Научная статья на тему 'ПЕРВООБРАЗ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫМ МОТИВ И ЭЛЕМЕНТ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. К ВОПРОСУ ОБ АРХЕТИПАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТИМЕРГАЗЕЕВА, С. ЛУГИНИНА, И. ВИШНЯКОВОЙ'

ПЕРВООБРАЗ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫМ МОТИВ И ЭЛЕМЕНТ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. К ВОПРОСУ ОБ АРХЕТИПАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТИМЕРГАЗЕЕВА, С. ЛУГИНИНА, И. ВИШНЯКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ТИМЕРГАЗЕЕВ / С. ЛУГИНИН / И. ВИШНЯКОВА / АРХЕТИП / ТРАДИЦИЯ / СИМВОЛ / РЕЗЬБА ПО КОСТИ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вишнякова Ирина Владимировна

В статье исследуется определение первообраза как универсального мотива, отражающего мифологическое сознание социума и положенного в основу творчества художников декоративно-прикладного искусства Минсалима Тимергазеева (Тобольск), Сергея Лугинина (Салехард), Ирины Вишняковой (Екатеринбург - Тобольск). Мастера-резчики по кости интерпретируют миф, легенду, сказку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ORIGINAL IMAGE AS A UNIVERSAL MOTIF AND AN ELEMENT OF THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS. ON THE QUESTION OF ARCHETYPES IN THE WORKS OF M. TIMERGAZEEV, S. LUGININ, I. VISHNYAKOVA

The article explores the definition of the prototype as a universal motif which reflects the mythological consciousness of society, and the basis for the work of artists of decorative and applied art Minsalim Timergazeev (Tobolsk), Sergey Luginin (Salekhard), Irina Vishnyakova (Ekaterinburg-Tobolsk). These masters of bone carving interpret a myth, a legend, and a fairy tale.

Текст научной работы на тему «ПЕРВООБРАЗ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫМ МОТИВ И ЭЛЕМЕНТ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. К ВОПРОСУ ОБ АРХЕТИПАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТИМЕРГАЗЕЕВА, С. ЛУГИНИНА, И. ВИШНЯКОВОЙ»

гравировка.

DOI: 10.17516/2713-2714-0007 УДК 745.55

AN ORIGINAL IMAGE AS A UNIVERSAL MOTIF AND AN ELEMENT OF THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS. ON THE QUESTION OF ARCHETYPES IN THE WORKS OF M. TIMERGAZEEV, S. LUGININ, I. VISHNYAKOVA

Vishnyakova Irina Vladimirovna

Union of Artists of Russia Ekaterinburg, Tobolsk, Russian Federation

Abstract: The article explores the definition of the prototype as a universal motif which reflects the mythological consciousness of society, and the basis for the work of artists of decorative and applied art Minsalim Timergazeev (Tobolsk), Sergey Luginin (Salekhard), Irina Vishnyakova (Ekaterinburg-Tobolsk). These masters of bone carving interpret a myth, a legend, and a fairy tale.

Keywords: M. Timergazeev; S. Luginin; I. Vishnyakova; archetype; tradition; symbol; bone carving; indigenous peoples.

Citation: Vishnyakova, I. V. (2022). AN ORIGINAL IMAGE AS A UNIVERSAL MOTIF AND AN ELEMENT OF THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS. ON THE QUESTION OF ARCHETYPES IN THE WORKS OFM. TIMERGAZEEV, S. LUGININ, I. VISHNYAKOVA. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1 (10), pp. 54-64.

И. В. Вишнякова

Тюменское отделение ВТОО «Союз художников России» Екатеринбург, Тобольск, Российская Федерация

ПЕРВООБРАЗ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОТИВ И ЭЛЕМЕНТ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. К ВОПРОСУ ОБ АРХЕТИПАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ТИМЕРГАЗЕЕВА, С. ЛУГИНИНА, И. ВИШНЯКОВОЙ

В статье исследуется определение первообраза как универсального мотива, отражающего мифологическое сознание социума и положенного в основу творчества художников декоративно-прикладного искусства Минсалима Тимергазеева (Тобольск), Сергея Лугинина (Салехард), Ирины Вишняковой (Екатеринбург - Тобольск). Мастера-резчики по кости интерпретируют миф, легенду, сказку.

Ключевые слова: М. Тимергазеев; С. Лугинин; И. Вишнякова; архетип; традиция; символ; резьба по кости; коренные народы.

Все люди связаны между собой на разных уровнях - социальном, семейном, дружеском, уровне общих интересов и увлечений, понятийном и пр. На этих уровнях у людей возникают противоречия - в деятельности, взаимоотношениях, реакциях. Вполне возможно, это происходит потому, что в одни и те же слова, как в конверты, мы вкладываем различные смыслы. И в диалоге обычно слушающий слышит свое, совсем иное, чем пытается донести до него говорящий. Отсюда непонимание и разногласие, споры и войны, и нет ни единого шанса найти всеобъемлющий консенсус.

Безусловно, люди связаны на уровне коллективного бессознательного. В его пространстве нет слов-конвертов, а есть обр азы-архетипы. И индивидуальный «танец» этих архетипов определяет событийный ряд жизни человека. В обыденном течении жизни человек не осознает архетипы, сталкиваясь с ними только в своих снах или медитациях.

Иначе можно понимать Художников: это люди, которые воспринимают архетипы и проводят их в материальную реальность в виде образов, основываясь на которых они создают свои произведения. Художники видят образы-архетипы в своем воображении и могут зафиксировать их в обыденной реальности, позволяя зрителю уже на уровне созерцания реальных предметов искусства соприкоснуться с неуловимым внутренним миром архетипов, общим полем бессознательного, испытать эмоции, понять что-то новое о мире и о себе в этом мире. И тем самым изменить ход событий своей жизни.

Но теорию лучше оставить психологам и вернуться к Художникам. Художники тоже не всегда осознают, почему они возвращаются к тому или иному образу. Пришедший в воображение Художника образ пробивается изнутри, заставляет думать о себе снова и снова, с разных сторон рассматривать модификации и изменения этого образа, искать связи этого образа с событиями материального мира и актуальными тенденциями жизни социума.

Художник не отдельное явление этого мира, он связан общими корнями со своим Родом, с сообществами, в которых он проявляется, с народом, к которому принадлежит. А народ за века существования тоже накопил свою «библиотеку» архетипов, которые много раз проявлены в орнаментах, украшениях предметов

быта и в оформлении сакральных «предметов силы». С этими образами-архетипами мы знакомимся начиная с самого рождения: слушаем первые сказки и колыбельные песни, рассматриваем семейные архивы, пользуемся сохраненными в семье несколькими поколениями предков орнаментированными вещами, посещаем музеи, читаем книги... Народные образы в любой культуре - это известные нам образы Солнца, дающего жизнь, оберегающей Матери-Земли, справедливого непредсказуемого Отца-Неба, сурового Судьи-Громовержца, хранителя традиций в образе Старца-Сказителя, сказочных птиц-посредников между Землей и Небом, Коней как символа мощи стихий, Медведя, Волка и других тотемических живот-

М. В. Тимергазеев. Небесный Шаман. 2002. Рог лося, цевка, дерево, мельхиор, резьба, гравировка, тонирование. 18x15x7

Окружной Дом ремесел (Салехард)

M. V. Timergazeev. Heavenly Shaman. 2002. Elk horn, cap, wood, nickel silver, carving, engraving, tinting. 18x15x7

County House of Crafts (Salekhard)

М. В. Тимергазеев. Камлание в трех мирах. 2004-2021. Рог лося, цевка,медь, мельхиор, дерево, резьба, гравировка, тонирование. 18x14,5x12 Музей

истории кости («Мастерская Минса-лим», Тобольск)

M. V. Timergazeev. Kamlanie in three worlds. 2004-2021. Elk horn, cap, copper, nickel silver, wood, carving, engraving, tinting. 18x14,5x12

Museum

of the History of Bones ("Minsalim Workshop", Tobolsk)

ных - хранителей рода, персонажа трикстера и пр.

Архетип как всеобщая, несколько абстрактная идея в каждой народной культуре принимает свой конкретный облик и становится образом, характерным для этого народа. Например, хранитель традиций в славянской культуре - это Волхв, сказочник Боян, а в культуре сибирских малых народов финно-угорской или самодийской группы - Шаман. Волхв у славян обычно глубоко положительный символ, жрец-хранитель традиций и мудрости, а Шаман может быть как белым, так и черным. Шаман является посредником между мирами — Верхним миром Богов, Средним миром живущих ныне людей и Нижним миром, в котором обитают духи и предки.

Главный женский образ в славянской культуре - Мать-Земля, Макошь, в культуре ханты и манси - Золотая Баба, Калтащ-Ими, у на-

родов, живущих на Алтае, - Умай. Алтайские легенды рассказывают о том, что Умай как носительница женских мирных сохраняющих энергий ушла из физического мира в мир духовный, нарушив равновесие между «мужскими» полярными энергиями, оттого в мире идут постоянные войны.

Известные трикстеры в славянской культуре - Скоморох, Лиса, Ворон, в нордических сагах - Локи.

У всех народов евразийского континента главные тотемические животные-помощники и хранители - это Медведь и Волк. Медведь -одинокий персонаж, относящийся ко всем трем мирам - Верхнему, Нижнему и Среднему. Волк -символ семейной верности, храбрости, самостоятельности, независимости.

Вода, Огонь и природные стихии обязательно отражаются во всех культурах в образе злых или добрых божеств или духов, с которыми положено договориться о «сотрудничестве» и помощи.

Небо часто представляется как фигура Отца, сурового, справедливого и неумолимого. Земля чаще всего - это материнский образ. Они очень часто противопоставляются друг другу.

Солнце во всех евразийских культурах - это источник и податель жизни. Луна - это некий антагонист Солнца, его младший брат (сестра), друг-враг или жена, но всегда персонаж, противопоставляемый Солнцу как символ иной полярности.

Интересна ситуация с птицами как символами. На севере Евразии повсеместно живет Ворон. И если в славянской культуре Ворон -это амбивалентный символ, трикстер и посредник между явью и навью, то в культуре ненцев, ханты и манси Ворон - однозначно положительный символ, птица, приносящая весну на Север. В культурах народов, живущих на Дальнем Востоке, Ворон Кутх - создатель Земли и прародитель человечества, что не мешает ему оставаться трикстером.

Славянские легендарные птицы, обитательницы Ирия, - Сирин, Алконост, Гамаюн. Это птицы-вестники, птицы-посредники между мирами - Землей как местом обитания людей и Небесным миром Ирием, местом обитания Богов.

Птицей, перешедшей из мифа в сказку, стала Жар-птица, персонаж поэмы П. Ершова «Конек-Горбунок». Жар-птица - символ земных

благ, передаваемых Богами людям, своими делами заслужившим получение таких благ.

Во многих культурах евразийского континента большую роль играет Утка-Гагара, представитель всех трех миров, добывшая Землю со дна Мирового океана, сотворившая твердь, на которой и обитают люди.

Один из самых загадочных образов многих культур - Кот или Кошка. Независимое животное, которое вроде бы живет с человеком, но не зависит от него. В славянской культуре это Кот Баюн, загадочный персонаж, охраняющий доступ к сакральным знаниям. Из мифа в сказку он перешел как Кот ученый, который «все ходит по цепи кругом». В культуре ненцев и финно-угорских народов Небесная Кошка -персонаж, принесший людям необходимые для жизни знания и умения.

Мировое древо - это канал связи между мирами, стержень, на который слоями нанизаны все миры. Древо соединяет между собой миры, прорастая сквозь них, питая и сохраняя.

Всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо народу, всегда волнует, что там есть, за гранью жизни и смерти, поэтому в каждой культуре есть образы посредников между миром мертвых и миром живых. Обычно это образ старого человека, живущего на границе двух миров. Чаще всего это женский образ. В славянской культуре - это Баба Яга, на Таймыре - Нга, в инуитской культуре - Седна, дочь морского царя. В культурах сибирских народов часто эту функцию несет образ Шамана, который также имеет доступ ко всем мирам и может менять по воле Богов свою гендерную принадлежность.

Все эти архетипические сюжеты на уровне народных культур живут в особом пространстве, знакомом нам как миф. Переходя в другую форму, адаптированную для детского восприятия, - сказку, Образы несколько упрощаются, становятся понятнее, однозначнее, четче разделяются для более легкого усвоения на полярные категории: хорошее - плохое, добро - зло, тьма - свет.

Насколько глубоко каждый человек может погрузиться на уровни символического восприятия мира, осознать явления мира как нечто единое, как большую космическую игру, это зависит только от степени развития человека.

Попытаемся проиллюстрировать проявление архетипов, конвертированных в образы народной культуры, на примере творческих работ трех художников, мастеров косторезного искусства: Минсалима Тимергазеева (Тобольск), Сергея Лугинина (Салехард), И. Вишняковой (Екатеринбург).

Минсалим Тимергазеев. Его творчество многопланово и не может относиться к культуре какого-то одного народа. По мнению Р. М. Каримова, заслуженного работника культуры Республики Удмуртия, творческие «достижения Тимергазеева М.В. являются этнокультурной ценностью не только народов Севера, но и всего финно-угорского мира» [из личной переписки, 2008].

Как заметила тюменский искусствовед, знаток тобольской резной кости В.А. Субботина, «соприкосновение с традиционным искусством северян привело мастера к пониманию одного из основополагающих качеств народного творчества - многозначности каждого предмета, что давало возможность перевода его в поэтический образ - символ... И постепенно образ этнографически конкретного героя заменяется обобщенными персонажами, что переводит работы во вневременной общечеловеческий ранг» [3]. Этот тезис В.А. Субботина приводила и в более ранних статьях [4, 5].

С. А. Лугинин. Бегущий. Из серии «Белые медведи». 2013. Бивень мамонта, резьба, гравировка. 7x5x5,5

Частная коллекция

S. A. Luginin. Running. From the series "Polar Bears". 2013. Mammoth tusk, carving, engraving. 7x5x5.5

Private collection

Творчество этого художника - всегда автопортрет, автоотражение. Минсалим - сам ми-фотворец, создатель мифа, мастер, прошедший долгий путь. Он уже зрелый человек, за его плечами много прожитых лет, отыгранных сюжетов и накопленной мудрости.

Один из любимых героев его творчества -Шаман. Шаманы, выполненные Минсалимом, всегда аутентичны. Неважно, динамична фигурка или статична. Это всегда мощный, наполненный энергией образ. Артефакт, а не просто декоративная статуэтка. Это миф и легенда, от которой веет загадочностью и снежными ветрами, несущими сквозь времена далекий и тихий голос древнего Сибирского Севера. Его Шаман в полной мере отражает архетип посредника между мирами, а также архетип Мудреца - хранителя традиций. Но одновременно с этим его Шаман не является в полной мере ни воином, ни персонажем северных легенд, одержимым сильной эмоцией или проявлением воли духов своих предков. Его Шаман -это грустно-веселый мудрец, нашедший баланс с миром, научившийся радостно принимать разные грани этого мира, прощая ошибки всех, проходящих его (мира) путями. Часто в скульптурах Минсалима сочетаются и переплетаются сразу же несколько архетипических образов, создавая насыщенную гамму смыслов.

С. А. Лугинин. Нервы. 2012. Бивень мамонта, дерево, резьба, гравировка. 13x11x15

Частная коллекция

S. A. Luginin. Nerves. 2012. Mammoth tusk, wood, carving, engraving. 13x11x15

Private collection

Минсалим как мастер во всех смыслах этого слова очень глубоко воспринимает символические уровни, на которых существуют архетипы, легко перепрыгивая с одного на другой, увлекая за собой в это путешествие менее искушенного зрителя. А ведь есть такие уровни, где даже различные образы сплавляются воедино и приобретают единые характеристики, и там уже бывает сложно ориентироваться даже мастерам. Поэтому для него очень важен образ птиц-посредников, способных указать верный путь на этих уровнях и, сориентировавшись по Солнцу, вывести на слой восприятия, более привычный для всех остальных людей.

Скульптура «Небесный Шаман» - веселый простодушный малый, удивленно взирающий на мир, как символ всего юного мироздания, в руках у него - бубен и колотушка, как Солнце и Луна, одежда его - звездное Небо, он стоит на зеленой, бесформенной пока еще Земле, очертаниями смутно напоминающей контур Медведя, а птицы-души окружили его со всех сторон. В косе Шамана летит его душа - «Птица Времени и Пространства - беспристрастная Судьба каждого северного человека».

Скульптурная композиция «Камлание в трех мирах» - сосредоточенно смотрящий вперед Шаман, камлающий на священном месте. Один из мифов Минсалима - это «образ Трех Миров»: «Верхний Мир - сам камлающий Шаман, со священным Бубном, с которого слетают две Вечных Птицы... Большой Шаман - это Дух Земли, истинный Посредник между Богами и всем живущим на Срединной Земле. Средний Мир - это сама Земля в образе Медведя в сакральной позе, сына Небесного Старика Ну-ми-Торума, на котором сохранились знаки его чудесного происхождения - золотые звездочки... Земля-Медведь окружена духами и жертвоприношениями. Нижний Мир - деревянный загон-кораль, из которого уже никто не возвращается. В середине кораля крохотная Птичка -Душа всех Миров...» [1, с. 17].

Трехчастная структура мироздания характерна для мировосприятия финно-угорских и самодийских народов, населяющих Север Сибири. О трех мирах знает каждый северный человек, а Шаман способен одновременно воспринимать от 7 до 12 миров, его восприятие многомерно, гораздо шире и глубже, чем мировосприятие обычного человека.

О скульптуре «Бегущее Солнце» автор говорит: «Небольшая плоская, как фанера, фигурка - одна из симпатичных идей моих путешествий по зыбким тропам мифотворчества. Как-то распиливая повдоль небольшую лопатку лосиного рога совсем для другой работы, невольно обратил внимание на отставшую часть косточки. Разглядывая и даже уже любуясь серебристым оттенком ее поверхности, внезапно услышал жизнеутверждающий шум огромных крыльев невидимой Птицы Времени и Пространства. Она, пролетая сквозь Священное дерево, безжалостно обрывает с него пожухшие листья Желаний и колючие иголки Роковых Ошибок, оставляя завершающую Линию Судьбы чистой и достойной уважения. Ее соскальзывающий полет, ясно обозначенная Земная Жизнь северного человека. Об этом нескончаемая песня-рассказ, поведанный в неистовом танце Большого Шамана, сам образ которого посвящен Древнему Символу - бесконечно бегущему вокруг себя и по горизонту Паукообразному Солнечному Диску. Плоскость Шамана-Солнца покрыта царапинами - гравировкой, где угадывается и Линии Жизни, и суровый северный рельеф, и традиционный орнамент. Один случайный силуэт мгновенно определил направление последующих действий в творческой ситуации, вобрал в себя сразу несколько северных знаковых персонажей, соединил технологию исполнения и мифологические образы финно-угорских преданий... Многоплановый образ Солнца-Дерева-Птицы-Шамана имеет очень близкое и большое значение для Маленькой Земли, и одновременно это хрупкий и тонкий Мир Мифов, поэтому так деликатна мала подставка-Земля по отношению к Облику Солнца...» [1, с. 76].

Сергей Лугинин. Северянин, ямалец по рождению, но не по происхождению. Хотя образы в его творчестве характерны для ямальского севера - Медведь, Мамонт, Сихиртя (легендарный народец, по преданиям, живший на Ямале), Шаман, Ворон, Гагара, - но стоит за этими образами нечто иное, чем в творчестве коренных ямальцев финно-угорского или самодийского происхождения.

Для «европейца по образованию» Медведь -это медведь, Мамонт - это мамонт, «европеец» может классифицировать понятия: «Медведь -это дикий хищник, живущий в лесу и т.п., бывает белый, бурый, гималайский и пр». Для самодий-

ца или финно-угра это будет иначе: «Дух Места проявляет себя здесь и сейчас в обличии Медведя». Таким образом, различия обязательно появляются в прочтении образов, созданных художниками разных культур, в их расшифровке. Этот принцип ярко воплотился в книге «Две реки», где репродукции работ сопровождаются краткими разъяснительными текстами [2].

Образы Лугинина - это не мифологические персонажи, не духи в облике животных, а, скорее, срезы человеческих характеров, эмоций, моментальные зарисовки, результат наблюдения за знакомыми и незнакомыми людьми, переданный через облик животных, пропущенный еще через некий фильтр природного

С. А. Лугинин. Я - Белый медведь! 2011. Бивень мамонта, резьба, гравировка. 18,5x6x4

Собственность автора

S. A. Luginin. I'm a polar bear! 2011. Mammoth tusk, carving, engraving. 18,5x6x4

Author's property

И. В. Вишнякова. Кот-Скоморох. 2014. Рог оленя, рог лося, металл, бисер, резьба, гравировка, тонирование. 18x9x9

Собственность автора

I. V. Vishnyakova. The Cat is a Buffoon. 2014. Deer horn, elk horn, metal, beads, carving, engraving, tinting. 18x9x9

Author's property

юмора и охотничьей и житейской лукавой смекалки, присущих художнику.

Образ Белого медведя - один из любимейших образов в творчестве Сергея Лугинина. Если смотреть через фильтр образов народной культуры, Белый медведь (или Морской медведь) - это значимый для жителей Севера тотем, а также символ неумолимой судьбы, рождающей и завершающей жизненный путь северянина. Можно предположить, что Сергей Лугинин ассоциирует себя (с определенной долей иронии, конечно же) с этим образом.

Скульптуры «Я - Белый медведь!», «Царь спит», «Бегущий», нож «Через торосы» фиксируют эмоциональное состояние автора и его

отношение к текущему моменту, а также пропущенный через призму его личности взгляд на многомерность и значимость мифологического образа Медведя.

Скульптурная композиция «Прости, Брат. » - многоуровневый образ. С одной стороны, это изображение типичной для края охотников и рыбаков охоты с предсказуемым результатом. С другой - на мифологическом уровне, - это проработка и осмысление ситуации, когда Человек в первый раз убил Человека: под шкурой медведь напоминает человека (плоская грудная клетка, бицепсы, пресс.). По одной из северных легенд, Медведь - это младший сын Верховного Бога, отправленный им на Землю, не узнанный и убитый Человеком. По преданиям северян, с этого сюжета начинается период человеческого существования на Земле. Эта архетипическая история является изначальным мифом, таким же, как ветхозаветный сюжет о Каине и Авеле для приверженцев христианской трактовки мироустройства.

В ряду подобных работ - простая на первый взгляд, но многослойная, многозначная скульптура «Нервы»: о повзрослевшем Человеке, на которого давит груз забот и обязанностей, и он уже на грани, нервы сдают. Одновременно и о Белом медведе, которого Человек своей деятельностью сгоняет с земли на льдину, а льдина тает, и жизненного пространства все меньше. В архетипическом плане это как некое предвестие эсхатологического сюжета об общей усталости и приближающемся конце эпохи.

Скульптурная композиция «Пещерный медведь» сложна для интерпретации. Автор говорит, что специально он в нее никаких смыслов не закладывал, шел от формы исходного куска материала и от желания сделать не белого, а бурого медведя. Но форма куска потребовала создать именно такой образ: и получился не белый и не бурый, а самый что ни на есть Пещерный медведь. Потом появились «пещера» и ироничный Гриф-наблюдатель - элемент, завершающий композицию, некий саркастический жест мироздания, ведь бездомный гриф живет в четыре раза дольше, чем имеющий дом-пещеру Медведь. Также Гриф, как и Ворон, - птица-посредник между миром живых и ушедших. С точки зрения Минсалима, это не Медведь, а Медведица, живущая в пещере, и она не одинока, ее кто-то навещает, об этом говорят следы, ведущие к пещере.

Думается, эту композицию можно воспринимать следующим образом: мир быстро меняется, уже родились новые поколения, и они другие, с другой скоростью восприятия информации, с другими подходами к жизни. И мы для них - пещерные медведи и грифы. Но, тем не менее, мы не унываем, нам весело и интересно жить, мы лукаво улыбаемся и потираем ручки, сотворяя будущие мифы, и нас кто-то навещает, кому-то интересно то, что мы делаем.

В.А. Субботина, фиксируя обращение С. Лугинина и ряда других художников к актуальным архетипам традиционного искусства Среднего и Нижнего Приобья, пишет об этом: «Кардинальное отличие творчества ямальских художников заключается в том, что для них древняя культура и мифология является своей, базисной основой художественной системы. Особенно активно в последние годы эта система выражается в искусстве резьбы по кости» [2, с. 143].

Ирина Вишнякова. Родилась на Урале, как художник сформировалась в Тобольске. Искусствоведение и мифология - одна из самых активных точек приложения интереса, поэтому архетипы и образы культур разных народов -не только библиотека исходных образцов для творчества, но и тема для искусствоведческих исследований.

В скульптуре «Кот-Скоморох» представлен образ трикстера, шута, внутреннего ребенка -того внутреннего существа, которое, прыгая и хохоча, определяет повороты жизненного пути. Этот внутренний кто-то может быть добрым или злым, правдивым или лживым, радостным или чем-то озабоченным. Это неважно. Важно другое. Он, веселясь и хохоча, плутуя или откровенно ухмыляясь, прыгает с льдины на льдину, заставляя идти дальше, не давая застыть в какой-нибудь одной концепции или позиции, прирасти к какому-то одному месту, учению или теории, напоминая, что путь - это постоянная трансформация личности, творчества, восприятия. И это важнее комфорта и привычек, что на уровне обыденного восприятия считаются приоритетами. Приоритеты меняются, неизменен только путь развития и трансформации Шута-фигляра в Мудреца-Мастера.

С точки зрения образов народной культуры, Кот - проводник энергии Богов, фигура самостоятельная, себе на уме. Скоморох - посланник,

позволяющий вспомнить свои корни, свое предназначение. Скульптура «Кот-Скоморох» — это символ преуспевающего Шута-Джокера, который, несмотря на постоянные кувырки, тем не менее, может комфортно устроиться в своем собственном слое этого мира. Он наблюдает перемены, круговерть социума и улыбается, уверенный в благосклонном отношении мира к себе, в том, что лично у него все будет прекрасно, потому что иначе и быть не может, ведь он следует космическим законам и не допускает их нарушения.

Подвес «Полет Шамана» - это образ четкого равнения на свой дух, свое внутреннее солнце, верность своему пути и предназначению, и тогда все мелкие досады и неприятности, происходящие вокруг, превращаются в шелуху и облетают, не касаясь и на задевая твоих основ.

И. В. Вишнякова.

ШаманаМана. 2010.

Рог лося, дерево,

резьба,

гравировка,

тонирование.

14,5x10x6,5

Музей

истории кости («Мастерская Минсалим», Тобольск)

I. V. Vishnyakova. Shamanamana. 2010. Elk horn, wood, carving, engraving, tinting. 14,5x10x6,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Museum

of the History of Bones ("Minsalim Workshop", Tobolsk)

С. А. Лугинин. Прости, Брат... 2010. Бивень мамонта, кость мамонта, резьба, гравировка. 13x30x10

Собственность автора

S. A. Luginin. I'm Sorry, Brother. 2010. Mammoth tusk, mammoth bone, carving, engraving. 13x30x10

Author's property

Шаман в этом случае выступает как архетипи-ческая фигура Проводника, Мудреца и Волхва.

Скульптура «ШаманаМана» - это материнский образ, фигура защищающая, охраняющая изначально в древних водах бессознательного от страхов и кошмаров, прокладывающая путь по неведомым сознанию маршрутам. И задача состоит в том, чтобы сонастроиться с ней, угадать и сориентироваться на этом участке пути, выбрав оптимальный маршрут. Эта работа стала знаковой, путеводной и серьезной, несмотря на шутливое название-каламбур.

В завершении обзора хочется отметить общий для всех трех художников философ-ско-иронический, игровой подход к процессу творчества. Для всех троих при определенных различиях в трактовке сюжетов процесс творчества - это именно игра, приносящая удовольствие, позволяющая выразить на нескольких уровнях свое отношение к текущим процессам в мире, реализовать и оформить тот поток образов, который проходит через каждого из художников.

Литература

1. Вишнякова, И. Миф. Мифология. Мифотворчество : альбом / [И. Вишнякова, Минсалим, Ю. Не-руш, А. Омельчук ; худож. Минсалим [и др.]]. - Реж : Лазурь, 2014. - 204 с. : ил.

2. Две реки: Сергей Лугинин. Резьба по кости : альбом. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2020. - 160 с. : ил.

3. Субботина, В.А. Эссе к персональной выставке М. Тимергазеева в Тюменском музее изобразительного искусства «Путь к мифу» (состоялась в 2010 году) // «Мастерская Минсалим» : архив.

4. Субботина, В.А. Северная тема в творчестве тобольского костореза Минсалима Тимергазеева // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1997. - Тюмень, 1999. - С. 145-147.

5. Тобольский косторез Минсалим Тимергазеев : альбом : коллекц. изд., посвящ. 410-летию г. Сургута / Обществ. благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» ; ред. Т. Кантор. - Тобольск, 2004. - 114

References

1. Vishnyakova I. Mif. Mifologiya. Mifotvorchestvo: al'bom [Myth. Mythology. Mythmaking: Album]. Minsalim artists I. Vishnyakova, Minsalim, Yu. Nerush, A. Omel'chuk and others. Rezh, Lazur', 2014, 204 p.

2. Dve reki: Sergej Luginin. Rez'ba po kosti : al'bom [Two rivers: Sergey Luginin. Bone carving: album]. Tyumen, pub. Tymen State University, 2020, 160 p.

3. Subbotina V. A. E'sse k personal'noj vy'stavke M. Timergazeeva v Tyumenskom muzee izobrazitel'nogo

iskusstva "Put' k mifu" (sostoyalas' v 2010 godu) [The essay on the personal exhibition of M. Timergazeev in the Tyumen museum of Fine Arts "A way towards a myth" (took place in 2010)]. "Masterskaya Minsalim": archive.

4. Subbotina V. A. Severnaya tema v tvorchestve tobol'skogo kostoreza Minsalima Timergazeeva [A Nordic theme in the works of the Tobolsk bone carver Minsalim Timergazeev]. Ezhegodnik Tyumenskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya, 1997, Tyumen, 1999, pp. 145-147.

5. Tobol'skij kostorez Minsalim Timergazeev: al'bom: kollekcz. izd., posvyashh. 410-letiyu g. Surguta [The Tobolsk bone carver Minsalim Timergazeev: album: a collection edition dedicated to the 410th anniversary of Surgut city]. Public Charitable Fund "A Revival of Tobolsk". Ed. T. Kantor. Tobolsk, 2004, 114 p.

Об авторе

Вишнякова Ирина Владимировна - член ВТОО «Союз художников России», дизайнер, заместитель директора ООО «Мастерская Минсалим», Тобольск-Екатеринбург

E-mail: minsalim@mail.ru

Vishnyakova Irina Vladimirovna

Member of the Union of artists of Russia, designer, deputy director of the "Workshop Minsalim", Tobolsk-Ekaterinburg

С. А. Лугинин. Через торосы. Эскимосский женский нож. 2013. Бивень мамонта, рог лося, металл, резьба, гравировка.

9x9x7

Собственность автора

S. A. Luginin. Through hummocks. Eskimo female knife.

2013. Mammoth tusk, elk horn, metal, carving, engraving.

9x9x7

Author's property

И. В. Вишнякова. Полет Шамана. Подвес. 2013. Рог оленя, рог лося, медные бусины, резьба, гравировка, тонирование. 12x4x1,2

Собственность автора

I. V. Vishnyakova. Flight of the Shaman.

Suspension. 2013. Deer horn, elk horn, copper beads, carving, engraving, tinting. 12x4x1,2

Author's property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.