Научная статья на тему 'Перспективы внедрения и развития "единого окна" в евразийском экономическом союзе'

Перспективы внедрения и развития "единого окна" в евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ "ЕДИНОГО ОКНА" / ПРОЦЕСС УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН / ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / УЧАСТНИКИ ВЭД / ЕДИНЫЙ ПРОПУСКНОЙ КАНАЛ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СТОИМОСТНЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / СОВМЕЩЁННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / "SINGLE WINDOW" PRINCIPLE / TRADE FACILITATION PROCESS / DEVELOPMENT OF THE FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / UNITED NATIONS ECONOMIC COMMISSION FOR EUROPE / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS UNION / INTERNATIONAL TRADE / COMMERCIAL ACTIVITY / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакумов Леонид Леонидович

Выделены исследовательские аспекты механизма «единого окна». Описаны перспективы внедрения и развития «единого окна» в Евразийском экономическом союзе. Показаны возможности однократного представления сведений участников ВЭД в стандартном виде через единый пропускной канал. Выделено значение пункта ввода информации для представления участником торговых операций сведений государственным органам. Представлены возможные пути решения механизма «единого окна» для государственных органов ЕАЭС и участников ВЭД. Предложены направления развития «единого окна» ЕАЭС в системе регулирования ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абакумов Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSPECTIVES OF INTRODUCTION AND DEVELOPMENT OF THE "SINGLE WINDOW" IN EURASIAN ECONOMIC UNION

This research highlights the exploratory aspects of the «single window» principle and describes the perspectives of introduction and development of the «single window» in Eurasian Economic Union. The author of the article shows the possibilities of submitting the data of Foreign Economic Activity participants through the integrated access channel, underlines the importance of the station of entering data for presenting this information to the government authorities, and proposes ways of the Eurasian Economic Union «single window» development in the system of Foreign Economic Activity control.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения и развития "единого окна" в евразийском экономическом союзе»

экономика

УДК 339. 543 0 (75)

Л.Л. Абакумов

Курганский государственный университет

перспективы внедрения и развития «единого окна» в евразийском экономическом союзе

Аннотация. Выделены исследовательские аспекты механизма «единого окна». Описаны перспективы внедрения и развития «единого окна» в Евразийском экономическом союзе. Показаны возможности однократного представления сведений участников ВЭД в стандартном виде через единый пропускной канал. Выделено значение пункта ввода информации для представления участником торговых операций сведений государственным органам. Представлены возможные пути решения механизма «единого окна» для государственных органов ЕАЭС и участников ВЭД. Предложены направления развития «единого окна» ЕАЭС в системе регулирования ВЭД.

Ключевые слова: механизм «единого окна», процесс упрощения процедур торговли, совершенствование таможенного администрирования, развитие внешнеэкономических отношений, Европейская экономическая комиссия ООН, электронный формат, Евразийский экономический союз, Таможенный союз, международная торговля, участники ВЭД, единый пропускной канал, экспортно-импортные операции, коммерческая деятельность, информационные системы, трансграничная торговля, система управления рисками, административные процедуры, стоимостные и временные издержки, технология информационного взаимодействия, транспарентность и предсказуемость бизнес-процессов, информационные и коммуникационные технологии, электронные документы, совмещённые таможенные пункты пропуска.

L.L. Abakumov Kurgan State University

THE PERSPECTIVES OF INTRODUCTION AND DEVELOPMENT OF THE «SINGLE WINDOW» IN EURASIAN ECONOMIC UNION

Annotation. This research highlights the exploratory aspects of the «single window» principle and describes the perspectives of introduction and development of the «single window» in Eurasian Economic Union. The author of the article shows the possibilities of submitting the data of Foreign Economic Activity participants through the integrated access channel, underlines the importance of the station of entering data for presenting this information to the government authorities, and proposes ways of the Eurasian Economic Union «single window» development in the system of Foreign Economic Activity control.

Keywords: «single window» principle, trade facilitation process, development of the foreign economic relations, the United Nations Economic Commission for Europe, Eurasian Economic Union, Customs Union, international trade, commercial activity, information systems, information and communication technologies.

Механизм «единого окна» является важным элементом процесса упрощения процедур регулирования торговли и совершенствования таможенного администрирования в развитии внешнеэкономических отношений. Он становится средством выстраивания конструктивного диалога и эффективного взаимодействия между участниками ВЭД и органами государственной власти, осуществляющими в современных условиях регулирование вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Более тридцати стран из всех регионов мира внедрили механизм «единого окна» и получили значительные выгоды благодаря сокращению административных барьеров и ресурсов, связанных с подготовкой, представлением и обработкой искомой официальной информации.

В соответствии с Рекомендацией № 33 ЕЭК ООН «единое окно» определяется как механизм, позволяющий торговым и транспортным операторам представлять информацию и документы, связанные с исполнением требований всех регулирующих органов, относительно импорта, экспорта и транзита, только один раз, одному агентству и в стандартном формате. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз [1].

Тема развития и внедрения механизма «единого окна» актуальна для Евразийского Экономического союза (далее ЕАЭС), Таможенного союза и для Российской Федерации, в частности. Внедрение и распространение механизма «единого окна» по всему миру упрощает и облегчает торговые процедуры, повышая эффективность процессов международной торговли. Подготовка, представление обширной информации, большого количества документов в сфере импортных, экспортных и транзитных операций вызывает необходимость обратить внимание на упрощение порядка и согласование торговых процедур.

В соответствии с Рекомендацией № 33 Европейской экономической комиссии ООН «единое окно» определяется как механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.

В настоящее время в ЕАЭС проводится работа по созданию национальных «единых окон» с учётом опыта Всемирной таможенной организации и рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН. Проблемой реализации национальных «единых окон» является обеспечение консолидации усилий и согласованности действий национальных государственных органов, в том числе определение координирующего государственного органа, наделение его соответствующими полномочиями, способного провести анализ существующих технологий государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Необходимо проведение анализа актов таможенного законодательства, требующее внесения в них изменений с учётом развития «единого окна». Другой проблемой реализации «единого окна» является различный уровень автоматизации государственных органов, отсутствие унификации разрешительных электронных документов, используемых государственными органами.

Механизм «единого окна» реализует возможности однократного представления сведений участниками ВЭД в стандартном виде через единый пропускной канал для их последующего использования всеми контролирующими государственными органами.

Значение единого пункта ввода информации или «единого окна» для представления участниками торговых операций сведений государственным органам во исполнение формальностей, касающихся экспортно-импортных операций, приобретает значительную важность в условиях новых требований, касающихся безопасности, уделения повышенного внимания к заблаговременному информированию и анализу рисков.

Результативность представления информации официальным органам превращается в ключевой фактор, определяющий конкурентоспособность организаций, занимающихся трансграничной деятельностью.

Участникам внешнеэкономической деятельности ежедневно приходится готовить и представлять различным государственным органам, осуществляющим контроль, все больший объем информации. Причём каждый из таких органов зачастую имеет свои собственные индивидуальные (автоматизированные) системы и образцы бумажной документации. Обширные информационные требования могут стать серьезным препятствием для коммерческой деятельности и сдерживать развитие международной торговли.

Расширение экономической интеграции в мире требует от правительств и деловых кругов принятия мер, облегчающих бесперебойный поток информации. Эффективные информационные системы и процедуры могут ускорить движение товаров, снизить издержки, повысить эффективность предпринимательской деятельности и усовершенствовать работу национальной экономики в целом.

Цель механизма «единого окна» в ускорении и упрощении потоков информации между торговыми предприятиями и государственными органами, оно даёт экономический выигрыш всем участникам трансграничной торговли.

В теоретическом плане «единое окно» определя-

ется как «система, позволяющая участникам ВЭД представлять информацию единому органу для выполнения всех нормативных требований к импортным или экспортным операциям» [2].

Механизм «единого окна» в практическом смысле представляет собой «единый канал», физический или электронный, для предоставления и обработки всех данных и документов, необходимых для получения разрешения таможенных органов и декларирования товаров, поступающих в международную торговлю. Этим «каналом» управляет один орган, информирующий соответствующие учреждения и/или руководящий комплексными механизмами контроля. Механизм «единого окна» обеспечивает практическое применение концепций упрощения процедур торговли, снижая нетарифные торговые барьеры и обеспечивая непосредственную отдачу всем субъектам, имеющим отношение к торговым операциям.

Назовём теперь эффекты «единого окна» для участников ВЭД и регулирующих органов. Для государственных органов ЕАЭС, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, применение механизма «единого окна» позволит:

- эффективно и рационально распределять ресурсы;

- повысить качество и сократить сроки предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;

- использовать передовые методы «управления рисками» для контрольных и правоприменительных целей;

- повысить уровень управления рисками и минимизировать случаи несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством ЕАЭС;

- сократить расходы бюджетов государств - членов ЕАЭС на предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций;

- упростить административные процедуры и повысить их эффективность.

Для участников внешнеэкономической деятельности применение механизма «единого окна» может иметь следующие эффекты:

- сократит стоимостные и временные издержки, связанные с обработкой информации и документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

- упростит технологию информационного взаимодействия с государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность;

- оптимизирует ресурсы, в том числе трудовые, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- повысит транспарентность и предсказуемость бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

- ускорит таможенную очистку и получение разрешения на отгрузку товаров.

Главными направлениями развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС являются:

- сотрудничество и координация между заинтересованными государственными органами;

- сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого окна»;

- выявление и внедрение информационных и коммуникационных технологий;

- упрощение и стимулирование потоков информации, связанной с международными торговыми

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

109

операциями;

- стандартизация и унификация информации, эффективное применение информационных и коммуникационных технологий;

- развитие национальных механизмов «единого окна»;

- взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

- проведение совместного контроля на общих пограничных пунктах и создание совмещённых таможенных пунктов пропуска;

- улучшение потоков информации на основе модели таможенных данных, которая будет применяться в процессе модернизации систем и рационализации процедур заполнения импортных, экспортных и грузовых деклараций.

На международном уровне координирующим органом по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности выступает Евразийская экономическая комиссия. В её полномочия входит разработка совместно с правительствами государств - членов Евразийского экономического союза плана мероприятий по их выполнению, а также осуществление мониторинга и координации работ, проводимых государствами Евразийского экономического союза.

Реализация главных направлений позволит создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах ЕАЭС и занять им более высокие позиции в международных рейтингах [3].

Список литературы

1 Рекомендация № 33 Европейской экономической комиссии ООН по созданию механизма «единого окна». (Женева, июль 2005 года).

2 Официальный сайт Российской таможенной академии. URL: http: // www.customs-academy.net

3 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «<Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».

УДК 658.1.01

С.А. Косова

Курганский государственный университет

управление объектами интеллектуальной

собственности в сфере маркетинга

Аннотация. В статье с позиций стратегического маркетинга предлагается система управления маркетинговой интеллектуальной собственностью с использованием метода реальных опционов. Рекомендуются методические подходы к оценке коммерческого потенциала объектов маркетинговой интеллектуальной собственности, базирующиеся на затратном, сравнительном и доходном методах.

Приведены практические результаты исследования, выполненные на предприятиях г. Кургана.

Ключевые слова: имущественный комплекс предприятия, маркетинговая интеллектуальная собственность, метод реальных опционов, оценка стоимости товарной марки.

S.A. Kosova Kurgan State University

INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT IN MARKETING

Annotation. The paper proposes the system of marketing intellectual property management with the use of the real options method from the standpoint of strategic marketing. The paper recommends some methodological approaches to evaluate commercial potential of the marketing intellectual property objects based on the rate return method, comparative and discounted cash flow methods. The results of the research conducted in Kurgan enterprises are presented in the study.

Keywords: enterprise portfolio of assets, marketing intellectual property, real options method, trade mark evaluation.

В условиях информационной экономики существенным источником роста предприятия и частью его имущества являются нематериальные активы и интеллектуальная собственность. Именно они создают конкурентные преимущества высокого порядка и становятся приоритетным фактором производства, обеспечивая устойчивые позиции предприятия на завоеванном сегменте рынка. Между тем большинство российских пред-п р и ятий п о п р и ч и н е сы р ьевой н а п р а вл е н н о сти э коно м и-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.