stejnegeri и 30.8±0.7 мм для maurus). По окраске maurus и stejnegeri надёжно различаются по экземплярам в свежем оперении (август-февраль). Лучшим признаком является цвет каёмок перьев надхвостья: ржаво-коричневый у stejnegeri и менее яркий, землисто-охристый — у maurus. В обношенном брачном наряде особи этих форм практически сходны, а из-за некоторого перекрытия размеров определение отдельных экземпляров по внешним признакам затруднена.
Изучение особенностей территориальной песни 12 экз. maurus из Иркутска и 9 экз. stejnegeri из Читинского района Забайкалья показало более низкие значения максимальной частоты у формы stejnegeri (6.46± 0.205 кГц у stejnegeri, 7.27±0.17 кГц у maurus). Кроме того, песня stejne-geri в среднем короче и содержит заметно больше свистовых элементов. Два типа сигналов беспокойства («пиканье» и «чеканье») у stejnegeri и maurus оказались строго видоспецифичными. Значения диапазона частот «пиканья» и длительности «чеканья» у stejnegeri и maurus не перекрываются, что позволяет надёжно определять принадлежность отдельных экземпляров в брачный период. В результате анализа коллекционных материалов, а также привлечения данных молекулярно-генетиче-ских исследований (Zink et al. 2010), совместные находки stejnegeri и maurus установлены для Иркутска, долины реки Чикой, Прихубсугулья и южного Хангая. Заметных следов интерградации этих форм обнаружить не удалось.
Учитывая значительную генетическую обособленность S. stejnegeri (Zink et al. 2009), установленные нами размерные, окрасочные и биоакустические различия, при отсутствии в области пространственного контакта заметных следов интерградации, представляется оправданным рассматривать форму stejnegeri в качестве самостоятельного вида.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2258: 5482-5483
Первые данные по гнездовой биологии белого аиста Ciconia ciconia в Мордовии
Е.В.Лысенков, М.В.Пьянов
Второе издание. Первая публикация в 2016*
Гнездование белого аиста Ciconia ciconia в Мордовии известно с 2005 года, однако данные о гнездовой биологии вида в республике до сих пор
* Лысенков Е.В., Пьянов М.В. 2016. Первые данные по гнездовой биологии белого аиста (асота скота) в Мордовии // Актуальные вопросы современной .зоологии и экологии животных. Пенза: 61.
фрагментарны и в основном касаются мест гнездования (Лапшин и др. 2005; Лапшин, Гришуткин 2008).
В 2015-2016 годах нами проведены исследования гнездовой биологии белого аиста. Наблюдения велись за 2 гнёздами на водонапорных башнях в деревне Грачевники (первое гнездование в 2013 году) и села Заречное (первое гнездование в 2016 году) Краснослободского района.
Сроки гнездования аистов колеблются по годам. Первое гнездование пары, как правило, позднее и заканчивалось либо только строительством гнезда, либо строительством гнезда и выращиванием 2 птенцов. В последующие годы самцы прилетали к гнезду в конце первой или второй декаде апреля, самки - спустя 4 дня. Первое яйцо самка откладывает через 18 дней после прилёта. Полная кладка в 2015 году отмечена 15 мая, 3 июня вывелись птенцы. Впервые 2 молодые птицы начали слетать с гнезда 5 августа, отлёт родителей наблюдался 18 августа, 4 молодых птиц — 22 августа. Одна молодая птица покинула гнездо 9 сентября. Её задержка, возможно, связана с повреждением ноги. Период пребывания белых аистов в Мордовии составляет 126 дней.
Гнездо округлой формы. Его каркас построен из грубого материала — прутьев и веток деревьев (тополь, ива и др.), выстилка — из соломы, шерсти овец. При строительстве гнезда аисты использовали и антропогенный материал (кустки толя, обрывки тряпья). Размеры гнезда, см: диаметр гнезда 83.4, диаметр лотка 40.3. С западной стороны гнезда аистов в каркасе гнездился полевой воробей Passer montanus.
Полная кладка из 5 яиц (белые, одно матовое). Размеры яиц, мм: 70.5-68.2x51.6-50.8 мм; матовое — 70.4x51.1. Насиживание начинается с первого яйца, поэтому птенцы разновозрастные, в росте и развитии значительно отстаёт последний птенец.
В рационе белых аистов доминировали жуки, среди которых жужелицы и плавунцы многочисленны, остальные — обычны. Взрослые приносили птенцам преимущественно прямокрылых (70%), реже лягушек (5%), змей (10%) и рыбу (15%). Из прямокрылых доминировали кобылки, из рыб — серебряный карась Carassius gibelio, окунь Perca fluviatilis и вьюн Misgurnus fossilis, из рептилий — обыкновенный уж Natrix natrix.
В июне интенсивность кормления птенцов в утренние часы составляла 0.7 прилётов в час, а в вечерние часы — 0.3. Самый ранний прилёт с кормом отмечен в 4 ч 50 мин, а самый поздний — в 19 ч 30 мин. В июле родители с кормом в среднем прилетали практически 1 раз в час. Однако в середине дня кормлений было в 2-2.5 раза меньше, чем во второй половине дня. Во второй декаде августа интенсивность кормления птенцов родителями значительно снижается.