому-то, начал употреблять наркотики; провел авантюрную финансовую операцию и т.п.
Основными причинами лично спровоцированных экстремальных ситуаций являются: недостаточный уровень социальной и психологической сформированности ребенка как субъекта, личности (особенно его мотивационных, морально-психологических, эмоционально-волевых качеств), педагогическая запущенность (недостаток образованности, воспитанности, обученности, развитости) и др.
К четвертому типу относятся воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Следует отметить, что воображаемые экстремальные ситуации в жизнедеятельности детей встречаются нередко. Прежде всего, они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, неуверенным в себе, слабо подготовленным к жизни. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации об обстановке и ее изменениях, слабом понимании происходящего вокруг такие ситуации могут получать распространение [11].
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Экстремальные ситуации в жизнедеятельности младшего школьника представляют собой ситуации угрозы, опасности, затруднения, возникающие, как правило, внезапно, неожиданно, в ряде случаев по не зависящим от ребенка причинам, объективно нарушающие его жизнедеятельность, с которыми он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства. Нередко провоцирующую роль в возникновении экстремальных ситуаций играет сам ребенок. Экстремальные ситуации могут серьезно влиять на ухудшение психического, физического, социального здоровья учащихся и иметь негативные отдаленные последствия.
2. Существует достаточно много подходов к классификации экстремальных ситуаций, среди них можно выделить классификации, построенные на следующих основаниях: по основанию временного фактора, по причинам возникновения, по основанию источника, в зависимости от соотношения субъективных (личностных) и объективных факторов и др.
3. Проведенное нами эмпирическое исследований экстремальных ситуаций, имевших место в жизнедеятельности младших школьников, позволяет конкретизировать и обогатить современные подходы к классификации экстремальных ситуаций
r\j С) r\j
ART 13177
научно-методический электронный журнал
УДК 37.015.3
экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13177. -0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13177.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Пазухина С. В. Подходы к кл
¡ассификации тающих в
применительно к данному возрастному периоду и предложить авторскую классификацию экстремальных ситуаций в зависимости от места их возникновения, включающую четыре типа экстремальных ситуаций: экстремальные ситуации, возникающие в школе (на уроках, на переменах, в столовой, в группе продленного дня и пр.); экстремальные ситуации, возникающие на улице или природе (по дороге в школу и обратно, в туристическом походе, на экскурсии и пр.); экстремальные ситуации, возникающие дома, экстремальные ситуации, возникающие в виртуальной «жизни» младшего школьника.
Ссылки на источники
1. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1994. - 252 с.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990. - 796 с.
3. Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности. - М.: Российская академия образования; Московский психолого-социальный институт, 2006. - 293 с.
4. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Материал к преподаванию предмета ОБЖ. В 2-х ч. - Самара, 1994. - 136 с.
5. Магомед-Эминов М. Ш. Экстремальная психология. В 2-х тт. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006. - Т. 2. - 576 с.
6. Кумарина Г. Ф., Вайнер М. Э., Вьюнкова Ю. Н. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
8. Подготовка будущих учителей начальных классов к оказанию помощи детям в экстремальной жизненной ситуации / Под общ. ред. С. В. Пазухиной. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2010. - 252 с.
9. Пазухина С. В. Ребенок за компьютером: психологические риски и экстремальные ситуации в виртуальной «жизни» младшего школьника // Сб. науч.-метод. матер. «Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования / Сост. и науч. ред. Н. Ю. Синягина, Е. Г Артамонова, Н. В Зайцева. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - С. 196-201.
10. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 174 с.
11. Введение в социальную рискологию / Под ред. В. Б. Устьянцева, М. О. Орлова. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. - 196 с.
Pazukhina Svetlana,
Doctor of Psychology, Head of the Department of Psychology of Management, Tula State Pedagogical University, Tula pazuhina@mail.ru
The approaches to the classification of the extreme cases in the activity of primary school children Abstract. The article deals with the systematization of the approaches to the classification of the extreme cases. The author specifies the notion "extreme case" in the context of the activity of issn 2304-120x primary school children. The author describes her own approach to the allotment of the extreme cases types according to the place of their origin. The author gives the results of the survey held between primary school teachers and students from pedagogical universities.
Keywords: vital activity of primary school children, the classification of the extreme
Рекомендовано к публикации:
Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации
9 772304 120135
cases.
(Vi Q «j
977230412013509