Научная статья на тему 'ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ "БЕЗОПАСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СРЕДА" В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ'

ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ "БЕЗОПАСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СРЕДА" В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СРЕДА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / СТАНДАРТНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ФАКТОРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Березкина Т.Д., Барцевич О.В., Гаврищук Ю.Г., Иванова В.Ф.

Представлен первичный опыт внедрения Системы менеджмента качества в деятельность многопрофильного стационара. В статье особое внимание уделяется внутреннему медицинскому аудиту - одному из основных инструментов результативности функционирования Системы менеджмента качества. Показано, что все представленные направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не могут эффективно реализоваться без активного участия медицинских сестер.Цель: Повышение качества и обеспечение безопасности пациентов и медицинского персонала при осуществлении профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи в многопрофильном стационаре.Материалы и методы: изучение литературных источников, опрос, ретроспективный и статистический анализ данных, системно-аналитический подход, предполагающий, что безопасность среды в медицинской организации представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Березкина Т.Д., Барцевич О.В., Гаврищук Ю.Г., Иванова В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE RECOMMENDATIONS OF ROSZDRAVNADZOR (RUSSIAN FEDERATION HEALTHCARE AUTHORITY) ON THE ORGANIZATION OF INTERNAL QUALITY CONTROL AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES UNDER THE SECTION “SAFE MEDICAL ENVIRONMENT” IN A MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL

The current article presents the initial experience of implementing a Quality Management System within the multidisciplinary clinic. Special attention is paid to the internal medical audit - one of the main tools for assessing the effectiveness of the Quality Management System. It is demonstrated that the internal control of the quality and safety of medical activities cannot be effectively implemented without the active participation of nurses.Purpose: Improving the quality and ensuring the safety of patients and medical personnel in the implementation of professional activities for the provision of medical care in a multidisciplinary hospital.Materials and methods: study of literary sources, survey, retrospective and statistical analysis of data, system-analytical approach, assuming that the safety of the environment in a medical organization is a set of interrelated and interacting objects.

Текст научной работы на тему «ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ "БЕЗОПАСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СРЕДА" В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-6-27-34 УДК: 614.2

ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОСЗДРАВНАДЗОРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ «БЕЗОПАСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СРЕДА» В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

Березкина Т.Д.а, Барцевич О.В.ь Гаврищук Ю.Г.С, Иванова В.Ф.а

а, b, c, d Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский Центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

b https://orcid.org/0000-0003-0147-5123; c https://orcid.org/0000-0003-3712-3808

И Автор для корреспонденции: Барцевич О.В.

аннотация

Представлен первичный опыт внедрения Системы менеджмента качества в деятельность многопрофильного стационара. В статье особое внимание уделяется внутреннему медицинскому аудиту - одному из основных инструментов результативности функционирования Системы менеджмента качества. Показано, что все представленные направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не могут эффективно реализоваться без активного участия медицинских сестер.

Цель: Повышение качества и обеспечение безопасности пациентов и медицинского персонала при осуществлении профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи в многопрофильном стационаре.

Материалы и методы: изучение литературных источников, опрос, ретроспективный и статистический анализ данных, системно-аналитический подход, предполагающий, что безопасность среды в медицинской организации представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов.

Ключевые слова: безопасная медицинская среда, система менеджмента качества, медицинская сестра, стандартные операционные процедуры, внутренний аудит, факторы риска.

Для цитирования: Березкина Т.Д., Барцевич О.В., Гаврищук Ю.Г., Иванова В.Ф. Первичный опыт внедрения рекомендаций Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по разделу «Безопасная медицинская среда» в многопрофильном стационаре. // Менеджер здравоохранения. 2021; 6: 27-34. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-6-27-34.

ORIGINAL PAPER

INITIAL EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE RECOMMENDATIONS OF ROSZDRAVNADZOR (RUSSIAN FEDERATION HEALTHCARE AUTHORITY) ON THE ORGANIZATION OF INTERNAL QUALITY CONTROL AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES UNDER THE SECTION "SAFE MEDICAL ENVIRONMENT" IN A MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL

© Березкина Т.Д., Барцевич О.В., Гаврищук Ю.Г., Иванова В.Ф., 2021 г.

№ Б Manager /Менеджер

2021 Zdravoochranania / здравоохранения

Berezkina T.D.a, Bartsevich O.V.b , Gavrishchuk U.G.c, Ivanova V.F.d

a, b, c, d Pederal State Budgetary Institution «V.A. Almazov National Medical Research Center» of the Ministry of Health of the Russian Federation.

b https://orcid.org/0000-0003-0147-5123; c https://orcid.org/0000-0003-3712-3808

H Corresponding author: Bartsevich O. V.

ABSTRACT

The current article presents the initial experience of implementing a Quality Management System within the multidisciplinary clinic. Special attention is paid to the internal medical audit - one of the main tools for assessing the effectiveness of the Quality Management System. It is demonstrated that the internal control of the quality and safety of medical activities cannot be effectively implemented without the active participation of nurses.

Purpose: Improving the quality and ensuring the safety of patients and medical personnel in the implementation of professional activities for the provision of medical care in a multidisciplinary hospital.

Materials and methods: study of literary sources, survey, retrospective and statistical analysis of data, system-analytical approach, assuming that the safety of the environment in a medical organization is a set of interrelated and interacting objects.

Keywords: safe medical environment, quality management system, factors.

nurse, standard operating procedures, internal audit, risk

For citation: Berezkina T.D., Bartsevich O.V., Gavrishchuk U.G., Ivanova V.F. Initial experience in implementing the recommendations of Roszdravnadzor (Russian Federation Healthcare Authority) on the organization of internal quality control and safety of medical activities under the section "Safe medical environment" in a multidisciplinary hospital. // Manager Zdravoohranenia. 2021; 6:27-34. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-6-27-34.

Актуальность

На основании статьи № 90 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и статьи 41 Конституции РФ «Каждый имеет право на охрану здоровья и на медицинскую помощь» в области здравоохранения лечебные учреждения должны обеспечивать безопасную медицинскую среду для пациентов и персонала. Для этого многопрофильные стационары используют целый ряд мер по её обеспечению. Знание самых актуальных вопросов о безопасности медицинской деятельности необходимо, чтобы узнать области рисков и сформулировать пути их преодоления. Многопрофильные медицинские стационары представляют собой сложную среду, в которой взаимодействуют различные аспекты, включая пациентов, персонал, оборудование, услуги, информацию. Организация безопасной медицинской среды отражает уровень компетентного здравоохранения, который должен быть выполнен для обеспечения безопасности пациентов [1].

Введение

Менеджмент качества в здравоохранении - это методики, процессы и ресурсы, обеспечивающие управление в сфере качества оказания медицинской помощи, а также других аспектов деятельности учреждений здравоохранения [2]. В Российской

Федерации на сегодняшний день нацеленность преобразований для обеспечения качества медицинской помощи подразумевает под собой безопасность, эффективность, своевременность, рациональность и доступность медицинской помощи для каждого пациента [3].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие «безопасность пациентов» как основной принцип оказания медицинской помощи, связанный с исключением побочных реакций, вызванных с практической деятельностью медицинских работников, применением лекарств и оборудования, медицинских манипуляций и (или) различных системных сбоев. Безопасность медицинской деятельности включает в себя профилактику инфекций, связанных с безопасным медицинским обслуживанием, безопасную фармакотерапию, безопасность обращения медицинских изделий, безопасность пациентов, в том числе вопросы идентификации пациентов, безопасного ухода, безопасного лечебного питания, безопасность и профилактика рисков, связанных с трансфером пациентов, хирургическую безопасность и профилактику рисков, связанных с оперативными вмешательствами, безопасность при переливании крови и ее компонентов, создание безопасных условий труда медицинского персонала [4].

Задача организации безопасной медицинской среды является и остается одной из актуальных

Менеджер

здравоохранения /

Manager № Б

ZdrevoochrBnenÍB 202 1

проблем здравоохранения [5]. Оказывая медицинскую помощь, всегда имеются определенные риски, которые представляют угрозу здоровью пациента и медицинского персонала, вне зависимости от предоставления медицинских услуг в условиях медицинской организации.

Одной из важнейших составляющих формирования безопасной медицинской среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для пациентов и медицинского персонала [6].

Безопасная среда - комплекс мероприятий и условий, при которых в наиболее полной мере обеспечиваются пациенту и работнику медицинской организацией обстоятельства для эффективного удовлетворения потребностей «избегать опасности» и «быть здоровым» [7].

В настоящее время безопасная медицинская среда является одной из актуальных и в то же время сложных проблем в профессиональной деятельности медицинских работников многопрофильных стационаров.

Коечная мощность Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр им В.А. Алмазова» г Санкт-Петербурга составляет 1528 коек различного профиля. Ежегодно в Центре получают стационарную помощь более 35 тысяч пациентов; проводится порядка 20 тысяч оперативных вмешательств; выполняется более 125 тысяч врачебных посещений в Клинико-диагностическом Центре. По состоянию на 1 января 2021 года в учреждении работает около 6000 специалистов, в том числе более 1200 врачей и более 1400 средних медицинских работников. Высокий кадровый потенциал и принципы корпоративной социальной ответственности в профессиональной деятельности говорят о высоком уровне социальной ответственности перед пациентами.

В 2019 году в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный медицинский исследовательский центр им В.А. Алмазова» была разработана и внедрена Система менеджмента качества (СМК). В 2020 году СМК учреждения сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 9004-2019.

В настоящее время система управления многопрофильным стационаром представлена организационной структурой, построенной на основе процессного подхода и соответствующей требованиям Системы менеджмента качества. Активно внедряется программа работы по группе «Безопасная медицинская среда. Организация ухода

за пациентами. Профилактика пролежней и паде ний», в рамках которой выявляются, анализируются и устраняются факторы и риски, действующие на пациента и медицинский персонал. Систематический анализ ведется с акцентом на эффективность использования ресурсов многопрофильного стационара, как материальных, так и человеческих. Производится детальная разработка стандартных операционных процедур, регламентов, алгоритмов медицинских манипуляций, чек-листов, действий персонала в чрезвычайных ситуациях, с помощью которых значительно облегчается процесс внедрения Системы менеджмента качества.

Основная часть

В рамках проекта внедрения в Центре системы добровольной сертификации в соответствии с «Практическими рекомендациями по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре)» по основным направлениям деятельности, утвержденным Росздравнадзором (РЗН), обеспечивающим безопасность и качество стационарной медицинской помощи, были сформированы 12 мультидисциплинарных групп (система управления персоналом, идентификация пациента, эпидемиологическая безопасность, лекарственная безопасность, контроль качества и безопасность обращений медицинских изделий, организация экстренной и неотложной помощи в стационаре, преемственность медицинской помощи, хирургическая безопасность, профилактика рисков при переливании донорской крови и ее компонентов, безопасность среды в медицинской организации, организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины, поликлиника).

Приказом Генерального директора Центра определены куратор и руководитель проекта, назначены руководители групп. По рекомендациям Росздравнадзора существенные изменения в работу среднего медицинского персонала были внесены в каждую из 12 заявленных групп. Наиболее значимые изменения в деятельность медицинских сестер были преобразованы в следующих группах.

В группе «Хирургическая безопасность» была пересмотрена логистика подачи пациента в операционную, организована система передачи и идентификации пациента из отделения в операционную. Разработана стандартная операционная процедура (СОП), памятка и внедрена система «Оценка уровня боли» у пациента на всех этапах

с

#мс

№ 6 Мападег

2021 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

нахождения в стационаре (в приемном покое, в клиническом подразделении, в отделении анестезиологии-реанимации, в послеоперационном периоде). Также разработана и внедрена стандартная операционная процедура «Бесконтактная перевязка».

В группе «Безопасная медицинская среда. Организация ухода за пациентами. Профилактика пролежней и падений» были разработаны стандартные операционные процедуры «Профилактика, оценка степени тяжести и обработка пролежней» и «Профилактика падений в медицинской организации», согласно которым медицинские сестры проводят оценку степени риска образования пролежней у всех поступивших в отделение пациентов (по шкале Ва-терлоу), а также проводится оценка риска падений (у взрослых по шкале Morse, у детей - по шкале Хамти - Дамти). При выявлении высокой степени риска образования пролежней или высокого риска падения пациента проводятся профилактические и лечебные мероприятия согласно разработанной документации. Разработан рекомендуемый план ухода при риске развития пролежней, а также ежедневный лист регистрации противопролежневых мероприятий. Для упрощения работы среднего медицинского персонала были разработаны наглядные регламенты и памятки по стандартным операционным процедурам данной группы. Ежемесячно сведения о регистрации пролежней и падений в клинических подразделениях передаются ответственным старшим медицинским сестрам по данным группам.

Ежеквартально проводится заседание и составляется протокол с анализом рисков и пути решения. За 1,5 года активной работы, совместно с рекомендациями РЗН, мы начали проводить учет неблагоприятных событий в клинике (рис. 1).

Тесно пересекается работа медицинских сестер в группах «Безопасная медицинская среда. Организация ухода за пациентами. Профилактика пролежней и падений» и «Идентификация пациента». Процесс идентификации пациента начинается с момента поступления пациентов в приемном отделении. Каждому пациенту при регистрации истории болезни одевают на запястье белый идентификационный браслет со штрих-кодом электронных данных в базе нашего Центра. При наличии у пациента аллергии - одевается второй красный браслет. При проведении первичного осмотра и проведении оценки риска падений по шкале Morse - одевается желтый браслет (при установке у пациента высокого риска падения). Этот пациент в клиническом подразделении размещается в палату, максимально близко находящуюся к посту медицинской сестры, дверь палаты и кровать пациента маркируется специальным знаком, без сопровождения медицинского персонала выход пациента за пределы отделения ограничен. Круглосуточно пациент с желтым браслетом находится под пристальным вниманием медицинского персонала.

Для оптимизации работы среднего медицинского персонала был разработан и внедрен функционал «Процедуры сестринского ухода» в электронной

Рис. 1. Цифровые показатели зарегистрированных неблагоприятных событий в клинике

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2021

медицинской системе QMS, куда были внесены все «Шкалы оценки риска» (шкала Ватерлоу, шкала Morse, шкала Хамти-Дамти, шкалы оценки боли), а также протоколы ухода за сосудистыми и мочевыми катетерами, лист регистрации противо-пролежневых мероприятий, Боткинский лист, лист оценки и переоценки высокого риска падений. По работе в электронной истории болезни в функционале «Процедуры сестринского ухода» проведено каскадное обучение всего среднего медицинского персонала Центра.

Таким образом, была разработана такая система, которая позволила правильно выстраивать рабочие процессы в многопрофильном стационаре, оценивать их завершенность, оценивать вероятность совершения ошибок на каждом этапе процессов, создавать систему мер для корректировки, улучшения этих процессов, тем самым минимизировать риски в каждом из 11 направлений.

«Важно не то, что обнаружили .., важно то, что сделали с тем, что обнаружили» (Филипп Кросби).

Одним из основных инструментов результативности функционирования Системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями ИСО 9001-2008, является внутренний аудит.

В целях повышения эффективности системы управления, обеспечения оказываемых «Национальным медицинским исследовательским Центром В.А. Алмазова» медицинских услуг, с учетом соответствия стандартов медицинской помощи и на основе

клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности Приказом Генерального директора в штатную структуру Центра с октября 2020 года был введен Отдел внутреннего медицинского аудита.

Для обеспечения должного уровня безопасной среды очень важна этапность внедрения практических рекомендаций. Поэтому на первом этапе проекта в формате самооценки были проведены целевые внутренние аудиты на основании оценочного листа, включающего перечень всех основных критериев, по которым можно оценить работу многопрофильного стационара в рамках каждой группы.

По итогам этой работы были выявлены репер-ные точки по всем направлениям, определены основные цели и задачи, утвержден план детальной разработки недостающих регламентов, алгоритмов и стандартных операционных процедур, которые позволяют сотрудникам быть уверенными в правильности своих действий, определены этапы их апробации и внедрения.

Функцию обратной связи, обеспечивающей руководство Центра и службу качества информации о состоянии результативности и эффективности проводимых мероприятий и внедрений, а также выявления возможностей для улучшения, выполняет отдел внутреннего медицинского аудита клиники (рис. 2).

Аудит - это систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных

с

#хс

Рис. 2. процессная модель организации внутренних аудитов Центра

свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита [8].

Методология внутреннего аудита представляет собой совокупность методов, определяющих проведение внутреннего аудита, начиная от подготовительной работы и заканчивая принятием управленческих решений [9].

В соответствии с этим определением была разработана методология проведения внутренних аудитов в нашем Центре:

1. Постановка целей и задач, на основании которых необходимо проведение внутреннего аудита.

2. Разработка и утверждение программы и плана проведения аудита. Программа и план аудита разрабатывается руководителем отдела внутреннего аудита совместно с членами Центра компетенций СМК по направлениям, утверждается директором клиники.

3. Доведение информации о предстоящем аудите до руководителей структурных подразделений.

4. Процесс проведения аудитов, в зависимости от структурных подразделений и методов, может подразделяться на аудит адекватности - т.е. предварительный анализ документации (внутренние приказы, алгоритмы, инструкции, техническая и медицинская документация), и аудит соответствия - данный этап представляет собой процесс проверки подразделений «на месте». Именно при этом аудите устанавливается степень внедрения

СМК, насколько она понятна и соблюдается персоналом.

5. По результатам проверки руководителем отдела внутреннего аудита совместно с членами Центра компетенций СМК по направлениям, участвующим в аудитах, составляется отчет о проведении внутреннего аудита, с указанием выявленных несоответствий.

6. Отчет предоставляется в аналитический отдел клиники. По результатам отчета составляется план корректирующих мероприятий, предоставляется руководству Центра, назначаются сроки их выполнения и ответственные лица (рис. 3).

Таким образом, нельзя построить систему управления качеством, используя только административный ресурс, включая ограниченное число специалистов. Ключевым моментом является принцип вовлечения всего коллектива, независимо от должности, от направления работы внутри медицинской организации [10].

Вовлеченность персонала многопрофильного стационара заключается в том, что при подготовке и в ходе проведения аудита вовлекается практически весь персонал, причастный к области аудита, персонал получает возможность непосредственным образом оценить свою роль в успешном функционировании Системы менеджмента качества, повышается подготовленность персонала в области качества и безопасности оказания медицинской помощи.

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ

_ 4 ♦ *

* *

Цель: выявление несоответствий в оказании медицинской помощи Задачи: проверка результативности внедренных процессов и устранение

выявленных отклонении

АУДИТ АДЕКВАТНОСТИ

У1 уч ЕН И Е ДОКУМЕ НТ О В. ДСКИИЕ НТ И Р О В АН НЫ *

гио^едур СОЭТ В ЕТСТВу* ДОК М ЕЯ Г/^ОЗАЖ ьги УСТАНОВЛЕННЫМ ЛРА6ЯЛДЛ\ ОФО*МЛЕНИ£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АУДИТ СООТВЕТСТВИИ

АУДИТ«НАМЕС"ГС»

ЧЕК./ЬЛСТЫ

НА£ЛЮД£КЛЯ.

Рис. 3. разработка методологии проведения внутренних аудитов

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 6

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2021

Важно то, что все представленные направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не могут эффективно реализовываться без активного участия среднего медицинского персонала. Причем по некоторым направлениям, например, по обеспечению безопасности среды в медицинской организации, организации ухода за пациентами, профилактике пролежней и падений, роль среднего медицинского персонала представляется ведущей [10].

Заключение

Несмотря на проделанную работу по разработке и внедрению системы менеджмента качества, мы не остановимся на достигнутых результатах. На сегодняшний день, обеспечение безопасной медицинской среды, является основной и приоритетной задачей, которую нам предстоит решить. Деятельность медицинской сестры становится более многогранной и не ограничивается обеспечением адекватного и качественного ухода за пациентом и выполнением назначений врача, она значительно шире, и предполагает участие медицинских сестер абсолютно во всех процессах, которые протекают в медицинской организации, начиная от процесса идентификации личности пациента, приемственности при передаче пациента, обеспечения эпидемиологической и лекарственной безопасности, до участия в организации экстренной и неотложной медицинской помощи, обеспечении хирургической безопасности и профилактики рисков, связанных с хирургическим вмешательством.

Для обеспечения всех этих процессов нам предстоит разработать различного рода регламенты и внедрить их в практическую деятельность всего

медицинского персонала. Учесть многопрофиль-ность стационара, в котором получает медицинскую помощь не только взрослое население, но и беременные женщины и дети от периода ново-рожденности до достижения ими возраста 18 лет с учетом их возрастных и психологических особенностей. Вовлеченность в эту деятельность большего числа сотрудников среди врачей и медицинских сестер позволит наиболее эффективно подойти к подготовке различного рода документов Системы менеджмента качества, определив зоны ответственности, компетентности и полноты действий при оказании медицинской помощи населению.

Проведение регулярных внутренних аудитов -это инструмент управления процессами, который и в дальнейшем будет применяться с целью выявления возможных рисков при оказании медицинской помощи и причин возможных неблагоприятных событий, а также анализа эффективности принятых ранее управленческих решений. Поскольку потребности претерпевают изменения, следует постоянно совершенствовать процессы и услуги в рамках Системы менеджмента качества.

Правильно организованная и используемая Система менеджмента качества станет основой для повышения уровня удовлетворенности пациентов за счет повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи. Пациенты хотят получать медицинскую помощь, соответствующую их состоянию, их ожиданиям и потребностям.

Мы нацелены на непрерывность и последовательность мониторинга деятельности информации всех разделов и систем в многопрофильной клинике, для дальнейшего развития и усовершенствования качества оказания медицинской помощи нашим пациентам.

с

#хс

Стандарты JCI (Joint Commission International, США, 1998) безопасность пациентов на первом месте.

2. ISO 9001. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.

3. Восканян Ю.Э, Шикина И.Б. Управление безопасностью медицинской помощи в современном здравоохранении// Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2019. - № 1(35) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37601602 (Дата обращения: 04.02.2021).

4. Иванов И.В., Швабский О.Р., Сайфутдинов Р.Г. Обеспечение безопасности медицинской деятельности в медицинской организации на основе предложений Росздравнадзора// Дневник Казанской Медицинской школы. - 2016. - № 3 (13). - С. 49-53. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp? id=27471064 (Дата обращения: 04.02.2021).

5. Панисар С.С., Карсон-Стивенса Э. Савиллы С.А., Шейха А. (под ред.). Повышение качества медицинской помощи и безопасности пациентов в медицинских организациях// Наглядное руководство/ Москва. - 2016. - С. 20-23 (Дата обращения: 05.02.2021).

№ 6 Manager /Менеджер

2021 ZdrevoochrBnenie / здравоохранения

6. Бигунец В.Д., Резванцев М.В., Железняков Е.В., Гудзь А.А. Понятие «Безопасность» в медицине// Вестник СПбГУ. Серия 11. Медицина. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=20308751 (Дата обращения: 05.02.2021)

7. Крохина Ю.В. (ред.) Гражданское право. Правоспособность граждан/ Медицинское право: студенческая научная работа. - Москва: Студенческая наука, 2012. - Ч. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210534 (Дата обращения 05.02.2021)

8. Ковалёва О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: издательство ПРИОР, 2002.

9. Рябухин С.Н. Аудит эффективности: учебник. - М.: ИД «АТИСО»; ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 602 с.

10. Стандарт ГОСТ ИСО 9000-2011.

REFERENCES

зЯо

t

зЯо

1. Standards for JCI (Joint Commission International, USA, 1998) patient safety comes first.

2. ISO 9001. National Standard of the Russian Federation ISO 9001-2015. Quality management systems. Requirements.

3. Vokanyan Yu.E, Shikina I.B. Health Care Safety Management in Modern Health Care// Medical Technologies. Assessment and Choice. 2019. 1(35) [Electronic resource] - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37601602 (Accessed: 04.02.2021).

4. Ivanov I.V., Shvabsky O.R., Saifutdinov R.G. Safety assurance of Healthcare activities in medical institutions basing on propositions developed by Roszdravnadzor// Diary of the Kazan medical school. 2016. - 3(13). -P. 49-53. [Electronic resource] - URL: https://elibrary.ru/item.asp? Id=27471064 (Accessed: 04.02.2021).

5. Sukhmeet Panesar, Andrew Carson-Stevens, Sarah A Salvilla, Aziz Sheikh. Patient safety and healthcare improvement at a glance// Visual guide/ Moscow, 2016. - P. 20-23. (Accessed: 05.02.2021).

6. Bigunets V.D., Rezvantsev M.V, Zheleznyakov E.V., Gudz A.A. The definition of "safety" in medicine// Vestnik St. Petersburg State University. Ser. 11. 2013. Issue 3. [Electronic resource] - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20308751 (Accessed:05.02.2021).

7. Krokhina Yu.A. Civil law. Legal capacity of citizens// Medical law: student research work. - Moscow: Student science, 2012. - 2. [Electronic resource] - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210534 (Accessed: 05.02.2021).

8. Kovaleva O.V., Konstantinov Yu.P. Audit. Moscow, PRIOR, 2002 (in Russian).

9. Ryabukhin S.N. Efficiency audit. Moscow, Atiso, 2009. - 602 p.

10. National Standard of the Russian Federation ISO 9001-2011.

информация ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Березкина Татьяна Дмитриевна - заместитель главного врача по сестринскому делу, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский Центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Tatyana D. Berezkina - deputy chief physician for nursing, Federal State Budgetary Institution «V.A. Almazov National Medical Research Center» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia E-mail: berezkinat@inbox.ru

Барцевич Ольга Владимировна - главная медицинская сестра, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский Центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Olga V. Bartsevich - head nurse, Federal State Budgetary Institution «V.A. Almazov National Medical Research Center» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia E-mail: olga-bartsevich@mail.ru

Гаврищук Юлия Геннадьевна - главная акушерка, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский Центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Yuliya G. Gavrishchuk - head midwife, Federal State Budgetary Institution «V.A. Almazov National Medical Research Center» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia E-mail: gavris-yuliya@yandex.ru

Иванова Валентина Федоровна — заведующий отделом внутреннего медицинского аудита клиники, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский Центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Valentina F. Ivanova - head of the internal medical audit department of the clinic, Federal State Budgetary Institution «V.A. Almazov National Medical Research Center» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia E-mail: ivva6@yandex.ru

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № B

ZdrevoochreneniB 202 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.