Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕСУРСЫ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арутюнова А.Е., Чайков Н.А.

Сегодня Россия переживает определенные внешние воздействия, которые дают возможность по новому мобилизовать свои внутренние организационно-управленческие ресурсы, интеллектуальный потенциал, и дают возможность взглянуть под другим углом на перспективу развития внутри государства, как коммерческих, так и бюджетных социально-экономических систем, как индивидов, так и домохозяйств в целом. Сфера физической культуры и спорта одна из первых, которая чрезвычайно сильно пострадала от санкций Запада, они в свою очередь, определяют новый вектор управления сферой физической культуры и спорта внутри РФ. Авторами определены новые задачи в сфере управления физической культурой и спортом в современной политической и экономической внешней и внутренней ситуации для РФ; выделены положительные и отрицательные аспекты формирования и развития физической культуры и спорта в новых реальностях; раскрыты особенности подчинения объектов управления органам местного самоуправления; раскрыты возможные сферы управления физической культурой и спортом в современной организационно-экономической ситуации, сложившейся в РФ. В материалах исследования дано авторское сравнение сферы физической культуры и спорта со сферой коммерческих услуг. Определены направления управленческой работы в сфере физической культуры и спорта, которые будут целесообразны на локальных территориях субъектов Российской Федерации в новых реальностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арутюнова А.Е., Чайков Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR MANAGING THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON A NATIONAL SCALE

Today, Russia is experiencing certain external influences that make it possible to mobilize its internal organizational and managerial resources, intellectual potential in a new way, and give an opportunity to look from a different angle at the prospect of development within the state, both commercial and budgetary socio-economic systems, both individuals and households as a whole. The sphere of physical culture and sports is one of the first to be extremely badly affected by Western sanctions, which, in turn, determine a new vector of management of the sphere of physical culture and sports within the Russian Federation. The authors define new tasks in the field of physical culture and sports management in the modern political and economic external and internal situation for the Russian Federation; identify positive and negative aspects of the formation and development of physical culture and sports in new realities; reveal the specifics of subordination of management facilities to local governments; reveal possible areas of physical culture and sports management in modern organizational and the economic situation in the Russian Federation. The author's comparison of the sphere of physical culture and sports with the sphere of commercial services is given in the materials of the study. The directions of managerial work in the field of physical culture and sports that will be appropriate in the local territories of the subjects of the Russian Federation in the new realities are determined.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВА»

EDN: BLEYRT

А.Е. Арутюнова - д.э.н., доцент, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, aru-asya@yandex.ru,

A.E. Arutyunova - doctor of economics, associate professor of the department of industry and project management, Kuban State Technological University;

Н.А. Чайков - аспирант кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, aspir.81@mail.ru,

N.A. Chaikov - postgraduate student of the department of industry and project management, Kuban State Technological University.

ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВА PROSPECTS FOR MANAGING THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

ON A NATIONAL SCALE

Аннотация. Сегодня Россия переживает определенные внешние воздействия, которые дают возможность по новому мобилизовать свои внутренние организационно-управленческие ресурсы, интеллектуальный потенциал, и дают возможность взглянуть под другим углом на перспективу развития внутри государства, как коммерческих, так и бюджетных социально-экономических систем, как индивидов, так и домохозяйств в целом. Сфера физической культуры и спорта одна из первых, которая чрезвычайно сильно пострадала от санкций Запада, они в свою очередь, определяют новый вектор управления сферой физической культуры и спорта внутри РФ. Авторами определены новые задачи в сфере управления физической культурой и спортом в современной политической и экономической внешней и внутренней ситуации для РФ; выделены положительные и отрицательные аспекты формирования и развития физической культуры и спорта в новых реальностях; раскрыты особенности подчинения объектов управления органам местного самоуправления; раскрыты возможные сферы управления физической культурой и спортом в современной организационно-экономической ситуации, сложившейся в РФ. В материалах исследования дано авторское сравнение сферы физической культуры и спорта со сферой коммерческих услуг. Определены направления управленческой работы в сфере физической культуры и спорта, которые будут целесообразны на локальных территориях субъектов Российской Федерации в новых реальностях.

Abstract. Today, Russia is experiencing certain external influences that make it possible to mobilize its internal organizational and managerial resources, intellectual potential in a new way, and give an opportunity to look from a different angle at the prospect of development within the state, both commercial and budgetary socio-economic systems, both individuals and households as a whole. The sphere of physical culture and sports is one of the first to be extremely badly affected by Western sanctions, which, in turn, determine a new vector of management of the sphere of physical culture and sports within the Russian Federation. The authors define new tasks in the field of physical culture and sports management in the modern political and economic external and internal situation for the Russian Federation; identify positive and negative aspects of the formation and development of physical culture and sports in new realities; reveal the specifics of subordination of management facilities to local governments; reveal possible areas of physical culture and sports management in modern organizational and the economic situation in the Russian Federation. The author's comparison of the sphere of physical culture and sports with the sphere of commercial services is given in the materials of the study. The directions of managerial work in the field of physical culture and sports that will be appropriate in the local territories of the subjects of the Russian Federation in the new realities are determined.

Ключевые слова: региональная экономика, управление, ресурсы, развитие, социальная сфера, физическая культура, спорт.

Keywords: regional economy, management, resources, development, social sphere, physical culture,

sports.

Введение.

Вопросы управления сферой физической культуры и спорта на уровне государства в новых реальностях приобретают новые траектории, так как представители российского спорта оказались в условиях санкций практически «под запретом» в мировом сообществе спорта. Однако новые ограничения дают новые возможности для развития внутреннего спорта, развития инструментов стимулирования сферы физической культуры и спорта внутри страны. Обозначенные выше моменты актуализируют тему исследования в сфере возможностей управления физической культурой и спортом в масштабах государства.

Несомненно, что заявленная тема исследования нашла отражения в трудах предшествующих авторов. Хотелось бы отметить работы ученых, которые проанализировали европейский опыт управления в сфере физической культуры и спорта, в числе которых Геворкян Д.К. [4], Ло-паткин Г.С., Васильева Е.И. [11]. Авторы Байкова У.С., Обливанцева Д.В. [1], Валиев И.И. [3], Иванова Ю.О., Корнеева Е.К. [6], Сергеев А.В. [14] рассматривали вопросы управления физической культурой и спортом на государственном уровне Российской Федерации, что нашло отражение в соответствующих работах. Стоит выделить работы, посвященные применению информационных технологий в управлении сферой физической культуры и спорта исследователей: Дорощук Е.С., Рамазанов И.И. [5], Юсупов Ш.Р., Юсупов Р. А. [17].

Обсуждение.

Надо сказать, что рассматриваемая нами сфера физической культуры и спорта в практике управления подразделяется на две функциональные части: первая из них характеризуется направлениями профессионального спорта (или его еще называют спорт высших достижений); вторая, функциональная часть, характеризуется различными видами массовой физической культуры и спорта. Если регулированием и администрированием профессионального спорта занимаются администрации федеральных и региональных органов власти, то все виды массовой физической культуры и спорта подчинены органам местного самоуправления. На муниципальном уровне вопросами массовой физической культуры и спорта занимается структурное подразделение, в составе которого сосредоточен обозначенный круг вопросов.

Международный спорт стал мощнейшим инструментом политической борьбы, сегодня нарушаются все базовые принципы и идеалы олимпийского движения, попраны правила Олимпийской хартии, причем теми, кто ее не составлял. Разрушается гуманитарная миссия спорта. Сегодня в РФ определена особая роль - сохранить эти ценности. Позиция России остается незыблемой - спорт должен быть вне политики [2].

В текущем 2022 г. на строительство спортивной инфраструктуры и организацию открытых соревнований в России потратят более 8 млрд рублей, сэкономленных на подготовке международных мероприятий. Отмечается, что в рамках реализации проекта «Спорт - норма жизни» в 60 регионах страны построят 110 спортивных объектов [15].

Основными вопросами управления, на местном уровне, являются: администрирование деятельности спортивных школ, спортивных коллективов, управление расходованием финансовых ресурсов обозначенной сферы, формирование программы выступлений коллективов физической культуры и спорта на различных соревнованиях местного, регионального и национального уровней, а также большим вопросом является управление и развитие инфраструктуры физической культуры и спорта. Стоит акцентировать внимание, что инфраструктура физической культуры и спорта является емким вопросом в сфере управления, так как именно такая инфраструктура является площадкой для развития своих способностей спортсменами и, в будущем, достичь высших достижений на различных соревнованиях.

Выделим, что управление физической культурой и спортом в современной политической и экономической внешней и внутренней ситуации для РФ определяется новыми задачами:

- повышение привлекательности развития физической культуры и спорта в регионах;

- отвлечение части населения от негативных событий и явлений во внешней экономико-политической ситуации;

- привлечение новых специалистов во внутригосударственные виды деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- привлечение специалистов из других социально-экономических систем и институтов для трудоустройства в связи со сложившейся сложной ситуацией с высвобождением рабочей силы в разных областях;

- дополнительная нагрузка возрастает в сфере обеспечения команд игроками, которые прервали контракты и уехали домой в другие государства. Здесь возникает задача воспитания новых представителей физической культуры и спорта для укомплектования команд, а это определяет траекторию по открытию новых спортивных школ, академий, формирования новых составов тренеров, развития спортивной инфраструктуры и т.д.

Рассмотрим на рисунке 1 положительные и отрицательные аспекты формирования и развития физической культуры и спорта в новых реалиях.

Рисунок 1 - Положительные и отрицательные аспекты формирования и развития физической культуры и спорта в новых реальностях (составлен авторами)

Комментируя рисунок 1, отметим, что возможны некоторые перекрестные восприятия (поглощения) отрицательных аспектов - положительными. Например, «перетекание» специалистов из одной профессиональной сферы в другую; пополнение сферы физической культуры и спорта специалистами с новыми компетенциями и др.

Отметим, что определенные усилия по совершенствованию управления в сфере физической культуры и спорта в новых реалиях стоит реализовывать с уровня органов местного самоуправления, к которым относятся: спортивные школы, образовательные и научные организации, спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные организации, предприятия спортивной промышленности, рисунок 2.

Рисунок 2 - Особенности подчинения объектов управления органам местного

самоуправления (составлен авторами)

Комментируя рисунок 2, отметим, что на обозначенные объекты управления, подчиненные органам местного самоуправления ложится задача развития услуг в сфере физической культуры и спорта в разрезе любительского спорта, а именно: всевозможные спортивные забеги, триатлон, различные направления фитнеса, футбольные и хоккейные лиги. Более того, выделим, что в ближайшем обозримом будущем мы увидим активизацию всех направлений физической культуры и спорта, направленного на реализацию концепции «здорового образа жизни», которая заменит концепцию достижения на мировой арене спортивных соревнований.

Несмотря на сложную ситуацию, в которой оказались спортивные организации России, физкультура и спорт должны быть максимально доступны людям. Физическая культура и спорт должны не просто оставаться доступными, но и расширять свое присутствие в жизни людей, граждан, следует максимально вовлечь в активный образ жизни все слои населения. Руководители субъектов федерации высказали предложение обязать управляющие компании создавать на придомовых территориях места для занятий физкультурой.

По мнению председателя комиссии Госсовета по физкультуре и спорту Олега Коже-мяко, основной задачей сейчас является обеспечение финансирования этого направления на уровне не менее 2 % от бюджета. Например, в Приморье этот показатель на 2022 год составляет 2,5 % или 4,8 миллиарда рублей. Цифровая платформа должна помогать регионам в управлении всеми спортивными объектами, стимулировать тех, кто готов и хочет помогать развитию физкультуры на территориях. Выработанные предложения уже в ближайшее время будут включены в план первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития российской экономики [7].

Отметим возможные сферы управления физической культурой и спортом в современной организационно-экономической ситуации, сложившей в Российской Федерации:

- управление объектами инфраструктуры сферы физической культуры и спорта. Инфраструктура физической культуры и спорта является практически первостепенной площадкой для возможностей всех участников спортивных мероприятий как на уровне государства (региона), так и на уровне муниципального образования (или внутригородского округа). Инфраструктура физической культуры и спорта, ее материальное соответствие последним требованиям, помогут правильно, эффективно и результативно тренироваться всем представителям спорта;

- финансирование и эффективное распределение финансовых ресурсов. Ни для кого не секрет, что сегодня РФ находится в определенной изоляции от мировых соревнований физической культуры и спорта. Однако, это не повод огорчаться, появляется возможность переориентировать финансовые ресурсы в развитие инфраструктурных объектов (первый пункт), в формирование новой системы тренировочных мероприятий внутри страны, реализации крупных соревнований национального масштаба. Во-первых, такие мероприятия в сфере физической культуры и спорта будут возможностью не потерять свою форму для всех российских спортсменов; во-вторых, организация и проведение соревнований и спортивных мероприятий в национальном масштабе будет замечено мировыми спортивными сообществами, что станет своего рода PR-площадкой в СМИ, это позволит заявить о себе, и близко те времена, когда российские спортсмены вновь будут соревноваться на мировых площадках;

- применение новых и передовых практик управления для повышения эффективности сферы физической культуры и спорта. Хотелось бы отметить, что профессиональный спорт уже давно привлекает новые методы управления и администрирования в сфере физической культуры и спорта, однако сфера менеджмента не стоит на месте, появляются новые технологии виртуального администрирования, контроля и координации как субъектов в сфере физической культуры и спорта, так и управления спортивной инфраструктуры.

Управление физической культурой и спортом нами рассматривается как подходы и инструменты управленческих воздействий, направленные на реализацию задач оптимизации внутренних процессов сферы физической культуры и спорта, рациональное использование всех имеющихся материальных и нематериальных ресурсов, построение организационно-

экономической траектории на будущие периоды в сфере достижения базовых и перспективных задач и целевых установок как на уровне всего государства, так и на уровне регионов и муниципальных образований.

Заметим, что современное управление в сфере физической культуры и спорта характеризуется главными факторами рыночной экономики - определяется формами собственности, системой экономических отношений между субъектами, особенностями ценообразования на товары и услуги в обозначенной сфере, особенностями конкуренции, правом свободного выбора как для производителя товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта, так и для конечного потребителя товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта и др. Товары и услуги в сфере физической культуры и спорта давно стали объектами купли-продажи. Производители выступают в качестве продавцов товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта, а конечные потребители выполняют функцию покупателя в таких рыночных отношениях.

Далее отметим, что такое представление услуг физической культуры и спорта в рыночной экономике дают представление понять о том, как влияет сфера физической культуры и спорта на социальные, общественные, культурные процессы государства и его регионов.

Во-первых, надо отметить, что сфера физической культуры и спорта оказывает существенное влияние на воспитание социума, населения государства и его регионов, направляет их в реализацию своего физического, умственного потенциала в новых реалиях. Сфера физической культуры и спорта для многих может стать основой для передвижения по «социальному лифту».

Во-вторых, выделим, что управление в сфере физической культуры и спорта предполагает определенный уровень децентрализации, что положительно должно сказаться на управлении этой сферой в рамках регионов РФ.

В-третьих, возросшая по своим масштабам сфера физической культуры и спорта, обросла многообразием организационно-правовых форм предприятий и компаний, которые представляют эту сферу, что предполагает их изучение и дальнейшее использование лучших практик управления.

В-четвертых, стоит сказать о том, что в Российской Федерации закрепился правовой статус профессионального спорта, что предполагает развитие дополнительных возможностей в этом направлении, например, количественный рост представителей профессионального судейства, профессионального обучения, развития профессиональных организаций, которые специализируются на дополнительных услугах в сфере физической культуры и спорта. Также надо сказать о том, что сфера физической культуры и спорта сегодня характеризуется свободным ценообразованием на услуги и товары.

В целом, хотелось бы сказать, что рыночная экономика влияет на сферу физической культуры и спорта в части развития предпринимательской инициативы, совершенствования форм собственности, роста в геометрической прогрессии числа собственников объектов организаций сферы физической культуры и спорта, что немаловажно, ростом качества предоставляемых услуг физической культуры и спорта и расширение спектра таких услуг.

Обозначенное выше развитие сферы физической культуры и спорта предполагает соответствующую отдачу в социально-экономическое развитие государства, регионов, муниципальных образований. Здоровое население, высокий потенциал физического здоровья, люди, настроенные на достижение целей как в спорте, в физической культуре, так и в жизненно важных процессах, определяют позитивную и перспективную траекторию развития государства. Более того, отметим, что сфера физической культуры и спорта обладает потенциалом сплочения населения государства, регионов, муниципальных образований. То как будут направлены управленческие воздействия на формирование развития сферы физической культуры и спорта в РФ на ближайшую перспективу, будет зависеть развитие нашего государства, его успех в быстроменяющихся внешних условиях, в появляющихся возможностях для каждого отдельного человека внутри государства реализовать себя в том или ином направлении деятельности.

Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе [8, 9, 10, 16] цель управления нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли). Определение цели является начальным этапом процесса управления в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует не стихийное, а целенаправленное воздействие. Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие [12].

Различают основные и конкретные функции управления. Основными функциями управления являются таковыми по следующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, то есть состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов [13].

Выводы.

В заключении отметим, что будет правомерным зафиксировать следующие направления управленческой работы, которые будут уместны на локальных территориях субъектов Российской Федерации:

1. Развитие сферы физической культуры и спорта по месту жительства. Ни для кого не секрет, что сегодня профессиональный спорт чрезвычайно ограничен, спортсмены не могут участвовать в международных соревнованиях, поэтому целесообразно сконцентрировать возможности профессиональных спортсменов на уровнях муниципального образования. Такая инициатива может привести к развитию спорта муниципальных образований, к привлечению населения к различным видам спорта, к формированию и развитию новых подходов управления муниципальным спортом.

2. Особо хотелось бы отметить, что профессиональный спорт может направить свои возможности на развитие школьного спорта. Здесь надо обратить внимание на взаимодействие с представителями общеобразовательных организаций для формирования и развития материально спортивной базы, на реконструкцию или строительство новых пришкольных стадионов, на взаимодействии с родительским комитетом по созданию секций, спортивных кружков, которые могут помочь в развитии школьного спорта.

3. На уровне муниципального образования необходимо наладить систему спортивно массовых мероприятий, которые будут привлекать новое население в сферу физической культуры и спорта, будут концентрировать внимание на занятиях спортом, возможностях сферы физической культуры и спорта в отдаленных районах муниципального образования или региона.

4. Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание - это информационная работа по формированию системы взглядов у населения регионов и муниципальных образований в части необходимости развития физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни, и то, как эти направления деятельности людей могут повлиять в целом на их повседневную жизнь, на их успехи и достижения в профессиональной сфере.

5. Представителям региональной и муниципальной власти необходимо продолжать поддерживать контакты с собственниками бизнеса, которые могут способствовать развитию сферы физической культуры и спорта, на спонсирование мероприятий и соревнований в регионе и в муниципальном образовании.

Источники:

1. Байкова У.С., Обливанцева Д.В. Особенности государственного управления в сфере спорта // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 423-424.

2. В Министерстве спорта России состоялось заседание отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в сфере физической культуры и спорта. Электронный ресурс: https://minsport.gov.ru/press-centre/news/37274/ (дата обращения: 05.04.2022).

3. Валиев И.И. Основные приоритеты государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // Экономика и социум. - 2020. - № 11 (78). - С. 538-543.

4. Геворкян Д.К. Особенности государственной политики в области физической культуры и спорта в Германии // Экономика и социум. - 2019. - № 6 (61). - С. 287-289.

5. Дорощук Е.С., Рамазанов И.И. Цифровые технологии спортивных медиа в современном информационном поле // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 93 (111). - С. 132-135.

6. Иванова Ю.О., Корнеева Е.К. Особенности управления спортивными сооружениями Йошкар-Олы // Сила систем. - 2020. - № 1 (14). - С. 17-21.

7. Кожемяко О. Финансирование спорта в регионах не должно сокращаться. Министерство физической культуры и спорта Приморского края. Электронный ресурс: https://sportprimorsky.ru/ press-centre/15058-oleg-kozhemyako-finansirovanie-sporta-v-regionah-ne-dolzhno-sokraschatsya.html (дата обращения: 05.04.2022).

8. Костиков В.Ю. Брендинг в спорте: концептуальные основы // Социальная политика и социология. - 2016. - Т. 15. № 1 (114). - С. 54-63.

9. Кроливецкий Э.Н., Сажнева Л.П. Прогнозные оценки достижения стратегических целей предпринимательскими структурами / Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. -№ 4. - С. 211-214.

10.Леднев В.А. Индустрия спорта: обучение предпринимательству и менеджменту/ Современная конкуренция. - 2017. - Т. 11. № 4 (64). - С. 45-62.

11.Лопаткин Г.С., Васильева Е.И. Развитие физической культуры и спорта в Германии // Аллея науки. - 2019. - Т. 3. № 12 (39). - С. 108-110.

12.Орлова В.В., Халалеева О.Е. Студенческий спорт в условиях глобализации// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №1, 2. - С. 18-25.

13.Попова И.М., Башкатова Ю.И. Ключевые направления работы с потребителями спортивного продукта // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-3 (52-3). - С. 466-469.

14.Сергеев А.В. Мировоззренческая платформа экспертного сообщества в сфере формирования физической культуры студентов и государственная политика РФ: сравнительный анализ // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 96-98.

15.Татмедиа. Электронный ресурс: https://www.tatar-inform.ru/news/v-2022-godu-na-razvitie-vnutrennego-sporta-v-rossii-vydelyat-8-mlrd-rublei-5861068 (дата обращения: 05.04.2022).

16.Шлафман А.И. Роль открытых инноваций для развития сферы услуг // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-1 (75-1). - С. 1180-1182.

17.Юсупов Ш.Р., Юсупов Р.А. Актуальные вопросы информационного обеспечения государственной политики РФ в области физической культуры и спорта // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7. № 3. - С. 125-129.

References:

1. Baykova U.S., Oblivantseva D.V. Features of public administration in the field of sports // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 10 (161). - Pp. 423-424.

2. The Ministry of Sports of Russia hosted a meeting of the sectoral commission for the regulation of social and labor relations in the field of physical culture and sports. Electronic resource: https://minsport.gov.ru/press-centre/news/37274 / (date of address: 05.04.2022).

3. Valiev I.I. The main priorities of state policy in the field of physical culture and sports in the Russian Federation // Economy and society. - 2020. - № 11 (78). - Pp. 538-543.

4. Gevorgyan D.K. Features of the state policy in the field of physical culture and sports in Germany // Economy and society. - 2019. - № 6 (61). - Pp. 287-289.

5. Doroshchuk E.S., Ramazanov I.I. Digital technologies of sports media in the modern information field // International Scientific Research Journal. - 2021. - № 9-3 (111). - Pp. 132-135.

6. Ivanova Yu.O., Korneeva E.K. Features of Yoshkar-Ola sports facilities management // Power of Systems. - 2020. - № 1 (14). - Pp. 17-21.

7. Kozhemyako O. Financing of sports in the regions should not be reduced. Ministry of Physical Cul-

ture and Sports of Primorsky Krai. Electronic resource: https://sportprimorsky.ru/press-centre/15058-oleg-kozhemyako-finansirovanie-sporta-v-regionah-ne-dolzhno-sokraschatsya.html (accessed: 05.04.2022).

8. Kostikov V.Yu. Branding in sports: conceptual foundations // Social policy and Sociology. - 2016. -Vol. 15. No. 1 (114). - pp. 54-63.

9. Krolivetsky E.N., Sazhneva L.P. Forecast estimates of achievement of strategic goals by business structures / Journal of Legal and Economic Research. - 2019. - No. 4. - pp. 211-214.

10. Lednev V.A. Sports industry: entrepreneurship and management training/ Modern Competition. -2017. - Vol. 11. No. 4 (64). - pp. 45-62.

11. Lopatkin G.S., Vasilyeva E.I. Development of physical culture and sports in Germany // Alley of Science. - 2019. - Vol. 3. No. 12 (39). - pp. 108-110.

12. Orlova V.V., Halaleeva O.E. Student sports in the conditions of globalization// International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2014. - №1, 2. - P. 18-25.

13. Popova I.M., Bashkatova Yu.I. Key areas of work with consumers of a sports product // Economics and entrepreneurship. - 2014. - № 11-3 (52-3). - Pp. 466-469.

14. Sergeev A.V. The ideological platform of the expert community in the field of formation of physical culture of students and the state policy of the Russian Federation: comparative analysis // Theory and practice of physical culture. - 2019. - No. 3. - pp. 96-98.

15. Tatmedia. Electronic resource: https://www.tatar-inform.ru/news/v-2022-godu-na-razvitie-vnutrennego-sporta-v-rossii-vydelyat-8-mlrd-rublei-5861068 (accessed: 05.04.2022).

16. Shlafman A.I. The role of open innovations for the development of the service sector // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - № 10-1 (75-1). - Pp. 1180-1182.

17.Yusupov Sh.R., Yusupov R.A. Actual issues of information support of the state policy of the Russian Federation in the field of physical culture and sports // Science and sport: modern trends. -2019. - Vol. 7. No. 3. - pp. 125-129.

EDN: BMXGHV

М.Х. Барчо - д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, barcho_m@mail.ru,

M.Kh. Barcho - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, FSBEI HE Kuban SAU;

М.П. Зелинский - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, maksim.zelinskiy.99@mail.ru,

M.P. Zelinsky - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; В.А. Тюрин - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, vlad99_9999@mail.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.A. Tyurin - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; Е.Р. Шабатура - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, Shabaturaelena@mail.ru,

E.R. Shabatura - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING THE PANDEMIC

Аннотация. На современном этапе развития российская экономическая действительность говорит нам о том, что все без исключения экономические субъекты бизнеса должны непрерывно развиваться, это не позволит им потерять свои позиции на рынке и снизить конкурентно способность своей продукции. В условиях локдауна особое внимание стоит уделить развитию и поддержки малого и среднего предпринимательства, так как именно он как известно составляет основу национальных экономик. Наряду с этим, благодаря гибкости этого сегмента бизнеса происходит быстрое приспо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.