Научная статья на тему 'Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге'

Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНАЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОГРАММА / CLUSTER POLITICS IN ST. PETERSBURG / INDUSTRIAL CLUSTER / SYSTEMIC APPROACH / COMPLEX INNOVATION PROGRAM IN INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурханов Р. М.

В статье рассмотрены и обобщены первоначальные итоги реализация кластерного подхода в Санкт Петербурге. Представлены основные результаты экономического развития Санкт Петербурга, достигнутые благодаря кластерной политике за последние годы. Показано, что регион обладает экономическим, кадровым и инвестиционным потенциалом для создания конкурентных преимуществ и активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории города и Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preliminary results and perspective of cluster approach realization in St. Petersburg

The article discusses and summarizes preliminary results of cluster approach realization in St. Petersburg and describes the recent achievement of the city’s economic development related to the cluster politics. The author shows that the region possesses a significant economic, investment and human potential for creating competitive advantages and attraction of direct industrial investment for business development in St. Petersburg and Leningrad region.

Текст научной работы на тему «Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге»

первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в санкт-петербурге

Р.М. Бурханов,

аспирант Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета)

rash843@mail.ru

В статье рассмотрены и обобщены первоначальные итоги реализация кластерного подхода в Санкт-Петербурге. Представлены основные результаты экономического развития Санкт-Петербурга, достигнутые благодаря кластерной политике за последние годы. Показано, что регион обладает экономическим, кадровым и инвестиционным потенциалом для создания конкурентных преимуществ и активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории города и Ленинградской области.

Ключевые слова: промышленный кластер, кластерная политика в Санкт-Петербурге, системный подход, комплексная инновационно-промышленная программа.

УДК 334.025 ББК 653

Одной из основных целей экономической политики государства является рост национальной конкурентоспособности и расширение сферы влияния на внутреннем и мировом рынках, повышение эффективности их деятельности. При этом базовым направлением развития современной экономики, тесно взаимосвязанным, в первую очередь, с инновационным характером данного развития, является процесс формирования кластеров.

Глобализация экономической деятельности, ведущая к организационной трансформации, формированию и усилению корпоративных систем, явилась объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной промышленной политики и переходе к новой промышленной политике — кластерной. Следствием активного развития логистики и информационных технологий стало возрастание скорости и мобильности информационных, материальных и финансовых потоков. В связи с этим важнейшим фактором обеспечения успешного функционирования и реализации экономической деятельности в условиях жесткой конкуренции становится взаимодействие между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров.

Кластеры — это эффективный механизм, позволяющий повысить конкурентоспособность не только отдельного региона, но и страны в целом. Кластеризация приводит к значительному росту деловой активности предприятий, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем и, как следствие экономического подъему.

Реализация кластерного подхода представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества. При этом ключевым условием успешного создания кластеров, представляющих реальное воплощение объективной тенденции интеграции различных организаций, фирм, научных учреждений, является эффективное взаимодействие образования, науки и высокотехнологичной промышленности.

В последние десять-пятнадцать лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. В Правительстве России кластерная политика также рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики[1].

Эффективность кластерного подхода доказывает анализ интеграционных процессов по созданию кластеров в развитых странах.

В Дании втечение трех лет на рубеже 1990-х гг. была проведена оценка перспектив развития сетевых структур в стране. Благодаря исследованиям на основе кластерного подхода были не только выявлены предприятия, отражавшие широкий спектр проблем датской экономики, но и предприняты меры, которые вывели Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики, где сегодня функционирует 29 ведущих кластеров [2].

Кластерный подход в Финляндии для разработки промышленной политики страны в 1991-1993 гг. помог стране преодолеть глубокий экономический кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7%, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9%, частные вложения в основной капитал — на 23% [2]. Эффективное государственное вмешательство на основе кластерного подхода привело к тому, что во второй половине 1990-х начался бурный рост экономики. На протяжении семи лет, вплоть до 2000 года, ежегодный прирост ВВП составлял в среднем около 5% [3]. Боле того, в настоящее время лесной, информационный и телекоммуникационный кластеры являются важнейшими для экономики Финляндии, обеспечивая основной объем экспорта. Целлюлозно-бумажные и деревообрабатывающие компании лесного кластера реализуют глобальную стратегию развития, активно приобретая компании за рубежом, и имеют один из самых высоких уровней производительности труда в промышленности как внутри страны, так и в мире.

Примеров эффективности кластерного подхода в США много.

Среди них создание можно назвать создание промышленной инфраструктуры посредством формирования кластера в сельскохозяйственном регионе штата Канзас, где в 2002 г. по заказу губернатора, под руководством М. Портера было проведено исследование состояния и перспектив развития экономики штата. В результате этого исследования в штате Канзас был выделен и изучен 41 кластер, что в дальнейшем способствовало стимулированию и развитию инновационных отраслей экономики и взаимодействию с научными и учебными учреждениями, коммерциализации технологий и инноваций, созданию рабочих мест.

Также М. Портер участвовал в создании одного из наиболее известных в мире фотонных кластеров. В 1992 году около 200 компаний, работающих в сфере в оптики или являющихся поставщиками товаров и услуг для соответствующих производств, объединились в Аризонскую ассоциацию оптической промышленности, совокупный объем продаж, которой за последующие 15 лет вырос с 100 млн долларов до более чем 340 млн долларов. [4].

Другими примерами успешной реализации кластерной политики инновационных кластеров можно назвать деревообрабатывающий кластер в Монтане, «Силиконовую долину» и кластер виноделия в Калифорнии и др.

Таким образом, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что по своему потенциалу и структуре кластерный подход может стать эффективным механизмом повышения конкурен-

тоспособности российской экономики. Этого можно добиться через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.

Необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться только с учетом специфики пространственной структуры экономики России и отдельно взятых ее регионов, и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в плановой экономике. Кроме того, надо помнить, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий.

Санкт-Петербург является одним из ключевых регионов для развития российской экономики. Он обладает большим научным и промышленным потенциалом для создания инновационных кластеров. В городе функционируют 11 академических институтов в области химии и медицины, 7 крупных предприятий по производству медикаментов, есть большая клиническая база. При этом реализация кластерной политики в Санкт-Петербурге в первую очередь нацелена на научную и промышленную интеграцию предприятий и обеспечение конкурентоспособных позиций промышленности Санкт-Петербурга. Инновационные кластеры представляют собой экономически активный блок предприятий, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе благодаря технологической специализации, отраслевой гибкости и универсальности.

Впервые кластеры упоминаются в нормативных документах Администрации Санкт-Петербурга в 2001 году, т.е. даже раньше, чем в федеральном законодательстве. Так приложение к приказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 28 ноября 2001 года № 18 «О научно-исследовательских разработках Санкт-Петербурга» предусматривает средства на методологию «формирования и реализации вузами региональной научно-технической политики через научно-технические, технологические и образовательные кластеры» [5].

При этом первое упоминание кластеров в Ленинградской области относится к 2004 г. в Программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 гг., утвержденной Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 19 ноября 2004 г. № 533-р «О программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 гг». Согласно этой программе Ленинградская область, должна укреплять свои позиции «в конкурентной борьбе за инвестиции по сравнению с активными субъектами» РФ, путем использования своего заемного потенциала для стимулирования инвестиций на своей территории, предоставления гарантий инвесторам и инвестиционных налоговых льгот. Кроме того, предполагалось активное формирование и участие области «в целевых программах развития перспективных секторов и кластеров экономики» [6].

В дальнейшем был принят ряд законопроектов, которые предусматривали, что внешнеэкономическая политика Ленинградской области на ближайшие несколько лет должна быть направлена на привлечение иностранных инвестиций с учетом складывающихся кластерных приоритетов: транспортно-логистический, автомобильный и автокомпонентный кластеры, кластер лесопереработки, кластер промышленности строительных материалов, химический и нефтехимический кластер, кластер пищевой промышленности. Предполагалось создание стратегии целевого маркетинга региона, которое должно было сопровождаться скоординированным решением инфраструктурных и кадровых проблем [7].

В настоящее время разработаны основы кластерной политики Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, задачи и формы кластеризации, а также функции исполнительных органов государственной власти. Эта политика направлена на создание и поддержку развития кластеров, объединяющих предприятия и организации, научные учреждения, для обеспечения высоких темпов роста экономики Санкт-Петербурга за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих,

специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга.

Реализация кластерного подхода включает в себя меры нормативного правового обеспечения, административно-рыночные, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.

При этом движущей силой кластерной политики должна стать инициатива от субъектов кластеров (существующих и потенциальных), заключающаяся в активном сотрудничестве и скоординированных действиях. Поскольку, как доказывает опыт зарубежных стран, именно эффективное взаимодействие участников кластера в сочетании с совокупностью взаимосвязанных факторов (географически близкое расположение, инновационные технологии, специализация, высококвалифицированный персонал и др.) позволяет реализовать скрытый потенциал кластеров.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти по формированию и реализации кластерной политики в Санкт-Петербурге, а также осуществлению координации деятельности и взаимодействию с субъектами кластеров является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

В 2007 году была утверждена концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, предполагающая перевод экономики на инновационный путь, поскольку инновационная экономика, наука и образование являются главными приоритетами, обуславливающими стратегию развития Санкт-Петербурга.

При этом приоритетными направлениями инновационной деятельности признаются:

— интеграция научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы, создание и развитие инновационно-технологических центров и технопарков;

— активное развитие инноваций внутри кластеров (на крупных промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, учреждениях образования);

— коммерциализация знаний, создаваемых в научных организациях и высших учебных заведениях;

— формирование базы данных, содержащей сведения о научных, научно-технологических, опытно-конструкторских и инновационных разработках, создаваемых в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;

— продвижение на экспорт научно-технической продукции и высоких технологий, создаваемых в научных организациях и в учреждениях высшего профессионального образования Санкт-Петербурга [8].

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13 ноября 2007 г. № 1423 «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основные направления развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» было разработано и одобрено для развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Согласно данному постановлению, развитие малого предпринимательства должно базироваться на кластерном подходе, в рамках которого происходит «формирование комплексов организаций, включающих субъекты малого предпринимательства, взаимодействующих в рамках последовательных технологических цепочек, в целях производства и реализации продукции (работ, услуг), востребованной рынком как внутри Санкт-Петербурга, так и в рамках межрегионального обмена и экспорта».

При этом предусматривалась «поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в отдельных видах экономической деятельности и кластерах и планирующих активное проникновение в другие регионы Российской Федерации и на зарубежные рынки» [9].

Кроме этого постановление «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 гг. и основные направления развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.» предполагало выделение 1662 тыс. рублей из бюджета города на «проведение исследований по выявлению взаимодополняющих отраслевых и межотрасле-

вых групп малых предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных для экономики Санкт-Петербурга секторах экономики, а также имеющих экспортный потенциал, либо потенциал импортозамещения (в рамках развития кластерной политики)» [9]. Поскольку опыт зарубежных стран показывает необходимость тщательного исследования регионов, с целью выявления потенциальных кластеров.

В Санкт-Петербурге с 2008 года действует Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики, рассчитанная на период до 2011 года. Основная цель реализации Комплексной программы — содействие в развитии и продвижении инновационной деятельности в городе, стимулирование реализации конкретных инновационных проектов предприятий или групп компаний.

В рамках данной программы в 2009 году был организован и проведен конкурс на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера.

Проведенный мониторинг инновационной деятельности показал положительные качественные и количественные результаты реализации мероприятий Комплексной программы уже в 2009 году. Так объем инновационной продукции петербургского бизнеса на 2009 г. представлял 63,1 млрд рублей (в 2008 году — 23,2 млрд рублей), а объем общих затрат предприятий Санкт-Петербурга на технологические инновации составил 42,3 млрд рублей. Это в 3,3 раза выше аналогичного показателя 2008 года (12,9 млрд рублей). Одна из ключевых тенденций — крупный и средний бизнес Петербурга в своей деятельности стал более инновационным. Произошло существенное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции [10].

В Санкт-Петербурге на протяжении последних лет наблюдается рост инновационной деятельности. На увеличение данного показателя оказывает положительное влияние сформированный инвестиционный климат в Санкт-Петербурге, благодаря которому на территории города за последние несколько лет расположились современные высокотехнологичные производства.

Санкт-Петербург является лидером среди регионов России по развитию малого бизнеса. По итогам третьего квартала 2010 года Санкт-Петербург занимает [11]:

— третий раз подряд первое место (из 85-ти субъектов Российской Федерации) в рейтинге инвестиционной привлекательности как наименее рисковый субъект по оценкам исследовательского агентства «Эксперт РА»;

— первое место по объему оборота малых предприятий в % от среднего по РФ — 298,6% (Нижегородская область — 186,4%, Московская область — 164,85%);

— третье место (после Москвы и Московской области) в ранге «Инновационный потенциал региона» в рейтинге исследовательского агентства «Эксперт РА»;

— третье место среди 10 крупнейших регионов России по объему иностранных инвестиции;

— первое место среди российских городов в рамках исследований Eranomist Intelligence Unit по качеству жизни.

По итогам реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2010 г. были достигнуты следующие целевые показатели (табл.1) [11]:

Таблица 1

Анализ статистических данных об итогах развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге

Показатель Результат в 2010 году

Число организаций, осуществляющих технологические инновации Увеличилось на 18%

Объем отгруженной инновационной продукции Увеличился на 28%

Затраты на технологические инновации Увеличились в 1,3 раза

Число созданных передовых производственных технологий Увеличилось в 1,09 раз

Число использованных объектов интеллектуальной собственности Увеличилось на 8%

Результатами кластерной политики в Санкт-Петербурге на настоящий момент является создание 8 приоритетных клас-

теров Санкт-Петербурга: Автомобильный; Фармацевтический; Судостроительный; Энергомашиностроительный; Радиологический; Информационных технологий; Радиоэлектроники; Городского хозяйства.

Одним из примеров успешной реализации кластерного подхода является автомобильный кластер. Благодаря проделанной работе в 2010 г. состоялись открытия и расширения заводов таких компании как «Хендэ Мотор Компани», «Магна», «Ниссан Мотор Ко. ЛТД».

13 апреля 2011 г. было подписано предварительное соглашение, направленное на дальнейшее развитие автомобильного кластера в Санкт-Петербурге. В результате реализации данного соглашения в Петродворцовом районе в индустриальном парке «Марьино» появятся три новых предприятия: завод «ё-Авто» (сборочное производство легковых автомобилей), завод «Яровит Моторс» (производство грузовых автомобилей) и завод «Техноэксим» (производство систем, агрегатов и компонентов для автомобилей).

Еще одним успешным примером реализации кластерного подхода является фармацевтический кластер. Правительством Санкт-Петербурга 22 апреля 2010 года была утверждена Концепция создания фармацевтического кластера, которая определяет последовательную политику по развитию существующих фармацевтических компаний и строительство объектов фармацевтического производства и научных центров. В рамках XIV Петербургского международного экономического форума 19.06.2010 был подписан ряд инвестиционных соглашений по формированию фармацевтического кластера, которые предполагают создание четырех производств фармацевтической продукции с общим объемом инвестиций порядка 6,5 млрд. рублей: ООО «Герофарм», ЗАО «Биокад», ООО «Самсон-Мед», ООО «Неон» [11].

Таблица 2

Инвестиционные проекты фармацевтического кластера в 2010 г.

Компа- нии Размещение производства Лабораторные комплексы

Самсон- Мед Промышленная зона «Пушкинская»

Герофарм Промышленная зона «Пушкинская» Особая экономическая зона «Нойдорф»

Неон Промышленная зона «Пушкинская»

Фарм-Хол- динг Промышленная зона «Пушкинская»

Биокад Особая экономическая зона»Нойдорф» Особая экономическая зона «Нойдорф»

Фармасин- тез Отделение «Ново-Орловское» Особая экономическая зона «Ново-Орловское»

Вертекс Отделение «Ново-Орловское» Особая экономическая зона «Нойдорф»

Иммуно- Гем Отделение «Ново-Орловское» Особая экономическая зона «Ново-Орловское»

Новартис Отделение «Ново-Орловское» Особая экономическая зона »Ново-Орловское»

12 мая 2011 г. на заседании Промышленного совета Санкт-Петербурга председатель городского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Евгений Елин заявил об активном развитии четырех новых кластеров [12].

Это радиологический кластер, связанный с протонной медициной и медтехникой; информационный, в рамках создания которого будет подписано соглашение с корпорацией Microsoft — она откроет в Санкт-Петербурге свою площадку по информационным технологическим разработкам; а также кластеры радиоэлектроники и городского хозяйства.

20 мая 2011 г. 12 петербургских предприятий — представителей космической отрасли подписали меморандум о создании кластера производителей космической техники, технологий и услуг[13].

Подписание меморандума — первый шаг на пути формирования инновационного объединения. Затем, после определения экспертной оценки инновационного потенциала организаций,

в конце сентября в рамках IV Петербургского международного инновационного форума было подписано соглашение о создании космического кластера.

Благодаря столь значительным результатам разработан проект «Комплексной инновационно-промышленной программы на 2012-2014 гг.».

Результаты активной кластерной политики Правительства Санкт-Петербурга свидетельствуют о том, что регион обладает экономическим, кадровым и инвестиционным потенциалом для создания конкурентных преимуществ и активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории города и Ленинградской области.

Кроме того, в результате анализа первых итогов реализации кластерной политики можно выделить сильные и слабые стороны существующего социально-экономического положения Санкт-Петербурга в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки.

На основании результатов мониторинга необходимо уточнение отраслевых приоритетов кластерной политики Санкт-Петербурга в сфере малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе. В соответствии с результатами мониторинга и утверждаемыми отраслевыми приоритетами кластерной политики города в сфере малого и среднего бизнеса осуществляются дальнейшие мероприятия по выявлению групп малых и средних предприятий, потенциально способных образовать кластеры и дальнейшие мероприятия по реализации кластерной политики.

Управление кластерами является долговременной задачей, решить которую можно только профессионально. Ведение кластерного проекта требуют полной занятости штата сотрудников, соответствующей организационной структуры и финансирования. Официально зарегистрированные кластеры активно развиваются, только если они получают законную бюджетную поддержку их организационного функционирования, включая соответствующее финансирование подготовки кадров.

Литература

1. Греф Г.О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. — 2006. — №4. -С. 5-18.

2. Новые формы организации инновационного процесса — Режим доступа: http://subcontract.ru, свободный. Дата обращения:

27.10.2011.

3. Сутырин С.Ф. Кластеры конкурентоспособности Финляндии / С. Ф. Сутырин, П. Н. Филиппов // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2004. — №1. — С. 71-78.

4. Емельянов С. В.Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке : Экономическая политика: стратегия и тактика // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — №1. — С. 19-24.

5. Приказ Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 28 ноября 2001 года № 18 «О научно-исследовательских разработках Санкт-Петербурга» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 30.08.2011.

6. Программа реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы, утверждена Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 19 ноября 2004 г. № 533-р «О программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 30.08.2011.

7. Концепция развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года, утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 октября 2009 г. № 311 «О Концепции развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 год» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия проф. Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 04.09.2011.

8. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия проф. Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 04.09.2011.

9. Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, одобрена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 ноября 2007 г. № 1423 «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основные направления развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия проф. Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 04.09.2011.

10. Комитет экономического развития промышленной политики и торговли. «Отчет о выполнении Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики за 2009 год» — Режим доступа: www.spbinno.ru/files/buklet_nwe.pdf, свободный. Дата обращения: 10.09.2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. «Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 г.» - Режим доступа: cedipt.spb.ru/innovations/materials/otchet2010.pdf, свободный. Дата обращения:

10.09.2011.

12. Информационное агентство REGNUM. — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1403946.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2011.

13. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга — Режим доступа:gov.spb.ru/news7634.html, свободный, Дата обращения: 20.09.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.