Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" ВО ВРЕМЯ ДОСУГА (НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДА 1950 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГГ.)'

ВОСПИТАНИЕ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" ВО ВРЕМЯ ДОСУГА (НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДА 1950 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК" / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / "NEW PERSON" / LEISURE / CULTURAL-EDUCATIONAL INSTITUTIONS / YOUTH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмолич Фёдор Кузьмич

В статье рассматривается роль воспитания в процессе формирования «нового человека». Акцентируется внимание на воспитательной работе, связанной с формированием морально-нравственных основ и эстетики человека. В статье анализ воспитательных мероприятий, проводимых культурно-просветительными учреждениями, выстраивается по возрастному принципу (взрослое население Ленинграда и молодежь). Отмечается, что методы работы с разными возрастными и профессиональными категориями ленинградцев изменялись с течением времени. Несмотря на подходы и формы работы с человеком, детерминированные его возрастным, образовательным уровнем и иными факторами, у всех жителей СССР должна была выработаться единая система взглядов, ценностных ориентиров и моральных устоев, невзирая на различие, которые существовали у них в культурно-профессиональном и ином уровне. Каждая возрастная категория ленинградцев обладала своей спецификой. В частности, взрослое население достаточно сложно поддавалась воспитательной работе, поэтому одним из методов повышения результативности при внедрении новых морально-нравственных норм была пропаганда педагогических знаний. В отношении молодежи достаточно эффективным методом включения ее в систему морально-нравственных норм выступало трудовое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE "NEW MAN" DURING THE LEISURE (ON THE MATERIALS OF LENINGRAD OF THE 1950 - THE FIRST HALF OF THE 1960S)

In the article considers the role of education in the process of forming a “new person”. Attention is focused on educational work related to the formation of the moral-ethical foundations and aesthetics of man. In the article analyzes the educational activity carried out by cultural-educational institutions, is built according to the age principle (the adult population of Leningrad and the youth). It is noted that the methods of work with different age and professional categories of Leningraders changed over time. Despite the approaches and forms of work with a person, determined by its age, educational level and other factors, the entire population of USSR, regardless of the difference in cultural, professional and other levels, should have mastered the uniform, system of attitudes, values and morals. Each age category of Leningrad residents had its own specifics. In particular, the adult population was quite difficult to be educated, therefore one of the methods of increasing the effectiveness in introducing new moral standards was propaganda of pedagogical knowledge. In regard to young people, labor education was quite effective in incorporating into its system of moral and ethical standards.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" ВО ВРЕМЯ ДОСУГА (НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДА 1950 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГГ.)»

УДК 94(470.23-25).084.9:364.446

ЯРМОЛИЧ Ф.К.

ВОСПИТАНИЕ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА» ВО ВРЕМЯ ДОСУГА (НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДА 1950 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГГ.)

Ключевые слова: «новый человек», досуг, культурно-просветительные учреждения, молодежь, воспитание.

В статье рассматривается роль воспитания в процессе формирования «нового человека». Акцентируется внимание на воспитательной работе, связанной с формированием морально-нравственных основ и эстетики человека. В статье анализ воспитательных мероприятий, проводимых культурно-просветительными учреждениями, выстраивается по возрастному принципу (взрослое население Ленинграда и молодежь). Отмечается, что методы работы с разными возрастными и профессиональными категориями ленинградцев изменялись с течением времени. Несмотря на подходы и формы работы с человеком, детерминированные его возрастным, образовательным уровнем и иными факторами, у всех жителей СССР должна была выработаться единая система взглядов, ценностных ориентиров и моральных устоев, невзирая на различие, которые существовали у них в культурно-профессиональном и ином уровне. Каждая возрастная категория ленинградцев обладала своей спецификой. В частности, взрослое население достаточно сложно поддавалась воспитательной работе, поэтому одним из методов повышения результативности при внедрении новых морально-нравственных норм была пропаганда педагогических знаний. В отношении молодежи достаточно эффективным методом включения ее в систему морально-нравственных норм выступало трудовое воспитание.

YARMOLICH, F.K.

EDUCATION OF THE "NEW MAN" DURING THE LEISURE (ON THE MATERIALS OF LENINGRAD OF THE 1950 - THE FIRST HALF OF THE 1960S)

Keywords: "new person ", leisure, cultural-educational institutions, the youth, education.

In the article considers the role of education in the process of forming a "new person". Attention is focused on educational work related to the formation of the moral-ethical foundations and aesthetics of man. In the article analyzes the educational activity carried out by cultural-educational institutions, is built according to the age principle (the adult population of Leningrad and the youth). It is noted that the methods of work with different age and professional categories of Leningraders changed over time. Despite the approaches and forms of work with a person, determined by its age, educational level and other factors, the entire population of USSR, regardless of the difference in cultural, professional and other levels, should have mastered the uniform, system of attitudes, values and morals. Each age category of Leningrad residents had its own specifics. In particular, the adult population was quite difficult to be educated, therefore one of the methods of increasing the effectiveness in introducing new moral standards was propaganda of pedagogical knowledge. In regard to young people, labor education was quite effective in incorporating into its system of moral and ethical standards.

В современной исторической науке политические, экономические, социальные и культурные преобразования, произошедшие в Советском Союзе, заключавшиеся в создании отличных от капиталистической системы способов организации государства и общества, получили название «советский эксперимент». Его неотъемлемой частью стало создание «нового человека» [1-6]. В стремлении властной элиты сделать политические, экономические, социальные представления обывателя неотъемлемой частью его мировоззрения, была предпринята попытка выработать новую систему морально-нравственных суждений и эстетических взглядов [7, с. 310, 313]. В свою очередь, квинтэссенцией политико-экономических взглядов, с одной стороны, и морально-эстетических ценностей, с другой, выступала идея о труде. Труд выступал одним из факторов формирования как коммунистической морали, так и черт личности «нового человека». Вообще труд мыслился не как обязанность советского гражданина, а как форма выражения его индивидуального сознания, как первая жизненная потребность и высшая степень наслаждения. [8, с. 6-8]. В советских средствах массовой информации особенно подчеркивалось, что трудовая деятельность каждого гражданина СССР имеет огромнейшее значение при создании коммунистического общества.

Желание понять, какого человека создала советская власть, среди советских ученых, безусловно, наблюдалось, но в своих исследованиях они были ограничены идеологическим стереотипом «нового человека», который укоренился у политической элиты Советского Союза. В силу этого в работах, опубликованных в советский период, наряду с интересными сведениями и суждениями о советском человеке, происходил пересказ политических постулатов, которые, в прочем, оказывались основой методологи исследований. Общий теоретический базис советских ученых состоял в том, что политика партии и правительства совершенствует человека, создает для него условия саморазвития и самосовершенствования, а далее изменившиеся индивидуальности,

осознав свою общность, начинают выстраивать более совершенное социалистическое общество. При этом, конечно, обращалось внимание на определенные трудности и отклонения на этом пути, но в целом траектория развития человека и общества определялась как поступательное развитие к более совершенным и сложным формам личного и социального состояния.

После распада Советского Союза социально-политическая ситуация принципиальным образом изменилась, существующие ранее идеологические ограничения на изучение отдельных аспектов процесса формирования социалистического человека исчезли, что создало предпосылки для более объективного исследования этой проблемы, но начиная с 1991 г. отмечается угасание исследовательского интереса к ней. В российской историографии этот аспект советской истории анализируется фрагментарно через изучение отдельных вопросов, например, патриотического, правового, антирелигиозного воспитания [9; 10] или работы системы культурно-просветительных учреждений в СССР [11].

В современных российских исследованиях исчезает масштабность, которая была характерна для советских работ, а важные аспекты проблемы «нового советского человека» практически не анализируются. Современная российская историография несколько изменяет угол изучения советского человека и делает акцент на исследовании его повседневных аспектов [12]. Изменились и теоретические основания исследований - плюс меняется на минус. С начала 1990-х гг., основываясь на концепции тоталитарности советского общества, начинает проводить идея полного подчинения человека советской власти, дегуманизация личности, стремление создать из граждан винтики для бюрократической машины.

Возможно, локализацией исследовательских проблем при изучении воспитания «нового человека» в СССР, и не всегда критическим использованием концепции тоталитарности советского государства, объясняется снижение интереса к этой теме. Например, изучение методов антирелигиозной пропаганды, которая проводилась в Советском Союзе, для современных обществ с их плюрализмом и веротерпимостью не может считаться актуальным и применимым в каких-либо сферах общественных отношений. В то же время изучаемая в данной статье тема может оказаться востребованной, если рассматривать ее в более масштабной перспективе и не впадать в теоретические крайности - идеализировать советское общество или стремиться описать только его недостатки.

Теоретическим, а лучше сказать философским основание данной статье, является представление, что при любом политическом режиме для властной элиты крайне важно, чтобы гражданин не просто знал и понимал, но и принимал политические, идеологические, экономические и социальные основы существующего государственного устройства. В противном случае поступательное развитие страны окажется весьма проблематичным.

Одним из аспектов научной проблемы создания «нового человека» в СССР, позволяющим выйти на более широкие исследовательские программы по политическому, экономическому или социальному программированию поведения индивида, может выступать изучение морально-нравственных норм, эстетических предпочтений и трудового воспитания, поскольку они, как отмечалось выше, занимают особое место в процессе формирования политико-экономического и социального мировосприятия окружающей реальности.

Для достижения поставленной цели использовались источники партийных, советских и профсоюзных учреждений Ленинграда. Это позволяет в определенной степени нивелировать оценочные суждения той или иной властной инстанции на историческое событие. Так, например, городской комитет ВКП(б)/КПСС Ленинграда в составляемых им справках при оценке деятельности домов культуры, клубов и других учреждений культурно-массовой работы довольно часто давал характеристику качества их работы более критическую, чем Управление культуры Исполкома Ленгорсовета, хотя приводимые эмпирические данные в документах были одинаковы как у партийной, так и у советской организаций.

Для критического осмысления содержания источника помогает и понимание того, какой вид документа используется: отчет, справка, доклад или докладная записка. Все они создавались для конкретных целей. Исходя из этого, формируется соответствующее отношение к информации, расположенной в нем. Например, часть справок составлялась учреждениями культуры Ленинграда для решения конкретных проблем, которые у них возникали, поэтому от полноты их описания и аргументации, перед соответствующими инстанциями, зависела быстрота их решения. С другой

стороны, имел свою специфику и годовой отчет, содержание которого могло повлиять на начисление премий и дополнительных выплат за прошедший год.

Несмотря на определенную субъективность источника, использование документов различной организационной и видовой принадлежности позволяет приблизиться к относительно объективному пониманию исторического события.

Наряду с этими источниками в статье используются данные социологического исследования «Место печати и других средств массовой пропаганды в условиях современной научно-технической революции», которое было проведено в Ленинграде в начале 1970 г. Однако сведения, собранные в нем, могут быть использованы для характеристики 1960-х гг. Это исследование проводилось силами лаборатории социологических исследований Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, лабораторией прогнозирования печати в СССР НИИ комплексных проблем полиграфии (Москва). Сбор первичной информации проводился по с 5 марта по 19 мая 1970 г. В исследовании принимали участие 1777 человека. Количество участников опроса распределилось по следующим возрастным группам: до 18 лет - 6,41%, 18 - 25 лет - 22,96%, 26 - 30 лет - 8,12%, 31 - 35 лет - 14,84%, 36 - 49 лет - 30,24%, 50 - 59 лет - 11,56%, 60 и более - 5,87%. Таким образом, в основном опрашиваемые ленинградцы были в трудоспособном возрасте, а принимая во внимание, что Ленинград являлся промышленным центром, это определило в опросе преобладание людей, работающих в промышленном секторе -37,5%. Представители других специальностей были представлены по нисходящей: транспорт и связь - 7,7%, строительные специальности - 5,0%, бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство - 4,4%, здравоохранение - 3,8%, общественное питание и торговля - 6,2%, школьные учителя - 1,5%, сотрудники ВУЗов и техникумов - 2,8%, НИИ - 7,0%, КБ и проектные организации

- 4,4%, других отраслей, в т.ч. культуры и искусства - 4,5%.

Картина образовательного уровня респондентов показала следующее соотношение: до 4 классов - 4,17%, от 5 до 6 классов - 6,21%, от 7 до 9 классов - 28,66%, среднее образование (дневная школа) - 14,31%, среднее образование (вечерняя школа) - 9,31%, среднее специальное образование

- 11,00%, Незаконченное высшее (3 и более курса) -5,47%, высшее техническое или медицинское

- 13,76%, высшее гуманитарное - 6,83%, не имеющие образования - 0,28%. В партийном отношении опрашиваемые разделились на три категории: членов КПСС - 26,23%, членов ВЛКСМ

- 20,93%, беспартийных - 52,32%. Среди 1777 человек мужчины составили 47,55%, женщины -52,45%.

Программа исследований включала в себя несколько уровней: а) анкеты для массового опроса «Ваше мнение об информации»; б) интервью по выявлению степени информирования населения различных городов по актуальным проблемам современности; в) анкеты экспертной оценки перспектив развития печати; г) конкретные тексты; д) включенные наблюдения, которые фиксировались в отчетах сотрудников, производивших исследование [13, л.л. 35-83].

Таким образом, привлеченные источники достаточно репрезентативны, чтобы на их основании можно было провести анализ и сделать выводы.

Воспитательные мероприятия проводились различными государственными, партийными и профсоюзными структурами: детскими садами, школами, комсомольскими и партийными организациями. Их деятельность в этом направлении имела определенные результаты, но ее эффективность ограничивалась несколькими условиями. Во-первых, временем. Как правило, воспитательная работа комсомольских и партийных организаций проводилась в перерывах между учебой и работой или в конце учебного и трудового дня, когда ленинградец хотел поскорее уйти домой. Во-вторых, воспитание, в основном, ограничивалось пассивными формами (лекциями, семинарами и т.д.), которые недостаточно эффективны с точки зрения восприятия человеком информации.

В этих условиях досуг располагал рядом преимуществ: «свободой выбора занятий, известной нерегламентированностью деятельности, условиями для творческого самовыражения личности. С одной стороны, все это способствует направленному влиянию на человека, с другой

- стимулирует его более полное и всестороннее развитие» [14, с. 57]. Вместе с этим свободное время обывателя позволяло культурно-просветительным учреждениям в работе с ленинградцами использовать дифференцированный подход, который учитывал их возраст, образование, интересы

и т.д. Несмотря на то, что форма и методы передачи информации оказывались различны, основные идеи были одинаковы и для подростка, и для взрослого.

Для более эффективной работы среди работников интеллектуальных профессий (врачей, учителей и т.д.) домами культуры, клубами и другими учреждениями культуры проводились лекции, экскурсии, организовывались спектакли, выставки и другие формы работы, учитывающие их образовательный и культурный уровень.

Например, на базе дома культуры Промкооперации для интеллигенции работал вечерний университет, в рамках которого рассматривались вопросы литературы, искусства и музыки. Кроме того, учителя, инженеры и врачи свой досуг могли провести, участвуя в художественной самодеятельности, которая, на основе произведений русских и советских писателей, композиторов, формировала у них эстетические вкусы и нравственные основы [15, л.л. 21, 23].

Соответствующие воспитательные мероприятия проводились в домах культуры, красных уголках общежитий для людей рабочих специальностей. Для них читались лекции на общественно-политические темы, проводились концерты и демонстрировались кинофильмы. Например, дом культуры им. Газа в 1959 г. показывал кинокартины и организовывал концерты, проводил встречи трудящихся завода с мастерами советского кино, писателями, поэтами и композиторами и т.д. Перед трудящимися Кировского завода выступали артисты Латвийского театра оперы и балета, коллективы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, оперной студии Консерватории им. И.А. Римского-Корсакова и т.д. [16, л.л. 25, 27, 28].

Как уже было отмечено выше, идейная основа любого мероприятия была одинакова и не зависела от образовательного и культурного уровня человека, это создавало условия для формирования единых для всего общества представлений о морали, нравственности и эстетических категорий.

Более того, властями создавались общественные площадки, на которых представители разных профессий и культурно-образовательных групп встречались, общались и тем самым размывали естественным образом возникающие между ними интеллектуальные границы.

Одной из таких площадок диалога выступали садово-парковые комплексы Ленинграда, в рамках которых, например, в 1953 г., читались лекции, проводились лекции-концерты, спектакли, на которых посетители парков узнавали историю мировой и отечественной культуры.

В одном из главных городских парков города ЦПКиО им. Кирова проходили лекции о русских и советских художниках, организовывались «литературно-музыкальные четверги», на которых лекционные занятия иллюстрировались выступлениями артистов и концертами музыкантов. В ЦПКиО им. Бабушкина проводились циклы лекций на темы: «Сокровища искусства», «Цикл лекций по музыке». В 1953 г. впервые за послевоенные годы в летнем театре Измайловского сада был организован цикл симфонических концертов оркестра Ленинградской государственной филармонии с приглашением ведущих дирижеров и солистов, на которых исполнялись произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, А.И. Хачатуряна и др. [17, л.л. 21-23].

Об эстетике и морали обыватель также мог узнать, посещая мероприятия, проводимые Ленинградским отделением Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний. Так, в 1951 г. секция Педагогических наук, наряду с лекциями по педагогике и психологии, проводила занятия, на которых ленинградцы знакомились с искусством и литературой. Вместе с тем, для них читались лекции на темы: «Моральный облик советского человека», «Культура поведения», «Товарищество и дружба» и т.д. [18, л. 8].

В более систематизированном и углубленном виде основное содержание морально-нравственных норм и эстетических представлений передавалось жителям Ленинграда в университетах культуры [19, л.л. 32-37].

Культурно-массовые мероприятий по созданию «нового человека», начиная с середины 1950-х гг., проходили на фоне двух принципиально новых обстоятельств: политического (XX съезда КПСС) и культурно-образовательного (повышение образовательного и культурного уровня ленинградцев). Это привело к тому, что среди обывателей начали пользоваться большей популярностью активные формы проведения досуга, в частности, самодеятельность. Статистические данные Управления культуры исполкома Ленгорсовета демонстрируют, как постоянный рост посещаемости, так и увеличение организационных форм этого вида отдыха

ленинградцев. А на рубеже 1950 - 1960-х гг. он перерастает в более сложную и развитую структуру - студии и народные театры, которые в первой половине 1960-х гг. становятся одними из самых массовых площадок по распространению нравственно-эстетических норм [20, л. 1].

Еще одним доказательством того, что ленинградец принимал пропагандируемые морально-нравственные и эстетические основы коммунистического общества, является то, что в социологическом исследовании отмечался интерес жителей Ленинграда к тем формам досуга, где рассматривались вопросы морали, литературы и искусства. [21, л. 20].

Переходя к воспитанию молодежи следует отметить, что оно имело свою специфику, которая заключалась в том, что у молодых ленинградцев зачастую не было четких представлений о морально-нравственных ценностях и эстетике, они только начинали формироваться, поэтому именно юные ленинградцы представляли наиболее перспективный объект при создании «нового человека». Но формирующийся внутренний мир ребенка таил и свои опасности, с одной стороны, асоциальное и девиантное поведении, с другой стороны - под влиянием родных и близких, которые по разным причинам не приняли советскую систему представлений о мире, молодой человек оказывался в некоторой степени вне ее.

В институтах, организующих воспитательный процесс, существовало понимание, что дети не изолированы от людей, сохранивших прежние представления о морали и нравственности. Принимая во внимание психологические особенности ребенка: повышенную впечатлительность, стремление подражать во всем взрослым и другие особенности формирующейся психики, -«пережитки прошлого задевают и подрастающее поколение» [22, л.л. 20-22]. Подобные опасения властных структур имели вполне реальные основания. Под влиянием взрослого населения часть молодых ленинградцев воспринимала в определенной степени религиозную картину мира, что шло вразрез с официальной, материалистической и атеистической политикой. Так, например, в Смольнинском районе Ленинграда в 1963 г. на учет было поставлено 40 верующих подростков [23, л.л. 50, 51].

Разумеется, не вписывались в социалистическую систему морально-нравственных норм и банальное хулиганство [24, л. 11], нарушения трудовой дисциплины, пьянство, недостойное отношение к женщине, сквернословие, проявление дурного вкуса [25, л.л. 4, 6] и многое другое.

Конечно, система культурно-просветительных учреждений стремилась исправить эти девиации, приобщить подростков к новой системе морально-нравственных представлений и эстетических чувств. Используемые для этих целей формы, методы и подходы не отличались от тех, которые применялись в работе со взрослыми ленинградцами: использовались активные и пассивные формы культурно-просветительной работы, дифференцированный подход и т.д. К распространенным формам работы с молодежью относились лекции, экскурсии, беседы и встречи с деятелями культуры и искусства, кружки рисования, музыки и, конечно, классического и бального танцев и т.д. Благодаря этим формам организации досуга молодой человек мог увидеть иную, более прекрасную реальность, которая заставляла его задуматься о своем поведении, о себе и своем месте в обществе, в конце концов, она воспитывала уважение к своей стране.

Иллюстрацией эстетического воспитания ленинградской молодежи могут выступать клубные учреждения Ленинграда, в которых, например, в 1953 г. проводились концерты, встречи с артистами, композиторами, писателями, архитекторами [26, л. 7] или дома культуры, в одном из которых (Павловском городском доме культуры) в 1955 г. проводились литературные вечера и лекции-концерты [27, л. 33].

Особое внимание в рамках воспитательной работы с молодежью уделялось категории «трудновоспитуемых», как правило, из среды менее образованной рабочей молодежи. Сложность работы с этой категорией состояла также в весьма непростых условиях их жизни и быта, особенно в условиях общежитий, где нередко царили пьянство, игры в карты, драки и т.д. Осложняло работу и то, что в ДК, других культурно-массовых учреждениях нередко ставка делалась на решение финансовых вопросов, в связи с чем они ориентировались на сомнительного качества продукцию (в т.ч. иностранную). «Высокие» и интеллектуально перегруженные произведения здесь не пользовались популярностью [28, л.л. 1, 2]. В этой связи, власти настоятельно требовали сочетать развлекательные и развивающие формы работы [29, л.33].

Организация культурно-просветительной работы среди студенчества, напротив, требовала обеспечения соответствующего интеллектуального уровня. В частности, в их воспитательном

процессе большое значение отводилось популяризации истории отечественного и зарубежного искусства. Например, читались лекции на тему: «Выдающиеся произведения русского классического и советского музыкального театра» [30, л.56].

Музыка обладает исключительным значением в формировании человеческого сознания, поэтому знакомству с музыкальными традициями уделялось серьезное внимание: «при Доме культуры для молодежи организован цикл лекций на тему "Как слушать музыку", который посещают 200 человек молодежи. Лекции читает музыкант А.П. Утешев. Лекции иллюстрируются выступлениями артистов академических театров, грамзаписями и кинофильмами. Цикл пользуется большим успехом у молодежи. Рассчитан на 2 года» [29, л.л. 14, 15].

Вместе с культурно-просветительными мероприятиями проводились и специальные вечера, посвященные моральному облику человека. Например, в 1956 г. в клубах Ленинграда прошел вечер «Боевой путь комсомола» [31, л.58]. На заводах в обеденный перерыв проводились эпизодические лекции и беседы педагогического характера. Их тематика была разнообразной: психологические особенности подростков; воспитание воли и характера; права и обязанности родителей в Советском государстве; нравственное воспитание детей в семье; авторитет родителей; алкоголь и дети; трудовое воспитание в дошкольном возрасте; меры поощрения и наказания; задачи семьи и общественности в борьбе с пережитками капитализма в быту и в воспитании детей; воспитание у детей чувства долга и ответственности и другие [32, л.л. 83-85].

Конечно, обеденного перерыва оказывалось недостаточно, поэтому для родителей создавались родительские университеты. Например, в 1965/1966 учебном году по Ленинграду работал 21 университет по пропаганде педагогических знаний, в них занималось 7525 человек.

Примером работы университета выступает Дворец культуры им. Кирова, в стенах которого был организован Университет для молодых родителей, где лучшие учителя школ, работники прокуратуры, милиции, районных партийных, профсоюзных и комсомольских организаций проводили разъяснительную и просветительскую работу с посетителями. Педагогическое мастерство передавалось родителям во Дворце культуры им. Кирова и через «Клуб родителей». В нем систематически проводились беседы, встречи, конференции, вечера, устные журналы для родителей, концерты. В рамках этого клуба при школах организовывались лектории для родителей по трем группам: а) для родителей учащихся начальных классов; б) для родителей учащихся 5 - 8 классов; в) для родителей учащихся старших классов [33, л.л. 1, 2].

Содержание педагогической пропаганды заключалось в стремлении пробудить у родителей собственную творческую мысль, направить ее на самостоятельное разрешение сложных случаев в практике семейного воспитания, приобщить их к новым морально-нравственным ценностям, которые они, в свою очередь, передадут своим детям.

При всем многообразии методов и форм работы с молодежью, их совершенствование не прекращалось и поиск новых не останавливался. Одной из таких новых форм воспитания в 1961 г. была ленинградская студия телевидения, на которой проводились передачи для школьников разных классов, посвященные театру, музыке, литературе, изобразительному искусству. Особый интерес у молодежи вызывала передача «Путь к музыке». Ее успех, как отмечала редакция, объяснялся тем, что сценарий давал школьникам возможность самим прийти к определенным выводам. В ходе передачи происходило последовательное ознакомление юных зрителей с музыкальными формами и видами (песнями, романсами, ариями и т.д.). Вместе с этим демонстрировались передачи по общим вопросам, проводились музыкальные викторины и записывались ответы на письма юных зрителей.

Первые циклы передач по изобразительному искусству строились на материалах коллекций Эрмитажа и Русского музея. Но и здесь были определенные методические проблемы. В частности, передачи созданные на основе рассказа об Эрмитаже, что сводились к обзорам экспозиций музея, были слишком беглые и фрагментарные. Зритель оставался пассивен при восприятии информации. В дальнейшем этот цикл передач предлагалось улучшить, введя в них живые формы передачи информации, которые приучали бы детей не только запоминать сведения из истории искусства, но и анализировать, сравнивать и оценивать, пробуждая у них активный интерес к искусству. [34, л.л. 44-46].

В процессе воспитания молодежи особое место отводилось идеям трудового воспитания. Его значение в своих работах отмечали советские исследователи: «Важная роль в этом процессе принадлежит социалистическому труду» [35, с. 29, 30].

В силу этого обстоятельства трудовым воспитанием занимались на протяжении всех 1950-х гг. - проводились лекции, семинары, «дни новаторов производства» и т.д. Однако особый интерес к теории трудового воспитания появился во второй половине 1950-х гг., а более конкретно, с 1956 г. Именно с этого времени появляются новые концепции и взгляды на воспитание человека через труд, более того, труд становится неотъемлемой, и это особенно подчеркивается, частью политического воспитания «нового человека».

Но все же пропагандистский инструментарий важности и ценности труда среди ленинградцев, в том числе и молодежи, оказывался недостаточно вариативен и интенсивен. Одну из первых попыток изменить подобный ход вещей предприняли в Ленинграде в конце 1958 г. Именно здесь вопросы трудового воспитания, благодаря возникновению так называемого «движения за коммунистический труд», подымаются на более высокий уровень.

Инициаторами новой формы воспитательного процесса стали комсомольско-молодежная бригада токарей Металлического завода, возглавляемая М. Ромашевым, трубопрокатчики с «Красного выборжца» (бригадир Н. Воронин), судостроителей Балтийского завода (бригадир В. Смирнов), коллектив механического участка второго фасонносталелитейного цеха Кировского завода во главе с групкомсоргом Н. Ерофеевым, трубогибщики Адмиралтейского завода (бригадир Е. Ефимов)» [36, с. 121-122].

В дальнейшем ленинградский почин распространился по всей стране и стал трансформироваться в новые формы. Как отмечает в своей работе Е.М. Клюско, «в конце 50-х гг. XX в. массового движения под названием «бригады коммунистического труда», девиз которых был «работать, учиться и жить по-коммунистически», в клубах стали создаваться «школы новаторов». В рамках этих школ организовывались встречи молодых рабочих с передовиками производства, рационализаторами и изобретателями, встречи «бригад коммунистического труда», позднее, в 1960-х гг., клубы проводили марши и слёты «ударников коммунистического труда» и т.д.» [37, с. 67].

В Ленинграде, как и по всей стране, также происходил поиск новых форм трудового воспитания, который бы оказался интересен обывателю. Так, в конце 1950-х гг. ЦПКиО им. С.М. Кирова предложил по пятницам с 1958 г. на территории парка проводить «День труда». Суть его состояла в том, что в этот день дети из общественного актива парка убирали помещения и территорию, помогали сектору озеленения, чинили инвентарь. Лучших тружеников отмечали на линейке и на секторе. Более того, существовала группа из 40 ребят, которые направлялись в совхоз №5 на прополку овощей, а заработанные деньги передавали на строительство памятника героям-пионерам. [38, л. 113].

Активное участие в трудовом воспитании принимали старейшие производственники также и Кировского завода, потомственные путиловцы-кировцы, участники трех революций М.Г. Алексеев, А.С. Рыбаков [39, л.л. 27, 29].

Идея трудового воспитания достигает одного из своих пиков на XXII съезде КПСС, на котором было провозглашено создание материально-технической базы коммунизма и формирование коммунистических общественных отношений. Исходя из этих установок начинается формирование коммунистического отношения к труду. Для этих целей в Ленинграде в августе 1962 г. на Металлическом заводе имение XXII съезда КПСС апробируется новая форма коммунистического воспитания - школа коммунистического труда. К 1963 г. в Ленинграде таких школ, в которых занималось свыше 31 тысячи человек, было открыто 1500. Отличие этой формы воспитания от форм школ передового опыта и технического минимума заключалось в том, что вместе с овладениями профессиональными навыками происходило и формирование коммунистического мировоззрения, соответствующего отношения к труду, и всестороннее развитие личности [40, л. 2,3].

Трудовое воспитание рассматривалось не просто как механизм и наглядное воплощение политических идей и идеологических конструкций. При всем многообразии форм и методов политико-идеологической пропаганды у части людей, вовлеченных в этот процесс, существовало понимание, что прямое воздействие на человека политических идей имеет довольно

незначительное влияние. Более эффективная работа с человеком возможна при непрямом, опосредованном на него воздействии, поэтому трудовое воспитание было напрямую связано с формирование эстетических вкусов. Подобная идея транслировалась для широкой общественности через периодическую печать.

В частности, в «Вечернем Ленинграде» систематически публиковались статьи, суть которых сводилась к связи эстетики и труда. Например, в статье старшего преподавателя эстетики Высшей школы профдвижения Г. Тарасенко «Эстетическое воспитание в труде», опубликованной в «Вечернем Ленинграде» 17 февраля 1960 г., указывалось, что «эстетическое воспитание ставит своей целью развить у советских людей способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, в искусстве и, что самое важное, в труде. В трудовой деятельности человека сформировались те духовные качества и чувства, которые сделали его способным не только чувствовать и понимать красоту, но и создавать ее, воспринимать эстетическую сторону действительности. ... В развитии трудовой, практической деятельности рождались и обогащались человеческие чувства - умение воспринимать красоту формы и цвета, гармонию и ритм звуков и одновременно создавать предметы, назначение которых - удовлетворять эстетические запросы человека» [41, с. 3].

Одним из доказательств стремления сделать трудовое воспитание неотъемлемой частью политического воспитания становится значительное увеличение, в сравнении с предыдущими годами, внимания к трудовому воспитанию в СМИ. В частности, в газете «Вечерний Ленинград», начиная с 1956 г., этой теме уделяется все большее внимание, периодически публикуют заметки и статьи о труде и его значении для человека и общества.

В «Вечернем Ленинграде» публикуются статьи и заметки представителей педагогических наук, в которых внимание читателей обращается на то, что труд является не просто неотъемлемой частью образовательного процесса, но и крайне важным звеном в формировании человека: «школьники возвращаются домой, отдыхают, затем готовят задания. Бывает, что за весь день иному из них не приходится заняться физическим трудом, взять в руки пилу, топор, напильник, а некоторые и вообще не имеют понятия о том, как обращаться с этими инструментами. Нередко поэтому молодые люди сталкиваются после окончания школы с большими трудностями. Им, «белоручкам», не хватает энергии и терпения, подлинного трудолюбия, которое не боится «неприятного» в труде, если этот труд нужен. Система политехнического обучения уже приносит первые драгоценные плоды. Основательно, до мозолей потрудившись в мастерской или на пришкольном участке, ребята с большим интересом и знанием дела изучают физику, черчение, ботанику, активнее ведут себя на уроке. Совместный труд укрепляет дружбу, товарищество в коллективе» [42, с. 2].

Несмотря на то, что пропаганде труда отводилось большое внимание, все же не стоит считать, что все ленинградцы испытывали трудовой порыв и были увлечены этой идеей. Можно привести хрестоматийный пример, когда на ленинградском бюро горкома КПСС в 1961 г. отмечалось, что на отдельных предприятиях Ленинграда велико количество прогулов и опозданий, связанных с пьянством. При этом среди нарушителей производственной дисциплины и правил общественного порядка были коммунисты и комсомольцы [43, л.л. 5, 6].

Этот пример демонстрирует, что, несмотря на проделанную большую работу и достигнутые результаты, обыватель не всегда воспринимал идеи, передаваемые ему органами власти через различные каналы.

Более того, сама идея трудового воспитания к середине 1960-х гг. оказалась излишне заформализованной, воплощаясь в массе отчетных показателей, в ущерб качеству соответствующей работы.

На это обратил, к примеру, внимание на очередном совещании, посвященному совершенствованию массово-политической работы от 11 декабря 1965 г., один из его участников Курылев: «Мы все время говорим, что соревнование за коммунистический труд является воспитательной формой в коллективах. Товарищи, вы меня извините, но сейчас уже оно не является воспитательной формой, потому что мы зашли в тупик в этом вопросе. Столько было хороших предложений, столько было высказываний в печати, а дело стоит на месте. Это хорошее дело мы сами немножко подпортили, потому что погнались за количеством и забыли о качестве. А сейчас поправить очень трудно. Я не ошибусь, если скажу, что на каждом предприятии в

Ленинграде среди ударников коммунистического труда есть и пьяницы, которых надо немедленно лишать этого звания, потому что рабочие, которые еще не удостоены этого звания, показывают на них пальцами» [44, л. 70].

Социологическое исследование «Диаграмма популярности видов досуга в структуре свободного времени населения Ленинграда» демонстрирует интерес ленинградцев к видам отдыха. Уровень популярность размещен на шкале от 1,0 до -1,0 и распределился следующим образом: Слушаю радио - 0,94; Читаю газеты - 0,90; Смотрю телепередачи - 0,84; Читаю художественную литературу - 0,67; Читаю журналы - 0,63; Беседую с друзьями, знакомыми - 0,51; Хожу в кинотеатры - 0,50; Совершаю прогулки по городу - 0,32; Посещаю театры и концертные залы - 0,29; Езжу за город - 0,28; Хожу в гости и принимаю гостей - 0,23; Посещаю музеи, выставки

- 0,20; Прослушиваю пластинки грамзаписи или магнитофон - 0,17; Читаю общественно-политическую литературу - 0,5; Читаю литературу по своей специальности - 0,4; Занимаюсь общественной работой - 0,3; Слушаю лекции, доклады, посещаю лектории - 0,18; Посещаю спортивные зрелища - 0,24; Занимаюсь любительским трудом (фотографией, рукоделием, коллекционированием,кройкой и шитьем и т.п.) - 0,30; Играю в шашки, шахматы - 0,31; Просто отдыхаю и ничего не делаю - 0,32; Занимаюсь спортом - 0,35; Посещаю вечера отдыха на работе или в своем учреждении - 0,45; Играю в настольные игры (домино и др.) - 0,46; Посещаю кафе, рестораны - 0,60; Искусством (рисованием, лепкой, сочиняю стихи, прозу, играю на музык. инструментах) - 0,69; Люблю танцевать и хожу на танцевальные вечера - 0,70; Занимаюсь рыбной ловлей, охотой -0,72; Занимаюсь техническим творчеством (рационализацией, изобретательством)

- 0,80; Занимаюсь в кружках художественной самодеятельности - 0,94 [20, л. 147].

Привлечение партийных, советских и профсоюзных источников позволяет верифицировать данные и выводы, приведенные в социологическом опросе. Благодаря широкой источниковой базе становится ясно, что интерес ленинградцев к политической информации был действительно очень низок. Посещение лекций, семинаров и других форм политико-идеологической работы с человеком не пользовалось широкой популярностью. Тем не менее, согласиться с выводами социологического опроса, что ленинградцы проявляли незначительный интерес к самодеятельности и иным видам культурно-просветительной работы, через которую их знакомили с культурой и прививали им новую систему морально-нравственных норм и эстетическим вкусов, невозможно.

На рубеже 1950 - 1960-х гг. одной из популярнейших форм досуга ленинградцев становится именно самодеятельность, и на всем протяжении 1960-х гг. интерес к ней возрастал. Это наглядно демонстрирует статистика. Также в этот период увеличивается посещение театров, музеев и других учреждений культуры. Конечно, увеличение статистических показателей происходило за счет туристов, приезжающих в город, но и сами ленинградцы в этот период начинают более активно посещать учреждения культуры. Отчасти это утверждение доказывается тем, что во второй половине 1950 - первой половине 1960-х гг. возрастает объем перевозок ленинградцев городским транспортом от дома к местам отдыха.

Однако утверждать, что проецируемые властью идеи полностью принимались ленинградцами, было бы не верно. В соответствующих документах не раз подчеркивалось, что система культурно-массовой работы функционирует не в полную силу и часть людей остается вне поля ее воздействия. В свою очередь, та часть обывателей, которая оказалась в поле ее влияния, не всегда получала информацию на необходимом для власти уровне.

Это было связано с тем, что лекторы относились к своей работе не очень ответственно, не хватало материально-технических ресурсов для организации просветительской работы и т.д.

Выдвинутая большевиками в 1917 г. идея создания «нового человека» активно реализовывалась на протяжении 1950 - первой половины 1960-х гг. Партийными и советскими органами было сделано многое, чтобы приблизить обывателя к этому, возможно, в определенной степени идеализированному образу. При реализации его на практике возникло много трудностей и проблем в материально-техническом, экономическом, организационном и кадровом отношениях. Но вместе с этим не следует забывать и о самом человеке, который, возможно, в тот исторический период в основной своей массе оказался не готов принять новую систему морально-нравственных и эстетических постулатов.

Литература и источники

1. Андрейчиков Н.П. Свободное время и развитие личности. - Иваново, 1962. - 43 с.

2. Байкова В.Г., Дучал А.С., Земцов А.А. Свободное время и всестороннее развитие личности. - М., 1965. - 271 с.

3. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М., 1973. - 415 с.

4. Исследование роста культурного уровня трудящихся. // отв. ред. В.И. Болгов. - М., 1977. - 127 с.

5. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Оников Л.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. - М., 1977. - 195 с.

6. Социалистический образ жизни и новый человек / под ред. А.И. Арнольдова и Э.А. Орловой. - М., 1984. - 176 с.

7. ЛихачевБ.Т. Теория коммунистического воспитания (Опыт методологического исследования). - М., 1974.

8. Бабосов Е.М. В коллективном труде воспитывается новый человек. - Минск, 1962.

9. Смирнов И.А. Об основных направлениях военно-патриотического воспитания молодежи СССР в 1946 - 1961 // Вестник военного университета. - 2007. - №2(10). - С.101-105.

10. Наумова Т.Н. Правовое воспитание населения СССР во второй половине 1950-х - 1960-х гг. (на материале Новгородской области) // Вестник новгородского государственного университета. - 2006. - №39. - С. 62-64.

11. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.) теоретико-методологический и исторический аспект. - М., 2007. - 161 с.

12. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии: от военного коммунизма к большому стилю. - М., 2016. - 482 с.

13. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 8912. Оп. 1. Д. 163.

14. Назаров В.К. Межличностное общение в сфере досуга и роль клуба в его организации // Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание трудящихся. Сборник статей / науч. ред. Д.М. Генкин. - Л., 1977.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Об идеологической работе среди интеллигенции [1951 г.] // ЦГАИПД СПб. Ф. 742. Оп. 3. Д. 6.

16. Справка о работе Дома культуры им. Газа Кировского завода по коммунистическому воспитанию трудящихся [1959 г.] // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. р-6276. Оп. 273. Д. 602.

17. Отчет о работе садов и парков за 1953 г. // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 105. Оп. 1. Д. 56.

18. ЦГА СПб. Ф. р-9736. Оп. 1. Д. 320.

19. Протокол итоговой конференции слушателей Университета для родителей 1951/52 учебного года // ЦГА СПб. Ф. р-9736. Оп. 1. Д.320.

20. Справка о повышении культуры обслуживания трудящихся Ленинграда [1961 г.] // ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 89. Д. 56.

21. ЦГАИПД СПб. Ф. 8912. Оп. 1. Д. 167.

22. Конференция работников профсоюзных клубов, домов, дворцов культуры и библиотек Ленинграда и Ленинградской области. Секция по внешкольной работе с детьми и подростками 8 февраля 1962 г. // ЦГА СПб. Ф. р-6276. Оп. 273. Д. 1226.

23. Протокол №3 закрытого партийного собрания цеховой парторганизации Лен Отчет о работе садов и парков за 1953 г. // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 105. Оп. 1. Д. 56.

24. Протокол №3 заседания партийного бюро ЦПКиО им. С.М. Кирова от 10 июля 1952 г// ЦГАИПД СПб. Ф.3527. Оп.4. Д. 2.

25. Об усилении роли комсомольских и профсоюзных организаций в пропаганде здорового быта и дальнейшем повышении культуры молодежи [23 сентября 1958 г.] // ЦгА СПб. Ф. р-6276. Оп. 273. Д. 314.

26. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 30.

27. Отчет о работе Павловского городского Дома культуры за 1955 год // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 364.

28. Стенографический отчет конференции работников профсоюзных клубов, домов, дворцов культуры г. Ленинграда и Ленинградской области. Заседание секции по организации отдыха 18 декабря 1956 г. // ЦГА СПб. Ф.р-6276. Оп.273. Д.75.

29. ЦГА СПб. Ф.р-6276. Оп.273. Д.406.

30. Конференция работников профсоюзных клубов, домов и дворцов культуры города Ленинграда и Ленинградской области 17 - 22 декабря 1956 года. Заседание секции театрально-концертной и кино-работы 20 декабря 1956 г. // ЦГА СПб. Ф.р-6276. Оп.273. Д.78.

31. Справка о работе профсоюзных культучреждений по выполнению постановления ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» // ЦГА СПб. Ф.р-6276. Оп.273. Д.816.

32. Конференция работников профсоюзных клубов, домов, дворцов культуры и библиотек Ленинграда и Ленинградской области. Секция по внешкольной работе с детьми и подростками 8 февраля 1962 г. // ЦГА СПб. Ф. р-6276. Оп. 273. Д. 1226.

33. Информация о работе ФЭМК и культурно-просветительных учреждений по педагогической пропаганде среди населения 25 июля 1966 г. // ЦГА СПб. Ф. р-6276. Оп. 276. Д. 498.

34. О работе по эстетическому воспитанию школьников в ленинградской студии телевидения (результаты обследования) [23 июля 1962] // ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 89. Д. 129.

35. Социалистический образ жизни и новый человек / под ред. А.И. Арнольдова и Э.А. Орловой. - М., 1984.

36. Лепехин С.М. Воспитание рабочей молодежи на революционных и трудовых традициях (на материалах Ленинградской партийной организации) // Научные записки института повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ. Выпуск II. История КПСС. Рабочие Ленинграда в борьбе за социализм и коммунизм. / отв. ред. Г.В. Воронцов. - Л., 1969.

37. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.) теоретико-методологический и исторический аспект. - М., 2007.

38. Отчет о массовой работе ЦПКиО им. С.М. Кирова за летний период 1958 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 737.

39. Справка о работе Дома культуры им. Газа Кировского завода по коммунистическому воспитанию трудящихся [1959 г.] // ЦГА СПб. Ф. р-6276. Оп. 273. Д. 602.

40. Докладная записка о работе школ коммунистического труда в г. Ленинграде [1963г.]// ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 91. Д.37.

41. Вечерний Ленинград. - 1960. - 17 февраля. - С.3.

42. Воспитание в труде // Вечерний Ленинград. - 1956. - 11 января. - №9. - С. 2.

43. Протокол №53 заседания бюро Ленинградского городского комитета КПСС от 8 февраля 1961 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 88. Д. 60.

44. ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 91. Д. 158.

References and Sources

1. Andrejchikov N.P. Svobodnoe vremya i razvitie lichnosti. - Ivanovo, 1962. - 43 s.

2. Bajkova V.G., Duchal A.S., Zemcov A.A. Svobodnoe vremya i vsestoronnee razvitie lichnosti. - M., 1965. - 271 s.

3. Smirnov G.L. Sovetskij chelovek. Formirovanie socialisticheskogo tipa lichnosti. - M., 1973. - 415 s.

4. Issledovanie rosta kul'turnogo urovnya trudyashchihsya. // otv. red. V.I. Bolgov. - M., 1977. - 127 s.

5. Gordon L.A., Klopov E.V., Onikov L.A. CHerty socialisticheskogo obraza zhizni: byt gorodskih rabochih vchera, segodnya, zavtra. - M., 1977. -195 s.

6. Socialisticheskij obraz zhizni i novyj chelovek / pod red. A.I. Arnol'dova i E.A. Orlovoj. - M., 1984. - 176 s.

7. Lihachev B.T. Teoriya kommunisticheskogo vospitaniya (Opyt metodologicheskogo issledovaniya). - M., 1974.

8. Babosov E.M. V kollektivnom trude vospityvaetsya novyj chelovek. - Minsk, 1962.

9. Smirnov I.A. Ob osnovnyh napravleniyah voenno-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi SSSR v 1946 - 1961 // Vestnik voennogo universiteta. -2007. - №2(10). - S.101-105.

10. Naumova T.N. Pravovoe vospitanie naseleniya SSSR vo vtoroj polovine 1950-h - 1960-h gg. (na materiale Novgorodskoj oblasti) // Vestnik novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2006. - №39. - S. 62-64.

11. Klyusko E.M. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' naseleniya Rossii (maj 1945 - 1985 gg.) teoretiko-metodologicheskij i istoricheskij aspekt. - M., 2007. - 161 s.

12. Lebina N.B. Sovetskaya povsednevnost': normy i anomalii: ot voennogo kommunizma k bol'shomu stilyu. - M., 2016. - 482 s.

13. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv istoriko-politicheskih dokumentov Sankt-Peterburga (CGAIPD SPb). F. 8912. Op. 1. D. 163.

14. Nazarov V.K. Mezhlichnostnoe obshchenie v sfere dosuga i rol' kluba v ego organizacii // Kul'turno-prosvetitel'naya rabota i kommunisticheskoe vospitanie trudyashchihsya. Sbornik statej / nauch. red. D.M. Genkin. - L., 1977.

15. Ob ideologicheskoj rabote sredi intelligencii [1951 g.] // CGAIPD SPb. F. 742. Op. 3. D. 6.

16. Spravka o rabote Doma kul'tury im. Gaza Kirovskogo zavoda po kommunisticheskomu vospitaniyu trudyashchihsya [1959 g.] // Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Sankt-Peterburga (CGA SPb). F. r-6276. Op. 273. D. 602.

17. Otchet o rabote sadov i parkov za 1953 g. // Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga (CGALI SPb). F. 105. Op. 1. D. 56.

18. CGA SPb. F. r-9736. Op. 1. D. 320.

19. Protokol itogovoj konferencii slushatelej Universiteta dlya roditelej 1951/52 uchebnogo goda // CGA SPb. F. r-9736. Op. 1. D.320.

20. Spravka o povyshenii kul'tury obsluzhivaniya trudyashchihsya Leningrada [1961 g.] // CGAIPD SPb. F. 25. Op. 89. D. 56.

21. CGAIPD SPb. F. 8912. Op. 1. D. 167.

22. Konferenciya rabotnikov profsoyuznyh klubov, domov, dvorcov kul'tury i bibliotek Leningrada i Leningradskoj oblasti. Sekciya po vneshkol'noj rabote s det'mi i podrostkami 8 fevralya 1962 g. // CGA SPb. F. r-6276. Op. 273. D. 1226.

23. Protokol №3 zakrytogo partijnogo sobraniya cekhovoj partorganizacii Len Otchet o rabote sadov i parkov za 1953 g. // Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga (CGALI SPb). F. 105. Op. 1. D. 56.

24. Protokol №3 zasedaniya partijnogo byuro CPKiO im. S.M. Kirova ot 10 iyulya 1952 g// CGAIPD SPb. F.3527. Op.4. D. 2.

25. Ob usilenii roli komsomol'skih i profsoyuznyh organizacij v propagande zdorovogo byta i dal'nejshem povyshenii kul'tury molodezhi [23 sentyabrya 1958 g.] // CGA SPb. F. r-6276. Op. 273. D. 314.

26. CGALI SPb. F. 105. Op. 1. D. 30.

27. Otchet o rabote Pavlovskogo gorodskogo Doma kul'tury za 1955 god // CGALI SPb. F. 105. Op. 1. D. 364.

28. Stenograficheskij otchet konferencii rabotnikov profsoyuznyh klubov, domov, dvorcov kul'tury g. Leningrada i Leningradskoj oblasti. Zasedanie sekcii po organizacii otdyha 18 dekabrya 1956 g. // CGA SPb. F.r-6276. Op.273. D.75.

29. CGA SPb. F.r-6276. Op.273. D.406.

30. Konferenciya rabotnikov profsoyuznyh klubov, domov i dvorcov kul'tury goroda Leningrada i Leningradskoj oblasti 17 - 22 dekabrya 1956 goda. Zasedanie sekcii teatral'no-koncertnoj i kino-raboty 20 dekabrya 1956 g. // CGA SPb. F.r-6276. Op.273. D.78.

31. Spravka o rabote profsoyuznyh kul'tuchrezhdenij po vypolneniyu postanovleniya CK KPSS «O zadachah partijnoj propagandy v sovremennyh usloviyah» // CGA SPb. F.r-6276. Op.273. D.816.

32. Konferenciya rabotnikov profsoyuznyh klubov, domov, dvorcov kul'tury i bibliotek Leningrada i Leningradskoj oblasti. Sekciya po vneshkol'noj rabote s det'mi i podrostkami 8 fevralya 1962 g. // CGA SPb. F. r-6276. Op. 273. D. 1226.

33. Informaciya o rabote FEMK i kul'turno-prosvetitel'nyh uchrezhdenij po pedagogicheskoj propagande sredi naseleniya 25 iyulya 1966 g. // CGA SPb. F. r-6276. Op. 276. D. 498.

34. O rabote po esteticheskomu vospitaniyu shkol'nikov v leningradskoj studii televideniya (rezul'taty obsledovaniya) [23 iyulya 1962] // CGAIPD SPb. F. 25. Op. 89. D. 129.

35. Socialisticheskij obraz zhizni i novyj chelovek / pod red. A.I. Arnol'dova i E.A. Orlovoj. - M., 1984.

36. Lepekhin S.M. Vospitanie rabochej molodezhi na revolyucionnyh i trudovyh tradiciyah (na materialah Leningradskoj partijnoj organizacii) // Nauchnye zapiski instituta povysheniya kvalifikacii prepodavatelej obshchestvennyh nauk pri LGU. Vypusk II. Istoriya KPSS. Rabochie Leningrada v bor'be za socializm i kommunizm. / otv. red. G.V. Voroncov. - L., 1969.

37. Klyusko E.M. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' naseleniya Rossii (maj 1945 - 1985 gg.) teoretiko-metodologicheskij i istoricheskij aspekt. - M., 2007.

38. Otchet o massovoj rabote CPKiO im. S.M. Kirova za letnij period 1958 g. // CGALI SPb. F. 105. Op. 1. D. 737.

39. Spravka o rabote Doma kul'tury im. Gaza Kirovskogo zavoda po kommunisticheskomu vospitaniyu trudyashchihsya [1959 g.] // CGA SPb. F. r-6276. Op. 273. D. 602.

40. Dokladnaya zapiska o rabote shkol kommunisticheskogo truda v g. Leningrade [1963g.]// CGAIPD SPb. F. 25. Op. 91. D.37.

41. Vechernij Leningrad. - 1960. - 17 fevralya. - S.3.

42. Vospitanie v trude // Vechernij Leningrad. - 1956. - 11 yanvarya. - №9. - S. 2.

43. Protokol №53 zasedaniya byuro Leningradskogo gorodskogo komiteta KPSS ot 8 fevralya 1961 g. // CGAIPD SPb. F. 25. Op. 88. D. 60.

44. CGAIPD SPb. F. 25. Op. 91. D. 158.

ЯРМОЛИЧ ФЁДОР КУЗЬМИЧ - кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН; доцент кафедры Истории Отечества Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова (f.k.1985@mail.ru).

YARMOLICH, FEDOR K. - Ph.D. in History, Researcher at the St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences; Associate Professor of the Department of the History of the Fatherland of the First St. Petersburg State Medical University named after Academician I.P. Pavlov (f.k.1985@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.