Система гарантийных фондов как способ повышения доступности кредитования малого и среднего бизнеса
Б
а
2 о
Шеина Екатерина Георгиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Уральский государственный экономический университет, [email protected]
Завьялова Мария Юрьевна
студент, кафедра Финансового менеджмента, Уральский государственный экономический университета, [email protected]
Развитие малого и среднего бизнеса на современном этапе является одной из стратегических задач страны. Россия стремится наращивать экономический потенциал и для этого осуществляет поиск инновационных путей развития экономики. Ключевую роль играет малый и средний бизнес как один из инструментов внедрения инноваций в бизнес, который позволит создать конкурентную среду, наполняя рынок новыми инновационными товарами или услугами, создать новые рабочие места и повысить величину налоговых поступлений в бюджет страны. Автором делается вывод о том, что развитие МСП напрямую зависит от возможностей его финансирования. На 2017 г. финансирование малого и среднего бизнеса осуществляется за счет собственного капитала, бюджетных средств и кредитования. Поэтому, необходимо найти наиболее эффективные способы привлечения в бизнес с целью его сохранения. В работе показано, что совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на повышение доступности источников финансирования для развития МСП, учитывая их важную роль и значение в экономике. В рамках реформирования поддержки малого и среднего предпринимательства в России создание интегрированной системы гарантийных фондов России и Словакии позволит повысить долю МСП, нарастить экономический потенциал, перейти на инновационный путь развития.
Ключевые слова: кредитование, малый и средний бизнес, стратегия, развитие, гарантийный фонд.
Малое и среднее предпринимательство является рыночным субъектом, обладающим достаточной гибкостью и умеющим подстраиваться под влияние экономических условий. В рамках популяризации предпринимательства в регионах страны активно создаются сети бизнес-инкубаторов - объектов инфраструктуры малого и среднего бизнеса, которые предоставляют помещения на льготных условиях. Развитие МСП выступает главным фактором повышения эффективности регионов России
Современное состояние малого и среднего бизнеса в России имеет достаточно противоречивый характер. Во-первых, не сбалансированность отраслевой структуры: высокая концентрация в торговле - 39,3%, операциями с недвижимым имуществом -20,4%. Во-вторых, неравномерность экономического развития регионов Российской Федерации: в Центральном Федеральном округе - 71,6%, в Северо-Кавказском Федеральном округе - 5,6%. В-третьих, доля МСП в структуре ВВП на 2017 г. остается по прежнему незначительной (21%).
Развитие МСП напрямую зависит от возможностей его финансирования. На 2017 г. финансирование малого и среднего бизнеса осуществляется за счет собственного капитала, бюджетных средств и кредитования. Необходимо найти наиболее эффективные способы привлечения в бизнес с целью его сохранения. В таблице 1 представлена.
В 2017 году наблюдается спад инвестиций в основной капитал. На 2017 г. Россия сталкивается с недостаточностью материально-технической и финансовой ресурсной базы.
Основной вклад в это падение внесли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (снизившиеся на 14,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (-27,3% к 2016 году). В то же время транспорт и связь (8,5%) и обрабатывающие производства (-7,3%) показали спад, близкий к среднему по экономике уровню. По сравнению с 2014 годом в 2015 году объем инвестиций вырос только в одной крупной отрасли - в добыче полезных ископаемых (+12,5%).
Поиск наиболее эффективных источников финансирования и инвестиций не теряет своей актуальности, а приобретает наиболее критический характер.
Ключевыми причинами, помешавшими МСП получить кредит:
высокие процентные ставки;
невозможность предоставить залог в требуемых банков объемах;
невозможность предоставления финансовых документов, которые требует банк, короткие сроки кредитования [5].
Предотвратить спад в России можно за счет расширения внутреннего рынка. В настоящее время активно ведутся переговоры о сотрудничестве России и Словакии. Сближение со страной-участницей Европейского союза позволит России сделать шаг к потенциальному сближению с Европейским союзом, с целью воздания сверхдержавы. Объединение со Словакией даст России возможность «бокового» входа в Европейский союз в связи с налаживанием добродушных отношений с участником Евросоюза [2]. Вступление в перспективе в Европейский союз позволит с учетом нынешних реалий повысить уровень производства в отраслях экономики, привлечь инвестиции и достичь положительной динамики экономического роста страны.
Малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Сектор малого и среднего предпринимательства характеризуется повышенной динамичностью, инновационной активность, способностью к быстрому созданию производств и предоставлением новых рабочих мест. Развитие МСП дает возможность расширить производственный потенциал страны и, как следствие, повысить темпы экономического роста и уровень благосостояния населения.
На рисунке 1 представлена структура развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в национальную экономику стран.
Удельный вес в общей численности предприятий сектора МСП в Германии превышает 99%, в Великобритании 50%, во Франции 94%. В сравнении с этим, в России
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2016-2017 гг.
Рисунок 1 Структура развития малого и среднего предпринимательства стран-членов ЕС и России [10]
Рисунок 2 Финансовые инструменты государственного стимулирования МСП [2]
показатель удельного веса сектора МСП в общей численности предприятий составляет на 2017 г. порядка 40%. Малые и средние предприятия - базис модели стран-членов Европейского союза, в которой МСП составляют около 23 млн. объектов, обеспечивающих более 70% занятости и 55% оборота ВВП [8]. За последние пять лет с 2011-2017 гг. ВВП Германии имеет положительную динамику, увеличиваясь в среднем на 1,5%, при этом вклад МСП в ВВП стремится к 50%, что свидетельствует об эффективности развития малого и среднего предпринимательства в стране.
Стимулирование развития малого бизнеса России и Словакии являются
одним из приоритетных направлений, сотрудничество в которых на сегодняшний день стоит наиболее остро. Для этого необходимо перенять опыт Германии как ключевого лидера Европейского союза по уровню развития экономики, создать эффективную систему гарантийных фондов в целях поддержки МСП, поддержания здоровой конкуренции в большинстве отраслей. Создание благоприятной инфраструктуры (технологической, информационной и т.д.) для обеспечения эффективного развития МСП [1]. Стимулирование малого и среднего предпринимательство осуществляется на основе применения финансовых инструментов поддержки МСП (рисунок 2).
Указанные на рисунке 2 финансовые инструменты государственного стимулирования способствуют активации малого и среднего предпринимательства, расширению внутреннего рынка страны.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сопоставляя инфраструктуру поддержки МСП в России и странах Евросоюза (Германии, Словакии), нельзя не отметить, что подход к осуществлению поддержки МСП разный. Так, в Европе системы поддержки малого и среднего предпринимательства объединены в одну организацию и имеют общий центр управления. Полномочия всех структур четко разграничены, что помогает оказывать своевременную и качественную поддержку, что применительно для России не характерно. Единый информационно-консультативный центр, оказывающий предоставление необходимой информации о формах и методах поддержки МСП. Официальный сайт Федеральный портал МСП содержит лишь частичную информацию о структуре поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, имеющаяся политика поддержки МСП в России недостаточно эффективна для того, чтобы субъекты данного экономического института стали конкурентоспособными в условиях рыночной среды. Учитывая опыт Германии - одной из экономически развитых стран мира, успешно реализовываемой методы поддержки МСП, перенятие Россией политики поддержки МСП благоприятно окажет влияние на развитие сектора МСП.
В таблице 3 представлены проблемы, препятствующими более тесному сотрудничеству России и Словакии в реализации поддержки МСП. Применение механизмов решения указанных проблем позволит развить МСП в странах и достичь желаемого экономического эффекта.
Исходя из представленной таблицы, сотрудничество России со Словакией позволит расширить внутренний рынок, привлечь большую долю инвестиций и сровняться по экономическим показателям МСП с Германией.
Говоря об инфраструктуре поддержки МСП в России важно отметить, что большое количество структур поддержки МРП осуществляют на федеральном, региональном, местном уровнях и осуществляют разнообразную поддержку (обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки, прямую и косвенную поддержку, курирование и т.п.).
О £
ю
5
V
а
2 а
8
00
сэ
сч
сэ £
Б
ей
2 ©
Однако многие структуры дублируют сферы деятельности друг друга, зачастую выполняя те функции, имеющие лишь косвенное отношение.
Прямой перенос всей модели поддержки МСП из Германии невозможен в Россию невозможен из-за разности менталитета. Целесообразно перенять следующее:
-объединение всех структур поддержки МСП в единую организацию, что обеспечит высокую скоординирован-ность рабочих процессов, упростит процесс поддержки для МСП;
-четкое разделение сфер деятельности и полномочий каждой структуры поддержки МСП, что предотвратит дублирование функций (рисунок 3) [7].
Создание интегрированной системы гарантийных фондов Словакии и России позволит расширить долю МСП и войти в число превалирующих стран Евросоюза по степени развитости инструментов финансирования малого и среднего предпринимательства (рисунок 4).
Создание единой системы гарантийных фондов России и Словакии позволит наладить более тесное сотрудничество, укрепить поддержку МСП и развить сектор инновационных технологий. Сотрудничество России и Словакии необходимо осуществить посредством разработки и внедрения единой информационно-консультационного центра, предоставляющего наиболее полную информацию обо всех структурах, формах, методах поддержки МСП. Предприниматель с учетом основных характеристик своего бизнеса может узнать о том, какая поддержка может быть ему предоставлена. Объединение гарантийных фондов стран даст курсив к поддержке МСП в стратегически важных отраслях экономики. Содействие в поддержке МСП в области инновационных технологий укрепит отношения между странами, а перенятие опыта друг у друга усилит конкурентные преимущества стран на рынке и позволит им выйти на высокий экономический уровень.
Интеграция со Словакией позволит российскому малому и среднему бизнесу получить возможность вывести свою инновационную продукцию на европейский рынок, в виде Словакии. Помимо этого, разработка программы поддержки МСП при участии российских и словацких фондов на этапах финансирования инновационных стартапов с последующей коммерциализацией инновационного продукта в Европе позволит с наибольшей вероятностью создать креп-
Таблица 2
Сравнение систем МСП в странах-членов Евросоюза и России 1
Критерий сравнения Германия Словакия Россия
Превалирующи й сектор в МСП Инновационный бизнес Торговля Arpo-11ромы шлеп ны й сектор
Открытие бизнеса Регистрация занимает 15 дней, включая 9 процедур Регистрация занимает 18 дней Регистрация занимает 18 дней и включает 9 процедур
Нал огообл оже н ие Налоговая ставка 46,8%, налог на прибыль 18,9%, первые 2 года МСП освобождается от всех налоговых выплат Базовая налоговая ставка 19%, существуют «налоговая лицензия» (минимальный корпорат ивный налог) в случае убытка предприятия обязаны вы платить минимал ьну ю сумму налога в бюджет (480-2880 евро) Общая налоговая ставка 54%. Возможна для отдельных отраслей экономики льготное налогообложение. Высокая ставка отчислений по страховым взносам
Кредитование Госбанк kfw M itte Istandsb ank представляет МСП кредиты на льготных условиях, низкая процентная ставка 58% и длительный срок кредитования (5-20 лет) Чехословатский торговый банк участвует в программе, которая предоставляет 100 млн. евро на кредитование 5800 предприятий. 3,710% годовых, длительный срок кредитования до 20 лет. Высокая процентная ставка более 18%. В большинстве сделок необходимо залоговое обеспечение
1 осударетвен н ый орган, занимающийся поддержкой МСП Деректорат МСП -правительстве нный орган, поддерж и ваю щий МСП Министерство экономики регулирует национальные агентства развития МСП, информационноконсульт ационных центров. 1 Ъсударетво финанси рует МСП через Словацкий банк гарантий и развития и агентства но развит ию инвестиций и торговли Отсутствие центрального государстве! п го го органа, занимающегося поддержкой МСП. Данным вопросом занимаются несколько организаций
И инфраструктур а поддержки МСП На территории с граны расположены филиалы Директората МСП, занимающихся поддержкой МСП во всех сферах + Гарантийные фонды Министерства жо!{омики : м и нис герства по развитию торговли, министерство развития туризма, министерства по развит ию строительства и общественных работ + Гарантийные фонды Инфрас тру кт ура представлена государстве иным и органами всех уровней власти, оказывающих поддержку MCTI
Бюджет органов поддержки МСП 30 млрд. евро 11 млрд. евро 20 млрд. евро
Доля МСП в структуре ВВ11 Более 50% Более 18% Более 20%
Уторерлдветсн Сенатом
назначается Президентом №
-J— ---Small Business
т
Ведомство по поддержке МСП
х
t адвокатура
i
генеральная инспекция"]
Департаменты i
■ территориальное управление;
- консультационный;
- отделение трудовых и гражданских ripas,
Специализированные департаменты
i =
Гарантийный фонд
- обеспечение доступа к капиталу; отделение финансовой поддержки, отдеюние инвестиций, отделение внешней торговли, отделение кредитного контроля; -развитие предпринимательской среды: отделение деловых инноваций, отделение центра розвитияМСП
X
- отдел финансового планирования: подготовка финосовой отчетности, технико-зкономических обоснований проектов, 'расчет лимитов поручительств,
- отдел правового обеспечения: подготовка заключений по правовым вопросом, анализ результатов рассмотрения претензии, судебных и арбитражных дел; ■ отдел по работе е заемщиками: нонсулътироеоние субъектов МСП, оценка качества предоставленных заемщиком документов, учет и отчетность по заключенным договором
Рисунок 3 - Совершенствование инфраструктуры поддержки МСП
Таблица 3
Меры, направленные на усиления сотрудничества России и Словакии в развитии МСП2
Проблема Механизм решения Результат
Отсутствие обратной связи стран в реализации инновационных проектов Создание па территории России и Словакии наукоемких центров с целыо привлечения молодых предпринимателей МСП и осуществление обмена опытом Развитие инновационных технологий и и\ внедрение в стратегически важные для стран отрасли экономики (IT-тсхпологии. промышленность, биотехнологии)
Ню кис объемы экспорта в ы сокотех] юдоги че с кой продукции России Разработка соглашения о сертификации российской продукции знаком качества страны-члена ЕС Расширение доступа сертификации (LAC и СЕ) посредством налаживания отношений России и Словакии
Низкий приток иностранного капитала па развитие МС11 России и Словакии Создание Российски-Словацкого инвестиционного банка Привлечение стратегических и финансовых инвесторов, которые будут окалывать поддержку развитая МСП, финансируя проекты безвозмездно или на условиях платности в перспективе
Структура поддержки МСП но объединены в один институт Совершенствование и нфраструктуры поддержки МСН в России и Словакии (рисунок 2) Усиления сотрудничества России и Словакии посредством осуществления ко нсул ьтацио н ны X мероприятий структур поддержки MCI ]
Отсутствие влаимодсйствия структур поддержки МСП России и Словакии Слияние гара1гтийного фонда России и Словакии (рисунок 3) ] Говышения доли МСП, в стратегически важных отраслях экономики России и Словакии
Словакия
Гарантийный фонд Бизнес
f ш
Рисунок 4 - Слияние гарантийных фондов поддержки МСП России и Словакии
кое сотрудничество со Словакией и выйти российской инновационной продукции на мировой рынок [3].
Применение вышеперечисленных рекомендаций улучшит экономическое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России и сделает экономику страны более стабильной.
Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпри-
нимательства, направленная на повышение доступности источников финансирования для развития МСП, учитывая их важную роль и значение в экономике. В рамках реформирования поддержки малого и среднего предпринимательства в России создание интегрированной системы гарантийных фондов России и Словакии позволит повысить долю МСП, нарастить экономический потенциал,
переити на инновационным путь развития.
Литература
1. Белоусова Д.А. Зарубежным опыт государственном поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии - Электронным журнал научных публикации студентов и молодых ученых [электронным ресурс] - Режим доступа. - https://moluch.ru/archive/ 79/13960/
2. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013. №1
3. Юричева Е. Ю. Конкурентоспособность - как обобщающая характеристика эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы экономики современном России: сборник материалов межрегиональном научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т; отв. ред. В. Е. Мамаева. Йошкар-Ола, 2015. Вып. 2. С. 272-274.
4. Национальным самт поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии [электронным ресурс] - Режим доступа. - www.foerderdatenbank.de.
5. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. - Режим доступа: http:// www.equipnet.ru/articles/gover/ gover_905.html
6. Основные показатели деятельности малых предприятим (включая микро-предприятим) за 2016 и 2017 гг. [Электронным ресурс]. - Режим доступа : http:/ /www.gks.ru
7. Развитие малого предпринимательства за рубежом: мировом опыт [электронным ресурс] - Режим доступа. - https://refdb.ru/look/1033663- p26.html
8. Ремтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта [электрон-ньш ресурс] - Режим доступа. - http:// gtmarket.ru/ratings/ratingcountries-gdp/ rating-countries-gdp-info
9. DOING BUSINESS Оценка Бизнес Регулирования [электронным ресурс] -Режим доступа. - http:// russian.doingbusiness.org/ru/ rankings?region
10. CENTRE INTELLIGENCE AGENCY [электронным ресурс] - Режим доступа. -https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/index.html
Ссылки:
1 Составлено автором по [6]
2 Составлено автором по [3]
3 Составлено автором по [8]
о À
BS
S
w
a
2 a
8
The system of guarantee funds to increase the availability of lending to small and medium-sized businesses
Sheina E.G., Zavyalova M.Yu.
Ural State Economic University
The development of small and medium-sized businesses at the present stage is one of the strategic objectives of the country. Russia seeks to increase its economic potential and for this purpose searches for innovative ways to develop the economy. The key role is played by small and medium businesses as one of the tools for introducing innovations into business, which will allow creating a competitive environment, filling the market with new innovative products or services, creating new jobs and increasing the amount of tax revenues to the state budget. The author concludes that the development of SMEs directly depends on the possibilities of its financing. For 2017, financing of small and medium-sized businesses is carried out at the expense of equity, budgetary funds and loans. Therefore, it is necessary to find the most effective ways to attract businesses to save it.The paper shows that the improvement of state support for small and medium-sized businesses, aimed at increasing the availability of funding sources
for the development of SMEs, given their important role and importance in the economy. In the framework of reforming support for small and medium-sized businesses in Russia, the creation of an integrated system of guarantee funds in Russia and Slovakia will increase the share of SMEs, increase their economic potential, and switch to the innovative path of development.
Keywords: lending, small and medium business, strategy, development, guarantee Fund.
References
1. Belousova D.A. Foreign experience of state
support of small and medium enterprises on the example of Germany - Electronic journal of scientific publications of students and young scientists [electronic resource] - Access Mode. - https://moluch.ru/archive/79/13960/
2. Bagova A. Experience of supporting small and
medium-sized businesses in foreign countries (on the example of Germany and France) // "Business Law". Appendix «Business and Law in Russia and Abroad», 2013. №1
3. Yuricheva E. Yu. Competitiveness - as a
generalizing characteristic of the efficiency of the enterprise's activity // Actual problems of the economy of modern Russia: a collection of materials of interregional scientific and
practical. conf. / Mar. state un-t; rep. ed. V. E. Mamaeva. Yoshkar-Ola, 2015. Vol. 2. pp. 272-274.
4. National website for support of small and medium
enterprises in Germany [electronic resource]
- Access Mode. - www.foerderdatenbank.de.
5. Online publication on business and technology.
- Access mode: http://www.equipnet.ru/ articles/gover/gover_905.html
6. Key performance indicators of small enterprises
(including micro enterprises) for 20l6 and 2017. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru
7. Development of small business abroad:
international experience [electronic resource]
- Access Mode. - https://refdb.ru/look/ 1033663- p26.html
8. Rating of countries of the world in terms of
gross domestic product [electronic resource]
- Access Mode. - http://gtmarket.ru/ratings/ ratingcountries-gdp/rating-countries-gdp-info
9. DOING BUSINESS Business Regulation Evaluation
[electronic resource] - Access Mode. - http:/ /russian.doingbusiness.org/ru/rankings?region
10. CENTER INTELLIGENCE AGENCY [electronic resource] - Access Mode. —Https: // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
00
СЭ
СЧ
CS £
Б
a
2 ©