УДК 665.644.2
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-3-4-29-33
I
Первые исследования по применению катализаторов в процессе крекинга
Ахмадова Х.Х., Мадаева А.Д.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364051, г. Грозный, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7361-4949, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7038-9846, E-mail: [email protected]
Резюме: В статье показано, что развитие автомобильной промышленности стало первым толчком к техническому совершенствованию процессов переработки нефти. В связи с ростом потребности в качественном бензине крекинг-процесс явился единственным решением бензиновой проблемы не только с количественной, но и с качественной стороны. Применение катализаторов для осуществления крекинга в более мягких температурных условиях стало особенно актуальным. Первое отечественное опытно-промышленное производство бензина процессом крекинга на хлористом алюминии по технологии, разработанной Н.Д. Зелинским, осуществлялось на Кусковском заводе под руководством Н.Д. Зелинского. Искусственный бензин, полученный на этом заводе, получил название «химбензин». Приведены исследования многих ученых и краткая история первого опытно-промышленного осуществления процесса крекинга на хлористом алюминии.
Ключевые слова: бензин, термокрекинг, нефть, каталитический крекинг, переработка, эксперимент, теплотворная способность, химбензин, катализаторы, хлористый алюминий, бензинизация, опытно-промышленные установки, лабораторное исследование, ученые, Н.Д. Зелинский, автомобильная промышленность, нефтехимия.
Для цитирования: Ахмадова Х.Х., Мадаева А.Д. Первые исследования по применению катализаторов в процессе крекинга // История
и педагогика естествознания. 2023. № 3-4. С. 29-33.
D0I:10.24412/2226-2296-2023-3-4-29-33
EARLY RESEARCH ON THE USE OF CATALYSTS IN THE PROCESS OF CRACKING
Akhmadova Khava KH., Madaeva Anu D.
Grozny State Oil Technical University, 364051, Grozny, Russia
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7361-4949, E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7038-9846, E-mail: [email protected]
Abstract: The article shows that the development of the automotive industry was the first impetus for the technical improvement of oil refining processes. Due to the growing demand for high-quality gasoline, the cracking process was the only process that made it possible to solve the gasoline problem not only from a quantitative, but also from a qualitative point of view. The use of catalysts for cracking under milder temperature conditions has become especially relevant. The first domestic pilot production of gasoline by the process of cracking on aluminum chloride according to the technology developed by N.D. Zelinsky, was carried out at the Kuskovsky plant under the leadership of N.D. Zelinsky. The artificial gasoline produced at this plant was called "himbenzene". The studies of many scientists and a brief history of the first pilot industrial implementation of the cracking process on aluminum chloride are given.
Keywords: gasoline, thermal cracking oil, catalytic cracking, processing, experiment, calorific value, chembenzene, catalysts, aluminum
chloride, gasolineization, pilot plants, laboratory research, scientists, Zelinsky N.D., automotive industry, petrochemistry.
For citation: Akhmadova KH.KH., Madaeva A.D. EARLY RESEARCH ON THE USE OF CATALYSTS IN THE PROCESS OF CRACKING. History
and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 3-4, pp. 29-33.
DOI:10.24412/222B-2296-2023-3-4-29-33
XX век принес человечеству множество открытий, которые значительно изменили мир. Одним из таких замечательных и важных для человечества открытий является процесс крекинга, который открыл собой эру химической переработки нефти. Предпосылкой появления и развития процесса крекинга явился резкий всплеск научно-технического прогресса в начале XX века, который положил начало эре автомобилестроения и использования бензина в качестве горючего.
К началу Первой мировой войны потребность в бензине в мире выросла настолько, что бензиновые фракции, содержащиеся в добываемой природной нефти, были полностью использованы [1].
Развитие автомобильной промышленности стало первым толчком к техническому совершенствованию процессов переработки нефти. Если в начале ХХ века в мире насчитывалось всего 15 тыс. автомобилей, то к 1930 году
автомобильный парк состоял уже более чем из 35 млн машин. Для этих быстро увеличивавшихся автомобильного и авиационного парков требовался бензин улучшенного качества. Крекинг-процесс в этих условиях явился единственным решением бензиновой проблемы не только с количественной, но и с качественной стороны [2].
Вовлечение в переработку высокомолекулярных компонентов нефти позволило значительно повысить выходы бензинов, которые за период 1900-1930 годов увеличились в 800 раз [3].
После 20-х годов ХХ века начинается глубокая специализация различных видов крекинг-процесса с целью получения специальных моторных топлив и смазочных масел [1]. До этого времени не было резкого разграничения процесса крекинга на его различные разновидности - термический крекинг, висбрекинг, коксование, каталитический крекинг и др.
3-4 • 2023
История и педагогика естествознания
\29
л • щ Jjl ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Процесс крекинга, символизирующий начало химической переработки нефти, начался с заявки В. Бартона на способ производства бензина термическим крекингом от 3 июля 1912 года [4, 5].
В предвоенные годы термокрекинг занимал одно из самых важных мест среди процессов переработки нефти как основной бензинообразующий процесс.
В конце 1930-х годов получает развитие каталитическая форма крекинга, которая и по настоящее время является преобладающей для получения высокооктанового бензина, а процесс термического крекинга начиная с 1950-х годов потерял свое значение как основной процесс переработки нефти для производства бензина [6].
Каталитический крекинг позволяет получать из малоценного тяжелого сырья наряду с высокооктановым бензином еще и сырье для нефтехимии и алкилирования, производства технического углерода и кокса.
Становлению каталитического крекинга как промышленного процесса способствовали исследования многих химиков и ученых, особенно огромен вклад отечественных ученых в становление и развитие этого процесса.
Каталитические процессы в переработке нефти были впервые разработаны отечественными учеными еще в 70-х годах XIX века [7].
Идея применения катализаторов для осуществления крекинга в более мягких температурных условиях, чем чисто термическим путем, имеет давнюю историю. Русский инженер и ученый А.А. Летний более 145 лет назад сообщил об открытии им влияния катализаторов на разложение нефти [8, 9]. Ученым было установлено, что в присутствии катализаторов процесс разложения нефти протекает с более высокой скоростью и гораздо лучшими результатами [7]. Результаты своих исследований А.А. Летний опубликовал в статьях «Влияние высокой температуры на нефть» в 1878 году и «О действии высокой температуры на нефть и другие подобные вещества» в 1879 году [10].
А.А. Летним в качестве катализаторов были применены вначале обыкновенный древесный уголь, затем платинированный уголь, причем в присутствии последнего выход смолы увеличивался с 49 до 66%.
Аналогичные работы по применению древесного угля при химической переработке нефти и нефтепродуктов были также успешно проведены русским химиком А.И. Ломаном в 1875-1878 годах на Казанском нефтегазовом заводе [7, 11].
Открытие А.А. Летнего и А.И. Ломана утвердило приоритет России в каталитическом крекинге углеводородного сырья.
Исследование процесса разложения нефти и нефтепродуктов с применением в качестве катализаторов древесного угля и металлических (медных) стружек также были проведены в России первой русской женщиной-химиком Ю.В. Лермонтовой под руководством профессора В.В. Мар-ковникова [7, 12].
Ю.В. Лермонтова впервые осуществила глубокое разложение нефти в присутствии металлических катализаторов. Применяя в качестве катализатора древесный уголь, она получила из нефти 48% смолы, содержащей 17% бензола. При замене катализатора - древесного угля - на медные стружки результаты разложения нефти и мазута значительно улучшились: увеличился выход смолы до 50%, содержание бензола возросло до 20,8%.
Ю.В. Лермонтовой было установлено, что катализатор при каталитическом разложении нефти и мазута не только увеличивает выход смолы, но и уменьшает процесс коксо-образования.
Исследования Лермонтовой по каталитическому разложению нефти и нефтепродуктов сыграли важную роль в
технике катализа, обогатили науку о каталитических процессах переработки нефти и были высоко оценены в научном мире. Эти исследования способствовали возникновению первых нефтегазовых заводов в России, то есть имели промышленное внедрение, что значительно повышает их значимость для науки.
В дальнейшем русскими учеными и инженерами история применения катализаторов в переработке нефти и мазута расширялась, дополняясь многими выдающимися достижениями, открытиями и разработками [13].
В период 1875-1890 годов выдающимся русским ученым Г.Г. Густавсоном был проведен цикл фундаментальных исследований, приведших к крупным открытиям в области каталитического органического синтеза. Главное открытие Густавсона заключалось в том, что им была установлена способность бромистого алюминия в малых количествах облегчать замещение водорода [14].
Г.Г. Густавсон опытным путем установил, что бромистый алюминий действует разлагающе и на нефтяные углеводороды керосиновой фракции. В результате последние разлагались с выделением газообразных углеводородов предельного характера и одновременным образованием углеводородо-бромистого соединения состава А1Вг3С6Н8. Позднее Густавсоном было установлено аналогичное катализирующее действие хлористого алюминия на разложение нефтепродуктов и дано объяснение этим каталитическим процессам. Эта реакция была названа реакцией Густавсо-на-Фриделя-Крафтса [15], исследованиями последних было подтверждено катализирующее действие А1С13.
Успешно проведенные русским ученым Г.Г. Густавсоном исследования по каталитическому разложению углеводородов показали, что хлористый алюминий является эффективным катализатором процесса крекинга тяжелых углеводородов нефти [16, 17]. Но это величайшее открытие Густавсона опередило свой век и не получило тогда широкого развития [7].
В дальнейшем каталитическое действие хлористого алюминия на разложение углеводородов нефтяных фракций явилось предметом изучения многих исследователей, в том числе и зарубежных. Отечественными учеными были установлены сведения о проведении исследований по влиянию хлористого алюминия на процессы переработки в конце 70-х годов XIX века за рубежом [18]
Так, профессором Н.Д. Зелинским на основе аналитического анализа технической литературы было установлено наличие еще в 1877 году в Англии патента Ф. Абеля на применение хлористого алюминия в процессах разложения нефти. В своем патенте Абель показывает, что «хлористый алюминий и другие хлориды, взятые в количестве от 5 до 20% в реакцию с петролеумом, при температуре от 100 до 600 °С превращают последний в газ, легкие масла и тяжелые парафиновые масла; серосодержащие масла при этом освобождаются от серы. Таким образом, в этих условиях происходит глубокий процесс разложения петролеума». Однако в тот период процесс Абеля не привлек всеобщего внимания, и не был глубоко изучен ни с практической, ни с теоретической стороны [18].
В конце 90-х годов XIX века наиболее известными зарубежными работами в этом направлении являлись исследования Фриделя, Горгеуха, Хеуслера, приведенные в статье Н.Д. Зелинского «О бензинизации нефтяных продуктов» в 1920 году [18]. Фридель и Горгеух в 1898 году отмечали, что хлористый алюминий очень сильно действует разлагающим образом на американский и значительно слабее на бакинский петролеум, взятые из одних и тех же фракций. В последнем случае наблюдалось очень слабое выделение газов [18].
История и педагогика естествознания 3-4 ■ 2023
Фридель считал, что хлористый алюминий очищает петролеум. Позднее эти исследователи установили, что гек-сан при нагревании до 100 °С разлагается хлористым алюминием на пентан и бутан [18].
На очищающее действие хлористого алюминия обращает внимание и Хеуслер, который нашел, что непредельные углеводороды и сернистые соединения легко удаляются из легких фракций непродолжительным кипячением их с 0,51% хлористого алюминия [18].
Идея применения катализаторов для осуществления крекинга в более мягких температурных условиях, чем чисто термическим путем, стала особенно актуальной с развитием процесса термического крекинга в первые десятилетия ХХ века.
В 1913 году Грей взял патент в США на крекинг мазута в присутствии хлористого алюминия или железа, а в 1914 году второй американец, А. Мак-Аффи тоже получил патент на применение хлористого алюминия при крекинге нефти [17].
Все эти изобретения были нечем иным, как попытками воспроизвести работы русского академика Г.Г. Густавсона, но никому за рубежом в этот период не удалось довести их до конца.
Процесс крекинга с применением хлористого алюминия в то время не привлек всеобщего внимания, так как не был глубоко изучен и теоретически разработан. Так, в книге Р. Кислинга, вышедшей в 1915 году и посвященной обзору основных процессов переработки и химических технологий нефти, применяемых на тот период, отсутствовало упоминание о процессе алюминиевого разложения нефти и ее продуктов [19].
Все нефтяные технологи, занимавшиеся исследованием процесса крекинга в первые десятилетия XX века, делились на две группы: одна группа придерживалась мнения, что для превращения углеводородов обязательно необходимо применение катализаторов; другая группа отрицала какое-либо значение катализаторов в проведении реакции крекинга и отводила основное значение одной лишь температуре [20].
Так, например, общеизвестны примеры осуществления первых экспериментальных работ с применением катализатора на установке В. Бартона и Клэрка в 1910 году для получения газолина [21].
Прежде всего были сделаны попытки ввести в процесс катализаторы: окиси железа и хлористого алюминия, а сам процесс осуществлялся в паровой фазе. В частности, при проведении процесса крекинга мазута с хлористым алюминием были получены прекрасные результаты как в качественном, так и в количественном отношении. Работы в этом направлении были прекращены в 1911 году и в дальнейшем свое развитие получили в США в исследованиях Грея в 1913 году и Мак-Аффи в 1914 году с получением патентов на применение катализаторов - хлористого алюминия или железа, при крекинге нефти [17].
Однако уже в 1916 году на получение бензина в промышленных условиях реакцией хлористого алюминия на нефтяные масла упоминаются уже две полученные привилегии: одна в Германии и Щвейцарии обществом Continental Kautschukund Gutta - Percha-Compagnie и другая в Соединенных Штатах Америки фирмой Мак-Аффи [22].
Таким образом, за рубежом в заводских условиях уже в 1916 году проводились опытно-промышленные исследования процесса крекинга с применением хлористого алюминия.
В Америке в 1915-1920-е годы имелось несколько десятков установок, применявших метод крекирования и очистки продуктов процесса крекинга при помощи безводного хлористого алюминия.
3-4 ■ 2023 История и педагогика естествознания
Процесс Лемона являлся первым промышленным крекинг-процессом в США в паровой фазе, успех которого был основан на применении катализатора, причем природа и способ применения этого катализатора держались разработчиком процесса в секрете [20].
Крекинг-процесс с применением катализатора был осуществлен компанией Pure Oil Co. Эта компания, осуществляющая крекинг-процесс по способу Gyro, применяла в каждой трубке конвертора бетонный цилиндрик, импрегни-рованный окисью железа, причем катализатором процесса являлась собственно окись железа.
Технологии обоих компаний: Leamon Process Co и Pure Oil Co, производивших крекинг-бензин в паровой фазе, показали, что их опыт подтвердил невозможность получения без катализатора тех же результатов, что они получали при наличии катализатора.
Первые сведения о производстве крекинг-бензина в паровой фазе по способу Лемона сообщались в научной литературе в июле 1925 года. Бензин, полученный в этом крекинг-процессе, был назван автором процесса по имени фирмы Stellarrefining Co, которая впервые получила этот сорт бензина в промышленных количествах. Дальнейшие сведения о стелларине появились в ноябре 1927 года, когда В. Лемон, автор процесса и бензина стелларин в своем докладе 26 октября 1927 года в обществе Independent Oilmen of America сообщил, что в ближайшие 6-9 месяцев они смогут продавать антидетонационный бензин, совершенно идентичный этиловому бензину и в некоторых отношениях даже превосходящий его.
Стелларин - это крекинг-бензин, получаемый из мазута или газойля путем крекинга в паровой фазе при атмосферном давлении в присутствии катализаторов [23].
Отсутствие давления и небольшая температура крекирования (250 °С) делали внедрение крекинг-процесса мазута и тяжелых нефтепродуктов с применением катализаторов особенно желательным и в отечественной практике.
Каталитический крекинг при помощи хлористого алюминия имел такие преимущества, как отсутствие необходимости очистки получаемого продукта и возможность превращения высокозастывающего парафинистого мазута в беспарафинистый, имеющий большую подвижность при низких температурах. Главная причина отсутствия промышленного внедрения процесса каталитического крекинга в отечественной промышленности - это дороговизна хлористого алюминия и сложность его регенерации.
Так, например, в 1913 году пуд хлористого алюминия в России стоил 105 руб. золотом, в то время как во Франции цена его не превышала 32 франков за пуд [7].
Другие важные причины, тормозившие широкое промышленное внедрение отечественных разработок по крекингу с применением катализаторов в нефтеперерабатывающую отрасль России - это экономическая и техническая отсталость царской России. Хотя рассмотрение фактов из истории науки, частично приведенных нами выше, не оставляет никакого сомнения в том, что приоритет на научное открытие и аппаратурную разработку крекинг-процесса бесспорно принадлежит России.
Но несмотря на сложное экономическое положение, сложившееся после Первой мировой войны и революции, в стране имелись примеры опытно-промышленного внедрения процесса каталитического крекинга с применением хлористого алюминия.
Большой вклад в развитие техники и технологии химических способов переработки нефти, в частности каталитического разложения мазута и других высококипящих нефтепродуктов, внес советский ученый Н.Д. Зелинский [18, 22]. Так, в 1902 году им был применен катализатор при
л " щ Jji' ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
пиролизе нефтяного сырья для получения толуола. В 1911 году академиком Зелинским из бензиновых фракций, содержащих большое количество метилциклогексана, на катализаторах, содержащих платину, палладий и никель, был получен толуол. Этот метод Н.Д. Зелинского впоследствии нашел широкое промышленное внедрение.
Необходимо также отметить работы Н.Д. Зелинского (1915), в которых показано, что железо при пирогенетиче-ском разложении нефтяных продуктов способствует расщеплению углеводородов до угля, а окиси цинка, алюминия и титана ослабляют углеобразование и понижают температуру распада углеводородов на 50-100 °С, одновременно увеличивая выход ароматических углеводородов [16].
Особенно широкую известность получили работы академика Зелинского в области каталитического крекинга с применением в качестве катализатора хлористого алюминия [16, 22, 24].
Процесс каталитического крекинга в присутствии хлористого алюминия был разработан Н.Д. Зелинским в 1918 году для получения первого советского каталитического крекинг-бензина из нефтяных масел путем их термокаталитического разложения.
Хотя хлористый алюминий в качестве катализатора впоследствии и не получил такого широкого применения в промышленности каталитического крекинга, как алюмосиликаты, однако он сыграл значительную роль как соответствующая ступень в развитии этого процесса [9].
Процесс каталитического крекинга различных нефтепродуктов в присутствии хлористого алюминия, или, как назвал его Н.Д. Зелинский, «бензинизация», был затем применен к таким нефтепродуктам, как керосин, грозненский парафин и церезин, вазелиновое, парафиновое, машинное и другие сорта минеральных масел. Во всех случаях получался бензин, весьма напоминающий по составу бензины прямой гонки: олефины в нем совершенно отсутствовали; низшие фракции состояли исключительно из смеси различных парафиновых углеводородов, в том числе углеводородов изостроения; с повышением температуры кипения фракций в них появлялись полиметиленовые (пента- и гек-саметилены) и ароматические углеводороды.
Несколько позднее Н.Д. Зелинский совместно со своими учениками в ряде исследований детально изучил механизм реакции хлористого алюминия с олефинами и на-фтенами [18].
Следует отметить, что применение хлористого алюминия в качестве катализатора крекинга не было случайным [9].
В научной и научно-технической литературе с давнего времени имелись указания, что хлористый алюминий при известных условиях действовал разлагающим образом на углеводороды, содержащиеся в керосиновой фракции кавказской нефти [18].
Кроме того, Н.Д. Зелинским совместно с В.А. Смирновым были проведены исследования по изучению отношения
хлористого алюминия к индивидуальному нефтяному углеводороду циклического характера, так называемому гепта-нафтену - С7Н14.
Учеными было установлено, что этот углеводород с температурой кипения 101 °С, выделенный из бакинского бензина, уже при комнатной температуре в присутствии хлористого алюминия начинает распадаться на более простые газообразные формы, а при температуре около 100 °С и несколько выше разложение идет до конца. Почти единственным газообразным продуктом этого распада являлся предельный парафиновый углеводород - изобу-тан. Кроме того, Зелинским было установлено, что хлористый алюминий является очень активным реагентом по отношению к высококипящим тяжелым нефтяным маслам.
Н.Д. Зелинский в своей статье [18] отмечает: «...нет сомнения в том, что искусственный бензин, полученный разложением солярового масла хлористым алюминием, отвечает как по своему составу, так и по температуре кипения и удельному весу самым строгим требованиям».
Состав и свойства этого бензина, весьма обогащенного водородом, указывали на его высокую теплотворную способность, а полное отсутствие в нем непредельных осмо-ляющих углеводородов делало его наиболее совершенным топливным материалом для специальных механизмов. Особенно он мог быть пригодным для авиационных моторов, благодаря большому содержанию легколетучих углеводородов, так как при более низкой температуре упругость паров (испаряемость) его оставалась значительной.
На основе проведенных под руководством Н.Д. Зелинского лабораторных и затем опытно-промышленных исследований процесса крекинга по получению искусственного бензина путем разложениея солярового масла хлористым алюминием на Кусковском заводе под Москвой, в мае 1919 года было принято правительственное решение о безотлагательной важности организации производства бензина по способу, рекомендованному и разработанному профессором Зелинским [18].
Искусственный бензин, произведенный на Кусковском заводе, получил название «химбензин». В дальнейшем, несмотря на сложную экономическую обстановку, существовавшую в тот период в стране, в Подмосковье на Кусковском и Владимировском заводах были приготовлены многие сотни пудов химбензина высокого качества, полученные по технологии, разработанной Н.Д. Зелинским [25].
Таким образом, академиком Н.Д. Зелинским впервые в мире был разработан и осуществлен в промышленном масштабе процесс низкотемпературного каталитического крекинга нефти при 200 °С с применением хлористого алюминия в качестве катализатора.
Ценность процесса крекинга, разработанного академиком Зелинским, огромна, так как это научное исследование открыло новую веху в истории нефтепереработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахмадова Х.Х. Становление и развитие отечественных установок термического крекинга: дис. докт. техн. наук: 02.00.13. Уфа, 2014. 457 с.
Ахмадова Х.Х., Сыркин А.М., Штепа Д.В., Мовсум-заде Н.Ч. Становление и развитие процесса пиролиза на бакинских
нефтеперерабатывающих заводах // НефтеГазоХимия. 2017. № 2. С. 40-45.
Сергиенко С.Р. Очерк развития химии и переработки нефти. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 90-115.
BurtonW.M. Manufacture of gasolene. Patent US. No. 1049667, 1967.
Ахмадова Х.Х., Мовсумзаде Э.М., Сыркин А.М. Термокрекинг - основные этапы векового развития // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2012. № 3. С. 35-39.
Абдулмежидова З.А., Ахмадова Х.Х., Махмудова Л.Ш. и др. Работы по созданию промышленного каталитического крекинга. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. 130 с.
Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. Дореволюционный период. М.: Л.: Гос. науч.-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной литературы. 1954. 402 с.
Одинцов А.Б. Неиссякаемый источник прогресса. Грозный: Чечено-ингуш. книж. изд-во. 1981. 128 с.
История и педагогика естествознания
3-4 • 2023
9. Сергиенко С.Р. Роль русских ученых и инженеров в развитии химии и технологии нефти. М.: Гостоптехиздат, 1949. 139 с.
10.Летний А.А. Влияние высокой температуры на нефть // Известия Петербургского технологического института. 1878. Т. 2. С. 86.
11. Лисенко К.И. Нефтяное производство // Записки Императорского русского технического общества. 1878. Вып. 3. С. 39.
12.Ахмадова Х.Х., Сыркин А.М. Российские женщины - первые в химических науках и технологии переработки нефти // Гендерные аспекты гуманитарных наук: мат. междунар. заочной науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов. 2012. С. 49-61.
13.Добрянский А.Ф. Крекинг с хлористым алюминием. Л.: ОНТИ-ХИМ-ТЕОРТЕТ. 1938. 128 с.
14.Пржевальский H.M. К 165-летию со дня рождения Г.Г. Густавсона // Известия ТСХА. 2008. Вып. 2. С. 163-167.
15.Сивергин Ю.М. Химики Российской империи, СССР и Российской Федерации. Густавсон Г.Г. М.: РАЕН, 1997. Т. 1. С. 83-84.
16. Обрядчиков С.Н. Работы советских ученых по деструктивной переработке нефти. Материалы к истории нефтяной науки. М.; Л.: Гос. науч.-тех. изд-во нефтяной и горно-топливной литературы, 1951. С.45-93.
17. Вышетравский С. Новые пути крекинга // Азербайджанское нефтяное хозяйство. 1930. № 2. С. 20-23. 18.Зелинский Н.Д. О бензинизации нефтяных продуктов // Нефтяное и сланцевое хозяйство. 1920. № 9-12. С. 9-15.
19. Kissling. ChemischeTechnologie des Erdols, Braun schweig. 1915.
20.Седых Н.Ф. Крекинг в паровой фазе // Нефтяное хозяйство. 1928. № 11-12. С.677-691.
21.21.Brownlee R.H. Развитие крекинг-процесса // Нефтяное и сланцевое хозяйство. 1925. № 3. С. 460-466. 22.Зелинский Н.Д. О бензинизации нефтяных продуктов // Нефтяное и сланцевое хозяйство. 1921. № 9-12. С. 3.
23. Гинзбург Э. К развитию парофазного крекинга в СССР // Азербайджанское нефтяное хозяйство. 1931. № 4 (112) С. 60-66.
24. Обрядчиков С.Н. Работы советских ученых по деструктивной переработке нефти // Нефтяное хозяйство.1948. № 12. С. 55-58.
REFERENCES
1. Akhmadova KH.KH. Stanovleniye i razvitiye otechestvennykh ustanovok termicheskogo krekinga. Diss. dokt. tekhn. nauk [Formation and development of domestic thermal cracking units. Dr. tech. sci. diss.]. Ufa, 2014. 457 p.
2. Akhmadova KH.KH., Syrkin A.M., Shtepa D.V., Movsum-zade N.CH. Formation and development of the pyrolysis process at Baku oil refineries. NefteGazoKhimiya, 2017, no. 2, pp. 40-45 (In Russian).
3. Sergiyenko S.R. Ocherkrazvitiyakhimiiipererabotkinefti [Essay on the development of chemistry and oil refining]. Moscow, Akademii nauk SSSR Publ., 1955. pp. 90-115.
4. Burton W.M. Manufacture of gasolene. Pat. US. No. 1049667, 1967.
5. Akhmadova KH.KH., Movsumzade E.M., Syrkin A.M. Thermal cracking - the main stages of century-old development. Mir nefteproduktov. Vestnik neftyanykh kompaniy, 2012, no. 3, pp. 35-39 (In Russian).
6. Abdulmezhidova Z.A., Akhmadova KH.KH., Makhmudova L.SH. Raboty po sozdaniyupromyshlennogo kataliticheskogo krekinga [Works on the creation of industrial catalytic cracking]. Krasnoyarsk, Nauchno-innovatsionnyy tsentr Publ., 2011. 130 p.
7. Lisichkin S.M. Ocherkipo istorii razvitiya otechestvennoy neftyanoy promyshlennosti. Dorevolyutsionnyy period [Essays on the history of the development of the domestic oil industry. Pre-revolutionary period]. Moscow, Leningrad, Gos. nauch.-tekhn. izd-vo neftyanoy i gorno-toplivnoy literatury Publ., 1954. 402 p.
8. Odintsov A.B. Neissyakayemyyistochnikprogressa [An inexhaustible source of progress]. Groznyy, Checheno-Ingushskoye knizhnoye Publ., 1981. 128 p.
9. Sergiyenko S.R. Rol' russkikh uchenykh i inzhenerov v razvitii khimii i tekhnologii nefti [The role of Russian scientists and engineers in the development of oil chemistry and technology]. Moscow, Gostoptekhizdat Publ., 1949. 139 p.
10. Letniy A.A. Influence of high temperature on oil. Izvestiya Peterburgskogo tekhnologicheskogo institute, 1878, no. 2, p. 86 (In Russian).
11. Lisenko K.I. Oil production. Zapiski Imperatorskogo russkogo tekhnicheskogo obshchestva, 1878, no. 3, p. 39 (In Russian).
12. Akhmadova KH.KH., Syrkin A.M. Rossiyskiye zhenshchiny - pervyye v khimicheskikh naukakh i tekhnologii pererabotki nefti [Russian women are the first in chemical sciences and oil refining technology]. Trudy mezhd. zaochnoy nauch.-prakt. konf. «Gendernyye aspekty gumanitarnykh nauk» [Proc. of int. correspondence scientific-practical. conf. "Gender Aspects of the Humanities"]. Novosibirsk, 2012, pp. 49-61.
13. Dobryanskiy A.F. Kreking s khloristym alyuminiyem [Cracking with aluminum chloride]. Leningrad, ONTI-KHIM-TEORTET Publ., 1938. 128 p.
14. Przheval'skiy H.M. To the 165th anniversary of the birth of G.G. Gustavson. Izvestiya TSKHA, 2008, no. 2, pp. 163-167 (In Russian).
15. Sivergin YU.M. Khimiki Rossiyskoy imperii, SSSR i Rossiyskoy Federatsii. Gustavson G.G. [Chemists of the Russian Empire, the USSR and the Russian Federation. Gustavson G.G.]. Moscow, RANS, 1997. Vol. 1. pp. 83-84.
16. Obryadchikov S.N. Raboty sovetskikh uchenykh po destruktivnoy pererabotke nefti. Materialy k istorii neftyanoy nauki [The work of Soviet scientists on the destructive processing of oil. Materials for the history of oil science]. Moscow, Leningrad, Gos. nauch.-tekh. izd-vo neftyanoy i gorno-toplivnoy literatury Publ., 1951. pp. 45-93.
17. Vyshetravskiy S. New ways of cracking. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo, 1930, no. 2, pp. 20-23 (In Russian).
18. Zelinskiy N.D. On gasolineization of petroleum products. Neftyanoye i slantsevoye khozyaystvo, 1920, no. 9-12, pp. 9-15 (In Russian).
19. Kissling. Chemische Technologie des Erdols [Chemical technology of petroleum]. Braunschweig, 1915.
20. Sedykh N.F. Cracking in the vapor phase. Neftyanoye khozyaystvo, 1928, no. 11-12, pp. 677-691 (In Russian).
21. Brownlee R.H. Development of the cracking process. Neftyanoye i slantsevoye khozyaystvo, 1925, no. 3, pp. 460-466 (In Russian).
22. Zelinskiy N.D. On gasolineization of oil products. Neftyanoye i slantsevoye khozyaystvo, 1921, no. 9-12, p. 3 (In Russian).
23. Ginzburg E. Towards the development of steam cracking in the USSR. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo, 1931, no. 4(112), pp. 60-66 (In Russian).
24. Obryadchikov S.N. Works of Soviet scientists on destructive oil processing. Neftyanoye khozyaystvo, 1948, no. 12, pp. 55-58 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ахмадова Хава Хамидовна, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова. Мадаева Ану Дзаурбековна, ст. преподаватель кафедры теплотехники и гидравлики, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова.
Khava KH. Akhmadova, Dr. Sci. (Tech.), Prof. of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas, Grozny State Oil Technical University. Madaeva Anu D., Senior Lecturer of the Department of Thermal Engineering and Hydraulics, Grozny State Oil Technical University.
3-4 • 2023
История и педагогика естествознания
В3