Научная статья на тему 'Северный цвет Ямала'

Северный цвет Ямала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ЯМАЛА / И. КАШИРОВА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / РЕЗЬБА ПО КОСТИ / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО СЕВЕРА / НЕНЦЫ / ХАНТЫ / YAMAL ART / I. KASHIROVA / FAR NORTH / BONE CARVING / TRADITIONAL ART OF THE NORTH / NENETS / KHANTY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прошкина О. А.

Статья посвящена художественному проекту «Ямал. Северный цвет», который ставит своей целью создание экспозиций на разных площадках страны, где зрители смогут увидеть красоту Крайнего Севера в произведениях современных художников. Проект призван объединить живописцев и графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства и традиционной резьбы по кости. Первые выставки состоялись в Новоуренгойском музее изобразительных искусств в 2014 году. Главным организатором проекта стала живописец Ирина Каширова, более десяти лет обращающаяся в творчестве к природе и традиционной культуре Ямала. Для создания экспозиций проекта использовались произведения из коллекций музеев. В частности, в Новом Уренгое в выставке были представлены работы таких известных косторезов, как С. Лугинин, Е. Салиндер, Е. Аляба, В. Ядне, А. Зайкин, В. Моисеев. Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге предоставил скульптуру в бронзе 1930-х годов, художников-севе-рян, проходивших обучение в Ленинградском институте народов Севера. «Ямал. Северный цвет» будет продолжен с целью привлечения большего количества современных мастеров и расширения географии экспозиционных площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северный цвет Ямала»

УДК 74, 75

О. А. Прошкина

Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске Красноярск, Россия

СЕВЕРНЫЙ ЦВЕТ ЯМАЛА

Статья посвящена художественному проекту «Ямал. Северный цвет», который ставит своей целью создание экспозиций на разных площадках страны, где зрители смогут увидеть красоту Крайнего Севера в произведениях современных художников. Проект призван объединить живописцев и графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства и традиционной резьбы по кости. Первые выставки состоялись в Новоуренгойском музее изобразительных искусств в 2014 году. Главным организатором проекта стала живописец Ирина Каширова, более десяти лет обращающаяся в творчестве к природе и традиционной культуре Ямала. Для создания экспозиций проекта использовались произведения из коллекций музеев. В частности, в Новом Уренгое в выставке были представлены работы таких известных косторезов, как С. Лугинин, Е. Салиндер, Е. Аляба, В. Ядне, А. Зайкин, В. Моисеев. Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге предоставил скульптуру в бронзе 1930-х годов, художников-северян, проходивших обучение в Ленинградском институте народов Севера. «Ямал. Северный цвет» будет продолжен с целью привлечения большего количества современных мастеров и расширения географии экспозиционных площадок.

Ключевые слова: искусство Ямала; И. Каширова; Крайний Север; резьба по кости; традиционное искусство Севера; ненцы; ханты.

Выставка «Цветные птицы белого Севера». Проект «Ямал. Северный цвет». 2014.

Культурно-спортивный центр «Газодобытчик»

(г. Новый Уренгой)

Крайний Север своей красотой и загадочностью привлекает художников вот уже более ста лет. Творческие проекты, посвященные уникальности арктических широт, регулярно проходят на выставочных площадках северных городов, однако они доступны исключительно местным жителям. Поэтому так интересны экспозиции, выходящие за пределы Северного округа. Например, выставки проекта «Ямал. Северный свет».

Главной целью проекта является необходимость привлечения внимания к особенностям Арктики, ее культурным и экологическим составляющим, воспитание осмысленного и ответственного отношения людей к освоению этого региона. Художники в ярких образах, пожалуй, как никто, могут донести до зрителей хрупкость и красоту природы Ямала.

Впервые Арктика была запечатлена на картинах Александра Алексеевича Борисова (1866-1933) и Степана Григорьевича Писахо-ва (1879-1960), творивших в конце XIX - начале XX столетий. Их небольшие по размеру картины отличают сдержанность цветовой палитры, монументальность, реалистичность изображения пространства Севера. Особый северный цвет, низкое небо и ощущение простора, мощи природной стихии впечатляют и современного зрителя. Работы этих живописцев входят в коллекции музеев России и регулярно экспонируются на тематических выставках. Они известны как специалистам, так и широкому кругу зрителей. Путешествия на Север за новыми впечатлениями, новыми образами стали особенно популярными в 1960-е

годы, когда художники сурового стиля обретали свои темы.

В 1964 году на Ямал в рамках творческой командировки прибыли художники из Ленинграда: Владимир Александрович Емельянов (1937 г.р.), Виктор Иванович Коровин (1936-1991), Николай Усти-нович Мартынов (1936 г.р.), Евграф Семенович Пайма-нов (1949 г.р.). Помимо пейзажей они писали и портреты жителей Ямала

- строителен северных городов,

рыбаков и оленеводов. Произведения этих мастеров вошли в коллекции государственных музеев, в том числе экспонировались в 2013 году на выставке «Проходит век, но образ Арктики влечет...» в Музейно-выставочном комплексе им. И. С. Шемановского в Салехарде, включившей более 200 произведений из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска за период XIX-XXI вв.

Серия художественных выставок «Ямал. Северный цвет» представляет современное многообразие концепций в видении темы Крайнего Севера. Проект сформировался и начал работу в 2014 году, когда единственный на Ямале музей изобразительных искусств в Новом Уренгое открыл выставку двух ямальских художниц Ирины Кашировой и Натальи Кошелевой. Идея создания проекта принадлежит Ирине Кашировой, которая на протяжении десяти лет работала главным хранителем Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств и принимала активное участие в выставках города и округа. Как живописец Ирина более десяти лет обращается к теме Севера, вдохновляясь глубокими и яркими цветами «Края Земли».

Проект «Ямал. Северный цвет» объединил художников, влюбленных в Север, живущих постоянно или приезжающих писать природу. Среди них мастера декоративно-прикладного искусства, косторезы, скульпторы, живописцы, обращающиеся к этнографии и истории края.

Почти на всех площадках проекта помимо выставок проводились мастер-классы, встречи и обсуждения со зрителями,

показывались документальные фильмы о колоритной культуре коренных малочисленных народов Севера.

Тема Крайнего Севера не столько объединила авторов, ищущих уникальные мотивы, сколько побудила сделать акцент на сохранении и бережном отношении к уникальной культуре коренных малочисленных народов.

На выставке в Новом Уренгое особым вниманием зрителей пользовались куклы Натальи Кошелевой (рис. 1, 2). Не могла остаться незамеченной тема национального праздника «Ворна Хатл», символизирующего приход Весны. Ямальские ханты и сегодня хранят традиции своих предков. Вороний день - один из главных народных праздников. Он символизирует приход северной весны. В этнической деревне Ханты-Мужи, изображенной на картине Ирины Кашировой «Старые крыши. Ханты-Мужи», осталось всего три избы. Это хантыйские жилища, когда-то крепкие и удобные, а теперь покосившиеся, скрипучие и обветшалые. Каждую весну сюда приходят люди. На своем особом празднике они будят от зимнего сна древних духов этой земли. Все это называется Днем вороны, по-хантыйски - Ворна

Рис. 1.

Н. Кошелева. Ненка. Кукла. 2011.

Высота. 60 см.

Собственность автора

Рис. 2.

Н. Кошелева. Снежинка. Кукла. 2011.

Высота 65 см.

Собственность автора

► Рис. 3. С. Лугинин. Мамонт. 2016. Рог оленя, резьба. Высота 13 см.

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств

► Рис. 4. Е. Аляба. Мой Олененок. 2002. Рог оленя, резьба. Высота 10 см.

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств

► Рис. 5. В. Ядне. Старик с трубкой. 2004. Рог лося, резьба. Высота 9 см.

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств

Хатл. Именно в этот день по древним легендам на земле зародилось человечество. Чтобы ступить на священную землю, гости проходят обряд очищения, после которого нужно обязательно съесть сушку. Хлебными сушками здесь украшено все. Съедобное колечко вешают даже на клюв символической вороне. Считается, что именно ворона своим криком пробуждает спящую под снегом природу. С этого дня начинается весеннее обновление жизни. Обские ханты считали эту птицу покровительницей женщин и детей.

Кукольные костюмы с этнографической точностью воспроизводят национальные одежды северян. На выставке зрители могли рассмотреть символические орнаменты, украшающие ткань, вглядеться в лица ненцев, ханты и коми-зырян.

Орнаменты народов Ямала рассматриваются как декоративное искусство обских угров: «Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно. Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Каждый узор имеет свое название: ''оленьи рога", "заячьи уши", ''локоть лиси-

цы", "соболь", "чумы", ''следы медведя", "ветки березы''» [1, с. 26].

Обладая коллекцией косторезного искусства, Новоуренгойский музей предоставил для выставки произведения, созданные такими известными современными художниками из Салехарда, как Сергей Лугинин (рис. 3), Евгений Салиндер, Евгений Аляба (рис. 4), Виктор Ядне (рис. 5), а также Алексей Зайкин из Нового Уренгоя и Василий Моисеев из Москвы. Искусство резьбы по кости является традиционным для Ямала и бережно сохраняется в коллекциях музеев округа.

Современные косторезы Ямала в лучших своих произведениях идут от целостного понимания формы. Используя полировку или сохраняя фактуру материала, они подчеркивают певучими линиями перетекание крупного объема в более мелкие детали. Такой подход связан с характерными на Ямале традициями резьбы. Наиболее часто встречающимися сюжетами становятся изображения животных и небольшие жанровые сценки, посвященные быту или обычаям коренных народов Севера.

Образ «Старика с трубкой» (рис. 5) В. Ядне вмещает несколько архетипических образов: это и шаман, и мудрый старец, и опытный оленевод. Он неспешен, задумчив, смотрит в небо, в нем одновременно есть что-то характерное и узнаваемое, но и нечто недосказанное, оставляющее возможность интерпретации в восприятии зрителя.

Север становится источником вдохновения для художников. Почти все живописные работы Ирины Кашировой, представленные в проекте 2014 года, созданы на Ямальском пленэре в 2012, 2014 гг. Ставшие регулярными международные пленэры в Салехарде (2012, 2014, 2016) объединили мастеров из разных стран, которые, оказавшись на Севере, почувствовали особенность этого пространства, восприняли его через цвет и детали природной среды, естественные свойства которой влияют на композиционную структуру, колористический строй и фактурные характеристики произведения. Работы Ирины Кашировой имеют в основе декоративное видение мира, она работает пастозно, разбивая на крупные плоско-

сти поверхность холста, как бы формируя из фрагментов общий уклад северной жизни.

В 2015 году проект «Ямал. Северный цвет» стал частью празднования 85-летия ЯНАО, художники были приглашены с выставкой в Санкт-Петербург: в течение года экспозиции переместились из Представительства ЯНАО в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургский дом национальностей и, наконец, в Молодежный центр Эрмитажа. Выставка стала частью крупного проекта «Дни Ямала в Эрмитаже» и представила творчество северных художников. В сентябре 2016 года выставка «Ямал. Северный цвет» продолжила работу в петербургской галерее «Мастер» (Международный фонд поддержки культуры «Мастер класс»).

Новые работы Ирины Каши-ровой, представленные в экспозиции, были созданы под впечатлением международного фестиваля косторезного искусства (рис. 6, 7), так как для художницы традиционные ремесла являются неотделимой частью северной культуры, наполняющей и питающей ее. Это органично для творчества, так как «мастера традиционного прикладного искусства не просто создавали предметный мир, в котором живет человек. Особенное свойство творчества художника народного искусства заключается в том, что оно заставляет выразительно выражать скрытые в предметах материальной культуры сущностные силы человека и эпохи. Тем самым оно сознательно и усиленно влияет на формирование личности, пользующейся этими предмета-

ми и живущей среди них. Из этого следует, что всякое произведение традиционного прикладного искусства является образом человеческих чувств, желаний, стремлений, мыслей, скрытых в соответствующих предметах» [2, с. 23].

Этапным шагом для развития проекта в 2019 году стала выставка «Ямал. Северный цвет» в Санкт-Петербургском музее Арктики и Антарктики, где помимо современной живописи были представлены из фондов музея работы художников, обучавшихся в 1930-х годах в ленинградском институте народов Севера (рис. 8, 9). Малая пластика, выполненная в бронзе, сохранила наивный взгляд ненецких скульпторов и попытку перенесения в литье традиционных приемов резьбы по кости. Скульптура из бронзы напоминает первобытных идолов, соединяющих мир людей и мир духов.

В работе Ирины Кашировой «Верхний Мир» (рис. 10) изображено пространство над очагом в чуме. Дымовое отверстие (на ненецком языке «мокода») является сакральной частью чума. Диагонали балок на фоне неба задают ритмичную структуру всей работе.

2019 год стал юбилейным для Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств. 16 апреля в рамках празднования 35-летия музея выставка «Ямал. Северный цвет» открылась в Новом Уренгое, где большая часть экспозиции была собрана из этнографического фонда музея. Сопоставление современной живописи и предметов, обуславливающих традиционный быт и культуру северян,

Рис. 6.

И. Каширова. Пряжка на мужской национальный пояс. 2020. Холст, акрил. 80x60

Собственность

Рис. 8.

Ф. Болотников. Ненец (самоед). Мужчина с копьем. 1935. Бронза. 35x19x12

Российский

государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

Рис. 9.

Ф. Болотников. Хора. Олень-бык. 1936. Бронза. 27,5x37x13

Российский

государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

Рис. 7. Пряжки

на мужской пояс. Начало XX в. Рог оленя, резьба. 4x6

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств

помогло создать целостное пространство, наполненное скрытыми символами и духовной силой северного народа.

Проект «Ямал. Северный цвет» будет продолжен: в планах привлечение к проекту ямальских мастеров, косторезов, живописцев, графиков и художников декоративно-прикладного искусства для создания экспозиционного пространства, сохраняющего ценности северной культуры и знакомящего зрителей с самобытной природой и людьми Ямала.

▲Рис. 10. И. Каширова. Верхний Мир. Очаг. 2014. Картон, акрил. 70x100.

Собственность автора

▼ Рис. 11. И. Каширова. Перекур. 2015. Холст, акрил. 70x90.

Российский

государственный музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

Литература

1. Традиционное жилище и быт ненцев. Традиционное воспитание в семьях лесных ненцев / под ред. М. Н. Гардамшиной. - Москва : Комсити М, 2004. - 72 с.

2. Некрасова, М. А. Современное народное искусство: связь времен / М.А. Некрасова. - Москва : Искусство, 200l. - 140 с.

Об авторе

Прошкина Ольга Алексеевна - кандидат искусствоведения, доцент факультета теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске

E-mail: [email protected]

NORTHERN COLOR OF YAMAL

Proshkina Olga Alekseevna

Candidate of Arts, assistant professor, Department of theory and history of art at the Moscow State Academic Art Institute named after V I. Surikov, Regional Branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East" in Krasnoyarsk

Abstract: The paper is devoted to the art project «Yamal. Northern color», which aims to create exhibitions at various venues of the country, where viewers can see the beauty of the Far North in the works of modern artists. The project is intended to unite painters and graphic artists, masters of decorative and applied arts and traditional bone carving. The first exhibitions were held at the Novy Urengoy Museum of Fine Arts in 2014. The painter Irina Kashirova became the main organizer of the project. Her work has been addressed to the nature and traditional culture of Yamal for more than ten years.Works from different museum collections were involved to create expositions of the project. So the exhibition in Novy Urengoy was supplemented by works of such famous bone cutters as S. Luginin, E. Salinder, E. Alaba, V. Yadne, A. Zaikin, V. Moiseev. The Museum of the Arctic and Antarctic in Saint Petersburg provided the sculptures in bronze made in 1930's by Northern artists who were trained at the Leningrad Institute of the peoples of the North. «Yamal. Northern color» will be continued in order to attract even more modern artists and to expend the geography of exhibition venues.

Keywords: Yamal art; I. Kashirova; Far North; bone carving; traditional art of the North; Nenets; Khanty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.