Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION / ЭКСПОРТНЫЕ КВОТЫ / EXPORT QUOTAS / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / НАССР / HACCP / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлова Оксана Ивановна

В статье представлены перспективные направления развития административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации. Разработаны конкретные предложения относительно реформирования существующего административно-правового законодательства в сфере АПК Российской Федерации, представлена структура проекта консолидированного нормативно-правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлова Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article presents the prospects directions of development of administrative-legal regulation of agro-industrial complex in the Russian Federation. It is elaborated the specific proposals concerning the reform of the current legal and administrative legislation in the field of agro-industrial complex of Russian Federation, presented the structure of the consolidated normative-legal act.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

согласованной редакции, и копия постановления о результатах его повторного рассмотрения в течение пяти дней посылаются Главе Чеченской Республики. Глава Чеченской Республики должен подписать и опубликовать данный закон в течение семи дней.

В связи с тем, что именно правительство, в силу своего статуса и объема полномочий, способно наиболее эффективно влиять на процесс принятия законов [5], были бы целесообразны следующие новеллы. Во-первых, введение практики подготовки совместных законодательных инициатив законодательного и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Во-вторых, использование техники видеоконференцсвязи в работе комитетов регионального парламента и высшего исполнительного органа региона. В-третьих, создание консультативного органа, работа которого направлена, в первую очередь, на синхронизацию действий двух ветвей власти.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс

2. Конституция Чеченской Республики: Принята на референдуме 23 марта 2003 года (ред. от 30.09.2014) // СПС Консультант Регион

3. Постановление Парламента Чеченской Республики от 30 октября 2008 года № 2-2П (в ред. 15.11. 2012) «О Регламенте Парламента Чеченской Республики: // Официальный сайт Парламента Чеченской Республики (www. parlamentshr.ru).

4. Иналкаева К.С. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 204 с.

5. Чабан Е.А. Административная дискреция на стадиях единого цикла государственного управления // Современная научная мысль. 2017. №2. С. 202.

ИНАЛКАЕВА КАЗБАН САМАТОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета.

INALKAEVA, KAZBAN S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Legal Disciplines, Chechen State Pedagogical University (Kazban1961@mail.ru).

УДК 338.242.4:338.43

КОЗЛОВА О.И.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, экспортные квоты, стандартизация, НАССР, продовольственная безопасность.

В статье представлены перспективные направления развития административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации. Разработаны конкретные предложения относительно реформирования существующего административно-правового законодательства в сфере АПК Российской Федерации, представлена структура проекта консолидированного нормативно-правового акта.

KOZLOVA, O.I.

PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: administrative-legal regulation, export quotas, standardization, HACCP, food security.

In the article presents the prospects directions of development of administrative-legal regulation of agro-industrial complex in the Russian Federation. It is elaborated the specific proposals concerning the reform of the current legal and administrative legislation in the field of agro-industrial complex of Russian Federation, presented the structure of the consolidated normative-legal act.

В условиях экономической конкуренции, формирования механизмов нейтрализации внешнеполитических угроз, таких как экономические санкции и других негативных

факторов, существенную актуальность приобретают научные исследования в сфере оптимизации функционирования предприятий агропромышленного комплекса. В этой сфере важным фактором выступают административно-правовые условия развития АПК, где реформирование современных норм обуславливается как внешними, так и внутренними экономическими условиями и направлено на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Поэтому актуальность научного поиска перспектив развития административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации является очевидной в современных геоэкономических условиях [1].

Современные исследования в сфере административного права, освещая проблемы регулирования сферы АПК, апеллируют к необходимости повышения стандартов качества производства до уровня стандартов ЕС и других. В работах таких исследователей, как Д.Н. Бахрах, С.Д. Власов, Р.А. Иксанов, Б.В. Россинский, А.М. Салаватов, Ю.Н. Старилов, А.А. Уваров и других представлены основные проблемы административно-правового законодательства, которое регулирует деятельность предприятий АПК. Несмотря на наличие исследований по проблеме, в данной сфере крайне мало представлено работ, в которых осмысливаются перспективы развития административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации в современных условиях противостояния санкциям и развития политики импортозамещения. В отмеченном контексте актуальным представляется формирование перспективных направлений развития административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации в современных экономических условиях.

В Российской Федерации двухуровневое законодательство призвано гибко регулировать общественные отношения, что напрямую связано с агропромышленным комплексом, который, как известно, кардинально зависит от климатически-географических условий, сильно разнящихся в РФ. Гибкость регулирования заключается в наделении субъектов федерации полномочиями самостоятельно уточнять специфику административного влияния на предприятия аграрного сектора с учетом климатически-географических условий. В то же время субъекты федерации также находятся в зависимости от ограничивающих их административное влияние обязательств, что создает баланс функционирования административно-правовой системы в целом.

Отметим, что баланс функционирования данной системы не означает необходимости пересмотра ее составляющих. Необходимо признать, что административное регулирование в Российской Федерации демонстрирует необходимость совершенствования, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Причиной этому, на наш взгляд, является существенная распыленность нормативно-правовых актов в различных отраслях, таких как гражданское право, хозяйственное право, экологическое право и др. Неэффективная правоприменительная практика имеет своим источником именно эту проблему, когда коллизии и чрезмерная зарегулированность создают инерцию в развитии отдельных предприятий и комплекса в целом.

Первым и основным направлением совершенствования административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в РФ считаем повышение эффективности правовых основ финансирования, дотирования и субсидирования АПК. Необходимо отметить, что указанные мероприятия регулируются, в первую очередь, Федеральным Законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» [2], где статья 11 устанавливает виды государственной поддержки кредитования в сфере развития сельского хозяйства. Данный нормативно-правовой акт реализуется Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Эти правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 [3].

В данном случае и нормы вышеуказанного Закона, и Правила реализации данных норм устанавливают рамочные условия кредитования для всех аграрных предприятий. В то же время, важным фактором здесь выступают неодинаковые условия ведения аграрного производства в разных регионах РФ. Например, очевидно, что аграрное производство в зоне рискованного земледелия и на неорошаемых землях ведется в более сложных условиях. С учетом этого, считаем целесообразным дополнить нормы законодательных актов положениями, которые создадут приоритетные условия для кредитования именно аграрных предприятий, функционирующих в таких неблагоприятных климатических зонах.

Например, в подзаконных нормативно-правовых актах, которые устанавливают порядок возмещения части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, неоднозначно сформированы приоритетные положения. В частности, в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1295 [4], согласно части 5, все субъекты АПК имеют право получать средства на поддержку отдельных подотраслей растениеводства. Последние предоставляются по ставкам, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Причем субъекты, хозяйствующие в условиях Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях, получают эти средства на общих основаниях, учитывая предоставление таких средств, что производится согласно ставке, рассчитанной в процентах затрат на приобретение семян с учетом доставки.

В то же время, согласно Приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 11 февраля 2015 г. № 46 «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1295» [5], возмещение части затрат на приобретение элитных сортов посадочного картофеля, совершается в разных объемах: для аграрных предприятий, которые находятся в неблагоприятных климатических зонах (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область). Ставка возмещения здесь по состоянию на 2015 год составляла 8000 рублей за тонну, в то время, как для предприятий АПК остальной территории РФ данная ставка составляла 5000 рублей за тонну. Аналогичный порядок установлен в данном Приказе и для многих других видов посевных культур. Например, возмещение части затрат на приобретение за приобретение сои, включая суперэлиту для Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области составляет 13000 рублей за тонну, а для остальных территорий - 8000 рублей за тонну.

Данная диверсификация является стимулирующим административно-правовым условием. Однако закрепление ее в указанном нормативно-правовом акте противоречит принципам распределения порядка возмещения таких затрат, установленное в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1295. Исходя из вышеизложенного, учитывая наличие подобных недостатков юридической техники регулирования и в других актах, целесообразным выступает синхронизация в нормативно-правовых актах принципов установления порядка возмещения части затрат на приобретение посевных сортов, построенная на юридической определенности, присущей всем законодательным актам.

Учитывая многосторонний характер особенностей проблем развития регулирования аграрной сферы в зонах рискованного земледелия и на неорошаемых землях, считаем необходимым дополнить Федеральный Закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» отдельной статьей «Основные направления государственной поддержки в сфере

развития сельского хозяйства в зонах рискованного земледелия и на неорошаемых землях». В ней следует предусмотреть преимущественный порядок финансовой, кредитной, дотационной и субсидированной поддержки аграрных предприятий на указанных территориях. Преимущественный порядок должен предусматривать более долговременные отсрочки платежей по кредитным и другим финансовым обязательствам субъектов аграрного комплекса перед государством. В дополнении к этому, преимущественный порядок должен основываться на прогрессирующем процентном исчислении минимальной нормативной поддержки таких предприятий по отношению к общим объемам доходов в федеральном бюджете и бюджете субъекта федерации.

Помимо усовершенствования механизма кредитования российских аграрных предприятий, на наш взгляд, важным направлением, которое требует повышения эффективности в сфере административно-правового регулирования, выступает механизм дотаций. На данный момент система финансовых дотаций предприятий агропромышленного комплекса предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» [6], где Подпрограмма 11. «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» предусматривает объемы ассигнований в размере 88700000 тыс. рублей на пятилетний период (с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г.). Результатом ее реализации должны были стать кредиты, выдаваемые открытым акционерным обществом «Россельхозбанк» на развитие агропромышленного комплекса в указанный период - 3108 -3973 млрд. рублей.

При этом кредитование предусматривает направления производства в агропромышленном комплексе, но не предусматривает такой важный, на наш взгляд, критериальный аспект, как единица объекта кредитования. Важность его заключается в стимулировании уменьшения себестоимости затрат на единицу обрабатываемой пашни (гектар), либо на единицу поголовья скота, поскольку приоритетность кредитования должна включать в себя главный компонент - рентабельность затрат. Административно-правовые условия получения таких кредитов должны быть привязаны к экономическим стимулам и к базовым хозяйственным компонентам, основывающимся на достаточном уровне расширенного производства для субъектов аграрного хозяйствования среднего уровня. Механизм привязки к единицам объекта кредитования, на наш взгляд, может компенсировать такие расходные элементы, как накопленная отрицательная земельная рента, что повсеместно встречается у предприятий АПК среднего уровня - фермеров.

В целом, на наш взгляд, основной проблемой совершенствования административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в РФ выступает разобщенность нормативно-правовой базы, которая приводит к разночтениям норм законодательства, коллизиям в регулировании базовых вопросов [7] и, в целом, - к неэффективному регулированию отношений в данной сфере. В этом контексте оптимальным решением, на наш взгляд, выступает идея формирования комплексного нормативно-правового акта, который призван консолидировать основы регулирования функционирования и развития АПК в РФ. На наш взгляд, структура подобного законодательного акта должна в себя включать следующие разделы: 1) общие положения; 2) принципы и основы государственной политики в сфере развития АПК; 3) статус предприятий АПК; 4) финансовая поддержка АПК; 5) государственная поддержка АПК в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях; 6) страхование хозяйственной деятельности предприятий АПК; 7) внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования АПК.

Первый раздел должен включить в себя такие положения, как общие цели и задачи регулирования и понятийный аппарат (понятие АПК, понятие предприятия АПК, понятие района Крайнего Севера и приравненных к нему территорий и другие базовые понятия и определения, которыми руководствуется законодатель). В принципах и основах государственной политики в сфере развития АПК необходимо сформулировать базис

аграрной политики: принципы корреспонденции стимулирующих и ограничивающих условий функционирования аграрного законодательства, принципы jus cogens по отношению к охране окружающей среды в процессе хозяйствования, принципы субординации в сфере подготовки нормативно-правовых актов компетентными органами субъектов федерации, а так же другие важные для данной сферы регулирования принципы.

Необходимость определения статуса субъектов хозяйствования также актуализируется своей очевидностью в связи с разнообразием участников данных правоотношений: от граждан, ведущих личное подсобное хозяйство - до крупных агрохолдингов с участием нерезидентов и государственных компаний и компетентных органов государственной власти, которые так же участвуют в функционировании аграрного сектора. Определение статуса предусматривает четкие характеристики в сфере прав и обязанностей субъектов аграрного хозяйствования, что очень важно в сфере внешнеэкономической деятельности, а так же в сфере объема компетенций административно-правового регулирования агропромышленной деятельности на местном уровне.

Финансовая поддержка предприятий АПК выступает одним из главных направлений административно-правового регулирования отношений в данной сфере. В этом разделе важно сформировать оптимальные административно-правовые условия для эффективной политики государства в сфере финансирования, кредитования, субсидирования и дотирования предприятий комплекса. Важнейшим направлением здесь выступает формирование оптимальной налоговой политики, формирование порядка администрирования налоговых платежей на всех уровнях на принципах налоговых стимулов и налоговых каникул для субъектов хозяйствования.

Государственная поддержка АПК в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в нормах консолидированного законодательного акта должна быть построена на приоритетности финансирования, налогообложения, субсидирования и других административно-финансовых элементов, описанных выше. В то же время, важно учесть, что поддержка на подобных принципах и основах агропредприятий указанных территорий должна совершаться только при наличии фактического местонахождения основных средств производства, не взирая на место регистрации предприятия, что исключит потенциальную возможность злоупотреблений.

Страхование хозяйственной деятельности предприятий АПК требует отдельного урегулирования, поскольку данный инструмент в перспективе должен стать общеобязательной нормой, важным направлением его развития может стать положение, создающее административно-правовые условия для участия в страховании продуктов хозяйствования агропредприятий иностранными страховыми компаниями, что так же привлечет дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет РФ.

Одним из самых актуальных аспектов административно-правового регулирования данной сферы общественных отношений выступает совершенствование условий внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования АПК. Главным аспектом совершенствования административно-правового регулирования здесь мы выделяем усиление фитосанитарных норм не ниже норм ЕС и стандартизацию безопасности продуктов питания не ниже уровня норм НАССР для производителей продукции АПК, которая экспортируется. Данная позиция связана с тем, что основная продукция экспорта - зерновые и другие виды давальческого сырья квотируются в экспортной деятельности. В свою очередь, это связано с продовольственной безопасностью страны.

Повышение стандартов и фитосанитарных норм конечной аграрной продукции сможет вывести российский аграрный экспорт на более широкий уровень потребления, не ограничиваясь странами Таможенного соглашения. В системе стимулирования технической реализации усиления фитосанитарных норм и других стандартов качества производства ключевую роль должен играть административно-финансовый механизм возмещения части затрат на закупку перерабатывающего оборудования и других технических средств. Возмещение части затрат также может производиться путем предоставления налоговых

каникул предприятиям, реализующим инновационные технологии, направленные на обеспечение надлежащих стандартов производства продукции, предназначенной для экспортных целей.

Таким образом, предложенные механизмы и направления совершенствования административно-правового регулирования функционирования предприятий АПК в комплексе, будучи перспективными направлениями для дальнейших исследований, формируют более гибкий и, в то же время, юридически однозначный консолидированный механизм повышения рентабельности производства данного вида экономической деятельности в Российской Федерации в современных условиях.

Литература и источники

1. См.: Козлова О.И. Особенности административно-правового режима хозяйствования предприятий АПК в Российской Федерации, Республике Беларусь и Украине // Современная научная мысль. 2017. №2. С.212-219.

2. Федеральный Закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О развитии сельского хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/

3. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140478/e0c80afec2f4f418dcbfadebee6d6eb6fc84fc3a/#dst100024

4. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1295 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru

5. Приказ Министерства Сельского хозяйства РФ от 11 февраля 2015 г. № 46 «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1295» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gp.specagro.ru

6. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx. ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

7. См. напр.: Турицын И.В. Проблемы реализации права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения // Современная научная мысль. 2016. №5. С.207-213.

КОЗЛОВА ОКСАНА ИВАНОВНА - соискатель Института государства и права Российской академии наук. KOZLOVA, OKSANA I. - аpplicant of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (ksenia_orthodox@mail. ru).

УДК 343.352:343.241

ЩЕРБАКОВ А.В., БАРТКЕВИЧ Е.В. ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная деятельность, злоупотребление должностными полномочиями, государственная служба.

В статье исследуется проблема назначения наказания за преступления коррупционной направленности. Показано, что законодателем избран дифференцированный подход к установлению наказаний за совершение данных преступлений. С одной стороны, широкий спектр альтернативных санкций подразумевает индивидуализацию наказания, а с другой - требование назначения дополнительного наказания в большинстве санкций норм УК РФ, связанных с преступлениями коррупционной направленности, говорит о правильном понимании их повышенной общественной опасности.

SCHERBAKOV, A.V., BARTKEVICH, E.V. FEATURES OF DESIGNATION OF PUNISHMENT FOR CRIMES OF CORRUPTION DIRECTION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.