УДК 330.322:33.338:339 Панкратова Я.А., Шушунова Т.Н.
Перспективы цифровой трансформации креативных индустрий
Панкратова Ярослава Алексеевна - студент; [email protected]
Шушунова Татьяна Николаевна - к.т.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга;
ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва.
В статье рассмотрены перспективы цифровой трансформации креативных индустрий и их роль в формировании тенденций развития постиндустриального общества в России. Показаны возможности использования цифровых технологий не только в мире художественного воплощения произведений искусства, но и на этапе их экспонирования и реализации. Проанализировано влияние технологии блокчейна на стратегии продаж и процессы коммерциализации результатов интеллектуальной собственности на арт-рынке Ключевые слова: арт-рынок, креативный кластер, блокчейн, креативные индустрии, произведение искусства
Prospects for Digital Transformation of Creative Industries
Pankratova Ya.A., ShushunovaT.N.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation
The article discusses the prospects for the digital transformation of creative industries and their role in shaping the development trends of the post-industrial society in Russia. The possibilities of using digital technologies are shown not only in the world of artistic embodiment of works of art, but also at the stage of their exposure and implementation. The influence ofblockchain technology on sales strategies and the processes of commercialization of intellectual property results in the art market is analyzed.
Keywords: art market, creative cluster, blockchain, creative industries, work of art
Введение
Роль креативных индустрий как движущей силы инноваций и катализатора экономической трансформации становится все более важной в экономической политике России. Влияние креативного кластера в экономике больше, чем просто вклад в занятость и производство. Культура создает ценности, а ценности являются одним из элементов, которые определяют поведение людей и управляют их мировоззрением. Ценности, возникающие в постиндустриальную эпоху, отражают новую иерархию, включающую такие аспекты, как явное стремление к инновациям, свободный обмен, критическое мышление, личностное развитие, солидарность, сотрудничество, нетворкинг, ценность разнообразия и красоты, участие и важность устойчивого развития в отличие от чисто экономической выгоды в эпоху индустриализации. Поэтому инновационная модель креативных индустрий рассматривается как часть процесса экономической эволюции, и их роль заключается в предоставлении эволюционных услуг в инновационной системе, способствуя изменению всей парадигмы экономики.
Развитие цифровых технологий продолжает идти рука об руку с прогрессивными художественными концепциями и изменяет способ создания и распространения искусства, позволяя новаторским художникам и их новаторским выражениям получать расширенный доступ к совершенно новым группам аудитории за пределами традиционных границ искусства. В наши дни художники используют умные технологии не только как помощники в своем творческом процессе. Многие профессионалы в области искусства преобразуют мир искусства, используя прорывные технологии и инструменты в
качестве средства искусства и дизайна, что позволяет им создавать яркие, захватывающие и очень привлекательные произведения искусства, которые представляют собой новые и междисциплинарные смешанные медиа-искусства, и инсталляции. Интернет помог многим художникам сделать свои работы более заметными, увеличив их доступность для мировой аудитории.
Цифровая трансформация креативного кластера экономики меняют мир искусства и восприятие искусства, предоставляя большему количеству людей доступ к культурным ценностям, а энтузиастам искусства и коллекционерам получить платформы для создания своих коллекций и обмена их с другими. Цифровизация и социальные сети также произвели революцию в традиционном искусстве, позволив людям выражать свои самые глубокие эмоции и убеждения с помощью интерактивных и увлекательных произведений и проектов цифрового искусства.
Виртуальные технологии приближают шедевры культуры к зрителю, помогая понять художественное видение и его историю. Многие всемирно известные художественные музеи организуют онлайн-туры, чтобы открыть свои двери для мировой аудитории для тех, кто иначе недоступен. Некоторые музеи используют мобильные приложения, которые мгновенно отвечают на вопросы посетителей.
Трансформации арт-рынка в цифровую эпоху
Ранее наиболее распространенными методами продажи предметов искусства были аукционы, выставки, ярмарки и вернисажи. Конечно же, авторы писали и на заказ. Например, в России первая продажа эрмитажных собраний с аукциона была, проведена по приказу императора Николая I в 1853 году [1]. В СССР на рубеже 1920 - 1930-х годов действовала система
запросов. Запад знал, что Советы торгуют произведениями искусства. За рубежом использовали известные дореволюционные журналы
«Художественные сокровища России», «Старые годы» и другие издания, где были описаны все крупные государственные и частные коллекции. Дилеры запрашивали торговые отделы «Антиквариата» СССР, которые напрямую или через доверенных лиц работали во всех крупных странах. Когда «Антиквариат» договаривался о цене и собственных комиссионных, которые расходовались на содержание сотрудников заграницей и личные цели руководителей представительств госкомпании (самый яркий пример -деятельность в Германии Марии Андреевой, жены Максима Горького), в правительство шла бумага с объяснением, как много можно заработать для страны на том или ином произведении искусства. И оттуда спускалось высшее согласие, с которым представители «Антиквариата» направлялись в музей [2].
Сейчас старые способы остаются достаточно значимыми в продаже, но претерпели сильные изменения. Благодаря современным технологиям теперь о выставках могут узнать намного больше людей, поэтому продажа и перепродажа предметов искусства перестала быть элитарной для узкого круга ценителей и коллекционеров. Большинство аукционов стали открытыми, торги происходят на интернет-площадках и каждый желающий может просмотреть лоты, цены и оставить свою ставку в случае необходимости.
Например, одним из самых популярных сайтов для покупки и продажи современного искусства является Art investment, где коллекционеры могут не только просматривать и выкупать лоты, но и общаться на форуме, поднимая интересующие темы. Аукционы и раньше часто были международными, соединяя коллекционеров из разных стран, но сейчас технологии помогают совершать сделки более быстро и удобно. Например, переписка по электронной почте стала стандартом для документооборота на арт-рынке, а денежные переводы обрели безналичный характер.
Еще одним популярным способом для продажи работ малоизвестных авторов были ярмарки и выставки в галереях. Сейчас выставочные пространства приобрели большую популярность в основном в крупных городах (Винзавод в Москве, галерея ART SPb в Санкт-Петербурге и др.). Благодаря цифровым технологиям, художественные галереи могут показывать рекламу на более широкую аудиторию, что позволяет привлекать больше людей в качестве потенциальных покупателей.
Именно интернет-маркетинг позволил
художникам выставлять свои работы в галереях и получать отчисления с билетов, повысить таким образом их узнаваемость и популярность. Эпоха цифровизации создает новые способы продажи предметов искусства, а также позволяет начинающим авторам найти свою аудиторию. Продвижение в социальных сетях, таких как ВКонтакте, TikTok, Telegram и других стали для авторов отличной
возможностью получить первые заказы и заявить о себе на рынке.
Еще одно преимущество продвижения в социальных сетях - личный комфорт автора. Некоторые художники предпочитают оставаться анонимными и держать дистанцию между собой и аудиторией. Раньше авторам приходилось выдавать свои работы за работы других людей, придумывать псевдонимы или оставлять работы неподписанными, а сейчас интернет позволяет делать это, не теряя возможную аудиторию.
Например для анонимного уличного художника Бэнкси социальные сети - способ общаться с миром. Уже около 30 лет, его работы на актуальные и злободневные темы появляются в самых разных уголках планеты, но он тщательно скрывает личность. На страничке стрит-артер выкладывает фотографии своих последних работ — именно так мир узнает, что очередной рисунок, который люди обнаружили на улицах города, принадлежит именно ему [3]. Современные технологии помогают художникам не только получать популярность, но и устанавливать контакт с аудиторией. Каждый сам выбирает какую именно стратегию продвижения выберет и что будет для него решающим: полная анонимность и мистификация своих работ, открытость в общении и советы начинающим автором или какая-то иная стратегия.
Аудитория в социальных сетях помогает авторам не только становиться популярными и получать возможность выставлять свои работы в галереях и проводить собственные выставки, но и продавать собственные работы. Профессия «художник» очень существенно трансформировалась, потому что теперь каждый автор должен быть не только художником, но и маркетологом, специалистом по рекламе и продвижению. Нередко авторы обращаются за помощью к профессионалам, но зрители все чаще ценят открытость и искренность автора, поэтому часто именно настоящие эмоции и живое общение с аудиторией через социальные сети помогают становиться на самом деле популярным автором, с высоким ценником на работы [4].
От AI (искусственного интеллекта), VR (виртуальной реальности) и AR (дополненной реальности) до цифрового дизайна и 3D-принтеров, технологии и социальные сети меняют арт-рынок, как искусство создается и потребляется. Помимо того, что цифровые технологии являются универсальными и выразительными художественными средствами, они помогают художникам получить столь необходимую видимость и экспозицию для своих произведений искусства. Многочисленные художественные онлайн-платформы помогают им продвигать свои работы и оставаться на связи с художественным сообществом.
Преимущества технологии блокчейна в секторе арт-рынка
От записи аукционных продаж до предоставления долевого владения известными произведениями искусства технология распределенного реестра (Distributed Ledger Technology, DLT) уверенно
проникает на арт-рынок. Знаменательным событием, произошедшим в 2018 году, стала продажа на Christie's коллекции Барни А. Эбсворта за 323 миллиона долларов - коллекции современного американского искусства [5]. Благодаря партнерству с блокчейн-компанией Artory, специализирующейся на искусстве, все продажи впервые были полностью зарегистрированы на блокчейне. Это обеспечило сквозное отслеживание происхождения произведений искусства, поскольку владельцы могут зарегистрировать свои произведения искусства в блокчейне, чтобы продемонстрировать право собственности, а также облегчило будущие перепродажи.
Подобные блокчейн-реестры помогают повысить доверие как покупателей, так и продавцов, обеспечивая непрерывное и анонимное отслеживание истории транзакций, прав собственности, а также архивных материалов. Это надежное решение на сегодняшнем арт-рынке, характеризуемом
непрозрачностью, высокими трансакционными издержками и нежеланием клиентов рисковать. Поскольку ценность любого произведения искусства определяется его историей и предыдущим владением, блокчейн предоставляет готовую платформу, которая может проверять, увековечивать и защищать данные транзакций, тем самым повышая уверенность в прошлом владении произведением искусства и его подлинности.
Еще одна область, в которой технологии блокчейна на основе DLT играют ведущую роль в индустрии искусства, - это демократизация доступа к искусству и его подлинности, в том числе искусства, созданного и сохраненного в цифровом виде. Цифровые художники используют блокчейн для аутентификации произведений искусства, которые в противном случае можно было бы легко воспроизвести, а некоторые даже используют блокчейн в качестве самого носителя. Это включает в себя создание биткойн-граффити и произведений искусства, таких как The Last Bitcoin Supper французского художника Юла, которые были проданы почти за 3000 долларов в 2014 году [6].
Блокчейн оптимально подходит для пространства цифрового искусства, потому что он позволяет коллекционерам цифрового искусства правильно оценить редкость произведения искусства, а именно определить количество копий конкретной работы, доступных для продажи. Это помогает определить ценность цифрового произведения искусства и гарантирует, что покупатели платят справедливую цену. Технология также может установить, что цифровое произведение искусства имеет относительно небольшое количество действительных копий и, следовательно, продолжает оставаться дефицитным или, другими словами, ценным. Будучи системой, работающей 24/7, блокчейн гарантирует, что записи, созданные с его помощью, практически невозможно стереть. По сравнению с подверженной ошибкам практикой ведения записей, используемой большинством аукционных домов произведений искусства, блокчейн обеспечивает безопасность и
стабильность. Технологии будущего, основанные на DLT, обещают решить многие проблемы, стоящие перед миром искусства, способствуя аутентичности, прозрачности и эгалитаризму как среди аукционных домов, так и среди энтузиастов искусства.
Выводы
Цифровизация открыла для рынка арт-искусства новые возможности, а также сделала старые способы поиска и взаимодействия с покупателями и коллекционерами более удобными, быстрыми и открытыми для широкой аудитории.
Принципиально новыми веяниями для продажи искусства стали социальные сети, где авторы могут привлечь аудиторию, получить признание и продавать свои работы. Международные онлайн-аукционы, популяризация выставок с помощью интернет-платформ и личные аккаунты авторов в социальных сетях стали новыми возможностями в эпоху цифровизации, и это только некоторые способы, помогающие продавать арт-искусство, в современном мире.
Но, прежде чем любая из этих тенденций сможет воплотиться в жизнь, необходимо преодолеть несколько камней преткновения. Хотя блокчейн вполне естественно подходит для цифрового искусства, ему еще предстоит пройти долгий путь, чтобы установить четкий способ обработки физического искусства. Кроме того, есть опасения по поводу самой технологии. Пользователям приходится пройти долгий процесс, чтобы приобрести цифровые навыки и привыкнуть к цифровым произведениям искусства.
Список литературы
1. Соколова И. А. Дело «О продаже с аукционного торга картин и других предметов, хранившихся в кладовых Эрмитажа и Таврическом дворце» // Пинакотека. М., 2007. № 24-25. С. 114-119.
2. Шувалов. В. Как СССР продавал картины и иконы на Запад // Город.812 URL: https://gorod-812.ru/kak-sssr-prodaval-ikony-na-zapad/ (дата обращения: 26.03.2023).
3. Пузикова К. На каких художников стоит подписаться в Instagram // Афиша Daily. URL: https://daily.afisha.ru/brain/18942-na-kakih-hudozhnikov-stoit-podpisatsya-v-instagram/ (дата обращения: 26.03.2023).
4. Жилина И. Ю. Арт-рынок как сектор креативной экономики // ЭСПР. 2022. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-rynok-kak-sektor-kreativnoy-ekonomiki (дата обращения: 26.03.2023).
5. Ванцовская А. А. Цифровое искусство на блокчейне и NFT-рынок // StudNet. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-na-blokcheyne-i-nft-rynok (дата обращения: 26.03.2023).
6. Кириллов В. П. Возможности инвестирования в искусство при помощи технологии блокчейн // Вопросы науки и образования. 2020. №27 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-investirovaniya-v-iskusstvo-pri-pomoschi-tehnologii-blokcheyn (дата обращения: 26.03.2023).