Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
Па^ашрюош- е\ %ро\ю, ярооюяю, е\ ег8ег
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 1 (12) 2020
М.В. Шкаровский
Судьба мощей святого князя Александра Невского в XVIII-XX веках
DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10020
Аннотация: В 1723-1724 гг., по указанию Петра I, в два этапа мощи св. князя Александра Невского перенесли из Владимира в Петербург. Раку с мощами поместили в освященную к этому событию монастырскую церковь во имя святого князя. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна учредила в день перенесения мощей крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. Летом 1917 г. специальной церковной комиссией рака была вскрыта, хранившаяся там кукла с восковой головой князя уничтожена, а сами мощи помещены в кипарисовый ларец, установленный в раке. В мае 1922 г. советские власти провели операцию по вскрытию мощей и изъятию серебряной раки. Однако сами мощи духовенству удалось отстоять и поместить в алтаре Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. После расстрела митрополита Вениамина и захвата обновленцами Лавры — в ноябре 1922 г. мощи вывезли в Наркомат юстиции в Москву и далее поместили в Центральный антирелигиозный музей. В 1948 г. их перевезли в Музей истории религии в Ленинград. Здесь мощи пребывали в том же ларце до возвращения Церкви в 1989 г. Статья подготовлена на основе архивных документов.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, святой князь Александр Невский, мощи, Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра.
Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский
Доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319
Ссылка на статью: Шкаровский М. В. Судьба мощей святого князя Александра Невского в XVIII-XX веках // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2020. № 1 (12). С. 247-255.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
naLatoprncta- ev cpovw, ev ppoompw, ev etSet Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy
№ 1 (12)
2020
M. Shkarovsky
The Fate of the Relics of the Holy Prince Alexander Nevsky in the 18-20 Centuries
DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10020
Abstract: In 1723-1724, on the instructions of Peter I, the relics of St. Alexander Nevsky were moved from Vladimir to St. Petersburg in two stages. The Shrine with the relics was placed in the monastery Church consecrated for this event in the name of the Holy Prince. In 1743, Empress Elizabeth established a procession from the Metropolitan Cathedral to the Alexander Nevsky monastery on the day of the transfer of the relics. In the summer of 1917, a special ecclesiastical Commission of cancer opened the doll with the wax head of the Prince that was stored there, destroyed, and the relics themselves were placed in a cypress casket installed in the cancer. In may 1922 the Soviet authorities conducted an operation to open the relics and remove the silver crayfish. However, the clergy managed to defend the relics themselves and place them in the altar of the Holy Trinity Cathedral of the Alexander Nevsky Lavra. After the execution of Metropolitan Veniamin and the capture of the Lavra by the Renovationists in November 1922, the relics were taken to the people's Commissariat of justice in Moscow and then placed in the Central anti-religious Museum. In 1948, they were moved to the Museum of the history of religion in Leningrad. Here the relics remained in the same casket until the return of the Church in 1989. The article is based on archival documents.
Keywords: The Russian Orthodox Church, the Holy Prince Alexander Nevsky's, the Relics, Saint Petersburg, Alexander Nevsky Lavra.
About the author: Mikhail Vitalievich Shkarovsky
Doctor of historical Sciences, chief archivist of the Central state archive of Saint Petersburg, Professor of the Department of Church history of the Saint Petersburg theological Academy. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319
Article link: Shkarovsky M. The Fate of the Relics of the Holy Prince Alexander Nevsky in the 18-20 Centuries. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2020, No. 1 (12), p. 247-255.
На протяжении многих веков мощи святого князя Александра Невского пользовались большим почитанием верующих, но особенно важное значение они имели в XVIII — XX веках. Князь Александр Ярославич Невский прославился как защитник русских земель от шведских и немецких завоевателей. Возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел. Перед смертью он принял иноческий постриг с именем Алексий, скончался в схиме в 1263 г. и был погребен в Рождественском монастыре г. Владимира. Собором 1547 г. князь был причислен к лику святых, в 1697 г. его мощи переложили в новую раку.
Вскоре после основания новой столицы России Петр Великий устроил в нем монастырь (датой основания считается 25 марта 1713 г.), посвященный св. кн. Александру Невскому, который стал небесным покровителем Санкт-Петербурга. Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил Александро-Невский монастырь и распорядился перенести туда мощи святого князя. 30 июня 1723 г. Святейший Синод постановил совершить перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Петербург. За всю историю Православия Русская Церковь только однажды знала подобное: при Патриархе Никоне из Соловецкого монастыря в Москву доставили останки митрополита Филиппа. Ковчег с мощами св. Александра Невского вынесли с великими почестями из Владимира 11 августа 1723 г. Весь путь святыню, которую поочередно несли на руках 150 человек, сопровождал настоятель Богороди-це-Рождественского монастыря архимандрит Сергий.
17 августа мощи были встречены в Москве, 9 сентября на судне из Боровичей вывезены на озеро Ильмень к Новгороду, встречены епископом Иоакимом в Юрьевском, а затем в Антониевом монастырях, и по Волхову отправлены до Ладоги. На всем пути следования толпы народа стремились поклониться святыне, служились молебны. Царь решил приурочить церковное торжество к светскому — дню заключения Ништадтского мирного договора между Россией и побежденной Швецией (30 августа 1721 г.). Поэтому он повелел почти на год поставить ковчег с мощами в Благовещенском соборе Шлиссельбургской крепости1.
В Усть-Ижоре процессию на корабле встречал царь. Затем к нему присоединились галеры свиты во главе с «ботиком Петра Великого». Сам Петр встал у руля галеры, на которую был возложен ковчег с мощами. С берега Невы священную ношу государь, сановники и духовенство крестным ходом перенесли в монастырь. Члены Святейшего Синода во главе с Новгородским архиепископом Феодосием встретили крестный ход у ворот обители. Петр I сам внес мощи святого князя в верхний храм Благовещенской церкви, освященный в тот же день во имя св. Александра Невского. Здесь мощи князя покоились до 1790 г. (открывать его гробницу запрещалось). Так Петр I подвел итог многовековой борьбы за выход в Балтийское море. Заключительным аккордом прозвучало повеление государя: отныне и во веки веков считать 30 августа днем памяти святого благоверного князя Александра Невского «вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе»2.
Восприятию святого, прежде всего, как воина-покровителя российских царей содействовало распоряжение Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. «благоверного великого князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святой образ в одеждах великокняжеских». Таким образом, в титул святого также было добавлено слово «великий». В 1725 г. архимандрит Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование
1 Судьба мощей и раки святого благоверного князя Александра Невского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 28-30.
2 Перенесение мощей Александра Невского // Вестник Александро-Невской Лавры. 2007. № 7-8. С. 9.
св. кн. Александра Невского в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией3.
В 1743 г. императрица Елизавета Петровна учредила в день перенесения мощей крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно, 30 августа по окончании литургии, все столичное духовенство во главе с Владыкой в белых облачениях крестным ходом направлялось по Невскому проспекту к Лавре. Этот праздник был более значим для города, чем день кончины святого князя Александра4.
В 1752-1753 гг. пребывавшие в верхнем Александро-Невском храме Благовещенской церкви мощи св. Александра Невского поместили в новую великолепную раку в стиле барокко, ставшую лучшим и самым прославленным произведением серебряных дел мастеров России XVIII в. В 1750 г. на раку по указу императрицы Елизаветы были пожалованы первые 90 пудов серебра, добытые за год на Колыванских рудниках на Алтае, а общий ее вес составил 300 пудов. Это уникальное произведение было изготовлено на петербургском Монетном дворе по эскизу Г. Х. Грота при участии скульптора И. Ф. Дункера, живописца Л. Каравакка, лепщика А. Мартелли и др. Длина раки составила около 3 метров, ширина — 1, 3 метра.
Справа по кругу были вырезаны стихи знаменитого ученого и поэта М. В. Ломоносова. По сторонам надписи находились ангелы (один трубил, другой указывал на надпись) и женские фигуры, которые держали книгу, факел, меч и весы. Рака со святыми мощами находилась в Александро-Невском храме до 1790 г.5
30 августа 1774 г., в присутствии императрицы Екатерины II, была совершена закладка монастырского собора Пресвятой Троицы, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., торжественное освящение храма и перенесение в него мощей святого князя. Шедший во главе процессии духовник императрицы держал великокняжескую корону св. Александра, а архимандрит Юрьева монастыря — его жезл. Мощи несли кавалеры ордена св. кн. Александра, а балдахин над ними — кавалеры ордена св. кн. Владимира. За мощами шла Екатерина II, а по сторонам ее — кавалергарды под начальством генерал — майора Зубова. Освящение собора и литургию совершил митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) в сослужении с известными деятелями Церкви, архиепископами Псковским Иннокентием и Херсонским Евгением (Булгаром). Слово произнес настоятель новгородского Юрьева монастыря архимандрит Ириней. В тот же день праздновался недавно заключенный мир между Россией и Швецией6.
Серебряную раку с мощами св. кн. Александра Невского установили в полукруглой нише за правым клиросом. На верхней доске раки был помещен образ святого князя, написанный И. Г. Адольским по атласу, над ракой — серебряный балдахин и на нем подушка с царскими регалиями; позади раки, в углублении, — пирамида с чеканными изображениями святого князя и его супруги, по сторонам пирамиды размещались трофеи князя и старинное оружие. Перед ракой горела серебряная позолоченная лампада, дар императора Александра II7. Справа от раки на столбе в металлической раме помещался ключ от турецкого города Адрианополя, врученный
3 Назаренко А. В. Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 543.
4 Рункевич С.Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713-1913. Т. 1. СПб., 2001. С. 295-297.
5 «Святый и храбрый князь здесь телом почивает...» // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. 2009. № 36. С. 22-23; Исторические кладбища Петербурга. СПб., 2005. С. 169.
6 Судьба мощей и раки святого благоверного князя Александра Невского. С. 31.
7 31 декабря 1851 г.
императором Николаем I8. Также справа от раки находилась икона Нерукотворного Спаса с частицей ризы Господней, а слева — Владимирский образ Божией Матери, принадлежавший, по преданию, самому князю.
В начале июня 1917 г. в связи с возникшей угрозой Петрограду из-за возможности немецкого наступления в Святейшем Синоде был поднят вопрос о вывозе мощей св. Александра Невского из города, и епископ Серафим (Лукьянов) внес предложение о предварительном вскрытии раки и освидетельствовании мощей князя. Это предложение было принято, и 12 июня состоялся предварительный осмотр раки, а 28 июня в соответствии с секретным словесным определением Синода — вскрытие саркофага и осмотр самих мощей. По поручению Синода его проводили в обстановке строгой секретности свмч. архиепископ Петроградский Вениамин (Казанский), епископ Серафим (Лукьянов) и наместник Лавры свмч. епископ Прокопий (Титов), пригласившие себе в помощь архимандрита Авраамия (Чурилина) и слесаря из мирян. Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и «чучелом» князя (изготовленном из ваты, зашитой в шелковые мешки), в которое были помещены подлинные мощи — часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения», когда сгорели все имевшиеся в храме иконы9.
Известно, что обретенные в 1380 г. нетленные мощи князя дважды пострадали от пожара — в 1491 г. в Рождественском монастыре во Владимире и в 1723 г. во время перенесения по указу Петра Великого в Санкт-Петербург, когда их оставили по пути зимовать в Шлиссельбурге в специальном павильоне, а тот в это время сгорел. Член лаврской ревизионной комиссии 1917 г. С. П. Каблуков в своем дневнике записал, что, по его мнению, чучело мощей делали «с ведома и разрешения Петра I, знавшего и скрывавшего правду, хотя возможно, что повреждение мощей от пожара заставило других лиц прибегнуть к обману, и Петр I также был обманут ими». Узнав о результатах осмотра, Синод 27 июня постановил произвести «переоблачение мощей», то есть отделить подлинные мощи от инородных предметов, поручив это синодальным членам — Владыкам Сергию и Платону. Само «переоблачение» было проведено 24 июля архиепископами Сергием (Страгородским), Вениамином (Казанским) и архимандритом Артемием (Ильинским) при участии архимандрита Авраамия (Чурилина) и двух слесарей. Все посторонние предметы из раки удалили, а части мощей собрали вместе и положили в кипарисовый ларец, изготовленный на средства отца Авраамия, который позднее растопил восковую голову князя. О проведении 24 июля осмотра мощей и помещении их в «новоустроенный» ларец был составлен сохранившийся официальный акт10.
Дневник С. П. Каблукова и архивные документы не оставляют сомнения в том, что после осмотра 1917 г. в раке остались подлинные мощи, которые были изъяты из Александро-Невской Лавры в 1922 г. по указанию советских властей и вновь возвращены в Свято-Троицкий собор в 1989 г. из Музея истории религии и атеизма. Таким образом, лишены всяких оснований имеющиеся в литературе версии, что «в период революционных страстей 1905 г., опасаясь осквернения святыни, некие монахи куда-то скрыли мощи великого князя» или, что летом 1917 г. в «период кризиса власти» архиепископ Петроградский Вениамин подменил или частично изъял святыню11.
Одна из причин помещения мощей в новый ящичек заключалась в обеспечении удобства их транспортировки при возможной эвакуации Лавры в случае
8 29 августа 1829 г.
9 К истории освидетельствования мощей св. Александра Невского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 32-34.
10 Там же. С. 34-35.
11 Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. М., 1994. С. 186.
возникновения угрозы захвата столицы немцами. Так, вскоре после взятия германскими войсками Риги, Святейший Синод 23 августа издал указ о подготовке вывоза лаврской ризницы и размещения ее в Екатеринбургском Архиерейском доме. К счастью, намеченная эвакуация не состоялась.
В 1919 г. верующим удалось спасти мощи св. кн. Александра Невского от поругания. Это был фактически единственный случай, когда советские власти вняли в этом вопросе увещеваниям со стороны Церкви. Кампания вскрытия мощей началась осенью 1918 г., и особенно активно занимался ей руководитель VIII («церковного») отдела Наркомата юстиции П. А. Красиков, личное участие в ней принял и В. И. Ленин. 16 февраля 1919 г. коллегия Наркомата приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей, и уже в феврале-апреле их было 47. 24 марта и 24 апреля Комиссариат юстиции Союза коммун Северной области дважды просил разрешение президиума Петроградского совета на вскрытие останков св. Александра Невского12.
Тогда в разрешении было отказано из-за опасения массового протеста верующих. Сыграло свою роль и обращение в апреле 1919 г. митрополита Петроградского и Гдов-ского Вениамина к председателю Петросовета Г. Е. Зиновьеву с письмом, в котором выражались надежды, что «мощи святого благоверного князя Александра Невского не будут потревожены». Вскоре после появления этого обращения в журнале «Революция и церковь» была опубликована статья П. А. Красикова со злобными выпадами против митрополита и святого князя. Занимавший достаточно крупный пост старый большевик открыто лгал, утверждая, что никаких останков князя не сохранилось, и призывал вскрыть «пустой ящик якобы с мощами Александра Невского». В этой же статье Красиков первым из советских руководителей выдвинул задачу «утилизации огромных серебряных рак»13.
«Вдохновленный» проведенным вскрытием мощей св. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре Красиков и его сторонники в сентябре 1919 г. вновь подняли вопрос о мощах св. князя Александра Невского. Вторично возникшая угроза была предотвращена посланием митрополита Вениамина Г. Е. Зиновьеву от 15 сентября, в котором Владыка призывал не проводить намеченного вскрытия и изъятия из Свято-Троицкого собора Лавры мощей святого князя Александра Невского.
В послании говорилось: «В первых числах текущего сентября на лекции «О коммунизме и религии» члена ВЦИК Красикова и М. В. Галкина была поставлена на голосование резолюция, предлагающая все мощи изъять из церквей и сконцентрировать в особом музее, в частности так поступить и с находящими в Петрограде мощами св. Александра Невского. Слухи об этом весьма взволновали православное население Петрограда. Желая успокоить верующих и выяснить положение вопроса о вскрытии раки благоверного князя, обращаюсь в Вам, гражданин Зиновьев, как стоящему во главе Петроградского правительства, с просьбой от лица многих тысяч верующих, в числе которых не мало рабочих и крестьян, приведенной в начале резолюции не придавать значения и не приводить ее в исполнение и этим дать мне возможность успокоить многие тысячи взволнованных людей»14.
Это обращение оказали свое воздействие, в условиях наступления Белой армии Юденича на Петроград советские власти не решились проводить акцию, грозившую массовыми волнениями населения. В тот период митрополиту Вениамину постепенно
12 Подробнее см.: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде / Публ. М. В. Шкаровско-го // Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 560-563.
13 Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию) // Революция и церковь. 1919. № 1. С. 23-25.
14 ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 79. Д. 24. Л. 14-15.
удалось несколько нормализовать отношения с городскими властями, придерживаясь нейтралитета в будущей гражданской войне.
Весной 1922 г. во время проведения кампании изъятия церковных ценностей для подрыва авторитета Русской Православной Церкви было решено использовать и такой, казавшийся беспроигрышным советским властям метод, как вскрытие мощей св. Александра Невского, действительное состояние которых было хорошо известно петроградскому руководству. 8 мая 1922 г. Большой президиум Петроградского губис-полкома, заслушав вопрос о вскрытии раки с мощами св. князя Александра Невского, постановил: «а). Вскрытие мощей произвести во время изъятия серебряной раки Александра Невского. б). Организацию вскрытия мощей поручить председателю губ-комиссии по изъятию церковных ценностей в Петрограде. в). Считать необходимым присутствие представителей верующих, рабочих организаций и красноармейских частей во время вскрытия мощей. г). Ответственными представителями Петроградского губисполкома во время вскрытия мощей назначить тт. Комарова Николая Павловича и Кондратьева Ивана Ивановича»15. Само вскрытие было намечено на 12 часов 12 мая. В обстановке разворачивающегося террора митрополит Вениамин уже не смог воспрепятствовать этому.
В советских газетах того времени писали: «Хотя за красным Петроградом установилась прочная репутация самого революционного во всем мире города, — писал газетный репортер, — но есть одна область, в которой он сильно отстал от многих других городов Советской Республики. Как известно, вскрытие мощей уже два года назад было произведено по всей России, в Петрограде же к этому приступили только вчера»16. Акции сопутствовала широкая разоблачительная кампания. На вскрытии присутствовали несколько сот представителей от воинских частей, предприятий и, в значительной степени, от райкомов и укомов РКП(б), причем все они регистрировались по специальным удостоверениям в Смольном и получали мандаты на присутствие. Газеты тех дней пестрели статьями: «Вскрыты мощи Александра Невского — раскрыт новый обман спекулянтов в позолоченных ризах»; «Еще один дурман обмана трудового народа рассеян в Петрограде...»17 и т. д.
Проведенное вскрытие мощей имело ярко выраженную антирелигиозную направленность. Митрополит и лаврское духовенство вынуждены были наблюдать за этой акцией. Вот как описывал репортер «Петроградской правды» результаты вскрытия: «На дне гроба лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посередине небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера. Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда кусок какой-то материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости.»18. Серебряный саркофаг князя был изъят и по частям на грузовиках перевезен в Эрмитаж, где находится и в настоящее время.
Сами мощи духовенство во главе с митрополитом Вениамином тогда все же отстояли — ящичек с ними после осмотра был снова запечатан и, вопреки циркуляру Наркомата юстиции, помещен на хранение в алтаре Свято-Троицкого собора Лавры. Часть изъятого церковного серебра обратили в лом, в том числе барельефную облицовку стены. Бесследно исчез, вероятно, также превращенный в лом, малый или внутренний серебряный саркофаг.
15 Там же. Оп. 1. Д. 320. Л. 33.
16 Коняев Н. Митрополит Петроградский Вениамин. СПб., 1996. С. 126.
17 ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 6. Д. 60. Л. 167; Петроградская правда. 1922. 14 мая.
18 Петроградская правда. 1922. 13 мая.
12 мая 1922 г. начался и организованный советским властями обновленческий раскол, породивший длительную смуту среди духовенства и верующих, которая самым непосредственным образом затронула Александро-Невскую Лавру. Оказавший решительное сопротивление обновленцам и отлучивший их руководителей от Церкви митрополит Вениамин был 31 мая арестован и через два с половиной месяца расстрелян. Репрессиям подверглись и многие насельники Лавры, после чего обитель временно захватили обновленцы.
Казнив митрополита, петроградские власти решились и на изъятие из Лавры главной святыни — мощей святого князя Александра Невского, чего от них давно требовали из Москвы. В ответ на многочисленные ходатайства верующих об открытии находившихся в алтаре Свято-Троицкого собора мощей для поклонения, Малый Президиум губисполкома 10 октября постановил: «Материал предать губпрокурору для расследования, каким образом производилось собирание подписей»19.
Вскоре было решено произвести и само изъятие. Согласно сохранившемуся в архиве акту от 15 ноября 1922 г., в этот день состоялся осмотр мощей в присутствии представителей обновленческого Петроградского Епархиального управления, губисполкома, ГПУ, прокуратуры, милиции, настоятеля и ризничего Лавры, после окончания которого мощи были уложены в деревянный ковчег, перевязанный затем веревками и опечатанный двумя печатями: «РПЦ. Петроградский Епархиальный Совет» и «Отдел юстиции Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов». После окончания этой процедуры мощи увезли из Лавры. Акцию изъятия по мандату Президиума губисполкома провели члены Петросовета Ильин, Илларионов, Шибов, Лялин и Розенберг20.
Дальнейшую судьбу мощей святого князя частично проясняет составленная уполномоченным ГПУ крайне тенденциозная «Сводка о деятельности религиозных культов по городу Петрограду и губернии за время с 1 по 15 ноября 1922 года», в которой говорится: «14 ноября было произведено изъятие так называемых мощей Александра Невского из Лавры, каковые до сего времени еще не были ликвидированы и находились в соборе, при изъятии мощей никаких сопротивлений, агитации и т. п. не было, духовенство бесспорно выдало части гнилых костей, которые 16/Х! отправлены в Москву в Наркомюст»21. Таким образом, с ноября 1922 г. мощи находились в Москве, сначала в Наркомате юстиции, затем в Центральном антирелигиозном музее. После его ликвидации в 1948 г. мощи святого князя были переданы в созданный в 1930-е гг. в закрытом Казанском соборе на Невском проспекте Музей истории религии.
Возвращение верующим мощей св. кн. Александра Невского, которые более 40 лет находились в запасниках Музея истории религии и атеизма, стало важнейшим событием для всей Русской Православной Церкви. 5 апреля 1989 г. в присутствии представителей Ленинградской епархии во главе с митрополитом Алексием (Ридигером) и дирекции музея было произведено вскрытие и осмотр ларца с мощами. К началу лета переговоры митрополита с Министерством культуры РСФСР (принявшим специальное решение) и руководством музея о возвращении Церкви мощей небесного покровителя города успешно завершились.
Утром 3 июня Владыка Алексий и министр культуры РСФСР Ю. С. Мелентьев прибыли в Казанский собор, где в присутствии представителей городского духовенства, властей и общественности был подписан акт о передаче святых мощей. Приняв
19 ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 6. Д. 71. Л. 298.
20 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 10. Д. 42. Л. 2; РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Л. 115.
21 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. арх.-след. дел. Д. П-87180. Л. 27.
ларец со святыней, митрополит поместил его в окропленный святой водой ковчег, поставленный перед гробницей фельдмаршала М. И. Кутузова. Владыка совершил над ковчегом краткий молебен, после которого была возглашена «Вечная память» рабу Божию Михаилу и всем воинам за Отечество положившим жизнь свою. Затем с пением тропаря «Яко благочестивого корене...» ковчег был вынесен из собора и в сопровождении митрополита Алексия перевезен к воротам Александро-Невской Лавры. В это время духовенство митрополии крестным ходом во главе с епископами Ташкентским Львом и Тихвинским Проклом вышло из Свято-Троицкого собора к Святым вратам. Верующие устлали путь от собора до площади Александра Невского ветвями и живыми цветами. При встрече святых мощей на площади начался трезвон в Лавре и 15-минутный колокольный перезвон во всех храмах города. После совершенной в соборе Божественной литургии ларец с мощами был обнесен вокруг храма, затем мощи были установлены в ковчеге на их историческое место под сенью за правым клиросом. Второе перенесение мощей св. кн. Александра Невского широко освещалось в центральных и городских газетах, по радио, телевидению и вызвало значительный резонанс в обществе22.
Источники и литература
1. Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 7. Д. 13; Оп. 10. Д. 42.
2. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ф. архивно-следственных дел. Д. П-87180.
3. Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. М., 1994.
4. Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде / Публ. М. В. Шкаровского // Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. С. 558-569.
5. Исторические кладбища Петербурга. СПб., 2005.
6. К истории освидетельствования мощей св. Александра Невского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 32-35.
7. Коняев Н. Митрополит Петроградский Вениамин. СПб., 1996.
8. Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию) // Революция и церковь. 1919. № 1. С. 23-25.
9. Назаренко А. В. Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 539-543.
10. Перенесение мощей Александра Невского // Вестник Александро-Невской Лавры. 2007. № 7-8. С. 9.
11. Петроградская правда. 1922. 13, 14 мая.
12. Российский государственный исторический архив. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165.
13. Рункевич С. Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713-1913. Т. 1. СПб., 2001.
14. Святый и храбрый князь здесь телом почивает.» // Свято-Троицкая Алексан-дро-Невская Лавра. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. 2009. № 36. С. 22-23.
15. Судьба мощей и раки святого благоверного князя Александра Невского // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. Вып. 23. С. 28-31.
16. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1000. Оп. 1. Д. 320; Оп. 6. Д. 60; Д. 71; Оп. 79. Д. 24. Л. 33.
22 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 7. Д. 13. Александр Невский в историографии и культуре Нового времени