Научная статья на тему 'Перспективы развития торговли Великобритании после выхода из Европейского союза'

Перспективы развития торговли Великобритании после выхода из Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2560
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА / ВТО / НАФТА / GREAT BRITAIN / EUROPEAN UNION / EUROPEAN INTEGRATION / TRADING / ECONOMY / WTO / NAFTA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоморохина О. А.

В статье рассматриваются перспективы развития торгово-экономических отношений Великобритании после выхода из Европейского Союза, решение о котором было принято в рамках референдума о сохранении членства Великобритании в Европейском союзе в 2016 г. В работе проводится анализ сохранения Великобританией членства во Всемирной Торговой Организации в сравнении с выстраиванием британцами новой зоны свободной торговли с развивающимися странами с целью получения доступа к импорту товаров, а также использования недорогой рабочей силы. Также автор дает оценку возможности вступления Великобритании в другие экономические интеграционные группировки, в частичности, в НАФТА с целью поддержания эконмических контактов с главным стратегическим партнером страны с Соединенными Штатами Америки в контексте провозглашенного британским правительством курса «Глобальная Британия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for development of trading in the United Kingdom after the withdrawal from the European Union

The article is devoted to the prospects of development of trade-economic relations of the Great Britain the withdrawal from the European Union, which was declared after the referendum on the preservation of Britain's membership in the European Union in 2016 The paper conducts an analysis of the conservation of the UK's membership in the World Trade Organization in comparison with the formation of the British new free trade area with developing countries in order to gain access to the import of goods, and use cheap labor. Also, the author assesses the possibility of UK entry in the other economic integration groups, for example, in NAFTA with the aim of maintaining economic contacts with the main strategic partner of the country with the United States of America in the context proclaimed by the British government the policy agenda called as «Global Britain».

Текст научной работы на тему «Перспективы развития торговли Великобритании после выхода из Европейского союза»

Перспективы развития торговли Великобритании после выхода из Европейского

Союза

Prospects for development of trading in the United Kingdom after the withdrawal from the

European Union

Скоморохина О.А.

Магистрант 2 курса, ф-т государственного сектора, Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления «НИНХ»,

РФ, г. Новосибирск e-mail: oa. skomorokhina@gmail com

Skomorokhina O.

2nd year master's degree student, faculty of state sector, Novosibirsk State University of Economics and Management,

Russia, Novosibirsk e-mail: oa. skomorokhina@gmail. com

Аннотация.

В статье рассматриваются перспективы развития торгово-экономических отношений Великобритании после выхода из Европейского Союза, решение о котором было принято в рамках референдума о сохранении членства Великобритании в Европейском союзе в 2016 г. В работе проводится анализ сохранения Великобританией членства во Всемирной Торговой Организации в сравнении с выстраиванием британцами новой зоны свободной торговли с развивающимися странами с целью получения доступа к импорту товаров, а также использования недорогой рабочей силы. Также автор дает оценку возможности вступления Великобритании в другие экономические интеграционные группировки, в частичности, в НАФТА с целью поддержания эконмических контактов с главным стратегическим партнером страны - с Соединенными Штатами Америки в контексте провозглашенного британским правительством курса «Глобальная Британия».

Annotation.

The article is devoted to the prospects of development of trade-economic relations of the Great Britain the withdrawal from the European Union, which was declared after the referendum on the preservation of Britain's membership in the European Union in 2016 The paper conducts an analysis of the conservation of the UK's membership in the World Trade Organization in comparison with the formation of the British new free trade area with developing countries in order to gain access to the import of goods, and use cheap labor. Also, the author assesses the possibility of UK entry in the other economic integration groups, for example, in NAFTA with the aim of maintaining economic contacts with the main strategic partner of the country - with the United States of America in the context proclaimed by the British government the policy agenda called as «Global Britain».

Ключевые слова: Великобритания, Европейский Союз, европейская интеграция, торговля, экономика, ВТО, НАФТА.

Key words: the Great Britain, the European Union, European integration, trading, economy, WTO, NAFTA.

Референдум о членстве Великобритании в составе Европейского союза (далее - ЕС) стал переломным этапом на пути европейской интеграции на современном этапе. Следует отметить, что Великобритания является членом Европейского Экономического Сообщества (далее - ЕЭС) с 1973 г., его правопреемником с 1992 г. является ЕС, что было юридически закреплено Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды). Сам референдум, проведенного в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии 23 июня 2016 г., британцы высказались в поддержку дезинтеграции, а именно: из 33 577 342 проголосовавших 51,9% выступили за выход из ЕС. [1] Данное решение подтверждено официальным письмом 76-го премьер-министра Великобритании Терезы Мэй председателю Европейского совета Дональду Туску от 29 марта 2017 г., в котором глава Великобритании уведомила ЕС об официальном начале процесса выхода Британии из ЕС в рамках согласно 50-й статье Лиссабонского договора. [2]

Существующий ряд факторов, повлиявший на результаты референдума, представляет собой совокупность политических и социально-эконмических аспектов таких, как: делегирование части государственного суверенитета под управление ЕС, высокий объем вклада Великобритании в бюджет союза, низкие темпы экономического роста и безработица, продолжающиеся с периода экономического кризиса 2008 г., а также миграционная обстановка в стране, обострившаяся в контексте Европейского миграционного кризиса.

Говоря о последствиях «брексита», можно отметить экономические как одни из ключевых. Поводом для дискуссий в рамках выстраивания постинтеграционных отношений между Лондоном и Брюсселем станет модель экономического взаимодействия.

Особую роль в данном контексте занимает торговая политика Великобритании в отношении ЕС. С другой стороны, в преддверии референдума о членстве Великобритании в блоке данный вопрос не был в центре внимания евроскептиков. К примеру, министр Великобритании по выходу Великобритании из ЕС евроскептик Дэвид Дэвис после своего назначения на данный пост заявил о возможности создания новой торговой зоны, которая, возможно, в объемах будет превышать размер ЕС более чем в десять раз [3], что может быть реализовано за счет укрепления торгово-экономических связей Великобритании с государствами-членами Содружества Наций. Более того, в апреле 2017 г. во время девятого финансово-экономического диалога Индии и Великобритании канцлер казначейства Великобритании и министр финансов Индии Арун Джетли обсуждали возможность создания зоны свободной торговли (далее - ЗСТ) между двумя государствами, официальные переговоры по которой могут начаться после завершения официальной процедуры выхода Великобритании из ЕС. [4]

В целом, в рамках переговоров по «брекситу» между Лондоном и Брюсселем может быть обнаружено несколько альтернатив относительно проведения торговой политики. Следует также учитывать, что широкий спектр возможных исходов диалога не исключает принятие каждой из сторон крайне противоположных позиций. С другой стороны, именно полярность позиций двух столиц может сыграть положительную роль в контексте новых экономических отношений, к примеру, Великобритания может предоставить высокий уровень предоставления финансовых услуг, в то время как ЕС может обеспечить беспрепятственное передвижение граждан Британии по территории союза, и, наоборот, фармацевтическая промышленность Соединенного Королевства может обрести преференциальный режим в ЕС в обмен на доступ на британский рынок фермеров ЕС. [5]

Также маловероятно, что власти Великобритании будут согласны на проведение торговой сделки с ЕС до окончания официальных переговоров по «брекситу». Более того, во-первых, ЕС также будет настаивать на сохранении прав граждан ЕС и выполнении всех финансовых обязательств Великобритании перед блоком до начала торговых переговоров. Во-вторых, для ЕС выгодно оттягивание начало старта диалога по торговле, так

как блок будет располагать большим запасом времени для более тщательной подготовки к переговорам. В-третьих, каждый этап переговоров по «брекситу» будет сопровождаться комментариями прессы, что также будет сдерживать процесс обсуждения новых экономических взаимоотношений между Лондоном и Брюсселем.

Следует отметить, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в рамках своей речи, произнесенной 17 января 2017 г. и посвященной выходу страны из ЕС, провозгласила курс на создание «Глобальной Британии» («Global Britain»), что подразумевает под собой усиление торгово-экономической кооперации Великобритании как со старыми, так и с новыми партнерами, и становление государства в постинтеграционный период в качестве одной из крупнейший торговых держав мира. [6] Более того, Мэй в своем выступлении двумя днями позднее на Всемирном экономическом форуме в Давосе также подчеркнула укрепление позиций Великобритании в мировой торговли как один из ключевых условий постинтеграционного страны, упомянув в своей речи 17 раз слово «глобальный». [7]

В целом, данные тезисы находят свое подтверждение в восьмой главе «Белой книги» по выходу Великобритании из ЕС. Данный документ провозглашает намерения Великобритании сохранить глубоко интегрированные торгово-экономические отношения, позволяющие обеим сторонам беспрепятственно осуществлять обмен товарами и услугами, капиталами и трудовыми ресурсами. [8]

Согласно статистике, предоставляемой Европейской комиссией (далее - ЕК), в 2016 г. Великобритания являлась третьим по величине рынком сбыта для государств-членов ЕС: так, объем экспорта в Великобританию в совокупности составил 316 млрд. евро. Более того, доля британского импорта на рынке союза в 2016 г. составила 167 млрд. евро, что говорит о вхождении Великобритании в шесть крупнейших государств-импортеров на внутреннем рынке ЕС. [9]

Следует отметить, что за год, с 2015 г. по 2016 г., экспорт британских товаров вырос на 13%, также объемы импорта на заданном временном интервале увеличились на 16%, [10, P. 2] несмотря на результаты референдума о членстве Великобритании в ЕС.

Важно обратить внимание на то, что лидирующие позиции в экспорте британских товаров на рынок ЕС занимают продукты автомобилестроения (12%), минеральное топливо и механические устройства (по 11%), электронное оборудование и фармацевтическая продукция (по 8%). [10, P. 7]

Рассматривая дифференциацию импортных товаров, ввозимых в Британию, по государствам-членам ЕС, стоит заметить, что в 2015-2016 гг. ключевым импортером в туманном Альбионе среди всех государств, как членов ЕС, так и государств, не входящих в блок, является Германия. Более того, на конец 2016 г. на ее долю приходилось 4,9 млн. евро, что по сравнению с показателем предыдущего года выше на 12,5%. [10, P. 8].

С другой стороны, говоря о других государствах-импортерах, не являющихся членами ЕС, следует отметить, что, например, с ноября по декабрь 2016 г. импорт товаров из Австралии вырос на 36%, из ЮжноАфриканской Республики (далее - ЮАР) - на 24%. За год, с 2015 г. по 2016 г., также увеличился объем импорта из Норвегии - на 59%, из США - на 26%, которые не являются членами союза. Наоборот, сокращение отмечается сокращение импорта из следующих стран: из Гонконга - на 37%, из Китая - на 5,1%. [10, P. 9]

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в течение года до и после голосования по вопросу членства Великобритании в ЕС замечена тенденция на сохранение лидерства Германии среди государств-импортеров товаров в Великобританию при росте объема импорта из государств, не являющихся членами ЕС, при том, что некоторые из них являются государства-члены Содружества наций - межгосударственного объединения суверенных государств, в которое входят Великобритания, а также ее бывшие колонии, доминионы и протектораты.

Таким образом, на основании выделенных тенденций в международной торговли Великобритании с

применением прогностического подхода, можно сформулировать следующие гипотезы, касаемо развития торгово-экономических связей Британии после «брексита».

Во-первых, Великобритания после выхода из блока может выбрать модель двусторонней торговли с государствами-членами Всемирной торговой организации (далее - ВТО), членом которой она является с 1995 г. Более того, подавляющее большинство бывших колоний и доминионов Великобритании уже являются членами ВТО, что значительно облегчит вывод торгово-экономических связей с данными государствами на новый уровень при том, что уже в настоящее время, на волне роста евроскептицизма, отмечается наращивание Британией объемов торговли с государствами, не являющимися членами ЕС. Но следует отметить, что экономических связей и отсутствии свободной торговли товарами и услугами. При данных обстоятельствах может возникнуть долгосрочное падение объемов торговли на 20,7-29,2%, падение ВВП к 2030 г. по отношению к прогнозу составит 3,7-3,7%, влияние на домохозяйства станет еще сильнее, а именно прогнозируется снижение реальной заработной платы на 4,6-6,3%, а также снижение уровня потребления на 4,0-5,4%. [11] Несмотря на то, что регулирование экономических отношений между Великобританией и ЕС нормами ВТО может наиболее негативно повлиять на экономику страны, данная экономическая архитектура в постинтеграционный период рассматривается как наиболее приемлемая, так как она исключает свободное передвижение граждан ЕС по территории Великобритании, что является одной предпосылок выхода Великобритании из блока.

Во-вторых, после завершения процедуры «брексита» Великобритания может начать стремиться к расширению объема сделок с 48 развивающимися странами, что гарантирует ей беспошлинный импорт товаров. Список развивающихся стран, составленный Организацией Объединенных Наций (далее - ООН), [12] включает в себя такие государства как Бангладеш, Эфиопия, Кения и др. К примеру, Кения является ведущим экспортером чая в Британию, представляя 43,3% от всего чайного импорта. Вторым по объему экспорта чая является Индия. В свою очередь, Британия сама является экспортером чая, который отправляется, прежде всего, в государства-члены ЕС. [13]

Следовательно, одним из вероятных сценариев торгово-экономического становления Великобритании после выхода из ЕС может стать создание ЗСТ с развивающимися странами с целью получения безбарьерного доступа Британии к импорту товаров, а также использования недорогой рабочей силы. Другим направлением развития торгово-экономических связей Британии может стать присоединение страны к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (далее - НАФТА) - соглашению о свободной торговле между Канадой, Соединенными Штатами Америки (далее - США) и Мексикой. Более того, следует отметить, что внутренний валовый продукт (далее - ВВП) Великобритании по состоянию на 2016 г. по данным Всемирного Банка на порядок выше двух государств-участников соглашения, а именно: ВВП Великобритании в 2016 г. Составил 2,3 млн долл., США - 18,5 млн долл., Канады - 1,5 млн долл., Мексики - 1 млн долл., [14] что говорит о том, что Британии однозначно станет мощным игроком в блоке. К тому же НАФТА на сегодняшний день является сформировавшимся механизмом устранения барьеров в торговле и инвестициях между государствами-подписантами, поэтому Великобритании в данном случае не придется выстраивать принципиально новую ЗСТ, учитывая как свои интересы, так и интересы развивающихся стран.

Подводя итог, следует сказать о том, что в настоящее время, в контексте начала переговоров по «брекситу» нельзя точно определить будущий сценарий построения торгово-экономический отношений Британии в силу того, что и Великоброитании, и ЕС заинтересованы в наиболее выгодном для них завершении переговоров. Но можно отметить то, что «брексит» отрицательно повлияет на торговлю внутри ЕС, так как государства-члены блока потеряют в лице Британии основной рынок сбыта своих товаров. Для Соединенного Королевства «брексит» - это катализатор к переориентации в поиске источников инвестиций и трудовых

ресурсов взамен тех, которыми она успешно пользовалась, будучи членом интеграционного объединения, несмотря на неполную интегрированность в ЕС: Великобритания не вошла в еврозону, а также и ограниченная имплементация Шенгенского соглашения.

Список используемой литературы:

1. Official result of the EU Referendum is declared by Electoral Commission in Manchester. [Электронный ресурс] - URL: http://www.electoralcommission.org.uk/i-am-a/journalist/electoral-commission-media-centre/news-releases-referendums/official-result-of-the-eu-referendum-is-declared-by-electoral-commission-in-manchester (дата обращения: 29.08.2017).

2. Prime Minister's letter to Donald Tusk triggering Article 50. Official website of the Government of the United Kingdom. - 2017. [Электронный ресурс] - URL: https://www.gov.uk/government/publications/prime-ministers-letter-to-donald-tusk-triggering-article-50 (дата обращения: 29.08.2017).

3. Siles-Brugge Gabriel. Taking back control? The discursive constraints on post-Brexit trade policy. The Political Economy of Brexit and the UK's National Business Model. - Speri. - No. 41. - 2017.

- P. 13 [Электронный ресурс] - URL: https://brussels.whiterose.ac.uk/wp-content/uploads/2017/05/SPERI-Paper-41-The-Political-Economy-of-Brexit-and-the-UK-s-National-Business-Model-PRINT-2.pdf (дата обращения: 29.08.2017).

4. India, UK to consider free trade pact after Brexit. The Economic Times. - 2017. [Электронный ресурс] - URL: http://economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/india-uk-to-consider-free-trade-pact-after-brexit/articleshow/58017788.cms (дата обращения: 30.08.2017).

5. Chalmers Damian. Trade after Brexit. LSE Law Policy Brefing Series. - No. 23. - 2017. - P. 2 [Электронный ресурс] - URL: http://eprints.lse.ac.uk/71720/1/4_Chalmers_LSE%20Law%20-%20Policy%20Briefing%20Papers%20Brexit%20Special_Trade%20after%20Brexit_published_ March2017.pdf (дата обращения: 30.08.2017).

6. Theresa May's Brexit speech in full: Prime Minister outlines her 12 objectives for negotiations. The Independent. - 2017. [Электронный ресурс] - URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/full-text-theresa-may-brexit-speech-global-britain-eu-european-union-latest-a7531361.html (дата обращения: 30.08.2017).

7. Theresa May's 'Global Britain' is Baloney. The New York times. - 2017. [Электронный ресурс]

- URL: https://www.nytimes.com/2017/01/20/opinion/theresa-mays-global-britain-is-baloney.html (дата обращения: 30.08.2017).

8. The United Kingdom's exit from and new partnership with the European Union White Paper. -2017. - P. 35 [Электронный ресурс] - URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/589191/The_Unite d_Kingdoms_exit_from_and_partnership_with_the_EU_Web.pdf (дата обращения: 31.08.2017).

9. Trade. Export helpdesk. Statistics. The European Commission. [Электронный ресурс] - URL: http://www.exporthelp.europa.eu/thdapp/display.htm?page=st%2F (дата обращения: 31.08.2017).

10. UK Overseas Trade Statistics. HM Revenue&Customs. - December 2016. - P. 2-9 [Электронный ресурс] - URL:

61

https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/iile/590374/OTS_Rele ase_1216.pdf (дата обращения: 1.09.2017).

11. Ebell M., Warren J. The long-term economic impact of leaving the EU. National Economic Review. - 2016. - No. 236. - P.121-138 [Электронный ресурс] - URL: http://joumals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/002795011623600115 (дата обращения: 1.09.2017).

12. The LDC category graduation prospects after the 2015 triennial review. Official website of the Unites Nations. - P. 2 [Электронный ресурс] - URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/LDCgrad.pdf (дата обращения: 1.09.2017).

13. CBI Product Factsheet: Tea in the United Kingdom. Official website of the Centre for the promotion and imports from developing countries. - 2016. - P. 7 2 [Электронный ресурс] - URL: https ://www. cbi.eu/sites/default/files/market_information/researches/cbi_2016_-_tea_-_pfs_uk_-_final_draft_-_adjusted.pdf (дата обращения: 1.09.2017).

14. GDP (current US$). World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. Official website of the World Bank. [Электронный ресурс] - URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?year_high_desc=true (дата обращения: 1.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.