Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 58
УДК 32:378.4
БОТ: 10.17223/1998863Х/58/22
Е.В. Хахалкина
БРЕКЗИТ И СТУДЕНЧЕСКАЯ ИММИГРАЦИЯ В СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО: ТОЧКИ РОСТА И РАЗЛОМА1
Статья выстроена вокруг поиска ответов на два вопроса: как повлиял брекзит на динамику въезда студентов из стран ЕС и какие новые возможности он представляет для системы высшего образования Великобритании в будущем. Сделаны выводы о том, что произошедшее снижение количества поступающих из Евросоюза в британские вузы не вызывает серьезных опасений Лондона, принявшего меры для компенсации возможных потерь.
Ключевые слова: брекзит, студенческая миграция, интернационализация, политика в сфере университетского образования.
Пандемия коронавируса на неопределенное время отодвинула другие насущные вопросы из внутри- и внешнеполитической повестки стран мира. К таковым относится долгое время занимавший лидирующие строчки в топ-пятерке актуальных международных проблем брекзит, или выход Великобритании из состава Европейского союза, состоявшийся 31 января 2020 г., незадолго до введения ВОЗ 11 марта пандемии нового типа инфекции.
Однако примечательным выглядит тот факт, что два этих события оказались тесно связаны между собой: и то и другое явления имеют прямое отношение к свободной мобильности людей. Переговоры о брекзите, последовавшие вслед за референдумом 23 июня 2016 г. о членстве Великобритании в ЕС, вызвали снижение численности прибывающих в Британию иммигрантов разных категорий из стран Евросоюза и, наоборот, спровоцировали так называемый брексодус - массовый «исход» граждан других стран ЕС, находящихся на территории Соединенного Королевства. Согласно одному из исследований, проведенных после референдума, 82% работающих в стране итальянцев выразили желание уехать из Британии, при этом каждый третий ответил, что хотел бы вернуться на родину [1].
Профессия ученого в наши дни сопряжена с мобильностью. Одним из важных элементов эффективной работы международных исследовательских коллабораций внутри Европейского союза являлась свобода передвижения. В настоящее время, когда продолжаются переговоры между Лондоном и Брюсселем об окончательных условиях выхода островного государства из объединения, трудно прогнозировать, как изменяться правила передвижения людей между Великобританией и странами ЕС после окончания переходного периода 31 декабря 2020 г.
Заметим, что для Великобритании участие в европейских образовательных и научных грантах наряду с приемом студентов из стран ЕС имеет большое значение. Страна обладает одной из старейших систем высшего образования
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ, проект «Политическое конструирование университетского города в формируемом образе будущего России», N° 20-011-31664.
и имеет крепкие позиции в области интернационализации студентов. Британские вузы входят в первые строчки мировых рейтингов университетов:
Мировой рейтинг университетов Times Higher Education 2020 [2]:
• Оксфордский университет.
• Кембриджский университет.
• Имперский колледж Лондон.
• Университетский колледж Лондона (UCL).
• Лондонская школа экономики и политических наук.
• Эдинбургский университет.
• Королевский колледж Лондона.
• Манчестерский университет.
• Университет Уорика.
• Бристольский университет.
Рейтинг университетов мира QS на 2021 г. по версии Top Universities [2]:
• Оксфордский университет.
• Кембриджский университет.
• Имперский колледж Лондон.
• Университетский колледж Лондона (UCL).
• Эдинбургский университет.
• Манчестерский университет.
• Королевский колледж Лондона.
• Лондонская школа экономики и политических наук.
• Бристольский университет.
• Университет Уорика.
Соединенное Королевство также является одним из мировых лидеров по приему иностранных студентов (табл. 1); они составляют пятую часть всех студентов высших учебных заведений страны, и их годовой приток вырос на 18% с 2009/10 по 2018/19 уч. гг. В численном выражении в 2018/19 уч. г. 486 тыс. иностранных студентов из ЕС (143 тыс. человек) и из других стран (343 тыс. человек) обучались в высших учебных заведениях Великобритании, что является самым большим показателем за всю историю наблюдений [3].
Таблица 1. Топ-10 стран происхождения иностранных студентов-первокурсников в вузах Соединенного Королевства, 2018-2019 гг. [4]
Страна происхождения Количество первокурсников Доля от всех студентов 1-го года обучения, %
Китай 86 485 32
Индия 17 760 7
Соединенные Штаты 12 085 5
Германия 7 115 3
Гонконг 6 925 3
Франция 6 645 2
Малайзия 5 940 2
Италия 5 930 2
Нигерия 5 485 2
Греция 4 770 2
Следует отметить, что хотя подавляющее большинство иностранных студентов прибывают из стран вне ЕС, стоимость обучения для них заметно выше (от 15 500 ф. ст. за обучение в бакалавриате до 58 000 ф. ст. в год на некоторых курсах), чем для студентов из стран ЕС, которые платят наравне с британскими обучающимися (9 250 ф. ст. в год) [5].
В настоящее время Соединенное Королевство все больше полагается на студентов из Китая, численность которых более чем утроилось с 2006/07 по 2018/19 уч. гг. - 32% всех новых студентов-первокурсников. Эта тенденция наблюдается и в других странах, что объясняется большой численностью населения КНР и ее растущим благосостоянием. В США, например, китайские студенты составили 34% всех иностранных студентов в 2018/19 уч. г., в Австралии - 37% [3].
Между тем количество индийских студентов в Соединенном Королевстве заметно сократилось в 2011/12 уч. г., что было связано с отменой рабочей визы после учебы, но в 2016/17 уч. г. динамика восстановилась [4]. В то же время с 2011/12 уч. г. наблюдается общее сокращение числа абитуриентов из основных стран ЕС: из Ирландии - на 37%, Кипра - на 37, Греции на - 21, Германии на - 18 и Франции на - 14%. Исключением стала Италия, численность поступающих в британские вузы из которой увеличилась почти вдвое [Ibid.].
В последние годы Великобритания была вторым по популярности направлением для иностранных студентов в мире после США. В 2017 г. Соединенные Штаты приняли 26% студентов высших учебных заведений из всех стран, которые учились за границей в университетах ОЭСР, Великобритания оказалась на втором месте (12%). Но доля рынка снижается, и в других англоязычных странах, таких как Австралия, Новая Зеландия и Канада, сейчас наблюдается значительный рост иностранных студентов, равно как и в европейских странах, которые все чаще предлагают курсы на английском языке [Ibid.].
Уменьшение численности связано с изменениями в порядке получения студенческой визы и недавним выходом Великобритании из ЕС. Правительство Б. Джонсона гарантировало сохранение прежней стоимости обучения для студентов из ЕС до конца 2020/21уч. г., но с 2021/22 уч. г. такие студенты больше не будут рассматриваться на тех же основаниях, что и британские. Н. Хиллман, директор аналитического центра Института политики высшего образования Великобритании, назвал решение правительства «небольшим сюрпризом» [6]. Он подчеркнул, что «более высокие сборы и прекращение доступа к студенческим ссудам могут привести к снижению примерно на 60% числа студентов из ЕС, приезжающих в Великобританию для учебы. Если это произойдет, наши университеты будут менее разнообразными и менее открытыми для влияния других стран». Но, продолжил он, «было бы морально и юридически трудно взимать с граждан ЕС более низкие сборы, которые мы уже взимаем со студентов из других стран, как только Брекзит вступит в силу» [6].
Согласно одному из недавних исследований, проведенному вслед за решением правительства Великобритании от 23 июня 2020 г. повысить плату за обучение для студентов из стран ЕС, Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) и Швейцарии и лишить статуса, которым обладают британские студенты после брекзита, может произойти сокращение численности иностранных студентов из ЕС на 25% [7]. Около 84% потенциальных студентов из ЕС заявляют, что они «определенно не будут» учиться в Великобритании, если плата за обучение будет удвоена. Кроме того, 56% будущих студентов говорят, что на их решение учиться в Великобритании повлияет прекращение доступа к сту-
денческим ссудам, о чем также было объявлено правительством Б. Джонсона. Нидерланды и Германия могут стать наиболее популярными альтернативными направлениями [7].
Интернационализация является одной из ключевых доходных статей бюджета Соединенного Королевства. По оценкам университетов Великобритании, в 2014-2015 гг. иностранные студенты внесли в экономику страны валовой доход в размере 25,8 млрд ф. ст. Иностранные студенты также являются элементом «мягкой силы» силы за рубежом [3]. В 2018 г. Институт политики в области высшего образования (НЕР1) опубликовал подробное исследование преимуществ и издержек увеличения количества иностранных студентов в Великобритании [8].
Согласно его данным каждый студент, не являющийся гражданином ЕС, несет бремя расходов в размере всего 7 тыс. ф. ст. на государственный кошелек, при этом вкладывая в экономику Великобритании в среднем 95 тыс. ф. ст.: «Выгода от приема студентов из стран, не входящих в ЕС, в 14,8 раз больше, чем общие затраты» [9]. Студенты из ЕС не имеют такого значительного влияния на государственный кошелек, но их чистые взносы составляют около 68 тыс. ф. ст. на душу населения [9].
К издержкам авторы доклада относят слабо измеряемые, но ощутимые негативные внешние эффекты для общества в целом, такие как увеличение скопления людей, загрязнение и шум. Кроме того, присутствие иностранных студентов может повлиять на цены за счет изменения местного спроса на товары и услуги [9].
Согласно статистике Службы приема в университеты и колледжи количество иностранных студентов, принятых из стран вне ЕС для обучения в британских учебных заведениях, увеличилось на 2% в 2020 г., а количество студентов из стран ЕС упало на 13,2%, до 22 940 человек. В общей сложности было принято 35 080 иностранных студентов из стран за пределами ЕС, что превысило предыдущий рекорд в 33 630 человек в 2019 г. Однако эксперты объясняют снижение задержкой результатов экзаменов по всей Европе после пандемии Covid-19 [10].
Итоговые цифры по приемной кампании 2020 г. еще уточняются, однако уже сейчас ясно, что количество иностранных студентов из Китая увеличилось на 1 100 по сравнению с 2019 г. до 8 840. Гонконг также увеличил свою численность с 3 010 до 3 430 человек (это стало самой большой группой принятых студентов). Число приемов из третьей по величине страны происхождения - Индии - также увеличилось на 12% по сравнению с показателями 2019 г., достигнув исторического максимума в 2 720 человек. Однако цифры из Малайзии упали до 1 720 человек - такого снижения не наблюдалось более десяти лет. Число принятых студентов из Сингапура также сократилось примерно на 5% с 1 450 в 2019 г. до 1 380 в 2020 г [10].
В табл. 2 представлены данные по университетам Соединенного Королевства, лидирующим в области интернализации.
Хотя за последние 20 лет Великобритания более чем удвоила прием иностранных студентов, с 2007 по 2017 г. ее доля на мировом рынке упала с 11 до 8% в пользу Австралии, Канады и Китая [4], что показано в табл. 3. Среди причин такого снижения - ограничения на возможности работы после учебы. Исследования показывают, что иммиграционная система Велико-
британии оказывает определенное влияние на выбор студентов для обучения наряду с такими факторами, как положение в экономике, политика в странах-конкурентах и др. [4].
Таблица 2. 2019 г. Британские университеты с наибольшей численностью иностранных
студентов [11]
Название Из Евросоюза Из стран вне ЕС Общее количество
Университетский колледж Лондона 4930 13 060 17 990
Манчестерский университет 2 785 10 965 13 750
Эдинбургский университет 3 725 8 300 12 025
Королевский колледж Лондона 4 080 7 095 11 175
Университет Глазго 3 175 5640 8 815
Оксфордский университет 2640 5 570 8 210
Кембриджский университет 2 635 4 415 7 050
Вестминстерский университет 2 285 4 090 6 375
Университет Абердина 2 865 1 915 4 780
Йоркский университет 890 3185 4 075
Таблица 3. Топ-10 государств с наибольшей численностью иностранных студентов [12]
Страна назначения Количество студентов
США 1 095 299
Соединенное Королевство 496 570
Китай 492 185
Канада 435 415
Австралия 420 501
Франция 343 400
Россия 334 497
Германия 282 002
Падение доли Великобритании на мировом рынке иностранных студентов отражает потерю ею студентов из США, Европы и особенно Индии. Снижение численности студентов из Республики Индии после 2011 г. последовало вслед за закрытием рабочего маршрута после учебы в 2012 г. и новой системой студенческих виз, введенной Министерством внутренних дел с 2010 г. Эта политика была направлена на сокращение злоупотреблений студенческим маршрутом и включала новые меры контроля для иностранных студентов и принимающих их учебных заведений, такие как требование владения английским языком, ограничение для студентов ниже уровня образования с иждивенцами, а также внедрение системы высокого уровня доверия. Когда были внесены эти изменения, резко сократилось количество колледжей дальнейшего образования, имеющих лицензию для спонсирования студентов.
Некоторые исследователи утверждают, что если иностранные студенты продолжат работать в Великобритании после окончания учебы, это принесет пользу экономике страны, поскольку они молоды и получили образование в Великобритании с особыми навыками, такими как знание языка и культуры, которые могут помочь британским предприятиям выйти на новые рынки. Исследование, проведенное по заказу НЕР1, также показало, что иностранные студенты, которые остались в Великобритании после окончания учебы, внесли существенный вклад в налоговые поступления страны [4].
Впрочем, Британия выигрывает и от ситуации, когда иностранные студенты возвращаются в страну происхождения и становятся «послами Великобритании» в своем государстве, занимая позиции, которые позволяют им
устанавливать деловые и исследовательские связи со страной обучения, усиливая тем самым ее «мягкую силу» [13].
Основной экономический вклад студентов связан с тем, что они тратят деньги в Великобритании, в том числе на плату за обучение, проживание, пропитание и поездки. Большинство недавних исследований, изучающих влияние иностранных студентов на экономику, были сосредоточены на экспортных доходах - расходах на товары и услуги в Великобритании с использованием денег, привезенных из-за границы [4].
Поскольку иностранные студенты, как правило, молодые и с небольшим количеством иждивенцев, считается, что они несут относительно небольшие затраты за счет требований к государственным услугам, таким как образование для детей и здоровье. Эти факторы привели исследователей к выводу, что студенты из стран, не входящих в ЕС, фактически «перекрестно субсидируют» обучение своих студентов, например, за счет получения дохода за улучшенные объекты или за счет обеспечения более широкой доступности курсов. В 2017/18 уч. г. плата за обучение студентов из Великобритании (80% всех студентов британских вузов) составляла 30% от общего годового дохода британских университетов, в то время как студенты из ЕС внесли 3%, а студенты из стран, не входящих в ЕС, - 14% [4].
Большинство университетов Соединенного Королевства выступали против выхода страны из Европейского союза, который мог нанести удар по существующей модели интернационализации и лишить Британию доступа к ряду научных программ ЕС и участию в международных коллаборациях. Особую тревогу вызывала перспектива возвращения пограничного контроля.
Однако эксперты развеивают мифы о значительных экономических потерях Великобритании. Например, одна из устойчивых точек зрения, неоднократно повторяемых в период полных неопределенности переговоров об условиях выхода страны из ЕС, состояла в том, что членство в союзе приносило британским университетам значительные преференции в виде гранто-вых и прочих средств. В реальности, хотя Великобритания в целом вносила чистый вклад в фонды ЕС, она также была чистым бенефициаром финансирования проводимых под эгидой ЕС исследований. Согласно данным Управления национальной статистики, опубликованным перед референдумом, Великобритания внесла 5,4 млрд евро в исследования и разработки ЕС в период с 2007 по 2013 г. и получила 8,8 млрд евро на исследования, разработки и инновационную деятельность [14].
Если смотреть более детально, то лишь 3% от общих расходов Великобритании на НИОКР приходятся на Рамочные программы ЕС или их преемников - это существенно, но не критично. Более того, в Англии и Северной Ирландии финансирование исследований ЕС покрывает лишь две трети (65,3%) полных затрат соответствующих проектов по сравнению с 3/4 исследований, финансируемых промышленностью (77,6%) и государственными ведомствами (74,5%) [14].
Одним из объяснений разрыва между ограниченным количеством денег и положительным их восприятием является неравномерное распределение. Некоторые учреждения и некоторые дисциплины особенно полагались на финансирование ЕС. Например, он составляет 11% доходов от исследовательских грантов университетов Russell Group и особенно высока доля дохо-
дов от исследований в области археологии (38%), классики (33%) и информационных технологий, системных наук и разработки программного обеспечения (30%) [14].
Неоднозначно обстоит ситуация с оценкой программ обмена студентами, включая Erasmus. С одной стороны, ценность программы не ставится под сомнение, и потеря доступа к ней указывается в числе самых негативных последствий брекзита [15]. С другой стороны, эксперты замечают: Erasmus не предоставил Великобритании ничего вроде обмена студентами один к одному или реального «обмена». Напомним, что с момента запуска программы в 1987 г. более 200 тыс. студентов учились или работали за границей в рамках Erasmus. В 2012 г. в странах ЕС обучались 15 тыс. британских студентов, преимущественно во Франции, Испании и Германии. В британских университетах, в свою очередь, проходили обучение почти в два раза больше студентов из других стран ЕС - 27 тыс. человек. В 2014 г. программа была включена в более крупную Erasmus+, которая финансирует обмены не только студентов, но также университетского персонала, профессиональных курсов, волонтерской работы и спортивные программы. Стоимость программы на 2014-2020 гг. составляла 15 млрд евро, из которых 1 млрд приходится на Соединенное Королевство [16].
В 2017/18 уч. г. Великобритания приняла 31 877 студентов и стажеров Erasmus+, но отправила только 17 048 человек в другие страны; став третьим получателем (после Испании и Германии), но только шестым «излучателем» участников Erasmus (после Франции, Германии, Испании, Италии и Турции). Очевидно, что население Великобритании не использовало эту программу в полной мере. Низкий уровень изучения иностранных языков в Британии стал особым препятствием: менее одной трети (32%) подростков в возрасте от 15 до 30 лет не могут читать и писать на двух или более языках (включая их первый язык), в отличие от подавляющего большинства во всех странах ЕС [16].
Исследователи справедливо указывают, что «утрата доступа к Европейскому пространству высшего образования и Европейскому исследовательскому пространству не повлияет на все высшие учебные заведения одинаково. Некоторые университеты более открыты для Европы, чем другие. Те, у кого в нынешней когорте много студентов из ЕС, могут беспокоиться о доходах от платы за обучение, в то время как элитные учебные заведения с высокой интенсивностью исследований и традиционно высокими показателями успешности финансирования Европейского исследовательского совета могут больше беспокоиться о том, что эти источники иссякнут» [17].
За период затянувшихся переговоров о бракоразводной сделке c Брюсселем некоторые британские университеты успели подготовиться. Например, открывая новые международные филиалы своих университетов, которые сегодня в основном расположены в таких странах, как Малайзия, Сингапур, Китай или Объединенные Арабские Эмираты. Такая стратегия соответствует новой внешнеполитической доктрине страны «Глобальная Британия», нацеленной на расширение британских позиций за рубежом и поддержку экономики Великобритании за счет экспорта британского высшего образования. Некоторые университеты пытаются создать свои филиалы в ЕС. Например, Университет Ланкастера объявил о создании международного кампуса в
Лейпциге, рассматривая его как «естественное расширение» после более ранних инвестиций в кампусы филиалов в Китае и Гане. Университет Ковентри планирует открыть кампус в польском городе Вроцлав. Они рассчитаны на обучение 2 000 и 2 500 студентов соответственно, включая иностранных студентов, которые будут приняты на работу в оба города [17].
Помимо университетских городков Великобритании, созданных на территории ЕС для обучения студентов из ЕС и других стран, несколько исследовательских университетов наладили сотрудничество, включая физическое присутствие в ЕС. Оксфордский университет активизировал контакты с берлинскими учреждениями. Намерение британского партнера состоит в том, чтобы создать правовую структуру для обеспечения доступа к ресурсам ЕС, чистым бенефициаром которого во время членства являлась Великобритания. Кембриджский университет оформил стратегическое партнерство с Университетом Людвига Максимилиана в Мюнхене. Королевский колледж Лондона и Технический университет Дрездена разработали инициативу йашСатрш, было начато сотрудничество между Университетом Глазго и Университетом Леофана в Люнебурге.
Однако успех этих проектов в предотвращении потери доходов все еще остается неопределенным. Эксперты предупреждают, что предыдущий опыт создания кампусов филиалов оказался сложным в управлении и дорогим в эксплуатации. Кампусы международных филиалов хорошо функционируют, когда они интегрированы в хорошо продуманную стратегию интернационализации [17].
Что касается количества студентов из ЕС, то оно, по прогнозам экспертов, сократится более чем вдвое, хотя они составляют относительно небольшую долю всех студентов в Великобритании - всего 6% (хотя среди студентов-исследователей эта цифра более чем вдвое - 13%). Студенты из ЕС также составляют меньшую долю иностранных студентов, чем в прошлом. Доля иностранных студентов из Европейского сообщества / Европейского союза упала с 47% в 1996 г. до 29% в 2010 г., причем в 2018/19 уч. г. она все еще составляла 29%, когда студентов-первокурсников из Китая было значительно больше (86 485), чем из всех 27 стран ЕС вместе взятых (63 535) [16].
Другая проблема связана с тем, что уже не первый год университеты Британии (речь идет не столько о крупных, сколько средних и малых университетах) испытывают серьезные финансовые трудности, в том числе связанные с их зависимостью от иностранных студентов. В 2010 г. более половины финансирования университеты получали от центрального правительства; в 2019 г. только около 25%. Остальная часть поступает непосредственно от платы за обучение. Уже не первый год сектор высшего образования Великобритании испытывает на себе крупномасштабное недоинвестирование в исследования [18]. Другой серьезной «головной болью» для университетов является Программа пенсионного обеспечения университетов (USS). Это крупнейшая пенсионная система частного сектора в Великобритании с активами более 68 млрд ф. ст. Расчеты показывают, что нехватка финансов в этой схеме составляет от 6,6 до 17,5 млрд ф. ст. Это приведет к увеличению взносов работодателей университетов в систему и усугубит их финансовые проблемы [18].
Новые образовательные ориентиры Британии: риски и возможности
Британские правительства - сначала Т. Мэй, затем Б. Джонсона - уделяли пристальное внимание проблемам высшего образования в связи с предстоявшим Брекзитом. Прием иностранных студентов и участие Британии в процессах интернационализации являются частью общей внешнеполитической стратегии страны. В марте 2019 г. кабинет Т. Мэй принял программный документ «Международная образовательная стратегия: глобальный потенциал, глобальный рост» (далее - стратегия). Иностранные студенты, которые «вносят важный вклад в экономический рост, помогая генерировать инвестиции и рабочие места», признаются в нем ключевую составляющую лидерских позиций Великобритании в области образования [19].
Документ сопровождается отсылками к таким элементам сильных мировых позиций Великобритании как топовые места в рейтинге QS, «всемирно признанная система оценивания, от начальной стадии подготовки до уровня А», «культурные ценности», которые «создают глобальные связи и отношения», и английский язык [19].
В 2016 г. экспорт образовательных услуг принес Великобритании почти 20 млрд ф. ст., из них 1,8 млрд ф. ст. получены от «деятельности в области транснационального образования, что на 73% больше, чем в текущих ценах 2010 г». По оценкам объединяющей британские вузы организации Universities UK, с 2014 по 2015 г. британские университеты, а также их иностранные студенты и гости создали более 940 тыс. рабочих мест [19].
Принятая стратегия предусматривает увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в Великобритании, до 600 тыс. человек к 2030 г. В документе признается, что, несмотря на прогнозируемое «замедление среднегодовых темпов роста численности иностранных студентов в течение следующих 10 лет, этот рынок останется жизненно важным для сектора образования Великобритании» [20]. Планируется привлекать иностранных студентов из таких «ключевых» для Британии географических регионов, как Китай и Гонконг; страны АСЕАН; Ближний Восток и Северная Африка; Латинская Америка. Документ признает также важность и открытость программе Erasmus+, в разработке которой Британия принимала непосредственное участие, а также подтверждается поддержка стипендиальных программ Chevening, Commonwealth и Marshall и других региональных инициатив, например стипендиальной программы Шотландии Saltire [19].
В декабре 2017 г. и в сентябре 2018 г. британское правительство расширило схемы Британского Совета Generation UK-China, предоставив еще большему количеству молодых людей из неблагополучных семей возможность ежегодно проходить стажировку в Китае. Кроме этого, Лондон финансирует программу Study China, которая предполагает трехнедельное погружение в китайский язык и культуру для студентов бакалавриата в Англии. В сентябре 2018 г. было объявлено о выделении дополнительных 400 тыс. ф. ст. в год для программы «Фулбрайт» между США и Великобританией, участие в которой откроет перед талантливыми аспирантами и профессионалами больше возможностей для обучения в британских и американских университетах мирового класса [19].
Пока говорить о результатах реализации стратегии рано; на повестке дня по-прежнему находится выработка оптимальных условий взаимодействия с Европейским союзом после окончания переходного периода. Определенное беспокойство вызывает воздействие пандемии коронавируса на будущее высшего образования Великобритании. COVID-19 представляет собой наиболее серьезную проблему для международной студенческой мобильности в глобальном масштабе со времен Второй мировой войны. «Коронавирус, как ни странно, иллюстрирует, почему нам нужна интернационализация», - считает эксперт по инновациям Р.М. Хелмс от Американского совета по образованию. «Нам нужны студенты, которые понимают глобальные явления, могут видеть ксенофобские и культурные реакции на то, кем они являются, и готовы работать с коллегами по всему миру, чтобы в краткосрочной перспективе решать глобальные кризисы и вносить свой вклад в долгосрочные решения посредством исследований и продвижение знаний» [20].
Дистанционное обучение, введенное по всему миру весной 2020 г., привело к дискуссиям о рисках и преимуществах такого формата обучения, наслоившихся на дебаты о двух концепциях высшего образования - интернационализации и локализме. Первая укладывается в логику глобализационных процессов; вторая связана с идеей о том, что высшие учебные заведения представляют собой связующую нить между университетом, обществом и регионом. По мнению некоторых экспертов, дилемма состоит в том, что сосредоточение внимания на первой концепции приносит международный престиж, в том числе места в глобальном рейтинге университетов, но сосредоточение внимания на второй, локализме, может сделать больше для построения сплоченного общества [20]. Для таких мультикультурных сообществ, как британское, локализм имеет особо важный характер. Университеты с заметным присутствием иностранных студентов меняют внешний облик городов, в которых они находятся, и в отдельных случаях происходит обострение миграционных проблем. Такое положение дел также требует пристального экспертного внимания.
Итак, пандемия коронавируса высветила как уязвимые места образовательных систем многих стран мира, включая комплекс хронических проблем, затрудняющих гибкое реагирование на ситуацию, так и способность некоторых из них к быстрой адаптации к изменившимся реалиям жизни. Для Великобритании ситуация усугубляется последствиями выхода из Европейского союза, еще до конца не осознанными и неясными в связи с продолжением действия переходного периода до 31 декабря 2020 г. Опыт интернационализации Соединенного Королевства долгие десятилетия служил примером для многих стран, и сейчас они пристально следят за изменениями, которые происходят в его образовательной системе под влиянием указанных явлений. Как показано в статье, потеря студентов из стран ЕС в перспективе, вероятнее всего, будет компенсирована за счет абитуриентов из азиатских и других стран, в то время как вынужденный перевод на дистанционное образование, уже подтолкнувший новый виток дебатов в мире о содержании, формате обучения и роли в нем новых технологий, может стать более серьезным вызовом, суть и последствия которого оценить в полной мере будет возможно лишь в среднесрочной перспективе.
Литература
1. Утечка мозгов из-за «брексита» // Euronews. URL: https://ru.euronews.com/2019/10/29/ brexit-italy-brain-drain-giorgia (дата обращения: 21.08.2020).
2. Top-10 Universities in the UK - International Rankings 2020 // Studyportals B.V. URL: https://www.mastersportal.com/articles/1626/top-10-universities-in-the-uk-international-ran-kings-2020.html (accessed: 02.09.2020).
3. Hubble S., Bolton P. International and EU students in Higher Education in the UK FAQ's // House of Commons Library / UK Parliament. URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-7976/ (accessed: 11.09.2020).
4. Walsh P. W. International Student Migration to the UK. 21 Mar 2020 // The Migration Observatory at the University of Oxford COMPAS (Centre on Migration, Policy and Society) University of Oxford. URL: https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/international-student-migra-tion-to-the-uk/ (accessed: 11.09.2020).
5. Oliver C. How will Brexit affect universities and students? // The Complete University Guide. URL: https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/sector/news/how-will-brexit-affect-universities-and-students (accessed: 21.09.2020).
6. Brexit: EU students will be charged more to study at UK universities from September 2021 [Electronic resource] // Euronews. URL: https://www.euronews.com/2020/06/24/brexit-eu-students-will-be-charged-more-to-study-at-uk-universities-from-september-2021 (accessed: 13.09.2020).
7. O' Malley B. Most EU students 'will not study in UK' after fees decision // University World News. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=2020070108154994 (accessed: 14.09.2020).
8. The costs and benefits of international students by parliamentary constituency. Report for the Higher Education Policy Institute and Kaplan International Pathways [Electronic resource] / London Economics. London, 2018. URL: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/uploads/2018/01/Economic-benefits-of-international-students-by-constituency-Final- 11-01-2018.pdf (accessed: 12.09.2020).
9. How the UK profits from international students // Oxbridge Essays. URL: https://www.ox-bridgeessays.com/blog/its-official-uk-profit-international-students/ (accessed: 22.09.2020).
10. Viggo S. UK: Non-EU students up 2%, EU numbers drop // The PIE News. URL: https://thepienews.com/news/uk-non-eu-students-up-2-eu-numbers-drop/ (access date: 23.09.2020).
11. UK Universities with Most International Students // Studying-in-UK.org : The website. URL: https://www.studying-in-uk.org/uk-universities-with-most-international-students/ (accessed: 22.09.2020).
12. Top host destination of international students worldwide in 2019, by number of students [Electronic resource] // Statista : The website. URL: https://www.statista.com/statistics/297132/top-host-destination-of-international-students-worldwide/ (accessed: 16.09.2020).
13. Mellors-Bourne R., Humfrey C., Kemp N., Woodfield S. The Wider Benefits of International Higher Education in the UK / Department for Business Innovation and Skills. BIS Research paper number 128. September 2013. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/ system/ uploads/ attachment_data/ file/240407/bis-13-1172-the-wider-benefits-of-international-higher-education-in-the-uk.pdf (accessed: 17.09.2020).
14. Hillman N. Universities and Brexit: past, present and future // UK in a Changing Europe. URL: https://ukandeu.ac.uk/universities-and-brexit-past-present-and-future/ (accessed: 24.09.2020).
15. Highman L. Brexit and the issues facing the EU higher education // The Centre for Global Higher Education. URL: https://www.researchcghe.org/publications/policy-briefing/brexit-and-the-issues-facing-uk-higher-education/ (accessed: 25.09.2020).
16. McKinney C.J. British students and the EU // Full Fact. URL: https://fullfact.org/europe/ brit-ish-students-and-eu/ (accessed: 25.09.2020).
17. Kleibert J. Higher Education and Brexit// UK in a Changing Europe. URL: https://ukandeu.ac.uk/higher-education-and-brexit/ (accessed: 25.09.2020).
18. Dolton P. The COVID-19 pandemic causing crisis in the UK universities // VoxEU.org / CEPR's policy portal. URL: https://voxeu.org/article/covid-19-pandemic-causing-crisis-uk-universities (accessed: 22.09.2020).
19. Policy Paper. International Education Strategy: global potential, global growth // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/publications/international-education-strategy-global-potential-global-growth/international-education-strategy-global-potential-global-growth (accessed: 28.09.2020).
20. Ilieva J., Raimo V. Challenges of student recruitment in the age of COVID-19 // University World News. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200327082653290 (accessed: 22.09.2020).
Elena V. Khakhalkina, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2020. 58. pp. 242-254.
DOI: 10.17223/1998863X/58/22
BREXIT AND STUDENT IMMIGRATION TO THE UNITED KINGDOM: POINTS OF GROWTH AND FISSURE
Keywords: Brexit; student migration; internationalization; university policy.
The study is supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Expert Institute for Social Research, Project No. 20-011-31664.
The article is made around the search for an answer to two questions: how Brexit affected the dynamics of the entry of students from the EU countries and what new opportunities it presents for the UK educational system in the future. The experience of internationalization in the United Kingdom has served as an example for many countries for many decades, and now they closely follow the changes that are taking place in its educational system under the influence of these phenomena. It is shown that there was a decrease in the number of applicants from the European Union and, conversely, the number of applicants to British universities from non-EU countries increased. Among other topics, the article also touches on issues related to the future of the Erasmus+ Program, changes in tuition fees for students from EU countries, and general problems of financing British universities. On the first question, it has been concluded that such changes do not cause serious concerns of the British government; rather, on the contrary, they reflect the new realities associated with the country's exit from the European Union and the implementation of the country's foreign policy orientation towards "Global Britain". This new doctrine focuses on the intensive trade, economic and political development of Britain's ties with the Commonwealth and the internationalization of higher education, which continues to be a priority. International students are one of the most significant elements of Britain's strength and economic well-being. The answer to the second question remains largely open. At present, the full consequences of the withdrawal from the European Union and their severity are not yet fully understood due to the continuation of the transition period until December 31, 2020. London and Brussels are currently agreeing on the final terms of future relations between the United Kingdom and the European Union. For the UK, the consequences of Brexit have been superimposed on the manifestation of a pandemic, the end of which is not yet predicted by WHO. The current situation has already sparked an active debate in Britain and beyond about the advantages and disadvantages of distance education, about the future of university campuses, about the risks and opportunities of new technologies for learning. Although Britain is one of the leaders in the field of international education, it, like other countries, is subject to external influences, the degree of which cannot be fully predicted at the present time. It remains to observe the dynamics of the situation.
References
1. Euronews.com. (2019) Utechka mozgov iz-za "breksita" [Brexit Brain Drain]. [Online] Available from: https://ru.euronews.com/2019/10/29/ brexit-italy-brain-drain-giorgia (Accessed: 21st August 2020).
2. Studyportals B.V. (2020) Top-10 Universities in the UK - International Rankings 2020. [Online] Available from: https://www.mastersportal.com/articles/1626/top-10-universities-in-the-uk-international-rankings-2020.html (Accessed: 2nd September 2020).
3. Hubble, S. & Bolton, P. (n.d.) International andEU students in Higher Education in the UK FAQ's. [Online] Available from: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-7976/ (Accessed: 11th September 2020).
4. Walsh, P.W. (2020) International Student Migration to the UK. The Migration Observatory at the University of Oxford COMPAS (Centre on Migration, Policy and Society) University of Oxford. 21st March. [Online] Available from: https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/inter-national-student-migration-to-the-uk/ (Accessed: 11th September 2020).
5. Oliver, C. (n.d.) How will Brexit affect universities and students? The Complete University Guide. [Online] Available from: https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/sector/news/how-will-brexit-affect-universities-and-students (Accessed: 21st September 2020).
6. Euronews. (2020) Brexit: EU students will be charged more to study at UK universities from September 2021. [Online] Available from: https://www.euronews.com/2020/06/24/brexit-eu-students-
will-be-charged-more-to-study-at-uk-universities-from-september-2021 (Accessed: 13th September 2020).
7. O' Malley, B. (n.d.) Most EU students 'will not study in UK' after fees decision. [Online] Available from: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=2020070108154994 (Accessed: 14th September 2020).
8. Higher Education Policy Institute and Kaplan International Pathways. (2-18) The costs and benefits of international students by parliamentary constituency. Report for the Higher Education Policy Institute and Kaplan International Pathways. [Online] Available from: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/uploads/2018/01/Economic-benefits-of-international-students-by-constituency-Final-11-01-2018.pdf (Accessed: 12th September 2020).
9. Oxbridge Essays. (2018) How the UK profits from international students. [Online] Available from: https://www.oxbridgeessays.com/blog/its-official-uk-profit-international-students/ (Accessed: 22nd September 2020).
10. Viggo, S. (2020) UK: Non-EU students up 2%, EU numbers drop. The PIE News. 14th August. [Online] Available from: https://thepienews.com/news/uk-non-eu-students-up-2-eu-numbers-drop/ (Accessed: 23rd September 2020).
11. Studying-in-UK.org. (n.d.) UK Universities with Most International Students. [Online] Available from: https://www.studying-in-uk.org/uk-universities-with-most-international-students/ (Accessed: 22nd September 2020).
12. Statista. (n.d.) Top host destination of international students worldwide in 2019, by number of students. [Online] Available from: https://www.statista.com/statistics/297132/top-host-destination-of-international-students-worldwide/ (Accessed: 16th September 2020).
13. Mellors-Bourne, R., Humfrey, C., Kemp, N. & Woodfield, S. (2013) The Wider Benefits of International Higher Education in the UK / Department for Business Innovation and Skills. BIS Research paper number 128. September 2013. [Online] Available from: https://assets.publishing.ser-vice.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/240407/bis-13-1172-the-wider-benefits-of-international-higher-education-in-the-uk.pdf (Accessed: 17th September 2020).
14. Hillman, N. (n.d.) Universities and Brexit: past, present andfuture. [Online] Available from: https://ukandeu.ac.uk/universities-and-brexit-past-present-and-future/ (Accessed: 24th September 2020).
15. Highman, L. (2017) Brexit and the issues facing the EU higher education. [Online] Available from: https://www.researchcghe.org/publications/policy-briefing/brexit-and-the-issues-facing-uk-higher-education/ (Accessed: 25th September 2020).
16. McKinney, C.J. (n.d.) British students and the EU. [Online] Available from: https://fullfact.org/europe/ brit-ish-students-and-eu/ (Accessed: 25th September 2020).
17. Kleibert, J. (2020) Higher Education and Brexit. [Online] Available from: https://ukandeu.ac.uk/higher-education-and-brexit/ (Accessed: 25th September 2020).
18. Dolton, P. (2020) The COVID-19 pandemic causing crisis in the UK universities. [Online] Available from: https://voxeu.org/article/covid-19-pandemic-causing-crisis-uk-universities (Accessed: 22nd September 2020).
19. GOV.UK. (n.d.) Policy Paper. International Education Strategy: global potential, global growth. [Online] Available from: https://www.gov.uk/government/publications/international-educa-tion-strategy-global-potential- global-growth/ international-education- strategy-global-potential-global-growth (Accessed: 28th September 2020).
20. Ilieva, J. & Raimo, V. (2020) Challenges of student recruitment in the age of COVID-19. University World News. 28th March. [Online] Available from: https://www.universityworld-news.com/post.php?story=20200327082653290 (Accessed: 22nd September 2020).