Научная статья на тему 'ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступления в сфере экономики / железнодорожный транспорт / криминалистическая методика расследования преступлений. / economic crimes / railway transport / criminalistic methods of crime investigation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

Целью статьи является рассмотрение особенностей первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, охватывающего период от возбуждения уголовного дела до окончания сбора доказательств, достаточных для предъявления обвинения. В работе раскрываются доминирующие черты первоначального этапа, позволяющие сформулировать его основные задачи. Характеристика задач этапа предопределила его главную функцию – поисково-познавательную деятельность следователей и взаимодействующих с ними субъектов расследования, использование специальных знаний, а также ведущую роль следственных, оперативно-розыскных версий, версий специалистов. Обобщение следственной практики преступлений позволило выявить высокую эффективность комбинированных следственно-оперативных версий. При этом за счет объединения процессуальной и оперативной информации значительно расширяется не только фактическая база версий, но и их теоретическая база, поскольку в ее содержание включаются обобщенные знания участников раскрытия преступления. Специфичность информации, ее поиск, предопределяет доминирование в структуре расследования поисковых коммуникативных и экспериментальных следственных действий. Анализ особенностей производства процессуальных, оперативно-розыскных и иных действий на первоначальном этапе расследования позволили сделать заключение о важности использования в расследовании тактических комплексов (операций и комбинаций), в том числе специализированных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INITIAL STAGE OF THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

The purpose of the article is to consider the features of the initial stage of the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, covering the period from the initiation of a criminal case to the end of the collection of evidence sufficient to bring charges. The paper reveals the dominant features of the initial stage, which make it possible to formulate its main tasks. The characteristics of the tasks of the stage predetermined its main function – the search and cognitive activity of investigators and the subjects of investigation interacting with them, the use of special knowledge, as well as the leading role of investigative, operational-search versions, versions of specialists. Generalization of the investigative practice of crimes revealed the high efficiency of combined investigative and operational versions. At the same time, by combining procedural and operational information, not only the factual base of the versions is significantly expanded, but also their theoretical base, since its content includes generalized knowledge of the participants in the disclosure of the crime. The specificity of information, its search, determines the dominating of search communicative and experimental investigative actions in the structure of the investigation. The analysis of the features of the production of procedural, operational-search and other actions at the initial stage of the investigation allowed us to make a conclusion about the importance of using tactical complexes (operations and combinations), including specialized ones, in the investigation.

Текст научной работы на тему «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

УДК 343.985.7 Б01: 10.24412/2071-6184-2022-3-152-166

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Е.В. Чиненов

Целью статьи является рассмотрение особенностей первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, охватывающего период от возбуждения уголовного дела до окончания сбора доказательств, достаточных для предъявления обвинения. В работе раскрываются доминирующие черты первоначального этапа, позволяющие сформулировать его основные задачи. Характеристика задач этапа предопределила его главную функцию - поисково-познавательную деятельность следователей и взаимодействующих с ними субъектов расследования, использование специальных знаний, а также ведущую роль следственных, оперативно-розыскных версий, версий специалистов. Обобщение следственной практики преступлений позволило выявить высокую эффективность комбинированных следственно-оперативных версий. При этом за счет объединения процессуальной и оперативной информации значительно расширяется не только фактическая база версий, но и их теоретическая база, поскольку в ее содержание включаются обобщенные знания участников раскрытия преступления. Специфичность информации, ее поиск, предопределяет доминирование в структуре расследования поисковых коммуникативных и экспериментальных следственных действий. Анализ особенностей производства процессуальных, оперативно-розыскных и иных действий на первоначальном этапе расследования позволили сделать заключение о важности использования в расследовании тактических комплексов (операций и комбинаций), в том числе специализированных.

Ключевые слова: преступления в сфере экономики; железнодорожный транспорт; криминалистическая методика расследования преступлений.

Ключевые задачи расследования решаются в большинстве случаев на первоначальном этапе, определяющем содержание расследования и его результат. В рамках первоначального этапа окончательно формируется система целей расследования, проводится сбор основных доказательств, получается наибольший массив правовой, психологической и тактической информации об обстоятельствах совершенного преступления, определяются ее носители (источники).

Несмотря на единство и определенное сходство требуемых, рекомендуемых или допустимых действий, направленных на достижение планируемых результатов (закрепление следов и иных фактических данных, выявление, установление события, места, времени, способа совершения преступления, получение информации о причастности лица к совершению деяния и пр.)[1; 2], содержание первоначального этапа расследования различных преступлений обладает определенными, и зачастую существенными различиями. Расставив акценты на основных элементах начальной (исходной)

ситуации первоначального этапа расследования выбранной для научного анализа категории преступлений - в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, правилах преобразования ситуации, возможных необходимых вариантах решений, предметно проанализируем сложившуюся практику расследования преступлений, входящих в данную группу, заострив внимание на наиболее важных специфических чертах.

1. Исходная информация, необходимая для решения задач первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Наличие и содержание исходной информации, ее качественное состояние (полнота, неопределенность или даже отсутствие) обусловленные видом преступления оказывает влияние на состояние ситуаций расследования первоначального этапа (благоприятные и неблагоприятные). Критерием такого разграничения выступает информационный аспект. Объем, характер, доказательственное значение сведений, добытых в ходе поисково-познавательной деятельности в совокупности влияет на исходные ситуации расследования и степень их разрешения.

Изучение материалов уголовных дел о преступлениях,выбранных для научного анализа позволяет нам показать основные источники исходной информации: оперативная информация и результаты оперативно-розыскных мероприятий, их легальное выражение; заявления и сообщения о преступлениях; вещественные доказательства; документы; носители цифровой информации, полученные в порядке, предусмотренном УПК РФ.

2. Выраженный проблемно-ситуационный характер первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Проблемность, конфликтность и организационная неупорядоченность задач расследования, вызванные информационной неопределенностью (недостаточностью необходимой информации, либо избыточностью ненужной) способны затруднять принятие следователем оптимальных решений в условиях дефицита времени. Подобное состояние объясняет необходимость использования для получения субъектной, объектной и модальной информации как следственных действий, так и организационно-подготовительных, оперативно-розыскных, контрольно-проверочных и иных мероприятий, проводимых в комплексе. Полученный в результате информационный массив будет способствовать выдвижению следователем более обоснованных версий.

Устранение организационно-управленческих трудностей создает благоприятную обстановку для активизации информационно-поисковой деятельности, тем самым значительно расширив арсенал тактических возможностей следователя [3; 4].

Разработка и использование криминалистических программ (алгоритмов), с учетом типичных следственных ситуаций и информационных моделей отдельных видов преступлений, обеспечивают первоначальному этапу гарантированный успех [5, с. 73].

3. Специфичность целей решаемых задач первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Первоначальный этап расследования данной категории преступлений преследует своей приоритетной задачей достижение стратегической его цели -установления всех юридически значимых обстоятельств преступления, в ряду которых особо выделяются: познание механизма преступления, его пространственно-временных характеристик, способа приготовления, совершения и сокрытия деяния, оставляемых следов; определение причиненного материального, делового, репутационного ущерба.

Стратегическая цель предопределяет постановку и достижение целей тактических, направленных на выявление и исследование промежуточных фактов, достигаемых проведением следственных и иных (оперативно -розыскных, иных процессуальных, служебных проверочных, организационно -подготовительных) действий. К примеру, сбор криминалистически значимой информации, достаточной для принятия необходимых тактических и процессуальных решений на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в большинстве своем, обеспечивается следственным осмотром.

Особый характер первоначального этапа расследования исследуемой категории преступлений определяет классификационное деление следственных действий на группы: поисковых следственных действий; коммуникативных следственных действий; исследовательского следственного действия; экспериментальных следственных действий; блокирующих следственных действий [6, с. 160]. При чем, выраженными тактическими особенностями обладают действия поисковые, коммуникативные и экспериментальные.

Так, тактика поисковых действий (осмотр места происшествия, предметов, документов, участков местности, помещений) имеет выраженную зависимость от ряда факторов: предмета преступного посягательства; непосредственного места совершения преступления; способа совершения преступления и оставляемых им следов, последствий; вида деятельности в отрасли; выбора используемой для фиксации обстановки, следов, их изъятия криминалистической техники и пр. Обращает также на себя внимание необходимость привлечения к поисковым следственным действиям специалистов в конкретной отрасли железнодорожного транспорта, экономики, 1Т-технологий и др. [7]

Важным отличием тактики коммуникативных следственных действий (допроса) является необходимость тщательной подготовки и использования

нормативных документов, специальной справочной литературы касающихся сферы железнодорожного транспорта, консультационной помощи сведущих лиц. Качественность производства данного следственного действия во многом зависит и от опыта субъекта расследования, обладания необходимым набором криминалистических и специальных знаний [8].

Экспериментальные следственные действия (следственные эксперименты, предъявление для опознания, проверка показаний на месте) тактически обладают особенностями, выражающимися во влиянии на тактику их производства специфики работы железнодорожного транспорта, существованием пространственно-временных характеристик в механизмах преступлений и пр. [9]

4. Характер условий решения задач первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Предупреждение преступлений, выявление, расследование, обнаружение, собирание доказательств, подтверждающих наличие преступления и вину причастных лиц, ведется в особых специфических условиях функционирования железнодорожного транспорта [10; 11; 12]. Решение задач предполагает необходимость учета влияющих на данный процесс двух групп условий:

статичных - специфика обстановки совершения преступления, оставляемых следов последствий преступлений, предмета преступного посягательства и др.;

динамичных - наличие свидетелей, потерпевших, их местонахождение в условиях ограниченного сферой железнодорожного транспортного инфраструктурного комплекса пространства и времени; пространственно -временные особенности механизмов преступлений, способов их подготовки, совершения и сокрытия и др.

5. Комплексность подхода к решению задач первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Предполагает применение наряду со знаниями процессуальными, криминалистическими, психологическими, системы специальных знаний, и в частности, экономических, а также производственных в сфере железнодорожного транспорта, адаптированных к задачам расследования совершаемых здесь преступлений в сфере экономики [13; 14; 15].

6. Инвариантность и комплексный характер (комбинационность) применения методов решения задач первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Например, величина причиненного деянием ущерба может быть определена в зависимости от конкретных ситуаций различными способами: инвентаризацией, ревизией, судебно-экономической экспертизой, предполагающие одни и те же экономико-математические методы.

7. Необходимость использования для решения задач первоначального этапа базовой криминалистической характеристики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Эвристический аспект использования информации, содержащейся в криминалистической характеристике преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры [16] позволит методически правильно организовать расследование и, в частности, определить типовые следственные версии первоначального этапа - главный инструмент преодоления проблемных ситуаций по уголовным делам. При минимуме исходной информации следователю в криминалистической характеристике преступлений будет возможно найти соответствующие ей дополнительные данные, включить их в теоретическую базу версии, существенно расширив поисковые возможности обеспечив достижение стратегической и тактических целей расследования.

8. Необходимость использования для решения задач первоначального этапа тактических комплексов (операций и комбинаций).

Используемые тактические комплексы могут быть тройственной природы.

Во-первых, это тактические комплексы, направленные на получение ориентирующей информации. В их перечне тактические решения о производстве организационных, оперативно-розыскных, специальных мероприятий. Например, по делам о кражах, совершаемых материально -ответственными лицами тактическое решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» будет способствовать получению криминалистически значимой информации о причастных к деянию материально-ответственных лицах, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; решение о проведении инвентаризации обеспечит установление факта недостачи (излишка) предмета посягательства, являющегося учетным объектом; решение о проведении документальной ревизии позволит определить причиненный материальный ущерб, период его образования, механизм преступления, конкретизировать круг причастных лиц.

Во-вторых, тактические комплексы, направленные на проведение криминалистической диагностики конкретных преступлений. Эффективными в решении диагностических задач расследования являются комплексы мероприятий, включающих наряду с отмеченными выше мероприятия процессуального характера. Например, официальная проверка сообщения о присвоении и растрате, выявленном в результате ревизионно-проверочных работ в организации железнодорожного транспорта будет предполагать выемку и осмотр документов, опросы и допросы свидетелей, специалистов, задержание и допрос подозреваемых, обыски на их рабочих местах, в квартирах и подсобных помещениях. Рекомендовано на первоначальном этапе

расследования назначение специальных судебных экспертизы (экономических), поскольку сроки их производства довольно значительны, и это может затянуть сроки следствия.

Продуктивным методом диагностирования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, может быть экономико-криминалистический анализ информации, содержащейся в учетных, финансовых, производственных документах, информационных базах данных. Этот метод является одним из действенных средств решения тактических задач в раскрытии и расследовании экономических преступлений и рекомендован к использованию в рамках оперативно-розыскной деятельности [17; 18].

В-третьих, узкоспециализированные тактические комплексы, направленные на собирание, проверку и оценку доказательств, объединенные общим родовым объектом преступного посягательства - железнодорожным транспортом и совершаемыми здесь преступлениями в сфере экономики. Их предназначение - решение конкретных, специфических задач первоначального этапа расследования. В ряду таких мероприятий выделяются, например: «Документы железнодорожной организации»; «Железнодорожные перевозки»; «Цифровая железная дорога»; «Железнодорожная инфраструктура»; «Вещественные доказательства (основные средства и материально -производственные запасы железнодорожной организации)». Примером содержания тактического комплекса является комплекс мероприятий «Документы железнодорожной организации», состоящий из:

а) оперативно-розыскных мероприятий «Исследование предметов и документов», «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений», «Получение компьютерной информации», «Снятие информации с технических каналов связи» и др.;

б) мероприятий документального и фактического контроля (документальных ревизий, инвентаризаций, контрольных обмеров; обследования объектов; лабораторный анализ и пр.;

в) процессуального мероприятия «Получение объяснений».

Представленные нами специфические черты задач первоначального этапа

расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры является далеко не исчерпывающими. Однако и сквозь их призму возможно заметить особое влияние на характер их содержания выраженной специфики обстановки, исходной информации, условий расследования, складывающихся следственных ситуаций.

Далее, исходя из существующих особенностей получения исходной информации (источника, вида, объема, характера и интенсивности), наоснове криминалистической классификации исследуемой категории преступлений предпримем попытку систематизации задач расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах

транспортной инфраструктуры по группам в условиях типовых ситуаций расследования.

Первая группа задач касается ситуаций, возникающих при расследования преступлений, имеющих материальный объект (предмет) преступного посягательства. Как правило, такие преступления (гл. 21 УК РФ) очевидны, а складывающиеся следственные ситуации к перспективам расследования следует считать благоприятными. Вывод объясняется тем, что в изученных ситуациях расследования у следователя к наступлению первоначального этапа расследования имеется в наличии значительный объем первичной информации ориентирующего и доказательственного характера, а дальнейшее ее закрепление, как правило, затруднений не вызывает. Имеются лишь особенности в тактике ведения следствия.

Проведенный анализ материалов уголовных дел позволяет нам выделить два основных вида ситуаций расследования преступлений, имеющих материальный объект (предмет) преступного посягательства. При этом каждая ситуация предполагает конкретные формы криминалистических решений следователя и применяемых им тактических комплексов.

1. Ситуации расследования преступлений с имеющейся информацией о преступном событии и виновном лице. В подобных ситуациях основные сведения о конкретном эпизоде преступной деятельности, способе приготовления, совершения и сокрытия деяния, личности преступника субъектам расследования известны. Ситуации к перспективам расследования следует считать благоприятными. Криминалистически значимая информация имеется в наличии в достаточном объеме. Требуется поиск, обнаружение и фиксация доказательств, закрепляющих вину подозреваемого.

Разрешение ситуаций предполагает обязательность проведения наряду с первоначальными следственными действиями (в большинстве своем следственными осмотрами, допросами) ряда организационных и оперативно -розыскных мероприятий (организации своевременного выезда следственно-оперативной группы на место происшествия с целью получения фактических данных, привлечения необходимых специалистов, проведения опросов, обследований зданий, помещений, сооружений, участков местности и пр.), объединенных в тактические комплексы «Задержание с поличным», «Поиск и фиксация доказательств на месте совершения преступления», «Изобличение виновных лиц» и др.

Примером, иллюстрирующим ситуации данного типа, может служить уголовное дело по факту хищения путем свободного доступа (ст. 158 УК РФ) гр. Л. имущества (балансира стрелочного перевода) принадлежащего филиалу ОАО «РЖД» Миллеровской дистанции пути ПЧ-351.

По данному уголовному делу виновность лица была подтверждена за счет информации, трансформированной версионной деятельностью следователя в

Уголовное дело №1-38/2020 // Архив Миллеровского районного суда Ростовской области.

доказательства из следующих источников: показаний представителей Миллеровской дистанции пути ПЧ-35, обнаруживших в ходе путевого обхода отсутствие балансира стрелочного перевода; рапорта сотрудника УР Лиховского ЛО МВД на транспорте об обнаружении признаков преступления; протокола осмотра места происшествия; протокола проверки показаний на месте; протокола осмотра предметов; показаний установленных свидетелей преступления; справки о стоимости похищенного имущества.

2. Ситуации расследования преступлений, исходная информация о которых не содержит данных о событии и виновном либо содержит данные только о событии преступления. Ситуации расследования характеризуется необходимостью накопления значительного массива информации о преступной деятельности в результате осуществляемой оперативно-розыскной деятельности, контрольных и проверочных мероприятий. Указанные мероприятия как правило предшествуют первоначальному этапу, идут в его рамках параллельно со следственными действиями и направлены на достижение цели обнаружения, фиксации, изъятия вещественных доказательств, документов, предметов, установления всех причастных лиц.

Следственные ситуации к перспективам расследования следует признать достаточно благоприятными при условии соблюдения требования к уровню квалификации следователя, умению им грамотно планировать расследование, программировать следственные и иные действия, организовывать взаимодействие с оперативными работниками, специалистами, синтезировать получаемые оперативно-розыскные, следственные версии, версии специалистов. При этом, во главу угла следует ставить ориентацию следователя в производственных и экономических вопросах сферы железнодорожного транспорта, обязательность изучения нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность железнодорожной организации, а также специальной литературы, чем как справедливо отмечает А.Ф. Волынский обеспечиваются «... условия готовности к эффективному использованию криминалистических методов, средств и рекомендаций, а также реализуется такая готовность в практике раскрытия и расследования преступлений» [19, с. 6].

Примером следственных ситуаций данной группы может служить уголовное дело по факту растраты (ст. 160 УК РФ) гр. А. - должностным лицом локомотивного депо «Ужур» вверенного ему имущества, принадлежащего организации ОАО «РЖД»1. В рамках данного уголовного дела первичная информация была получена из оперативных источников. С целью ее проверки было принято решение о проведении комплекса тактических приемов, включающих: оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение», тактическую операцию «Задержание с поличным», заложивших основу системы расследования уголовного дела. Применение комплекса обеспечило решение не

1 Уголовное дело №1-183/2018 // Архив Ужурского районного суда Красноярского края.

159

только промежуточной задачи расследования, но и предопределило тактику производства в дальнейшем осмотра места происшествия, тактических операций «Поиск и фиксация доказательств на месте совершения преступления», «Розыск ранее похищенного имущества», ревизии, допросов, тем сам самым максимально приблизив достижение конечной цели расследования.

Отдельно следует коснуться специфических ситуаций, когда исходная информация получается вследствие проведения гласных проверок, ревизий, аудита, в процессе получения ответов на официальные запросы, истребования документов, различной информации и пр. Примером подобных ситуаций могут служить материалы следующего уголовного дела. В Рязанский ЛО МВД России на транспорте поступил акт ревизии места временного складирования материалов на обочине 24 пути в районе станции Стенькино-2, проведенной по сообщению начальника караула стрелковой команды данной станции о наличии подозрений о хищении материалов верхнего строения путих.

Подобные ситуации к перспективам расследования следует считать благоприятными условно, сложными (организационно -неупорядоченными, проблемными, конфликтными). Их разрешение предполагает: поиск искомого (способа преступления) посредством использования системы специальных знаний; необходимость получения информации о намерениях противодействующей стороны, и при этом сокрытие плана собственных действий с тем, чтобы успешно противодействовать контртактике; приведения в систему всей деятельности следователя и взаимодействующих с ним других участников расследования.

Вторая группа задач относится к расследованию преступлений, не имеющих непосредственного материального объекта посягательства (гл. гл. 22, 23 УК РФ).

Анализ судебно-следственной практики позволяет выделить здесь две группы ситуаций первоначального этапа расследования: ситуации, когда лица из числа имеющих отношение к сфере железнодорожного транспорта совершают преступления (первая); ситуации, когда преступник задержан с поличным (вторая). Их существование мы связываем обусловленностьюналичия первоначальной информации, способной послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Источниками таких сведений могут быть: оперативная информация; результаты проверки сообщений и заявлений, поступающих от граждан, организаций железнодорожного транспорта, органов ФНС России, ФТС Россиии др.; сведения, поступающие от граждан, различных коммерческих и некоммерческих организаций, из средств массовой информации.

В перечне существенных факторов, влияющих на выбор тактики первоначального этапа расследования данных преступлений и разрешения

1 Уголовное дело№1-307/2019 // Архив Железнодорожного районного суда г. Рязани.

160

складывающихся ситуаций особо выделяется определение структуры механизма преступления [20, с. 26], в том числе понимание:

1. Способа преступного деяния, в части специфичности приемов, методов, которыми совершается преступление.

2. Особого характера следов, в том числе вербальных, следов -документов и пр.

3. Обстановки преступления, как влияющих на выбор способа достижения преступного результата объективных и субъективных условий, обусловленных сферой железнодорожного транспорта.

Далее, на примере конкретного уголовного дела о коммерческом подкупе работника железнодорожной организации (ст. 204 УК РФ) рассмотрим решение задачи данной группы, касающейся определения механизма преступления.

Начальник железнодорожной станции Новый Уоян Восточно-Сибирской железной дороги гр. Ш. без оформления соответствующих документов (заявления, договора, инструкции) осуществлял за вознаграждение от предпринимателей, безочередную подачу в тупик железнодорожного пути принадлежащих им грузовых вагонов для проведения погрузочно-разгрузочных работ1.

Анализ материалов уголовного дела позволяет заключить, что определение механизма преступления, потребовало производства комплекса действий: поисковых следственных действий (осмотров, обыска, выемки); коммуникативных (допросы, очные ставки); экспериментальных (следственный эксперимент, проверка показаний на месте); исследовательских (назначения и производства фоноскопических экспертиз); мероприятий документального контроля (документальной ревизии); оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение». В процессе их производства (анализа и оценки) собранная информация относительно конкретных фактов и обстоятельств, имеющих значение для расследования явилась фактическим основанием криминалистической версии о механизме преступления, криминалистические и специальные знания, информация оперативно-розыскной деятельности, результаты экспериментальных следственных действий стали теоретической ее базой, позволившими впоследствии сформировать формулу версии, как специфической разновидности криминалистической задачи. В совокупности указанные действия предопределили верное направление хода расследования.

Практическое решение задач ситуаций первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры невозможно без использования положений теории криминалистической алгоритмизации (программирования) расследования преступлений [23]. Основываясь на имеющихся научных разработках в этой области криминалистики, общий алгоритм первоначального этапа расследования

1 Уголовное дело №1-40/2014 // Архив Северобайкальского городского суда Республики Бурятия.

161

данной категории преступлений считаем возможным представить следующим образом: оценка исходной информации; постановка тактических задач расследования, планирование; разрешение возникшей конкретной следственной ситуации по находящемуся в производстве уголовному делу на основе типичных ситуаций расследования; выдвижение общих и частных следственных версий по основным обстоятельствам расследуемого события за счет производства участниками расследования поисковых и экспериментальных действий, тактических и оперативно -тактических операций, обеспечивающих их проверку, решение поставленных тактических задач.

Наиболее рациональным, способствующим оптимизации процесса раскрытия и расследования преступлений выделенной нами группы преступлений считаем представление типового алгоритма в графическом виде.

8. Выдвижение и проверка версий согласно полученным результатам

Представленный алгоритм действий следователя при расследовании рассматриваемых преступлений является базовым и должен корректироваться в той или иной ситуации, с учетом: предпочтительности выполнения отдельных действий, мероприятий; предварительной оценки их эффективности; понимания собственных возможностей. В этой связи предлагается в процесс разработки криминалистических алгоритмов включить следующие этапы: сбор информации о преступлении; установление типичных признаков, характерных для преступлений данного вида; выделение типичных следственных ситуаций, складывающихся на начальном этапе процесса расследования; определение тактических задач, характерных для каждой следственной ситуации, средств их решения.

Разрешаемые следователем задачи расследования могут видоизменяться, корректироваться ввиду анализа поступающей ориентирующей и доказательственной информации. Первоначальный этап требует от следователя максимальной оперативности действий. В качестве реакции на поступающую информацию и прогноза развития того или иного следственного действия, оперативно-розыскного мероприятия следователь может изменять ход их производства, объединять в тактические комплексы.

Подводя итог проведенному исследованию, считаем возможным отметить следующее.

1. Отличительной чертой первоначального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры является выраженный проблемно-ситуационный характер расследования, а также условия его производства. Такое положение предопределяет специфику стоящих перед субъектом расследования задач, важность для их разрешения исходной информации, необходимости применения комплексного подхода, включая базовую криминалистическую характеристику данной категории преступлений, положения криминалистической тактики, в части использования аккумулированных к потребностям следственной практики частной теории криминалистических операций, учения о криминалистических версиях и планировании расследования, криминалистической ситуалогии, криминалистической алгоритмизации и программирования расследования.

2. Эффективность построения и проверки версий, организации и планирования расследования, оптимальность линии поведения осуществляющих его лиц зависит от применения наряду с типовыми приемами системы тактических комплексов (три группы), являющихся основой

криминалистических алгоритмов первоначального этапа расследования по исследуемой категории уголовных дел.

3. Специфичность информации, ее поиск, предопределяет доминирование в структуре расследования поисковых коммуникативных и экспериментальных следственных действий.

4. Выбор тактики первоначального этапа расследования должен основываться на соблюдении следующих правил: ориентация на уже решенные до возбуждения уголовного дела задачи, в соответствии с которыми необходимо решать задачи этапа первоначального; обязательность использования специальных знаний.

Список литературы

1. Спружевников В.К. Организация первоначального этапа расследования преступлений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. 28 с.

2. Зеленский В.Д., Куемжиева С.А. Об основных положениях организации первоначального этапа расследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №6. С. 85-88.

3. Анисимов И.В. Проблемы организационно-управленческой деятельности следователя при проведении предварительного расследования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2004. 27 с.

4. Можаева И.П. Организация расследования преступлений: правовые, управленческие и криминалистические аспекты // Труды Академии управления МВД России. 2013. №4 (28). С. 75-78.

5. Головин А.Ю. Программирование расследования -«криминалистический фантом»? // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. №2 (14). С. 66-73.

6. Ахмедшин Р.Л. Поисковые следственные действия в системе следственных действий: криминалистический аспект // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 160-166.

7. Зеленский М.А, Скоморохов О.Н., Солодовник В.В., Чурсин А.В. Тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. №4 (68). С. 150-154.

8. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Особенности тактики допроса при расследовании экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта // Вестник ВИ МВД России. 2019. №2. С. 256-262.

9. Курбатова М.И. Тактические особенности производства следственного эксперимента при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта // Вестник Омского университета. Право. 2005. №4. С. 165-171.

10. Порубов А.Н., Порубов Н.И. Тактические особенности расследования преступлений на объектах железнодорожного транспорта // Вопросы

криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2011 №1 (29). С. 8286.

11. Дорофеев И.Н., Пестов Н.Н. Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. №2 (42). С. 74-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Чиненов Е.В., Щукин В.И., Симоненко Е.И. Специфика функционирования железнодорожного транспорта и ее влияние на процесс раскрытия и расследования экономических преступлений // Юристъ-правовед. 2019. №2 (89). С. 232-236.

13. Голубятников С.П., Леханова Е.С. Оперативно-разыскная деятельность и новые области прикладных юридических знаний (межнаучные и междисциплинарные связи) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. №3 (31). С. 57-60.

14. Голубятников С.П., Шумак Г.А. Проблемы адаптации положений экономических наук к задачам выявления и расследования преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №2 (34). С. 122-128.

15. Петрухина Е.А., Щукин В.И. Специальные знания и их значение при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Вестник БелЮИ МвД России. 2021. №3. С. 40-45.

16. Чиненов Е.В. Щукин В.И. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2020. №4. С. 166-180.

17. Тимченко В.А., Юдинцев А.А. Экономико-криминалистический анализ как средство диагностики преступлений в сфере налоговых правоотношений // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. №2. С.9-15.

18. Епишин В.В., Мельницын С.В. Экономические методы в практике раскрытия преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. №1 (12). С.104-110.

19. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: учебное пособие. Москва: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016. 195 с.

20. Кустов А.М. К вопросу о структуре механизма преступления // Пенитенциарная наука. 2009. №5. С. 26-30.

21. Шаталов А.С. Понятие криминалистической алгоритмизации и программирования расследования преступлений // Государство и право. 2000. № 8. С. 28-39.

Чиненов Евгений Владимирович, канд. эконом. наук, доц., начальник кафедры, сЫпепоуеу£@уапйех. ги, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

THE INITIAL STAGE OF THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

E.V. Chinenov

The purpose of the article is to consider the features of the initial stage of the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, covering the period from the initiation of a criminal case to the end of the collection of evidence sufficient to bring charges. The paper reveals the dominant features of the initial stage, which make it possible to formulate its main tasks. The characteristics of the tasks of the stage predetermined its main function - the search and cognitive activity of investigators and the subjects of investigation interacting with them, the use of special knowledge, as well as the leading role of investigative, operational-search versions, versions of specialists. Generalization of the investigative practice of crimes revealed the high efficiency of combined investigative and operational versions. At the same time, by combining procedural and operational information, not only the factual base of the versions is significantly expanded, but also their theoretical base, since its content includes generalized knowledge of the participants in the disclosure of the crime. The specificity of information, its search, determines the dominating of search communicative and experimental investigative actions in the structure of the investigation. The analysis of the features of the production of procedural, operational-search and other actions at the initial stage of the investigation allowed us to make a conclusion about the importance of using tactical complexes (operations and combinations), including specialized ones, in the investigation.

Key words: economic crimes; railway transport; criminalistic methods of crime investigation.

Chinenov Evgeny Vladimirovich, Cand. of Economics Scie., Associate Professor, Head of the Department, chinenovevg@yandex. ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.