Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ "БЕЛЫЕ НОЧИ" ЛЕНИНГРАДА: ИЗ ИСТОРИИ ФЕСТИВАЛЯ 1958 Г'

ПЕРВЫЕ "БЕЛЫЕ НОЧИ" ЛЕНИНГРАДА: ИЗ ИСТОРИИ ФЕСТИВАЛЯ 1958 Г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
339
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ "БЕЛЫЕ НОЧИ" / FESTIVAL "WHITE NIGHTS" / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL-EDUCATIONAL ACTIVITY / ЛЕНИНГРАД / LENINGRAD / НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ / FOLK FESTIVALS / ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ / SUMMER HOLIDAYS / САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО / LANDSCAPE ART / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / SOVIET LITERATURE / МУЗЕЙНАЯ РАБОТА / MUSEUM WORK / ДОСУГ / LEISURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярмолич Фёдор Кузьмич

Статья посвящена истории возникновения первого ленинградского фестиваля «Белые ночи». Он стал одним из массовых летних праздников, в организации которого задействовали практически все культурно-просветительные учреждения Ленинграда. Показано, что за время фестиваля было проведено 408 встреч артистов, писателей, художников, композиторов, киноработников, на которых присутствовало более 300 тысяч человек. В кинотеатрах шел прокат лучших фильмов, созданных на студии «Ленфильм», коллективы художественной самодеятельности дали более 70 спектаклей и концертов, «Дни открытых дверей» прошли в музеях. Однако самыми посещаемыми культурно-просветительными учреждениями Ленинграда стали сады и парки города, где проводились разнообразные мероприятия. Успешное проведение «Белых ночей» и его высокая оценка со стороны ленинградцев, побудили власти города сделать его ежегодным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST "WHITE NIGHTS" OF LENINGRAD: FROM THE HISTORY OF THE FESTIVAL OF 1958

The article is devoted to the history of occurrence of the first Leningrad festival “White Nights”. He became one of the mass summer holidays, in the organization of which involved almost all cultural and educational institutions of Leningrad. It is shown that during the festival had 408 meetings of artists, writers, artists, composers, film workers were held, attended by more than 300 thousand people. In the cinemas there was a rental of the best films created at the studio “Lenfilm”, amateur art groups gave more than 70 performances and concerts, “Open Days” were held in museums. However, the most visited cultural and educational institutions of Leningrad were the gardens and parks of the city, where various events were held. The successful holding of the “White Nights” and its appreciation by the people of Leningrad prompted the city authorities to make it annual.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ "БЕЛЫЕ НОЧИ" ЛЕНИНГРАДА: ИЗ ИСТОРИИ ФЕСТИВАЛЯ 1958 Г»

MURTAZINA, REGINA A. - undergraduate student, Orenburg State Pedagogical University (m.regina56@mail.ru).

УДК 94(470.23-25) «1958»:379.82

ЯРМОЛИЧ Ф.К.

ПЕРВЫЕ «БЕЛЫЕ НОЧИ» ЛЕНИНГРАДА: ИЗ ИСТОРИИ ФЕСТИВАЛЯ 1958 г.

Ключевые слова: фестиваль «Белые ночи», культурно-просветительная деятельность, Ленинград, народные гуляния, летние праздники, садово-парковое искусство, советская литература, музейная работа.

Статья посвящена истории возникновения первого ленинградского фестиваля «Белые ночи». Он стал одним из массовых летних праздников, в организации которого задействовали практически все культурно-просветительные учреждения Ленинграда. Показано, что за время фестиваля было проведено 408 встреч артистов, писателей, художников, композиторов, киноработников, на которых присутствовало более 300 тысяч человек. В кинотеатрах шел прокат лучших фильмов, созданных на студии «Ленфильм», коллективы художественной самодеятельности дали более 70 спектаклей и концертов, «Дни открытых дверей» прошли в музеях. Однако самыми посещаемыми культурно-просветительными учреждениями Ленинграда стали сады и парки города, где проводились разнообразные мероприятия. Успешное проведение «Белых ночей» и его высокая оценка со стороны ленинградцев, побудили власти города сделать его ежегодным.

YARMOLICH, F.K.

THE FIRST "WHITE NIGHTS" OF LENINGRAD: FROM THE HISTORY OF THE FESTIVAL OF 1958

Keywords: festival "White Nights", cultural-educational activity, Leningrad, folk festivals, summer holidays, landscape art, Soviet literature, museum work.

The article is devoted to the history of occurrence of the first Leningrad festival "White Nights". He became one of the mass summer holidays, in the organization of which involved almost all cultural and educational institutions of Leningrad. It is shown that during the festival had 408 meetings of artists, writers, artists, composers, film workers were held, attended by more than 300 thousand people. In the cinemas there was a rental of the best films created at the studio "Lenfilm", amateur art groups gave more than 70 performances and concerts, "Open Days" were held in museums. However, the most visited cultural and educational institutions of Leningrad were the gardens and parks of the city, where various events were held. The successful holding of the "White Nights" and its appreciation by the people of Leningrad prompted the city authorities to make it annual.

Санкт-Петербург - город с многовековой историей. Его улицы, площади и дома являются свидетелями великих - героических, драматических, творчески-преобразующих -событий мировой и отечественной истории, незримыми участниками жизни России, ее сынов и дочерей - членов императорской семьи, представителей российского дворянства, мещанства, рабочих, революционеров и т.д. Сохранившаяся в петербургских зданиях память минувших столетий, их архитектурная красота привлекают множество туристов. Посещая пригородные дворцы-музеи, Эрмитаж, Русский музей и другие культурные достопримечательности города на Неве, гости и жители Северной Пальмиры получают эстетическое удовольствие, знакомятся с историей великой державы.

Новые политические, социальные и экономические реалии, сформировавшиеся в стране после революции 1917 г., способствовали «рождению» Ленинграда. Как и императорский Петербург, советский Ленинград сохранил в своем городском пространстве истории из жизни ряда поколений наших соотечественников - партийных и советских работников, интеллигенции, рабочего класса и иных социальных групп.

С приходом новой власти границы города на Неве значительно расширились, были проложены новые городские магистрали, улицы и проспекты, которые застраивались домами в стиле конструктивизма, неоклассицизма, а после Великой Отечественной войны - столь хорошо знакомыми нам «хрущевками» и «брежневками». Конечно, плановая и единообразная советская застройка уже не так привлекательна для современных туристов. Хотя сегодня проводятся экскурсии по Московскому проспекту, Комсомольской площади и другим памятникам архитектурно-градостроительного наследия советской эпохи, они все же не пользуются такой популярностью, как Царское Село, Петергоф, Александрия и другие

наследники эпохи империи. Уступают по посещаемости «императорским» музейным комплексам и музеи, посвященные советскому времени.

По объективным причинам культурное наследие императорского Петербурга оказалось более узнаваемым в настоящее время, чем советское. Но все же и у Ленинграда есть свои «козыри в рукаве». К примеру, практически каждый житель России, и не только, слышал такое словосочетание как «Белые ночи». Это одна из визитных карточек современного Санкт-Петербурга, которая берет свое начало в СССР.

Первый фестиваль «Белые ночи» был проведен в Ленинграде в июне 1958 года. Его политической и идеологической основой стали веяния XX съезда КПСС, в частности статья Н.С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа».

«Белые ночи» рассматривались ленинградскими властями не только как площадка, демонстрирующая достижения театральных и концертных организаций, садово-парковых комплексов, кинотеатров, Домов культуры, музеев города [1], но и как стимул для развития искусства и культуры среди ленинградцев. Вместе с этим, фестиваль должен был выявлять молодые таланты среди населения.

Для решения таких амбициозных задач было сделано очень многое. Так, за время первого фестиваля было проведено 408 встреч артистов, писателей, художников, композиторов, киноработников, на которых присутствовали более 300 тысяч человек. А коллективы художественной самодеятельности продемонстрировали более 70 спектаклей и концертов. В кинотеатрах города зрителю показывались лучшие старые и новые фильмы, созданные на студии «Ленфильм». Не отставали от указанных учреждений культуры и ленинградские музеи, которые проводили «Дни открытых дверей», а их научные сотрудники выезжали на заводы, фабрики и общежития с лекциями и консультациями. Однако самыми посещаемыми культурно-просветительными учреждениям Ленинграда стали сады и парки города. Так, например, проведенные ими в рамках фестиваля «Белые ночи» 63 народных гуляния посетили 1,5 млн. человек [2].

Вместе с гуляниями, фестивальная садово-парковая программа предусматривала и другие формы отдыха для ленинградцев, призванные удовлетворить запросы всех посетителей, несмотря на их возраст, образование, культурные пристрастия и желания.

Поскольку фестиваль проходил летом, а значительная часть жителей Ленинграда предпочитала проводить короткое и не всегда солнечное лето в пригородных районах, то пригородные парки стремились предоставить возможность ленинградцам насладиться фестивальными днями «Белых ночей» непосредственно по месту их загородного отдыха. Так, к примеру, в Ломоносовском парке фестиваль искусств «Белые ночи» начался 8 июня. В этот день для посетителей проводились концерты участниками художественной самодеятельности Управления трудовых резервов. В рамках праздничных мероприятий организовывались встречи с мастерами художественного слова.

Специально для молодежи Ленинградская областная филармония организовала тематический вечер «Комсомольцы - беспокойные сердца». А чтобы несколько «разбавить» политико-просветительную и нравственно-педагогическую направленность вечера, для подрастающего поколения были проведены танцы и концерт все той же Ленинградской областной филармонией. Танцевально-музыкальные мероприятия для молодежи были продолжены и на следующий день. С этой целью 9 июня для нее была проведена встреча и рассказ о работе оркестра народных инструментов и эстрадно-танцевального ансамбля города Волхова.

Организаторы «Белых ночей» в Ломоносовском парке не забывали чередовать танцевально-концертные мероприятиями для юных ленинградцев с культурно-педагогическими. Так, для соблюдения определенного баланса, вечером 15 июня был проведен тематический вечер, носивший звонкое название - «О любви».

Несмотря на то, что молодежь находилось в центре внимания фестиваля, организаторы не забывали и про остальных посетителей парка. К примеру, для них в читальне парка выступал мастер художественного слова Пасынков на тему «Советская

литература в борьбе за мир». Свои стихи посетителям парка читали поэты Г.Я. Булатов, В.Г. Сидоренко, В.А. Биншток. Очередной фестивальный день вновь закончился в танцевальном павильоне, где вечером проводился праздник «Русская народная песня». Организация празднования «Белых ночей» в Ломоносовском парке была настолько насыщенной всевозможными культурно-просветительными мероприятиями, что посетители не заметили наступления 22 июня - дня закрытия фестиваля, в честь которого было приурочено массовое народное гуляние [3].

В другом пригороде Ленинграда - Гатчинском парке фестивальная программа «Белые ночи» предполагала проведение трех народных гуляний, а также встреч с композиторами -Г.Н. Носовым, Ю.А. Щекотовым, О.М. Сорокиным, М.Я. Фелькельманом [4].

На северо-западной окраине Ленинграда центром проведения «Белых ночей» стал Зеленогорский парк. Свою программу он ориентировал на подрастающее поколение. Практически каждый день фестиваля был наполнен яркими событиями и мероприятиями. В день открытия, вместе с литературной группой газеты «Ленинградская Здравница», здесь выступали поэты М.К. Щербаков, Хазаров. Для детей, пришедших в этот день в парк, проводилась встреча с творческим коллективом Ленинградского Большого театра кукол.

Последующие дни также были наполнены интересными культурными событиями. 11 июня состоялась встреча группы художников Ленинградского Союза художников с посетителями парка. 12 июня в летнем театре проводился музыкальный лекторий «Музыкальный Ленинград», на котором выступали композиторы и артисты Ленинграда. В другие дни фестиваля проходили самые разнообразные мероприятия. Среди них - спектакль «Под дождем», Большое народное гуляние, выступления артистов художественной самодеятельности, вечер «Песни труда и мира», выступление хора ЛГУ вместе с композиторами Д.А. Прицкером и О.С. Чишко [5].

Безусловно, фестивальные мероприятия проходили и в самом Ленинграде. В частности, в читальном зале Измайловского сада Эрмитаж организовал выставку «Государственный Эрмитаж - сокровищница мирового искусства», а его сотрудники провели 12 бесед, посвященной этой выставки. Примеру Эрмитажа последовал Ленинградский театральный музей, оформивший выставку «Ленинградские театры на первом ленинградском фестивали «Белые ночи»» [6].

Одним из главных мест проведения фестиваля «Белых ночей» с 7 июня по 22 июня стал Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени С.М. Кирова. На его территории проводились такие мероприятия как неделя музыки, день советской литературы, день искусств, день художественной самодеятельности и т.д. [7].

Общегородские празднования, посвященные завершению первого ленинградского фестиваля «Белые ночи», прошли на территории ЦПКиО им. С.М. Кирова и на стадионе им. С.М. Кирова, которые посетили 200 тыс. человек [8, с.5].

После проведенных торжеств, власти города приступили к их анализу, который вскрыл не только достижения и успехи, но и определенные проблемы и трудности.

В частности, выяснилось, что в парке Ломоносова не оказалось помещений, необходимых для проведения музыкальных мероприятий [3], а театры и киностудии города не предоставили зрителю спектаклей и кинокартин на современную тему. Еще более серьезные замечания последовали в адрес Ленинградской филармония, которая, как отмечал Ленгорисполком, практически устранилась от участия в фестивале. Критике подвергся и Государственный Эрмитаж, который в основном ограничился лишь проведением «Дня открытых дверей». Определенные нарекания вызывала и работа Союза советских писателей, отдельные ведущие литераторы которого отстранились от культурно-пропагандистской работы в дни проведения фестиваля.

Однако, несмотря на определенные недочеты, исполком Ленинградского городского Совета высоко оценил опыт проведения первого фестиваля искусств «Белые ночи». Подчеркивалось, что он внес значительный вклад, как в процесс коммунистического воспитания ленинградцев, так и в популяризацию литературы и искусства среди населения.

В силу этих обстоятельств, предлагалось в будущем каждый года в июне месяце организовывать подобный фестиваль и позиционировать его как своеобразный творческий отчет учреждений культуры и искусства перед ленинградцами [8, с.5-6]. Вот так и родился очередной «бренд» Санкт-Петербурга!

Литература и источники

1. Протокол №2 от 5 марта 1958 г. закрытого партийного собрания парторганизации Управления культуры Исполкома Ленгорсовета)// Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СП). Ф. 948. Оп. 6. Д.7. Л. 16 (С. 4-5).

2. Об итогах проведения Первого ленинградского фестиваля искусств «Белые ночи» // Бюллетень Исполкома Ленгорсовета. - 1958. - №17.

3. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 105. Оп. 1. Д. 745. Л.Л. 47-50.

4. Отчет о проведенной работе Гатчинским дворцом-музеем и парком в период Всероссийского смотра работы культурно-просветительных учреждений с декабря 1957 г. по сентябрь 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 733. Л. 25.

5. Отчет о работе Зеленогорского парка культуры и отдыха за летний период 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 741. Л.Л. 4, 13, 14.

6. Конференция посетителей Измайловского сада 28 сентября 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп.1. Д.739. Л.8.

7. Конференция посетителей ЦПКиО им. С.М. Кирова 7 сентября 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп.1. Д.738. Л.11.

8. Об итогах проведения Первого ленинградского фестиваля искусств «Белые ночи» // Бюллетень Исполкома Ленгорсовета. - 1958. - №17. - С 5.

References and Sources

1. Protokol №2 ot 5 marta 1958 g. zakrytogo partijnogo sobraniya partorganizacii Upravleniya kul'tury Ispolkoma Lengorsoveta)// Central'nyj gosudarstvennyj arhiv istoriko-politicheskih dokumentov Sankt-Peterburga (CGAIPD SP). F. 948. Op. 6. D.7. L. 16 (S. 4-5).

2. Ob itogah provedeniya Pervogo leningradskogo festivalya iskusstv «Belye nochi» // Byulleten' Ispolkoma Lengorsoveta. - 1958. - №17.

3. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga (CGALI SPb). F. 105. Op. 1. D. 745. L.L. 47-50.

4. Otchet o provedennoj rabote Gatchinskim dvorcom-muzeem i parkom v period Vserossijskogo smotra raboty kul'turno-prosvetitel'nyh uchrezhdenij s dekabrya 1957 g. po sentyabr' 1958 g. // CGALI SPb. F. 105. Op. 1. D. 733. L. 25.

5. Otchet o rabote Zelenogorskogo parka kul'tury i otdyha za letnij period 1958 g. // CGALI SPb. F. 105. Op. 1. D. 741. L.L. 4, 13, 14.

6. Konferenciya posetitelej Izmajlovskogo sada 28 sentyabrya 1958 g. // CGALI SPb. F. 105. Op.1. D.739. L.8.

7. Konferenciya posetitelej CPKiO im. S.M. Kirova 7 sentyabrya 1958 g. // CGALI SPb. F. 105. Op.1. D.738. L.11.

8. Ob itogah provedeniya Pervogo leningradskogo festivalya iskusstv «Belye nochi» // Byulleten' Ispolkoma Lengorsoveta. - 1958. - №17. - S 5.

ЯРМОЛИЧ ФЕДОР КУЗЬМИЧ - кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, доцент кафедры истории Отечества Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

YARMOLICH, FEDOR K. - Ph.D. in History, Researcher at the St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences, Associate Professor at the Department of the History of the Fatherland at St. Petersburg State Medical University. Acad. I.P. Pavlova/

УДК 94(510).093

БОГДАНОВА Н.А., СОЛНЦЕВА Е.Г. МАО ЦЗЭДУН И ФОРМИРОВАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

«ДЕРЖАТЬСЯ ОДНОЙ СТОРОНЫ»

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, внешняя политика, история дипломатии, Мао Цзэдун, стратегия «держаться одной стороны».

Еще до образования КНР перед руководством Коммунистической партии Китая встал вопрос о создании альянса с одной из первых держав мира (СССР и США) с целью выведения «полуколониальной» страны на новый экономический и политический уровень развития. СССР, в течение многих лет активно поддерживавший Коммунистическую партию Китая в ее борьбе за объединение страны, для достижения поставленных целей был наиболее выгоден. Поэтому лидером КПК Мао Цзэдуном была выработана долгосрочная стратегия, получившая название «держаться одной стороны» (—'ШШ- Благодаря данной стратегии, Китай в первые годы своего существования, получил значительную материальную, научную и техническую помощь от СССР, став сильнее в экономическом плане (постройка СССР заводов, военных баз и других объектов, подготовка кадров, обмен научными знаниями).

BOGDANOVA, N.A., SOLNCEVA, E.G. MAO ZEDONG AND THE FORMATION OF A DIPLOMATIC STRATEGY "HOLDING ONE SIDE"

Keywords: People's Republic of China, foreign policy, history of diplomacy, Mao Zedong, strategy "holding one side ".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.