УДК 159.922.4:316.422.42
И.С. ВЕРСТИН
ПЕРВОБЫТНЫЙ СОЦИУМ В ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ Л. ЛЕВИ-БРЮЛЯ И К. ЛЕВИ-СТРОСА
Ключевые слова: первобытный, прелогический, этнология, мифология, закон партиципации.
Рассмотрена проблема первобытного общества в свете концепции прелогическо-го мышления французского этнолога Леви-Брюля, разрабатывавшаяся им начиная с 1910 г. Она посвящена изучению специфических особенностей сознания людей эпохи социальной первобытности в сопоставлении с учением его земляка К. Леви-Строса.
I.S. VERSTIN
PRIMITIVE SOCIETY IN THE ETHNOLOGICAL CONCEPTS OF L. LEVY-BRUHL AND C. LEVI-STRAUSS
Key words: primitive, prelogical, ethnology, mythology, law of participation.
The problem of a primitive society is considered in light of the French ethnologist L. Levy-Bruhl's concept of prelogical thinking. which he developed starting in 1910. The concept is devoted to the study of specific features of people’s consciousness during the epoch of social primitiveness in comparison to the doctrine of his fellow countryman K. Levi-Strauss.
В начале прошлого века проблема первобытного социума обсуждалась, особенно в связи с этнологической концепцией социальной первобытности, разработанной французским этнологом Л. Леви-Брюлем1. Работы Леви-Брюля являются богатейшим резервуаром этнографического материала, дающего оригинальное освещение сложнейших проблем каменного века. Согласно учению Леви-Брюля, людям палеолитического общества присуще «прелогическое» мышление, не усматривающее противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими представлениями. «Прелогическое» мышление имеет свою иррациональную логику, практически непроницаемую для современных логических категорий, так как постоянное использование логический механизмов и абстрактных понятий глубоко видоизменило работу нашей памяти. Память же древнего человека была великолепной и базировалась на огромном словаре и грамматической сложности языка. Язык был живописный и образный. Говоря, «примитивы» одновременно описывали предмет с помощью рук. Практически во всех племенах существовал как бы двойной язык -устный и язык жестов. Мышление, пользующееся этим языком, насквозь конкретно и оперирует непосредственными представлениями конкретных ситуаций, выхватываемых из окружающей действительности. Это мышление равнодушно к законам формальной логики и, в частности, для него недействителен закон
1 Леви-Брюль (1-е'¥у-ВгиЫ Ц Люсьен (1857-1939) - французский философ-позитивист и предшественник структурализма, социолог, этнолог и антрополог, теоретик этнографии; заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885-1895), профессор философии и социологии в Сорбонне (1895-1899), директор Института этнологии при Сорбонне; сформировался под влиянием учений Конта, Рибо и особенно Дюркгейма; занимался историей французской и немецкой философии XIX в., затем обратился к изучению мыслительных процессов первобытных народов; итогом его исследований явились работы: Мыслительные функции в низших обществах (1910), Первобытное мышление (1922), Первобытная душа (1928) и др., построенные на большом этнографическом материале народов Африки, Австралии и Океании - основная идея этих сочинений заключается в том, что мышление первобытного человека отлично от мышления цивилизованного человека; в последних работах Леви-Брюля - Сверхестественное и природа в первобытном мышлении (1931), Мистический опыт и символы (1938) и в особенности в посмертно изданных Дневниках (1949) - различия между первобытным и логическим мышлением смягчаются и объясняются ролью аффектов в мышлении; идеи Леви-Брюля оказали значительное влияние на взгляды и концепции Юнга, Шелера, Гурвича.
исключённого третьего, т.е. один и тот же предмет может быть и самим собой, и чем-то иным. Оно руководствовалось, казалось бы, нелепым для здравого смысла законом «партиципации», утверждающим, что «всё участвует во всём», т.е. каждая вещь входит в различные комплексы, является составной частью различных связей. Так, члены североамериканского племени бороро считали себя красными попугаями арара, т.е. причисляли себя одновременно и к комплексу человека, и к комплексу птиц. Замечательно, что закон «партиципации» не является диаметрально противоположным закону тождества. Он, скорее, его недооформленность, ранний прообраз. Мир воспринимался этими людьми как целое, единое и множественное одновременно, материальное и идеальное одновременно, естественное и сверхъестественное одновременно. Причём сверхъестественное они обнаруживали во всём, оно постоянно вмешивалось в их повседневную жизнь. «Маррист» Аптекарь назвал учение Леви-Брюля идеализмом позитивистско-дюркгеймовского толка. Причём сам Дюркгейм считал коллективные мифологические представления основой логики.
Влияние Э. Дюркгейма испытывал и создатель концепции структурной антропологии французский этнолог К. Леви-Строс2. Свою философскую позицию Леви-Строс называл «сверхрационализмом», в котором стремился интегрировать чувственное в рациональное [2]. По Леви-Стросу, истинная реальность никогда не дана субъекту в непосредственном опыте. Она познаётся лишь путём моделирования бессознательных процессов. Основную задачу этнологии Леви-Строс видел в изучении перехода от природы к культуре. Очевидным недостатком известных ему этнологических построений Леви-Строс считал то, что проблемы прорабатывались в них лишь на уровне сознания, а не на бессознательном уровне, который хотя и не подвластен прямому наблюдению, но требует учёта в конкретных исследованиях. Интерес этого французского этнолога к бессознательным феноменам и предопределил выбор объектов его структурного исследования: тотемизм, застольные манеры, правила присвоения имён и т.д. Общим для них является то, что как в первобытном, так и в современном обществе предписываемые ими правила «тщательно соблюдаются каждым, хотя их происхождение и реальные функции не становятся объектом рефлексивного исследования». Леви-Строс последовательно проводил в жизнь свою программу, исследуя мифы американских индейцев. Поняв структуру мифа, Леви-Строс пришел к выводу о том, что «последней опорой самой структурности» являются структуры человеческого мозга. Леви-Строс показал значимость использования математических моделей и компьютеров не только для исследования мифов, но и в этнологии вообще. Таким образом, создав структурную антропологию, французский этнолог осуществил математизацию гуманитарного знания.
Если Леви-Брюль резко выделял архаический тип коллективных представлений как «прелогических», игнорирующих противоречия и пропитанных магическими и мистическими «партиципациями», и эти коллективные мисти-
2 Леви-Строс (Ье'уу-Э&аивв) Клод (1908-2009) - французский этнограф и социолог, один из главных представителей французского структурализма. Член французской академии наук. Испытал влияние французской социологической школы Дюркгейма, а также американской школы культурной антропологии. Методологическая основа структурной антропологии Леви-Строса -использование некоторых приёмов структурной лингвистики и теории информации в анализе культуры и социального устройства первобытных племён. Леви-Строс стремился выявить своеобразие и силу «дикарского» мышления, заложившего уже в эпоху неолита основу технического и интеллектуального прогресса. Он рассматривал мифологическое мышление как коллективное бессознательное. Методу Леви-Строса свойственна существенная методологическая ограниченность, состоящая, в частности, в отвлечении от динамики общественного развития.
ческие представления противопоставлялись им и «нормальной» логике, господствующей в цивилизованном обществе, и естественному здравому смыслу индивидуального мышления в «примитивных» коллективах, а своеобразие мифологической логики он признавал в коллективных первобытных представлениях, то Леви-Строс считал, что так называемая «первобытная логика» в основе своей диалектична. Мифологическая логика описывается им как логика тотемическая, логика «калейдоскопа», логика ощущений, конкретная логика. Миф трактовалсяся Леви-Стросом как поле решения логических задач.
Заканчивая полемику с Леви-Брюлем, Леви-Строс замечал, что мифологическое мышление вполне логическое (в противоположность тому, как это, якобы, представлял себе Леви-Брюль) и никак не зачаточное. Профессор В.К. Никольский, считал наоборот, что как раз Леви-Брюлю принадлежит особенно стройная и красивая теория, изъясняющая главнейшие свойства именно логического мышления. Леви-Брюль, утверждал Никольский, с замечательным мастерством углубился в предмет, поднимая пласт за пластом подобранный им этнографический и фольклорный материал, извлекая наружу своеобразную «систему», своеобразный «порядок», по-своему оправдывавший сцепление отдельных элементов «первобытного мышления» и придававший им их своеобразный смысл.
По мнению переводчика Первобытного мышления А.Б. Островского: «Исследования Леви-Строса опрокидывают сформулированную в 1910-1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцию, согласно которой людям традиционных обществ якобы присуще дологическое ("ргё!од1дие") мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями» [1. С. 12]. Доказательство Леви-Стросом потенциального равенства логической мощи так называемого первобытного мышления и мышления человека современной европейской цивилизации тем более значимо, что оно осуществлено в рамках самой традиционной культуры, считал А.Б. Островский. По его мнению, Леви-Строс показал полноту логических возможностей так называемого первобытного мышления, достигающих возможностей понятийного мышления: «неприрученная мысль» (буквальный перевод «дикая мысль» или «мысль в состоянии дикости») выступает «единственной универсалией человеческой психической деятельности во всех цивилизациях» [1. С. 14].
Однако и Леви-Строс, и Леви-Брюль в своих этнологических концепциях социальной первобытности признают своеобразие мифологической логики как коллективных первобытных представлений.
Литература
1. Островский А.Б. Вступительная статья: Этнологический структурализм Клода Леви-Строса // Леви-Строс К. Первобытное мышление / пер. с фр.; вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. М.: Республика, 1994. С. 11-14.
2. Рыклин М.М. Леви-Строс // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. II. С. 379-380.
ВЕРСТИН ИГОРЬ СЕМЁНОВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин, Международная академия бизнеса и управления, Россия, Москва ([email protected]).
VERSTIN IGOR SEMENOVICH - candidate of philosophical sciences, assistant professor of the Humanities, International Academy of Business and Management, Russia, Moscow.