Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
Па^ашрюош- е\ %ро\ю, ev ярооюяю, е\ ег8ег
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии
№ 1 (12)
2020
Священник Дмитрий Пономарев
Св. Александр Невский как ктитор Антониево-Дымского монастыря
БОТ: 10.24411/2618-9674-2020-10005
Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать полученные на основе текстологического анализа данные текста жития преподобного Антония о даче святым благоверным князем Александром Невским жалованной грамоты на учреждение в середине XIII века на северо-востоке Новгородской земли вблизи современного Тихвина пустынного Антониево-Дымского монастыря. А также высказано предположение о возможных временных рамках совершения данного пожалования.
Ключевые слова: Александр Ярославич Невский, преподобный Антоний Дымский, преподобный Варлаам Хутынский, жалованная грамота, Онтоньевский погост, Новгород, Новгородская земля, митрополит Кирилл, архиепископ Спиридон, архиепископ Далмат, пустынный монастырь.
Об авторе: Дмитрий Анатольевич Пономарев, священник
Кандидат богословия, штатный священник храма свт. Петра, митрополита Московского на ул. Роменской, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3940-534X
Ссылка на статью: Пономарев Д., свящ. Св. Александр Невский как ктитор Анто-ниево-Дымского монастыря // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2020. № 1 (12). С. 54-69.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
naLatoprncta- ev cpovw, ev ppoompw, ev etSet Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy
/ irfc. %
№ 1 (12)
2020
NUI ^tl %
D. Ponomarev
St. Alexander Nevskiy as the Churchwarden of the Antony Dymsky Monastery
DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10005
Abstract: This article includes an attempt to analyze the patent for the founding Antoniy-Dyimskiy monastery wich was located nearby Tihvin in the north-east of Novgorod region. This based on the textual analysis of the Saint Antony's life. The patent was issued by the holy noble prince (knyaz) Alexander Nevskiy in the middle of thirteenth century. There is the modern monastery close to this place. Also the author makes an assumption about dating of the creation this patent in the article.
Keywords: Alexander Nevskiy, Saint Antony Dimskiy, Saint Varlaam Khutinskiy, Foundation Patent, Antony Churchyard, Novgorod, Novgorod Area, Novgorod Region, Metropolitan Kirill, Archbishop Spiridon, Archbishop Dalmat, Poustinia.
About the author: Dmitriy Anatolievich Ponomarev
PhD in Theology, staff priest at the St. Peter's Church Moscow Metropolitan on the Romenskaya
street, St. Peterburg.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3940-534X
Article link: Ponomarev D. A. St. Alexander Nevskiy as the Churchwarden of the Antony Dymsky Monastery. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2020, No. 1 (12), p. 54-69.
О событиях, связанных с основанием Антониево-Дымского монастыря, сообщает нам только Житие первоначальника обители преподобного Антония Дымского. Вместе с тем, оно также может выступать как один из источников для реконструкции некоторых событий биографии Александра Невского, так как учреждение этой пустыни неразрывно связано с именем святого благоверного князя.
На сегодняшний день существуют тридцать пять списков жития преподобного Антония Дымского, которые подразделяются на две редакции: краткую и пространную. При сопоставлении списков, О. А. Белоброва пришла к выводу, что тексты редакций существенно отличаются друг от друга и по содержанию, и по времени составления. Текст краткой редакции составлен в XVII в., а пространной — в конце XVIII в., после восстановления деятельности обители в 1794 году, упраздненной ранее по сокращению штатов1.
Проведя подробный текстологический анализ рукописей пространной и краткой редакций, мы не можем согласиться с большей частью выводов О. А. Белобровой, которая считала ряд сообщений жития недостоверными. Вне общих мест, библейских, святоотеческих цитат и топосов в пространной редакции содержится достаточно большой объем индивидуальной информации о преподобном Антонии Дымском. Например, по отношению к общему объему пространной редакции она составляет не менее трети текста Жития, и эти сведения могут быть в большинстве своем верифицированы.
Следует согласиться с тем, что, как и в большинстве монашеских житий, Житие преподобного Антония Дымского содержит массу общих для произведений этого жанра обобщающих мест, типических черт, клише, повторяющихся мотивов, устойчивых (трафаретных) литературных формул. Среди последних точно определяются: рассказ о рождении преподобного от благочестивых родителей; воспитание ими сына в добром наказании; отказ будущего святого от детских игр; рассказ о том, что святой в юности обладал мудростью старца; любовь святого к Богу более всего в мире; намерение идти тесным путем в Царство Небесное; уход отрока, объятого Божественной любовью и услышавшего в церкви отрывок из Евангелия, в монастырь; первоначальный отказ игумена в постриге пришедшему к нему юноше; прозорливость игумена, увидевшего перед пострижением послушника «во святый ангельский образ», что перед ним тот, кто «хощет быти сосуд избран духа»; труды святого в обители на монастырскую братию; желание святого первым приходить на церковные службы и последним покидать храм; нежелание терпеть славы от людей и стремление уйти из монастыря в пустыню и т. д.
В Житии Антония Дымского, как и в прочих житиях преподобных, присутствует мотив бессонного жития; утруждения тела постом и молитвой; собирание братии и монастырское строительство; знание часа своей кончины; мотив чадолюбивого отца по отношению к монахам своего монастыря; желание в предсмертный час причаститься Святых Христовых Таин и поскорее разлучиться с телом; мотив с молитвой на устах и с миром в душе отойти ко Господу; мотив скорби братии о умершем учителе и т. д.2
В значительной степени как в краткой, так и в полной редакциях, Жития преподобного Антония Дымского присутствуют прямые и видоизменные цитаты из Священного Писания и из святых отцов. Правда, цитация Священного Писания в обеих редакциях, кроме двух случаев, практически не совпадает3. По ряду признаков
1 Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 283.
2 Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 431-500.
3 В тексте краткой редакции содержится 6 цитат из Священного Писания, в пространной — 13. Причем все цитаты пространной редакции содержатся в первой ее части.
редакцию, списки которой датируются в основном XIX веком, некорректно считать поздней. Более справедливо ее называть пространной.
Сравнение «индивидуальных», вне топосов, цитат и общих мест, сообщений текстов двух редакций жития Антония Дымского приводит к следующему результату. Сообщение о годе (1206) и месте (Великий Новгород) рождения Антония содержится только в пространной редакции. В краткой редакции, в отличие от более пространной, известий о месте и дате рождения, детстве, о месте и времени пострига и преставления святого, о времени обретения его мощей — нет4. Автору-составителю краткой редакции эта информация была не известна5.
Краткая редакция в отличие от пространной сразу начинается с изложения событий, связанных с кончиной преподобного Варлаама6 и возвращением из Византии Антония Дымского. Правда, о том, когда любимый ученик хутынского чудотворца отправился в свое путешествие к патриарху Афанасию, данный источник ничего не сообщает.
Обе редакции солидарны в известиях о передаче преподобным Варлаамом Антонию управления Хутынским монастырем и о смерти Варлаама 6 ноября 1242 (3) года7. Также они единогласно сообщают о вступлении Антония в управление обителью после смерти Варлаама8. В пространной редакции есть уточнение. Согласно ему, приняв власть над монастырем, Антоний «нача со всею тщатливостию добре пасти врученное ему словесное Христово стадо»9.
В отличие от пространной редакции, краткая редакция сохранила одну примечательную и неприятную сторону из жизни Хутынской обители. Часть братии не приняла Антония, была недовольна его кандидатурой и начала творить по отношению к нему «крамолы» и «прекословия»10. Вместе с тем об уходе Антония с Хутыни сообщают обе редакции с той лишь разницей, что пространная говорит о тайном уходе (никому ничего не сказав11) преподобного из Спасо-Преображенского монастыря.
Дата прибытия подвижника на Дымское озеро указывается только в краткой редакции: «Понеже до славного пришествия чудотворным и аггелы говейныя иконы Пресвятая Богородицы на Тихфину, преподобный Антоний за сто четыредесять лет прииде»12. Описанное событие произошло за 140 лет до явления Тихвинской иконы Божией Матери, т. е. в 1243 году. При этом в пространную редакцию внесено еще одно уточнение: Антоний обрел необходимое для поселения место в 15 верстах от будущего Тихвина13. Краткая же редакция говорит о характере местности вокруг места поселения дымского чудотворца: «...от Тихфины же за блатная и непроходимая места
4 Белоброва О. А. Антоний Дымский // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 664.
5 Возможно, после очередного запустения монастыря, когда братия покинула обитель ввиду военных действий или мора, прервалась передача предания об основателе обители. Об этом мы читаем в сообщении одной из писцовых книг: «В лете 7080-м (1572) году от Божья поветрия, от мору, от голоду, — крестьяне розошлись безвестно. А живота и хлеба на тех деревнях не осталось никакова... А попа и игумена в Онтоновском погосте нет» (Самоквасов Д.Я. Архивный материал: в 2 т. М., 1905-1909. Т. 2. С. 321).
6 «Сему же преподобному игумену к кончине жития пришедшу, уразуме преподобный ко Господу Богу свое отхождение» (БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 125).
7 См.: БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 126 об.-127; РНБ. Собр. ОСРК. ¿. I. 1354. Л. 3.
8 См.: БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 127; РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 3.
9 См.: РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 3-3 об.
10 БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 127 об.
11 «изыдЬ из мнстыря, никомуже га немъ сведущу» (РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 3 об.).
12 БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 128.
13 РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. XIX в. Л. 3 об.
забежа»14, и добавляет, что там уже был погост. Данная ремарка позволяет заключить, что упомянутую местность вряд ли можно назвать «ненаселенной», на чем настаивает пространная редакция Жития15.
Хорошо известно, что во время создания краткой редакции16 вблизи обители погост не только существовал, но и имел свое наименование — «Онтоньевский»17. Однако есть основания полагать, что в период составления первоначальной версии пространной редакции такого погоста еще не существовало. Освоение земель
14 БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 128.
15 РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 3 об.
16 Бумага самой ранней рукописи краткой редакции Жития Антония Дымского (БАН. Собр. Мордвинова. № 11) с филигранью "голова шута" датируется 1681-1700 г. Клепиков. Шут тип IV. А. А. Амосов допускает датировку сборника последним десятилетием XVII века» (Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского. С. 282). «В XVII в. бумажное производство в Голландии бурно развивается. Сюжеты голландских филиграней немногочисленны: для 4080-х гг. XVII в. это в основном голова шута шести разновидностей» (Сиренов А. В. Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги: Учебное пособие к курсу «Русская палеография». М.; СПб., 2006. С. 24).
17 Упоминание об Онтоньевской погосте мы встречаем в выписке из валовой переписи 7004 (1496) года в деле 1639 года об отделении поместья Федору Михайлову сыну Харламову, где читаем: «И в писцовых книгах Обонежския пятины Юрья Сабурова лета 7004-го написано: В Обонежской пятине в Онтоньевском погосте в Дымском великого князя деревни Васюков-ские Исаковские Федосьина за помещики за Фомкою да за Васюком за Яковлевыми детми Харламова. (Дрв.) Большая Селга, а в ней 4 обжи бес трети, а четвертные пашни 37 чети бес третника» (РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Новгороду. № 1630/43382. Д. 2. Л. 3. Из дела НПИ 1639 г. об отделении поместья Федору Михайлову, сыну Харламову. Опубликовано: Писцовые книги Новгородской земли. Т. I: Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен Новгородского дворца 1530-х гг. М., 1999. С. 307). Научная литература о том, что называлось погостом, обширна. По мнению Н. И. Платоновой, под «погостом» можно понимать гнездо поселений, объединение нескольких сельских общин, «корпорацию» смердов, отчетливо отделенных от остальных лесами и болотами, полосой незаселенной земли с неким центром всей округи, т. е. это некое территориальное объединение окрестных крестьян, где собираются налоги или дань и производится суд. В дальнейшем на основе таких общностей и складывались погостские округа. «Известия о погостах с выраженными чертами общинного уклада на территории новгородского Северо-Востока выступают в источниках с XIV века» (Платонова Н.И. Древнерусские погосты — новая старая проблема // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. М., 2012. С. 352, 372). Анализ названий погостов, которые вошли затем в новгородские пятины, позволяет заключить, что часть из них связаны с географическими названиями («на Ракуле», «в Пинезе», «в Кегреле», «устье Емце», «устье Ваг», «у Пуите», «у Вели», «у Векшензе», «в Тоиме», «в Тошме» (Тотьме), «на волоци в Мощи»); другая часть — с именами их основателей, представителей местной знати или с именами непосредственных плательщиков («на Волдутове погосте», «на Тудорове погосте», «на Ивани погосте», «на Спиркове», «у Вихтуя», «у Чюдина», «у Лигуя», «у Вавдита», «у Пененича», «у Валдита») (Янин В. Л. Новгородские акты XI-XV вв. Хронологический комментарий. М., 1991. С. 140). Н. И. Платонова считает, что за этими названиями могут скрываться имена старейшин, возглавлявших тогда сельские общины (Платонова Н. И. Древнерусские погосты — новая старая проблема. С. 372). Следовательно, с большой долей уверенности можно предположить, что Онтоньевский погост получил свое наименование именно благодаря начальнику основанного на его землях Дымского монастыря преподобному Антонию или же благодаря Антонию Великому, в честь которого был построен первый в монастыре храм, а по храму Онтоньевским стал именоваться и весь монастырь (Дозорная книга Обонежской пятины нагорные половины письма и дозора Андрея Васильевича Плещеева и подъячего Семена (Семейки) Кузьмина лета 7091 (1583). РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 965. Л. 441-446 об.).
по берегам реки Тихвинки произошло только в XIV-XV вв.18 А погост там сформировался значительно позже.
Наконец, заслуживают внимания еще две существенных особенности пространной редакции. Во-первых, она содержит известие о том, что придя на Дымское озеро, Антоний «постави кущу малую хврастием огражденну»19, выкапывает себе пешеру и строит свою келью, изнуряя плоть ношением тяжелой железной шляпы20. Во-вторых, по мере того как вокруг Антония собралась братия, на общем совете было принято решение послать к князю Александру с просьбой дать жалованную грамоту на землю для основания монастыря. Князь соответствующую грамоту дал, а бывший тогда в Великом Новгороде архиепископ Исайя благословил строительство в обители храма во имя Антония Великого с приделом Покрова Пресвятой Богородицы и келий для проживания братии21.
Сопоставление между собой краткой и пространной редакции Жития Антония Дымского подтверждает некоторые хотя далеко и не все наблюдения О. А. Белобровой22. Исследовательница считала вымышленными известия о даче князем Александром Антонию жалованной грамоты на устроение обители и о благословении Исайей строительства первой церкви23. Логично задать вопрос: а мог ли вообще святой благоверный князь Александр Невский быть ктитором Антониево-Дымского монастыря?
Итак, Житие позволяют констатировать, что Антоний обрел место подвига Тихвина у озера. По мнению краеведа И. П. Мордвинова, оно было названо Дымским из-за случавшихся над водой густых туманов24. Было Антонию тридцать семь лет от роду. Вторую половину жизни, следующие 30 лет, он провел на Дымском озере, созидая собственный монастырь. Днем, как повествует его Житие, он трудился, а ночью молился, избегая телесного покоя. Для большего изнурения своей плоти он носил на теле тяжелые вериги, а со времени путешествия в Царьград покрывал главу шестикилограммовой железной шляпой с широкими полями. Поля были прибиты к тулье
18 По мнению Л. В. Корольковой, «территория, где был основан Дымский монастырь начала осваиваться в конце X-XI вв. В курганное время это был один из наиболее плотно заселенных районов. Здесь, на 20 км участке Тихвинки, зафиксировано 90 курганов X/XI-XII веков. В XIV-XV вв. были освоены практически все земли по течению Тихвинки (жальники с каменными крестами известны только в данном месте рассматриваемого погоста» (Король-кова Л. В. Северо-восточные районы Новгородской земли Х-ХVII веков. Формирование сети расселения и этнокультурные взаимодействия: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.06. СПб., 1999. С. 126-127).
19 РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 3 об.
20 Там же. Л. 3 об.-4.
21 См.: РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. XIX в. Л. 4-4 об.
22 «Общим в обеих редакциях, — замечает О. А. Белоброва, — остается отнесение жизни Антония Дымского к домонгольскому времени: Антоний назван более молодым сверстником Варлаама Хутынского. По воле хутынского игумена Антоний якобы совершает хождение к константинопольскому патриарху Афанасию (имя недостоверно) "некиих ради церковных вин" или "потреб". Варлаам перед смертью обращается с речью к братии и оставляет Антония игуменом Хутынского монастыря; вместо действительной даты смерти Варлаама (1193) в обеих редакциях приведена более поздняя — 1243 г. Из Хутынского монастыря Антоний удаляется в уединенные и глухие места близ Тихвина — при Дымском озере. Здесь Антоний проводит конец жизни и умирает, а затем у его гроба совершаются различные чудеса и исцеления» (Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского. С. 283).
23 Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского. С. 284.
24 МордвиновИ. П. Выписки и заметки по истории Тихвина // РО НА ИИМК. Ф. 35. Оп. 2. Д. 724. Л. 4.
толстыми гвоздями, шляпки которых врезались в голову так, что с течением времени от постоянного ее ношения образовывались незаживающие язвы25.
Из текста Жития известно, что по мере того как распространялся слух о подвижничестве преподобного Антония, вокруг него начала собираться братия. Пространная редакция уточняет, что среди приходивших были монашествующие из других мона-стырей26. Сколько времени необходимо для того, чтобы собралось достаточное число братии для основания монастыря?
25 Когда в 2001 году были в третий раз обретены мощи преподобного Антония Дымского, именно это упоминание в Житии о ношении им тяжелой шляпы явилось одним из решающих факторов для определения подлинности его останков. В заключении 14 июня 2001 г. № 1001/2001 МК судебно-медицинской экспертизы говорилось, что обнаруженные археологической экспедицией НИИКСИ СПбГУ на месте центральной части Казанского собора Антониево-Дымского монастыря в обретенном саркофаге кости принадлежат человеку мужского пола, возраст которого определяется в пределах 60-70 лет. Предполагаемая длина тела при жизни находилась в интервале средней ростовой группы и, наиболее вероятно, составляла около 164-169 см. В процессе осмотра сохранившихся костей черепа было выявлено «резко выраженное уплощение естественной выпуклости чешуи сохранившейся правой височной кости», что «указывает на имевшую место при жизни покойного деформацию правой боковой стенки свода черепа в виде ее выраженного уплощения... Имевшая место при жизни покойного выраженная деформация боковых стенок свода черепа могла быть обусловлена длительным ношением на голове какого-либо сдавливающего ее головного убора относительно большой массы, возможно, железной шляпы (куколя) массой около 3-6 кг, как это указано в имеющихся историко-церковных и архивных документах...» (Заключение №1001/2001 МК комиссионной судебно-медицинской экспертизы / Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению Ленинградской области // Архив Антониево-Дымского мужского монастыря. 3 сентября 2001 г. — 26 октября 2001 г. Л. 32). В ходе проведения исследования также была выявлена «прижизненная деформация передне-верхней поверхности тела обеих ключиц в виде четко ограниченных участков уплощения и остеосклероза», с «наплывами» компактного костного вещества по их краям, протяженность около 60-70 мм. «Указанные прижизненные изменения ключиц в виде их протяженной ограниченной деформации и остеосклероза могут быть расценены как результат длительного (многие годы, даже десятилетия) травматического воздействия на передне-верхнюю поверхность ключиц (в месте их естественного изгиба и выступания) твердых тупых предметов с ограниченной уплощенной травмирующей поверхностью размерами не менее 60 мм, возможно, в результате длительного ношения покойным при жизни вериг» (Заключение №1001/2001. Л. 20, 33). Вывод, который сделали медики в ходе экспертизы, говорил о том, что «выявленные в процессе проведения исследования индивидуальные особенности строения костей указывают на то, что покойный при жизни имел гиперстенический конституциональный тип ("крепкое" телосложение) и, возможно, в течение длительного времени (многие годы и даже десятилетия) занимался тяжелым физическим трудом» (Заключение № 1001/2001. Л. 32). Характеризуя по особенностям «строения сохранившихся костей черепа, посткраниального скелета и зубов» внешний облик преподобного, эксперты пришли к выводу, что это был человек среднего роста, крепкого телосложения, с широким, близким к округлой форме лицом. Лицо имело «средней ширины и высоты подбородок, закругленный (в фас), со слабо выраженными наружными бугорками, умеренно выступающими (в профиль)» (Заключение №1001/2001. Л. 33). Отсюда закономерно следует, что исторические данные Жития пространной редакции достоверно говорят о внешности дымского чудотворца и о совершенном им подвиге. Как записано в отчете проводившего в 2001 году раскопки в Антониево-Дымском монастыре Д. Н. Григорьева, «.общий портрет погребенного полностью соответствует известному по историческим документам облику Антония Дымского» (Григорьев Д. Н. Некрополь Троицкого собора Антониево-Дымского монастыря // Новгород и Новгородская земля. История и Археология. (Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004 года). Вып. 18. Великий Новгород, 2004. С. 74).
26 См.: БАН. Собр. М.И.Успенского. №116. Л. 5; ИРЛИ. Древлехранилище. Оп. 23. №195. Л. 6 об.; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 189. Л. 6. По поводу перехода монахов из других монастырей
Предположительно это событие произошло около 1250 года, в то время, когда Александр Невский вернулся в Новгород из поездки в Каракорум. Какие мы находим для этого основания? Во-первых, если согласиться с поздней датировкой Жития преподобного Антония (1206-1273 гг.), а не с той, которая до сих пор присутствует в официальном календаре Русской Православной Церкви (1157-1224 гг.) то, являясь игуменом на Хутыни с осени 1242-го27 по лето 1243 года28, преподобный наверняка лично знал княжившего в Новгороде князя29. Во-вторых, в Житии указано имя некоего бывшего тогда в Новгороде архиепископа Исайи, который благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого30, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих31. Однако источники архиепископа Великого Новгорода с таким именем не знают.
В 1249 году преставился и был похоронен на Корсунской паперти архиепископ Спиридон32, благословивший Александра Невского перед битвой со шведами. Об этом сообщает нам «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», автором которой, вероятно, был митрополит Кирилл33. Хотя однозначного мнения об авторстве этого письменного памятника у исследователей до сих пор нет. Впрочем, хорошо известно, что митрополит Кирилл прибыл в Новгород уже после смерти Спиридона, в 1251 году, для поставления нового архиерея: «Приеха Кюрилл митрополит в Новгород, и Ростовскыи епископ, Кюрилл же именем, и поста-виша архиепископа новгородского Далмата»34. НПЛ уточняет, что к этому времени
И. И. Соколов замечает, что в византийской практике такой переход был возможен только с согласия их прежних игуменов. Но при этом «постриженики чужих монастырей обычно не принимались в другие братства», так как при пострижении монах «обязывался никогда не удаляться из своего монастыря в другой монастырь» (Соколов И. И. Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842-1204). СПб., 2003. С. 269, 277). Следовательно, слава о преподобном должна была быть столь экстраординарного порядка, что братия из других обителей стремилась попасть в его монашескую общину.
27 БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 127.
28 БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 128; РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 3 об.
29 Уже в 1223 году, еще будучи младенцем, Александр Ярославич побывал вместе с матерью и старшим братом в Новгороде (ПСРЛ. Т. III. М., 2000. С. 61, 263). С этого времени вся его жизнь была тесно связана с этим городом. В 1228 году он и его старший брат Феодор были оставлены здесь в качестве наместников отца. Княжичам Феодору (восьми лет) и Александру (семи лет от роду) помогали боярин Федор Данилович и тиун Яким (ПСРЛ. Т. III. С. 67). Впоследствии святой благоверный князь на протяжении всей своей жизни неоднократно вынужден был покидать Новгород, но всегда в него возвращался, и всегда находил компромисс в отношениях с новгородцами.
30 См.: РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 4 об.; Научная б-ка СПб духовной академии. №20. Л. 43 об.; РНБ. Собр. ОЛДП, Q. 189. XIX в. Л. 6.
31 См.: РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 4 об.; БАН. Собр. М. И. Успенского. № 116. Л. 5 об.; ИРЛИ. Древлехранилище. Оп. 23. №195. Л. 7; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 189. Л. 6. Впоследствии, когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. Немного погодя, после построения первого храма, «во общее же епокоеше братш» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (БАН. Собр. Мордвинова. № 11. Л. 129).
32 НПЛ сообщает: «В лето 6757. Преставися архиепископ новгородскыи Спиридон, и положен бысть честно в Святой Софии» (ПСРЛ. Т. III. С. 80).
33 Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 5: XIII век. С. 360.
34 ПСРЛ. Т. III. С. 80, 304.
отправившийся к татарам князь Александр Невский вернулся: «в лето 6758 (1250). .из орды, и бысть радость велика в Новегороде»35.
Джон Феннел, ссылаясь на сообщение Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку36, уточняет, что зимой 1249 года Александр уже был во Владимире37. Зимой 1250 года состоялась свадьба его брата Андрея, которого «и венча митрополит в Воло-димери у святое Богородицы с епископом Кириллом и много веселья бысть». Только после этого «поеха митрополит в Новгород ко Олександру с епископом Кириллом.»38.
По всей видимости, Александр Ярославич оказался в Новгороде несколько раньше, чем туда прибыл митрополит Кирилл, служение которого в Новгороде хорошо восстанавливается на основе известия о времени хиротонии Далмата. Согласно летописным известиям, она состоялась на память Обретения главы святого Иоанна Предтечи, 24 мая 1251 года. Поставление Далмата, как известно, совершилось в присутствии князя. Под этим годом в летописи сообщается и о болезни Александра: «бысть болезнь тяжка князю Олександру, но Бог помиловал.» его39.
Теперь еще раз обратим внимание на текст пространной редакции Жития преподобного Антония. В нем четко указано, что дымские монахи, посовещавшись, послали «молеше къ великому кнжзю новгородскому Але^андру ^.рославичу Невскому, дабы пожаловалъ граммату на создаше мнстыря... и поблгословешю тогда бывшаго въ Великомъ Нов£ Граде архиепскопа каш поставиша црковь древянную...»40. Собственно говоря, Житие и не утверждает, что Исайя был архиепископом Великого Новгорода. Он мог быть в Новгороде временно или проездом. Как уже отмечалось, Александр возвратился из Орды в 1249 году. До его прибытия грамоту на владение землей и благословение на устройство монастыря получить не представлялось возможным, поскольку князь был в Орде, а архиепископ Спиридон уже умер.
Антоний был знаком с князем, и потому надеялся на его помощь после возвращения того из Каракорума в решении вопроса об учреждении своей обители41. Не нужно сбрасывать со счетов сообщение летописи о болезни князя. Возможно, пожертвования церквям и монастырям, в том числе монашеской общине, собравшейся вокруг Антония, были сделаны в благодарность за исцеление от тяжкого недуга.
Кроме того, как мы знаем, и ранее в Новгороде князья жертвовали обителям села «с данями, и с вирами, и с продажами»42, как это сделал в 1130 году князь Всеволод Мстиславич, передав Юрьеву монастырю село Буйцы. По мнению А. А. Горского, «суть пожалования заключалась в том, что подати [собираемые с этой территории], ранее
35 Там же.
36 ПСРЛ. Т. I. Вып. 2. Л., 1927. Стб. 472.
37 Джон Феннел пишет, что «Александр был во Владимире в то время, когда умер его двоюродный брат Владимир Константинович Угличский (27 декабря 1249 г.) и сын другого двоюродного брата, Василий Всеволодович Ярославский (8 февраля 1250 г.) (Феннел Д. Кризис средневековой Руси, 1200-1304. М., 1989. С. 147; см. также: Кучкин В. А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1995. №5. С. 18-33).
38 ПСРЛ. Т. I. Стб. 472.
39 ПСРЛ. Т. I. Стб. 472.
40 См.: РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 4-4 об; ИРЛИ. Древлехранилище. Оп. 23. № 195. Л. 7.
41 Кроме того, ни для кого не было секретом, что, как писал автор одной из редакций Жития благоверного князя, псковский пресвитер Василий, Александр «повелику же чтяше иерейскш чинъ, ако слуги бжiя, и мнихи велми любляше» (Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты) // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Кн. III. М., 1915. С. 125).
42 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 81. С. 140-141.
бывшие государственными», начинал взымать в свою пользу монастырь43. Но уже в договорной грамоте 1264 года новгородцев с тверским князем Ярославом Яросла-вичем мы видим, как они оговаривают следующее условие: «А волостии ти, княже, новгородьскых своими мужи не держати, но держати мужи новгородьскыми»44.
Из тех же текстов договорных грамот Новгорода с младшим братом Александра Невского мы знаем: когда новгородцы, звали его к себе князем, то кроме непременного условия, чтобы новый князь, его родственники и его слуги не имели бы в новгородских пределах собственности, они требовали, чтобы Ярослав земель, как это делал его старший брат, не раздавал и грамот никому не давал45. Следовательно, такие дачи при нем случались.
Вероятнее всего, Александр Невский испросил разрешение на пожалование земель для Дымского монастыря у веча. Подобные случаи известны. В в 1134 году46 князь Изяслав (в крещении Пантелеймон) Мстисловович, даже не будучи новгородским князем, а лишь союзником Новгорода, просил у веча землю для устроения обители святого великомученика Пантелеймона. «Се аз, князь великий Изяслав Мстиславич, — читаем мы в жалованной грамоте, — по благословению епископа Нифонта, испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю село Витославицы и смерды, и поля Ушкого и до Прости. И устроил святому Пантелемону монастырь и посадил есми игумена Аркадия. А боле в тую землю, ни в пожни, ни в тони не всту-патися ни князю, ни епискупу, ни болярину, ни кому. А хто ловит рыбу, доложа игумена. А смердам витославцам не потянути им ни ко князю, ни к епископу, ни к го-роцкии потуги, ни к смердам ни в какие потуги, ни иною вивирицою, а потянути им ко святому Пантелемону в монастырь к игумену и к братьи. А хто почнет вступатися в тую землю, и в воду, и в пожни, или князь, или епискуп, или кто имеет силу деяти, и он во второе пришествие станет тяжатися со святым Пантелемоном»47.
Кстати здесь стоит упомянуть о том, что дату пожалования этой грамоты в свое время В. Л. Янин также реконструировал по ряду имевшихся у него данных48. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что Изяслав основал монастырь в честь своего небесного покровителя именно потому, что его отец Мстислав Великий, раненный на охоте медведем, получил исцеление благодаря помощи явившегося к его одру св. вмч. и целителя Пантелеймона. Поэтому в знак благодарности за спасение «родившегося в 90-ые годы XI в. (около 1098 г.) сына Изяслава отец крестил с именем Пантелеймон»49. Изяслав, так же как и Александр Невский, ранее проживал
43 Горский А. А. «Бещисленыя рати и великия труды.»: проблемы русской истории X-XV вв. СПб., 2018. С. 70.
44 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 1. С. 9.
45 См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 9-12; Памятники русского права. Вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси XII-XV вв. М., 1953. С. 135-141.
46 Первый издатель грамоты Г. Е. Кочин датировал ее 1147 г. В издании грамот Новгорода и Пскова (1949 г.) она была датирована более широко: 1146-1155 гг. Б. Д. Греков предложил датировать ее 1136-1154 гг. В. Л. Янин предложил дату 1134 г. С. М. Каштанов считал в качестве даты выдачи грамоты 1148 г. В. В. Седов также согласился с этой датировкой (СедовВ.В. О ранней истории новгородского Пантелеймонова монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. №4 (46). С. 28).
47 Грамоты Великого Новгорода и Пскова. №82. С. 141. См. также: Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю // Исторический архив. М., 1955. № 5. С. 204-207.
48 Янин В. Л. Из истории землевладения в Новгороде XII в. // Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 77.
49 СедовВ.В. О ранней истории новгородского Пантелеймонова монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. №4 (46). С. 27.
в Новгороде. В грамоте на основание Пантелеймонова монастыря названо имя его игумена и упомянуто, что она выдана по благословению архиерея. Мы можем полагать, что подобную грамоту Александр Невский дал и Дымскому игумену Антонию.
У нас нет оснований сомневаться в том, что новгородцы могли отказать Александру Невскому в его просьбе о выделении земли. Он был заслуженным50, «великим. новгородским»51, как подчеркивает составитель жития Антония52, полноправным князем. Влияние его и правоспособность в Новгороде были настолько велики, что он мог, например, потребовать в 1255 году выдачи посадника Ананьи Феофилак-товича и посажения на его место своего ставленника Михалко Степановича53. А в 1259 году заставил новгородцев признать власть великого хана и принять его численников для проведения татарской переписи54. Тогда же около 1259-1260 гг.55 Александр заключил от своего имени и от имени своего сына Димитрия, правда, при участии посадника Михаила и тысяцкого Жирослава, договор с Готландом, Любеком и другими немецкими городами о мире и торговле.
В «Договорной грамоте Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торговле» содержится примечательная формула: «Се аз князь Олександр и сын мои Дмитрии, с посадником Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и со всеми новгородци докончахом мир с послом немецким Шивордом, и с любыц-кым послом Ольстеном, и со всем латинским языком. Что ся учинило тяже межи новгороци ти межю немци. и со всем латиньским языком, то все отложихом, а мир докончахом на сеи правде.»56 Этот договор, по мнению ряда исследователей, был составлен еще при жизни князя в Новгороде, когда он находился там вместе со своим сыном Димитрием. Однако ратификация соглашения состоялась только в 1265 году57.
Каков был размер пожертвования князем Александром Дымскому монастырю, не известно. Но закрепление земли за иноческой общиной было насущной необходимостью, так как в Великом Новгороде, как писал еще И. Д. Беляев, правоспособными могли быть только те граждане, которые имели «частную собственность» — либо дом,
50 По подсчетам А. Н. Кирпичникова, Александр провел не менее двенадцати битв со шведами, немцами и Литвой, защищая интересы Новгорода (Кирпичников А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. М., 1996. № 11-12. С. 116).
51 РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 4.
52 Правом называться «великим князем всея Руси», по мнению С. Н. Кистерева, вначале обладали князья, занимавшие киевский великокняжеский престол, а «с середины XIII в., представители Всеволодова "гнезда"- Александр Невский и его преемники на владимирском престоле.» (Кистерев С.Н. «Великий князь всея Руси» в XI-XV веках // Очерки Феодальной России. Вып. 6. М., 2002. С. 84). А. П. Толочко, уточняя значение титула «великий», писал, что «великим» прозывался князь, обладавший правом на «старейшенство», старшинство в династии (он являлся главным, старшим по возрасту. См. например: ПСРЛ. Т. I. Стб. 470, 472), которое давало право на столичный, главный стол «и большую власть над сородичами» (Толочко А. П. Князь в древней Руси. Власть, собственность, идеология. Киев, 1992. С. 132-133). А. А. Горский обращает внимание на то, что вплоть до первых лет XIV в. новгородцы такое титулование владимирских князей не признавали (Горский A.A. «Бещисленыя рати и великия труды.». С. 92).
53 ПСРЛ. Т. III. С. 308.
54 Там же. С. 310.
55 Хорошкевич А. Л. О происхождении текста древнейших новгородско-готландско-немецких договоров конца XII и середины XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16), СПб., 1997. С. 129.
56 Договорная грамота Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами о мире и торговле // Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 56-57.
57 Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. СПб, 2012. С. 282.
либо землевладение. По мнению этого историка, «частные землевладельцы получали от новгородского веча особые грамоты на суд и управу в своих владениях»58. Самовольное же занятие земель грозило поселенцам изгнанием59. Итак, в связи с дарением земель Александр Ярославич мог стать ктитором60 Дымской обители.
Следует обратить внимание на то, что с 1249 и на протяжении 1250 гг. Новгородская кафедра не имела своего архиерея. Его просто некому было рукоположить. В итоге место владыки Новгорода оставалось вакантным. Следовательно, благословить дымскую братию мог бывший тогда проездом «въ Великомъ НовЬ Граде» некий архиепископ Исайя. Участие епископа в устройстве нового монастыря четко регламентируется 4 правилом IV Вселенского Халкидонского собора61, а также правилом Двукратного собора 861 г.: «Да не будет позволено никому создавать монастырь без ведения епископа, но с его ведения и разрешения и с совершением подобающей молитвы. И да не имеет дерзновения без воли епископа жертвователь ставить себя самого или кого другого игуменом»62.
Кем был этот Исайя — неизвестно. Но его имя в Житии Антония может не только указывать на отсутствие тогда в Новгороде своего архиерея, но и на то время, когда могла быть дана Антонию Дымскому и его братии жалованная грамота на учреждение монастыря. Следует учитывать, что Русь к этому времени пережила татарский погром и после побега (возможно, в Византию) или смерти своего главы Иосифа Русская церковь вообще долгое время была лишена митрополита (Кирилл был поставлен только в 1250 году). Многие архиереи погибли во время осады городов или бежали, оставив свои кафедры. Возможно, Исайя приехал вместе с князем или без него, бежав из какого-либо разоренного города. В том, что Антония Дымского мог благословить заезжий епископ и дать для монастырского храма антиминс, не было ничего странного. История подобные прецеденты знает63.
Вывод напрашивается следующий. Возможно, в условиях отсутствия новгородского архиерея, а именно в 1250 году в Новгороде появился некий заезжий епископ. Он и благословил Антония на основание монастыря, а вернувшийся из орды князь передал преподобному жалованную грамоту на землю, дав монашеской братии в пользование либо собственные владения, либо испросив для этого земельное пожалование у веча. Кстати сказать, В. Ф. Андреев оспаривал наличие княжеских землевладений в Новгороде в XIII веке, однако В. Л. Янин допускал такую возможность64.
58 Беляев И. Д. Рассказы из русской истории: в 4 т. М., 1864. Т. 2.: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. С. 25.
59 Там же. С. 83.
60 кткор — с греч. основатель.
61 Никодим (Милаш), еп. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. Т. 1. С. 337.
62 Цит по кн.: МорозовМ. А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. СПб., 2005. С. 114.
63 Когда, например, преподобный Александр Свирский приступил к построению деревянной церкви, то послал в Новгород своих учеников Феодора и Тихона, чтобы просить себе антиминс и все необходимое для ее освящения. «Но. владыка Серапион находился тогда в Москве, а в Великом Новгороде случился епископ Коломенский Митрофан, который сопутствовал великому князю Василию Иоанновичу, покорившему Псков, и от сего святителя получили посланные нужную утварь» (Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также Иверских и Славянских и местно чтимых подвижников благочестия: в 12 т. СПб., 1859-1867. Месяц август. С. 229).
64 В. Ф. Андреев писал, что «княжеские земельные владения. уже в XII веке стали собственностью республики в лице веча.» Он также ссылался на условия новгородско-кня-жеских договоров XIII века и предполагал, что договора с подобными же условиями, где
Здесь необходимо еще раз вернуться к проблеме дат жизни преподобного Антония Дымского. Если допустить, что преподобный Антоний преставился в 1224 году, как это принято считать согласно ныне действующему календарю Русской Православной Церкви, тогда встает вопрос: каким образом благоверный князь мог дать ему жалованную грамоту на землю, если на момент преставления Антония ему было всего три-четыре года от роду? Князь родился, по мнению ряда исследователей, около 1220 или (что более вероятно) в 1221 году65. Но в таком случае дата смерти преподобного Антония, зафиксированная в официальном календаре Русской православной церкви, входит в противоречие с текстами всех 35 ныне существующих списков обеих редакций его Жития.
Здесь же стоит обратить внимание на еще одно сообщение пространной редакции Жития преподобного Антония. Еще до построения первого храма, до официального учреждения монастыря «начаша к нему по малу от иных монастырей приходи-ти, и не мало братии собранней бывшей, пустыня распространися...»66. Какую же форму организации имели собравшиеся ученики Антония? Это было общежитие, скит или иноки были келлиотами? Из текста Жития следует — речь идет о пустыни («пустыня распространися»)67, не обладавшей некоторое время официальным статусом. Кроме того, вначале монашеская община на Дымском озере не имела и церкви. История XIII века опять же подобные примеры знает. Так, 23 старца Спасо-Каменного монастыря, которых нашел в 1260 году на острове Кубенского озера белозерский князь Глеб Василькович, молились в часовне. Церкви у них не было68. Храм на острове появился как знак благодарности князя за его спасение от бури на Кубенском озере69.
содержалось запрещение князьям владеть селами во всей Новгородской земле, существовали и ранее и восходят ко времени «отцов и дедов», так как в договоре Ярослава Ярославича 1266 года сказано: «На семь, княже, целуи хрест к всему Новугороду, на цемь то целовали деди, и отци, и отець твои Ярослав» (Андреев В. Ф. Существовал ли княжеский домен в Новгородской земле XII-XV веков // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы. СПб., 1995. С. 106).
65 Джон Феннел отмечает, что В. Н. Татищев называл дату рождения Александра Невского под 30 мая 1220 года (Феннел Д. Кризис средневековой Руси. С. 164; см. также: Соколов Ю. Ф. Александр Невский: формирование личности и традиции // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы. СПб., 1995. С. 36). В. Н. Кучкин, однако, считал, что старший сын князя Ярослава Федор родился в феврале 1220 года, так как сообщения Лаврентьевской летописи под 6727 годом охватывают период «с 1 марта 1219 года по 29 февраля 1220 года современного летоисчисления», а запись «того же лета родися Ярославу сын и нарекоша имя ему Феодор» (ПСРЛ. Т. I. Вып. 2. Л., 1927. Стб. 444) стоит в конце сообщений под 6727 годом. К тому же память обоих святых Феодоров празднуется опять же в феврале (8 февраля Федора Стратилата и 17 февраля Федора Тирона). Поэтому второй его сын Александр никак не мог родиться в мае 1220 года. Исходя из того, что память св. мч. Александра Римского празднуется 13 мая, он называет «наиболее вероятной датой его рождения. 13 мая 1221 года» (Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 176. см. также: Зиборов В. К. О новом экземпляре печати Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы. СПб., 1995. С. 149-150).
66 См.: РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. Л. 4; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3871. Л. 22.
67 Следует отметить, что в древнем кондаке об Антонии читаем: «при эзэрЬ дымскомъ пустыни пэрвоначальникъ бывъ» (РГИА Ф. 834. Оп. 3. Д. 3871. Л. 12-12 об.)
68 Суворов Н. И. Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря. Вологда, 1893. С. 3-4.
69 Из летописи по Воскресенскому списку известно, что Белозерский князь Глеб Василь-кович (согласно Никоновской летописи князь Глеб Василькович сел на Белоозере в 1238 году (ПСРЛ. Т. X. СПб., 1885. С. 113), по обету за спасение во время бури на озере, выстроил на Спасо-Каменном острове первый деревянный храм во имя Спаса-Преображения. Здесь
Церковь в Дымской пустыни также была построена только после получения жалованной грамоты от князя Александра и благословения епископа.
Заслуживает внимания и то, что Житие ничего не говорит о наличии на пожалованных землях зависимых крестьян. «Дымская пустыня», скорее всего, представляла собой скит, где монахи трудились и содержали себя собственными руками. Ведь преподобный собственными руками возвел церковь и кельи для братии70.
Все перечисленное позволяет прийти к следующим выводам. Прежде всего, устойчивое предание о пожаловании Александром Невским пустыни Антония Дымского земель для ее основания вполне вписывается в практику предоставления землевладений монастырям Новгорода в XIII веке. Что касается данного монастырю архиерейского благословения на строительство храма и келий для проживания братии, безотносительно того, насколько достоверным является сообщение о личности сделавшего это архиерея, совершенное в полной мере соответствует принятым в Византии и на Руси каноническим нормам утверждения новых иноческих поселений. А сам факт наличия в Житии имени архиепископа Исайи, бывшего в Великом Новгороде в то время, когда там не было своего собственного архиерея, указывает на возможные временные рамки дачи жалованной грамоты Антониево-Дымскому монастырю.
Источники и литература
1. Андреев В. Ф. Существовал ли княжеский домен в Новгородской земле XII-XV веков // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы / под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. СПб., 1995. С. 100-107.
2. Белоброва О. А. Антоний Дымский // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. II. С. 664-665.
3. Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292.
4. Беляев И. Д. Рассказы из русской истории: в 4 т. М., 1861-1872. Т. 2: История Новгорода Великого от древнейших времен до падения. 1864.
5. Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. Т. 5: XIII век.
6. Горский А. А. «Бещисленыя рати и великия труды.»: проблемы русской истории X-XV вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018.
7. Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949.
8. Григорьев Д.Н. Некрополь Троицкого собора Антониево-Дымского монастыря // Новгород и Новгородская земля. История и Археология. (Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004 года). Вып. 18. Великий Новгород, 2004. С. 67-76.
9. Дозорная книга Обонежской пятины Нагорной половины письма и дозора Андрея Васильевича Плещеева и подьячего Семена (Семейки) Кузьмина лета 7091 (1583). РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 965. 1049 л.
он уже застал 23 пустынножителя, которые, занимаясь обращением в христианскую веру чудских и корельских язычников, собирались на молитву в часовне и не имели церкви (Остроумов И. Святыни нашего Севера: (Путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной России): очерки и рассказы. СПб., 1897. С. 137-139). Глеб Василькович умер в возрасте 42 лет 13 декабря 1278 года (ПСРЛ. Т. VII: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. С. 174).
70 В рукописи РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 1354. на Л. 5 читаем: «въ созидаемЬй у него цркви».
10. Житие преподобного Антония Дымского. ИРЛИ. Древлехранилище. Оп. 23. № 232. XIX в. Л. 1-8 об.
11. Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, Дымския обители начальника. БАН. Собр. М. И. Успенского. № 116. XIX в. Полуустав. 14 л.
12. Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, Дымския обители начальника. РНБ. Собр. ОСРК. д. I. 1354. XIX в. Полуустав.10 л.
13. Заключение № 1001/2001 МК комиссионной судебно-медицинской экспертизы / Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению Ленинградской области. Архив Антониево-Дымского мужского монастыря. 3 сентября 2001 г. — 26 октября 2001 г. 34 л., 15 табл.
14. ЗиборовВ.К. О новом экземпляре печати Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы / под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпич-никова. СПб., 1995. С. 149-150.
15. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. М., 1996. № 11-12. С. 115-118.
16. Кистерев С. Н. «Великий князь всея Руси» в XI-XV веках // Очерки Феодальной России. Вып. 6. М., 2002. С. 47-85.
17. Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича Новгородскому Пантелеймонову монастырю // Исторический архив. М., 1955. № 5. С. 204-207.
18. Королькова Л. В. Северо-восточные районы Новгородской земли Х-ХУН веков. Формирование сети расселения и этнокультурные взаимодействия: дис. ... канд. истор. наук. СПб., 1999.
19. Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Политика Александра невского в Балтийско-скандинавском регионе // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. СПб, 2012. С. 265-295.
20. Кучкин В. А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1995. № 5. С. 18-33.
21. Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. №2. С. 174-176.
22. Месяца иануария в 17 день. Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, Дымския обители начальника. РНБ. Собр. ОЛДП. д. 189. XIX в. Полуустав. 16 л.
23. Месяца иануария в 17 день. Служба и житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымския обители начальника. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3871. 1854 г. Полуустав. 32 л.
24. Мордвинов И. П. Выписки и заметки по истории Тихвина // РО НА ИИМК. Ф. 35. Оп. 2. Д. 724. 73 л.
25. Морозов М.А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.174 с.
26. Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также Иверских и Славянских и местно чтимых подвижников благочестия: в 12 т. СПб., 1859-1867. Месяц август. 1867.
27. Никодим (Милаш), еп. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского [Репр. изд.]. М.: Отчий дом, 2001. Т. 1.
28. Остроумов И. Святыни нашего Севера: (Путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной России): очерки и рассказы. СПб., 1897.
29. Памятники русского права. Вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси. ХII-ХV вв. / Сост. А. А. Зимин; под ред. С. В. Юшкова. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1953.
30. Писцовые книги Новгородской земли. Т. I: Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен Новгородского дворца 1530-х гг. / Сост. К. В. Баранов. М.: Древлехранилище, Археографический центр, 1999.
31. Платонова Н. И. Древнерусские погосты — новая старая проблема // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства / Отв. ред. сер. Е. А. Мельникова. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С. 328-388.
32. ПСРЛ. Т. I. Вып. 2. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку. Л.: Изд-во АН СССР, 1927.
33. ПСРЛ. Т. III: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Языки русской культуры, 2000.
34. ПСРЛ. Т. VII: Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856.
35. ПСРЛ. Т. X: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновскою летописью. СПб., 1885.
36. РудиТ.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 431-500.
37. Самоквасов Д. Я. Архивный материал: в 2 т. М., 1905-1909. Т. 2: Новооткрытые документы поместно-вотчинных учреждений Московского царства. 1909.
38. Седов В. В. О ранней истории новгородского Пантелеймонова монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 4 (46). С. 13-31.
39. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития: обзор редакций и тексты // Чтения в обществе истории и древностей Российских. Кн. 3. (254). М., 1915.
40. Сиренов А. В. Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги: Учебное пособие к курсу «Русская палеография». М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006.
41. Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. 464 с.
42. Соколов Ю. Ф. Александр Невский: формирование личности и традиции // Князь Александр Невский и его эпоха: исследования и материалы / под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. СПб., 1995. С. 36-43.
43. Суворов Н. И. Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря. Вологда, 1893.
44. Толочко А. П. Князь в древней Руси. Власть, собственность, идеология. Киев: Наукова думка, 1992.
45. Феннел Д. Кризис средневековой Руси, 1200-1304. М.: Прогресс, 1989.
46. Хорошкевич А. Л. О происхождении текста древнейших новгородско-готландско-немецких договоров конца XII и середины XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 6(16). СПб., 1997. С. 128-134.
47. Янин В. Л. Из истории землевладения в Новгороде XII в. // Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород: [Учеб. пособие для ист. фак. ун-тов] / В. Л. Янин. М.: Высшая школа, 1977. С. 60-79.
48. Янин В. Л. Новгородские акты XI-XV вв. Хронологический комментарий. М.: Наука, 1991.