УДК 665.644.2
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-3-4-24-28
I
Первые отечественные опытно-промышленные установки каталитического крекинга на хлористом алюминии
Ахмадова Х.Х., Мадаева А.Д.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364051, г. Грозный, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7361-4949, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7038-9846, E-mail: [email protected]
Резюме: Показано, что для решения топливного кризиса, сложившегося в стране в 20-х годах ХХ века, необходимо было внедрение в нефтепереработку крекинг-процесса. К этому времени наиболее эффективным и наиболее исследованным катализатором процесса являлся хлористый алюминий, который был всесторонне изучен выдающимся русским ученым Н.Д. Зелинским. Им было установлено, что этот катализатор является наиболее активным по отношению к высококипящим тяжелым нефтяным маслам. На основе лабораторных исследований Н.Д. Зелинского было организовано опытно-промышленное производство бензина улучшенного качества крекингом соляровых масел и мазута на хлористом алюминии на Кусковском и Владимирском заводах в Подмосковье. Приведена краткая история становления и развития этих заводов.
Ключевые слова: бензин, нефть, мазут, соляровые масла, химбензин, катализаторы, хлористый алюминий, каталитический крекинг, бензинизация, опытно-промышленные установки, лабораторное исследование, ученые, Н.Д. Зелинский, Кусковский завод, Владимирский завод.
Для цитирования: Ахмадова Х.Х., Мадаева А.Д. Первые отечественные опытно-промышленные установки каталитического крекинга на хлористом алюминии // История и педагогика естествознания. 2023. № 3-4. С. 24-28. D0I:10.24412/2226-2296-2023-3-4-24-28
THE FIRST DOMESTIC PILOT PLANTS OF CATALYTIC CRACKING ON ALUMINUM CHLORIDE
Akhmadova Khava KH., Madaeva Anu D.
Grozny State Oil Technical University, 364051, Grozny, Russia
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7361-4949, E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7038-9846, E-mail: [email protected]
Abstract: It is shown that in order to solve the fuel crisis that developed in the country in the 20s of the twentieth century, it was necessary to introduce a cracking process into oil refining. By this time, the most effective and most researched catalyst was aluminum chloride, which was comprehensively studied by the outstanding Russian scientist Zelinsky N.D. He found that this catalyst is very active in relation to high-boiling heavy petroleum oils. Zelinsky N.D. organized pilot production of gasoline of improved quality by cracking of salt oils and fuel oil on aluminum chloride at the Kuskovsky and Vladimirsky plants in the Moscow region. A brief history of these plants is given.z registration Keywords: gasoline, oil, fuel oil, salt oils, chemical gasoline, catalysts, aluminum chloride, catalytic cracking, benzinization, pilot plants, laboratory research, scientists, Zelinsky N.D., Kuskovsky plant, Vladimir plant.
For citation: Akhmadova KH.KH., Madaeva A.D. THE FIRST DOMESTIC PILOT PLANTS OF CATALYTIC CRACKING ON ALUMINUM CHLORIDE.
History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 3-4, pp. 24-28.
DOI:10.24412/2226-2296-2023-3-4-24-28
Топливный кризис, сложившийся в России в связи с революциями, Первой мировой и Гражданской войнами, требовал быстрого его разрешения.
К началу первой мировой войны в связи с быстрым ростом автомобильного и авиационного парков потребность в бензине в мире увеличилась настолько, что бензиновые фракции, содержащиеся в добываемой природной нефти, были полностью использованы [1].
Для быстро увеличивавшихся автомобильного и авиационного парков требовался бензин улучшенного качества. Ввиду острого недостатка страны в бензине решение этого вопроса должно было быть быстрым и положительным.
Единственным решением столь остро вставшей в стране бензиновой проблемы был крекинг-процесс. Этот процесс в сложных экономических условиях, существовавших в стране, давал возможность решить проблему производства бензина не только с количественной, но и с качественной стороны [2].
К поиску путей решения топливной проблемы были привлечены ведущие специалисты и ученые страны. Одним из таких специалистов был профессор Н.Д. Зелинский, который к 1918 году имел большой научный задел по применению катализаторов в процессах разложения нефти. Так, в 1902 году им был исследован пиролиз нефтяного сырья для увеличения выхода ароматических углеводородов; в 1911 году было проведено исследование бензиновых фракций для получения толуола с применением в качестве катализаторов платины, палладия и никеля. Эти исследования Зелинского имели впоследствии широкое промышленное применение [3].
Также были известны результаты исследования профессора Зелинского по применению хлористого алюминия в процессе разложения углеводородов нефти и нефтепродуктов, осуществленного в лабораторных условиях.
За границей к 1916 году уже имелся заводской опыт проведения процесса разложения нефти и нефтепродуктов
24
История и педагогика естествознания
3-4 • 2023
в присутствии катализаторов, в то время как в России за временным отсутствием прямогонного бензина этим вопросом только начинали заниматься в Главном морском хозяйственном управлении страны (ГМХУ).
Г.Я. Седов - начальник ГМХУ, был первым в России, кто поднял вопрос об искусственной выработке бензина путем переработки скопившихся больших запасов мазута и солярового масла.
Согласно письму №14653 от 24 сентября 1918 года, Главное морское хозяйственное управление обратилось к профессору Н.Д.Зелинскому с просьбой срочно организовать лабораторные исследования по производству бензина из мазута и затем, основываясь на полученных положительных научных результатах, как можно скорее приступить к практической реализации этого процесса [4].
Н.Д. Зелинский при содействии двух сотрудников, А.И. Анненкова и Б.А. Казанского, немедленно приступил к этой работе в университетской лаборатории 1-го Московского университета, которой сам и заведовал.
Уже в октябре 1918 года ими были поставлены лабораторные опыты по разложению мазута и солярового масла и был получен суррогат бензина со значительным выходом. Бензин этот в отличие от прямогонного содержал некоторое количество непредельных и ароматических углеводородов.
Обработка полученного на лабораторной установке суррогата бензина 0,5% крепкой серной кислотой приводила к снижению в нем непредельных соединений, что, однако, сопровождалось потерей 6-8% бензина [4].
Уже к началу декабря 1918 года Н.Д. Зелинским с сотрудниками были получены первые результаты как по пи-рогенетическому разложению солярового масла, так и по разложению его при более низкой температуре с помощью хлористого алюминия.
Эти работы академика Зелинского в области каталитического крекинга с применением хлористого алюминия получили широкую известность [5-7]. Разработанная в 1918 году Зелинским технология процесса каталитического крекинга в присутствии хлористого алюминия была применена для получения первого советского каталитического крекинг-бензина из нефтяных масел путем их термокаталитического разложения на опытно-промышленной установке.
Хотя хлористый алюминий как катализатор впоследствии и не получил такого широкого применения в промышленности каталитического крекинга, как алюмосиликаты, однако он сыграл значительную роль как соответствующая ступень в развитии этого процесса [8].
Процесс каталитического крекинга нефтепродуктов в присутствии хлористого алюминия был назван Н.Д. Зелинским процессом бензинизации.
Этот крекинг-процесс был затем применен к таким нефтепродуктам, как керосин, грозненский парафин и церезин, вазелиновое, парафиновое, машинное и другие сорта минеральных масел. Во всех случаях получался бензин, весьма напоминающий по составу бензин прямой гонки: олефины в нем совершенно отсутствовали; низшие фракции состояли исключительно из смеси различных парафиновых углеводородов, в том числе углеводородов изостро-ения; с повышением температуры кипения фракций в них появлялись полиметиленовые (пента- и гексаметилены) и ароматические углеводороды.
Несколько позднее Н.Д. Зелинский в ряде исследований совместно со своими учениками детально изучил механизм реакции хлористого алюминия с олефинами и нафтенами [4].
Следует отметить, что применение хлористого алюминия в качестве катализатора крекинга не было случайным [8].
В научной и научно-технической литературе с давнего времени имелись указания, что хлористый алюминий при известных условиях действовал разлагающим образом на углеводороды, содержащиеся в керосиновой фракции кавказской нефти [4]. Кроме того, Н.Д. Зелинским были проведены совместно с В.А. Смирновым собственные исследования по применению хлористого алюминия для разложения углеводородов нефти. Ими было, например, исследовано отношение хлористого алюминия к индивидуальному нефтяному углеводороду циклического характера, так называемому гептанафтену - С7Н14. Этот углеводород с температурой кипения 101 °С, выделенный из бакинского бензина, уже при комнатной температуре в присутствии хлористого алюминия начинал распадаться на более простые газообразные формы, а при температуре около 100 °С и несколько выше разложение шло до конца. Почти единственным газообразным продуктом этого распада являлся предельный парафиновый углеводород - изобутан.
Проведя в дальнейшем многочисленные исследования по применению хлористого алюминия в реакциях разложения, Н.Д. Зелинский установил, что этот катализатор является очень активным по отношению к высококипящим тяжелым нефтяным маслам. Бензины, получаемые путем разложения тяжелых фракций нефти и нефтепродуктов, имели хорошее качество при применении в качестве катализатора хлористого алюминия.
Н.Д. Зелинский в своей статье «О бензинизации нефтяных продуктов» [4] отмечал: «...нет сомнения в том, что искусственный бензин, полученный разложением солярового масла хлористым алюминием, отвечает как по своему составу, так и по температуре кипения и удельному весу самым строгим требованиям».
Николай Дмитриевич Зелинский
(1861-1953)
Создатель научной школы, один из основоположников гетерогенного катализа в органическом синтезе и нефтехимии.
Н.Д. Зелинский был первым химиком, осуществившим каталитический крекинг с применением хлористого алюминия в опытно-промышленном масштабе для получения химбензина.
Борис Александрович Казанский (1891-1973)
Один из создателей научных основ нефтехимии и катализа. Занимался исследованиями химических превращений и каталитических свойств углеводородов и их производных. Автор многочисленных открытий в области катализа. Б.А. Казанский вел совместно с Н.Д. Зелинским все работы по каталитическому преобразованию углеводородов.
3-4 ■ 2023
История и педагогика естествознания
15
л • Ц л ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Состав и свойства этого бензина, весьма обогащенного водородом, указывали на его высокую теплотворную способность, а полное отсутствие в нем непредельных осмо-ляющих углеводородов делало его наиболее совершенным топливным материалом для специальных механизмов. Особенно он мог быть пригодным благодаря большому содержанию легколетучих углеводородов для авиационных моторов, так как при более низкой температуре упругость паров (испаряемость) его оставалась значительной.
Таким образом, проведению первых опытно-промышленных исследований процесса крекинга с применением хлористого алюминия в заводских условиях предшествовали успешные исследования этого процесса Н.Д. Зелинским с сотрудниками в лабораторных условиях.
Результаты лабораторных исследований процесса разложения мазута и солярового масла по получению бензина, проведенные Зелинским в октябре-ноябре 1918 года в лаборатории Московского университета, были изложены в двух записках, представленных Зелинским в октябре и ноябре 1918 года в Главное морское хозяйственное управление, а затем в технический совет отдела химической промышленности Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).
Успешное лабораторное разрешение этой научно-технической задачи дало вскоре возможность по постановлению технического совета отдела химической промышленности, состоявшегося 9-го марта 1919 года, провести опытно-промышленное исследование процесса крекинга по получению искусственного бензина из соляровых масел по разработанному Н.Д. Зелинским способу на Кусковском нефтеперегонном заводе. Этим же постановлением государственному заводу «Фосген» было предложено немедленно приступить к изготовлению хлористого алюминия, что было поручено организовать профессору Е.Н. Шпитальскому.
До Октябрьской революции в Москве, или, точнее, под Москвой, существовало два нефтеперерабатывающих завода [9].
Первый - это Кусковский завод Русско-американского общества, расположенный на ст. Кусково, Московско-Нижегородской железной дороги. Второй - Владимирский нефтеперегонный завод К. Зиллера, расположенный на ст. Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В 1918 году во время национализации завод К. Зиллера был передан ВСНХ РСФСР правлению государственных химических заводов «Фосген» № 2.
В мае 1918 года Н.Д. Зелинским при содействии инженера Блюменталя, заведующего Кусковским заводом, был поставлен первый опытно-промышленный опыт по производству искусственного бензина путем разложениея солярового масла хлористым алюминием, изготовленным к тому времени на заводе «Фосген».
Процесс крекинга солярового масла с применением хлористого алюминия осуществлялся по следующей технологии.
В железный куб загружалось несколько пудов масла, к которому добавлялось 8% по весу хлористого алюминия. Куб сообщался с холодильником при помощи небольшой широкой металлической трубки, в которую вставлялся термометр для измерения температуры отходящих в холодильник паров углеводородов. Другой термометр был погружен в массу смеси солярового масла с хлористым алюминием для измерения ее температуры.
При медленном нагревании куба процесс разложения солярового масла начинался с утра, когда температура реагирующих веществ достигала 150 °С, и заканчивался к вечеру того же дня, когда температура внутри куба поднималась до 250-300 °С. Пары образовавшихся и конденсирующихся в холодильнике бензиновых углеводородов имели температуру вначале процесса 25 °С, а под конец 180 °С.
Технология осуществления процесса крекинга на хлористом алюминии в заводских условиях и полученные результаты в ходе проведения процесса соответствовали результатам осуществленных лабораторных опытов.
Выход на полученный бензиновый конденсат в результате однократного нагревания куба составлял около 40% от разложившегося масла.
Заводской опыт получения искусственного бензина на Кусковском заводе был позднее воспроизведен в присутствии особой комиссии, в состав которой входили: Л.Я. Карпов, Л.Б. Красин, Н.Г. Пацуков, Г.Я. Седов и Е.И. Шпиталь-ский.
19 мая 1919 года Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Аармии, заслушав сообщение Н.Д. Зелинского, Е.И. Шпитальского и Л.Я. Карпова о результатах осуществленного в заводском масштабе процесса крекинга на хлористом алюминии для получения искусственного бензина, постановила: «Признать делом безотлагательной важности постановку производства бензина по способу, рекомендованному и разработанному профессором Зелинским».
По поводу полученных в опытно-промышленных условиях на Кусковском заводе положительных результатов по бензинизации масел Н.Д. Зелинским было высказано: «...они имели не только теоретический, но и практический интерес, что могло иметь значение и на перспективу в будущем. дальнейшее исследование об отношении к хлористому алюминию всех нефтяных продуктов, тяжелого бензина, керосина, вазелинового масла, машинного масла и мазута, а также тех соляровых остатков, которые являются отбросами при производстве сульфокислот, становилось необходимым, а лично для меня интересным и в чисто научном отношении».
Этой работой Н.Д. Зелинский вплотную занимался в течение двух лет. Особенно важным для него с научной стороны являлось определение химической природы отдельных индивидуумов бензиновых углеводородов, получаемых из легких и тяжелых нефтяных масел.
Практическая заводская постановка производства бензина вышеописанным способом была поручена председателю правления государственного завода «Фосген» профессору Е.И. Шпитальскому, что им с успехом было осуществлено осенью 1919-го и зимой 1920 года.
Искусственный бензин, произведенный на Кусковском заводе, получил своеобразное название «химбензин».
Такова краткая история опытно-промышленного осуществления процесса крекинга на хлористом алюминии, практически начатого по почину Г.Я. Седова, разработанного и проведенного под руководством Н.Д. Зелинского на Кусковском заводе.
В дальнейшем с применением крекинг-процесса в присутствии хлористого алюминия были произведены на заводе «Фосген» в Москве многие сотни пудов искусственного бензина высокого качества.
В 1921 году бывший Владимирский завод К. Зиллера, переданный в 1918 году правлению государственных химических заводов «Фосген», перешел в ведение государственного треста анилино-красочной промышленности «Анилзаводы». В 1930 году был передан в ведение треста «Нефтезаводы» (тогда «Эмбанефть»).
Несмотря на то что около 12 лет Владимирский завод находился в ведении ненефтяных объединений, он выполнял свои нефтеперерабатывающие функции и даже в значительной степени укрепился, расширился и прославился производством хороших масел.
Руководство указанных ненефтяных объединений в данном случае проявило правильное понимание возможностей эксплуатации старого завода, который с пользой и успехом
История и педагогика естествознания 3-4 ■ 2023
проработал в системе советской нефтепромышленности в течение 16 лет.
Иную картину представлял в то время Кусковский завод.
При национализации Кусковский завод попал в ведение Главнефти. Однако вскоре завод был законсервирован и нефтеперерабатывающая деятельность его была прекращена, если не считать некоторых попыток в 1925-1926 годах использовать его как опытный завод для проведения опытов крекинга по системе Бартона. Оборудование завода пришло в негодность, и уже в дальнейшем на территории завода был организован завод лесохимической промышленности. Таким образом, значительную часть времени, с 1920 по 1935 год, Кусковский завод не использовался по назначению, то есть как нефтеперерабатывающий завод.
Владимирский завод, бывший завод К. Зиллера начал свою историю с 1886 года, на нем сначала вырабатывали кустарным методом краску мумию и медный купорос. В 1890 году на территории завода был поставлен один перегонный куб для отгонки из нефти керосина. До 1900 года количество кубов было увеличено до четырех. Характер переработки нефти на заводе остался хотя и выгодным для фирмы, но технически варварским: от нефти отгонялись керосин, соляровая фракция, очищались на керосин и гарное масло, масляный мазут использовался как топливо.
С начала 1900-х по 1914 год постепенно работа завода принимала «масляный» характер: было расширено перегонное отделение, в котором на место четырехтонных вертикальных перегонных кубов были установлены горизонтальные кубы вместимостью по 13 т; был выписан из Австрии керосиновый куб на 20 т, выстроено новое очистное отделение, ассортимент продукции включал в себя по прейскуранту 1915 года: масла веретенные, машинные, цилиндровые, трансформаторные, турбинные, автомобильные, аэропланные, холодильные и др.
В развитие Владимирского завода немалую роль сыграл в то время А.Я. Вецванаг, мастер по переработке нефти, ранее работавший в Риге на на нефтеперегонном заводе Эльриха.
Во время войны в 1916 году на заводе была построена установка по производству серной кислоты контактным способом по тентелевской системе производительностью 4000 т моногидрата в год. Наличие собственной кислоты также способствовало развитию масляного дела на заводе.
В 1918-1919 годах в связи с отсутствием сырья - нефти - завод, естественно, не мог полностью использовать аппаратуру, но имевшиеся на заводе запасы керосинового дистиллята и соляровых фракций дали возможность осуществить на части кубов отгонку легких погонов, которые как таковые или в смеси со скипидаром использовались в качестве горючего для автомобилей.
Помимо этого, Государственное управление химических заводов «Фосген» на Владимирском заводе в 1919 году организовало два производства: хлорсульфоновой кислоты и так называемого химбензина.
Организация производства химбензина была основана на результатах опытов, проведенных Н.Д. Зелинским в 1918 году в лаборатории 1-го Московского университета.
Такая же работа несколько позже была проделана в химической лаборатории завода «Фосген» № 1 под руководством профессора Шпитальского.
После успешного окончания опытно-заводских исследований в мае 1919 года под Москвой на Кусковском заводе и далее на Владимирском заводе (заводе «Фосген») в 1919-1920 годах было организовано опытно-промышленное производство для исследования каталитического крекинга тяжелого нефтяного сырья на катализаторе - хлористом алюминии [5, 9].
3-4 ■ 2023 История и педагогика естествознания
Организация производства химбензина на Владимирском заводе на основе опытов Н.Д. Зелинского с хлористым алюминием имела для страны особое значение [9]:
- во-первых, как постановка в СССР первых опытов по каталитическому крекингу, позволивших решить проблему производства бензина.
- во-вторых, как возможность для страны выйти из сложного положения, когда нефтяные области страны были отрезаны от центра, результатом которого стал дефицит на авиа- и автотопливо.
В 1920 году на Владимирском заводе на опытной установке по получению бензина был налажен выпуск так называемого химбензина.
Для работы в заводском масштабе на Владимирском заводе был выделен перегонный куб емкостью 4 т, на котором велся процесс бензинизации.
Хлористый алюминий получали на заводе «Фосген» 1. Сырьем для бензинизации служили остатки от перегонки керосинового дистиллята балаханской нефти удельным весом 0,850-0,855. Хлористый алюминий подавался в количестве 10%, температура паров в шлеме не превышала 250 °С. Бензин удельного веса 0,697 и ниже начинал образовываться при температуре паров в шлеме 90-100 °С. Выход легких фракций составлял около 50% от взятого сырья, причем 30% сырья представлял собой продукт удельным весом 0,740, называемый авиахимбензином. Этот продукт сдавался Управлению военно-воздушных сил в чистом виде или в смеси со спиртом.
Фракции высокого удельного веса поступали на дальнейшую их фракционировку, которая давала возможность получать дополнительно еще 15% на основное сырье продукта с удельным весом 0,740.
Таким образом, несмотря на несовершенство установки, отбор авиахимбензина выражался в 45% от первоначально взятого сырья.
После прогара четырехтонного куба на Владимирском заводе был оборудован другой куб производительностью 13 т, на котором бензинизация была проведена один раз в апреле 1920 года. Всего на опытной установке Владимирского завода было получено около 20 т химбензина.
При процессе бензинизации только первые порции хим-бензина были прозрачными, затем он приобретал желтый и иногда зеленый цвет. К тому же получаемый химбензин был кислым из-за присутствия соляной кислоты. Нейтрализация его производилась частично в приемниках холодильного отделения; помимо этого, производилась и полная очистка бензина кислотой (2%) и едким натром.
С 1921 года на Владимирском заводе было организовано производство авиамасел. В 1932 году производство авиамасел на заводе было прекращено в связи с пуском брайт-сточного отделения на Константиновском заводе Авиатопа.
Заслуга Владимирского завода заключается в том, что он на протяжении 10 лет снабжал воздушный флот страны смазкой, освобождая СССР от импортирования этого продукта из-за границы и дав за это время возможность построить и освоить новые современные отечественные установки по производству авиамасел.
В 1934 году на основе нефтеперерабатывающей части Владимирского завода была организована опытно-промышленная база для исследования разных процессов: ректификации разных отечественных нефтей, очистки масел по методу Эделнану, крекинга с хлористым алюминием и получения синтетических масел, очистки масел газообразным SOз, утилизации кислых гудронов, депарафинизации, гидрогенизации и других процессов, которыми были охвачены наиболее актуальные проблемы нефтепереработки.
л " щ Jji' ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Работы Н.Д. Зелинского по технологии каталитического крекинга и способам регенерации катализатора (сжигание отложений кокса нагретым воздухом) стали важным этапом в деле дальнейшего развития одного из основных современных процессов получения высокооктановых бензинов.
Процесс крекинга протекал на хлористом алюминии при очень мягком температурном режиме - 200-250 °С и давлении, близком к атмосферному.
Целевым продуктом процесса являлся бензин, который получали без содержания в нем непредельных углеводородов. Несмотря на высокое качество получаемого в процессе крекинга на хлористом алюминии химбензина при мягком температурном режиме и низком давлении, этот способ не получил дальнейшего развития в промышленности.
Этот процесс каталитического крекинга на хлористом алюминии привлекал своей кажущейся простотой, однако в ходе промышленного освоения процесса обнаружился большой расход хлористого алюминия (около 10% массы
сырья), связанный с большими потерями вследствие образования его комплексного соединения с углеводородами.
Кроме того, процесс характеризовался низкой скоростью реакции и плохими условиями контакта сырья с катализатором, чрезвычайной сложностью регенерации катализатора, а также коррозией аппаратуры соляной кислотой, выделяющейся при распаде хлористого алюминия.
Опасность коррозии оборудования; наличие больших отходов отработанного катализатора; высокая стоимость безводного хлористого алюминия; необходимость тщательной сушки сырья и большого расхода катализатора, продолжительного времени на реакции и необходимость постоянного перемешивания продукта во время процесса - эти указанные недостатки явились существенным препятствием для создания промышленного процесса крекинга с хлористым алюминием.
Процесс крекинга на хлористом алюминии так и не был внедрен в промышленном масштабе на отечественных НПЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахмадова Х.Х. Становление и развитие отечественных установок термического крекинга: дис. докт. техн. наук: 02.00.13. Уфа, 2014. 457 с. Ахмадова Х.Х., Сыркин А.М., Штепа Д.В., Мовсум-заде Н.Ч. Становление и развитие процесса пиролиза на бакинских нефтеперерабатывающих заводах // НефтеГазоХимия. 2017. № 2. С. 40-45.
Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. Дореволюционный период. М.; Л.: Гос. науч.-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной литературы, 1954. 402 с.
Зелинский Н.Д. О бензинизации нефтяных продуктов // Нефтяное и сланцевое хозяйство. 1920. № 9-12. С. 8-15.
Зелинский Н.Д. О бензинизации нефтяных продуктов // Нефтяное и сланцевое хозяйство. 1921. № 9-12. С. 3.
Обрядчиков С.Н. Работы советских ученых по деструктивной переработке нефти // Нефтяное хозяйство. 1948. № 12. С. 55-58.
Обрядчиков С.Н. Работы советских ученых по деструктивной переработке нефти. Материалы к истории нефтяной науки. М.; Л.: Гос. науч.-
техн. изд-во нефтяной и горно-топливной литературы, 1951. С.45-93.
Сергиенко С.Р. Роль русских ученых и инженеров в развитии химии и технологии нефти. Гостоптехиздат, 1949. С. 35-54. Сахаров А. Владимирский нефтеперерабатывающий завод // Нефть.1935. № 17. С. 22-24.
REFERENCES
Akhmadova KH.KH. Stanovleniye i razvitiye otechestvennykh ustanovok termicheskogo krekinga. Diss. dokt. tekhn. nauk [Formation and development of domestic thermal cracking units. Dr. tech. sci. diss.]. Ufa, 2014. 457 p.
Akhmadova KH.KH., Syrkin A.M., Shtepa D.V., Movsum-zade N.CH. Formation and development of the pyrolysis process at Baku oil refineries. NefteGazoKhimiya, 2017, no. 2, pp. 40-45 (In Russian).
Lisichkin S.M. Ocherkipo istorii razvitiya otechestvennoy neftyanoy promyshlennosti. Dorevolyutsionnyyperiod [Essays on the history of the development of the domestic oil industry. Pre-revolutionary period]. Moscow, Leningrad, Gos. nauch.-tekh. izd-vo neftyanoy i gorno-toplivnoy literatury Publ., 1954. 402 p.
Zelinskiy N.D. On gasolineization of oil products. Neftyanoye i slantsevoye khozyaystvo, 1920, no. 9-12, pp. 8-15 (In Russian).
Zelinskiy N.D. On gasolineization of oil products. Neftyanoye i slantsevoye khozyaystvo, 1921, no. 9-12, p. 3 (In Russian).
Obryadchikov S.N. Works of Soviet scientists on destructive oil processing. Neftyanoye khozyaystvo, 1948, no. 12, pp. 55-58 (In Russian).
Obryadchikov S.N. Raboty sovetskikh uchenykh po destruktivnoy pererabotke nefti. Materialy k istorii neftyanoy nauki [The work of Soviet scientists
on the destructive processing of oil. Materials for the history of oil science]. Moscow, Leningrad, Gos. nauch.-tekh. izd-vo neftyanoy i gorno-topliv-
noy literatury Publ., 1951. pp. 45-93.
Sergiyenko S.R. Rol' russkikh uchenykh i inzhenerov v razvitii khimii i tekhnologii nefti [The role of Russian scientists and engineers in the development of oil chemistry and technology]. Gostoptekhizdat Publ., 1949. pp. 35-54. Sakharov A. Vladimir oil refinery. Neft', 1935, no. 17, pp. 22-24 (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ахмадова Хава Хамидовна, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова. Мадаева Ану Дзаурбековна, ст. преподаватель кафедры теплотехники и гидравлики, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова.
Khava KH. Akhmadova, Dr. Sci. (Tech.), Prof. of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas, Grozny State Oil Technical University. Madaeva Anu D., Senior Lecturer of the Department of Thermal Engineering and Hydraulics, Grozny State Oil Technical University.
281
История и педагогика естествознания
3-4 • 2023