Научная статья на тему 'ПЕРВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОРАНИЧЕСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ ВО ВВЕДЕНИИ К ТАФСИРУ ТАБАРИ (839-923)'

ПЕРВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОРАНИЧЕСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ ВО ВВЕДЕНИИ К ТАФСИРУ ТАБАРИ (839-923) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИБН ДЖАРИР АТ-ТАБАРИ / КОРАНИЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕТИКА (ТАФСИР) / КОРАНОВЕДЕНИЕ / ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ИСЛАМОВЕДЕНИЕ / КОРАН / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролов Дмитрий Владимирович, Зарипов Ислам Амирович

Настоящая статья представляет собой первую часть анализа Введения (мукаддима) к комментарию Корана (тафсир) выдающегося средневекового мусульманского богослова и историка Ибн Джарира ат-Табари (839-923). Эта книга с момента своего появления и до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых авторитетных работ в этой области мусульманского богословия. В начале исследования приводится краткий исторический обзор становления исламской экзегетики и выявляется та роль, которую сыграл в этом процессе тафсир Табари. В основной части работы описываются представленные во Введении взгляды ученого на науку о толковании Корана. Во-первых, здесь им была доказана сама легитимность толкования Священного Писания и дана оценка ранним комментаторам. Во-вторых, приведена классификация айатов по отношению к возможностям и способам их понимания, в которых были выделены три группы: (1) то, знание чего ведомо лишь Богу - эсхатологические айаты; (2) то, истолкование чего возможно лишь с опорой на пророческие предания - айаты Закона; и (3) то, понимание чего доступно каждому, кто владеет языком Корана. В-третьих, приводится перечень важнейших аспектов толкования, совпадающих с основными дисциплинами корановедения. И, наконец, в-четвертых, формулируются основные цели и задачи, которые богослов ставил перед собой при работе над своим тафсиром - сбор, классификация и оценка толкования «отцов уммы», а также обобщение всех экзегетических знаний предшествующего периода. В Заключении делается вывод, что теоретические выкладки, впервые изложенные Табари, легли в основу всей последующей традиции мусульманской науки о толковании Корана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST CLASSICAL THEORY OF THE QUR’ANIC EXEGESISIN THE INTRODUCTION TO THE TAFSIR AL-TABARI (839-923)

This article is the first part of the analysis of the Introduction (muqaddima) to the commentary of the Qur’an (tafsir) by the outstanding medieval Muslim theologian and historian Ibn Jarir al-Tabari (839- 923). This book continues to be one of the most authoritative works in this field of Muslim scholarship from the moment of its appearance to the present day. At the beginning of the study, a brief historical overview of the formation of Islamic exegesis is given and the role played by Tafsir Tabari in this process is outlined. The main part of the work describes the views of the scholar on the science of the interpretation of the Qur’an. First, here he approves the legitimacy of the interpretation of the Holy Scriptures and gave an assessment of early commentators. Second, he presents a classification of ayats in relation to the possibilities and ways of understanding them, in which three groups are identified: (1) the part, which only God knowns - eschatological ayats; (2) the part, whose interpretation is possible only with the support of prophetic traditions - ayats of the Law; and (3) the part, which might be understood by everyone who knows the language of the Qur’an. Third, there is a list of the most important aspects of interpretation that coincide with the main disciplines of Qur’anic studies. And, finally, fourth, the main goals which Tabari set for himself in his tafsir are formulated, namely the collection, classification and evaluation of the interpretations of the “ancient fathers” of the Ummah, as well as the giving the summary of all the exegetical knowledge of the previous period. The ideas of Tabari formed the basis of the subsequent tradition of Muslim science of the interpretation of the Qur’an.

Текст научной работы на тему «ПЕРВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОРАНИЧЕСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ ВО ВВЕДЕНИИ К ТАФСИРУ ТАБАРИ (839-923)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2021. № 2

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Д.В. Фролов, И.А. Зарипов

ПЕРВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОРАНИЧЕСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ ВО ВВЕДЕНИИ К ТАФСИРУ ТАБАРИ (839-923)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук 107031, Москва, ул. Рождественка, 12

Настоящая статья представляет собой первую часть анализа Введения (мукаддима) к комментарию Корана (тафсир) выдающегося средневекового мусульманского богослова и историка Ибн Джарира ат-Табари (839-923). Эта книга с момента своего появления и до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых авторитетных работ в этой области мусульманского богословия. В начале исследования приводится краткий исторический обзор становления исламской экзегетики и выявляется та роль, которую сыграл в этом процессе тафсир Табари. В основной части работы описываются представленные во Введении взгляды ученого на науку о толковании Корана. Во-первых, здесь им была доказана сама легитимность толкования Священного Писания и дана оценка ранним комментаторам. Во-вторых, приведена классификация айатов по отношению к возможностям и способам их понимания, в которых были выделены три группы: (1) то, знание чего ведомо лишь Богу -эсхатологические айаты; (2) то, истолкование чего возможно лишь с опорой на пророческие предания - айаты Закона; и (3) то, понимание чего доступно каждому, кто владеет языком Корана. В-третьих, приводится перечень важнейших аспектов толкования, совпадающих с основными дисциплинами кора-новедения. И, наконец, в-четвертых, формулируются основные цели и задачи, которые богослов ставил перед собой при работе над своим тафсиром - сбор,

Фролов Дмитрий Владимирович — член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой арабской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: dvfrolov@yandex.ru). Зарипов Ислам Амирович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН (e-mail: islamzarif@gmail.com).

классификация и оценка толкования «отцов уммы», а также обобщение всех экзегетических знаний предшествующего периода. В Заключении делается вывод, что теоретические выкладки, впервые изложенные Табари, легли в основу всей последующей традиции мусульманской науки о толковании Корана.

Ключевые слова: Ибн Джарир ат-Табари; кораническая экзегетика (тафсир); корановедение; исламская теология; исламоведение; Коран; ислам.

В европейском и российском исламоведении все более утверждается мнение, что классические мусульманские комментарии являются одним из важнейших источников понимания языка, поэтики, композиции и содержания Корана. В изучении Писания ислама обойтись без них трудно, если вообще возможно. Один из крупнейших современных специалистов в области коранических исследований канадский востоковед профессор Эндрю Риппин (1950-2016) пишет об этом:

«Именно через экзегетические работы мы можем изучить историю читательской реакции на Коран и подойти к осмысленному анализу и пониманию Корана. <.. .> Мы достигаем результата, удовлетворяющего нас интеллектуально, изучая именно то, что Коран выражает, согласно представлениям самих мусульман»1.

В ранний доклассический период становление мусульманской экзегетики происходило в два этапа:

1. Устный этап (VII - сер. VIII в.), когда толкования носят «атомарный» характер, поскольку комментирование отдельных айатов идет параллельно с процессом сложения и кодификации канонического текста Корана. Этот период охватывает «сподвижников» (ashab an-nabiyy, или sahaba), т.е. тех, кто был рядом с Мухаммадом, видел и слышал его, затем «последователей» (tabi 'iyyun, или tabi un), т.е. тех, кто видел и слышал кого-то из сподвижников и, отчасти, следующее за ними третье поколение2. На основе предания (хадис), возводимого к Мухаммаду: «Лучшие из вас - это мое поколение, затем - те, кто следует за ними, а затем - те, кто следует за ними»3, эти три поколения имеют особое положение в мусульманской науке, и их слова характеризуются как aqwal as-salaf«речения отцов (букв.

1 Rippin A. Introduction // Approaches to the History of the Interpretation ofthe Qur'an / A. Rippin, ed. Oxford, 1988. P. 3.

2 Эта структура удивительно похожа на христианские представления о делении традиции на поколения. Первые два тоже имеют имена: апостолы и мужи апостольские, и определения их совпадают с приведенными выше. Третье и последующие поколения уже не имеют названия.

3 Бухари, 2652; Муслим, 2533; Тирмизи, 3859.

предков)» уммы4 (Табари называет их ahl at ta'wil, что мы переводим как «толкователи»);

2. Ранний письменный этап (сер. VIII-IX в.), когда знания, накопленные в предшествующий период, сводятся в письменные комментарии, еще небольшие и неполные, для которых, однако, объектом комментирования является к тому времени уже канонизированный письменный текст Корана, так называемый «Османов кодекс» (mushaf 'uthmäri). В этот период отрабатываются приемы и методы комментирования, уточняются аспекты, задачи и цели толкования текста.

Итог всему раннему периоду в начале Х в. подвел выдающийся мусульманский богослов и историк Абу Джа'фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (839-923), который свел и систематизировал «речения отцов», а также заложил основы стройной и цельной методологической системы комментирования Корана.

Уже с 9 лет он стал изучать и собирать предания, параллельно познавая тонкости мусульманского права, науки о Коране и языке у ведущих ученых Ирака, Леванта и Египта. Вместе с тем сфера его интересов не ограничивалась лишь гуманитарным знанием, но охватывала и естественные науки, особенно медицину5. Ибн Джарир стал основателем собственной богословско-правовой школы (madhhab) -джаририйа, которая, выступая против крайнего ригоризма ханба-литов и рационализма му'тазилитов, характеризовалась умеренным буквализмом в методологии и отличалась достаточно либеральными взглядами в практических решениях, особенно в отношении женщин. Несмотря на то что сегодня мазхаба Табари не существует, он на протяжении двух столетий после смерти основателя продолжал оставаться популярным среди суннитских интеллектуалов6.

Многовековую славу ученому принесли две работы, по сей день сохраняющие большое значение для мусульманской науки. Первая - «Тарих ар-русул ва-л мулук» (История посланников и царей), включающая множество различных преданий об истории мира от

4 Этот термин очень похож на выражение пиркей авот «речения отцов» в иудаизме.

5 Более подробно о биографии Табари см.: Rosenthal F. The Life and Works of al-Tabari // The History of al Tabari. Vol. I. General Introduction and From the Creation to the Flood / Ehsan Yar-Shater, ed. N. Y., 1989. P. 5-135; Bosworth C.E. Al-Tabari // The Encyclopedia of Islam. New edition. Vol. X / P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al., ed. Leiden, 2000. P. 11-15; МуртазинМ.Ф. Табари и его сочинение «Свод изъяснения об истолковании айатов Корана» // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 1. С. 62-68.

6 Brown A.C.J. Misquoting Muhammad: The Challenge and Choices of Interpreting the Prophet's Legacy. L., 2014. P. 193.

его сотворения до последних лет эпохи автора7. Вторая - его комментарий к Корану «Джами' ал-байан фи та'вил ал кур'ан» (Свод изъяснений об истолковании Корана), который и является объектом настоящего исследования.

Окончательная письменная версия этого фундаментального труда появилась не позже 903 г. и быстро завоевала признание современников. Так, например, филолог, известный как Гулам Са'лаб «Ученик Са'лаба» (ум. 957) особо подчеркивал точность этого таф-сира с точки зрения языка и грамматики8. Положив начало классическому периоду коранической экзегетики, эта работа продолжала оставаться наиболее авторитетной среди множества комментариев к Корану, созданных в этот период. Так, последний классик этой мусульманской науки Джалал ад-Дин ас-Суйути (ум. 1505) писал: «Если же спросят меня: "А какой комментарий посоветуешь ты? На какой, ты считаешь, можно положиться?", я отвечу: "Комментарий имама Абу Джа'фара ибн Джарира ат-Табари. Не зря самые искушенные знатоки говорили, что в толковании Корана ничего подобного ему сочинено не было". Навави в книге "Тахзиб" говорил: "Никто не сочинил ничего равного комментарию Ибн Джарира"»9.

В настоящей работе анализируется хутба и 2-я часть Введения Табари к своему комментарию, в которых содержатся описание его взглядов на науку о Коране, методологии толкования, те цели и задачи, которые он ставил перед собой при создании своего экзегетического шедевра. Анализ 1-й части Введения, посвященной языку Корана, как важнейшему компоненту его теории тафсира, будет дан в отдельной статье, задуманной как продолжение этой публикации10.

Структура Введения

Во Введении к комментарию Корана Табари можно выделить следующие разделы:

[Хутба: Важность, цели и задачи тафсира] [Часть I. Язык: слова и смыслы]

7 Русские переводы фрагментов этой работы см., например: БеляевВ.И., Разумовская Е.А. Извлечения из «Тарих ар-русул вал-мулук» ат-Табари» // Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1: VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.; Л., 1939. С. 86-143; Ат-Табари Мухаммад. История посланников и царей. Избранные отрывки / Ред. О.Г. Большаков и А.Б. Халидов. Ташкент, 1987.

8 Rosenthal F. Op. cit. P. 46.

9 Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Вып. 1: Учение о толковании Корана / Ред. Д.В. Фролов. М., 2000. C.109.

10 В настоящее время авторы статьи готовят к печати полный перевод Введения Табари к его тафсиру. Текст Табари цитируется здесь по рукописи этого перевода.

[1.1. Язык Корана - арабский:] Разъяснение по поводу совпадения смыслов айатов Корана и смыслов в речи тех, на чьем языке ниспослан Коран, по аспекту ясности; доказательство того, что в этом заключена предельная мудрость Всевышнего Аллаха; пояснение относительно особого достоинства смысла Корана, которым он отличается от остальной речи.

[1.2. О неарабских словах в Коране:] Разъяснение о словах, которые совпадают в речи арабов и языках других народов.

[1.3. О семи харфах, в которых ниспослан Коран:] Разъяснение о говорах арабов в языке, на котором ниспослан Коран.

[1.4.] Разъяснение смысла речения посланника Аллаха: «Коран ниспослан через семь врат рая» с упоминанием преданий, в которых сообщается это.

[Часть II. Тафсир: виды, методология, легитимность и история толкования]

[2.1.] Слово об аспектах, через которые достигается толкование Корана.

[2.2.] О некоторых преданиях, где утверждается недопустимость высказывания в толковании Корана собственного мнения.

[2.3.] О преданиях, в которых содержится побуждение изучать толкование Корана, и о тех сподвижниках, кто толковал Коран.

[2.4.] О преданиях, в толковании которых ошибались те, кто отрицал [толкование Корана], и о толковании Корана.

[2.5.] Предания о древних толкователях, как тех, чье толкование заслужило похвалы, так и тех, чье толкование заслужило осуждения.

Хутба: общие представления о Коране, аспекты толкования и основная задача тафсира

В традиционной для мусульманской литературы вступительной хутбе (букв. «речь, проповедь»), представляющий собой различные вариации восхваления Бога, славословия Мухаммаду и мольбы, часто можно разглядеть знаки, отражающие мировоззренческие установки автора и методологические основы его дальнейшей работы. Именно здесь Табари указывает свою принципиальную позицию о приоритетности рациональных ('aqliy) доводов над традициональ-ными (naqliy). В самом начале он пишет, что считает главным и достаточным аргументом существования и единственности Бога само бытие всего сотворенного, несовершенство и зависимость творений от случая и времени, тогда как ниспослание Откровений, на его взгляд, выступает дополнением и подкреплением главного аргумента. Далее он указывает, что Бог наделяет передатчиков и

хранителей этого Откровения благородными качествами и подкрепляет их чудесами, однако они отличаются друг от друга в соответствии с рангами и степенями. Называя Мухаммада обладателем самых высоких степеней и превосходства, богослов относит к его особым способностям наибольшее количество сподвижников и последователей, защиту от тиранов и бесов, и вселенский, в отличие от всех предыдущих пророков, посланных, по его словам, лишь к своим народам, характер пророческой миссии. Однако все это, на его взгляд, выступало лишь средством для демонстрации и сохранения вплоть до конца времен в неизменном состоянии его главного чуда - Корана. Таким образом, познаваемое рационально «слово Аллаха» занимает в градации чудес Табари первостепенное место, опережая также упомянутые им во Введении воскрешение мертвых и исцеление недугов, о которых последующим поколениям сообщают священные тексты.

В хутбе Ибн Джарир также указывает, что считает Писание «вечным (Ьщгуа), незыблемым (1ЬаЪЦа) и постоянным (ёа'гтса), сколько бы ни прошло дней, сколько бы веков и эпох ни сменилось, сколько бы ни кануло в прошлое месяцев и лет»11.

Далее, в форме мольбы ко Всевышнему, Табари дает перечень важных с его точки зрения аспектов толкования Писания, которые совпадают с разделами коранических наук -заповеди (аккат), бесспорное (тмккат) и неочевидное (mмtashаЪih), общее и частное, недосказанное и растолкованное, отменяющее и отмененное, явное (гаЫг) и скрытое (ЪаНп), а также неясное (тм^Ы)12. Практически все перечисленные темы вошли как особые дисциплины в состав традиционного мусульманского корановедения. Так, например, Суйути каждой из них посвящает отдельную главу своего фундаментального труда «ал-Иткан фи 'улум ал-Кур'ан» (Совершенство в коранических науках)13. Единственным исключением является проблема «явного (гаЫг) и скрытого (ЪаНп)», по которой в мусульманском корановеде-нии нет специальной темы. Вероятнее всего, в данном контексте эти термины выражают общую для всех мусульманских исследователей Корана позицию, что в нем есть явная и скрытая сторона.

11 Ат-Табари Мухаммад. Джами' ал-байан фи та'вил ал-Кур'ан. Медина, 2000. С. 4.

12 Там же. С. 6.

13 Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Вып. 4: Учение о понимании смыслов Корана / Ред. Д.В. Фролов. М., 2005. С. 26-63; 76-87; 88-95; 96-118; 119-132.

В завершении хутбы богослов формулирует одну из важнейших задач своего комментария, блестящее выполнение которой во многом и принесло ему славу - сбор, классификация и оценка ранних толкований, а также обобщений всех знаний о Коране в одной книге. Он пишет:

«Мы начинаем <.. .> книгу, которая вберет в себя всё знание о Писании, в котором люди нуждаются, книгу сводную, заменяющую собой все другие книги об этом. В ней мы приведем согласное мнение там, где есть это согласие, расскажем о разногласиях там, где они есть. Мы изложим доводы сторонников каждой точки зрения и укажем, какая из них правильная, стараясь говорить как можно короче и лаконичней»14.

Легитимность тафсира и ранние экзегеты

В разделе 2.2. Табари начинает обоснование необходимости и важности комментирования Корана с разъяснения преданий о том, что пророк Мухаммад толковал «только считанные айаты» (№ 90 и 91) и что ряд ранних богословов - Салим ибн 'Абдаллах15, ал-Касим ибн Мухаммад16, Нафи'17 и, наиболее часто упоминающийся, Са'ид ибн ал-Мусаййаб18, категорически отказывались толковать Коран (№ 92-103)19. В первую очередь он ограничивает общность этих утверждений лишь теми айатами, «истолкование которых достижимо только на основе прямого высказывания (ш??) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или на основе

14 Ат-Табари Мухаммад. Джами'... С. 6-7.

15 Салим ибн 'Абдаллах ибн 'Умар (ум. 725) - последователь, один из семи главных хадисоведов Медины, сын знаменитого сподвижника 'Абдаллаха ибн 'Умара (614-693), внук 2-го «Праведного» халифа 'Умара ибн ал-Хаттаба (ум. 644).

16 Ал-Касим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр (ум. 730) - последователь, один из семи главных законоведов Медины, внук 1-го «Праведного» халифа Абу Бакра (ум. 634). В накшабандийском тарикате суфизма считается 4-м звеном «золотой цепочки» духовных наставников, восходящих к Пророку.

17 Нафи' ал-Мадани, Абу 'Абдаллах, маула (вольноотпущенник) 'Абдаллаха ибн 'Умара (ум. 735) - последователь, мединский законовед и знаток хадисов. Предания от него считались очень надежными. Сообщается, что имам Малик считал хадисы в передаче Нафи'а от Ибн 'Умара абсолютно надежным, даже если никто больше их не передавал. В правление омеййадского халифа 'Умара ибн 'Абд ал-'Азиза (717-720) Нафи' основал школу хадисоведения в Египте. Одни из немногих, кого в традиции называли просто Нафи'.

18 Са'ид ибн ал-Мусаййаб ал-Махзуми ал-Кураши, Абу Мухаммад (634-713) -последователь, один из семи главных законоведов Медины. Считался главным знатоком всех законодательных актов эпохи 'Умара и получил прозвище «Передатчик от 'Умара» (rawiyat 'Цтаг).

19 Почти все хадисы этой группы Табари передает через Ибн 'Аббаса.

его действия, являющимся прецедентом (nмsЪat аё ёа/а/а)»20. Таким образом, богослов относит их лишь к айатам Закона, о которых шла

речь в предыдущем разделе21 и в заключении добавляет, что «эти

22

предания свидетельствуют о верности того, что мы говорили»22.

Продолжая рассмотрение этих хадисов в разделе 2.4, Ибн Джарир указывает, что пророк Мухаммад толковал эти айаты только так, как его научил этому Аллах «либо через откровение (натку), либо от Джибрила, либо от того из Своих посланников (гмямГ), от кого Он пожелает»23, и таких мест было только ограниченное число. Что же касается отказа от комментирования Корана ряда последователей ^аЫ Тп), то Табари связывает это лишь со страхом того, что их «уровень знаний (ijtihаd) ниже того, что Аллах требует от ученых мужей из числа Своих рабов»24.

В качестве доказательства легитимности толкования в разделе 2.3 ученый приводит подборку преданий (№ 81-89), преимущественно восходящих к 'Абдаллаху ибн Мас'уду25 и Ибн 'Аббасу, о том, какое место оно занимало в жизни ранней общины. Так, например, он приводит слова Ибн 'Аббаса (№ 81): «Если человек из нас [сподвижников] выучивал десять айатов, он не двигался дальше, пока не уяснял их смыслы и каких действий они требуют», рассказ (№ 89) о том как, Ибн 'Аббас будучи главой сезонного паломничества прочел с минбара суру «Свет» (№ 24) и растолковал ее, а также высказывание (№ 87) Са'ида ибн Джубайра26 «Кто читает суру, а потом не толкует ее, тот словно слепой или бедуин».

20 Ат-Табари Мухаммад. Джами'... С. 78.

21 Суйути в «Совершенстве.» разбирает ту же группу хадисов и предлагает похожее решение. Ссылаясь на своего предшественника Заркаши, он цитирует Бай-хаки (994-1066), который говорил: «эти слова относятся - а Аллах знает лучше - к собственному мнению, которое утверждается без подтверждающих его аргументов. Если же собственное мнение подтверждено аргументами, то высказывать его можно».

22 Ат-Табари Мухаммад. Джами'. С. 78.

23 Там же. С. 88.

24 Там же. С. 89.

25 'Абдаллах ибн Мас'уд (ум. 653) - сподвижник, ислам принял очень рано и с тех пор неотлучно был при пророке Мухаммаде в качестве его личного слуги, за исключением краткой эмиграции в Эфиопию. Говорил, что 70 сур слышал прямо из уст Посланника Аллаха. Мухаммад включил его в число четырех человек, у которых он советовал учиться Корану. Автор раннего, неканонического свода Корана, который он начал составлять еще при жизни Пророка, но закончил уже после того, как обосновался в Куфе.

26 Са'ид ибн Джубайр ал-Асади, Абу 'Абдаллах (665-714) - последователь, ку-фийский комментатор и хадисовед, ученик Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара, абиссинец по происхождению. Играл в шахматы вслепую. Участвовал в восстании Ибн аз-Зубайра и был казнен ал-Хаджжаджем.

Табари также приводит айаты, в которых говорится о необходимости размышлять о поучениях, доказательствах и притчах Корана (38: 29; 39: 27-28 и др.), которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что «долг [рабов Аллаха] - вникать в истолкование тех айатов, понимание которых не скрыто от них»27.

Завершается тема о толковании Корана историографическим обзором в разделе 2.5, в котором нет авторского текста, а есть лишь 13 преданий о ранних экзегетах, разделенных на тех, чье толкование, по мнению автора, «заслужило похвалы» и тех, чей тафсир «заслужил осуждения». К первым, надежным и авторитетным комментаторам, Табари относит:

1. 'Абдаллах ибн 'Аббас (619-686) - сподвижник, двоюродный брат пророка Мухаммада, прозванный каЪт а1-итта «книжник общины» и tarjuman al-Qur'an «толмач Корана», единодушно считается основателем мусульманской экзегетической традиции и шейхом мекканской школы тафсира.

2. Муджахид ибн Джабр (642-722) - комментатор мекканской школы, ученик Ибн 'Аббаса28.

3. Катада ибн Ди'ама (680-736) - басрийский хадисовед и комментатор Корана, знаток арабского языка, преданий и генеалогии доисламских арабов, рано ослеп.

4. Ад-Даххак ибн Музахим ал-Балхи ал-Хорасани, Абу-л-Касим (ум. 723) - вольноотпущенник и ученик Ибн 'Аббаса, передатчик хадисов и тафсира от своего учителя, жил и умер в Хорасане. Однако в преданиях, приводимых Табари, утверждается, что он учился тафсиру не напрямую, а через Са'ида ибн Джубайра.

5. Са'ид ибн Джубайр ал-Асади, Абу 'Абдаллах (665-714).

Не лучшим образом в преданиях показаны:

1. Исма'ил ибн 'Абд ар-Рахман ас-Судди (ум. 745) - последователь, ученик Ибн 'Аббаса, знаток Корана и жития Мухаммада из Куфы, известен своими проалидскими симпатиями.

2. Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби (ум. 763) - куфийский ученый, знаток тафсира и доисламского племенного предания, сторонник шиитов.

3. Абу Салих Базан (Базам) - последователь, вольноотпущенник Умм Хани - дочери Абу Талиба и сестры 'Али ибн Аби Талиба. Суйути упоминает как промежуточное звено в передаче тафсира от Ибн 'Аббаса к Судди и Калби.

27 Там же. С. 82.

28 Его тафсир сохранился и опубликован (Тафсир ал-имам Муджахид ибн Джабр. Каир, 1989).

Можно заменить, что все трое толкователей из второй группы так или иначе симпатизировали шиитским или алидским кругам. В то же время обе группы относятся к школе патриарха коранической экзегетики Ибн 'Аббаса. Необходимо отметить, что этот сподвижник Мухаммада - главный авторитет и источник Табари. В его тафсире, по подсчетам Х. Берга, к Ибн 'Аббасу, так или иначе, возводятся 6375 преданий29.

Классификация айтов по отношению к возможностям и способам их понимания

В самом начале раздела 2.1. Табари формулирует очень важное для определения позиции ученого положение: «Писания достаточ-

30

но для того, кому даровано его понимание»30, из которого прямо следует, что все прочее знание выводится из Корана через его тол-

31

кование31.

На основе двух айатов суры «Пчелы» (16:44 и 16: 64), в которых Аллах говорит Мухаммаду, что Он ниспослал ему Писание, чтобы тот разъяснил людям то, что им ниспослано, и знаменитого айата из суры «Семейство 'Имрана» (3:7), где айаты Корана разделены на бесспорные (muhkam) и неочевидные (mutashabih), Ибн Джарир выделяет три вида коранического текста по отношению к возможностям и способам их понимания32:

- то, «истолкование чего знает только Аллах». Это, по мнению Табари, неочевидное, к которому он относит айаты об эсхатологии;

- то, «истолкование чего можно узнать лишь через разъяснение Посланника». Богослов указывает, что говорить о такого рода ай-атах можно только с опорой на прямые высказывания Мухаммада или его действия, ставшие прецедентом. К этому виду он относит айаты Закона;

- то, «истолкование чего может знать всякий, кто владеет языком, на котором ниспослан Коран». К владению языком Табари относит правила грамматики, понимание того, что обозначается собствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Berg H. The Development of Exegesis in Early Islam. Richmond, Surrey, 2000. P. 142.

30 Там же. С. 73.

31 Ср. высказывание имама Шафи'и: «Все, что утверждает община, есть разъяснение (sharh) сунны, а вся сунна - разъяснение Корана», которое Суйути приводит в «Совершенстве...», глава 65. См.: Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Иткан фи 'улум ал-Кур'ан. Т.5. Медина, 2008. С. 41. В самом Коране говорится: «Мы ничего не упустили в этом Писании» (6: 38); «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всего» (16: 89). С этих коранических цитат Суйути начинает вышеуказанную главу.

32 Сам Табари называет их «аспекты» (wujuh).

ными именами, если они не многозначны, знание того, что описано атрибутами, присущими только одному объекту и ничему другому. Это - бесспорное.

Далее богослов приводит два предания от Ибн 'Аббаса, в которых к трем вышеуказанным видам добавляется еще один - «толкование, которым толкуют ученые»33. Несомненно, что Ибн 'Аббас, будучи сподвижником Мухаммада, мог говорить только об ученых из числа своего поколения и их учеников из числа последователей. Ибн Джарир, безусловно, согласен с этим добавлением, поскольку, как это было отмечено выше, одна из главных особенностей его комментария - это уникальное собрание «речений отцов» аз-за/а/), которых он называет также «толкователи» (а^каЪ а^а'нТ/). В то же время он включает в этот вид и более поздних ученых, особо указывая при этом, что их толкование будет верным только при условии, что оно не противоречит «речениям предков».

Завершая свое Введение, Табари еще раз возвращается к этой классификации и описывает методологию толкования:

«.. .самый верный способ для комментаторов постичь истину в истолковании Корана в том, где у рабов Его есть путь к познанию его истолкования, и самое ясное доказательство относительно того, что поддается комментированию и истолкованию, помимо того, истолкование чего дано лишь Божьему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, из всей его общины, - это надежные предания (а^Ъаг ЛаЪЫа) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, либо по причине наличия многочисленных передатчиков (naq/ mмstafТd), если таковые имеются, либо в силу наличия надежных авторитетов (ыёй/ аМа1), если многочисленных передатчиков не имеется. Затем идут доказательства, подкрепляющие их истинность, и самый верный аргумент - из всего, что разъясняется и толкуется - тот, что восходит к языку, либо из примеров (shawаhid), взятых из стихов, известных у арабов, либо из речи и их многочисленных известных говоров. Это при условии, что истолкователь и комментатор не выходят в своих толкованиях и комментариях за то, что очерчено речениями древних аз-за/а/) из сподвижников

и имамов, а далее последователей и ученых этой общины»34.

33 Интересно отметить, что в одном из этих преданий (№ 72), возводимом к Мухаммаду, для обозначения видов айатов используется формулировка «Коран ниспослан в четырех харфах...»

34 Ат-Табари Мухаммад. Джами'... С. 93.

Заключение

Своим комментарием к Корану Ибн Джарир ат-Табари заложил прочный фундамент для последующей мусульманской экзегетики и важнейшую роль в этом сыграло именно Введение к нему, где были изложены основные теоретические и методологические основы его исследования.

Во-первых, он отстоял саму легитимность и допустимость толкования Корана, которая, судя по всему, на рубеже 1Х-Х вв. еще оспаривалась отдельными богословами и течениями.

Во-вторых, если до него комментировали только отдельные места Писания, которые, по мнению толкователей, представляли проблему, то именно Ибн Джарир установил правило, что толкованию подлежит каждый айат, даже если в нем нет ничего трудного и сложного для понимания.

В-третьих, он обозначил пределы того, что может, а что не может быть истолковано, указав, что не все в Коране доступно пониманию и толкованию, в нем есть тайны, «знание которых Аллах оставил при себе», и есть части Корана, прежде всего касающиеся Закона, где толкование невозможно без опоры на пророческие предания.

И наконец, в-четвертых, важнейшим вкладом Табари в науку о Коране стало собрание, запись и систематизация толкования первых экзегетов, превращение их устных преданий в письменный свод. Сравнивая его комментарий с более поздними работами (например, Ибн Касира (ум. 1373)) можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев из ранних толкователей цитируются только те, которые были упомянуты Табари. В связи с этим можно смело утверждать, что из ранних толкований в науке о Коране осталось в значительной степени только то, что вошло в комментарий Табари, а что не вошло, то почти исчезло из памяти.

Вместе с этим Ибн Джарир был не только великим собирателем преданий, но и обладал незаурядным аналитическим талантом. Собрав все ранние толкования на тот или иной айат, он группирует их по основным вариантам понимания его смысла, дает обобщенные формулировки каждому пониманию и подкрепляет его россыпью высказываний «отцов уммы». Затем он дает оценку этим пониманиям, и либо указывает, какое из них с его точки зрения самое верное, либо же говорит, что они все примерно равны и правдоподобны.

Отмечая именно эту особенность тафсира Табари, Суйути говорит: «Все толкования в них [традиционалистских комментариях

(at-tafsir bi-l-ma'thur)] имеют иснады35 от сподвижников, последователей и тех, кто следовал за ними <.. .> Больше в них ничего нет. Исключение составляет Ибн Джарир [ат-Табари], который сопоставляет толкования между собой и выявляет более достоверные, делает их грамматический разбор и выявляет их скрытый смысл. Именно поэтому Табари и превосходит остальных». На этой основе Суйути оценивает его как «величайший и славнейший комментарий»36.

Хотя многое из вышеизложенного подхода можно было разглядеть в комментариях Табари к отдельным сурам, однако теперь, после анализа его Введения, стало ясно, как именно сам автор изначально задумывал свой комментарий и какие задачи он ставил перед собой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев В.И., Разумовская Е.А. Извлечения из «Тарих ар-русул вал-мулук» ат-Табари // Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1: VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.; Л., 1939. С. 86-143.

2. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск 1: Учение о толковании Корана / Ред. Д.В. Фролов. М., 2000.

3. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Вып. 4: Учение о понимании смыслов Корана / Ред. Д.В. Фролов. М., 2005.

4. Коран / Пер. и комм. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1990.

5. Муртазин М.Ф. Табари и его сочинение «Свод изъяснения об истолковании айатов Корана» // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 1. С. 62-68.

6. Мухаммад ат-Табари. История посланников и царей. Избранные отрывки / Ред. О.Г. Большаков и А.Б. Халидов. Ташкент, 1987.

7. Approaches to the History of the Interpretation of the Qur'an / A. Rippin, ed. Oxford, 1988.

8. Berg H. The Development of Exegesis in Early Islam. Richmond, Surrey: Curzon, 2000.

9. Brown A.C.J. Misquoting Muhammad: The Challenge and Choices of Interpreting the Prophet's Legacy. L., 2014.

10. The Encyclopedia of Islam. New edition. Vol. X / P. J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs et al., ed. Leiden, 2000.

11. The History of al-Tabari. Vol. I. General Introduction and From the Creation to the Flood / Ehsan Yar-Shater, ed. N.Y., 1989.

12. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Иткан фи 'улум ал-Кур'ан. Т. 5. Медина, 2008. (На арабск. яз.)

13. Мухаммад ат-Табари. Джами' ал-байан фи та'вил ал-Кур'ан. Медина, 2000. (На арабск. яз.)

35 Иснад (букв. «опора») - это цепочка передатчиков хадиса от Пророка до того, кто его записал и включил в свод. Правильный иснад является подтверждением подлинности и достоверности предания.

36 Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Вып. 1: Учение о толковании Корана / Ред. Д.В. Фролов. М., 2000. С. 107.

Dmitry V. Frolov, Islam A. Zaripov

THE FIRST CLASSICAL THEORY OF THE QUR'ANIC EXEGESIS IN THE INTRODUCTION TO THE TAFSIR AL-TABARI (839-923)

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie gori, Moscow, 119991

Institute of Oriental Studies RAS 12 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031

This article is the first part of the analysis of the Introduction (muqaddima) to the commentary of the Qur'an (tafsir) by the outstanding medieval Muslim theologian and historian Ibn Jarir al-Tabari (839- 923). This book continues to be one of the most authoritative works in this field of Muslim scholarship from the moment of its appearance to the present day. At the beginning of the study, a brief historical overview of the formation of Islamic exegesis is given and the role played by Tafsir Tabari in this process is outlined. The main part of the work describes the views of the scholar on the science of the interpretation of the Qur'an. First, here he approves the legitimacy of the interpretation of the Holy Scriptures and gave an assessment of early commentators. Second, he presents a classification of ayats in relation to the possibilities and ways of understanding them, in which three groups are identified: (1) the part, which only God knowns - eschatological ayats; (2) the part, whose interpretation is possible only with the support of prophetic traditions - ayats of the Law; and (3) the part, which might be understood by everyone who knows the language of the Qur'an. Third, there is a list of the most important aspects of interpretation that coincide with the main disciplines of Qur'anic studies. And, finally, fourth, the main goals which Tabari set for himself in his tafsir are formulated, namely the collection, classification and evaluation of the interpretations of the "ancient fathers" of the Ummah, as well as the giving the summary of all the exegetical knowledge of the previous period. The ideas of Tabari formed the basis of the subsequent tradition of Muslim science of the interpretation of the Qur'an.

Key words: Ibn Jarir al-Tabari; Qur'anic exegesis (tafsir); Qur'anic studies; Islamic theology; Islamic studies; Qur'an; Islam.

About the authors: Dmitry V. Frolov — corresponding member of the Academy of Sciences of Russia, Doctor of Philology, Professor, head of the Department of Arabic Philology of the Institute of Asian and African Studies of the Lomonosov Moscow State University (e-mail: dvfrolov@yandex.ru); Islam A. Zaripov — Candidate of Historical Sciences, senior Researcher of Center for Arabic and Islamic Studies Institute of Oriental Studies RAS (e-mail: islamzarif@gmail.com).

REFERENCES

1. Belyaev V.I., Razumovskaya E.A. (1939) "Izvlecheniya iz "Tarikh ar-rusul val-muluk" at-Tabari" [Extracts from at-Tabari's "Tarikh ar-rusul wal-muluk"], in Materiali po istorii Turkmen i Turkmenii. Vol.1: VII-XV vv. Arabskie i persidskie istochniki [Materials on the history of Turkmens and Turkmenistan. Vol. 1: VII-XV centuries. Arabic and Persian sources.], Moscow, Leningrad: AN SSSR, pp. 86-143. (In Russ.).

2. Dzhalal ad-Din as-Sujuti. Sovershenstvo v koranicheskih naukah. Vyp. 1: Uchenie o tolkovaniiKorana. [The Perfection in Qur'anic Sciences. Issue 1: The Doctrine of the Interpretation of the Qur'an] Moscow, 2000. (Russian translation)

3. Dzhalal ad-Din as-Sujuti. Sovershenstvo v koranicheskih naukah. Vyp. 4: Uchenie o ponimanii smyslov Korana. [The Perfection in Qur'anic Sciences. Issue 4: The Doctrine of Understanding of the Meanings of the Qur'an] Moscow, 2005. (Russian translation)

4. Koran. Perevod i kommentarij I. Ju. Krachkovskogo. [The Quran. Translated and with commentary by I. Ju. Krachkovskiy] Moscow, Nauka, 1986. (In Russ.)

5. Murtazin M.F. "Tabari i ego sochinenie «Svod iz"yasneniya ob istolkovanii aiatov Korana»" [Tabari and his commentary on Coran]. Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya [Humanities and law studies]. 2015, no. 1, pp. 62-68. (In Russ.)

6. Muhammad at-Tabari. Istoriya poslannikov i tsarey. Izbrannie otrivki [History of the Prophets and Kings. Selected passages]. Tashkent (Russian translation).

7. Approaches to the History of the Interpretation of the Qur'an / A. Rippin, ed. Oxford: Clarendon Press, 1988.

8. Berg H. The Development of Exegesis in Early Islam. Richmond, Surrey: Curzon, 2000.

9. Brown A. C. J. Misquoting Muhammad: The Challenge and Choices of Interpreting the Prophet's Legacy. London: Oneworld Publications. 2014.

10. The Encyclopedia of Islam. New edition. Vol. X / P. J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs et al., ed. Leiden: E.J. Brill, 2000.

11. The History of al-Tabari. Vol. I. General Introduction and From the Creation to the Flood / Ehsan Yar-Shater, ed. NY: State University of New York Press, 1989.

12. Jalal ad-Din As-Suyuti. Al-Itqan fi 'ulum al-Qur'an [The Perfection in Qur'anic Sciences]. Vol. 5. Medina, 2008 (In Arabic).

13. Muhammad at-Tabari. Jami' al-bayan fi ta'wil al-Qur'an [Collection of statements on interpretation of verses of the Qur'an]. Medina, 2000 (In Arabic).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.