Научная статья на тему 'Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики'

Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агиография / Александр Невский / Древняя Русь / древнерусская архитектура / историческая наука / погребальный обряд / Hagiography / Alexander Nevsky / Ancient Russia / Old Russian Architecture / Historical Science / Burial Rite

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олег Германович Ульянов

В статье впервые в исторической науке осуществлена верификация агиографических и летописных сведений о захоронении св. блгв. кн. Александра Невского в сопоставлении с археологическими данными. Критическому разбору подвергнуто расхожее мнение, которое прочно утвердилось в литературе, что первое посмертное чудо касается именно т. н. «прощальной» грамоты с текстом «разрешительной» молитвы. Как разобрано на примере большинства списков «Повести житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра Ярославича», речь в древнерусских источниках идет о «душевной грамоте», но никак не о «прощальной» («разрешительной»). Привлеченные в статье результаты археологических исследований позволили впервые точно установить, что вел. кн. Александр Ярославич был погребен 23 ноября 1263 г. в белокаменном саркофаге, занявшем княжеский аркосолий на южной стене (в западной трети под хорами) собора Рождества Богородицы Богородице-Рождественского монастыря во Владимире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first Miracle of Alexander Nevsky: the Collision of Hagiography and Church Practice

The article, for the first time in historical science, verifies the hagiographic and chronicle information about the burial of St. Alexander Nevsky in comparison with archaeological data. The widespread opinion, which is firmly established in the literature, that the first posthumous miracle concerns precisely the so-called. “Farewell” letter with the text of “permission” prayer, is subjected to critical analysis. As analyzed using the example of most of the copies of “The Tale of the Life and of the Bravery of the Blessed and Great Prince Alexander Yaroslavich”, ancient Russian sources speak of “spiritual reading”, but not “farewell” (“permissive”). The results of archeological research, drawn in the article, made it possible to establish for the first time that the great prince Aleksander Yaroslavich was buried on November 23, 1263 in a white-stone sarcophagus that occupied the prince’s arkosolium on the southern wall (in the western third under the choirs) of the Cathedral of the Nativity of the Theotokos-Rozhdestvensky monastery in Vladimir.

Текст научной работы на тему «Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

Па^ашрюош- е\ %ро\ю, ev ярооюяю, е\ ег8ег

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии

№ 1 (12)

2020

О. Г. Ульянов

Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики

БОТ: 10.24411/2618-9674-2020-10006

Аннотация: В статье впервые в исторической науке осуществлена верификация агиографических и летописных сведений о захоронении св. блгв. кн. Александра Невского в сопоставлении с археологическими данными. Критическому разбору подвергнуто расхожее мнение, которое прочно утвердилось в литературе, что первое посмертное чудо касается именно т. н. «прощальной» грамоты с текстом «разрешительной» молитвы. Как разобрано на примере большинства списков «Повести житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра Ярославича», речь в древнерусских источниках идет о «душевной грамоте», но никак не о «прощальной» («разрешительной»). Привлеченные в статье результаты археологических исследований позволили впервые точно установить, что вел. кн. Александр Ярославич был погребен 23 ноября 1263 г. в белокаменном саркофаге, занявшем княжеский аркосолий на южной стене (в западной трети под хорами) собора Рождества Богородицы Богородице-Рожде-ственского монастыря во Владимире.

Ключевые слова: агиография, Александр Невский, Древняя Русь, древнерусская архитектура, историческая наука, погребальный обряд.

Об авторе: Олег Германович Ульянов

Доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ, заведующий сектором ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева».

E-mail: professor.ulyanov@yandex.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2330-4763

Ссылка на статью: Ульянов О. Г. Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2020. № 1 (12). С. 70-80.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

naLatoprncta- ev cpovw, ev ppoompw, ev etSet Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy

/ irfc. %

SroUW. v

\ j » « A i

№ 1 (12)

2020

NUI ^tl %

O. Ulyanov

The first Miracle of Alexander Nevsky: the Collision of Hagiography and Church Practice

DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10006

Abstract: The article, for the first time in historical science, verifies the hagiographic and chronicle information about the burial of St. Alexander Nevsky in comparison with archaeological data. The widespread opinion, which is firmly established in the literature, that the first posthumous miracle concerns precisely the so-called. "Farewell" letter with the text of "permission" prayer, is subjected to critical analysis. As analyzed using the example of most of the copies of "The Tale of the Life and of the Bravery of the Blessed and Great Prince Alexander Yaroslavich", ancient Russian sources speak of "spiritual reading", but not "farewell" ("permissive"). The results of archeological research, drawn in the article, made it possible to establish for the first time that the great prince Aleksander Yaroslavich was buried on November 23, 1263 in a white-stone sarcophagus that occupied the prince's arkosolium on the southern wall (in the western third under the choirs) of the Cathedral of the Nativity of the Theotokos-Rozhdestvensky monastery in Vladimir.

Keywords: Hagiography, Alexander Nevsky, Ancient Russia, Old Russian Architecture, Historical Science, Burial Rite.

About the author: Oleg Germanovich Ulyanov

Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Department at the Central Museum of Old Russian Culture and Art named after Andrei Rublev, Academician of the Russian Academy of Arts & the Russian Academy of Natural History. E-mail: professor.ulyanov@yandex.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2330-4763

Article link: Ulyanov O. G. The first Miracle of Alexander Nevsky: the Collision of Hagiography and Church Practice. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2020, No. 1 (12), p. 70-80.

Историческая значимость св. блгв. кн. Александра Невского (1220-1263) в полной мере осознавалась уже его современниками, что нашло своё отражение в появлении вскоре после его кончины 14 ноября 1263 г. в Городце первой светской биографии знаменитого вел. кн. владимирского — «Повести житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра Ярославича» (другое название — «Житие блаженнаго великаго князя Александра Ярославичя всеа Русии Невскаго»). Первоначальная редакция «Повести» была составлена, по мнению ряда ученых, в 80-х гг. XIII в. в Богородице-Рождественском монастыре («архимандритье великой») во Владимире, где был погребен 23 ноября 1263 г. вел. кн. Александр Ярославич, принявший перед кончиной монашеский постриг (в схиме — Алексий).

В Первоначальной редакции «Повести», созданной владимирским иноком по благословению митр. Киевского Кирилла II (1247-1281) и по воле вел. кн. Владимирского Димитрия Александровича — сына св. блгв. кн. Александра Ярославича, присутствует рассказ очевидца о погребении князя и первом посмертном чуде с «прощальной» грамотой. Данное известие рассматривается как несомненный авторский текст и важнейший критерий Первоначальной редакции1.

В древнейших списках «Повести» (всего их 13) первое чудо св. блгв. кн. Александра Невского зафиксировано достаточно подробно: «Святое же т£ло его понесоша къ граду Володимерю. Митрополитъ же, князи и бояре и весь народ, малии, велиции, ср^тоша и въ Боголюбив^мъ съ свищами и с кандилы. Народи же съгнатахутся, хотяще прикоснутися честн^мь одр£ святаго т£ла его. Бысть же вопль, и кричание, и туга, яка же н£сть была, яко и земли потрястися. Положено же бысть т£ло его въ Рожестве святыя Богородица, въ архимандритьи велицЬи, месяца ноябриа, въ 24, на память святаго отца Амфилохия. Бысть же тогда чюдо дивно и памяти достойно. Егда убо положено бысть святое тЬло его в раку, тогда Савастиян икономъ и Кирилъ митрополит хотя розьяти ему руку, да вложат ему грамоту душевную. Он же, акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И приятъ же я ужасть, и одва отступиша от ракы его. Се же бысть слышано вс£мъ от господина митрополита и от иконома его Савастияна. Кто не удивится о семъ, яко т£лу, бездушну сущю и везому от далних градъ в зимное время! И тако прослави Богъ угодника своего» (здесь и далее выделено нами)2.

Причем, если древнейшая редакция «Повести» заканчивает описание эпизода на том, как вел. кн. Александр Ярославич сам взял «прощальную» грамоту из рук митрополита Кирилла II, другие добавляют к этому, что после принятия грамоты недавно почивший князь снова согнул руку3. Характерна интерпретация вологодским епископом Ионою Думиным, современником Царя Ивана IV Грозного, первого чуда св. блгв. кн. Александра Ярославича с «прощальной» грамотой. По его словам, последний «сам к нему (митрополиту Кириллу. — авт.) свою руку простре, аки жив,

1 Мансикка В. И. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. Бегу-новЮ.К. К вопросу об изучении Жития Александра Невского // ТОДРЛ. Т. 17. М.; Л., 1961. С. 348-357.

2 Псковская вторая летопись (ГИМ. Син. 154. Л. 162 об.) (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 16, разночтения): «Понесено же бысть честное тело его к граду Владимерю. Митрополит и весь причет сретоша его в Боголюбове с свещами и с кандилы, певше же над ним песнь многу. И по скончании же честныа службы над честныим его телом приступле митрополит Кирил, хотя дати ему грамоту духовную в руку. Он же, яко жив, разверзе. Бысть же страх и трепет велми зело» (РНБ. Q.I.321. Л. 15 об.).

3 Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Стб. 3257; ПСРЛ. Т. XXI. Ч. 1. СПб., 1908. С. 293; Мансикка В. И. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. С. 101-102.

взем от руки его хартию сию разрешительную и паки согбе руки си, держа хартию на персех си...»4.

Столь подробный стиль изложения конкретных обстоятельств первого чуда св. блгв. кн. Александра Невского с «прощальной» грамотой обнаруживает разительное сходство с известием об обретении в 1091 г. честных мощей прп. Феодосия Печерско-го, вошедшим в состав его «Жития» и Киево-Печерский Патерик. При обретении был составлен своего рода первый «полевой отчет» инока Киево-Печерского монастыря Нестора, в котором особо подчеркивалось, что «все части тела целы, и тление не тронуло их»5.

Ранее исследователями также отмечалась текстологическая близость Первоначальной редакции «Повести» с Галицкой летописью, особенно в той части летописи, где читается биография кн. Даниила Галицкого. По мнению Д. С. Лихачева, уточнившего наблюдения предыдущих исследователей (А. С. Орлова, Н. К. Гудзия и др.), митр. Киевский Кирилл II имел самое непосредственное отношение к составлению жизнеописания св. блгв. кн. Александра Невского, заказав написать его Житие одному из проживавших на севере галицких книжников6. На митрополита Кирилла автор ссылается, в частности, описывая чудо с «душевной грамотой», он передает и слова митр. Киевского при известии о смерти князя: «Чада мои, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской».

Начало прочных личных взаимоотношений митр. Киевского Кирилла II с вел. кн. Александром Ярославичем можно датировать временем первого архипастырского посещения Суздальской и Владимирской епархии, когда митр. Кирилл II зимой 1250/1251 г. венчал вел. кн. Владимирского Андрея Ярославича, получившего в конце 1249 г. ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», с дочерью кн. Даниила Галицкого.

С 1250 по 1274 гг. митр. Киевский Кирилл II избрал монастырь Рождества Богородицы во Владимире местом своего постоянного пребывания, управляя отсюда всей митрополией. Ведая делами вакантной владимирской кафедры, он долгое время не ставил сюда епископа, и на место еп. Митрофана, убитого монголами при взятии Владимира в 1238 г., митр. Кирилл II поставил нового владимирского епископа только в 1274 г., когда был хиротонисан архим. Киево-Печерский Серапион.

Отнюдь не случайно Богородице-Рождественский монастырь, почитавшийся в то время как «архимандритья великая» среди всех обителей митрополии, был избран местом упокоения вел. кн. Александра Ярославича после его внезапной кончины в Городце. Именно эта чтимая владимирская обитель, которой суждено было стать первым временным «седалищем» (ка9юра) митр. Киевского, сыграла столь значительную роль в прославлении св. блгв. кн. Александра Невского. Ктитором Богоро-дице-Рождественского монастыря был вел. кн. Владимирский Димитрий Александрович, которому автор Первоначальной редакции «Повести» уделяет особое внимание, изображая его достойным преемником власти знаменитого отца. Составление «Повести» по воле вел. кн. Владимирского Димитрия Александровича свидетельствует о том, что уже в это время в монастыре Рождества Богородицы во Владимире возникло местное почитание св. блгв. кн. Александра Невского, погребенного в Ю-З части собора Рождества Богородицы, под княжескими хорами, где в 1380 г. были обретены

4 Мансикка В. И. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. С. 101-102.

5 Ульянов О. Г. Вопросы церковно-археологического освидетельствования мощей на современном этапе // Церковная археология. Вып. 4 / Мат-лы II Всеросс. церковно-археологической конф. СПбДА, посвященной 150-летию со дня рождения Н. В. Покровского 1-3 ноября 1998 г. СПб., 1998. С. 301.

6 Лихачев Д. С. Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского // ТОДРЛ. Т. V. М.; Л., 1947. С. 52.

его честные мощи, которые были положены «на вскрытии» в той же самой раке и на том же месте7.

Более подробно обретение мощей отражено в одной их поздних редакций Жития: «Архиерей великий... самодержца великого раскопавше место, идеше многоцелебныя всесвятыя мощи святаго положены быша, обретоша их нетленны и целы от мног лет. положиша в раце верху земли в церкви Пречистыя Богородицы, в ней же положен бысть прежде»8.

Локализация первоначального погребения может быть достаточно точно установлена благодаря записям Вкладной книги Богородице-Рождественского монастыря, которая сохранила указание на расположение княжеской раки «за правым столпом, в темном месте»9. Согласно предположению архитекторов Н. А. Артлебена и Д. А. Ко-рицкого, сделавших обмеры собора Рождества Богородицы до его реконструкции в 1858-1868 гг., рака располагалась «вероятно, в юго-западном углу под хорами»10.

Традиция устройства княжеских захоронений в отдельно стоящих саркофагах восходит ко времени св. равноап. Царя Владимира (^ 1015), который устроил в Десятинной церкви раку для св. равноап. кн. Ольги (^ 969) особым образом: «И на верху честнаго гроба того оконце сотворено бяше, и ту видят тело блаженный великиа княгине Олги лежаще цело и тлению непричастно и благодатию Святаго Духа све-тяшеся яко солнце. Да иже кто с великою верою придет к честному гробу святыя, и оконце то, иже на гробе святыя, само себе отверзется, и видят честное тело цело, и мнози приемлют нескудно исцеление, а цем же кто недугом одержим бяше, и вси равно исцеляхуся от священных мощей святых, и отходят в домы своя раду-ющеся и славляху Бога и Пречистую Богородицу и святую великую княгиню Олгу. О дивное и страшное и преславное чюдо, братие, и похвалы всякиа достойно: тело честное и святое во гробе цело, аки спя, почивает! Поистинне дивен Бог во святых своих, Бог Израилев. То видяще человецы вернии прославляют Бога, прославляющаго рабы своя. А другим, иже не с верою приходящим к честному ковчегу святыя, не отворится оконце гробное, и не видят святаго и честнаго ея тела, но токмо гроб видяху святыя. Тако бо Бог прославляет рабу свою великую княгиню Олгу Рускую, нареченную во святом крещении Елену»11.

Во Владимиро-Суздальском княжестве известен целый ряд саркофагов ХП-ХШ вв., вытесанных из цельного блока белого камня: в кафедральном Успенском соборе во Владимире (датируются второй половиной XII — началом XIII в.), в Георгиевской церкви, два саркофага в церкви Бориса и Глеба в Кидекше, два саркофага в Ростове, несколько саркофагов в Успенском соборе Княгинина монастыря, в соборе Рождества Богородицы в Суздале и в соборе Рождества Богородицы Рождественского монастыря

7 Владимирский Рождественский монастырь XII в. Владимир, 1869. С. 12.

8 Рукопись полууставом на церковнославянском языке происходит из Владимира с датирующей надписью: «Списано с экземпляра, имеющегося во Владимирской семинарской библиотеке. Принадлежит Владимирскому Архиерейскому дому. 1853 г.». Собрание Владимиро-Суздаль-ского музея-заповедника. В-30564. Житие благоверного князя Александра Невского. Рукопись. Л. 42.

9 Вкладная книга Владимирского Рождественского монастыря // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. III. Вл., 1864. С. 34.

10 Артлебен Н. А.; Корицкий Д. А. Пояснительная записка к проекту возобновления в древнем виде церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Владимирском Архиерейском доме // Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. II. М., 1962. С. 478; Тимофеева Т.П. Владимирские гробницы и раки Александра Невского // Князь-Владимирское кладбище / Владимирский Некрополь. Вып. 5. Владимир, 2002. С. 90-95.

11 «Похвала блаженныя и великия княгини Олги, нареченныя во святом крещении Елены, списано вкратце»; РГАДА. Ф. 187. Оп. 1. №41. Л. 473 об.-474.

во Владимире. Крышки таких саркофагов сразу погребения обычно замазывались известью, судя по летописному известию под 1289 г., что тело волынского князя Владимира Васильковича лежало в гробу «не замазано» несколько месяцев, потому что вдова никак не могла утолить своё горе12.

По данным исследований 1900 г., в Георгиевской церкви были устроены раки из белокаменных плит для брата св. блгв. кн. Александра Невского и его матери (?)13. В Успенском соборе Княгинина монастыря в северном приделе располагались белокаменные раки для двух жен вел. кн. Всеволода III, а в южном — для двух жен и дочери св. блгв. кн. Александра Невского: «в алтаре Благовещенского придела (современного храму) во впадине (нише) покоятся в каменных гробах тела княгини Марии, в иноцех схимницы Марфы, Шварновны, и Анны, второй супруги великого князя Всеволода III. В Христорождественском приделе (XVII в.) на правом клиросе у стены к самому иконостасу на деревянном надгробии надпись: «Мощи благоверной великой княгини Александры, святого благоверного великого князя Александра Невского супруги, мощи благоверной великой княжны Евдокии, святого благоверного великого князя дщери». На левой стороне у северной алтарной двери на таком же надгробии надпись: «Мощи благоверной великой княгини Вассы, супруги св. блгв. князя Александра Невского»14. Исторические свидетельства указывают на то, что два белокаменных саркофага были помещены в княжеские аркосолии северного Благовещенского придела Успенского собора Княгинина монастыря15.

Два белокаменных саркофага середины XII в. в церкви Бориса и Глеба в Кидекше располагались прямо под княжескими хорами, как и в соборе Рождества Богородицы Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. Для их размещения также были устроены особые аркосолии — арочные ниши из блоков белого камня на известковом растворе в толще стен, глубина которых была рассчитана таким образом, чтобы в каждую такую нишу полностью поместился белокаменный саркофаг16. Оба белокаменных саркофага в Кидекше возвышались над уровнем пола, будучи установленными прямо на известковой заливке его основания.

Указанные аналогии позволяют впервые точно установить, что вел. кн. Александр Ярославич был погребен 23 ноября 1263 г. в белокаменном саркофаге, занявшем княжеский аркосолий на южной стене (в западной трети под хорами) собора Рождества Богородицы Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. В летописных статьях сообщается о закладке (1192) и об освящении 27 октября (1197) Рождественского собора, однако в 1219 г. состоялось еще одно «великое священие», что могло быть связано с пристройкой галерей, которые имели с южной и, по-видимому, северной сторон небольшие круглые «певницы»17. Для нашей темы существенно, что княжеские аркосолии в кафедральном Успенском соборе во Владимире, построенном в 1158-1160 гг., появились также во время пристройки в 1186-1189 гг. обходной галереи, где они заняли северную и южную стены.

12 ПСРЛ. Т. II. Стб. 927.

13 Сперанский М.А. Древние гробницы Георгиевской церкви в губернском городе Владимире // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кн. IV. Владимир, 1902.

14 Тихонравов К.Н. Княгинин Успенский девичий монастырь. Владимир, 1869. С. 18.

15 По данным Н. Н. Воронина, «так размещены погребения и в существующем соборе» (Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. I. М., 1961. С. 422).

16 KollwitzJ. Arcosolium. Reallexikons für Antike und Christentum. 1950. Bd. 1. S. 643-645.

17 «В лето 6727 освящена бысть церковь Святой Богородицы Рожество в монастыри Великим священьем Епископом Симоном, месяца Сентября в 7-й день на память Святаго мученика Созона при Князи Георгии и сыне его Всеволоде и брату его сущу Ярославу Князю Переслав-скому, а игуменство держащу Митрофану» (ПСРЛ. Т. I. Стлб. 444).

Как ни странно, вплоть до настоящего времени в исторической науке не было предпринято ни одной попытки по должной верификации агиографических и летописных сведений о захоронении св. блгв. кн. Александра Невского в сопоставлении с археологическими данными. Более того, в литературе прочно утвердилось мнение, что первое посмертное чудо касается именно т. н. «прощальной» грамоты с текстом «разрешительной» молитвы, которую эконом Севастьян и митрополит Кирилл II якобы хотели вложить в руку недавно почившего князя после того, как «положено бысть святое тЬло его в раку» (sic!). На самом деле в большинстве списков «Повести» речь идет о «душевной грамоте», но никак не о «прощальной» («разрешительной»)18. В отличие от «прощальных» грамот «душевные» грамоты нередко включали в себя «наказы» о месте погребения, примером чему служит распоряжение св. равноап. кн. Ольги, которая просит при погребении не сыпать над ней могилы19. В настоящее время принято считать, что «разрешительные» грамоты были известны в Древней Руси уже с XI в., и их древние церковнославянские тексты сохранились от XIV-XV вв.20

Не меньшую путаницу внесло и предание, что традиция вкладывать в правую руку усопшему текста «разрешительной» молитвы связана с Киево-Печерской Лаврой и её родоначальником будто бы стал прп. Феодосий Печерский. Это представление восходит к тексту Киево-Печерского Патерика: «Принужен же бывь любве его ради преподобный, и пишет тако, глаголя: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа», иже и донынЬ влагаются умершему в руку таковую молитву. И оттоле утвердися таковое написание пологати умерьшимь, прЬжде бо сего инъ не сотвори сице-выа вещи в Руси. Пишет же и сие въ молитв^: «Помяни мя, Господи, егда приидеши въ царствии си и въздати хотя комуждо по д^лом его, тогда убо, Владыко, и раба своего Симона и Георгиа сподоби одесную тебе стати въ славе твоей и слышати благы твой глас: "Приид^те, благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам царство искони мира" (Мф. 25, 34)»21.

Примечательно, что сам прп. Феодосий Печерский (f 1074), по свидетельству составителя его Жития Нестора, «опрятався и нозе простер и руце на персех крестообразно положь, продасть святую ту душю в руце Божии»22. На одной из миниатюр

18 О «разрешительных» грамотах см.: ЛихачевН.П. О разрешительных грамотах Восточных патриархов // Древности. Труды имп. Московского Археологического общества. М., 1894. Т. 15. Вып. 2. С. 77-88; Кобеко Д. Ф. Разрешительные грамоты иерусалимских патриархов // Журнал Министерства народного просвещения. 1896 г., июнь. Ч. CCCV. С. 270-279; Vaporis N. M. A study of the Ziskind Ms. № 22 of the Yale University library. The Greek Orthodox Theological Revue, vol. XIV, №1. Spring. Supplement. Brookline, Massachusetts, 1969, p. 17; Паласттратог Nt. Xâpriveç eiK о veç. ОрвоЗо^а врцокеитжа характжа 1665-1899. A0^va, 1986. T. II. £. 559-579; Chrissidis N. Between forgiveness and indulgence: funerary prayers of absolution in Russia. The Tapestry of Russian Christianity: Studies in history and culture. Ohio, 2016 (Ohio Slavic Papers, vol. 10, Eastern Christian Studies, vol. 2), p. 261-293; Idem. Edification through the Memory of Sins: The Practical Uses of Eastern Orthodox Indulgences. Canadian-American Slavic studies. Revue canadienne-américaine d'études slaves, 2018, vol. 52 (2-3), p. 181-192; Хриссидис Н. Между прощением и индульгенцией: погребальные разрешительные молитвы в России // Исследования по истории русской мысли. [Т. 14]. Ежегодник за 2018 год. М., 2018. С. 7-46.

19 ПСРЛ. Т. 37. С. 21.

20 Chrissidis N. Edification through the Memory of Sins, p. 182; Гугуев Ю.К. Обычай класть разрешительные документы в могилу умершего в Древней Руси, на Балканах и в Западной Европе (X-XV вв.) // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. М., 2020. Вып. 4. С. 130-136.

21 В «Житии Феодосия Печерского» данный сюжет отсутствует: Киево-Печерский Патерик. Слово 1 // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век. СПб., 1997.

22 ШахматовА. А., ЛавровП.А. Сборник XII века московского Успенского собора. I. М., 1899. С. 92-93; Шахматов А. А. Повесть Временных лет. I. СПб., 1916. С. XXVII.

Радзивилловской летописи, датируемой концом XV в., с изображением лежащего в гробу прп. Феодосия Печерского, отчетливо видны руки, крестообразно сложенные под схимой23. В то же время в Киево-Печерской Лавре, среди мощей святых подвижников, находились честные мощи прп. Спиридона, «просфорника» печерского XII в., чья десница была воздета для крестного знамения. В Псалтири (1904 года) так говорится об этом: «Желающий несомненного древняго свидетеля собственными очами видети, да идет во святую Киево-Печерскую Лавру в пещеры, к святым мощам преподобного Спиридона просфорника и оузрит десницу его, яже якоже в час кончины своея троеперстно сложи ю для крестного знамения, тако сложенною пребывает и до ныне близ седми сот лет».

Тем не менее, по археологическим данным, в погребальном обряде Древней Руси наблюдаются захоронения с необычным положением правой руки, которое подчас связывают с «прощальной» грамотой с текстом «разрешительной молитвы». Древнерусские миниатюры со сценами похорон епископа в большинстве случаев представляют владыку на смертном одре с поднятой в благословляющем жесте десницой (см., например, погребение в 1121 г. киевского митрополита Никифора в миниатюрах Лицевого летописного свода). Между тем, на многих монастырских некрополях (Высокопетровский монастырь в Москве и др.) присутствуют ненарушенные захоронения именно с такой особенностью24. Помимо «прощальной грамоты», причиной воздетой в архиерейских погребениях десницы могла послужить агничная просфора, которую, как трактовал в XII в. Федор Вальсамон в своём толковании на 83-е правило: «А что архиереям по кончине влагают в руки святый хлеб и таким образом погребают, это делается, думаю, для отгнания злых духов и дабы напутствуем был им к небесам удостоенный великого и апостольского обетования». В данном случае отцы Трулльского Собора повторили 26 (18) канон Карфагенского Собора, где находится запрет крестить усопших: «Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров кре-стити скончавшихся уже».

Помимо этого, известно, что в трех погребениях в грунтовом могильнике К-Х вв. под фундаментом Десятинной церкви в Киеве была согнута к плечу или подбородку только правая рука, а левая лежала на животе. В целом ряде курганных погребений Х!-ХШ вв. в Московской области также наблюдалась характерная особенность, что правая рука была согнута в локте кистью к подбородку, а левая — под прямым углом к плечу25. Такое положение правой руки было выявлено также в Суздале при вскрытии гробницы сына вел. кн. Юрия Долгорукого — князя Юрьевского Святослава, умершего в 1174 г. В данной связи заслуживает внимания необычное положение рук Царя Ивана IV Грозного, захороненного в схиме в приделе св. Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля. При вскрытии его раки 23 апреля 1963 г. было обнаружено, что «правая рука круто согнута в локте, обращена фалангами к лицу»26.

По воспоминаниям М. М. Герасимова, правая рука «не покоилась, как положено по христианскому обычаю, на груди, окрещенная с другой рукой, а была приподнята к правому плечу. Левая же рука сохраняла свое обычное положение. Случайность? Нет. Через несколько дней, вскрыв гробницу М. В. Скопина-Шуйского, мы увидели точно такую же картину. Время тут не могло оказать своего влияния: погребенные

23 Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись. 1. СПб., 1902. Л. 110.

24 Ульянов О. Г. Вопросы церковно-археологического освидетельствования мощей на современном этапе. С. 300.

25 Близкие аналогии в средневековых грунтовых некрополях Сербии ХП-ХШ вв.

26 ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. № 20. 1966 г. Д. № 9. Материалы по вскрытиям гробниц Царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича, Царевича Ивана и князя Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля. Л. 16-17.

были плотно спеленуты покровом и поверх повязаны жгутом. Нельзя объяснить это и анатомическими особенностями. Рука Ивана при жизни совершенно свободно сгибалась в локте, в полную меру работала в плече. Между тем никто из ученых никогда не встречался с таким обрядом погребения. Очевидно, это какой-то особый обряд, до сих пор нам неведомый, и историкам еще предстоит разобраться в нем»27.

Загадочное для исследователей того времени положение десницы Царя Ивана IV Грозного было сразу же увязано с традицией вложения в правую руку «разрешительной или прощальной грамоты»28. Почти сразу же данная трактовка встретила яростную критику В. А. Кучкина, который безапелляционно заявил, что «положение правой руки Царя Ивана на правом плече объясняется просто механическим сползанием ее вправо. Замеры, произведенные сотрудником музеев Московского Кремля Е. С. Сизовым, показали наличие легкого наклона вправо поверхности гробницы Грозного. В свете рассмотренных фактов говорить о каком-то не известном нам обряде погребения, будто бы произведенном над Иваном Грозным, нет оснований»29.

Однако точка зрения В. А. Кучкина не получила поддержки в исторической науке и была полностью опровергнута специалистами в данной области. В критическом отклике Т. Д. Пановой было указано, что В. А. Кучкин полностью проигнорировал аналогичное явление в захоронении князя Скопина-Шуйского, что «не позволяет уже объяснить это явление, например, случайным сползанием рук вправо, тем более что в археологическом материале подобные факты отмечены неоднократно. При вскрытии погребения первой жены Царевича Ивана Евдокии Сабуровой (1620 г., Покровский монастырь г. Суздаля) также было отмечено, что лучевые кости образовывали единую линию с плечевыми, т. е. ее руки были полностью согнуты к плечам. Как видим положение рук, зафиксированное при изучении захоронении Ивана IV и князя Скопина-Шуйского, встречается в археологическом материале довольно широко во времени и пространстве . Пока трудно объяснить, с чем был связан и насколько широко был распространен такой способ положения рук в средневековых захоронениях»30.

Как показывает верификация агиографических и летописных сведений о первом чуде с «прощальной» грамотой св. блгв. кн. Александра Невского в сопоставлении с археологическими данными древняя традиция вкладывания в правую руку почивших «душевных» грамот с «наказами» о месте их погребения вполне могла послужить объективной причиной для распространения в Древней Руси захоронений с поднятой десницей.

Источники и литература

1. Артлебен Н. А., Корицкий Д. А. Пояснительная записка к проекту возобновления в древнем виде церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Владимирском Архиерейском доме // Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. II. М., 1962.

27 Герасимов М.М. Лицо Ивана // Неделя. 1964. № 14. С. 16.

28 Белецкая В., Андреев А. Загадки гробницы Ивана Грозного // Огонек. 1964. № 12. С. 31; Вол-ский М. Десница Грозного // Огонёк. 1964. № 36. С. 17.

29 Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Советская археология. 1967. № 1. С. 295.

30 Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского Собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. №4. С. 118-119.

2. Бегунов Ю.К. К вопросу об изучении Жития Александра Невского // ТОДРЛ. Т. 17. М.; Л., 1961.

3. Белецкая В., Андреев А. Загадки гробницы Ивана Грозного // Огонек. 1964. № 12.

4. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием / Изд. Археограф. комиссией. Великия Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. М., 1868-1917.

5. Вкладная книга Владимирского Рождественского монастыря // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. III. Владимир, 1864.

6. Владимирский Рождественский монастырь XII в. Владимир, 1869.

7. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. I. М., 1961.

8. Герасимов М.М. Лицо Ивана // Неделя. 1964. № 14.

9. Гугуев Ю. К. Обычай класть разрешительные документы в могилу умершего в Древней Руси, на Балканах и в Западной Европе (X-XV вв.) // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. М., 2020. Вып. 4.

10. Десница Грозного // Огонёк. 1964. № 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Житие благоверного князя Александра Невского. Рукопись // Собрание Владими-ро-Суздальского музея-заповедника. В-30564.

12. Киево-Печерский Патерик. Слово 1 // Библиотека литературы Древней Руси СПб., 1997. Т. 4: XII век.

13. Кобеко Д. Ф. Разрешительные грамоты иерусалимских патриархов // Журнал Министерства народного просвещения. 1896 г., июнь. Ч. CCCV.

14. Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Советская археология. 1967. № 1.

15. Лихачев Д. С. Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского // ТОДРЛ. Т. V. М.; Л., 1947.

16. Лихачев Н. П. О разрешительных грамотах Восточных патриархов // Древности. Труды имп. Московского Археологического общества. М., 1894. Т. 15. Вып. 2.

17. Мансикка В. И. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913.

18. Материалы по вскрытиям гробниц Царей Ивана Грозного и Федора Иоаннови-ча, Царевича Ивана и князя Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. № 20. 1966 г. Д. № 9.

19. Панова Т.Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского Собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4.

20. «Похвала блаженныя и великия княгини Олги, нареченныя во святом крещении Елены, списано вкратце» // РГАДА. Ф. 187. Оп. 1. № 41.

21. Псковская вторая летопись // Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955.

22. ПСРЛ. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2001.

23. ПСРЛ. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2001.

24. ПСРЛ. Т. 21: Книга Степенная царского родословия (1-10 степени грани). СПб., 1908.

25. ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII вв. Л., Наука. 1982.

26. Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись. Т. 1: Фотомеханическое воспроизведение рукописи. СПб., 1902.

27. Сперанский М. А. Древние гробницы Георгиевской церкви в губернском городе Владимире // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Кн. IV. Владимир, 1902.

28. Тимофеева Т. П. Владимирские гробницы и раки Александра Невского // Князь-Владимирское кладбище / Владимирский Некрополь. Вып. 5. Владимир, 2002.

29. Тихонравов К. Н. Княгинин Успенский девичий монастырь. Владимир, 1869.

30. Ульянов О. Г. Вопросы церковно-археологического освидетельствования мощей на современном этапе // Церковная археология. Вып. 4 / Материалы Второй Всероссийской

церковно-археологической конференции СПбДА, посвященной 150-летию со дня рождения Н. В. Покровского 1-3 ноября 1998 г. СПб., 1998.

31. Хриссидис Н. Между прощением и индульгенцией: погребальные разрешительные молитвы в России // Исследования по истории русской мысли. [Т. 14]. Ежегодник за 2018 год. М., 2018.

32. Шахматов A.A. Повесть Временных лет. I. СПб., 1916. Летопись занятий археографической комиссии. XXIX.

33. Шахматов А. А., Лавров П. А. Сборник XII века московского Успенского собора. I, М., 1899.

34. Chrissidis N. Between forgiveness and indulgence: funerary prayers of absolution in Russia. The Tapestry of Russian Christianity: Studies in history and culture. Ohio, 2016 (Ohio Slavic Papers, vol. 10, Eastern Christian Studies, vol. 2).

35. Chrissidis N. Edification through the Memory of Sins: The Practical Uses of Eastern Orthodox Indulgences. Canadian-American Slavic studies. Revue canadienne-américaine d'études slaves, 2018, vol. 52 (2-3).

36. Kollwitz J. Arcosolium. Reallexikons für Antike und Christentum. 1950. Bd.1.

37. Папаотратои Nt. Xâpriveç еж ô vcç. OpdôSoÇa врцакеитжа харожтжа 1665-1899. A9r|va, 1986. T. II.

38. Vaporis N. M. A study of the Ziskind Ms. № 22 of the Yale University library. The Greek Orthodox Theological Revue, vol. XIV, № 1. Spring. Supplement. Brookline, Massachusetts, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.