Научная статья на тему 'ПЕРСТПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

ПЕРСТПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / СУБСИДИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарварова Г. И.

В статье представлены результаты исследования текущего уровня развития сектора малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан, включающие анализ статистических показателей развития предпринимательства. В результате работы был сформулированы мероприятия, направленные на решение проблем предпринимателей путем развития инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСТПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

УДК 334.71

Сарварова Г.И. студент 4 курса, ИНЭФБ

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Уфа Научный руководитель: Лобанова В.А., кандидат экономических наук доцент кафедры «Макроэкономического развития и государственного управления», ИНЭФБ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Уфа

ПЕРСТПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В

РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье представлены результаты исследования текущего уровня развития сектора малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан, включающие анализ статистических показателей развития предпринимательства. В результате работы был сформулированы мероприятия, направленные на решение проблем предпринимателей путем развития инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка бизнеса, субсидирование малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательства.

В современных реалиях, когда обострилась геополитическая ситуация, были введены антироссийские санкции, что впоследствии привело к кризису и ухудшению экономической обстановки в стране, устойчивость развития малого и среднего бизнеса приобретает все большую значимость. Основной целью развития предпринимательства должно стать повышение вклада малого и среднего бизнеса в устойчивый социально-экономический рост Республики Башкортостан и Российской Федерации в целом, обеспечение занятость населения.

Согласно данным Башгоскомстата, по итогам 2014 года в Республике Башкортостан насчитывается более 129 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, с оборотом более 1,0 трлн. руб. (около 40% в общем обороте предприятий и организаций Республики Башкортостан) [3]. Для сравнения данный показатель в Республике Татарстан составляет более 140 тыс. предприятий, в Бурятии - более 40 тыс., в Оренбургской области 74 тыс. предприятий. Однако, если коэффициент рождаемости организации на 1000 организаций в Республике Башкортостан составляет 93,3 %, то коэффициент официальной ликвидации организации на 1000 организаций составляет 75,4 %

(в 2015 г.). Это означает, что в республике создаются новые предприятия, но при этом многие закрываются не сумев закрепиться на рынке. При этом показатель доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП Республики Башкортостан 2015 г. выше, чем в целом по России и составляет 31,8 % (по России - 20 %, тогда как в странах Евросоюза - 55%, в США - 60 %) (табл. 1). Однако, стоит указать, что ряд показателей МСП имеют значения ниже среднероссийских. Так показатель производительности труда в РБ составляет 0,82 млн. руб./чел. (тогда как в РФ - 0,9 млн. руб./чел.), доля инновационной в объеме отгруженной малыми предприятиями продукции - 0,6 % (в РФ - 1,6 %). Таким образом, на современном этапе малый и средний бизнес пока не стал сектором, оказывающим определяющее влияние на экономику Республики Башкортостан.

Таблица 1 - Показатели состояния сектора МСП в Республике Башкортостан в 2015 г._

Доля Доля Микробиз Производите Доля Доля

МСП в занятых в нес в льность СМСП в инновацион

ВРП РБ, МСП от структуре труда МСП, общем ной в

% общего МСП, % млн. объёме объеме

числа руб./чел. экспорта, % отгруженно

занятых, % й малыми предприяти ями продукции, %

31,8 29,6 95,7 0,82 3,2 0,6

Если рассматривать муниципальные районы по соответствию количества малых предприятий международным стандартам, то только 4 района республики соответствуют требованиям - это Абзелиловский, Уфимский, Благовещенский и Туймазинский район. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в сельских муниципальных районах и моногородах Республики Башкортостан достаточно низкий: в Белебей количество МСП на 1000 чел. - 27 ед., Кумертау - 27, 5 ед., на Северо-Востоке республики - 23,1 ед.

В Республике Башкортостан существует государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан». Цель данной программы - создать благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Государственную поддержку в 2015 г. получили более 20,3 тыс. субъектов

МСП, благодаря чему было вновь создано около 2,2 тыс. новых рабочих мест, а также сохранено более 17 тыс. мест.

Для предпринимателей работают бизнес-инкубаторы и информационно-консультационные центры, производственно-технологические центры, сеть технопарков, Гарантийный и Лизинговый фонды, Центр микрофинансирования.

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают воздействие на развитие МСП в Республике Башкортостан, рассчитаем коэффициент корреляции Пирсона:

_ - х ) * (у1 - у)

^ху I

- * )2 *КУ1 -У)2

Где - значения, принимаемые в выборке X; У1 - значения, принимаемые в выборке У; х - средняя по X; у - средняя по У [1].

Таблица 2 - Показатели, использованные для расчета коэффициента корреляции Пирсона_

2010 2011 2012 2013 2014

Количество МСП, единиц 31055 32769 39181 41132 41856

Ставка

рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25 7,75 8,25 8,25 8,25

Инвестиции в основной

капитал МСП, млн. 13673 17053 20958 24662 30241

рублей

Индексы

потребительских цен на 108,78 106,10 106,57 106,47 111,35

товары и услуги, %

Объем финансирования

из регионального и федерального бюджетов 378417 363351,7 477326,25 825435,2 1749403,6

на поддержку МСП, тыс. рублей

Источник: составлено автором

Результаты проведенных расчетов коэффициента корреляции

представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Корреляция между основными показателями количества МСП в РБ и ставкой рефинансирования ЦБ РФ, инвестиции в основной капитал МСП РБ, ИПЦ РФ, объема финансирования МСП РБ (использована информация о показателях за 2010-2014 гг.)_

Изучаемые пары показателей Линейный коэффициент корреляции Пирсона

Количество МСП - Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 0.5

Количество МСП - Инвестиции в основной капитал МСП 0.9

Количество МСП - Индексы потребительских цен на товары и услуги 0.3

Количество МСП - Объем финансирования из регионального и федерального бюджетов на поддержку МСП 0.7

Источник: составлено автором

Согласно полученным результатам расчета линейной корреляции по методу Пирсона, на количество малых и средних предприятий большее влияние имеет объема инвестиции в основной капитал и объем финансирования направленное на поддержку МСП (так как показатели имеет прямую и тесную связь - 0,9 и 0,7 соответственно). Следовательно, необходимо в дальнейшем увеличивать объемы инвестиции и финансирования на поддержку бизнеса для модернизации производства, что должно привести к увеличению качества, конкурентоспособности продукта и способствует повышению прибыли.

Развитие малого и среднего бизнеса предполагает использование всех факторов производства. Поэтому бизнес выступает важной частью социально-экономического развития территорий. Так, предприятия малого и среднего бизнеса создают рабочие места, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности (социальный эффект от развития бизнеса). Среднесписочная численность работников малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан в 2014 г. составила 348 117 чел. (19,7% среднегодовой численности занятых в экономике).

Помогая развить бизнес, государство в виде результатов получает налоги в бюджет. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства за 2014 год в консолидированный бюджет Республики Башкортостан увеличились по сравнению с 2013 г. на 7,8% и составили почти 6 млрд. рублей (5,952 млрд. рублей). Это составляет 4,3% от общего объёма налоговых

поступлений всех предприятий и организаций в консолидированный бюджет Республики Башкортостан (всего за 2014 год поступило 139,048 млрд. рублей).

Если рассмотреть отраслевую структуру малого и среднего бизнеса, то мы увидим, что 45 % предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, 15 % - операциями с недвижимым имуществом, 7 % - строительством, 9 % - это предприятия обрабатывающего производства и 7 % - сельское хозяйство (рисунок 1).

Рисунок 1 - Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан

Таким образом, большинство предприятия малого и среднего бизнеса Республики Башкортостан занимаются перепродажей товаров несобственного производства. Поэтому в рамках проводимой в Российской Федерации политики импортозамещения необходимо поддерживать развитие предприятий-производителей приоритетных отраслей, чья продукция сможет обеспечить внутренний спрос в республике и конкурировать с производителями в других регионах. Для того, чтобы проанализировать текущее состояния малого и среднего бизнеса Республики Башкортостан и перспективы его развития проведем SWOT-анализ эффективного и устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан.

Обрабатывающее производство 9%

Сельское хозяйство, ох лесное хозяй 7%

Строительст

7%

Таблица 2 - SWOT-анализ эффективного и устойчивого развития

субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан

Сильные стороны Слабые стороны

1). Ресурсная база, трудовые ресурсы; 2). Развитая инфраструктура; 3). Финансовая поддержка предпринимателей (на конкурсной основе); 4). Существуют условия для субсидирования части затрат предприятий малого и среднего бизнеса (Пр. связанных с приобретением оборудования, связанных с проведением опытно-конструкторских работ и т.д.); 5). Разработка новых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства; 6). Центр поддержки предпринимательства (где проводят бизнес обучения, консультации и т.д.); 7). Большие объемы внутреннего спроса на рынке республики, а также соседних регионов. 1). Высокие налогов (тогда как в других регионах существуют особые экономические зоны); 2).Недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности; 3). Высокие ставки по кредитам; 4). Высокий уровень издержек производство (что приводит к неспособности конкурировать с дешевыми товарами других производителей); 5). Слабо развиты новые технологии (их применение для производства); 6).Недостаточный уровень информированности по вопросам ведения предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях; 7). Наличие административных барьеров для развития предпринимательской деятельности (длительность получения лицензии для начала деятельности, напр. для строительства).

Возможности Угрозы

1). Улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса; 2). Доступность финансовой поддержки (увеличение количества субъектов, которым оказывается финансовая помощь для создания бизнеса); 3). Активное использование потенциала: природных ресурсов, научно- технических кадров и др.; 4). Создание научно- технических центров (для разработки новых технологии и их внедрения в производства); 5). Использование развитого топливно-энергетического и промышленного комплексов республики; 6). Создание особой экономической зоны на территории республики; 7). Совершенствование нормативно-правовой базы малого бизнеса 1). Внешние конкуренты, с более дешевым товаром (Китай, Вьетнам, Индия и др.); 2). Высокая зависимость экономики республики от общероссийской конъюнктуры, тарифной политике естественных монополий; 3). Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств; 4). Жесткая денежно-кредитная политика (что может привести к удорожанию кредитных ресурсов); 5). Монополия крупных предприятий; 6). Недостаточно платежеспособный спрос на региональном рынке; 7).Неблагоприятные демографические изменения.

Источник: составлено автором

В результате проведенного SWOT-анализа можно сделать следующие выводы: у Республики Башкортостан есть сильные стороны и возможности, которые необходимо использовать для развития бизнеса. Для этого требуется совершенствовать условия развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан, с помощью следующих мер:

1) совершенствовать систему налогообложения, нормативно-правовую

базу;

2) проводить пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

3) необходимо стимулировать спрос на продукцию, произведенную предприятиями малого и среднего бизнеса Республики Башкортостан (с помощью рекламирования продукции, проведения маркетинговых акций и т.д.);

4) стимулирование предприятий для развития высокотехнологичного сектора (инновационная деятельность, наукоемкие технологии и др.);

5) устранить административные барьеры (например, в сфере подключения объектов к сетям электроснабжения, инженерно-технического обеспечения);

6) развивать человеческий капитал в малом и среднем бизнесе (раскрытие предпринимательского потенциала, разработка стандартов для оказания образовательной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, реализация образовательных программ по основам предпринимательства и др.).

По показателям уровня экономического развития и развития предпринимательской инициативы Республика Башкортостан в целом характеризуется положительно. Соответственно по итогам последних пяти лет можно отметить определенные положительные аспекты обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике. В частности, в целом в республике сформирована эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса, а также предпринимаются конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, осуществляется поддержка начинающих предпринимателей в приоритетных направлениях экономической деятельности и т. д.

Таким образом, бизнес является основой рыночной экономики, поэтому малый и средний бизнес должны стать опорой государства, для того чтобы в дальнейшем тандем государства и предпринимательства стал залогом для устойчивого социально-экономического роста страны в целом.

Использованные источники: 1.Булетова, Н.Е., Кузибецкая, Г.В., Демичева, Е.В., Злочевский, И.А., Демянчук, С.Н. Статистические методы исследования макроэкономических явлений и процессов/ Н.Е. Булетова, Г.В. Кузибецкая, Е.В. Демичева, И.А. Злочевский, С.Н.Демянчук//Корреляционно-регрессионный анализ. -

Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. -320 с. ISBN 978-5-7785-0521-3

2.Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ М 19 Росстат. - M., 2015. - 96 с.

З.Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики о Республике Башкортостан (Башкортостанстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/

4.Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на период до 2030 года

https://tourism.bashkortostan.ru/upload/iblock/5f6/prezentatsiya-strategii-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rb.pdf

УДК 331.522

Сафиуллина А.Т. студент 4 курса Ибрагимова З.Ф., доц. «Институт экономики, финансов и бизнеса» Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Уфа

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Статья посвящена трудовому потенциалу и занятости населения на региональном уровне. Рассматриваются качественные и количественные характеристики трудового потенциала региона. Подвергается к рассмотрению состояние социально-экономического развития региона. Предлагается анализ количественной характеристики трудового потенциала региона, используя демографические показатели.

Ключевые слова: трудовой потенциал, занятость населения, трудовые ресурсы, численность населения, демографические показатели.

The article is devoted to the potential of labor and employment at the regional level of the population. Consider the quality and quantity of the labor potential of the region. Treated to consider the state of socio-economic development of the region. It is proposed to analyze the quantitative characteristics of the region's labor potential, using demographic indicators.

Keywords: labor potential, employment, labor, population, demographics. Изучение трудового потенциала и занятости населения на региональном уровне актуален, поскольку регионы обладают различными характеристиками и имеют различные условия развития человеческого потенциала, которые обусловлены природно-климатическими особенностями местности и уровнем социально-экономического развития субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.