ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ НОВЫХ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЙ И СУЖЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Е.Ю. Горбатенко, аспирант
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
Аннотация. В данной статье проанализированы основные предполагаемые последствия выхода Великобритании из ЕС, а также влияние сужения ЕС на внешнюю торговлю новых стран-членов Евросоюза, присоединившихся к интеграционному блоку в 20072013 гг. Автором проведен статистический анализ внешнеторговых отношений стран-членов Европейского Союза с Великобританией и дан прогноз относительно их развития после «Брексита».
Ключевые слова: ЕС, Евросоюз, «сужение ЕС», расширение ЕС, новые страны-члены ЕС, «Брексит».
В настоящее время одним из самых значимых и беспрецедентных событий в истории Евросоюза является выход из состава блока одного из весомых и влиятельных его членов - Великобритании.
Референдум по выходу Великобритании из ЕС состоялся 23 июня 2016 г., который получил название «Вгехк»1, а 25 марта 2017 г. страны Европейского Союза подписали новую Римскую декларацию о будущем без Британии.
Великобритания, вступив в ЕС 1 января 1973 года и являясь его полноправным членом, очень редко соглашалась с решениями Брюсселя, не была участницей ев-розоны и не подписывала протоколы Шен-генского соглашения. В последнее время правительство страны заняло жесткую позицию в отношении беженцев, отказавшись размещать мигрантов на своей территории. Решение Великобритании о выходе из состава ЕС стало шоком не только для Евросоюза, но и для мирового сообщества в целом. Существует множество мнений и гипотез по поводу того, как выход Британии из ЕС отразится на экономике интеграционного блока и на его странах-участницах. Однако определенного мнения среди экономистов на этот счет нет.
Выделяются несколько глобальных последствий первого «сужения ЕС»2: усиление европейского единства под властью Берлина; нарастающий евроскептицизм в других странах ЕС; снижение курса британской валюты; укрепление курса доллара; девальвация курса валют во многих
странах; усиление влияния националистических, радикальных правых партий и др.
Справедливо предположить, что последствия «Вгехк» будут масштабными и могут повлечь за собой цепную реакцию, что может стать серьезной угрозой для сторонников единой Европы.
Выход Великобритании из ЕС несомненно отразится на экономике Евросоюза в целом, а также на торговле внутри интеграционного блока, в частности.
В первую очередь, Великобритания должна разорвать прежние торговые соглашения с ЕС и заключить новые, как с Евросоюзом, так и с отдельными его странами. Предполагается, что становление новых торговых отношений Британии со странами ЕС будет происходить на протяжении двух лет после объявления об окончательном выходе Британии из Евросоюза.
Великобритания должна будет провести чрезвычайно сложные торговые переговоры с каждой из оставшихся 27 стран-участниц ЕС. Согласно данным Евростат, в 2015 г. Великобритания экспортировала в страны ЕС товаров на сумму 134,3 млрд. ф.ст., а импортировала на сумму в 223,0 млрд. ф.ст. Данная статистика подтверждает тот факт, что предстоящее переговоры крайне важны для всех сторон, так как около половины (44% экспорта Великобритании уходит в ЕС) товарооборота Великобритании приходится на страны-члены ЕС, а Великобритания, в свою очередь, является для многих стран Евросоюза основным внешнеторговым партнером.
В конечном счете, британский бизнес не заинтересован в потере Евросоюза как основного рынка сбыта своей товарной продукции и услуг, несмотря на то, что в ходе предстоящих переговоров придется обсудить множество общих условий, а также такие особенности, как взаимная приемлемость технических стандартов и маркировка товаров. Кроме того, торговые отношения между Великобританией и остальными странами-членами ЕС перестанут регулироваться договорами ЕС и будут автоматически регулироваться соглашениями ВТО.
В связи с трудоемким процессом проведения переговоров о заключении торговых соглашений о свободной торговле со странами, представляющими крупные экспортные рынки, Великобритания может с большей легкостью заключить торговые соглашения с новыми странами-членами ЕС, в частности со странами Центральной и Восточной Европы. Эти соглашения могут оказаться более полезными для от-
дельно взятых государств, так как предусматривают, помимо прочего, оказание помощи в развитии и обеспечении политической стабилизации этих стран. Кроме того, страны Восточной Европы, традиционно благоприятно относящиеся к свободе торговли и придерживающиеся концепции незначительной роли государственного регулирования в экономике, не захотят терять важного союзника и поспособствуют более легкому течению переговоров.
Следует отметить, что новые страны-члены ЕС, вступившие в Евросоюз в 20072013 гг., не представляют большого удельного веса в общем экспорте Великобритании. На все тринадцать новых стран-членов ЕС в 2015 г. приходилось всего около 8% британского экспорта товаров. Из вышеуказанных стран, наиболее значимыми внешнеторговыми партнерами, представляющими интерес для Великобритании, являются более крупные экономики - Польша (2,70%), Чехия (1,45% экспорта), Венгрия (0,96%).
Польша 2,70%
Чехия 1,45%
A Венгрия 0,96%
Румыния 0,74%
Словакия 0,33%
m Мальта 0,28%
Кипр 0,28%
■ Болгария 0,26%
Литва 0,20%
■ Эстония 0,16%
■ Латвия 0,16%
Словения 0,15%
Хорватия 0,10%
Другие 92,22%
Рисунок 1. Доля новых стран-членов ЕС в товарном экспорте Великобритании, %, 2015 г. Рассчитано автором по: данные ЦЫСТАВ. www.unctad.org
В то же время, для многих новых стран-членов ЕС Великобритания, напротив, является одним из основных внешнеторговых партнеров и составялет значительную долю в товарном эксопрте этих стран. За исключением Болгарии,
Венгии, Словении, Хорватии и Эстонии, для всех остальных стран-членов ЕС доля Великобритании в их товарном экоспрте составляет более 5%. Особенно велика доля экспорта товаров в Британию для Кипра (15,66%) и для Мальты (15,64%).
Таблица 1. Доля Великобритании в товарном экспорте новых стран-членов ЕС, %, 2015 г.
Болгария Венгрия Кипр Латвия Литва Мальта Польша Румыния Словакия Словения Хорватия Чехия Эстония
3,96 4,87 15,66 7,21 7,30 15,64 8,64 5,91 6,50 2,91 2,70 6,32 3,75
Рассчитано автором по: данные
UNCTAD. www.unctad.org
Из представленных статистических данных следует вывод, что новые страны-члены ЕС заинтересованы в сохранении дальнейшего торгового партнерства с Великобританией больше, чем она сама.
Для всех вышеперечисленных стран Британия является крупным рынком сбыта товаров и услуг и прекращение партнерства может нанести серьезный урон экономке каждой из этих стран. В то время как для Великобритании потеря соглашений с той или иной страной ЦВЕ или Балканского полуострова не принесет колоссальных экономических потерь. Кроме того, Великобритания может стремиться заключить преференциальные торговые соглашения в первую очередь с наиболее интересными для себя странами - Польшей, Чехией, Венгрией. С другой стороны, новые страны-члены ЕС, не желая терять важнейшего внешнеторгового партнера после его вы-
хода из ЕС, постараются не затягивать и не усложнять процесс переговоров с влиятельным и значимым для развития своих экономик государством.
В общем и целом, несмотря на мощь британской экономики, после выхода из Евросоюза ожидается ее возможное ослабление, которое отразится как на ЕС в целом, так и на отдельных его экономиках, в том числе на новых странах-членах ЕС, которые нуждаются в поддержке со стороны крупных экономик ЕС. Решение Великобритании выйти из Европейского Союза, скорее всего, вызовет цепь достаточно сложных реакций, последствия которых не могут быть полностью определены в настоящее время, но которые, несомненно, повлияют на дальнейшее развитие экономики Европейского Союза и на его будущее положение в мировой экономической системе.
Сноски в тексте
1. Понятием «Brexit», образованным из сочетания английских слов «Великобритания» («Br») и «выход» («exit»), обозначают сценарий, в соответствии с которым Великобритания выйдет из состава ЕС.
2. Новый термин, исходя из современного положения Великобритании, предложен д.э.н., профессором Гладковым И.С.
Библиографический список
1. Гладков И.С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского союза // Международная торговля и торговая политика. -2015. - № 4. - С. 30-37.
2. Гладков И.С. Евросоюз в системе современной международной торговли // Современная Европа. - 2016. - № 1. - C. 85-94.
3. Гладков И.С. Международная товарная торговля 2001-2015: тренды и «провалы» 2015 года // Власть. - 2016. - № 6. - С. 92-100.
4. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей Европейского союза в XXI веке // Власть. - 2015. - № 9. - С. 53-57.
5. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - №2. - С. 19-35.
6. Eurostat database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database (дата обращения 01.03.2017).
7. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unctad.org (дата обращения 15.03.2017).
EXTERNAL TRADE OF NEW COUNTRIES-EU MEMBERS IN TERMS OF EXTENSION AND CONTRACTION OF THE EUROPEAN UNION
E.Y. Ghorbatenko, postgraduate student Plekhanov Russian university of economics (Russia, Moscow)
Abstract. The article reveals the main consequences that are supposed to happen after "Brexit". Also the influence of "Brexit" on the foreign trade of the new member states of the EU, that joined the EU in 2007-2013 years, has been analyzed by the author. The statistical foreign trade analysis has been held by and the author has made the forecast concerning the foreign trade relations between the new member states of the EU and Britain after "Brexit"
Keywords: the EU, European Union, «narrowing of the EU», expansion of the EU, new member states of the EU, "Brexit"