Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПОСЛЕ БРЕКСИТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПОСЛЕ БРЕКСИТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / БРЕКСИТ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ГОРИЗОНТ 2020 / ЭРАЗМУС / EUROPEAN UNION / UK / BREXIT / EDUCATION / SCIENCE / HORIZON 2020 / ERASMUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скоморохина Оксана Александровна

В статье проанализировано состояние взаимодействия Великобритании и Европейского союза в сфере образования и науки. Великобритания, являясь ключевым участником программ в исследуемой сфере, после выхода из Евросоюза может остаться в неопределенной ситуации, несмотря на значимость участия Великобритании в европейских образовательных и научных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES FOR POST-BREXIT COOPERATION BETWEEN THE UK AND THE EUROPEAN UNION IN EDUCATION AND SCIENCE

The article analyzes the state of interaction between the UK and the European Union in the field of education and science. The UK, being a key participant in the programs in the studied area, after leaving the European Union may remain in an uncertain situation, despite the importance of the UK's participation in European educational and scientific projects.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПОСЛЕ БРЕКСИТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ»

The Newman In Foreign Policy № 58 (102) Vol. 1, январь-февраль 2021 г.

59

УДК 327

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПОСЛЕ БРЕКСИТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

© Скоморохина Оксана Александровна1

1 аспирант факультета истории, политологии и права, ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет, «МГОУ», Московская область, Мытищи)

В статье проанализировано состояние взаимодействия Великобритании и

Европейского союза в сфере образования и науки. Великобритания, являясь ключевым участником программ в исследуемой сфере, после выхода из Евросоюза может остаться в неопределенной ситуации, несмотря на значимость участия Великобритании в европейских образовательных и научных проектах.

Ключевые слова: Европейский союз; Великобритания; брексит; образование; наука; Горизонт 2020; Эразмус.

Вопрос о том, какие отношения Великобритания будет иметь с единой Европой после брексита остается открытым. В ходе исследований постинтеграционного

взаимодействия Лондона и Брюсселя основное внимание уделяется четырем свободам и аспектам единого рынка - иммиграции, торговле и расхождениям в регулировании - в то время как другим аспектам отношений Великобритании с Европой уделялось мало внимания. С другой стороны, важно обратить внимание на программы культурного и образовательного обмена, которые в будущем могут стать действенным механизмом по привлечению талантливых студентов и перспективных ученых со всей Европы.

Исследования и наука по своей сути являются трансграничной, транснациональной деятельностью. Научная деятельность и образование требуют сотрудничества между университетами и научно-исследовательскими институтами в разных странах, привлечения сотрудников разных национальностей, обеспечения быстрого распространения идей и талантов.

Отношения Великобритании и ЕС в сфере образования и науки являются одними из самых многоаспектных, среди всех государств-членов ЕС. В 2014-2015 учебном году в Великобритании 23% всех студентов высших учебных заведений дневной формы были иностранцами. В данных условиях также наблюдается растущая зависимость от студентов из ЕС, учитывая демографию Великобритании и замедление подачи заявок от студентов, не являющихся членами ЕС.

Великобритания, так же как и другие государства-члены ЕС, является участником научных и образовательных программ в рамках Союза. К таким программам относятся «Горизонт 2020» («Horizon 2020») и «Эразмус+» («Erasmus+»), которые, в свою очередь, входят в программы финансирования ЕС на 2014-2020 гг. для исследований и инноваций, а также для образования, подготовки кадров, молодежи и спорта, включая образовательные обмены для молодежи.

Великобритания имеет самую высокую долю (12,8%) участников подписанных грантовых соглашений «Горизонт 2020», обогнав по этому показателю в 2016 г. Германию (12,7%), Испанию (10,3%), Италию (9,4%) и Францию (9,1%) (Horizon 2020 in full swing three years on: key facts and figures 2014— 2016, 2017, P. 27). А в 2017 г. более 47 тысяч участников и 742 британских проектов стали участниками проекта «Эразмус+», получив грантовую поддержку н общую в размере 105,77 млн. евро (Erasmus+ Annual Report Factsheets United Kingdom, 2017, P. 1) .

Лондон также получил 5,7 млрд евро (15,2%) от программы «Горизонт 2020», что делает ее вторым крупнейшим получателем финансирования после Германии.

Программа ЕС «Горизонт 2020» является ключевой программой ЕС по сотрудничеству в сфере научных исследований, которая реализуется с 2014 г. Например, в 2015 г. в пользу Великобритании в рамках грантов на научные исследования было перечислено 1,4 млрд. евро, что составляет 15% от общего фонда (HM Treasury, European Union Finances 2015, 2015, P. 51) .

В рамках программы «Горизонт 2020» Соединенное Королевство получило пропорционально большую долю

финансирования. Но, тем не менее, данная программа с большой вероятностью будет заменена аналогичной в 2021 г., что совпадает

The Newman In Foreign Policy № 58 (102) Vol. 1, январь-февраль 2021 г.

60

также с окончанием срока реализации Многолетнего проекта бюджета ЕС (Multiannual Financial Framework) на 2014-2020 гг. Более того, Великобритания в 2017 г. заявила о своем намерении остаться участником программы многолетних бюджетов ЕС после 2020 г., но уже не в роли члена объединения (Joint report from the negotiators of the European Union and the United Kingdom Government, 2017, pp. 2-12).

Важно отметить, что рамочные программы ЕС предполагают членство в ЕС, хотя для стран, не входящих в ЕС, возможна полная ассоциация с текущей исследовательской и инновационной программой «Горизонт 2020» на сумму 80 млрд. евро. Данный механизм можно рассматривать как один из аспектов «мягкой силы» Евросоюза (Highman, L., 2019, P. 46), который ориентирован на страны-кандидаты в ЕС и наращивание потенциала в области развития высшего образования в рамках европейской политики соседства.

Программа «Эразмус+» предусматривает финансирование образования,

профессиональной подготовки и спорта с уделением особого внимания работе с молодежью, а также финансирование мероприятий, ориентированных на все возрастные группы. ЕС рассматривает эти программы как средство решения социально-экономических проблем, с которыми может столкнуться Европа, таких, например, как безработица.

Великобритания в настоящее время является значительным игроком в обеих программах. Более 53% студентов университетов, проходящих обучение за рубежом, делают это через «Эразмус+».

В рамках «Эразмус+» Великобритании, как ожидается, будет выделен 1 млрд евро в течение 2014-2020 гг., но только в течение 2019 г. 187 млн евро были распределены на проекты Великобритании на сегодняшний день (Erasmus+ Call published 2019, 2018).

Можно отметить, что Правительство Великобритании готово продолжать участвовать в различных программах ЕС, но при прекращении отчислений в бюджет блока. Например, Великобритания планирует после «брексита» сохранить свое участие в следующих программах: Европейское агентство по лекарственным средствам, Европейское агентство по химическим веществам, Европейское агентство по авиационной безопасности, Европейское

Управление по безопасности пищевых продуктов, космической программе ЕС «Галилео» и др.

В 2019 г. Лондон и Брюссель достигли договоренностей относительно сохранения прав участников программы «Эразмус+» на продолжение своей текущей учебной деятельности в рамках программы студенческой мобильности. Стороны пришли к тому, что необходимо обеспечить возможность продолжения текущей деятельности по мобильности в области образования с участием Соединенного Королевства, которая началась не позднее даты официального выхода страны из Евросоюза (Regulation (EU) 2019/499, 2019).

В случае выхода Великобритании из ЕС без сделки, исходя из заявления Правительства Соединенного Королевства, Лондон будет иметь возможность участвовать в программе «Горизонт 2020» как третья страна, то есть страна, не входящая в Евросоюз. При этом на участие Великобритании будут наложены ограничения, так как третьи страны не могут участвовать в проектах в области космоса и безопасности, допускающие к участию только государства-члены блока. Также Лондон намерен сохранять финансирование только тех проектов, которые будут начаты до конца 2020 г. (UK participation in Horizon 2020 after Brexit, 2019).

Тем не менее, исследовательское сотрудничество ученых европейских государств опирается на постоянное взаимодействие, последовательность и доверие, сформированные в течение длительного периода времени, с обеих сторон.

Некоторые университеты Великобритании уже берут на себя создание небольших неформальных европейских сетей для расширения сотрудничества в области исследований и мобильности, а также начинают формирование собственных фондов финансирования студенческой мобильности.

Например, в качестве одного из механизмов поддержания сети студенческой

The Newman In Foreign Policy № SS (1Q2) Vol. 1, январь-февраль 2Q21 г.

öl

мобильности Великобритания намерена продолжать сотрудничество с Брюсселем в рамках программы «Creative Europe», нацеленной на взаимодействия в сфере развития культуры и творчества (The future relations between the United Kingdom and the European Union, 2018. P. 79).

В настоящее время можно выделить четыре основных механизма сотрудничества Великобритании и Евросоюза в сфере науки и образования, в частности, в рамках программы «Горизонт 2021-27», которая является предполагаемым следствием программы «Горизонт 2020»:

• члены ЕАСТ ЕЭЗ (т. е. Норвегия, Исландия и Лихтенштейн за исключением Швейцария);

• кандидаты и потенциальные кандидаты на вступление в ЕС;

• государства, входящие в европейскую политику соседства (государства, граничащие с ЕС с юга и востока);

• третьи страны, которые удовлетворяют определенным критериям и соглашаются с определенными положениями в рамках соглашения между такой страной и ЕС, включая справедливый баланс в финансовом вкладе таких стран и получаемых ими выгодах, а также исключения возможности третьих стран влиять на процесс принятия решений в рамках программы.

Наиболее благоприятным путем сохранения двусторонних контактов Лондона и Брюсселя после выхода Великобритании из ЕС в сфере образования и науки является ассоциированное членство с целью участия в рамочных программах Евросоюза. Программа ассоциированного членства в ЕС используется блоком в качестве инструмента мягкой силы и ранее была сосредоточена главным образом на укреплении потенциала в Европейском соседстве, ориентируясь в первую очередь на европейскую политику соседства или страны-кандидаты, за некоторыми заметными исключениями (Исландия, Норвегия и Лихтенштейн). Великобритания явно не вписывается ни в одну из этих категорий, так как одним из основополагающих тезисов голосования по брекситу было именно ограничение на свободное передвижение людей после выхода из ЕС.

С точки зрения Британской академии (Национальной академии Великобритании для общественных и гуманитарных наук), правительство Соединенного Королевства

должно рассмотреть вопрос об адаптации существующей организации и ресурсов для оказания влияния на рамочные программы с учетом условий ассоциированного членства (Association with European Union Framework Programmes for Research & Innovation: Challenges and Opportunities, 2018, P. 11).

Поэтому из-за особого характера как процесса выхода Великобритании из ЕС, так и ее будущих отношений с Брюсселем, возможно, что существующие рамочные соглашения по исследованиям и инновациям с третьими странами, такими как ассоциация, бесполезны. Поэтому выход за рамки существующих партнерств и моделей может оказаться более полезным занятием, чем попытки воспроизвести существующие механизмы.

Таким образом, основанием для построения нового формата взаимодействия в сфере образования и науки между Лондоном и Брюсселем, в первую очередь, должен стать окончательный выход Великобритании из блока, который, в настоящее время, назначен на 31 января 2020 г.: со сделкой или без нее. В противном случае, неопределенность бесполезна как для Великобритании, так и для более широкого Европейского

исследовательского сообщества, учитывая, что исследовательские программы имеют временные рамки лет.

Список источников и литературы:

1. Association with European Union Framework Programmes for Research & Innovation: Challenges and Opportunities. 2018. Official website of The British Academy. URL: https://www.thebritishacademy.ac.uk/publications/ europe-futures-association-european-union-framework-research-innovation

2. Erasmus+ Annual Report Factsheets United Kingdom, 2017. Official website of the European Commission. URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/resources/documents/erasmus-annual-report-factsheets-united-kingdom_en

3. Erasmus+ Call published 2019. 2018. URL: https://www.erasmusplus.org.uk/news/2019-erasmus-call-published

4. Highman L., 2019. Future EU-UK research and higher education cooperation at risk: what is at stake? Tertiary Education and Management.

The Newman In Foreign Policy № 58 (102) Vol. 1, январь-февраль 2021 г.

62

5. Horizon 2020 in full swing three years on: key facts and figures 2014—2016. 2017. Official website of the European Commission. URL:

https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/sites /horizon2020/files/h2020_threeyearson_a4_horizo ntal_2018_web.pdf

6. HM Treasury, European Union Finances 2015. 2015. Official website of the United Kingdom Government. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/u ploads/attachment_data/file/483344/EU_finances_ 2015_final_web_09122015 .pdf

7. Joint report from the negotiators of the European Union and the United Kingdom Government. 2017. Official website of the. Official website of the European Union Government. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/u ploads/attachment_data/file/665869/Joint_report_o n_progress_during_phase_1_of_negotiations_unde r_Article_50_TEU_on_the_United_Kingdom_s_or derly_withdrawal_from_the_European_Union.pdf

8. Regulation (EU) 2019/499 of the European Parliament and of the Council of 25 March 2019 laying down provisions for the continuation of ongoing learning mobility activities under the Erasmus+ programme established by Regulation (EU) No 1288/2013, in the context of the withdrawal of the United Kingdom from the Union. 2019. . Official website of the European Commission. Official website of the European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2019/499/oj

9. UK participation in Horizon 2020 after Brexit. 2019. Official website of the United Kingdom Government. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-participation-in-horizon-2020-uk-government-overview/uk-participation-in-horizon-2020-after-brexit

10. The future relations between the United Kingdom and the European Union. 2018. Official website of the United Kingdom Government. URL:

https://assets.publishing.service.gov.uk/governmen t/uploads/system/uploads/attachment data/file/786 626/The Future Relationship between the Unite

d Kingdom and the European Union 120319.pd f

PERSPECTIVES FOR POST-BREXIT COOPERATION BETWEEN THE UK AND THE EUROPEAN UNION IN EDUCATION AND SCIENCE

© Skomorokhina Oxana Alexandrovna

PhD student, Faculty of history, political science and law, Moscow Region State University, Moscow region, Mytishchi

Abstract: The article analyzes the state of interaction between the UK and the European Union in the field of education and science. The UK, being a key participant in the programs in the studied area, after leaving the European Union may remain in an uncertain situation, despite the importance of the UK's participation in European educational and scientific projects.

Key words: European Union; UK; brexit; education; science; Horizon 2020; Erasmus.

Рукопись поступила: 5 декабря 2020 г. Submitted: 5 december 2020

Журнал актуальных международных исследований The Newman in Foreign Policy. Название на русском языке: «Новый человек в международной политике» Учредитель Никуленков Василий Валентинович.

Журнал зарегистрирован в российской наукометрической базе цитирования (РИНЦ) Номер договора 443-06/2015. Научная электронная библиотека e-library http://elibrary.ru/title_about.asp?id=54869

ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/iournal/3095

КиберЛенинка https://cyberleninka.ru/iournal/n/the-newman-in-foreign-policy?i=1065318 ISSN 2412-8198

Главный редактор, учредитель - В.В. Никуленков

Технический редактор - Е.Д.Дубова. Выпуск № 58 (102) от 3.03.2021 (третьего марта две тысячи двадцать первого года)

https://ninfp.jimdo.com/ Периодичность: "Один раз в два месяца».

Телефон: Моб.тел. 8-923-277-07-27; e-mail редакции: newman-studsib@mail.ru Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Авторское право и авторская редакция текстов подтверждается авторами публикаций на основании подписания авторских договоров размещения в наукометрической базе данных.

Иллюстрация на обложке: автор Шильдина Анна, участник конкурса рисунков в 2011 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.