УДК 332.1
практика формирования кластеров в регионах россии*
с. н. КОтЛЯРОВА, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: sv_gavrilova@mail. ш Института экономики Уральского отделения РАИ
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования кластерного развития на региональном уровне и обобщена практика кластеризации субъектов РФ. Систематизированы основные нормативные акты, регулирующие формирование и развитие кластеров, дано сравнение подходов к формированию кластерной политики в субъектах Федерации, выделены особенности территорий в части определения типов кластеров и мер государственной поддержки их формирования.
Ключевые слова: кластер, региональное развитие, концепция кластерного развития, кластерная политика,
Одним из наиболее эффективных решений задачи повышения конкурентоспособности экономики является реализация мероприятий государственной поддержки процессов формирования и развития кластеров. Инструментом для реализации мероприятий государственной поддержки кластеров является кластерная политика, утверждаемая на государственном или региональном уровне.
Создание кластерной модели экономики, предполагающей создание оптимальной комбинации конкуренции и кооперации, является одним из перспективных направлений в региональном развитии. В России процесс кластеризации развивается стихийно и спонтанно, нередко по инициативе регионов или отдельных крупных компаний.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта № 12-П-7-1001 «Новые инструменты и методы прогнозирования инновационно-технологического развития регионов», выполняемого в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 34.
На сегодняшний день многие регионы России активно планируют создание и развитие на своей территории кластеров, отдельные субъекты даже считают, что кластеры уже существуют (выдавая тем самым желаемое за действительное).
Предпосылками формирования кластеров и их последующего развития являются:
1) научный потенциал: наличие ученых мирового уровня, крупных научных центров, вузовской и заводской науки. Особенно это касается условий создания инновационных кластеров;
2) инновационный потенциал территории (наличие развитой инновационной инфраструктуры);
3) политической предпосылкой является решимость руководства развивать инновационную деятельность в качестве одного из стратегических приоритетов в регионе (что должно быть закреплено в стратегических документах развития территории, разработке кластерных документов);
4) институциональные предпосылки (наличие статуса наукограда РФ, поддержка из средств федерального бюджета и различных фондов, федеральная и региональная поддержка идеи формирования кластеров);
5) инициатива снизу (заинтересованность предприятий - потенциальных участников кластера). Проблема необходимости формирования
кластеров в российской экономике впервые была озвучена в 2005 г. Так, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. были названы задачи модернизации экономики в виде стимулирования спроса на инновации и результаты научных исследований, создание усло-
вий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) одним из путей мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста в регионах для динамичного повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики определено развитие производственных кластеров.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. На федеральном уровне Министерство экономического развития РФ выступает координатором реализации кластерной политики в регионах.
В Минэкономразвития России в 2008 г. была принята концепция кластерной политики в стране и разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. В этих документах определены основные направления содействия развитию кластеров, реализуемые органами государственной власти и местного самоуправления; система мероприятий по реализации кластерной политики; механизмы финансовой поддержки реализации кластерной политики на федеральном уровне [6].
Реализация кластерной политики должна стимулировать инновации, прямые иностранные инвестиции и экономический рост в регионах с потенциальными кластерами. концепция кластерной политики состоит из трех основных блоков: ведомственная поддержка развития кластеров, меры для поднятия конкурентоспособности участников кластеров, создание благоприятных условий для развития кластеров.
на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, например, предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства на конкурсной основе, регулируются соответствующими правилами, которые определяют возможность
предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.
В ряде регионов принимаются отдельные программы развития кластеров или создаются организационные структуры по их развитию. Однако существует проблема недостаточной разработанности нормативных актов, регулирующих кластерную политику. Так, формирование кластеров предусматривается в основном в законах, регулирующих общие вопросы социально-экономического развития, в частности: в законах, которыми утверждаются стратегии социально-экономического развития субъектов РФ (Республики Мордовия, Северная Осетия -Алания, Чувашская Республика; Краснодарский и Приморский края; Воронежская, Кемеровская, Липецкая, Самарская, Томская, Ульяновская и другие области); программы социально-экономического развития субъектов РФ (Республики Татарстан, Бурятия и Удмуртская; Ростовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Кемеровская, Воронежская, Челябинская и другие области); концепции (Псковская область, Ставропольский край).
В Республике Татарстан действует программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», в которой отмечаются благоприятные условия для формирования и развития эффективных территориальных кластеров в нефтехимии, отраслях машиностроения (прежде всего в автомобилестроении), а также в образовательном комплексе на территории Республики.
Формирование кластеров предусматривается также в законах, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства (Московская, Оренбургская, Мурманская, Тульская области) в части обеспечения финансово-кредитной поддержки малых и средних предприятий для участия в промышленных кластерах.
Законы о промышленной политике субъектов РФ также содержат ряд положений, регулирующих формирование кластеров. В частности в законе Оренбургской области «О промышленной политике в Оренбургской области» к нефинансовым мерам государственной поддержки субъектов промышленной деятельности относится обеспечение условий
для создания промышленных кластеров, стимулирование развития сети инновационной инфраструктуры и инфраструктуры услуг для предприятий промышленности.
Формирование кластеров в отдельных секторах отражается в отдельных нормативных актах. Например, создание туристических кластеров регулируется постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». В Республике Бурятия принята концепция развития туризма под названием «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы». Основной целью программы является формирование и повышение конкурентоспособности кластера «Туризм». Формирование туристско-рек-реационных зон и туристских кластеров закреплено в областной целевой программе «Развитие туризма в Свердловской области на 2011-2016 годы». В Ярославской области постановлением областного правительства создан координационный совет по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.
Создание фармацевтических кластеров регулируется постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», постановлением правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2010 № 419 «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге».
Предложения по мерам развития автомобильных кластеров содержатся в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящее время уже сформировались три автомобильных кластера:
1) приволжский (Тольятти, Самара, Набережные
Челны, Ульяновск, Нижний Новгород);
2) центральный (Москва, Калуга, Владимир);
3) северо-западный (Санкт-Петербург, Великий
Новгород, Псков).
Формирование агропромышленного кластера заложено в стратегических документах Алтайского края, где наиболее сформировавшимся и подготовленным к развитию в новых условиях является зернопродуктовый кластер, имеются условия для создания молочного кластера, а также Ставропольского края.
Применение кластерной политики регулируется законами об инновационной деятельности ряда субъектов РФ. В частности, в законе Новосибирской области «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» одной из задач в сфере развития инновационной системы ставится формирование и развитие научно-производственных и технологических кластеров на основе научно-технических и инновационных программ и проектов. В законе Алтайского края «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», утвержденном постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 07.09.2006 № 453, говорится о необходимости содействия образованию и развитию деятельности кластеров, в том числе в наукоградах, расположенных на территории Алтайского края.
Более широкое отражение кластерная политика нашла в программах и стратегиях инновационного развития субъектов РФ. Механизмы кластерной политики присутствуют в инновационных стратегиях Новосибирской и Томской областей. Инновационно-кластерный сценарий социально-экономического развития региона заложен в Стратегии развития инновационной деятельности в Камчатском крае. В долгосрочной областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» развитие инновационных промышленных кластеров является одной из основных задач. Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 гг. основными целями ставит развитие территориально-производственных кластеров, высокотехнологичных секторов экономики на базе внедрения инновационных технологий.
Следует отметить достаточно слабое развитие в регионах собственной нормативной базы и использование в основном общефедеральных подходов к формированию кластерной политики. Только в последние 2-3 года субъекты РФ начали работу по разработке и принятию собственных концепций кластерной политики.
Одним из пионеров кластерного развития является Санкт-Петербург, разработавший проект постановления правительства города «Об основах кластерной политики Санкт-Петербурга на 20102015 годы». В Санкт-Петербурге создан и функционирует фармацевтический кластер, развитие которого является одним из приоритетных направлений работы правительства. Создание фармацевтических
кластеров регулируется федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», постановлением правительства Санкт-Петербурга «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге». С момента создания фармацевтического кластера Санкт-Петербурга в 2010 г. его резидентами являются 11 отечественных и зарубежных компаний, которыми инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов, исследовательских центров и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд руб. Активность правительства в развитии фармацевтического сектора обусловлена тем, что фармацевтический рынок является одним из самых доходных и быстрорастущих секторов экономики (темпы роста - более 20 % в год). Существует мнение, что петербургский проект нельзя считать кластером в полном смысле этого слова, правильнее говорить не о кластере, а об особой экономической зоне, в которой работают компании схожего профиля [5].
В Ярославской области утверждена и действует концепция кластерной политики до 2015 г., согласно которой планируется создать на территории области 3-5 перспективных кластеров, организовать 5-7 индустриальных парков и крупных инвестиционных площадок с необходимой инфраструктурой. Планируется до 2015 г. увеличить объем инвестиций в основной капитал на 50 %, разработать до 10 региональных инвестиционных проектов и привлечь софинансирование для их реализации из институтов развития России, увеличить долю производства конкурентоспособных на российском и международном уровне конечных продуктов.
На территории Ярославской области с 2009 г. развивается кластер фармацевтической промышленности и современной инновационной медицины, что позволило включить область в Стратегию «Фарма-2020», причем в число приоритетных регионов для развития современной фармацевтической промышленности.
С момента принятия постановления правительства Ярославской области от 14.08.2009 № 850-п «О координационном совете по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области» начат отсчет реализации кластерной политики в сфере туризма. Туристско-рекреационный кластер Ярославской области со-
здан в целях повышения конкурентоспособности и эффективности туристской индустрии Ярославской области, рационального использования культурного и природного наследия региона.
В Республике Татарстан утверждена и действует концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы на 2011-2015 гг. Целью реализации кластерной политики ставится повышение конкурентоспособности татарстанской экономики на основе ее модернизации и диверсификации.
В Московской области 21.06.2011 было одобрено постановление «О проекте закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области», согласно которому предполагается участие органов государственной власти Московской области в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон и иных территорий развития.
В Москве разработана Концепция кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства - в целях обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики в Республике Башкортостан является стимулирование создания кластеров. В республике принят документ «Кластерная политика Республики Башкортостан», в котором определены программно-целевые мероприятия по реализации кластерной политики Республики Башкортостан. В республике также действует план мероприятий по реализации Кластерной политики Республики Башкортостан до 2012 г.
Камчатский край разработал проект краевого закона «О кластерной политике в Камчатском крае», который является приложением к стратегии развития края до 2025 г.
В Воронежской области действует Ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 годах». Целью программы является создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленном комплексе Воронежской области. Правительством области в 2010 г. был проведен ряд мероприятий, направленных на формирование кластеров в промышленных секторах экономики региона. В результате были подписаны соглашения
о формировании на территории области кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности. В ходе реализации программы предполагается также формирование кластеров в химической промышленности, транс-портно-логистической сфере и др.
Примером успешно развивающихся кластеров являются автомобильные кластеры. Известный еще с советского времени автомобильный кластер Самара-Тольятти расположен в Самарской области. Автомобилестроение является одним из системообразующих видов экономической деятельности региона, в которой сконцентрировано около 40 % объема производства, 40 - занятых работников, 65 -основных фондов промышленности, 25 - затрат на НИОКР, 20 % - экспорта. Самарский автомобильный кластер включает АвтоВАЗ (Renault), GM-Ав-тоВАЗ, 700 производителей комплектующих, более 300 организаций области в сотрудничестве, 2 млн населения, занятого в производстве. Таким образом, Поволжский автомобильный кластер относится к кластерам, построенным по типу доминирующей фирмы, вокруг которой объединяются поставщики и потребители продукции.
По аналогичному типу в Липецкой области сформирован промышленный кластер по производству бытовой техники на базе ЗАО «Индезит Интернэшнл» (предприятие со 100 %-ным иностранным капиталом). Данное предприятие является самым крупным производителем в Европе с полным циклом производства холодильников и стиральных машин.
В промышленный кластер региона вошли предприятия малого и среднего бизнеса липецкой области по производству комплектующих для «белой техники». В настоящее время 12 предприятий Липецкой области участвуют в поставке комплектующих для ЗАО «Индезит Интернэшнл». Также в этот кластер входит открытый в 2005 г. Indesit Company первый в России Центр логистики бытовой техники, который одновременно является крупнейшим в Европе в своем секторе. Центр логистики расположен на площади в 55 га и служит для хранения и дистрибуции по СНГ всей товарной номенклатуры «Индезит Компани» общим количеством 3 млн шт. в год. В перспективе итальянской стороной рассматривается возможность организации в Липецкой области производства кухонных плит.
Таким образом, и самарский автомобильный кластер, и липецкий кластер по производству бы-
товой техники являются примерами формирования кластеров вокруг доминирующих фирм - производителей конечной продукции. Роль крупных компаний, особенно на этапе формирования кластера, состоит в том, чтобы «связать» потенциальных участников кластера.
Другим примером успешно развивающегося кластера является г. Калуга, где активно развивается кластер по производству автомобилей и автокомпонентов, ядром которого являются компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.
Наряду с автомобильным кластером в настоящее время в Калужской области создается еще 4 инновационных кластера: биофармацевтический, ядерных технологий и радиомедицины, производства новых материалов, нанотехнологий. Для координации данной деятельности в конце прошлого года создано ОАО «Агентство инновационного развития -центр кластерного развития Калужской области». Принята ведомственная целевая программа «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области». Важной задачей в данной работе также является взаимодействие Калужской области с госкорпорацией «Российская корпорация нанотехнологий» и Фондом «Сколково». В регионе созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: 5 бизнес-инкубаторов, сеть трансфера технологий, венчурный фонд, 3 центра коллективного пользования приборами и оборудованием, 2 инновационно-технологических центра.
В Ульяновской области активно поддерживается направление развития кластерной политики. Так, постановлением правительства Ульяновской области от 23.09.2009 № 35/342-П «Об утверждении областной целевой программы «Ульяновск -авиационная столица» на 2009-2011 годы» реализован проект создания авиационного кластера «Ульяновск-Авиа», разработана областная целевая программа «Ульяновск - авиационная столица» на 2009-2011 годы» [2]. Авиационный кластер определен в качестве группы взаимосвязанных компаний (поставщики и производители) и связанных с ними организаций (образовательные учреждения и инфраструктурные компании), действующих в сфере авиационной промышленности и взаимодополняющих друг друга.
В авиационном кластере Ульяновской области сейчас насчитывается 19 предприятий и организаций. Успешные результаты деятельности авиаци-
онного кластера дают положительный пример для возможности формирования кластеров в других секторах промышленности. В частности, ведется работа по подготовке проекта создания автомобильного кластера в Ульяновске, который находится на этапе согласования. Центром автомобильного кластера станет Ульяновский автомобильный завод. Другими важнейшими составляющими кластера станут Димитровградский автоагрегатный завод (один из основных поставщиков ВАЗа) и более 70 предприятий, занимающихся производством автокомпонентов, в том числе «Ульяновский моторный завод» и «Автодетальсервис», а также учебные заведения, которые готовят кадры для автомобильной промышленности.
Объединение малых и средних предприятий на основе взаимовыгодного сотрудничества и формирования на этой основе кластеров - опыт функционирования Алтайского биофармацевтического кластера (АБФК). Проект создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийск обусловлен тем, что ряд предприятий города ориентирован на производство фармпрепаратов, имеет большой научно-исследовательский опыт и устойчивые взаимосвязи с поставщиками сырья. Структура АБФК с точки зрения характера деятельности входящих в него предприятий соответствует европейским полюсам конкурентоспособности: научные организации, образовательные и производственные при активном участии и поддержке городских и региональных властей.
Одним из актуальных примеров формирования и функционирования кластеров в России является создание льняного кластера в Вологодской области. Официальный статус кластера производители льна получили в 2008 г., когда было сформировано четыре пилотных проекта по развитию льняного производства: в Вологодской, Костромской, Ярославской и Ивановской областях. В Вологодской области была сформирована долгосрочная целевая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009-2012 годы».
Основой и локомотивом формирующегося кластера в г. Вологде является комбинат, который с 2008 г. работает на двух площадках: в г. Вологде (ткани основных переплетений) и г. Красавино (жаккардовые ткани). Характерная для кластера горизонтальная интеграция вокруг крупного промышленного ядра поставщиков сырья, малых компаний, сервисных, производственных (прикладные
материалы, фурнитура), торговых и логистических фирм, надомников-промысловиков, профессионально-образовательных учреждений может дать Вологодской области тысячи новых рабочих мест. А участникам российского рынка индустрии моды и домашнего текстиля может принести все преимущества развитой рыночной инфраструктуры, с которой они привыкли иметь дело, покупая товар в Италии или размещая производственные заказы в Турции и Китае.
Еще одним из факторов успеха развития кластера является государственно-частное партнерство. Совокупный инвестиционный бюджет вологодского льняного проекта в 2008-2013 гг. (до выхода на освоение производственных мощностей) превышает 6,5 млрд руб. Государственный институт развития должен внести в него 3,23 млрд руб., область - 2,354, а частные инвесторы - 0,9 млрд руб. На первом этапе (по ноябрь 2010 г.) федеральные субсидии составили 45 млн руб. (14 - на агросектор, 31 - на текстиль). Региональные субсидии (включая взносы в уставной фонд ОАО «Вологодский текстиль», более 60 % акций которого принадлежат области) составили 1,7 млрд руб. (из них на текстиль - 1,2 млрд руб.). Частные инвестиции составили 967 млн руб. [1].
Еще одним двигателем развития данного кластера является человеческий фактор. В России он главенствует над технологиями, тенденциями, методиками, законами и нормами. Вологодский губернатор стал инициатором и душой этого проекта. Благодаря его воле, упорству и здравому смыслу начал заводиться кластерный механизм в регионе.
В Свердловской области разработан проект кластерной политики региона, который в настоящее время проходит согласование. Свердловская область является центром концентрации компаний-производителей сферы информационных технологий и высших учебных заведений, выпускающих востребованных на рынке специалистов. И здесь можно увидеть пример кластеров, созданных по инициативе снизу - это 1Т- и фармацевтический кластеры.
1Т-кластер поначалу позиционировали как объединение софтверных компаний, производящих тиражный продукт. В регионе таковых работает около сотни, их оборот небольшой. Но в 2011 г. стратегия изменилась: в кластер «пустили» производителей оборудования, а в данном сегменте в Свердловской области работает несколько крупных компаний. В рамках кластера уже созданы рабочие группы (по работе со стартаперами, школьниками, вузами, кли-
ентами), периодически проводятся образовательные мероприятия, создан клуб менторов, определены площади, которые по льготной цене должны получать по преимуществу малые ИТ-компании [3].
В 2010 г. создан Уральский фармацевтический кластер, который представляет собой комплекс предприятий и компаний, объединенных в целях формирования в регионе высокотехнологичного производства для разработки, выпуска и реализации современных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения высокого качества. В настоящее время участниками кластера являются:
• холдинг «Юнона»;
• учреждения науки - Институт органического синтеза УрО РАН, Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций;
• инновационные компании - инновационный фонд «Сколково», ООО «Уральский центр биофармацевтических технологий», ООО «Уральский медицинский ядерный центр»;
• финансовый институт - ГК «Внешэкономбанк»;
• торгово-закупочные и обслуживающие компании - ООО «Фармацевт» и ООО «Сплав-2»;
• базовые предприятия - производители фармацевтической и медицинской продукции - ООО «Завод Медсинтез», ООО «Завод Дизэт», ЗАО «Березовский фармацевтический завод», ОАО «Фармацевтическая фабрика», г. Копейск [7]. Кластер является открытой структурой, рассматриваются все без исключения заявления о вступлении. Особенность проекта состоит в том, что он может стать межрегиональным. Сегодня ведутся
Формирование кластерной политш
переговоры о размещении новых производств и лабораторий на территории Челябинской области: в г. Озерске (строительство медицинского технопарка, исследовательской клиники, производства диализных фильтров) и г. Копейске (появление лаборатории на площадке ГУП «Копейская фармацевтическая фабрика» и производства новых препаратов).
Однако ставится под сомнение, что заявленный химический кластер является собственно кластером. На данном этапе, по сути, он укладывается в инвест-программу холдинга Уралхимпласт (хотя власти и подразумевают создание мифической второй очереди на новой инфраструктурной площадке).
Но даже в тех проектах, где есть сообщество предприятий, иногда отсутствует главный признак кластера - конкуренция. Именно она требует повышения эффективности производства и качества продукции, что и порождает необходимость инноваций. А власти стремятся создать технологическую цепочку наподобие советских территориально-промышленных комплексов - несколько предприятий, производящих непересекающиеся конечные продукты с сетью контрагентов-поставщиков.
Таким образом, формирование собственных концепций и стратегий кластерного развития происходит лишь в девяти регионах России, тогда как в других регионах, несмотря на заявления о создании и функционировании кластеров, в основном все проекты остаются лишь общими словами, без конкретных цифр и программы действий (см. таблицу). По мнению автора, именно наличие региональной законодательной инициативы поддержки формирования и развития кластеров может считаться
в субъектах Российской Федерации
Субъект РФ Нормативный акт Кластер Институт развития в регионе Условие развития кластера
Санкт-Петербург ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу». Постановление правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2010 № 419 «О Концепции создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге» Фармацевтический кластер Некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век». Особая экономическая зона «Ново-Орловское». ОэЗ «Нойдорф». Промышленная зона «Пушкинская» Доминирующая фирма. Развитая инновационная инфраструктура
Самарская область Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года Автомобильный кластер Самара-Тольятти Доминирующая фирма. Системообразующий сектор
Липецкая область Промышленный кластер по производству бытовой техники Особая экономическая зона Доминирующая фирма
Продолжение таблицы
Субъект РФ Нормативный акт Кластер Институт развития в регионе Условие развития кластера
Калужская Стратегия развития автомобиль- Автомобильный Агентство инновацион- Доминирующая
область ной промышленности российской федерации на период до 2020 года. ВЦП «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах» кластер ного развития - центр кластерного развития Калужской области, член Ассоциации инновационных регионов России фирма
Алтайский Стратегии развития фармацев- Алтайский биофарма- Некоммерческое пар- Объединение малых
край тической промышленности РФ «ФАРМА-2020». цевти-ческий кластер тнерство «Алтайский биофармацевтический и средних предприятий на основе
Постановление Правительс- кластер». взаимовыгодного
тва Российской Федерации от Особая экономическая сотрудничества
29.03.2011 № 216 «О сохранении зона
статуса наукограда Российской
Федерации за городом Бийском
(Алтайский край)»
Ярослав- Концепция кластерной политики Фармацевтиче ский Региональная корпорация Доминирующая
ская область до 2015 г. ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» кластер развития фирма
Постановление правительства Туристско-рекреаци- Координационный совет
области от 14.08.2009 № 850-п онный кластер по созданию и развитию
«О координационном совете по туристско-рекреационно-
созданию и развитию туристс- го кластера в Ярославс-
ко-рекреационного кластера в кой области
Ярославской области».
Концепция создания туристс-
ко-рекреационного кластера в Ярославской области
Воло- Долгосрочная целевая программа Льняной кластер Доминирующая
годская «Развитие льняного комплекса фирма
область Вологодской области на 20092012 годы» Государственно-частное партнерство Человеческий фактор
Сверд- Проект кластерной политики 1Т-кластер Инициатива снизу
ловская Свердловской области Фармацевтиче ский Инициатива снизу
область кластер
Ульянов- Областная целевая программа от Авиационный клас- Доминирующая
ская 23.09.2009 № 35/342-П «Улья- тер фирма
область новск - авиационная столица» на 2009-2011 годы»
Республика Концепция кластерного развития ИТ-кластер Член Ассоциации ин-
Татарстан секторов экономики и социальной сферы на 2011-2015 годы новационных регионов России Особая экономическая зона «Алабуга», Технополис «Химград», индустриальный парк «КИП Мастер», Индустриальный парк «Камские поляны»
Окончание таблицы
Субъект РФ Нормативный акт Кластер Институт развития в регионе Условие развития кластера
Воронежская область Ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 годах». Проект Концепции формирования и развития ИТ-кластера на территории Воронежской области, 2012 г Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования Агентство по инновациям и развитию
Кластер авиастроения
Радиоэлектронный кластер
Кластер электромеханики
Москва Концепция кластерной политики города Москвы в сфере малого и среднего предпринимательства Особая экономическая зона
Республика Башкортостан Кластерная политика Республики Башкортостан. План мероприятий по реализации кластерной политики Республики Башкортостан до 2012 г Центр кластерного развития Республики Башкортостан
Камчатский край Проект краевого закона «О кластерной политике в Камчатском крае»
реальным институтом развития. Поскольку в большинстве регионов законодательная инициатива в области формирования кластеров имеет небольшой срок, становление и развитие кластеров только начинается.
Как видно, в таблице сделана попытка выделить условия, способствующие развитию кластеров в субъектах РФ. В большинстве регионов с успешным опытом развития кластеров функционируют различные институты развития - особые экономические зоны, организации, содействующие развитию кластерных инициатив. Помимо необходимости нормативной основы создания кластера существует ряд причин, по которым тот или иной кластер может успешно развиваться в дальнейшем:
- построение кластеров по типу доминирующей фирмы;
- взаимовыгодное сотрудничество участников кластера;
- активная поддержка со стороны государственных и региональных органов власти (государственно-частное партнерство и личное участие руководства региона);
- инициатива снизу.
Таким образом, успешному развитию региональных кластеров способствует наличие региональной законодательной инициативы по формированию кластерной политики, наличие в регионе
институтов развития и условий (причин) для их дальнейшего развития.
Подходы к формированию кластерной политики регионов разные. Существование в настоящее время отношений, связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем, что данный термин активно применяется в подзаконных актах Российской Федерации.
В методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, изложенных в письме Минэкономразвития России от 26.12.2008 № 20 615-АК/Д19, используется понятие территориального кластера -объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. Такое же определение содержится в концепции кластерной политики РФ, однако используется для определения территориально-производственного кластера.
Тенденции создания и развития кластеров предприятий на территории субъектов РФ нашли свое отражение в региональном законодательстве. В
документах по формированию кластерной политики в субъектах РФ применяется понятие кластер, под которым понимают совокупность хозяйствующих субъектов смежного профиля, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, близко расположенных и способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.
Основной целью реализации кластерной политики на уровне РФ определено обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры. В документах субъектов РФ в качестве целей кластерной политики, как правило, ставится повышение конкурентоспособности самих хозяйствующих субъектов -участников кластеров и экономики региона в целом. Достигаться конкурентоспособность в субъектах будет за счет создания условий для формирования и развития кластеров (Свердловская, Ярославская области) на основе модернизации и диверсификации экономики (Республики Татарстан, Башкортостан). Помимо повышения конкурентоспособности в Республике Башкортостан ставится задача развития инновационного потенциала предприятий и отдельных видов экономической деятельности, малого и среднего бизнеса.
Разнятся подходы в региональных концепциях кластерной политики к определению типов кластеров. На федеральном уровне с учетом специфики секторов экономики выделяются следующие типы кластеров: дискретные, процессные, инновационные и «творческие», туристические, транспортно-логис-тические, смешанные кластеры. Подобный подход к выделению региональных кластеров используется в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. В Свердловской области кластеры предлагается группировать по уровню развития (функциональные, латентные и потенциальные) и для каждого из типов формировать свои специальные методы и формы государственной поддержки [4]. В Республике Башкортостан используется иной подход к выделению групп кластеров -с точки зрения приоритетных направлений кластерной политики и форм поддержки предлагаются к созданию типы кластеров: промышленные районы; радиальные, «спутниковые», государственные кластеры. Для каждого типа кластеров предлагаются
особые усилия кластерной политики и механизмы поддержки.
Выявление кластеров и использование их для стимулирования инновационного развития свойственны для кластерной политики Ленинградской области. В Санкт-Петербурге выделены 9 основных кластеров: энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение, металлургия.
Различен подход и к мерам поддержки кластерного развития в регионах. Хотя они отвечают основным направлениями содействия развитию кластеров, заявленным в федеральных документах:
• содействие институциональному развитию кластеров;
• развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия;
• обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров.
В Свердловской области и Республике Башкортостан формы поддержки кластерных инициатив разработаны для различных типов кластеров. При этом в Республике Башкортостан предлагаются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности компаний кластера на внешних рынках и развития сотрудничества внутри самого кластера. А в Свердловской области меры поддержки различны в зависимости от уровня развития кластеров и их ориентации по секторам экономики. В Ярославской области сделан акцент на создание условий формирования перспективных (пилотных) кластеров.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации активно идут процессы формирования кластерной политики, однако существует проблема недостаточной разработанности нормативных актов, регулирующих кластерную политику. В большинстве регионов кластерная политика находит отражение в стратегических и программных документах развития субъектов РФ. Отдельные механизмы формирования и поддержки кластерных инициатив присутствуют в различных нормативных актах, регулирующих инновационное и инвестиционное развитие, промышленную политику. И только несколько субъектов Российской Федерации пошли по пути разработки собственных концепций кластерной политики, в которых используются
общефедеральные подходы к ее формированию с выделением особенностей той или иной территории в части определения типов кластеров и мер государственной поддержки их формирования.
Список литературы
1. Бугрова Е. А. Льняной кластер: доступная роскошь // Рынок легкой промышленности. 2010. № 82. URL: http://rustm. net/catalog/article/1908. html.
2. Бурлянский С. В., Синицын А. О. Промышленные кластеры в Ульяновской области // Регионоло-гия. 2011. № 3. URL: http://regionsar. ru/node/767.
3. Ермак C. Гроздья смысла // Эксперт Урал. 2011. № 12. URL: http://www.expert-ural.com/1-482-9778.
4. Лаврикова Ю. Г. Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 22. С. 21-31.
5. Ланин Д. Кластерный анализ // Эксперт. 2010. № 22 (707). URL: http://expert. ru/expert/2010/22/ klasternuy_analiz.
6. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: утверждены Минэкономразвития России 26.12.2008 № 20 615-ак/д19. URL: http://www. economy. samregion. ru/klaster_rossia/npa_klaster_ros/ metod_klaster.
7. Петров А. П., Петров А. А. Концепция формирования уральского фармацевтического кластера // Экономика региона. 2011. № 2. С. 213-220.