Научная статья на тему 'История и архитектурный ансамбль Свято-Успенского Космина монастыря Владимирской губернии'

История и архитектурный ансамбль Свято-Успенского Космина монастыря Владимирской губернии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕНСКИЙ КОСМИН МОНАСТЫРЬ / ПР. КОСМА ЯХРОМСКИЙ / ЯХРОМСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ / МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ / БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР / СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ / ЦАРИЦА ИРИНА ФЕДОРОВНА / ЛИЦЕВОЙ ПОКРОВ / РАТША / ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ / ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ / Н. П. КОНДАКОВ / SAINT-DORMITION COSMAS MONASTERY / SAINT COSMAS OF YAKHROMSK / YAKHROMSK ICON OF THE MOTHER OF GOD / MOSCOW KREMLIN / ANNUNCIATION CATHEDRAL / SAINT MITROPHAN / BISHOP OF VORONEZH / TSARINA IRINA FEODOROVNA / TSAR FYODOR JOVANOVICH / TSAR ALEXEI MIKHAILOVICH / N. P. KONDAKOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соловьев К.А.

Статья посвящена одному из малоизвестных монастырей нашего Отечества Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю, расположенному в Александровском районе Владимирской области. Автор на основе архивных и опубликованных материалов рассматривает вопрос о датировке основания монастыря, которая разнится в различных списках Жития Св. Пр. Космы Яхромского, и делает вывод, что чудесное обретение Пр. Космой Яхромской иконы Пресвятой Богородицы могло произойти на двадцать лет ранее, что также может менять дату основания монастыря. В статье автор рассматривает вопрос о происхождении самого Пр. Космы Яхромского и делает вывод о том, что Пр. Косма мог быть в родственных отношениях с известным русским боярским родом Гурьевых-Секериных, которые являются одними из предков А. С. Пушкина. В статье также рассказывается о Святынях Космина монастыря и их современной судьбе. Высказывается предположение, что находящаяся в настоящее время в Благовещенском соборе Московского Кремля икона Яхромской Пресвятой Богородицы может быть той самой иконой, что была явлена Пр. Косме, с которой он ушел в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен. Если данное предположение верно, описанный известным русским искусствоведом Н. П. Кондаковым в 1912 г. Образ Пресвятой Богородицы Яхромской является более поздним списком с этой иконы. В статье также дается краткий очерк истории монастыря в дореволюционные и советские годы, рассказывается о владимирских реставраторах, которые спасли обитель от уничтожения в 1960-1980-е гг. В конце статьи автор ставит вопрос о возможности проведения новых археологических исследований и более научной реставрации Успенского собора монастыря с восстановлением его исторического пятиглавия, что характерно для подобных памятников XVII столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and architectural complex of the Svyato-Uspensky monastery Cosmin Vladimir province

The article devoted to one of the lesser-known monasteries of our country, the Saint-Dormition Cosmas male monastery located in the Alexandrovsky district of Vladimir region. On the basis of archival and published materials, the author considers the founding date of the monastery that varies in different lists of life of St. Cosmas of Yakhromsk. In addition, the author concludes that the miraculous finding of the Yakhromsk icon of the Blessed Virgin by St. Cosmas could happened twenty years earlier than it is considered. That can also change the date of the founding of the monastery. In the article, the author studies the question of the origin of the St. Cosmas of Yakhromsk and concludes that St. Cosmas could be a relative of the Gur’evs-Sekerins, the famous Russian boyar family, which is among the ancestors of A. S. Pushkin. The author of the article also tells about the shrines of the Cosmas monastery and their fate nowadays. It is suggested that the Yakhromsk icon of the Blessed Virgin Mary that is currently kept in the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin could be the icon that was revealed to the St. Cosmas, with which he went to the Kiev-Pechersk monastery, where he was tonsured. If this assumption is true, the Image of the Blessed Virgin Mary of Yakhromsk described by the famous Russian art historian N.P. Kondakov in 1912 is a more recent copy of this icon. The author also gives a brief outline of the history of the monastery in pre-revolutionary and Soviet times and tells about Vladimir restorers, who saved the monastery from destruction in the 1960-1980s. At the end of the article, the author raises the question about the possibility of new archaeological study and scientific-based restoration of the Dormition Cathedral of the monastery including the restoration of its historical five-headed shape, which is typical to such monuments of the 17th century.

Текст научной работы на тему «История и архитектурный ансамбль Свято-Успенского Космина монастыря Владимирской губернии»

DOI: 10.15643/libartrus-2017.2.2

История и архитектурный ансамбль Свято-Успенского Космина монастыря Владимирской губернии

© К. А. Соловьев

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет Россия, 129337 г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Московская государственная художественно-промышленная академия

им. С. Г. Строганова Россия, 125080 г. Москва, Волоколамское шоссе, 9.

Em ail: solovyev.cyrill @ya ndex.ru

Статья посвящена одному из малоизвестных монастырей нашего Отечества -Свято-Успенскому Космину мужскому монастырю, расположенному в Александровском районе Владимирской области. Автор на основе архивных и опубликованных материалов рассматривает вопрос о датировке основания монастыря, которая разнится в различных списках Жития Св. Пр. Космы Яхромского, и делает вывод, что чудесное обретение Пр. Космой Яхромской иконы Пресвятой Богородицы могло произойти на двадцать лет ранее, что также может менять дату основания монастыря. В статье автор рассматривает вопрос о происхождении самого Пр. Космы Яхромского и делает вывод о том, что Пр. Косма мог быть в родственных отношениях с известным русским боярским родом Гурьевых-Секериных, которые являются одними из предков А. С. Пушкина. В статье также рассказывается о Святынях Космина монастыря и их современной судьбе. Высказывается предположение, что находящаяся в настоящее время в Благовещенском соборе Московского Кремля икона Яхромской Пресвятой Богородицы может быть той самой иконой, что была явлена Пр. Косме, с которой он ушел в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен. Если данное предположение верно, описанный известным русским искусствоведом Н. П. Кондаковым в 1912 г. Образ Пресвятой Богородицы Яхромской является более поздним списком с этой иконы. В статье также дается краткий очерк истории монастыря в дореволюционные и советские годы, рассказывается о владимирских реставраторах, которые спасли обитель от уничтожения в 1960-1980-е гг. В конце статьи автор ставит вопрос о возможности проведения новых археологических исследований и более научной реставрации Успенского собора монастыря с восстановлением его исторического пяти-главия, что характерно для подобных памятников XVII столетия.

Ключевые слова: Успенский Космин монастырь, Пр. Косма Яхромский, Яхромская икона Богоматери, Московский Кремль, Благовещенский собор, Святитель Митрофан епископ Воронежский, царица Ирина Федоровна, Лицевой покров, Ратша, царь Федор Иоаннович, Царь Алексей Михайлович, Н. П. Кондаков.

История развития архитектуры знает множество примеров выдающихся памятников русской архитектуры, которые всемирно известны и входят в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Таковы, к примеру, архитектурные ансамбли Спаса-Преображенского Соловецкого монастыря, Свято-Троицкой - Сергиевой Лавры, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря и многих других. В то же время русская земля богата множеством скромных памятников архитектуры,

которые находятся вдалеке от известных туристических маршрутов и оживленных паломнических путей, но тем не менее внесли свой вклад как в развитие русской архитектуры, так и в духовную и культурную жизнь нашего Отечества.

Предлагаемая вниманию читателей статья ставит важную проблему сохранения памятников архитектуры и декоративно-прикладного искусства в свете последних дискуссий о взаимодействии Русской Православной Церкви и музейного сообщества в деле сохранения культурного наследия. Работая в 1994-2001 гг. в Центральном музее им. Пр. Андрея Рублева, автор всегда выступал за воссоздание церковно-государственных музеев, чей положительный опыт существования и работы в предреволюционное время может служить основой серьезного монографического исследования. В связи с этим представляется очень важным более тесное взаимодействие Государственных музеев Московского Кремля, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Успенского Космина монастыря в таком деле, как возвращение исторической памяти о Яхромской иконе Пресвятой Богородицы и Лицевом покрове с раки Пр. Космы Яхромского, так как в настоящее время они известны широкому кругу историков и искусствоведов, но мало известны вне научной среды.

Свято-Успенский Космин мужской монастырь расположен в 40 км от древней столицы Северо-Восточной Руси - города Владимира на берегу реки Яхрени (Яхромы). Эта малобрат-ственная и небогатая обитель, основанная в XV в., внесла свой вклад не только в развитие провинциальной владимирской архитектуры XVII столетия, но и была богата интересными памятниками декоративного-прикладного искусства, к счастью, сохранившимися в музейных стенах. Помимо этого, Успенский Косьмин монастырь прославлен деяниями двух угодников Божьих - преп. Космы Яхромского и игумена Митрофана, будущего Святителя Митрофана епископа Воронежского - сподвижника Петра Великого.

Несмотря на то, что обитель в настоящее время находится недалеко от трассы Владимир -Юрьев-Польской, этот архитектурный ансамбль не попал в число памятников «Золотого кольца». На этот факт прежде всего хочется обратить внимание как музейного сообщества, так и паломнических служб Владимирской митрополии и Александровской епархии.

Согласно позднему списку Жития Св. Пр. Космы Яхромского, временем основания монастыря можно считать конец XV в. между 1482-1494 гг. Однако первый известный нам исторический документ, в котором упоминается Космин монастырь, относится к 1473 г. В нем сказано: «Лета... года (1464 г. от Р. Х.) Государь и Великий князь Московский и Всеа Русии Иоанн Васильевич менял у митрополита Филиппа его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку» [1, с. 247-254]. Поскольку датой основания обители в других документах указывается 1482 г., то можно связать подобные различные датировки с тем, что именно в 1482 г. подвижнику Косме Яхромскому было чудесное Явление Богоматери и глас от Нее. Об этом мы находим упоминание: «Козмин-Успенский-Яхромский монастырь мужской, 3-го класса (с 1764 г.) -Владимирской губернии и уезда, в 40 верстах от Владимира и близ села Небылого, при реке Яхроме. Основан в XV столетии преподобным Козмой, мощи которого почивают в соборном храме Успения, где и древняя икона Божией Матери, явившаяся в 1482 г. преподобному Козме; празднество ей совершается 14 октября. С 1666 по 1675 год здесь игуменом был св. Митрофа-ний, епископ Воронежский, от которого осталось евангелие с собственноручной надписью. Преподобного Козмы память чтится 18 февраля» [14, с. 611].

Однако существует еще одна грамота, которая позволяет нам усомниться в дате основания обители - 1482-1494 гг. Это монастырская грамота 1477 г., где настоятелем монастыря

назван игумен Пахомий, а в аналогичных грамотах начала 1500-х гг. показан настоятелем игумен Протасий. В таком случае Пр. Косма Яхромский - основатель обители не являлся ее настоятелем. Такое бывало в то время. Ища безмолвного жития, Пр. Косма Яхромский мог уединиться в отдельной келье либо оставался в обители простым иноком. Но есть и иное предположение. Вполне возможно, Пр. Косма Яхромский мог в более ранние годы основать монастырь после бывшего ему Явления Богоматери, и был первым ее строителем, но скончался до 1477 г. Но тогда ошибка вкралась в поздний вариант Жития Св. Пр. Космы, составленный в XVIII столетии. До нашего времени дошел вариант Жития Пр. Космы, составленный в середине XVI столетия суздальским агиографом Григорием, однако в этом тексте очень мало исторических дат и сведений о настоятельстве Пр. Космы. Скорее всего, это является косвенным свидетельством того, что Преподобный Косма, основав монастырь, не принял игуменства, и его дальнейшая жизнь не имела внешних видимых проявлений. Если бы сведения об игуменстве Пр. Космы были известны, эти документы обязательно бы использовал Григорий при составлении своего варианта Жития. В любом случае это одна из исторических загадок Успенского Космина монастыря.

Исторические предания говорят нам о том, что инок Косма был сыном обедневшего владимирского боярина. Мирское его имя неизвестно. Родители, из-за бедности, отдали сына на воспитание дальнему родственнику боярину Секерину.

В русской истории известен род бояр Гурьевых-Секериных, который замечателен тем, что его представители являются предками А. С. Пушкина и потомками знаменитого воеводы Ратши1, которого Александр Сергеевич считал своим прямым предком. В таком случае можно предположить, что боярский сын - инок Косма - также может быть одним из предков (по боковым линиям) нашего великого поэта. Причина ухода Космы может крыться и в ином. Скорее, юный Косма ушел к Секерину добровольно, по велению души, а сам его поступок можно считать неким послушанием в миру. Мало того, боярский сын Косма был направлен не к владетельному князю, но к человеку, страдавшему тяжелой болезнью, и разделил со своим господином его тяготы и печали. В Житии Св. Пр. Космы Яхромского сказано, что он сопровождал своего благодетеля, который искал исцеления от своего недуга. Скорее всего, направлялись они во Владимир. Остановившись на отдых на берегу реки Яхромы, они задремали, и тут отроку Косме было чудесное Явление. Ему является Образ Пресвятой Богородицы, и «от Образа сего Богородицына глас ему бысть повелевающ постричься и монастырь построити и церковь Во Имя Пресвятой Богородицы Успения поставити. Еже и бысть...» [13, с. 49-63]. Событие это, согласно Сказанию о Яхромской иконе Богоматери, которое было составлено сторожем Благовещенского собора Московского Кремля Семеном Моховиковым в 1714-1716 гг., случилось 14 октября 6990 г. (1482 г.). Однако если учесть, что упоминания об обители датируются 1473 г., то оно могло произойти лет на 20-25 ранее. А значит, во все списки Жития Св. Пр. Космы и Сказания о Явлении Яхромской иконы вкрались серьезные ошибки.

Интересно, что отрок Косма после описанных событий взял с собой Чудотворный Образ, покинул своего хозяина, который был исцелен после того как поклонился Иконе, и ушел в

1 Ратмир, или Ратша (? - 15 июля 1240 г.) - дружинник князя Александра Ярославича, герой Невской битвы. Рат-мир упоминается только в одном источнике - «Повести о житии Александра Невского» (не считая многочисленных летописей, использующих текстовый материал этого жития). Здесь Ратмир назван в числе шести главных героев Невской битвы 15 июля 1240 г. Кратко сообщается, что Ратмир отважно сражался пешим и погиб, окруженный врагами. У некоторых историков есть исследования, в которых делается вывод, что Ратша был сыном Мстислава Владимировича Великого (Прим. автора).

Киев в Киево-Печерскую Лавру, там принял постриг и только после этого вернулся во владимирские пределы. Об этом в Сказании о святой иконе Яхромской написано так: «Пострижеся святый Косма в Киево-Печерском монастыре и по времени прииде на место Явления Пресвятой Богородицы на Яхрому реку в Шахматицу. Образ же Ея с собою ношаше. И посем созда обитель Богоматери и Образ Ея постави в той обители и богоугодно поживе в добродетели и пре-ставися...» [3, с. 326-336]. Интересно, что в Успенской Косминой обители были почитаемы две иконы. Одна из этих икон, которую современные искусствоведы датируют началом XVI в., представляет собой медный литой образ, по иконографии близкий к типу Умиление. Богородица держит на своей правой руке Младенца, который лобызает Ее, а Она своей щекой прильнула к Его лицу. Эта икона-мощевик вставлена в более позднюю икону с изображениями тех святых, частицы мощей которых находятся в мощевике. Сейчас этот Образ пребывает во Вла-димиро-Суздальском музее заповеднике (рис. 1). В 1910 г. в книге академика Н. П. Кондакова «Иконография Богоматери» была опубликована фотография Чудотворной иконы Богоматери Яхромской из Успенского Космина монастыря, «которая явилась в 1482 г.» (рис. 2) [8, с. 8]. Интересно, что этот Образ очень близок к литой иконе, но только младенец сидит на левой руке Богородицы, и одной рукой Он касается Ее подбородка, другая Его рука опущена вниз и отведена назад. Эта икона, видимо, находилась в местном ряду иконостаса либо в алтаре одного из храмов. Интересно, что в настоящее время известен еще один Образ Богоматери Яхромской. В Благовещенском соборе Московского Кремля хранится икона Богородицы с Младенцем Христом на руках, которая очень походит на фотографию 1910 г., опубликованную в книге Н. П. Кондакова (рис. 3). Отличие состоит в том, что на иконе из Благовещенского собора Младенец Христос изображен справа, а на фото 1910 г. на иконе из Космина монастыря - Он слева. По мнению искусствоведов музеев Московского Кремля, этот Образ Богоматери Яхромской был создан в XIV столетии. Известно, что при царе Алексее Михайловиче Образ Богоматери Яхромской был взят в Москву на поклонение: «.по некоему чудеси Богоматери образ взят был с честию к Москве благочестивым царем на поклонение и молебствование. И многое время был на Москве. И по упрошению игумена Яхромского ныне в 195 - м (1685) году отпущен был сей образ Пресвятой Богородицы в монастырь» [11, с. 165-176]. Лик Христа на иконе из Благовещенского собора прильнул к щеке Богоматери, которая склоняется к Нему и ласково Его к Себе прижимает. Одной рукой Он касается подбородка Марии, другая Его рука опущена вниз. Есть основания считать, что этот Образ Яхромской Богоматери, созданный во второй половине XIV в., и есть родовая икона Преподобного Космы, который в течение двух веков хранился вместе с литой иконой-мощевиком в Успенском Космине монастыре и в середине XVII в. был взят вместе с ним в Москву и помещен в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В монастыре же почитались списки с этих образов. В таком случае тот образ, который видел Н. П. Кондаков в 1910 г., есть один из списков. В настоящее время эта икона утрачена. Подлинный же древний оригинал - Чудотворный Образ Иконы Пресвятой Богородицы, именуемый Яхромской - пребывает и сейчас в Благовещенском соборе Московского Кремля, а литая икона-мощевик, датируемая XVI в., хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В любом случае до сих пор это еще одна из исторических загадок Успенского Космина монастыря.

Если же говорить об архитектурном ансамбле этой обители, то надо отметить, что в XV-XVI вв. все ее сооружения были деревянными. Современный же ансамбль сложился в основном

Рис. 3. Образ Богоматери Яхромская из Рис. 4. Лицевой покров Прп. Косма Яхром-

Благовещенского собора Московского ский XVI в. Москва, мастерские Оружейной

Кремля XIV в. палаты. Владимиро-Суздальский музей.

после Смутного времени и польско-литовского разграбления, к середине XVII в. Польско-литовская интервенция не прошла даром для этих мест. Село Небылое, где находится обитель, было разорено, а приходской храм Воскресения Христова, как тогда говорили, «запустел», а затем и вовсе был разрушен. В 1624 г. царь Михаил Федорович пожаловал Космину монастырю восстановленное село Небылое на прокорм, и вскоре монастырь был отстроен. В Писцовой книге 1648 г. сказано: «Монастырь Космы Яхренского (Яхромского) Чудотворца на реце на Яхрени (Яхроме), а в нем церква Нерукотворного Образа Господа и Бога нашего Иисуса Христа древяна клецки да церква Успения Богородицы древяна вверх да церква Великомученицы Парасковье и нарицаемыя Пятницы древяна клецки, а в церквах образы и свечи и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение монастырское, да на монастыре ж владыко

игумен Киприан да семь келий брацких...» [13]. К этому времени монастырь, помимо села Небылого, имел в своем владении село Лыково, деревню Слуду с угодьями и пустошами, а также село Литвиново Юрьев-Польского стана. Каменное строительство в обители началось со второй половины XVII в. В 1657 г. царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю 300 рублей золотом (огромные деньги по тому времени) и 100 пудов кровельного железа. Столь щедрый царский вклад мог быть сделан как своего рода компенсация за перенесение в Кремль Чудотворного Образа Яхромского. А значит, можно примерно установить время, когда состоялось перенесение. При этом в царском указе было четко сказано, что деньги и железо даются обители на сооружение нового кирпичного соборного храма. В 1658 г. началось сооружение нового соборного храма Успения Богоматери, и при его сооружении были разобраны деревянные храмы Параскевы Пятницы и прежний храм Успения Богоматери. Интересно, что согласно описям 1619 и 1635 гг., в храме Параскевы Пятницы стояла гробница Пр. Космы, который почивал под спудом. Там же находился и его образ. Можно предположить, что новый соборный храм возводился на месте двух этих деревянных храмов. Тем более странно, что в новом соборе не был устроен Престол Во Имя Св. Пр. Параскевы Пятницы, как это обычно бывало. Но если данное предположение верно, то мощи Св. Пр. Космы Яхромского в настоящее время почивают под спудом под фундаментом нового Успенского собора. Нет никаких сведений о том, что в XVII столетии строители, возводившие новый собор, потревожили или же обнаружили мощи Преподобного Космы Яхромского. В описи 1666 г. этой догадке есть подтверждение. У южных врат Успенского собора показана гробница Космы Чудотворца с его святыми мощами под спудом, покрытая древней шитой серебром и золотом пеленой (покровом) с образом Преподобного. Из описи 1666 г. также известно, что «над гробницей Преподобного очень ветхая икона Чудотворца Космы в медном окладе с серебряным венцом, украшенном тринадцатью камнями» [8, с. 10-11]. Скорее всего, икона Преподобного, пелена с его же образом и, возможно, гробница были перенесены в новый собор из деревянного храма Св. Пр. Параскевы Пятницы. Интересно, что из святынь Успенского Космина монастыря сохранился и этот шитый золотом и серебром Лицевой покров (пелена). В XIX в. он почитался как самостоятельная икона и находился в Никольском надвратном храме. «В 1913 г. Государь Император, посещая Покровский Суздальский девичий монастырь повелел передать 40 икон, пребывавших в плохом состоянии, в музей Изящных искусств им. Императора Александра III и в Императорский Эрмитаж для их последующей реставрации» [4, с. 56]. Скорее всего, государь посетил и Успенский Космин монастырь, так как, по его повелению, Лицевой покров как выдающийся памятник древнерусского шитья был взят в епархиальный музей - Древлехранилище Братства Александра Невского во Владимире. Это его спасло, так как после 1917 г. Лицевой покров оказался в музее. По мнению современных искусствоведов, это произведение русского золотошвейного искусства является одним из лучших памятников, созданных в конце XVI столетия. По мнению современных исследователей, покров был создан в конце XVI в. в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля и мог быть вкладом Благоверной царицы Ирины Федоровны Годуновой (1557 - 29 октября 1603 гг.) - супруги царя Феодора I Иоанно-вича в Успенский Космин монастырь (рис. 4).

Как уже отмечалось выше, каменный архитектурный ансамбль обители сложился окончательно к концу XVII столетия. Возведенный в 1557-1666 гг. Успенский собор - ныне самый древний и самый значительный в архитектурном отношении памятник монастыря. Первоначально он был сооружен пятиглавым, но, к сожалению, его внешний облик искажен. Утрачены

четыре главы и колокольня. В настоящее время колокольня Успенского собора восстановлена в характерном для XVII в. шатровом стиле, но она восстановлена не точно такой, каковой она была в 1660-х гг. Собор имеет большой алтарь с тройной апсидой, двухсветный четверик главного храма и большую трапезную. В целом это характерный для XVII столетия храм, выполненный в провинциальной манере подражания московским храмам этого периода (рис. 5).

Рис. 5. Успенский собор Успенского Космина монастыря 1557-1666 гг. Современный вид.

В его декоративном убранстве ярко выражен широкий орнаментальный карниз, который состоит из поребрика, вынесенных вперед прямоугольных профилей и ряда квадратных ниш с ромбовидными впадинами, внутри которых, видимо, отмечают места утраченных изразцов. В целом архитектура собора - это провинциальное подражание московским храмам, выполненным в стиле московского узорочья XVII в. С северной и южной сторон храма карниз разорван двумя киотами над боковыми порталами. В них помещались настенные иконы. Над карнизом располагаются утопленные в стены килевидные кокошники с профильным обрамлением. Соборные окна также украшены наличниками с килевидным завершением, а окна соборной трапезной - наличниками с выгнутым фронтоном, что характерно для русской архитектуры середины XVII столетия. Южный и северный входы в собор обрамлены полукруглыми перспективными порталами. Провинциальность этой архитектуры подчеркивается упрощенностью и приземистостью пропорций храма и несколько грубоватым его внешним декором. Сейчас мы можем видеть первоначальный облик Успенского собора на рисунке художника Д. Струкова, с которого в 1864 г. была сделана литография (рис. 6); на фото Н. Грачева, 1888 г. (рис. 7) и на сохранившейся в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника старинной монастырской иконе конца XVII в., которая изображает Пр. Косму Яхромского на фоне новоотстроенной обители. Монастырский ансамбль на этом образе изображен таким, каким он был в конце столетия. Сопоставляя изображенные на иконе сооружения и окружающий монастырь ландшафт с текстами монастырских описей, можно примерно определить и дату написания самой иконы. В описи 1666 г., например, отмечено, что «новая каменная церковь Успения построена между 1657 и 1666 гг.» [2, с. 178-183].

На иконе Прп. Космы мы ее видим новой, сверкающей своей белизной, с тщательно выписанными архитектурными деталями внешнего убранства. Маленькая главка, показанная на иконе, есть, видимо, пристроенный Никольский придел, упоминаемый в описи 1666 г. Скорее

Рис. 6. Вид Успенского Космина монастыря. рис. Д. Струкова. Литография 1864 г.

Рис. 7. Успенский собор Космина монастыря. Фото Н. Грачева 1888 г.

всего, икона была писана в 1666-1667 гг. местным иконописцем, на что указывают точно переданные внешние архитектурные формы храма, который явно мог быть написан и с натуры (рис. 8). В 1665 г. игуменом Успенского Космина монастыря был выдающийся церковный и государственный деятель второй половины XVII в. и начала XVIII столетия, будущий сподвижник императора Петра Великого Святитель Митрофан епископ Воронежский (рис. 9). В 1665 г. он был иеромонахом Успенской Золотниковской пустыни под Суздалем (рис. 10).

С приходом в Космин монастырь игумена Митрофана там развернулось большое строительство, и в итоге сформировался тот архитектурный ансамбль, который мы можем видеть и в настоящее время. Его трудами в обители был выстроен кирпичный храм Спаса Нерукотворного Образа, игуменские кирпичные кельи. До революции в Успенской Косминой обители хранилось Евангелие, взятое из Золотниковской пустыни игуменом Митрофаном. Во время первой реставрации в Космином монастыре в 1980 г. Спасский храм был отреставрирован первым, и в настоящее время в нем совершаются все основные монастырские богослужения. Это

Рис. 8. Св. Прп. Косма Яхромский 1666-1667 гг. Владимиро-Суздальский музей

Рис. 9. Святитель Митрофан епископ Воронежский - икона Свято-Никольского Сольбин-ского женского м-ря.

Рис. 10. Успенский собор Успенской Золотниковской пустыни Ивановской епархии XVII в.

Современный вид.

небольшой одноглавый храм, возведенный на высоком подклете, который использовался для хозяйственных нужд. Храм имеет простой, нарядный, но провинциальный декор (рис. 11). Плоскостной орнаментальный карниз состоит из ряда вертикальных прямоугольных ниш, также по периметру храма идут поребрик и несколько прямоугольных профилей. Над карнизом - ряд плоскостных кокошников. Окна храма обрамляют наличники с характерными для памятников русского узорочья треугольными фронтонами. Строители Спасского храма взяли за основу Успенский собор монастыря, но существенно упростили архитектуру храма. В 1684 г. Успенский Космин монастырь вместе с Боголюбским монастырем Владимира был передан Патриаршему приказу. В жалованной грамоте 1686 г. царей Иоанна и Петра Алексеевичей патриарху Иоакиму упоминаются два храма - Успенский и Спасский: «Во Полском стану Кузмин

монастырь на речке на Яхрени (Яхроме), а в нем церковь Перечистыя Богородицы и Преподобного Козмы Яхренского (Яхромского) Чудотворца, противу ее колокольна каменная, на колокольне часы боевыя, друга же церковь Спаса Нерукотворного Образа с трапезною каменная же» [8, с. 18].

Рис. 11. Успенский Космин монастырь - Спасский храм с келейным корпусом 1666-1668 гг.

В 1690-1694 гг. каменное строительство в обители завершилось возведением надвратной каменной церкви Святителя Николая Чудотворца, которая оформила в архитектурном плане главный северный вход в монастырь. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным Спасским храмом (рис. 12, 13). Интересно, что в этих архитектурно-конструктивных формах ансамбль Успенского Космина монастыря очень походит на архитектурный ансамбль Новгородского Никольского Вяжищского монастыря (рис. 14). Таким образом, можно говорить о том, что с построением Никольского надвратного храма в Косминой обители завершается каменное строительство и складывается цельный и удобный для молитвы и монашеского делания архитектурный ансамбль. Во время реставрации 1980 г. облик Никольского надвратного храма был полностью восстановлен на конец XVII столетия. По своей архитектурной композиции храм походит на Спасский, но вместо высокого подклета под храмом устроены два проездных арочных проема, которые являются главным входом в обитель. Декор храма небогат, можно выделить лишь широкие наличники окон, выполненные в барочном «нарышкинском» стиле. В 1711-1712 гг. известно следственное дело игумена Космина монастыря Симона которому вменялось в вину то, что его обитель дважды тайно посещала бывшая царица Евдокия Федоровна Лопухина (инокиня Елена), сосланная Петром Великим в суздальский Покровский монастырь. В 1725 г. при императрице Екатерине I малобратственный монастырь был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда (рис. 15).

В 1764 г. при секуляризации монастырских владений императрицей Екатериной Великой Успенский Космин монастырь не был закрыт и продолжил свое существование. В 1763 г. в монастыре проводилась очередная опись, согласно которой мы знаем, что Успенский собор был покрыт тесом, а пять его глав были покрыты зеленой черепицей, глава Спасского храма также покрыта зеленой черепицей, и на ней железный крест. На каменной Никольской церкви также крест железный, и глава крыта зеленой черепицей. «В оных церквах престолов четыре. При

Рис. 12. Никольский надвратный храм Успенского Космина м-ря 1690-1694 гг.

Рис. 13. Никольский надвратный храм Успенского Космина м-ря с комплексом келлий.

Слева алтарная апсида Спасского храма 1690-1694 гг.

соборной церкви приделанная колокольня каменная, на которой глава обита черепицею зеленою, крест железный. На оной колокольне шесть колоколов» [8, с. 19]. Интересно, что при Успенском соборе придел Св. Пр. Космы Яхромского был переосвящен Во Имя Воскресения Христова. Сделано это было потому, что крестьяне села Небылого много раз писали в Москву по поводу того, что их приходской храм Воскресения Христова был разрушен во время Смутного времени. Церковь так и не была восстановлена, и тогда в монастыре был освящен придел Воскресения Христова, и, что интересно, до революции 1917 г. он считался приходским храмом села. Это удивительный факт, учитывая то, что в монастырях запрещены крещения, отпевания и венчания. После 1764 г. монастырь стал третьеклассным. В XIX в. в связи с прославлением Святителя Митрофана Воронежского строительные работы в обители возобновились. В 1832 г. над трапезной Спасского храма был устроен второй этаж, и там был освящен престол в честь Святителя Митрофана. В южной части Успенского собора был возобновлен придел в

Рис. 14. Николо-Вяжищский женский монастырь Новгородской епархии. Ансамбль XVII в.

Рис. 15. Николо-Волосов женский монастырь Владимирской епархии. Современный вид.

честь Св. Прп. Космы Яхромского - основателя монастыря. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж. В 1863 г. при настоятеле игумене Науме при Успенском Космине монастыре были открыты училище и библиотека. В 1880 г., по просьбам местных жителей, был учрежден крестный ход с Чудотворной иконой Успения Богоматери, хранившейся в обители, в село Зернево на Всенощную. После революции 1917 г. монастырь был закрыт почти сразу, в 1918 г., однако как артель просуществовал до 1923 г. После 1923 г. и до 1930 г. Губмузей передал храмы монастыря по договору общине верующих. После образования в 1935 г. Небыловского района Владимирской области и до 1963 г. в храмах обители размещались районная администрация и милиция с камерой предварительного заключения. В 1958-1961 гг. Владимирская специальная научно-реставрационная мастерская начала работы по консервации и реставрации Успенского собора, однако реставрационные работы затянулись до 1988-1991 гг. Архитектор проекта реставрации Мария Михайловна Субботина и

е соратники-реставраторы буквально спасли монастырь от исчезновения. В 1992 г. Никольский надвратный храм передали Русской Православной Церкви, и с этого времени начался период его возрождения. Официально с 1994 г. на территории Успенского Космина монастыря была зарегистрирована монашеская община. В 1995 г. обители был присвоен статус епархиального монастыря. С 1996 по 2005 год проходили основные реставрационные работы, и в настоящее время обитель практически полностью восстановлена. Однако предстоит еще много сделать. В частности, необходим новый проект восстановления главного храма монастыря - Успенского собора с возрождением его пятиглавия. Именно поэтому так важно в настоящее время еще раз обратить внимание на этот малоизвестный монастырь, архитектурный комплекс которого заслуживает того, чтобы о нем вспомнили паломники и туристы. Подобная историческая память - есть важный фактор возрождения нашего национального самосознания, нашей истории и нашей культуры.

Литература

1. Ефимова А. И. Успенский Козьмин монастырь на реке Яхрени в документах XV-XVIII столетий // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2002. Вып. 6. С. 247-254.

2. Ефимова А. И. Икона «Преподобный Косма Яхренский с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2003. Вып. 7. С. 178-183.

3. Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина монастыря на реке Яхрени // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник-1978. Л., 1979. С. 326-336.

4. Соловьев К. А. Новые социокультурные функции городских православных монастырей в жизни России конца XIX- начала ХХвека. М.: ИТКОР, 2011. С. 56.

5. Соловьев К. А. Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура // Вестник Брянского государственного университета. 2016. №1 (27). С. 112-119.

6. Соловьев К. А. История и архитектура Московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря // Научная мысль. 2016. №1. С. 167-174.

7. Soloviev K. A. The history of Moscow Vysokopetrovsky stauropegial monastery and its role in the cultural and religious life of Moscow in the early XX century // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. №2. С. 205-213. DOI: 10.17516/1997-1370-0021.

8. Святыни земли Владимирской // Свято-Успенский Космин монастырь в селе Небылое. История и современность. Владимир, 2005. С. 8-19.

9. Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского // Памятники культуры. Новые открытия. Еже-годник-1978. Л.,1979. С. 426-430.

10. Щенникова Л. А. «Богоматерь Яхромская». Византийский прототип и русские иконы XIV-XVI вв. // Россия и христианский Восток М., 1997. С. 49-63.

11. Щенникова Л. А. Святыни и древности Яхромского Козьмина монастыря // Монастыри России: Мат-лы VII Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария. Можайск: Терра, 2000. Вып. 7. С. 165-176.

12. Щенникова Л. А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин монастырь - первая обитель игумена Мит-рофана (святого епископа Воронежского) // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. С. 276-283.

13. Щенникова Л. А. Свято-Успенский Космин монастырь на реке Яхрени // Журнал Московской Патриархии. Церковная жизнь. №7. 2002.

14. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1895. Т. XVa. Коала - Конкордия. С. 611.

15. Белкин А. Н. Об образе православного храма. Послесловие к конкурсу // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов. М.: Московский архитектурный институт (государственная академия), 2014. С. 222-223.

16. Белкин А. Н. История и современность в архитектуре православного храма // Научное обозрение. 2015. №8. С. 164-167.

17. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 241.

18. Solov'ev Kirill A. Обитель Святителя Николы, что на Пешноше. Ее некрополь и святыни // Slavica Gandensia. Gent. 2004. №31. P. 133-145.

19. Соловьев К. А. Сия вся Угреша сердце мое. К 625-летию основания Николо-Угрешского ставропигиаль-ного монастыря // Подмосковный летописец. 2005. №03(05). С. 28-35.

20. Соловьев К. А. Некрополь и подвижники Николо-Пешношского монастыря // Подмосковный летописец. 2008. №01(15). С. 68-72.

21. Столяренко С. Н. Никольский монастырь в Арзамасе - памятник архитектуры XVII-XIX веков // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Мат-лы 2-й региональной конференции. Нижний Новгород, 1991. С. 156.

Поступила в редакцию 20.03.2017 г. После доработки - 13.04.2017г.

DOI: 10.15643/libartrus-2017.2.2

History and architectural complex of the Svyato-Uspensky monastery Cosmin Vladimir province

© K. A. Solovyov

National Research Moscow State University of Civil Engeneering 26 Yaroslavskoe Highway, 129337Moscow, Russia.

Stroganov Moscow State Academy of Arts and Industry 9 Volokolamskoe Highway, 125080 Moscow, Russia.

Email: solovyev. cyrill @ya n dex. ru

The article devoted to one of the lesser-known monasteries of our country, the Saint-Dormition Cosmas male monastery located in the Alexandrovsky district of Vladimir region. On the basis of archival and published materials, the author considers the founding date of the monastery that varies in different lists of life of St. Cosmas of Yakhromsk. In addition, the author concludes that the miraculous finding of the Yakhromsk icon of the Blessed Virgin by St. Cosmas could happened twenty years earlier than it is considered. That can also change the date of the founding of the monastery. In the article, the author studies the question of the origin of the St. Cosmas of Yakhromsk and concludes that St. Cosmas could be a relative of the Gur'evs-Sekerins, the famous Russian boyar family, which is among the ancestors of A. S. Pushkin. The author of the article also tells about the shrines of the Cosmas monastery and their fate nowadays. It is suggested that the Yakhromsk icon of the Blessed Virgin Mary that is currently kept in the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin could be the icon that was revealed to the St. Cosmas, with which he went to the Kiev-Pechersk monastery, where he was tonsured. If this assumption is true, the Image of the Blessed Virgin Mary of Yakhromsk described by the famous Russian art historian N.P. Kondakov in 1912 is a more recent copy of this icon. The author also gives a brief outline of the history of the monastery in pre-revolutionary and Soviet times and tells about Vladimir restorers, who saved the monastery from destruction in the 1960-1980s. At the end of the article, the author raises the question about the possibility of new archaeological study and scientific-based restoration of the Dormition Cathedral of the monastery including the restoration of its historical five-headed shape, which is typical to such monuments of the 17th century.

Keywords: Saint-Dormition Cosmas monastery, saint Cosmas of Yakhromsk, Yakhromsk icon of the mother of God, Moscow Kremlin, Annunciation Cathedral, saint Mitrophan, bishop of Voronezh, tsarina Irina Feodorovna, tsar Fyodor Jovanovich, tsar Alexei Mikhailovich, N. P. Kondakov.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Solovyov K. A. History and architectural complex of the Svyato-Uspensky monastery Cosmin Vladimir province // Liberal Arts in Russia. 2017. Vol. 6. No. 2. Pp. 120-135.

References

1. Efimova A. I. Iskusstvo khristianskogo mira: Sb. statei. Moscow, 2002. No. 6. Pp. 247-254.

2. Efimova A. I. Iskusstvo khristianskogo mira: Sb. statei. Moscow, 2003. No. 7. Pp. 178-183.

3. Nikolaeva T. V. Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya. Ezhegodnik-1978. Leningrad, 1979. Pp. 326-336.

4. Solov'ev K. A. Novye sotsiokul'turnye funktsii gorodskikh pravoslavnykh monastyrei v zhizni Rossii kontsa XIX -nachala XX veka [The new socio-cultural functions of Orthodox monasteries located in towns in the life of Russia of the late 19th-early 20th centuries]. Moscow: ITKOR, 2011. Pp. 56.

5. Solov'ev K. A. Vestnik Bryanskogogosudarstvennogo universiteta. 2016. No. 1 (27). Pp. 112-119.

6. Solov'ev K. A. Nauchnaya mysl'. 2016. No. 1. Pp. 167-174.

7. Soloviev K. A. ZhurnalSibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017. Vol. 10. No. 2. Pp. 205-213. DOI: 10.17516/1997-1370-0021.

8. Svyatyni zemli Vladimirskoi. Svyato-Uspenskii Kosmin monastyr' v sele Nebyloe. Istoriya i sovremennost'. Vladimir, 2005. Pp. 8-19.

9. Trofimova N. N. Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya. Ezhegodnik-1978. L.,1979. Pp. 426-430.

10. Shchennikova L. A. Rossiya i khristianskii Vostok. Moscow, 1997. Pp. 49-63.

11. Shchennikova L. A. Monastyri Rossii: Mat-ly VII Rossiiskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati Svyatitelya Makariya. Mozhaisk: Terra, 2000. No. 7. Pp. 165-176.

12. Shchennikova L. A. Iskusstvo khristianskogo mira: Sb. statei. Moscow, 2001. No. 5. Pp. 276-283.

13. Shchennikova L. A. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii. Tserkovnaya zhizn'. No. 7. 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona [Brockhaus and Efron encyclopedic dictionary]. 1895. T. XVa. Koala - Konkordiya. Pp. 611.

15. Belkin A. N. Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: Tezisy dokladov. Moscow: Moskovskii arkhitekturnyi institut (gosudarstvennaya akademiya), 2014. Pp. 222-223.

16. Belkin A. N. Nauchnoe obozrenie. 2015. No. 8. Pp. 164-167.

17. Rybakov B. A. Iz istorii kul'tury Drevnei Rusi [From history of culture of Ancient Rus]. Moscow: Izd-vo MGU, 1984. Pp. 241.

18. Solovev Kirill A. Slavica Gandensia. Gent. 2004. No. 31. Pp. 133-145.

19. Solov'ev K. A. Podmoskovnyi letopisets. 2005. No. 03(05). Pp. 28-35.

20. Solov'ev K. A. Podmoskovnyi letopisets. 2008. No. 01(15). Pp. 68-72.

21. Stolyarenko S. N. Pamyatniki istorii i kul'tury Verkhnego Povolzh'ya: Mat-ly 2-i regional'noi konferentsii. Nizhnii Novgorod, 1991. Pp. 156.

Received 20.03.2017. Revised 13.04.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.