Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
УДК 338.24 АБДУЛМАНАПОВ ПИРМАГОМЕД ГАБИБУЛЛАЕВИЧ
к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. Цель исследования. Разработка организационно-экономических положений и практических рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки отрасли растениеводства в регионе. Метод. Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования комплекса методов, в том числе абстрактно-логического, монографического, экспериментального, расчетно-конструктивного, метода сравнительного анализа, эконометрического моделирования. Результаты. Раскрыта экономическая сущность государственной поддержки растениеводства, которая заключается в совокупности мер и инструментов прямого, опосредованного и косвенного воздействия на сельскохозяйственное производство с целью получения конкурентоспособной продукции на основе инноваций для решения проблем продовольственного импортозамещения. Также обоснована необходимость увеличения объема государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, определены важнейшие направления государственной поддержки и стимулирования инновационного развития растениеводства на основе совершенствования организационно - экономического механизма, к которому можно относить тарифное регулирование, льготное налогообложение, упрощение процедуры получения банковских кредитов, снижение процентов по страхованию рисков, поддержку селекции и семеноводства, развитие производственной и сбытовой кооперации, повышение квалификации работников и подготовку инновационных управленцев для аграрной сферы. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами исполнительной власти региона при разработке программ развития отрасли растениеводства региона, представителями хозяйствующих субъектов аграрной сферы при участии в государственных программах поддержки растениеводства, а также учебными заведениями при подготовке квалифицированных кадров и осуществлении их дополнительного образования. Выводы. Делается вывод о том, что дальнейшее развитие отрасли растениеводства в регионе связано с внедрением инновационных процессов в растениеводстве, экономическая сущность которых сводится к повышению уровня технической вооруженности отрасли, увеличению финансирования аграрной науки, развитию биотехнологий, подготовке и переподготовке кадров, формированию учебно-производственных комплексов, созданию современной системы внедрения результатов научных достижений. Ключевые слова: государственная поддержка, растениеводство, импортозамещение, аграрная сфера, инновационный процесс.
ABDULMANAPOVPIRMAGOMED GABIBOOLLAEVICH
Candidate of Economic Sciences, Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",
e-mail: [email protected]
THE MODERN STATE OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT OF PRODUCING AND SELLING PRODUCTS OF CROP FARMING IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The goal of the study. Developing organizational-economic provisions and practical recommendations on improving the state support of the industry of crop farming in the region. The method. The tasks specified in the study determined the need to use a complex of methods, including the abstract-logical, monographical, experimental, computational-constructive, comparative analysis, econometric modelling methods. The results. We have outlined the economic essence of the state support of crop farming that is in the aggregate of measures and instruments of direct, mediated and indirect impact on agricultural production in order to receive competitive products based on innovations and solve problems of food import substitution. We have also substantiated the need to increase the volume of state support of agricultural product producers on the federal and regional levels. Besides, we have determined the most important areas of focus of state support and stimulating the innovative development of crop farming based on improving the organizational-economic mechanism that includes tariff regulation, reduced rate taxation, simplification of the procedure of receiving banking credits, reduction of interest rates for risk insurance, support of selection and seed production, development of production and sale cooperation, improving the training of employees and professional education of innovation management for the agrarian sphere. The area of application of the results. The results of the study performed may be used by executive power authorities of the region to develop programs of development of the industry of crop farming of the region, by representatives of economic subjects of the agrarian sphere with the participation in state programs of support of crop farming, as well as by educational establishments when training qualified staff and providing them with supplementary education. Conclusions. A conclusion is made that further development of crop farming in the region is connected with implementing innovative processes in crop farming, the economic substance of which is in improving the level of technical equipment of the industry, increasing the financing of the agrarian science, developing biotechnologies, training and re-training of staff, forming educational and manufacturing complexes, creating a modern system of implementing results of scientific achievements.
Keywords: state support, crop farming, import substitution, the agrarian sphere, an innovative process.
Введение. Сложившаяся ситуация в сельском хозяйстве России и ее значение для экономики в целом, а также неспособность рыночного механизма обеспечить эффективность аграрной сферы вызывает необходимость усиления государственной поддержки аграрного сектора народного хозяйства. Рост государственной поддержки аграрной сфере в современной России обусловлен проблемами продовольственного импортозамещения, расширения производственно-экономических связей со странами Евразийского экономического союза и адаптации к условиям Всемирной торговой организации. Несмотря на то, что значительная доля сельскохозяйственной продукции в стране в настоящее время составляет растениеводство, система государственной поддержки растениеводства не отвечает системным вызовам, отражающим мировые тенденции и внутренние барьеры развития.
Цель исследования заключается в разработке организационно-экономических положений и практических рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки отрасли растениеводства в регионе как одного из основных факторов его развития.
Теоретико-методической основой исследования послужили достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития системы государственной поддержки отрасли сельского хозяйства и подотрасли растениеводства, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан. Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования комплекса методов, в том числе абстрактно-логического, монографического, экспериментального, расчетно-конструктивного, метода сравнительного анализа, эконометрического моделирования.
Результаты. В настоящее время сельское хозяйство России функционирует в условиях негативных внешних и внутренних факторов. Существующие особенности агропромышлен-
ного комплекса страны, важная роль аграрной сферы в политическом и экономическом развитии и неспособность рыночных механизмов в достаточной мере обеспечить эффективность сельскохозяйственного производства детерминируют необходимость усиления государственной поддержки отраслей растениеводства.
По мнению ведущих специалистов в аграрной сфере, под государственной поддержкой растениеводства следует понимать систему мер и инструментов прямого, опосредованного и косвенного воздействия на сельскохозяйственное производство с целью получения конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции [7]. В современной России имеется большое количество форм и видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, но субсидии остаются самым распространенным видом. Существующий комплекс мер по оказанию поддержки сельскохозяйственному товаропроизводителю со стороны государства должен содействовать устойчивости хозяйствующих субъектов, росту объемов валовой и товарной продукции, повышению уровня оплаты труда работников, позитивным трансформациям в формах и способах организации производства, увеличению доли готовой продукции, доведенной до конечного потребителя.
Система растениеводства представляет собой состав и соотношение полеводства, луговодства, овощеводства, садоводства и технико-технологический и организационный комплекс мероприятий по их рациональному ведению. Важнейшая роль в формировании современной системы растениеводства отводится материально-технической базе, состоящей из совокупности машин и орудий для комплексной механизации и автоматизации производства, построек и сооружений, оборудования и других средств производства.
Технологической основой растениеводства является система земледелия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных организационно-экономических, агротехнических, мелиоративных и почвозащитных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, повышение плодородия почвы для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур при наибольшем выходе продукции и наименьших затратах труда на ее единицу, предотвращение негативного влияния техногенных факторов на окружающую среду.
Экономика сельского хозяйства в России в силу особенностей закона капиталообращения в аграрной сфере, нормативов рентабельности, механизма ценообразования, специфики организации и управления растениеводством, его материально-технического обеспечения нуждается в государственной поддержке [6]. Однако государственный патронаж должен восприниматься обществом не в качестве благотворительного акта, а как естественная компенсация в условиях глобальных и национальных долгосрочных системных вызовов и жесткой международной конкуренции, позволяющей решить задачи по импортозамещению.
Растениеводство за постсоветский период в стране развивалось преимущественно на рыночной основе при существенном снижении технической оснащенности. За это время упала интенсивность производства, снизилось число работающих в аграрной сфере. Последствием негативных процессов и явлений в социально-экономической и политической жизни в стране стало уменьшение посевных площадей и валового сбора основных сельскохозяйственных культур.
Падение темпов экономического роста, снижение устойчивости динамики производства и его слабая эффективность в значительной мере были обусловлены нерегулируемым переходом к рыночной экономике, неспособностью самостоятельной адаптации сельского хозяйства к рыночным формам функционирования, отставанием в освоении инновационных технологий и продуктов. Повлияли также высокие темпы инфляции, диспаритет цен, отсутствие необходимых товарных интервенций, монополизм некоторых организаций агропромышленного комплекса, отсутствие или бездейственность системы государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства. В большинстве субъектов Федерации за время реформ снизился уровень специализации производства, ухудшилась территориально-отраслевая структура агропромышленного комплекса, а уровень сосредоточения производства одних видов продукции негативно снижался, других — чрезмерно увеличивался (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели развития отраслей растениеводства в России в 2005-2016 годах [17]
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016-й в % к 2005 году
Посевные площади (в хозяйствах всех категорий; тысяча гектаров)
Сельскохозяйственных культур,всего 75837 75187,9 76661,7 76325,4 78057,1 78525 79319 79993 105,5
Зерновых и зернобобовых культур 43593,4 43194,2 43572,4 44439,3 45826,5 46220,4 46642,5 47109,9 108,1
Сахарной свеклы 799,1 1160,1 1291,9 1143 903,8 918,7 1022,2 1108,1 138,7
Подсолнечника 5567,8 7153,5 7613,9 6528,9 7271,2 6906,6 7005 7598,3 136,5
Картофеля 2277,2 2212 2225,1 2237,4 2137,5 2112 2128,1 2053,3 90,2
Овощей 641,3 662,4 698,1 681,1 671,3 683,7 693,5 691,9 107,9
Валовой сбор (в хозяйствах всех категорий; тысяч тонн)
Зерна (в весе после доработки) 77,8 61 94,2 70,9 92,4 105,3 104,8 120,7 155,1
Картофеля 28,1 21,1 32,7 29,5 30,2 31,5 33,6 31,1 110,7
Овощей 11,3 12,1 14,7 14,6 14,7 15,5 16,1 16,3 144,2
Урожайность (в хозяйствах всех категорий; центнеров с одного гектара убранной площади)
Зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) 18,5 18,3 22,4 18,3 22 24,1 23,7 26,2 141,6
Картофеля 124 100 148 134 145 150 159 153 123,4
Овощей 170 180 208 211 214 218 225 227 133,5
За последнее десятилетие произошло увеличение посевных площадей — на 5,5 %, что обусловлено результатами реформ и усилением мер государственной поддержки аграрной сферы — повторным освоением пашен, выведенных земель из сельскохозяйственного оборота в 1990-е годы. В посевных площадях наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (58,9 % — в 2016 году, 57,5 % — в 2005 году), что обусловлено постоянством спроса, экспортными возможностями и рентабельностью данной культуры. Наблюдается значительный прирост посевных площадей у сахарной свеклы и подсолнечника (36-39 %), что обусловлено ростом цены и экспортного спроса на растительное масло и сахар. В то же время посевные площади картофеля снизились на 10 %, что детерминировано увеличением импорта из союзных государств и относительно низкой ценой. Урожайность основных культур за анализируемый период существенно возросла (зерновых — в 1,42 раза, картофеля — в 1,23 раза, овощей — в 1,34 раза), это обусловлено внедрением новых технологий, использованием новых сортов семян. Значительно увеличился валовой сбор культур, который превысил уровень 2005 года по зерну на 55 %, картофеля — 11 %, овощам — 44 %.
В развитии растениеводства можно выделить еще ряд тенденций:
- расширение производства в районах, ранее неиспользуемых для производства сельскохозяйственных культур (продвижение в северные районы, расширение ареалов возделывания);
- несоблюдение при производстве севооборотов (во многих хозяйствах зерно или подсолнечник являются монокультурами) принципов рационального размещения культур, специализации и концентрации производства;
- рост зависимости отечественного производства от зарубежных поставок материально-технических ресурсов — семян, средств защиты растений;
- недостаточный уровень внесения минеральных удобрений, приводящий к выносу пита-
тельных веществ, снижению плодородия почв;
- уменьшение доли кормовых культур из-за значительного сокращения отрасли животноводства;
- расширение видов и сортов возделываемых сельскохозяйственных культур.
Тенденции в растениеводстве, свойственные Республике Дагестан (табл. 2), во многом разнятся с общероссийским тенденциям: относительно невысокий удельный вес посевных площадей под зерновые культуры, снижающийся по сравнению с предыдущим периодом (38,4 %, что составляет лишь 87,3 % от данных за 2005 год); сокращение кормовых культур на 75 %; увеличение посевов сои в 5,4 раза; увеличение доли подсолнечника более чем в 3 раза по сравнению с 2005 годом; устойчивый рост посевных площадей овощей.
Таблица 2
Посевные площади (в хозяйствах всех категорий; тысяча гектаров) [17]
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016-й в % к 2005 году
Сельскохозяйственных культур, всего 319,3 271 291,4 279 313,2 333,8 344,8 359 112,4
Зерновых и зернобобовых культур 157,7 103,9 110,4 84,4 116,6 128,1 130,7 137,7 87,3
Подсолнечника 2,3 4,9 7,6 8,5 10,2 8,2 7,1 7,7 334,8
Картофеля 22,5 21,7 20,8 21,9 21,9 22,3 22,7 22,2 98,7
Овощей 37,4 39,2 39,8 40,4 40,6 41,1 41,5 42,2 112,8
Помимо количественного изменения производства сельскохозяйственных культур в Республике Дагестан, значительно улучшились качественные показатели прироста валового производства — рост урожайности культур (табл. 3).
Таблица 3
Урожайность основных сельскохозяйственных культур в Республике Дагестан (в хозяйствах всех категорий; центнеров с одного гектара убранной площади) [17]
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016-й в % к 2005 году
Зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) 19,6 22,4 22,5 20,9 23,8 24,9 26,8 27,6 140,8
Картофеля 148 143 156 161 153 163 169 178 120,3
Овощей 211 244 250 265 275 318 325 335 158,8
Наибольший прирост урожайности наблюдается у овощей — 1,59 раза, зернобобовых — 1,4 раза, картофеля — 1,2 раза. В перспективе тенденцию роста имеет урожайность овощей и картофеля, стабильна урожайность зерновых.
Валовой сбор основных культур возрос наибольшими темпами у овощей — 1,8 раза, зерна и картофеля — 1,2 раза (табл. 4).
Таблица 4
Динамика валового сбора основных культур в Республике Дагестан (в хозяйствах всех категорий; тысяч тонн) [17]
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016-й в % к 2005 году
Зерна (в весе после доработки) 312,6 209,7 244,4 156,5 270 311,7 341 375,9 120,2
Картофеля 333,4 307 323,3 352,1 335,6 359,5 382,3 396,1 118,8
Овощей 786,5 948,9 993,7 1062,6 1117,5 1293,8 1352 1414,4 179,8
За 2005-2016 годы валовой сбор пшеницы, кукурузы на зерно, риса возрос исключительно за счет урожайности, так как посевные площади за этот период уменьшились. Наиболее значимым для экономики Республики Дагестан является существенное увеличение валового сбора овощей, которое стало результатом в большей степени интенсивного роста за счет повышения урожайности. Регион занимает первое место в Российской Федерации по сбору овощей.
Дальнейшее усиление роли государства в стабилизации продовольственной безопасности с 2014 года привела к росту финансовой стабильности в аграрной сфере региона, увеличению инвестиций в основной капитал, созданию необходимой рыночной инфраструктуры и постепенному наращиванию объемов производства овощей. Эти тенденции позволили сформировать кластер растениеводства защищенного грунта и продолжить развитие данной отрасли с ориентацией на укрепление позиций на межрегиональном рынке продовольствия.
В целом анализируемый период характеризовался крайне низкими объемами инвестиций в строительство и реконструкцию водохранилищ, насосных станций, мелиоративных каналов, что приводило к снижению потенциала агропромышленного комплекса.
Необходимость государственной поддержки растениеводства обусловлена особенностями ведения сельского хозяйства из-за сезонности и характера технологий производства. Кроме того, в условиях продовольственного импортозамещения в России и санкций со стороны западных стран государство не может быть безучастным к судьбе отрасли, определяющей продовольственную безопасность страны.
Существующий механизм государственного воздействия на развитие отрасли проявляется в различных формах прямой, косвенной, опосредованной поддержки. В настоящее время прямая государственная поддержка растениеводства осуществляется в виде предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по таким ключевым направлениям, как поддержка селекции и семеноводства, овощеводства защищенного грунта, многолетних насаждений, а также поддержка экономически значимых программ и проектов (рис. 1).
Основным инструментом прямой государственной поддержки в области растениеводства является оказание несвязанной поддержки, которая предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части понесенных ими затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв в расчете на гектар посевной площади.
Поддержка СЫйКцин н семсновлдствл Поддержка овощеводства защищенного грунта
Поддержка многолетних насаждений Поддержка экономически значимых программ
Рис. 1. Основные направления государственной поддержки растениеводства.
Кроме прямой государственной поддержки в виде субсидий, реализуются другие меры поддержки растениеводства. В частности, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с отраслевыми союзами, кредитными организациями, Банком России, а также заинтересованными федеральными ведомствами реализуется комплекс мер (кредитных, налоговых, тарифных, страховых) по финансовому оздоровлению отрасли растениеводства.
Государственная поддержка растениеводства в Республике Дагестан осуществляется в рам-
ках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 673.
В состав подпрограммы входят следующие мероприятия, направленные на развитие растениеводства:
- оказание несвязанной поддержки в области растениеводства;
- оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта;
- возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками;
- возмещение части затрат на приобретение элитных семян;
- возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;
- возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей;
- возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукцией растениеводства;
- возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства;
- субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
- субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 7723969,2 тыс. рублей (в текущих ценах), из них на реализацию подпрограмм:
- «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» — 376200,6 тыс. рублей;
- «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» — 93000,0 тыс. рублей;
- «Развитие виноградарства и виноделия» — 163335,0 тыс. рублей;
- «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» — 9165,2 тыс. рублей;
- «Поддержка малых форм хозяйствования» — 182861,3 тыс. рублей;
- «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства» — 346360,1 тыс. рублей;
- «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» — 107163,2 тыс. рублей.
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет 21782777,8 тыс. рублей. Прогнозная оценка ассигнований за счет внебюджетных источников составляет 93850393,3 тыс. рублей. Прогнозная оценка ассигнований за счет местных бюджетов составляет 63282,9 тыс. рублей.
Предоставление субсидий (прямой господдержки) на развитие растениеводства в Республике Дагестан осуществляется в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами [5, 15]:
- постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 июня 2013 года № 321 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками, порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части затрат на раскорчевку виноградников и устройство системы капельного орошения на виноградниках и порядка предо-
ставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками» [10];
- постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 марта 2013 года № 136 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на закладку и уход за многолетними насаждениями, на возмещение части затрат на раскорчевку многолетних насаждений, на поддержку элитного семеноводства и на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» [8].
Размеры государственной поддержки в области растениеводства (ставки) утверждены [5]:
- приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 февраля 2015 года № 46 «Об утверждении документов, предусмотренных правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года № 1295» [13];
- приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 № 292 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта» [14].
Система государственной поддержки растениеводства в России охватывает многочисленные подкомплексы, включающие в себя направления не только по производству продукции растениеводства, но и ее первичной и глубокой переработке, а также логистику и регулирование рынков сбыта. Производство, заготовку, хранение, переработку и реализацию готовой продукции все чаще в последнее время исследователи объединяют в продуктовые подкомплексы растениеводства [1].
Существование развитой инфраструктуры определяет эффективность реализации производимой продукции. В растениеводстве, располагая собственными хранилищами, перерабатывающими мощностями, сельскохозяйственные организации усиливают возможности регулировать сроки реализации продукции, создавать продукцию с учетом конкретных потребностей конечных потребителей.
Выводы. Таким образом, экономические и политические трансформации 1990-х годов в России привели к существенным изменениям механизма государственной поддержки растениеводства. Сложившаяся система государственного воздействия на развитие растениеводства на всех уровнях управления не в полной мере стимулирует хозяйствующих субъектов аграрной сферы к росту производства растениеводческой продукции. В частности, в Республике Дагестан основной объем государственной поддержки направляется на стимулирование производства винограда и овощей, в то время как производство зерновых и зернобобовых культур, кормовых находится в кризисном состоянии.
Преодоление многих негативных тенденций в растениеводстве, обеспечение устойчивости и эффективности его функционирования могут быть достигнуты лишь путем перевода растениеводства на инновационную модель развития. Имеющееся отставание растениеводства в России от экономически развитых стран по технико-технологическому уровню развития настолько существенно, что требует принятия крупномасштабных мер государственной поддержки. В связи с чем целесообразно придать законодательный характер государственной инновационной политике и обеспечить условия для планомерной ее реализации.
Улучшение экономического механизма государственной поддержки растениеводства целесообразно проводить в рамках финансовой, ценовой, кредитной, страховой и налоговой подсистем. Для увеличения объема инвестиций в аграрную сферу нужно повышение доступности кредитных ресурсов и упрощение процедуры их получения. Необходимо плавное смягчение кредитно-денежной политики в стране, способствующее увеличению денежного предложения и снижению процентной ставки. Такие меры позволят обеспечить привлечение инвестиций в отрасль, что способствует ускоренному росту производства продукции и повышению ее кон-
курентоспособности.
Другим важным направлением улучшения экономического механизма государственной поддержки растениеводства является отвечающая современным условиям и требованиям система агрострахования. Совершенствование действующей модели агрострахования должно быть направлено на повышение страховых выплат и заинтересованности сельскохозяйственных организаций в страховании, расширение направлений страхования рисков.
Еще одним направлением улучшения экономического механизма государственной поддержки растениеводства является льготное налогообложение. Данное направление способствует снижению издержек производства продукции, повышению рентабельности и росту инвестиционной привлекательности. Расширение льготного налогообложения в перспективе должно учитывать аспекты ресурсосбережения, инновационности производства, импортозаме-щения и формирования человеческого капитала в селе [18].
Эффективность ведения сельского хозяйства во многом зависит от того, насколько рационально семеноводство осуществляет свою деятельность. В современных условиях наиболее актуальным направлением является организационно-экономическое улучшение семеноводства сельскохозяйственных культур. Организационные меры государственной поддержки развития семеноводства включают совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях по испытанию, регистрации и охране селекционных достижений, процессу лицензирования и контроля качества сортовых семян, разработке и периодическому обновлению государственных и региональных программ развития семеноводства сельскохозяйственных культур. Экономические меры поддержки семеноводства охватывают условия кредитования селекционных и семеноводческих организаций, а также субсидирования из федерального бюджета части расходов на приобретение высокотехнологичной техники сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Одним из важных направлений совершенствования механизма государственной поддержки растениеводства является организационная составляющая системы. При этом особого внимания заслуживает вопрос развития форм производственной и сбытовой кооперации между производителями растениеводческой продукции, заготовителями и организациями перерабатывающей промышленности. В современных условиях сельскохозяйственные кооперативы призваны осуществлять заготовку, хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку растениеводческой продукции, заключать сделки, проводить мониторинг и исследование продовольственного рынка, рекламировать продукцию и обеспечить продажу готового продовольствия.
Еще одним важным направлением улучшения механизма государственной поддержки растениеводства является эффективная кадровая политика в аграрной сфере. Наличие в хозяйстве квалифицированных работников становится дополнительным фактором стабильности и успешности, приводящим к росту производительности труда и качества выпускаемой продукции. Кроме того, особое внимание должно уделяться подготовке управленцев для аграрной сферы, способных действовать в современной инновационной среде.
Литература
1. Абдулаева З. З., Хаджалова Х. М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10. — С. 924-927.
2. Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы. Материалы Международной научной конференции. Сборник трудов конференции. — М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. — 2015. — 470 с.
3. Гичиев Н. С. Стратегические направления внешнеэкономической интеграции приграничного региона в условиях глобализации мировой экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — № 4. — С. 89-95.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm, свободный. — Загл. с экрана.
5. Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
6. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Системный подход к формированию концепции развития агропродо-вольственного комплекса региона // Проблемы развития АПК региона. — 2012. — №3. — С. 121-130.
7. Дохолян С. В., Юнусова П. С., Ибаев Р. К., Исхаков Ф. Р. Продовольственный рынок региона: теория
и практика. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010.
8. Постановление Правительства Республики Дагестан от 19 марта 2013 г. — № 136.
9. Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 673 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы"".
10. Постановление Правительства Республики Дагестан от 21 июня 2013 г. № 321.
11. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1295 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства».
12. Постановление Правительства РФ от 19.12.2014 № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
13. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. № 46.
14. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 № 292.
15. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. «Об установлении минимальной ставки субсидии на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур в РФ».
16. Прокопьев М. Г. Санкции и продовольственная безопасность // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. —№ 9. — С. 25-32.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Р32. Стат. сб. / Росстат. — М., 2017. —1402 с.
18. Хаджалова Х. М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 4(38). — С. 290-299.
19. Хаджалова Х. М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 2. — С. 58-62.
20. Gichiev N. S. Foreign trade and economic growth: regional projection // The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. P. 357-368.
21. Massey M. D. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and evelopment review. 1993. Vol. 19(3).
22. Ranis G., J. C. H. Fei. A Theory of Economic Development, American Economic Review. Vol. 51.
23. Schamiloglu U. (2006). Muslims in Russia, the Growth and Influence of Islam in the Nations of Asia and Central Asia. Philadelphia: Mason Crest Publishers.
References:
1. Abdullaeva Z. Z., Hadzhalova H. M. Problems and the directions of development of small business in the Republic of Dagestan//Economy and business. 2014. No. 10. P. 924-927.
2. The agrarian sector of Russia in the conditions of the international sanctions: calls and answers. Materials of the International scientific conference. Collection of works of a conference. M.: RGAU -MSHA publishing house of K.A. Timiryazev. 2015. 470p.
3. Gichiyev N. S. The strategic directions of the external economic integration of the border area in the conditions of globalization of world economy//Regional problems of transformation of economy. 2010. No. 4. P. 8995.
4. The state program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020. [An electronic resource]. Access mode: www.mcx.ru/documents/ document/show/22026.htm, free. Heading from the screen.
5. State system of legal information. Official Internet portal of legal information. [An electronic resource]. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/, free. Heading from the screen.
6. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z. System approach to formation of the concept of development of an agro-food complex of the region // Problems of development of agrarian and industrial complex of the region. 2012. No. 3. P. 121-130.
7. Dokholyan S. V., Yunusova P. S., Ibayev R. T., Iskhakov F. R. Food market of the region: theory and practice. Makhachkala: ISEI DNTs RAS, 2010.
8. Resolution of the government of the Republic of Dagestan of March 19, 2013. No. 136.
9. The resolution of the government of the Republic of Dagestan of December 13. 2013. No. 673 «About the approval of the state program of the Republic of Dagestan Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and foodfor 2014-2020».
10. Resolution of the government of the Republic of Dagestan of June 21, 2013. No. 321.
11. The resolution of the Government of the Russian Federation of December 12, 2012. Nо. 1295 «About the approval of rules of granting and distribution of subsidies from the federal budget to budgets of territorial subjects of the Russian Federation on support of separate subsectors of crop production».
12. The resolution of the Government of the Russian Federation from 12/19/2014 No. 1421 «About modification of the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020».
13. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of February 11. 2015. No. 46.
14. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation from 7/13/2016. No. 292.
15. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of November 11, 2013 «About establishment of the minimum rate of a subsidy for 1 hectare of cultivated area of crops in the Russian Federation».
16. Prokopyev M. G. Sanctions and food security//Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 9. P. 25-32.
17. Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2017: P32 Stat. сб. /Rosstat. — M, 2017. — 1402 p.
18. Hadzhalova H. M. Institutional bases of regulation of quality of life in regions//Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 4(38). P. 290-299.
19. Hadzhalova H. M. Social and economic safety and threats of social stability in the region // National interests: priorities and safety. 2010. No. 2. P. 58-62.
20. Gichiev N. S. Foreign trade and economic growth: regional projection // The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. P. 357-368.
21. Massey M. D. et Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and evelop-ment review. 1993. Vol. 19(3).
22. Ranis G., J. C. H. Fei. A Theory of Economic Development, American Economic Review. Vol. 51.
23. Schamiloglu U. (2006). Muslims in Russia, the Growth and Influence of Islam in the Nations of Asia and Central Asia. Philadelphia: Mason Crest Publishers.