Научная статья на тему 'КОСТОРЕЗНЫЕ ШКОЛЫ РУССКОГО СЕВЕРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЕВА)'

КОСТОРЕЗНЫЕ ШКОЛЫ РУССКОГО СЕВЕРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЕВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / РУССКИЙ СЕВЕР / КОСТОРЕЗНАЯ ШКОЛА / ХОЛМОГОРСКИЙ ЦЕНТР / ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗЬБА / ЯКУТСКАЯ РЕЗЬБА / ЧУКОТСКАЯ ШКОЛА РЕЗЬБЫ / УЭЛЕН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воротникова Елена Михайловна

Статья посвящена исследованию косторезного искусства Русского Севера 2-й половины XX века. Выявляются основные особенности косторезных школ, произведения которых представлены в ранее не исследовавшейся коллекции Иркутского областного художественного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BONE-CUTTING SCHOOLS OF THE RUSSIAN NORTH OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY (BASED ON THE FUNDS MATERIALS OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV)

The article is devoted to the study of bone-cutting art of the Russian North of the 2nd half of the XX century. The main features of bone-cutting schools, whose works are presented in the previously unexplored collection of the Irkutsk Regional Art Museum, are revealed.

Текст научной работы на тему «КОСТОРЕЗНЫЕ ШКОЛЫ РУССКОГО СЕВЕРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЕВА)»

В. А. Русаев. Шаман. 1993. Бивень мамонта, резьба. 12x11x4,5

Иркутский областной

художественный музей им В. П. Сукачева (Иркутск)

V. A. Rusaev. The shaman. 1993. Mammoth tusk, carving. 12x11x4.5

Irkutsk

Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

■V/ *

ft m

■ : : ; J,

DOI: 10.17516/2713-2714-0021 УДК 7.745.55

BONE-CUTTING SCHOOLS OF THE RUSSIAN NORTH OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY (BASED ON THE FUNDS MATERIALS OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV)

Vorotnikova Elena Mikhaylovna

Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev Irkursk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the study of bone-cutting art of the Russian North of the 2nd half of the XX century. The main features of bone-cutting schools, whose works are presented in the previously unexplored collection of the Irkutsk Regional Art Museum, are revealed.

Keywords: Irkutsk Regional Art Museum; Russian North; bone-cutting school; Kholmogorsky Center; Tobolsk carving; Yakut carving; Chukchi carving school; Uelen.

Citation: Vorotnikova, E.M. (2022). BONE-CUTTING SCHOOLS OF THE RUSSIAN NORTH OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY (BASED ON THE FUNDS MATERIALS OF THE IRKUTSK REGIONAL ART MUSEUM NAMED AFTER V. P. SUKACHEV). IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 7279.

Е. М. Воротникова

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева Иркутск, Российская Федерация

КОСТОРЕЗНЫЕ ШКОЛЫ РУССКОГО СЕВЕРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В. П. СУКАЧЕВА)

Статья посвящена исследованию косторезного искусства Русского Севера 2-й половины XX века. Выявляются основные особенности косторезных школ, произведения которых представлены в ранее не исследовавшейся коллекции Иркутского областного художественного музея.

Ключевые слова: Иркутский областной художественный музей; Русский Север; косторезная школа; Холмогорский центр; Тобольская резьба; Якутская резьба; чукотская школа резьбы; Уэлен.

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева обладает богатой коллекцией изделий из кости. Она насчитывает более 400 произведений из разных стран (Китай, Япония, Индия и Россия). Временные рамки очень большие - начиная с каменного века (палеолит, неолит) и заканчивая XXI веком. Более 50 работ входит в коллекцию изделий из кости Русского Севера второй половины XX века. Именно этому периоду будет посвящена данная статья.

Термин «Русский Север» появился на рубеже XIX и XX веков, и это не только географическое понятие, но и историко-культурное. Для Русского Севера характерны своеобразные народные ремесла и промыслы, в их число входит и косторезное искусство. Резьба по кости - один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Создавая орудия труда, человек начал украшать их узорами и постепенно перешел к изготовлению декоративных предметов. Так со временем сформировались разнообразные приемы художественной обработки кости и определенные косторезные школы. В России они распространились в северных районах. Для работ использовали и до сих пор используют бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, цевку (кость домашних животных); очень редко применяется слоновая кость.

Экспонаты из фондов Иркутского музея дают представление об основных центрах косторезного искусства. Это самый древний холмогорский центр, тобольская и якутская школы и произведения чукотской (Уэленской) мастерской. Каждый из них прошел свой путь становления и развития, обусловленный историческими условиями и традициями национальной культуры.

Холмогорский центр

Формирование знаменитого косторезного промысла происходит на берегах Северной Двины в селе Холмогоры Архангельской области в XVI-XVII вв. [10, с. 10]. Немаловажную роль в развитии резьбы по кости сыграли находки бивня мамонта и добыча клыка моржа. В холмогорской резьбе пересекаются различные культурные традиции (местные и новгородские). Она представляет собой тончайшую ажурную вязь орнамента (традиция идет с XIX века), сочетающуюся с рельефными изображениями (истоки - с XVIII века).

В коллекции музея есть работа одного из представителей данной школы, считавшегося ве-

Туккай.

Приручение оленя. 1957. Клык моржа, резьба. 9x11x5

Иркутский областной

художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

Tukkai.

Taming the deer. 1957. Walrus fang, carving. 9x11x5

Irkutsk

Regional Art Museum named after V P. Sukachev (Irkutsk)

дущим художником Холмогорского центра: это Парфен Парфенович Черникович (1920-2011). Его изделие - декоративная ваза «Лесная быль» (1984), поступившая, как и некоторые другие работы из кости, из Республиканского центра «Ро-сизопропаганда» в 1991 году. П. П. Черникович родился в деревне Страхини Минской губернии, был среди первых выпускников профессионально-технической школы в с. Ломоносово (1939), участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен. После войны занимал пост художественного руководителя артели, именно в эти годы (1945-1946) были созданы его известные произведения - ваза «Север» и кубок «Победа». Черникович был основателем художественной школы в п. Варнавино (1970-е гг., Нижегородская область), соединившей холмогорскую технику резьбы с элементами нижегородской деревянной и каменной резьбы. На базе этой школы образовалась Варнавинская художественная фабрика резьбы по кости (ТОО «Варко»).

Декоративная ваза «Лесная быль» из Иркутской коллекции представляет собой вытянутый сосуд из бивня мамонта со сквозной резьбой в виде ажурных завитков в сочетании с объемными рельефами лесных животных и птиц (лоси, олени, белки, зайцы, тетерева, гуси). Она дает общее представление о холмогорском центре и его направлении.

Тобольская школа

Тобольск - крупнейший в России центр косторезного мастерства, зародившийся в XVII веке. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости становится промыслом, налажено ее произ-

Г. Г. Кривошеий. Чаепитие. Автопортрет. 1992. Зуб

кашалота, резьба. 5x4x4,5

Иркутский областной

художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

G. G. Krivoshein. Tea party. Self-portrait. 1992. Sperm whale tooth, carving. 5x4x4.5

Irkutsk

Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

водство и сбыт. Этому способствовало открытие первой косторезной школы И. Е. Овешковым и знание многовековой традиции обработки кости у коренных народов Севера - ханты, манси, ненцев, которые изготавливали небольшие предметы бытового или охотничьего характера. Важно было детально показать жизнь людей. Изготовление скульптурных произведений стало основой дальнейшего развития промысла. Вплоть до 1960-х годов мастера занимались изготовлением крупных многофигурных композиций, иногда размещая скульптуру на необработанном куске бивня мамонта, что придавало произведению большую значимость и мощь.

Изделия из кости отправляют за границу благодаря деятельности артели «Коопэкспорт», созданной в 1920-х годах. 1930-е годы ознаменованы всемирным признанием: на выставке 1937 года в Париже ряд мастеров получили медали и дипломы.

Великая Отечественная война забрала жизни многих резчиков. 1950-е годы - время, когда на фабрику пришли молодые резчики: Г. Г. Криво-шеин, А. Ф. Кривошеина, В. А. Русаев, В. П. Обря-дова, М. В. Тимиргазеев, М. Г. Сандлерская, М. М. Хучашев, С. Алыкова, Н. Ю. Щепина. В коллекции музея находятся работы этих авторов, купленные у авторов или подаренные музею в 1990-е годы. Резчики сохраняют традиции старых мастеров, привнося что-то новое. Сказывается влияние резьбы других центров, так как молодые мастера вступали в артель после окончания Московского,

Ломоносовского, Абрамцевского и Хотьковского учебных заведений [4].

В 1960 г. артель «Коопэкспорт» реорганизовали в Тобольскую фабрику художественных косторезных изделий. Так началась новая история тобольской резьбы по кости. Меняется ее стилевое направление: одно- и трехфигурные композиции приходят на смену многофигурным. Детальность сменяется обобщением форм, большей лаконичностью и условностью, благодаря чему активнее выявляется фактура кости. Подобные камерные произведения стали своеобразными зарисовками сцен из повседневной жизни [10, с. 138].

Это видно в работах Геннадия Георгиевича Кривошеина (1935-1993) «Швея», «Шалунья», «Чаепитие» (1993) и в работах его жены Алевтины Федоровны Кривошеиной («Песня тундры», 1993). Геннадий Кривошеин пришел на фабрику 16-летним учеником: «Учился он жадно, схватывал, ловил каждое слово», - вспоминает его учитель и друг Н.С. Гореликов. И вскоре стал одним из талантливейших и ведущих косторезов фабрики. Становится членом Союза художников РСФСР, награждается медалью «За доблестный труд» и орденом Трудового Красного Знамени, становится лауреатом премии имени И. Е. Репина, ему присваивается звание «Мастер - золотые руки».

Основная тема произведений Веры Проко-фьевны Обрядовой (род. 1938) - материнство и детство. Персонажи всегда раскрыты навстречу зрителю, вступая с ним в прямой контакт. Это заимствование взято из японской скульптуры нэцкэ, с которой она познакомилась во время обучения в Абрамцевской школе [2]. Героев Веры Обрядовой отличают жизнерадостность и внутренняя радость бытия: «В тундре», «На качелях», «На олене», «Рыбачок», «Вратарь», «С рыбкой» (1991). Герой в этих работах - непоседливый ребенок, который занят каким-либо делом: играет с белкой или ловит рыбу, качается на качелях или стоит на воротах в футболе.

В 1990-е годы ввиду отсутствия традиционного материала тобольские резчики вынуждены работать с обычной костью (цевка), которая имеет трубчатую форму и тонкие стенки, что осложняет создание полноценного объема. Поэтому тобольским резчикам пришлось перейти к созданию предметов со скульптурными завершениями (коробочки, вазочки, стаканы, ножи) [4]. Например, в коллекции музея есть «Нож для бумаги» (1992) В. П. Обрядовой. Работая с новым

сырьем, тобольские резчики стараются сохранить традиции искусства своего промысла. Например, скульптурное навершие ножа выполнено В.П. Обрядовой в форме головы оленя.

Виталий Андреевич Русаев (1935-2002) родился в с. Большая Заморозовка Нижнетавдин-ского района Тюменской области. Так же, как и многие косторезы, он пришел на Тобольскую фабрику после войны 15-летним мальчиком и проработал там до 1971 г. Затем переехал в Тюмень. Уже в его ранних работах проявилась творческая индивидуальность, понимание природы материала. Основной темой творчества Виталия Андреевича стали жизнь и быт Тюменского Севера. Работу «Шаман» (1993) отличает подчеркнутый динамизм, внутреннее напряжение. В. Русаев первым из тобольских косторезов обратился к персонажам северных сказок. К примеру, симпатичная работа «Эльхин» (лентяй) (1993). Она выполнена из зуба кашалота. Мастер любил работать с разным материалом.

Новое поколение косторезов ставит перед собой сложные творческие задачи, которые способствуют развитию индивидуального почерка каждого мастера. Например, косторез Минса-лим Валиахметович Тимергазеев (род. в 1950 г., в д. Красный Яр Тюменской области) занимался в изостудии при Тобольской фабрике художественных косторезных изделий (1967-1969 гг.), затем учился при Абрамцевском училище (1977). Мастер пошел по пути более углубленного проникновения в материал. Он попытался уловить и передать своеобразную манеру двигаться, сидеть, носить одежду жителей Среднего Приобья [8]. Этому способствовали регулярные поездки на север, участие в экспедициях Тюменского музея изобразительных искусств по изучению традиционного искусства народов Приобья. Главное, что понял художник, - это слияние человека с природой. Это ярко видно в его работе «Шаман. Камлание на рыбе» (1992). Человек с бубном в руках в яростном порыве идет по рыбе вперед. М. Тимергазеев, проработав на фабрике 14 лет (1967-1981), открывает свою мастерскую «Мин-салим» (1991) при Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике [8], которая работает до сих пор.

Маргарита Гатиновна Сандлерская (род. 1953) также совершила несколько поездок на север Тюменской области. Именно тогда, соприкоснувшись с жизнью и культурой коренных обитателей Среднего Приобья - ханты и манси, - она обре-

ла внутреннюю свободу, которую долго искала. Художницу поразило бескрайнее пространство (тайга, тундра, безбрежная Обь) и люди, занимающиеся охотой, рыболовством и оленеводством. В иркутской коллекции находятся три подсвечника «Забытьё» (1992), рассказывающие о внутреннем поиске своего «я» художницы. Связь с природой - главный принцип М. Сандлерской, поэтому мастер старается сохранить естественные цвет и форму материала. Это ярко видно в гарнитуре «Север» (1992), выполненном из рога лося, разрезанного поперек и не до конца отшлифованного.

В 1990-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой. Например, Сифанур Сариповна Алыкова работает над созданием женских украшений: колье и серьги «Зима» (1993), колье и серьги «Бабушкина сказка» (1993).

Якутская школа

История якутской художественной резьбы по кости начинается с XVIII века, когда ее активно начинают развивать переселенцы с Русского Севера. Местные жители мало использовали бивни мамонта, считая их собственностью духа земли. Поэтому переселенцы, впитав в себя местные традиции - прежде всего орнаментальную резьбу по дереву, часто используют в своих работах мамонтовую кость. Начиная с изготовления предметов быта, мастера постепенно переходят к созданию скульптурных композиций. Возрождение якутского косторезного промысла начинается в конце 1940 - начале 1950-х годов. Большую роль в этом сыграл Союз художников, привлекавший косторезов к участию в выставках. В 1945 г. было открыто художественное училище.

К. М. Мамонтов. На вечной мерзлоте. 2015.

Рог лося, рог горного барана, бивень мамонта, резьба. 26x13,7

Иркутский областной

художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

K. M. Mamontov. On permafrost. 2015. Elk horn, mountain ram horn, mammoth tusk, carving. 26x13.7 Irkutsk

Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

Ф. И. Марков. Дух охоты Байанай. 1993. Рог лося, резьба. 12x8x11

Иркутский областной

художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

F. I. Markov. The spirit of Bayanai hunting. 1993. Elk horn, carving. 12x8x11

Irkutsk

Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

В 1975 г. якутское художественное училище закончили К. М. Мамонтов, Ф. И. Марков и Р. М. Пинигин. Они работают в мелкой пластике, продолжая якутские традиции.

Константин Меркурьевич Мамонтов (род. в 1949 в селе Шея Сунтарского улуса) - заслуженный художник РФ, профессор Арктического государственного института культуры и искусств.

Творческий почерк Мамонтова узнаваем: его сюжетные и порой усложненные композиции отличаются подвижностью, текучестью форм, эмоциональностью [1]. Спектр тематики достаточно широкий, включая традиционные фигурки животного мира, фольклорные образы («Дух души предков» (1993), «Хозяин тундры» (2015)) и быт народов Севера («Удачная рыбалка» (1987-1988), «Праздник Севера» (1986), «В дорогу» (1993)). Художник также смело внедряет рог оленя, используя в композиции природную форму и цвет материала. Это хорошо видно в композиции 2015 года «На вечной мерзлоте», где художник использовал рог лося, рог горного барана и бивень мамонта.

Федор Иванович Марков родился в селе Таба-га Мегино-Кангаласского улуса в 1948 г. Окончил Якутское художественное училище. Народный художник Республики Саха (Якутия), член Союза художников России с 1980 года. Он работал на фабрике народных промыслов «Сардана» ювелиром и мастером-косторезом по созданию малосерийных и уникальных образцов. В конце 1980-х годов, увлекшись японским косторезным искусством в стиле окимоно и нэцкэ, стал резать ми-

ниатюру, близкую японской. При этом мастер сохранил традиции якутской резьбы по кости с ее цельностью, сдержанностью чувств и приемами обработки кости [9]. Ф.И. Марков хорошо владеет техникой разнообразных материалов, создает современные жанровые, фольклорные и анималистические композиции. В коллекции музея находятся его работы «Старики» (1984), «Мамонт» (1993), «За добычей» (1993), «Дух охоты Байанай» (1993).

Роман Михайлович Пинигин родился в селе Диринг Чурапчинского улуса в 1947 г., с 1988 г. член Союза художников России. В ранних работах он обращается к анималистическому жанру и фольклору. Например, работа «Огненная змея» (1992) выполнена в виде вертикально стоящей зигзагообразной змеи-дракона. С 2000-х интерес мастера направлен на человека. Произведения Р. Пинигина отличаются компактностью, выразительностью композиции, профессиональной завершенностью. Мастер награжден дипломами всероссийских смотров «Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремесел Крайнего Севера и Дальнего Востока (2003), «Сказ на бивне мамонта» (2005).

Константин Константинович Крылов (род. 1932) - член СХ СССР с 1964 г. Композициям К. К. Крылова присущи логическая завершенность замысла и обобщенность в трактовке формы, мягкость и теплота характеристик. «Лоокут и Ньургутун» (1980) - драма по мотивам сказочной якутской легенды Т.Е. Сметанина (якутского советского писателя и поэта).

Роберт Никифорович Петров (1949-2004) был прекрасным знатоком якутской народной мифологии и религии, свободно и широко обращался к культурному наследию предков [5]. В коллекции музея представлен только «Нож для бумаги» (1995) со скульптурным завершением в виде человека.

Чукотская мастерская

На северо-востоке нашей страны, на берегу Берингова пролива в чукотском поселке Уэлен расположен всемирно известный центр «Уэлен-ская косторезная мастерская», основанный в 1931 году. Народы Крайнего Севера в этом регионе всегда проявляли значительный интерес к резьбе по кости. Ничего удивительного, что именно здесь возникло предприятие, объединившее резчиков по кости и граверов по моржовому клыку. История самобытного искусства насчиты-

вает более двух тысяч лет, о чем говорят результаты археологических исследований - петроглифы и скульптурные изображения животных и людей. В конце XIX - начале ХХ века на цельных моржовых клыках появляются гравировки, изображающие сцены быта морских охотников и оленеводов. Анималистическая скульптура также носит повествовательный характер, усложняясь до многофигурной композиции [10, с. 166].

Во второй половине XX века в мастерскую приходит много талантливых молодых косторезов. Среди них резчик Туккай (1911-1973), в 1968 г. возглавивший мастерскую. За двадцать лет творческой работы он создал множество произведений, рассказывающих о труде его земляков. Творчество замечательного мастера опиралось на традиции национального искусства, но он постоянно был в поиске, постоянно развивал искусство своего народа. Именно Туккай сделал главной темой своих произведений труд человека [7]. Эти качества проявились уже в его первых работах, среди которых и произведение из коллекции иркутского музея «Приручение оленя» (1957), поступившее в музей в 1963 г. из Дирекции художественных выставок и панорам.

С этого же времени в скульптуре усиливается стремление к передаче активного движения, эмоционального состояния героев. Эти новые изменения можно увидеть в работе одаренного мастера Хухутана (1904-1969) «Упряжка. Возвращение с добычей» (1957). В динамичной композиции упряжка мчится по выгнутой полукруглой поверхности, превращая обычную поездку в некое эпическое действие [10, с. 170]. Хухутан родился в Наукане в семье охотника на морского зверя, был сам охотником, но, потеряв ногу во время охоты, обратился к косторезному искусству. Работал с основном с моржовым клыком. Мастер один из первых чукотских косторезов разрабатывал многофигурные композиции.

Большое распространение в гравюре на кости в 1950-1980-е гг. получает бытовой жанр. На одной стороне обычно изображали сцены морской охоты, оленеводства, на другой - возвращение с охоты и разделку добычи. Яркий пример - «Сцена охоты» неизвестного мастера и «Стакан» (1957) Галины Тынатваль из коллекции Иркутского музея.

Галина Тынатваль (1930-2007) родилась в Уэ-лене в семье костореза Вуквутагина, одного из основателей Уэленской косторезной мастерской. Мастер очень реалистична в изображении и вни-

П. П. Черникович. Лесная быль. Декоративная ваза. 1984. Кость, резьба. 28,5x7x4,3

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

мательна к деталям. Это можно увидеть в композиции «Детский сад на Чукотке» (1957). На моржовом клыке мы видим изображение того, что происходит в доме: дети играют, потом идут на улицу гулять, к вечеру их забирают родители. На другой стороне клыка изображено, как родители из всех домов опять ведут детей в ясли и идут на работу. Для Тынатваль характерны плавный контур рисунка, поэтическая, эмоциональная наполненность изображения.

Коллекция произведений из кости второй половины XX века Иркутского художественного музея дает общее представление о своеобразии каждого косторезного промысла: холмогорского, тобольского, якутского и чукотского.

С момента поступления в музей произведения из кости разных стран выставлялись лишь как дополнение к выставкам. В постоянной экспозиции китайского искусства представлено несколько экспонатов из кости. В качестве самостоятельной тематической выставки кость не показывалась зрителям долгое время. Лишь в

P. P. Chernikovich. Decorative vase "Forest past". 1984. Bone, carving. 28.5x7x4.3

Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

мС. С. Алыкова. Колье

из гарнитура «Зима». 1993. Бивень мамонта, резьба. 45x3

Иркутский областной

художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

S. S. Alykova. Necklace from the "Winter" headset. 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mammoth tusk,

carving.

45x3

Irkutsk

Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

М. В. Тимергазеев. Шаман. Камлание на рыбе. 1992. Цевка, резьба. 7,3x11x2,5

Иркутский областной

художественный музей им. В. П. Сукачева (Иркутск)

M. V. Timergazeev. The shaman. Kamlanie on fish. 1992. Tsevka, carving. 7.3x11x2.5

Irkutsk

Regional Art Museum named after V. P. Sukachev (Irkutsk)

2021 году была проведена мини-выставка кости мастеров Русского Севера в стенах Иркутского областного художественного музея. В этом же году начато изучение данной темы, в дальнейшем планируются изучение коллекции кости других стран, проведение выставок и выпуск каталога всей коллекции произведений из кости.

Литература

1. Арктический государственный институт искусств и культуры. К 10-летию АГИИК. Чествуем своих юбиляров! - URL: http://old.agiki.ru/news.aspx?id_news=81 (дата обращения 26.03.2022).

2. Легенды Сибири. Сувениры и подарки из кости. -URL: Ьйр://косторез.рфАахопотуЛегт/85 (дата обращения 25.11.202l).

3. Митлянская, Т. Б. Художники Чукотки / автор-составитель Т. Б. Митлянская. - Москва, 1976. - 208 с. : ил.

4. Народные промыслы: Тобольская резная кость.

- URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=53 (дата обращения 26.03.2022).

5. Приглашаем на вечер памяти художника-костореза Роберта Петрова. - URL: https://vk.com/wall-43488420_1393 (дата обращения 26.03.2022).

6. Сандлерская Маргарита. - URL: https://ahdi.ru/ index.php/rezba-po-kosti/sandlerskaya-margarita (дата обращения 26.03.2022).

7. Старожилы Чукотки. Туккай. Чукотские косторезы. - URL: http://zorinanata.ru/chukotskie-kostorezy/ starozhily-chukotki-tukkaj (дата обращения 26.03.2022).

8. Субботина, В.А. Тобольский косторез - Минса-лим Тимергазеев. - URL: http://cornholio.narod.ru/ history4/part3par27_timergazeev.html (дата обращения

26.03.2022).

9. Федор Марков: Продолжая традиции предков!

- URL: https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1149623 (дата обращения 26.03.2022).

10. Художественная резная кость XVII-XX веков из собрания Всероссийского музея ДПИ и народного искусства : альбом / автор-составитель Е. Б. Алаева. -Москва., 2015. -248 с. : ил.

11. Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского государственного историко-художествен-ного музея-заповедника / сост. А. К. Ефимова, Е. Н. Клитина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1981. - 181 с. : цв. ил.

References

1. Arkticheskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury. K 10-letiyu AGIIK. Chestvuem svoih yubilyarov! [Arctic State Institute of Culture and Arts. To the 10th anniversary of ASICA. We honor the heroes of the anniversary!], available at: http://old.agiki.ru/news.aspx?id_news=81 (accessed 26.03.2022).

2. Legendy Sibiri. Suveniry i podarki iz kosti [Legends of Siberia. Souvenirs and presents made out of bone], available at: http://kostorez.rf/taxonomy/term/85 (accessed 25.11.2021).

3. Mitlyanskaya T. B. Hudozhniki Chukotki [Artists of Chukotka]. Author-compiler T. B. Mitlyanskaya. Moscow, 1976, 208 p.

4. Narodnye promysly: Tobol'skaya reznaya kost' [Folk arts and crafts: a carved bone of Tobolsk], available at: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=53 (accessed 26.03.2022).

5. Priglashaem na vecher pamyati hudozhnika-kostoreza

Roberta Petrova [An introduction for the bone-carver artist Robert Petrov's memorial evening], available at: https:// vk.com/wall-43488420_1393 (accessed 26.03.2022).

6. Sandlerskaya Margarita, available at: https://ahdi. ru/index.php/rezba-po-kosti/sandlerskaya-margarita (accessed 26.03.2022).

7. Starozhily Chukotki. Tukkaj. Chukotskie kostorezy [Chukotka old-timers. Tukkay. Chukotka bone-carvers], available at: http://zorinanata.ru/chukotskie-kostorezy/ starozhily-chukotki-tukkaj (accessed 26.03.2022).

8. Subbotina V. A. Tobol'skij kostorez - Minsalim Timergazeev [The Tobolsk bone-carver - Minsalim Timergazeev], available at: http://cornholio.narod. ru/history4/part3par27_timergazeev.html (accessed

26.03.2022).

9. Fedor Markov: Prodolzhaya tradicii predkov! [Fedor Markov: Following the ancestors' traditions!], available at: https://dnevniki.ykt.ru/NikBara/1149623 (accessed 26.03.2022).

10. Alaeva E. B. Hudozhestvennaya reznaya kost' XVII-XX vekov iz sobraniya Vserossijskogo muzeya DPI i narodnogo iskusstva : al'bom [A carved bone of the XVII-XX centuries from the collection of the All-Russian Museum of Decorative and Applied and Folk Arts: an album]. Moscow, 2015, 248 p.

11. Chukotskoe i eskimosskoe iskusstvo iz sobraniya Zagorskogo gosudarstvennogo istoriko-hudozhestvennogo muzeya-zapovednika [Chukotka and Eskimo Art from the collection of the Zagorsk State Museum-Preserve of History and Art]. Compilers A. K. Efimova, E. N. Klitina. Leningrad, Hudozhnik RSFSR, 1981, 181 p.

Об авторе

Воротникова Елена Михайловна - научный сотрудник отдела хранения фондов Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, Иркутск E-mail: Helen_wait@inbox.ru

Vorotnikova Elena Mikhailovna

Researcher at the Department of Storage of funds of the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev, Irkutsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.