УДК 338.2
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12248
АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Яхьяева Барият Нурутдиновна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Дагестанский Государственный Университет Россия, г. Махачкала Омариева Карина Анваровна студентка экономического факультета Дагестанский Государственный Университет Россия, г. Махачкала
Аннотация: В статье раскрывается вопрос о теоретическом значение малого бизнеса для государства. Рассмотрены вопросы об основных критериях малого и среднего бизнеса, а также нововведения, способствующие государственной поддержке и развитию малого бизнеса в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан). Обозначены основные проблемы поддержки государственного регулирования малого бизнеса и предложены ряд мер для их решения.
Ключевые слова: малый и средний бизнес; развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса, государственное регулирование.
ANALYSIS OF THE CURRENT SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR SMALL
BUSINESSES IN RUSSIA
Iakh'iaeva Bariyat N.
Ph. D., associate Professor of Department "Finance and credit" Dagestan State University, Russia, Makhachkala Omarieva Karina A.
Student of the faculty of Economics Dagestan State University, Russia, Makhachkala
Abstract: the article discusses the theoretical significance of small business for the state. Questions about the main criteria for small and medium-sized businesses, as well as innovations that contribute to state support and development of small businesses in the Russian Federation (for example, the Republic of Dagestan) are considered. The main problems of supporting state regulation of small businesses are identified and a number of measures are proposed to solve them.
Keywords: small and medium-sized businesses; entrepreneurship development, support for small and medium-sized businesses, state regulation.
Вопросы государственной поддержки среднего и малого бизнеса актуальны во всем мире, особенно в экономически развитых странах. Этому уделяется огромное внимание по целому ряду причин. В процессе своего функционирования любому государству необходимо учитывать интересы всех своих отраслей.
Все отрасли для развития нуждаются в финансовой поддержке. Так исторически сложилось, что в европейских странах и в странах Северной Америки основным
источником финансирования государственных и муниципальных расходов является население, а в развивающихся странах основным плательщиком налогов являются хозяйствующие субъекты. В России еще со времен СССР преобладает система налогообложения, в которой основными налогоплательщиками являются хозяйствующие субъекты. За последние почти 30 лет неоднократно звучали предложения по переходу к европейской системе налогообложения, но для перехода к преобладающему налогообложению населения необходимо реализовать множество важных условий. Основным условием для перехода является существенное повышение часовых ставок, то есть заработной платы, для всех категорий трудовых ресурсов. Европа к действующей в настоящее время системе налогообложения перешла в середине 1970-х гг., после известного энергетического кризиса. Кроме того, России при ее обширных территориях государственным органам управления значительно легче контролировать хозяйствующие субъекты, обладающие подконтрольными основными средствами. [5, с.20]
В экономике вновь созданный товар или услуга на первых порах имеет право получить дополнительную ренту. Но при этом возникают системные риски: товар или услуга могут не найти сбыт на рынке. Все же хозяйствующие субъекты, особенно крупные, считают, что уже несут достаточную социальную нагрузку, направляя большую часть вновь созданной стоимости в виде налогов в бюджет. Это в какой-то степени справедливо. А иногда неудачный старт начала производства может привести к значительным убыткам, а порой и к банкротству. С другой стороны, низкий уровень доходов населения является неким ограничением для финансирования начальных затрат для разработки новых видов продукции и услуг. Именно поэтому существует необходимость активного участия государства в реализации инновационной политики во всех сферах экономики. Вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы и требует особого внимания со стороны органов государственного и муниципального управления. [5, с.21]
Малый и средний бизнес (Далее МСБ) играет одну из ведущих ролей в становлении и развитии современной экономики, а также в значительной степени поддерживает социальную, политическую и экономическую стабильность страны. Именно такие предприятия обеспечивают рабочими местами большинство населения страны, способствуют поддержанию конкуренции и насыщению рынка разнообразными и более качественными товарами и являются хорошей базой для оперативного создания новых производств.
Несмотря на то, что инвестиционный потенциал малых и средних предприятий зачастую низок, их преимущество заключается в том, что они более мобильны и быстро адаптируются к постоянно меняющимся экономическим условиям, в отличие от крупного бизнеса. Но как уже отмечалось ранее, на любом этапе им необходима финансовая поддержка - как на начальном этапе при формировании бизнеса, так и в период его развития. [10, с.184]
Основной целью деятельностью малого и среднего бизнеса является получение прибыли. Данные понятия довольно часто рассматривают в едином контексте. Однако стоит отметить, что между ними есть существенные различия (таблица 1) [1].
Таблица 1 Критерии малого и среднего бизнеса 2020 г. [1]
Показатели Малый бизнес Средний бизнес
Численность рабочих (чел.) 16-100 101-250
Доходы на год не превышают 800 млн. руб. не превышают 2000 млн. руб.
Суммарная доля участия в уставном капитале • Не более 25 % принадлежит государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям, благотворительным и иным фондам. • Не более 49 % принадлежит иностранным организациями, организации, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Для оказания помощи малому и среднему бизнесу было создано огромное множество механизмов поддержки, автор постарался систематизировать их и определить их цели. На рисунке 1 схематично отражена структура система поддержки МСП [3].
Структура системы поддержки МСП
1 \
Финансовая поддержка Имущественная Информационно-консультационная Административная и
поддержка поддержка налоговая поддержка
1 1
1. Субсидии 1. Передача имущества 1. Консультационная поддержка 1. Инсшут Уполномоченного
2.Гарантиии во времени е региональными объектами по защите прав
поручительства пользование или инфраструктуры предпринимателей
3.Льготные кредиты и владение 2. Специализирова] иные сайты 2. Специальные налоговые
займы 2. Лизинг 3. Система рассылки информации режимы
4. Финансирование 3. Бизнес-инкубаторы 4. Информационные семинары, 3.У прощенная система
инвестиционных проектов 4. Технопар ки выставки, ярмарки. отчетности
5. Частное возмещение
затрат и компенсация
процентной ставки по
кредит»!
1 1 1 1
Цель: обеспечение доступа Цель: развитие Цель: своевременное Цель: формирование
МСП к финансовым инфраструктуры информирование п редпринимателей; благоприятной деловой среды
ресурсам поддержки МСП повышение к валнфикашш для предпринимательской
детальности
Рисунок 1. Структура системы поддержки малого и среднего предпринимательства [3]
Существуют следующие меры поддержки от государства:
1. Финансовая поддержка от центра занятости.
Государством предоставляется безвозмездная помощь, ее не потребуется возвращать. Выгода государства в том, что, новые компании предоставят рабочие места населению, чем будут способствовать сокращению уровня безработицы. Кроме этого возникает конкуренция среди подобных компаний, а это благотворно влияет на качество предоставляемых услуг и производимых товаров. Средства предоставляются лишь для покрытия 30-50% всех расходов, необходимых для проекта, но об остальных средствах предприниматель заботится сам.
2. Гранты для начинающих бизнесменов.
Такого рода помощь предоставляется для открытия дела, и тем, кто уже работает в этом направлении, но не более двух лет. Как правило, раздачей грантов занимается Департамент экономического развития, различные фонды и союзы предпринимателей. Не предоставляются гранты: вино-водочным компаниям, тем, которые изготавливают табачную продукцию, занимаются сделками с недвижимостью или игровой деятельностью. Собрав стандартный пакет, нужно будет дождаться решения комиссии, а после требуется отчет о целевом использовании выделенных из бюджета средств.
3. Программа субсидирования.
Это одна из действующих Федеральных программ, по ним выделяются большие средства из федерального бюджета, если бизнесмен занимается каким-то масштабным проектом, то по программе выделяются средства из областных и районных средств и поддерживают предпринимателей, развивающих инфраструктуру региона. Местные выделяют самые скромные средства для поддержки мелких предпринимателей районов. Конечно, чем масштабнее программа, тем жестче предстоит конкуренция для ее получения.
4. Льготное кредитование.
Данный вид поддержки подойдет для предпринимателей, которые не попали под программу субсидирования. Для них неплохим выходом из положения может оказаться льготное кредитование. Здесь будет необходимо работать напрямую с банком, предоставить документы, и он уже будет их рассматривать и одобрять. Программа рассчитана на три последующих года. Обязательным условием является наличие своих средств, которые предприниматель готов вложить в проект. Сумма составляет от 50 миллионов до 1 миллиарда, 10% для среднего бизнеса, 11-11,8% — для малого [9].
. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства РФ можно проанализировать их динамику изменения и численности.(таблица 2).
Таблица 2.
Динамика изменения численности субъектов малого и среднего _предпринимательства [2]_
Дата Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, шт.
10.01.2016 5 726 915
10.01.2017 5 865 780
10.01.2018 6 039 216
10.01.2019 6 041 195
Как мы видим, динамика носит стабильный характер, а имеющийся рост численности не превышает 5%. Но тут возникает вопрос, почему общее число данных субъектов практически не изменяется, если существует столько программ по поддержке и развитию? Современные рыночные условиях многих подталкивают к открытию собственного дела. И многие вполне успешно этим пользуются и реализуют свои планы. Но согласно статистике значительная доля предпринимателей через некоторое время закрывает свой бизнес. По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (их исследование есть у РБК), в прошлом году в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. Данная статистика заставляет более детально изучать причины закрытия субъектов малого и среднего предпринимательства. [6, с.296]
Для быстрого роста отечественной экономики и развития экономических отношений необходимо иметь благоприятную рыночную среду. Государство должно быть заинтересовано в оказании помощи и поддержке предприятий посредством льгот и легкого доступа к кредитным средствам. Также необходимо создать доступ для инвестирования свободных денежных средств в предпринимательскую деятельность; создать специальное
кредитное бюро, которое должно помочь повысить доверие между банками и предприятиями; выбрать выгодную процентную ставку для банков и предпринимательства - найти золотую середину.
Данные проблемы можно решить с помощью правильно выстроенной политики государственной поддержки, с помощью плодотворного взаимодействия коммерческих банков и предприятий, так как все возникающие проблемы носят системный характер. Для этого в ближайшее время необходимо решить следующие задачи:
- разработать государству и Центральному Банку программы, которые реально помогут малому и среднему бизнесу, а не создадут видимость намерения помощи;
- льготное кредитование должно нести более прозрачный характер, которая будет доступно для большой части малого и среднего бизнеса;
- необходимо создать организацию юридической и экономической поддержки-консультации для получения более легкого доступа кредитования предприятиям [11, с.717].
Если сфокусироваться на уровне субъектов РФ, то на примере Республики Дагестан к проблемам малого бизнеса можем отнести следующее:
- Сложности, связанные с финансами и информированностью о государственной поддержке в Республике Дагестан. Вниманием и поддержкой начинающие предприниматели в нашей стране не обделены. Существуют программы по материальной поддержке от государства, суммы которых разняться в зависимости от регионов. Основная проблема заключается в том, что многие владельцы бизнеса плохо проинформированы о программах, действующих в РД, потому и не обращаются за помощью к государству.
- Нехватка квалифицированных кадров. Эта проблема касается многих регионов и отраслей деятельности. А материальные сложности в организации значительно влияют на заработную плату работников на предприятии. При поиске места работы человек выберет организацию, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, нежели чем в маленькой организации.
- Отсутствие четкого плана работы и нехватка эффективного управления. Для активного развития и высокой прибыли предпринимателю, важно иметь четкий бизнес-план, а также, финансовый запас, которого хватит на начальный период времени, когда фирма еще не будет получать прибыль. Такой план действий необходимо подготавливать заранее. Это поможет избежать неприятностей, а также понять, как лучше использовать ресурсы, потенциал, информацию, возможности, для того чтобы оптимизировать работу. К сожалению не все предприниматели следуют данному принципу.
- Кредитование малого бизнеса. На начальном этапе развития своего бизнеса многие предприниматели сталкиваются со сложностями в кредитовании. Банки не стремятся выделять кредитные средства на развитие малого предпринимательства из-за рисков, которые могут возникнуть, например, невозможностью возместить заемные капиталы. По статистике, лишь 30 % заявителей в России получают положительный ответ на получение кредита, а микрокредитование доступно и того меньшему числу — только 10 %. [11, с.718]
Меры поддержки малого предпринимательства в Республике Дагестан нуждаются в доработках и их можно провести в следующих направлениях:
- усовершенствовать систему налогообложения;
- необходима эффективная государственная, региональная и муниципальная поддержка индивидуального предпринимательства (установка программного обеспечения для сдачи отчётности в электронном виде, предоставление производственных помещений, возмещение маркетинговых затрат и пр.);
- активная реализация специальных программ субсидирования предпринимателей;
- создание дополнительных мер поддержки и защиты ИП. [7]
В заключении хочется отметить, что в развитии экономики России субъекты малого и среднего предпринимательства играют не маловажную роль. Такие предприятия способны оказывать поддержку в сдерживании и подавлении кризисных явлений. Это обусловлено тем, что данный вид предпринимательства в короткие сроки может обеспечить рост производства товаров и услуг, а также параллельно создаются новые рабочие места, благодаря которым повышается занятость населения и уменьшается уровень безработицы.
Занимая важную позицию в процессе развития национальной экономики, субъекты малого и среднего бизнеса не обладают достаточными характеристиками по привлечению большого объем финансирования. А оно как раз таки и является основой функционирования любого сектора экономики. Формирование эффективной рабочей системы кредитования данного сегмента приведет к позитивным изменениям: развитию малого и среднего бизнеса, формированию благоприятной рыночной конъюнктуры и экономическому росту.
Список литературы.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2020)
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 01.04.2020)
3. Калганова О.О. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6
4. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://minfin.ru (дата обращения 01.04.2020)
5. Мусинова Н. Н. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской федерации // Вестник университета.2019. С. 20-25
6. Нуретдинова Ю. В. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // Московский экономический журнал.2019. С. 292-302
7. Оруджева З.С. Развитие малого предпринимательства в Республике Дагестан // УЭПС: управление, экономика, политика, социология.2018. С. 1-6.
8. Официальная статистика. Предпринимательство. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics (дата обращения 01.04.2020)
9. Поддержка малого бизнеса в 2020 году. URL: https://novyjgod.com/finansy/podderzhka-malogo-biznesa-v-2020-godu.html (дата обращения 01.04.2020)
10. Попова Ж.А., Черняков А.Г. Современное состояние предприятий малого и среднего бизнеса в России - проблемы и перспективы развития // EurasiaScience Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 184-186.
11. Штенгелов Т.А., Ботяжов С.И., Бердышев А.В. Проблемы кредитования малого бизнеса в России // Аллея науки. 2019. Т. 4. № 1 (28). С. 714-718.