ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ И ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО1
Кубат УМУРЗАКОВ
кандидат экономических наук, доцент Академии госуправления при Президенте КР (Бишкек, Кыргызстан)
Назира ТЮЛЮНДИЕВА
кандидат экономических наук, доцент Академии госуправления при Президенте КР (Бишкек, Кыргызстан)
АННОТАЦИЯ
Рассматриваются цели, условия и возможные последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), дается характеристика современного состояния экспорта и импорта страны и анализируется роль реэкспорта в ее экономике в последнее десятилетие. Исследуются предполагаемые положительные эффекты и риски, которые могут возникнуть при вступлении Кыргызстана в ТС и ЕЭП. Приводятся данные анализа сравнительных преимуществ по товарным группам. Обосновывается важность проведения совместно со странами ТС согласованной политики по развитию приоритетных промышлен-
ных и сельскохозяйственных секторов. Это будет способствовать приходу в Кыргызстан крупных компаний и открытию их филиалов, а также решению задачи по модернизации сельского хозяйства и созданию агропромышленного кластера.
С учетом необходимости значительной переориентации торговых потоков и бизнеса после вступления страны в ТС и ЕЭП делается вывод о необходимости определенного переходного периода для более мягкой адаптации экономики. На основе опыта ЕС вносится предложение о создании в рамках ТС и ЕЭП механизма по оказанию поддержки странам, отстающим в развитии.
1 Статья подготовлена на основе результатов проведенного в 2013 году группой экспертов исследования перспектив участия КР в интеграционном проекте, осуществляемом РФ, Казахстаном и Беларусью. При написании статьи использованы отдельные положения доклада, опубликованного Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики (см.: Перспективы участия Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе: плюсы и минусы. Бишкек: НИСИ, 2013. 99 с.), в написании которого принимали участие авторы.
КЛЮЧЕВЫЕ Кыргызстан, Таможенный союз, СЛОВА: Единое экономическое пространство,
Единый таможенный тариф, модернизация экономики, конкурентоспособность, чувствительные виды товаров, переходный период. \ -^
Введение
С точки зрения интеграции стран СНГ большой интерес вызывает создание Беларусью, Казахстаном и Россией Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)2. Возможность присоединения к данной интеграционной группировке рассматривает и ряд других республик бывшего СССР, включая Армению, Таджикистан и Кыргызстан, правительство которого уже подало заявку на вступление в ТС.
Однако нельзя забывать о той важной роли, которую в последнее десятилетие играет во внешней торговле страны реэкспорт. Он значимым образом влияет как на состояние экономики, так и на занятость и доходы населения. В связи с необходимостью серьезной переориентации торговых потоков и бизнеса после вступления в ТС и ЕЭП стране понадобится определенный переходный период для более мягкой адаптации экономики к новым условиям внешней торговли.
В качестве главных среднесрочных и долгосрочных целей вступления в ТС и ЕЭП можно назвать обеспечение устойчивого хозяйственного роста, проведение модернизации экономики и сокращение (или, как минимум, недопущение увеличения) разрыва в развитии с другими странами-участницами. Кроме того, рассмотрены основные задачи при вступлении в ТС и ЕЭП.
Притягательная сила интеграционных проектов
Правительство Кыргызстана приняло решение о вступлении страны в ТС, созданный РФ, Казахстаном и Беларусью.
ТС формально начал работу 1 января 2010 года, когда в торговых отношениях с третьими странами стал применяться Единый таможенный тариф (ЕТТ). С 1 июля 2010 года вступил в действие Таможенный кодекс (ТК) ТС, закрепивший основные нормы таможенного регулирования. С 1 июля 2011 года все согласованные виды контроля были перенесены на внешний контур ТС. На внутренних границах государств — членов ТС были сняты таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль.
С началом функционирования ТС ускорился процесс подготовки правовой основы для перехода к более высокому уровню интеграции — ЕЭП.
Целью создания ЕЭП является реализация на территории трех стран «четырех свобод» — движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С 1 января 2012 года был введен в действие базовый пакет из 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП.
2 Таможенный союз создан в 2010 году Российской Федерацией, Казахстаном и Беларусью. Соглашения указанных стран о создании Единого экономического пространства вступили в силу с 1 января 2012 года.
Вполне очевидно, что вступление Кыргызстана в данный интеграционный проект имеет смысл лишь в том случае, если впоследствии он сможет стать членом ЕЭП. Поэтому в данной статье вступление в ТС и в ЕЭП рассматривается как единый проект.
В экономической литературе3 отмечается, что при оценке эффекта от региональной интеграции следует принимать в расчет различия между статическими и динамическими факторами.
Статический эффект от региональных торговых соглашений отражает влияние изменения цены из-за снижения тарифных и нетарифных барьеров. Результатом является увеличение объемов торговли между странами-участницами за счет создания дополнительной торговли (trade creation). При этом более эффективные производители из стран — участниц ТС замещают на рынке местных производителей. Может также происходить и переориентация торговли (trade diversion), когда производители из стран — участниц ТС замещают более эффективных производителей из третьих стран.
Статические факторы важны при оценке разового изменения в уровне благосостояния стран-участниц, обусловленного созданием ТС.
В отличие от статического, динамический эффект связан со среднесрочными и долгосрочными последствиями региональной интеграции и потому более важен для экономики. Выгоды от динамических факторов включают повышение эффективности в результате возросшей конкуренции, большей специализации, экономии на масштабе, внедрения новых технологий и ноу-хау и др.
Среди предполагаемых положительных сторон вступления страны в ТС и ЕЭП можно отметить выгоды от более глубокой региональной интеграции, включающей всестороннюю гармонизацию политики, законодательства и институтов и способной вызвать динамические эффекты, связанные с увеличением емкости рынков, ростом прямых иностранных инвестиций, передачей технологии и общим усилением конкуренции.
Среди позитивных экономических факторов следует отметить, в частности, присоединение к более емкому рынку, что позволит удовлетворять спрос на товары в рамках всего региона и станет стимулом для привлечения инвестиций и вложений в крупные проекты. Это позволит использовать экономию на масштабе, учесть региональное разделение труда и организовать производство новых видов продуктов, которые ранее в стране не производились.
Однако конкретные региональные торговые соглашения действуют в конкретной, специфической ситуации. От соотношения условий в регионе и в странах — членах ТС зависит, будет ли присоединение к данной торговой группировке способствовать успешному социально-экономическому развитию Кыргызстана. Принимая решение о вступлении в ТС необходимо проанализировать состояние экономики страны и возможные последствия этого шага.
Так, в условиях определенной политической и экономической нестабильности в стране очень важно обеспечить достаточно мягкие условия для «чувствительных» секторов хозяйства в переходный период вступления в ТС.
Современное состояние торговли
В последние десять лет кыргызстанский экспорт существенно отстает от импорта. В результате у КР, как и у ряда других стран СНГ, наблюдается значительный дефицит торгового баланса.
3 См., например: Preferential Trade Agreement Policies for Development: A Handbook / Ed. by J.-P. Chauffour, J.-Ch. Maur. World Bank, 2011; How to Design, Negotiate, and Implement a Free Trade Agreement in Asia. ADB, 2008.
Основную часть экспорта КР в страны СНГ (главным образом в Россию, Казахстан и Узбекистан) составляют сырье (включая хлопок, табак, а также минералы нерудного происхождения), электроэнергия и некоторые продовольственные товары (фрукты, овощи, молочные продукты и др.). Вывозится и продукция обрабатывающей промышленности: швейные изделия, металлургическая продукция, лампы накаливания, автотранспортные средства и запчасти для автомобилей.
Экспорт в страны дальнего зарубежья значительно менее диверсифицирован; он ограничивается золотом, хлопком, шерстью, шкурами, кожей, металлическим ломом и неорганическими химикатами.
Основными покупателями продукции Кыргызстана традиционно являются Россия и Казахстан. В 2012 году доля этих стран в экспорте страны составляла соответственно 11,2% и 19,3%.
В последние годы еще одним ведущим партнером КР стала Швейцария (32,6% в 2012 г.), куда вывозится основной экспортный товар страны — золото. В 2011 году, когда цены на золото обновили исторический максимум, экспорт этого драгоценного металла превысил 50% от общего объема экспорта. Однако в 2012 году вследствие изменения геологической обстановки объемы производства золота резко упали, и в результате доля золота в общем объеме снизилась до 33,4%.
В последние годы в импорте Кыргызстана, основными статьями которого были топливо, пшеница, медикаменты, автомобили и др., возросла доля нефтепродуктов, что было связано с ростом их реэкспорта, в том числе для заправки иностранных военных самолетов. Увеличение импорта предметов потребления было обусловлено повышением доходов части населения (включая и значительно возросшие в рассматриваемый период денежные переводы мигрантов); в условиях усиливавшихся темпов возведения жилья возрос ввоз строительных материалов, оборудования и других товаров. Кроме того, интенсивно осуществлялись инвестиционные проекты (за счет частного капитала и программы государственных инвестиций).
Импорт Кыргызстана был по-прежнему сконцентрирован на сравнительно небольшом количестве стран-экспортеров. Основными партнерами страны и здесь традиционно выступали Россия и Казахстан: в 2012 году их удельный вес в общем объеме импорта РК составил соответственно 33,2% и 9,7%. Из стран дальнего зарубежья статус второго важного партнера после России приобрел Китай, удельный вес которого в 2009 году достиг 22,5%.
Начиная с 2004 года политика правительства КР была де-факто направлена на создание благоприятных условий для импорта товаров и их последующего реэкспорта. В результате за последние годы Кыргызстан превратился в региональный узел реэкспорта китайских товаров в страны Центральной Азии и Россию, чему способствовали также его выгодное географическое положение и хорошо налаженная логистика.
При этом важную роль играли кыргызские базары Дордой и Карасу, которые выступали основными перевалочными базами для китайского экспорта. По оценке экспертов Всемирного банка (ВБ), объем реэкспорта, осуществлявшегося через указанные базары, в 2008 году достигал 2,7 млрд долл.4 При том что общий объем импорта, который, по официальным данным, в 2012 году равнялся 5,3 млрд долл., общий объем реэкспорта из Кыргызстана в 2008 году составил, по расчетам Р. Могилевского, 10 млрд5. Это свидетельствует о значительных объемах незарегистрированного импорта и реэкспорта и в целом теневого оборота.
В 2009 году объемы реэкспорта упали, что было связано с замедлением экономического роста в России и Казахстане вследствие глобального кризиса. В 2010 году в условиях насту-
4 Cm. : Bazaars and Trade Integration in CAREC Countries. Report prepared by World Bank, May 2009.
5 Cm.: Mogilevskii R. Trends and Patterns in Foreign Trade of Central Asian Countries. Working Paper No. 1, May 2012, University of Central Asia.
пившей политической нестабильности экспорт и реэкспорт еще более сократились; тогда граница между Кыргызстаном и Казахстаном была закрыта для движения автотранспорта и физических лиц. Кроме того, с началом деятельности ТС был ужесточен таможенный контроль. Важно отметить, что базары Кыргызстана являются основным источником доходов местных жителей, причем занятость определяется не только количеством работающих здесь людей (продавцов, административного и обслуживающего персонала). Базары способствуют росту косвенной занятости, к которой можно отнести рабочие места, связанные с перевозками и обработкой грузов. Сюда же следует включить торговцев, обслуживающих другие базары, и поставщиков продукции (в том числе и в складские помещения за пределами физических границ базара).
По оценке экспертов ВБ, суммарные постоянные расходы обследованных базаров составили примерно 33% от ВВП Кыргызстана. Расходы на оплату труда в среднем составили около 30% суммарных постоянных затрат по Кыргызстану6.
С другой стороны, сильная ориентация внешней торговли на реэкспортные операции сама по себе не решает проблем обеспечения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, хотя и способствует занятости немалой части населения. С этой точки зрения главным фактором обеспечивающим устойчивый экономический рост, остается достижение высокой конкурентоспособности компаний Кыргызстана на региональных рынках и стабильного увеличения экспорта товаров, произведенных в стране.
В то же время, учитывая сложившуюся реэкспортную специализацию Кыргызстана, можно предположить, что при его вступлении в ТС произойдет серьезная переориентация торговых потоков и бизнеса, поэтому для более мягкой адаптации экономики страны потребуется определенный переходный период.
Основные цели и ограничения для вступления Кыргызстана в ТС и ЕЭП
Собираясь принять участие в интеграционном проекте трех стран, Кыргызстан, несомненно, ставит себе целью достижение более высокого уровня развития экономики и общества.
К настоящему моменту ни в одном документе, принятом правительством или Президентом КР, не определены конкретные цели, которые должны быть достигнуты в результате вступления Кыргызстана в ТС и ЕЭП.
По нашему мнению, главные среднесрочные и долгосрочные цели вступления КР в ТС можно сформулировать следующим образом:
■ обеспечение устойчивого экономического роста;
■ модернизация экономики;
■ сокращение (или как минимум недопущение увеличения) разрыва в уровне развития с другими странами ТС.
Для достижения главных целей необходимо достичь ряда подцелей:
■ создание рабочих мест и обеспечение высокого уровня занятости;
6 См.: Bazaars and Trade Integration in CAREC Countries.
■ привлечение прямых иностранных инвестиций;
■ рост масштабов применения новых технологий;
■ встраивание в международные производственные цепи;
■ улучшение структуры производства.
В целом, вступление в ТС и ЕЭП соответствует основным направлениям, намеченным в стратегии устойчивого развития страны.
Кыргызстан — это маленькая страна, значительно отстающая от стран — членов ТС по уровню экономического развития. Так, по данным МВФ, в 2012 году объем ВВП Кыргызстана составил 6,5 млрд долл., тогда как в Беларуси этот показатель равнялся 63 млрд долл., в Казахстане — 196 млрд долл., а в России — 2 022 млрд долл. Иными словами, по указанному параметру Беларусь обогнала КР почти в 10 раз, Казахстан — более чем в 30 раз, а Россия — в 311 раз.
В 2012 году в Кыргызстане ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равнялся 2 376 долл., в то время как в Беларуси он составил 15 634 долл., в Казахстане — 13 893 долл., и в России — 17 709 долл. Получается, что показатель Беларуси был примерно в 6,6 раза, Казахстана — в 5,8 раза, и России — в 7,5 раза выше.
Стремление КР присоединиться к ЕЭП, в которое входят страны с уровнем жизни, в 6—8 раз превышающим кыргызстанский, безусловно, связано с определенными позитивными ожиданиями относительно будущего. Предполагается, что вхождение в это интеграционное объединение позволит стране модернизировать экономику, резко повысить темпы роста объемов производства и в перспективе выйти на качественно новый уровень развития. Однако прежде чем можно будет добиться всего этого, необходимо реализовать целый комплекс мер по подготовке экономики КР к условиям ТС.
В проекте Дорожной карты, подготовленном правительством страны совместно с Евразийской экономической комиссией, предусмотрен комплекс мер, включающий присоединение Кыргызстана к соглашениям в рамках ТС, принятие соответствующих нормативных документов, укрепление инфраструктуры приграничных переходов (в том числе обустройство и техническое оснащение 15 первоочередных пунктов пропуска), обустройство внешней границы, модернизация материально-технической базы лабораторий, повышение потенциала таможенной, ветеринарной и других служб, обучение специалистов министерств и ведомств и др. Все это потребует значительных объемов финансирования по ряду направлений.
Вступление в ТС предусматривает также целый комплекс мер по наведению порядка в сельском хозяйстве и переработке его продукции. Этот сектор нуждается в серьезных реформах, которые помогут решить проблемы развития животноводства и растениеводства, укрупнения хозяйств, четкой организации работы ветеринарной службы, улучшения эпизоотической ситуации, устойчивого ведения пастбищного хозяйства, улучшения технического состояния ирригационных систем и др.
Еще одной необходимой мерой является модернизация материально-технической базы лабораторий, которые выдают сертификаты, соответствующие международным требованиям.
Без решения вышеперечисленных вопросов невозможно будет выполнить требования, установленные в рамках соответствующих соглашений, а также повысить конкурентоспособность кыргызских пищевых продуктов на рынках стран — членов ТС.
Отдельную проблему составляет финансовое обеспечение мероприятий по подготовке к вступлению в ТС. Ее решение видится в получении грантовой поддержки от стран ТС, включая Россию.
Предполагается, что в ходе переговоров удастся добиться введения для Кыргызстана в переходный период изъятий из Единого таможенного тарифа и осуществления других мер
регулирования по отдельным секторам и чувствительным видам товаров. Их перечень, в который предлагается включить необходимые для производства швейных изделий ткани и фурнитуру, медикаменты, отдельные виды оборудования и аппаратуры, минеральные удобрения, химикаты, пластмассы и другие виды продукции, должен быть представлен на обсуждение правительства.
Предполагается также обсудить варианты поэтапного перехода с длительными сроками по отдельным видам чувствительной продукции (или подотраслям). Кроме того, не исключается возможность предоставления переходного периода, в течение которого сохранится действие национальных норм технического регулирования, и получение финансовой помощи для поддержки экономического развития (в частности, для обеспечения развития инфраструктуры и ряда отраслей производства).
Вступление в ЕЭП сопряжено и с выполнением ряда других условий, необходимых для создания единого рынка товаров и услуг, а также проведения согласованной (а в некоторых случаях и единой) политики.
Так, присоединение Кыргызстана к принятому 9 декабря 2010 года Соглашению «О согласованной макроэкономической политике» потребует выполнения ряда количественных параметров, в том числе:
■ обеспечение дефицита госбюджета на уровне не выше 3% от объема ВВП;
■ поддержание размера госдолга на уровне не выше 50% ВВП;
■ обеспечение низкого уровня инфляции (ее размер не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов средний уровень инфляции других стран — участниц ЕЭП, в которых отмечается наименьший рост цен).
Фактическое положение дел показывает, что при вступлении в ЕЭП у Кыргызстана могут возникнуть проблемы, связанные с выполнением по крайней мере двух из трех вышеуказанных параметров.
Как видно из табл. 1, показатели дефицита госбюджета и госдолга по отношению к объему ВВП Кыргызстана превышают установленную соглашением норму.
Таблица 1
Значения макроэкономических показателей, регулируемых Соглашением о проведении согласованной макроэкономической политики, в Кыргызстане
2011 2012 1
Инфляция (к декабрю предыдущего года) 105,7 107,5
Дефицит бюджета, % от ВВП 4,7 7,1
^Госдолг, % от ВВП 50,1 51,5 ]
Анализ состояния экономики Кыргызстана позволяет сделать вывод, что резко улучшить положение по дефициту госбюджета и уровню госдолга будет очень непросто и на это может потребоваться несколько лет.
От того, насколько успешным окажется вхождение Кыргызстана в ТС и в какой мере будут реализованы позитивные возможности развития приоритетных секторов, в значительной степени будут зависеть перспективы вступления страны в ЕЭП, а в дальнейшем и в создаваемый Евразийский экономический союз.
Оценка последствий вступления в ТС и ЕЭП
Оценивая предполагаемые последствия вступления страны в ТС и ЕЭП, можно выделить следующие плюсы и минусы для Кыргызстана на каждом этапе интеграции.
К положительным эффектам от вступления КР в ТС можно отнести доступ к гораздо более емкому рынку и экономию на масштабе, которая даст стимулы для инвестиций и привлечения новых технологий. Что касается усиления конкуренции, то оно также означает рост эффективности и снижение затрат.
Риски, возникающие при вхождении в ТС, включают спад в секторах с низкой конкурентоспособностью, банкротство отдельных компаний малого и среднего бизнеса, рост безработицы и повышение уровня инфляции.
К позитивным сторонам вступления в ЕЭП можно отнести модернизацию экономики страны, приход крупных компаний и создание их филиалов, формирование агропромышленного кластера и новых отраслей.
Негативные последствия вхождения в ЕЭП могут проявиться в виде роста миграции населения, увеличения разрыва в развитии центра и отсталых районов, банкротств и поглощений в финансовом секторе.
При оценке влияния интеграционных процессов в рамках ТС на изменение структуры отраслей и подотраслей следует учитывать, что отдельные секторы и производства могут получить быстрое развитие, в то время как другие окажутся не в силах выдержать конкуренцию. Соответственно, изменится уровень занятости работников в отдельных отраслях.
Анализ сравнительных преимуществ по товарным группам показывает, что молочная продукция и другие пищевые продукты животного происхождения, свежие и сушеные фрукты и овощи, а также продукты их переработки, ювелирные и камнерезные изделия, женская одежда и др. могут иметь высокие сравнительные преимущества при экспорте как в страны ТС, так и в третьи страны. Несмотря на серьезное изменение торговых условий, продукты, экспортируемые в страны ТС, только улучшат свои позиции. В то же время продукты, имеющие незначительные сравнительные преимущества, могут добиться успеха при определенных условиях, к числу которых можно отнести поддержку со стороны государства, маркетинговые усилия по их продвижению на рынках стран ТС и др.
Сравнивая конкурентные преимущества компаний Кыргызстана и стран ТС, следует учитывать существующие различия в проводимой странами экономической политике поддержки национальных производителей. Анализ программ по развитию отраслей промышленности и сельского хозяйства в странах ТС показывает значительный уровень государственной поддержки. Так, правительственные программы России, Казахстана и Беларуси предусматривают активное использование субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставление дотаций и грантов экспортерам промышленной продукции, выделение льготных кредитов, страхование торговых операций и др.
В частности, в 2013 году на финансовую поддержку экспорта правительством России предусматривалось выделить до 14 млрд долл. Большая часть этой суммы предназначалась для страхования экспортных кредитов и госгарантий при экспорте7. Объем господдержки сельского хозяйства в процентах к валовому объему произведенной в сельском хозяйстве продукции в Беларуси равен 18%, в России — 6%, в Казахстане — 4%8.
7 См.: RBC Daily, 28 августа 2013 [http://www.rbcdaily.ru/economy/562949988684705], 29 января 2014.
8 Сайт Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан [http://mgov.kz/tezisy-doklada-na-temu-razvitie-pererabaty-vayushhej-promy-shlennosti-v-respublike-kazahstan/], 29 января 2014.
В Кыргызстане из-за большого дефицита бюджета уровень государственной поддержки национальных производителей очень низок, вследствие чего имеются большие незадейство-ванные резервы развития малого и среднего бизнеса.
К одному из важнейших факторов получения положительного эффекта в виде роста инвестиций и применения новых технологий следует отнести проведение совместно со странами ТС согласованной политики по развитию приоритетных промышленных и аграрных секторов. Это будет способствовать приходу в сельское хозяйство Кыргызстана крупных компаний, модернизации сельского хозяйства и формированию агропромышленного кластера.
При оценке последствий вступления страны в ТС и ЕЭП необходимо рассмотреть один очень важный вопрос: как изменится разрыв в уровнях развития между Кыргызстаном и другими странами — членами ТС в среднесрочном и долгосрочном периоде. Этот вопрос можно поставить и по-другому: «Можно ли в перспективе ожидать положительной динамики темпов роста экономики КР и как они будут соотноситься с аналогичными показателями трех стран — нынешних членов ТС?»
Региональная интеграция может не только способствовать развитию всех отраслей хозяйства входящих в ТС стран, но и обеспечивать соответствующие выгоды с точки зрения повышения темпов экономического роста и улучшения качества жизни населения.
По расчетам ученых Российской АН, макроэкономический эффект от создания ТС и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5% прироста ВВП в расчете на 5-летнюю, и около 15% — на 10-летнюю перспективу.
Однако распределение выгод среди членов интеграционного объединения может оказаться весьма неравномерным, что объясняется различиями в исходных условиях стран. Без специальных политических мер, направленных на уменьшение неравномерности и дисбалансов, более развитые страны (и регионы внутри них) смогут получать больше выгод от емкого рынка ТС, чем менее развитые9.
Точно так же крупные транснациональные корпорации (например, российские) могут получать больше выгод от рынка ТС, так как у них больше возможностей для организации своих кооперационных связей, производственных и снабженческих сетей, чем у малых и средних по размеру компаний, которые, как известно, преобладают в Кыргызстане.
Для того чтобы сближение уровней развития Кыргызстана и стран ТС не было затруднительным, должна проводиться координация политики по развитию отраслей хозяйства всех участников интеграционного объединения. В противном случае вовлечение Кыргызстана в интеграционный процесс не принесет желаемых результатов.
Несбалансированность в развитии Кыргызстана и других членов ТС может усилить и разность финансовых и институциональных возможностей стран по созданию условий для производства и экспорта продукции.
Чтобы обеспечить более сбалансированное развитие Кыргызстана в рамках ТС и ЕЭП, представляется важным использовать соответствующий мировой опыт. В ряде интеграционных объединений действуют механизмы, принятые в рамках межгосударственных соглашений и предусматривающие меры по поддержке развития и диверсификации экономики отстающих стран-членов.
В ЕС эту проблему решают при помощи скоординированной политики поддержки отдельных отраслей, а также путем создания специальных структурных фондов. Так, существуют два фонда (структурный и сплочения); их средства направляются на поддержку проектов развития в менее развитых регионах ЕС. С той же целью из стран с высокими доходами на душу населения выделяются финансовые трансферты.
9 См.: Т^е and Development Report, 2007. UNCTAD, 2007.
Общеизвестно, что успешное взаимодействие в рамках интеграционной группировки может быть достигнуто в том случае, если все ее члены имеют более или менее схожий уровень развития.
Говоря о минимизации негативных последствий вступления Кыргызстана в ТС и о его будущей успешной интеграции, следует подчеркнуть, что страна нуждается в помощи, в том числе финансовой.
По нашему мнению, ТС следует последовать примеру ЕС и рассмотреть вопрос о создании механизма по оказанию поддержки странам, отстающим в развитии. Это касается как Кыргызстана, так и других будущих членов ТС.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что вступление Кыргызской Республики в ТС и ЕЭП позволит расширить возможности развития и модернизации ее экономики, а также повысить благосостояние и качество жизни населения. Однако для достижения успеха необходимо проведение соответствующей государственной политики.
Существуют определенные надежды, что разрыв в уровне развития Кыргызстана и стран — членов ТС будет уменьшаться. Насколько они сбудутся, зависит от многих факторов, в частности от наличия финансовых ресурсов, создания благоприятного инвестиционного климата (следует заинтересовать иностранных инвесторов вкладывать капитал в КР), готовности крупных и средних корпораций стран ТС перенести в Кыргызстан какие-либо промежуточные переделы (например, производство комплектующих) и от способности государственных институтов страны проводить взвешенную и сбалансированную политику.
31 мая 2013 года Высшим евразийским экономическим советом было принято решение об основных направлениях координации национальных промышленных политик стран ТС. Оно предусматривает ряд мер по углублению кооперации между компаниями-производителями, созданию технологических платформ и формированию промышленных кластеров в приоритетных секторах.
Уже сейчас правительству Кыргызстана следует инициировать проведение совместных консультаций с соответствующими министерствами и ведомствами стран — участниц ТС по принятию согласованных стратегий развития промышленности и других отраслей с учетом выгод регионального разделения труда, создания производственных сетей, кластеров и т.д. Актуальность подобных консультаций диктуется необходимостью осуществлять в будущем совместные с компаниями стран ТС проекты.
Заключение
Проведенный анализ вопросов вхождения Кыргызстана в ТС и ЕЭП позволил сделать нижеследующие выводы.
К положительным эффектам вступления можно отнести доступ к гораздо более емкому рынку и экономию на масштабе, которая даст дополнительные стимулы для притока инвестиций и привлечения новых технологий. Усиление конкуренции будет способствовать росту эффективности и снижению затрат, модернизации экономики страны, приходу крупных компаний и созданию их филиалов, а также возникновению новых отраслей.
Риски, которые могут возникнуть при вхождении КР в ТС и ЕЭП, включают спад в секторах с низкой конкурентоспособностью, банкротство отдельных компаний малого и среднего бизнеса, рост безработицы, усиление инфляции, увеличение миграции, углубление разрыва между развитием центра и отсталых районов, обострение ситуации в финансовой сфере и др.
Несбалансированность в развитии Кыргызстана и других участников ТС и ЕЭП может усилиться и вследствие существенных различий в их финансовых и институциональных возможностях по созданию условий для производства и экспорта продукции.
Отсюда следует, что достижение положительных результатов будет во многом зависеть от проведения странами ТС согласованной политики по развитию приоритетных отраслей промышленности и аграрного сектора. Это будет способствовать приходу в Кыргызстан крупных компаний, созданию филиалов, решению задач по модернизации сельского хозяйства и формированию агропромышленного кластера.
Большое значение будет иметь и создание в рамках ТС и ЕЭП механизма по оказанию поддержки странам, отстающим в развитии; в этом деле может помочь опыт ЕС.