ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЯСНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ВТО
Н. Ф. Небурчилова, канд. эконом. наук, И. П. Волынская, И. В. Петрунина, А. С. Чернова
ГНУ ВНИИМП им. В. М. Горбатова
С 2013 года стартовала Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, предусматривающая модификацию ряда мер государственной поддержки, соответствующих принципам и правилам ВТО и стран-участниц Единого экономического пространства.
Условия ее реализации осложнялись природными катаклизмами в ряде регионов РФ (засуха, паводки), сложной эпизоотической ситуацией, а также влиянием конъюнктуры мирового рынка. Все эти факторы оказывали существенное влияние на финансово-экономическое состояние отдельных отраслей АПК.
Инвестиционная активность подавлялась отсутствием в 2013 году государственного субсидирования новых проектов в связи с необходимостью выделения субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам прошлых лет.
Сложившаяся ситуация с удорожанием зерна в конце 2012 - начале 2013 года, а соответственно и комбикормов для основных видов животноводства, привела к снижению финансовых результатов деятельности сельхозпредприятий. На состояние отрасли повлияли также колебания цен на внутреннем и мировом рынках, в результате чего производители были вынуждены продавать свою продукцию по предельно низким ценам, что привело к сбросу поголовья и уходу неэффективных игроков с рынка.
Однако, несмотря на негативные воздействия, показатели по производству продукции мясного животноводства в 2013 году продемонстрировали стабильную динамику роста.
Производство скота и птицы на убой (в живой массе) в хозяйствах всех
категорий в 2013 году выросло на 5,0% относительно 2012 года и составило 12,2 млн тонн.
Значительными темпами в 2013 году в хозяйствах всех категорий росло производство свиней на убой, которое составило 3,6 млн тонн в живой массе, что выше показателей 2012 года на 10,3% при росте поголовья свиней на конец декабря 2013 года всего на 2,0% к соответствующей дате 2012 года, что объясняется повышением продуктивности и качества убойных животных за счет организации интенсивного откорма, улучшения условий выращивания и обновления племенного потенциала свиноводства.
Рост объемов производства на фоне низких закупочных цен привел к падению цен на свиней на внутреннем рынке. Средняя цена реализации свиней в 2013 году снизилась и составила 121,7 рублей за кг убойной массы против 135,5 рублей в 2012 году.
Кроме того, общие негативные тенденции в сельском хозяйстве привели к снижению рентабельности отрасли и к падению инвестиционной активности в отечественном животноводстве.
Ситуация на рынке птицы повторила ценовые тенденции в свиноводческом комплексе. Прирост объема производства птицы на убой в 2013 году составил 5,3% по отношению к уровню 2012 года и достиг 5,1 млн тонн в живой массе.
УДК 637.5:339.9 Ключевые слова:
меры поддержки, рост производства, объемы поставок, субсидирование процентной ставки, порог продовольственной безопасности, расширение внутреннего спроса.
Вследствие переизбытка на рынке продукции птицеперерабатывающей отрасли средняя цена реализации мяса-птицы в течение года снизилась с 78,3 рублей за 1 кг убойной массы в январе до 69,9 рублей в декабре 2013 года.
В отличие от положительной динамики развития свиноводства и птицеводства, в 2013 году наблюдалось сокращение производства на убой крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий - на 0,6% до 2,9 млн тонн. На конец декабря 2013 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилось на 2,3% по отношению к соответствующей дате 2012 года.
До последнего времени в России в основном выращивали только крупный рогатый скот молочных и мясо-молочных пород. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается увеличение поголовья крупного рогатого скота мясных пород. Это является результатом структурных преобразований в отрасли, направленных на интенсификацию производства.
На внутреннем рынке в течение года отмечалось изменение цен на крупный рогатый скот, обусловленное в основном конъюнктурой мирового рынка. В 2013 году средняя цена составила 153,1 рубля за килограмм убойной массы против 152,0 рублей в 2012 году [1].
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на
плановый период 2014 и 2015 годов» на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2013 году были предусмотрены субсидии в объеме 162385,85 млн рублей, из них, по состоянию на 1 января 2014 года, профинансировано 162302,3 млн рублей (99,9%) [2].
Объем промышленного производства мяса и субпродуктов по итогам 2013 года превысил уровень 2012 года на 10,0%, в основном за счет увеличения объемов производства свинины -на 27,4%.
Зафиксирована положительная динамика производства основных видов продукции, так выработка кулинарных изделий увеличилась на 16,4%, полуфабрикатов мясных (мясосодержащих) - на 10,7%, консервов мясораститель-ных - на 8,2%, консервов мясных (мя-сосодержащих) - на 5,7%.
Стоит отметить снижение производства изделий колбасных на 3,5% по отношению к 2012 году, в том числе из-за переориентации потребителей с готовых термически обработанных мясных изделий на натуральные продукты из охлажденного мяса.
По данным ФТС России, в 2013 году импортировано продовольственных товаров и сырья для их производства на сумму 43,1 млрд долл. США, что почти на 6% больше показателя 2012 года (40,7 млрд долл. США). Физические объемы поставок продовольственных товаров возросли по сравнению с январем-декабрем 2012 года на 7,3%.
Одновременно с ростом импорта всех видов продовольственных товаров отмечено сокращение по сравнению с предыдущим годом физических объемов закупок мяса скота (свежего и мороженого) на 8,2%, а мяса птицы -на 0,9%.
В 2013 году наблюдалось снижение объемов экспортных поставок из Российской Федерации. Так, экспортировано сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров на сумму 16,2 млрд долл. США, что на 3,4% меньше, чем в 2012 году. Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме
экспортных поставок составила 3,1%.
Физические объемы экспорта продовольственных товаров в целом снизились на 8%. При этом увеличились объемы экспортных поставок мяса птицы в 2,1 раза, а консервов мясных - на 29,4% [3].
Удельный вес отечественного мяса и мясных продуктов в общем объеме (с учетом переходящих запасов) остается на 7,5 процентных пункта ниже порогового значения (85%) Доктрины продовольственной безопасности - 77,5%.
Динамика финансовых результатов в 2013 году определялась, главным образом, продолжающимся замедлением экономического роста, вызванным как падением внешнего спроса, так и резким ослаблением динамики внутреннего спроса (инвестиционного и потребительского).
Стоит отметить, что на весь период реализации Госпрограммы (20132020 гг.) сохраняется субсидирование части процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам, особенно по переходящим обязательствам федерального центра. В отдельную строку выделены кредиты по мясному скотоводству. На субсидирование краткосрочных и инвестиционных кредитов, как и в предыдущие годы, приходится почти четверть всего финансирования, при этом расширен перечень получателей платежей за счет инвесторов в сфере переработки сельхозпродукции и оптово-логистиче-ском звене. Данный вопрос был основным предметом межведомственных споров, но усилиями Минсельхоза России его удалось решить положительно.
С 2015 года запланировано прекращение предоставления льгот по инвестиционным кредитам на строительство и модернизацию птицеводческих комплексов, а с 2017 года - свиноводческих комплексов.
Для эффективной реализации Госпрограммы необходимо не только предусмотреть достаточный для софи-нансирования объем средств в региональных бюджетах, но и активно работать по собственным региональным программам развития АПК, в том числе по развитию перерабатывающих от-
раслей. Для этих целей в Госпрограмме существует такая мера, как поддержка наиболее экономически значимых региональных программ, такой механизм поддержки себя уже оправдал.
С каждым годом этот объем будет только расти и к 2020 году достигнет 21,3 млрд рублей. Только скоординированная реализация мероприятий Госпрограммы на федеральном и региональных уровнях позволит повысить конкурентоспособность российского сельского хозяйства и обеспечить формирование надлежащего уровня жизни населения в сельской местности.
Одним из внутренних факторов роста инвестиций может стать расширение внутреннего спроса. Важнейшим направлением формирования устойчивого спроса и сбыта отечественной сельхозпродукции и продовольствия должно стать развитие производства и инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения.
Социальное питание рассматривается как эффективный инструмент поддержки АПК, который относится к мерам зеленой корзины и может применяться без ограничений. Он широко применяется зарубежными странами, входящими в ВТО, в частности, в США 74% ($115 млрд) бюджета министерства сельского хозяйства страны в 2013 года приходилось на Службу продовольствия и питания (FNS), реализующую различные программы внутренней продовольственной помощи. Крупнейшая из них - программа льготного приобретения продуктов питания (SNAP), которая охватывает 45 млн американцев с объемом финансирования $80 млрд. Это делается через специализированные магазины и специальные карты. Эта мера поддержки впервые зафиксирована в новой Госпрограмме РФ.
Финансирование на поддержку системы социального питания пока не выделено, однако Минсельхоз России работает в этом направлении и уже к 2015 году этот вопрос будет решен. Такая мера поддержки может стать также отличным экономическим стимулом для отечественных фермеров, который
позволит сформировать новую систему производства, переработки, поставок и реализации сельхозпродукции.
Правительство РФ ожидает роста производства отечественной сельхозпродукции на 2-2,5% в 2014 году. Такой прогноз содержится в ежегодном правительственном докладе «О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации».
Индекс производства продукции животноводства в 2014 году прогнозируется на уровне 102%. Производство скота и птицы на убой в живой массе в 2014 году планируется в объеме 12,6 млн тонн, что на 3,3% больше уровня 2013 года, за счет увеличения производства птицы - на 5,9% и свиней - на 1,4%.
Достижение запланированных показателей производства продукции мясного животноводства при сохранении (или увеличении) текущего уровня государственной поддержки позволит обеспечить рост удельного веса мяса и мясопродуктов отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов в 2014 году до 79% с дальнейшим достижением порогового значения Доктрины продовольственной безопасности на уровне 85% к 2017 году [4].
В 2014 году будет продолжена реализация мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом.
С этой целью предполагается реализовать следующие мероприятия:
- совершенствование нормативных правовых актов в области поддержки и развития агропромышленного комплекса, включая внесение изменений в Госпрограмму ;
- увеличение удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов;
- развитие инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка;
- укрепление финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса.
Во многих регионах страны разработаны новые региональные программы, предусматривающие комплекс мер по адаптации АПК к условиям ВТО.
Так, в Ростовской области 25 сентября 2013 г. принята государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации с 2014 по 2020 годы [5].
Программа включает комплекс мероприятий по развитию сельского хозяйства, социальной сферы села, перерабатывающей промышленности, малого сельскохозяйственного бизнеса. Общий объем финансирования государственной программы составляет 18,4 млрд рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 16,3 млрд рублей, за счет местных бюджетов - 69,9 млн рублей, средства внебюджетных источников - 2,1 млрд рублей.
Для повышения конкуренции отечественной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения технической и технологической оснащенности перерабатывающих предприятий в областном бюджете предусмотрены средства на субсидирование 35% затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования, специального автотранспорта, внедрение стандартов качества, продвижение продукции в объеме 40 млн рублей.
Все обозначенные формы господдержки направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях и обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем в необходимых объемах и соответствующего качества.
На региональном уровне программными мероприятиями до 2020 года предусмотрены меры поддержки по переподготовке кадров сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, реализации инновационных проектов, обе-
спечению продвижения продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрению стандартов качества, технического и технологического обновления.
После вступления в ВТО предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Самарской области первыми в АПК ощутили усиление конкуренции на потребительском рынке. Возникла необходимость адаптации мер поддержки для работы в новых условиях. Одной из эффективных мер по повышению стабильности работы организаций АПК, их конкурентоспособности стало внедрение системы менеджмента качества (СМК) на соответствие международным стандартам серии ИСО 9001.
Для достижения указанной цели была задействована программа государственной поддержки организаций АПК, осуществляющих внедрение системы менеджмента качества за счет средств областного бюджета. Размер субсидий для пищевых и перерабатывающих предприятий составил 75% от понесенных затрат, для сельскохозяйственных товаропроизводителей - 90% [6].
Членство России в ВТО повлекло за собой изменение правовых норм регулирования внешнеэкономической деятельности, тарифного регулирования экспортно-импортных операций и методов поддержки экспорта отечественной продукции.
Учитывая ряд ограничений по объемам и применяемым механизмам государственной поддержки в рамках ВТО, одной из основных задач государства на предстоящий период является перевод указанных мер из «желтой» в «зеленую корзину».
Необходимо продолжить работу в части разработки и применения таких механизмов поддержки АПК, которые без ущерба для отечественных товаропроизводителей будут вписываться в нормы и правила ВТО.
Наиболее болезненно вступление в ВТО отразилось на мясном рынке. В течение 2013 года цены на свинину были заметно ниже, чем в условиях предыдущего года, что спровоцирова-
ло падение рентабельности в свиноводстве и замораживание ряда новых проектов. Такие тенденции объяснялись снижением таможенных пошлин по условиям вступления России в ВТО и даже избыточным поступлением свинины на мясной рынок. Однако уже в феврале 2014 года, после ограничения поставок свинины из стран Евросоюза, цены на сырье стремительно взлетели вверх, а импорт значительно снизился. В результате этих негативных явлений оказались на грани выживания предприятия-переработчики, которые стали заложниками у своих партнеров по производственной це-
почке: поставщики отечественного сырья увеличивают цены, а торговля не дает возможности адекватно поднять оптовые цены на готовую продукцию вследствие низкого платежеспособного спроса населения.
И пока предприятия мясной отрасли терпят миллионные убытки, а свиноводы и торговля используют ситуацию в собственных целях, ни о каких равных условиях для всех участников мясного рынка в России быть не может. Поэтому адаптация мер государственной поддержки к новым условиям ВТО для всех партнеров в производственной цепочке «произво-
дитель - переработчик - торговля» должна осуществляться таким образом, чтобы не нарушать равновесие и условия существования ее отдельных звеньев. |
КОНТАКТЫ:
Нина Федоровна Небурчилова
+7(495)676-67-31
Ирина Петровна Волынская
+7 (495)676-94-71
Ирина Всеволодовна
Петрунина
+7 (495) 676-99-94
Анна Сергеевна Чернова
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 году. - М.: Минэкономразвития России, 2014.
2. О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ.
3. О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации в 2013 году и прогнозе обеспечения продовольственной безопасности в 2014 году / Ежегодный доклад Правительства РФ.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.
5. Государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Утв. постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592.
6. Альтергот В. Объемы поддержки регионального АПК снижаться не будут / Самара и губерния. - 2013. №1.