Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2019
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
А.Б. МАЛИХИН
ассистент, аспирант кафедры общей экономической теории МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫХОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ СОСТАВА ЕС
В данной статье проанализированы возможные последствия выхода Великобритании из состава Европейского союза. Описаны исторические аспекты вступления Великобритании в ЕС. Также показаны характерные особенности положения Великобритании в ее бытность членом ЕС. Дана оценка последствиям Брексита для дальнейшего единства Европейского союза. Расписаны возможные варианты сотрудничества между Великобританией и ЕС после урегулирования всех вопросов по Брекситу. Ключевые слова: Брексит, Великобритания, ЕС, интеграционные процессы, дезинтеграция, торговые отношения, мировая экономика.
1БЬ: Б42.
Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10053
В настоящее время в мире происходит множество различных геополитических процессов, большинство из которых в дальнейшем находят свое отражение в мировой экономике. Одним из таких процессов стал выход Великобритании из состава Европейского союза (Брексит). Этот процесс не был детально продуман и предрешен заранее - скорее всего, переменчивость курса европейской политики и различные представления о дальнейшем совместном сотрудничестве в составе Союза вынудили Великобританию на осуществление подобного шага.
Брексит - один из наиболее ярких результатов обострения противоречий среди сторонников и противников экономической интеграции в различных сферах общества. Раскол в правящих кругах Британии по вопросу об отношении к ЕС заставил премьер-министра Д. Кэмерона обратиться к форме прямой демократии - к референдуму - и вынести сложный вопрос на суд рядовых британцев, предложив им простой
ответ: «Да» или «Нет». Референдум расколол все общество, породил острые разногласия и внутриполитическую нестабильность.
Одним из первых, кто выступил с конкретной инициативой европейского объединения, был член парламента Великобритании, бывший премьер-министр Уинстон Черчилль. Британский премьер 19 сентября 1946 г. в г. Цюрихе озвучил идею реформирования Европы, чтобы люди жили в мире и безопасности. «Мы должны построить что-то вроде Соединенных Штатов Европы», - таков был смысл провозглашенного им принципа. При этом Черчилль отводил тогда Соединенному Королевству роль скорее покровителя, чем активного участника этой структуры: хотя Великобритания одной из первых предложила идею интеграции, сама она не вошла в число стран -основательниц Европейского экономического сообщества (ЕЭС). ЕЭС возникло в результате подписания Римского договора в 1957 г. Францией, Западной Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом без участия Великобритании, в которой большинство политиков выступало за национальную самобытность и полную независимость. После окончания Второй Мировой войны внешняя политика Великобритании была направлена на сохранение лидерства как в странах Британского Содружества, так и в Западной Европе. Однако по прошествии некоторого времени стало ясно, что это была ошибочная позиция. Великобритания начала постепенно менять вектор своего развития и ориентироваться на страны Западной Европы, что было более выгодно для Великобритании в экономико-политическом смысле [2, с. 78].
22 января 1972 г. Великобритания становится членом ЕЭС. Эта процедура была долгой и включала в себя переходный период, во время которого Великобритания должна была принять ряд мер.
Говоря об особенностях положения Соединенного Королевства в ЕС, стоит упомянуть, что неоспоримая заслуга Великобритании заключается в том, что именно она направила проект европейской интеграции в практическую плоскость. Как писалось ранее, британский политик У. Черчилль сумел подвигнуть Европу к конкретным действиям, призвав европейских лидеров к строительству Соединенных Штатов Европы на основе четырех свобод, а именно: свобода слова; свобода вероисповедания; свобода от нужды (обеспечение мира и здоровья); свобода от войны [3, с. 267].
Очевидно, что проект европейской интеграции отвечал многосторонним интересам западных держав по обе стороны Атлантики. Можно предположить, что, подталкивая европейских и американских политиков к созданию и поддержке европейского интеграционного блока, Великобритания искусно сыграла на совпадении этих интересов, преследуя при этом следующие стратегические задачи:
- сохранить большую часть мира свободной от советского и китайского влияния;
- не допустить создание Североатлантической зоны свободной торговли, которая превратила бы Великобританию в сателлита США;
- усилить через механизмы ЕС контакты с Восточной Европой и европейской частью России, чтобы расколоть монолитный коммунистический блок и обеспечить выход в Евразию;
- реализовать глобальную политику через «западноевропейский трамплин»;
- создать «всемирное правительство через создание всеевропейского правительства» [4, с. 138].
Одновременно со стратегическими задачами Великобритания решала также ряд тактических задач, связанных с проектом Объединенной Европы, к которым, в частности, можно отнести такие, как:
- сближение экономической валютной политики западных государств;
- дальнейшее привлечение западноевропейских капиталов в Лондонский Сити;
- получение доступа британских транснациональных корпораций (ТНК) к большому рынку ЕС;
- переориентация своих ядерных сил на координацию с Францией в случае ухудшения военного сотрудничества с США.
Однако и после вступления в ЕЭС Британия продолжала бойкотировать европейские интеграционные инициативы:
- выторговала для себя исключительное право корректировки взносов в общеевропейский бюджет в 1984 г.;
- не вступила в Шенгенскую зону (1985 г.);
- не подписала Хартию Европейского Союза об основных социальных правах (1989 г.);
- вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы (1992 г.);
- санкционировала политику «несотрудничества» после запрета Евросоюзом импортировать британскую говядину (1996 г.);
- игнорировала Директиву 2003/88/ЕС о рабочем времени;
- отказалась вступить в зону Евро (2003 г.);
- отказалась участвовать в создании Бюджетного союза ЕС (2011 г.) и Европейского Банковского союза (2013 г.);
- провела референдум о членстве Британии в ЕС с известными результатами (2016 г.).
Уже в начале 1980-х годов Великобритания стала донором для ЕС в силу действовавшего порядка составления доходной и расходной частей бюджета Евросоюза. Поскольку преобладающая част импорта
Великобритании поступает из стран, не входящих в Евросоюз, Британия платила в общий бюджет больше, чем сама получала от обложения импорта. Происходила перекачка средств из Британии - и она превратилась в нетто-донора «собственных ресурсов» ЕС.
На рис. 1 представлена динамика ВВП на душу населения Великобритании, свидетельствующая о тенденции экономического роста и уровне производительности труда с начала 90-х годов по 2017 г.
Источник: составлено автором по данным World Bank.
Рис. 1. Динамика ВВП Великобритании и Германии на душу населения в текущих ценах, тыс. долл.
Как видно из графика на рис. 1, наилучшие показатели у Великобритании были перед мировым финансовым кризисом 2008 г., от которого она пострадала больше, чем Германия, - ее ВВП упал почти на 20% по сравнению с докризисным временем. В 2014 г. в обеих странах опять показатели снижались. Но в Германии затем начался плавный рост ВВП на душу населения, а в Великобритании он продолжал по-прежнему снижаться.
Свобода торговли является одним из основополагающих принципов внешней политики Великобритании - она всегда с интересом смотрела на Североатлантическую зону свободной торговли (НАФТА). В отличие от Таможенного союза ЕС, участие в НАФТА не лишает страну права устанавливать торговые отношения с другими странами по своему усмотрению и в любое время.
Уже упоминалось о том, что ЕС имеет значительное положительное сальдо внешней торговли с Великобританией (68,5 млрд ф. ст. в 2015 г.). Кроме того, на ЕС приходится самая большая доля британских зарубежных активов - 40%, или 4,2 трлн ф. ст. в 2015 г., а вместе с остальной Европой - 47%, или 4,9 трлн ф. ст. (для сравнения, доля обеих Америк - 36 %, доля Азии - 12%). Таким образом, почти половина всех зарубежных активов Великобритании (4,9 трлн ф. ст.) инвестирована в экономику Европы [7].
млрд долл. 800
■ . I 11 I I
ГГ1■■■■■■■■■
I Объём экспорта Великобритании
■ Объём импорта Великобритании
1998 2001 2005 2007 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Источник: составлено автором по данным Евростат.
Рис. 2. Объем экспорта и импорта Великобритании, млрд долл.
Очень важен тот факт, что с момента вступления в ЕЭС в 1973 г. Великобритания является его чистым донором. В бюджете ЕС на фискальный период 2007-2013 гг. размер британского нетто-взноса составил 57 млрд евро - второй по величине после Германии. В целом в период 1973-2015 гг. валовые взносы Британии в европейский бюджет составили 339 млрд ф. ст., в том числе чистый взнос - 127 млрд ф. ст. Чистый взнос Великобритании в бюджет ЕС составил в 2013 г. - 10,4 млрд ф. ст., в 2014 г. - 9,7 млрд ф. ст., в 2015 г. - 8,4 млрд ф. ст.
Таким образом, ЕС находится в существенной финансовой зависимости от денег британских налогоплательщиков [5]. Великобритания также весьма полезна для ЕС из-за той роли, которую она играет на мировой политической и экономической арене. Соединенное Королевство - один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, влиятельный член «Большой семерки» и «Большой двадцатки», НАТО,
МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, Содружества наций и многих других ключевых международных организаций.
В свою очередь Британия в значительной степени зависима от европейского рынка. Доля британской продукции, продаваемой в страны ЕС, составляет 9,8 % ВВП. Для сравнения: доля британской продукции, закупаемой в США, составляет 3,4 %, а в Китае - 1 % британского ВВП. В структуре британского экспорта 10 % приходится на автомобили, при том что вся автомобильная промышленность Соединенного Королевства принадлежит иностранным инвесторам. Около половины автомобилей, производимых в Британии, поступают на европейский рынок.
В 1997 г. на другие страны ЕС приходилось 30 % от накопленного объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Великобритании, а в 2014 г. их доля возросла до 50 %. В 2015 г. стоимость активов британских банков в еврозоне была на 45 % выше стоимости британских банковских активов в США. И это несмотря на то, что экономика евро-зоны составляет лишь 3/4 от американской экономики [8].
Кроме того, на общем европейском рынке Великобритания обладает сравнительными преимуществами в предоставлении финансовых и бизнес-услуг, а также в маркетинге, проектировании, инженерных и других услугах. ЕС предъявляет 2/5 иностранного спроса на услуги Великобритании (доля США - 17 %, стран БРИКС - 10 %). Направления экспорта Великобритании в целом очень различны. Большая их часть приходится на США, Германию и Китай.
Итак, экономические выгоды Британии в случае Брексита неочевидны. Финансовые и экономические потери от выхода из общего рынка ЕС, по разным оценкам, на первых порах могут составить от 1 до 4 % ВВП в год, что гораздо выше экономии на ежегодных взносах в общеевропейский бюджет (приблизительно 0,5 % британского ВВП).
Можно сказать, что с начала ХХ1-го века Европейский союз потерял свою значимость и исключительность: в мире все больше образовывается новых интеграционных группировок, включающих в себя самые различные страны. Дальнейшие кризисы, произошедшие на территории стран ЕС, только укрепили общественное мнение о том, что политику Евросоюза надо менять. В связи с этим очень показательно, как отреагирует Европарламент на выход Великобритании из состава ЕС. Если ЕС пойдет на многочисленные уступки и отмену таможенных барьеров, о которых так активно просит Великобритания, то это может послужить сигналом для других стран, таких как Дания, Ирландия, Швеция, для выхода из состава ЕС на выгодных для себя условиях. Если же Германия, которая является своеобразным локомотивом ЕС, вместе с Францией не пойдет на сделку с Великобританией и будет отстаивать свои интересы, то Великобритания
может очень сильно пожалеть о том, что в 2016 г. решила провести референдум о выходе из состава ЕС, так как для всех стран, входящих в состав ЕС, основным торговым партнером является именно ЕС. Великобритания, перестав быть членом ЕС, по-прежнему будет нуждаться в товарах и услугах, поступаемых из Еврозоны, как и страны Европы не могут представить свои рынки без товаров из Соединенного Королевства.
В сложившихся условиях конкретные параметры сотрудничества Лондона и Брюсселя после Брексита, скорее всего, претерпят минимум изменений. Примером для Великобритании может стать Дания, которая не признает нормы шенгенского законодательства и считает, что они должны быть международными; также она сохраняет позицию по Гренландии, оставляя ее за пределами ЕС. Со стороны Великобритании данное решение может быть распространено на Шотландию, Северную Ирландию и Гибралтар, которые хотели бы остаться в Евросоюзе.
Одним из основных «камней преткновения» между ЕС и Великобританией уже давно является социальная политика. В начале 2014 г. ЕС столкнулся с большим потоком мигрантов с территории Северной Африки и стран Ближнего Востока. Великобритания не разделяла позицию Брюсселя относительно приема мигрантов с предоставлением им жилья и рабочих мест. В связи с этим премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон внес предложение о референдуме: во время своей предвыборной кампании на пост премьер-министра страны он обещал, что позиции Великобритании в ЕС будут пересмотрены в лучшую сторону.
Великобритания не согласна мириться с принципом ЕС о свободе передвижения рабочей силы. Данный принцип показал свои негативные стороны на фоне миграционного кризиса: в 2015 г., согласно данным Евростата, в Европу прибыло 1,25 млн беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 г. (562,68 тысяч). И это данные официальной статистики по тем, кто получил статус беженцев. Ниже, на рис. 3, приведены данные по количеству беженцев, прибывших в страны -члены ЕС в 2016 г.
Британия после проведения референдума о выходе из состава Европейского союза вознамерилась предпринять ряд мер по решению миграционного вопроса. Новый премьер-министр Тереза Мэй с самого начала своими решениями показала, что со стороны Великобритании будет и дальше проводиться ужесточение миграционной политики.
Соединенное Королевство не входит в Шенгенскую систему, и миграционный кризис не затрагивает ее столь же серьезно и глубоко, как, например, Германию (см. рис. 3).
1 Германия-40%
2 Венгрия-14%
3 Швеция-13%
4 Австрия-7%
5 Италия-6%
6 Франция - 6%
7 Великобритания - 5%
8 Швейцария - 4%
9 Дания - 3% 10 Испания-3%
Источник: составлено автором по данным Евростат.
Рис. 3. Доли стран - членов ЕС по количеству беженцев в 2016 г.
При этом следует отметить, что длительное время британское правительство приветствовало иммигрантов, в особенности из бывших колоний. Однако с конца 1960-х годов XX в. приток иммигрантов оказался настолько большим, что британцы перешли к политике ужесточения. Были подписаны нормативные акты в 1960-1970 гг., направленные в первую очередь на усиление пограничного контроля.
С начала 2019 г. произошло полномасштабное ужесточение миграционной политики в Британии, которое коснулось всех, начиная от студентов и заканчивая иммигрантами, переселяющимися по программам воссоединения семей. После референдума о Брексите иммиграция граждан ЕС начала постепенно сокращаться, как и иммиграция из Содружества. По крайней мере британское правительство старается закрепить этот тренд. По данным World Associated Press, общее количество беженцев, приезжающих на территорию Великобритании, уменьшилось на 35%1. Для сравнения: в за этот же период (2016-2017 гг.), по данным того же издания, цифры иммиграции беженцев на территорию Германии и Франции - двух ведущих стран Еврозоны - остались приблизительно на уровне 2014 г., показав лишь небольшое падение в 1,5-2% [1]. Миграционная проблема на данный момент все еще является неразрешимой. В некотором роде это происходит из-за того, что мигранты не хотят вливаться в новое европейское общество. Иными словами, они, по большей части, не заинтересованы
1 apnews.com/economy. 2016.
в работе. Они хотят получать пособие по безработице, которое в среднем по Европейскому союзу равняется 1 500-2 000 евро2. Данная сумма не устраивает многие страны, но коллегиального решения по отмене выплат мигрантам пока нет.
На рис. 4 приведены данные по количеству мигрантов, переселившихся в Великобританию за период с 1998 по 2017 гг.
тыс. чел. 700
600
500
400
1998 200120052007201020112012 20132014201520162017
Источник: H&M Annual Report.
Рис. 4. Количество миграционного населения в Великобритании, тыс. человек
Учитывая пример, который подали британцы другим странам -членам ЕС, миграционный кризис можно рассматривать как одну из основных причин раскола Европейского союза, которая может в дальнейшем привести к его распаду.
К концу 2018 г. постепенно начинают определяться общие параметры выхода Великобритании из состава ЕС. Решимость премьер-министра Терезы Мэй приведет Великобританию к разводу с ЕС на условиях «жесткого Брексита». Последний означает, что Великобритания выбирает неформальный, а настоящий «развод» с остальными 27 членами ЕС, отказываясь от многих бонусов единого экономического пространства. В этой связи возникают закономерные вопросы о судьбе самой экономической интеграции в Европе. На взгляд автора, наиболее важными являются три аспекта:
- территориальные сдвиги в хозяйственной деятельности компаний на территории ЕС и Великобритании, обусловленные установлением новой экономической границы в Европе;
- возможные трансформации институциональной структуры ЕС и в целом положения интеграционной группировки в мире (как для минимизации негативного воздействия Брексита, так
2 Сайт налогоплательщиков ЕС, 2014. immigrantinvest.com.
и в рамках реализации мер, которые раньше могла блокировать Великобритания); - изменения в сфере миграции трудовых ресурсов (тем более что бесконтрольное перемещение мигрантов по территории ЕС было одной из основных причин поддержки британским населением выхода из интеграционной группировки) [4]. В ближайшие годы Великобританию ждут серьезные негативные последствия Брексита. Совершенно очевидно, что Великобритания будет отстранена от разработки новых экономических правил, действующих не только на пространстве ЕС, но и заметно влияющих на ее экономических партнеров, особенно соседей (ведь у Великобритании в 2016 г. 44% товарного экспорта и 54% импорта приходилось на ЕС).
Чем «жестче» будет Брексит, тем из большего количества наднациональных программ ЕС Великобритания будет исключена. Наиболее болезненными для Соединенного Королевства могут быть последствия отказа от наднациональной региональной политики («политики сплочения») и научно-технической политики. Великобритании будет особенно тяжело доказывать необходимость придать ей какой-либо комфортный особый статус, поскольку она уже, даже будучи членом ЕС, фактически отказалась от двух крайне важных направлений в европейской интеграции - Шенгенской зоны и зоны Евро.
Самым болезненным последствием Брексита для Великобритании может стать значительный отток из страны компаний-инвесторов. Эта тенденция заметна на графике (см. рис. 5), на котором приведены данные по прямым иностранным инвестициям, поступавшим на территорию Великобритании в период с 1998 по 2017 гг.
млрд долл. 300
250
200
150
100
50
0
1998 2001 2005 2007 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Источник: составлено автором по данным HMT reasury analysis.
Рис. 5. Прямые иностранные инвестиции на территорию Великобритании, млрд руб.
Возможно, что после 2025-2030 гг. Великобритании удастся адаптироваться к новым условиям и вновь начать показывать более успешную экономическую динамику, чем во время ее нахождения в составе ЕС. Однако ЕС тоже должен будет справиться со стоящими перед ним экономическими вызовами (миграционным кризисом, проблемами бюджетной дисциплины и долговой нагрузки в ряде стран зоны Евро и др.).
Для ЕС выход Великобритании - тяжелый удар с точки зрения имиджа самой интеграционной идеи. Однако данный кризис не станет для ЕС смертельным, даже с учетом серьезных издержек Брек-сита. Среди них можно выделить общее уменьшение экономического и политического веса ЕС в мире, потерю части поступлений в общий бюджет ЕС и издержки по реорганизации административно-управленческих структур ЕС.
Благодаря Брекситу под вопросом на ближайшие несколько лет оказываются и мегарегиональные торгово-инвестиционные соглашения с участием ЕС. Не исключены конфликты и в рамках ВТО при вероятном выходе Великобритании из Таможенного союза ЕС (пока в ВТО все страны - члены ЕС входят в качестве единого участника).
Во время переговоров по Брекситу экономистами было сформировано несколько возможных вариантов дальнейших отношений Великобритании и ЕС.
Норвежский вариант: Великобритания выходит из состава ЕС и присоединяется к Европейской экономической зоне, что обеспечит ей доступ к единому европейскому рынку, за исключением части финансового сектора экономики. Это также освободит Британию от правил ЕС в сферах сельского хозяйства, рыболовства, права и внутренних дел.
Швейцарский вариант: Великобритания последует примеру Швейцарии, которая не входит ни в ЕС, ни в ЕЭЗ, а заключает отдельные договоры с Брюсселем по каждому сектору экономики.
Турецкий вариант: Великобритания может войти в таможенный союз с ЕС, что предоставит ее промышленности свободный доступ к европейскому рынку, но финансовый сектор такого доступа не получит.
Великобритания также может попытаться заключить всеобъемлющую договоренность о свободной торговле с ЕС по швейцарской модели, но с гарантиями доступа финансового сектора экономики к европейскому рынку, а также об определенной доле контроля над формулированием и исполнением общих торговых правил.
Великобритания может полностью разорвать свои отношения с ЕС и полагаться лишь на правила ВТО [6].
Многие из экспертов, которые выступали за выход Великобритании из ЕС, уверены, что Британии не подходит ни один из предложен-
ных выше вариантов. Британские экономисты считают, что Великобритании стоит заключить договор о свободной торговле с ЕС, выйти из-под юрисдикции Европейского суда, а также сохранить свободное передвижение британских граждан по территории ЕС. Отдельным пунктом указывается на то, что Великобритания будет освобождена от выплаты любых членских взносов.
Выход Великобритании из Евросоюза повлечет за собой изменения в сфере международной торговли. Будет пересмотрена многосторонняя торговая система, в рамках которой Великобритания была членом ЕС. По словам генерального директора ВТО Роберту Азеведу, «Великобритании предстоит длительная процедура переговоров по поводу новой конфигурации членства в ВТО со всеми участниками организации (162 члена), а также пересмотр большого числа преференциаль-
3
ных торговых соглашений с другими государствами» .
Брексит лишает Великобританию преференциального доступа на рынки 58 стран в рамках 36 торговых соглашений. Британское правительство будет вынуждено повысить тарифы на импорт из этих государств, так как столкнется с повышением тарифов на британские товары за рубежом. Иными словами, пересмотру условий подвергнется практически весь объем внешней торговли Великобритании.
Великобритания по-прежнему хочет добиться безбарьерной торговли, как было раньше, когда она являлась членом ЕС. Сейчас же выход из ЕС повлечет за собой выход из Таможенного союза, после чего британским товарам станет очень тяжело конкурировать с европейскими на рынках Евросоюза. Торговые барьеры, таможенные пошлины на товары, ввозимые на территорию ЕС, усиление пограничного контроля, а также сокращение оказываемого Великобританией на территории ЕС количества услуг - все это является основными пунктами постоянных переговоров Великобритании и ЕС.
В заключение можно сделать вывод, что экономика Великобритании на момент референдума была не готова к тому, что страна перестанет быть частью одной из крупнейших мировых интеграционных группировок. После окончательного перехода от двусторонних соглашений с ЕС на введение торговых барьеров Великобритании потребуется не менее пяти лет, чтобы вывести свою экономику на уровень стадии подъема 2015 г. Следовательно, можно констатировать тот факт, что Великобритания в 2016 г., проводя референдум, не просчитала все возможные риски. Скорее всего, Соединенное Королевство надеялось на уступки со стороны Европейского союза. Но Европарламент занял жесткую позицию, и уступок не последовало. Прения между сторонами не прекращаются до сих пор. Постоянные переговоры между
3 wto.org/english/res_e/report181. 2017.
сторонами лишь это подтверждают. Королева Великобритании Елизавета II подписала законопроект о выходе страны из ЕС. Ожидалось, что он состоится в марте 2019 г. На сегодняшний день большая част стран - членов ЕС готова поддержать решение об очередном переносе сроков выхода Великобритании из ЕС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдонин Д.С. Новые веяния Европы. М., 2016.
2. Борко Ю.А. Западная Европа: социальные последствия капиталистической интеграции. М., 1975.
3. Громыко И.А. Из истории вступления Англии в ЕЭС. М., 1980.
4. Липкин М.А. Британия в поисках Европы. М., 2009.
5. Carter M. Europe: Yes or No. London, 2015.
6. Kiljanski K. Report of the EU economical partnership. Brussels, 2017.
7. McShein J. How the Britain leaves. London, 2015.
8. Pirie M. New levels of the capitalism. London, 2016.
ABOUT THE AUTHOR
Malikhin Alexander Borisovich - assistant, graduate student of the Department of General Economic Theory of Moscow School of Economics of M.V. Lomonosov Moscow State University (MSE MSU) Moscow, Russia [email protected]
CONSEQUENCES OF UK WITHDRAWAL FROM THE EU
This article analyzes the possible consequences of Britain leaving the European Union. The historical aspects of the UK accession to the EU are described. The characteristic features of the position of Great Britain in its tenure as an EU member are also shown. The impact of Brexit on the further unity of the European Union is assessed. The possible options for cooperation between the UK and the EU are described after the settlement of all issues on Brexit.
Keywords: Brexit, UK, EU, integration processes, disintegration, trade relations, world economy.
JEL: F42.