Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ТОЧКИ РОСТА ТВОРЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: БЛОКЧЕЙН, КРИПТО-АРТ, NFT-ТОКЕНИЗАЦИЯ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ТОЧКИ РОСТА ТВОРЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: БЛОКЧЕЙН, КРИПТО-АРТ, NFT-ТОКЕНИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1358
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / КРИПТО-АРТ / ДИДЖИТАЛ-АРТ / NFT-ТОКЕНЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / BLOCKCHAIN / CRYPTO-ART / DIGITAL-ART / NFT-TOKENS / INTELLECTUAL PROPERTY / COPYRIGHT / CREATIVE INDUSTRY / CULTURAL HERITAGE / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL ART

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ипполитов Сергей Сергеевич

Статья посвящена исследованию цифровых новаций в сферах творческой индустрии, интеллектуальной собственности, авторского права, крипто-искусства, природного и культурного наследия. Исследованы пути и способы увеличения вклада творческой индустрии в экономику Российской Федерации; развитие рынка диджитал-арт; использование технологии блокчейн и NFT-токенов для защиты произведений цифрового искусства и введения их в цивилизованный рыночный оборот; изучена возможность создания национального 3D-репозитория объектов культурного и природного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY AND POINTS OF GROWTH OF THE CREATIVE INDUSTRY IN THE RUSSIAN ECONOMY: BLOCKCHAIN, CRYPTO-ART, NFT-TOKENIZATION

The article is devoted to the study of digital innovations in the fields of creative industry, intellectual property, copyright, crypto-art, natural and cultural heritage. The ways and means of increasing the contribution of the creative industry to the economy of the Russian Federation are investigated; the development of the digital-art market; the use of blockchain technology and NFT-tokens to protect digital art works and introduce them into a civilized market turnover; the possibility of creating a national 3D-repository of cultural and natural heritage objects is studied.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ТОЧКИ РОСТА ТВОРЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: БЛОКЧЕЙН, КРИПТО-АРТ, NFT-ТОКЕНИЗАЦИЯ»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ТОЧКИ РОСТА ТВОРЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: БЛОКЧЕЙН, КРИПТО-АРТ, NFT-ТОКЕНИЗАЦИЯ

УДК 008:330.341.1

https://doi.org^l-l10^4412/2310-1679-2021 -241 -5-18

Сергей Сергеевич ИППОЛИТОВ,

доктор исторических наук, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, Россия, e-mail: nivestnik@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию цифровых новаций в сферах творческой индустрии, интеллектуальной собственности, авторского права, крипто-искусства, природного и культурного наследия. Исследованы пути и способы увеличения вклада творческой индустрии в экономику Российской Федерации; развитие рынка диджитал-арт; использование технологии блокчейн и NFT-токенов для защиты произведений цифрового искусства и введения их в цивилизованный рыночный оборот; изучена возможность создания национального 3D-репозитория объектов культурного и природного наследия.

Ключевые слова: блокчейн, крипто-арт, диджитал-арт, NFT-токены, интеллектуальная собственность, авторское право, творческая индустрия, культурное наследие, цифровая экономика, цифровое искусство.

Для цитирования: Ипполитов С. С. Интеллектуальная собственность и точки роста творческой индустрии в российской экономике: блокчейн, крипто-арт, NFT-токенизация // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 2 (41). С. 5-18. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-241-5-18

INTELLECTUAL PROPERTY AND POINTS OF GROWTH OF THE CREATIVE INDUSTRY IN THE RUSSIAN ECONOMY: BLOCKCHAIN, CRYPTO-ART, NFT-TOKENIZATION

Sergey S. Ippolitov, D.Sc. in Historical Sciences, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Russian State Academy of Intellectual Property, Moscow, Russia, e-mail: nivestnik@yandex.ru

Abstract: The article is devoted to the study of digital innovations in the fields of creative industry, intellectual property, copyright, crypto-art, natural and cultural heritage. The ways and means of increasing the contribution of the creative industry to the economy of the Russian Federation are investigated; the development of the digital-art market; the use of blockchain technology and NFT-tokens to protect digital art works and introduce them into a civilized market turnover; the possibility of creating a national 3D-repository of cultural and natural heritage objects is studied.

Keywords: Blockchain, crypto-art, digital-art, NFT-tokens, intellectual property, copyright, creative industry, cultural heritage, digital economy, digital art.

For citation: Ippolitov S. S. Intellectual property and points of growth of the creative industry in the Russian economy: blockchain, crypto-art, NFT-tokenization. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 2 (41), pp. 5-18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-241-5-18

В последнее десятилетие в цифровой экономике мира проявился целый ряд новых трендов, влияние которых выводит сферу творческой индустрии на принципиально новый этап развития. Коммерциализация интеллектуальной собственности основывается на обороте патентных активов в секторе крупного бизнеса или государства. Легальное использование интеллектуальной собственности «розничным рынком», то есть субъектами малого предпринимательства или частными лицами, всегда было сопряжено с правовыми и финансовыми ограничениями. Это тормозило развитие как самого рынка интеллектуальной собственности, «видимость» и доступность созданных объектов авторского права, так и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в повседневную жизнь и экономику. Такая ситуация порождала благоприятную почву для контрафакта, плагиата и иных форм нелегитимного использования интеллектуальной собственности.

Новые реалии творческой индустрии в условиях цифровой экономики стали предметом специальных исследований сравнительно недавно. Авторы трудов по этой проблематике анализируют особенности использования интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики [см.: 1-5]; роль творческих индустрий в экономиках различных стран и способы их коммерциализации в условиях нового технологического уклада [см.: 3; 4; 8-10]; использование блокчейн-технологий для продвижения крипто-арт и защиты интеллектуальной собственности авторов цифровых произведений искусства [см.: 5; 15; 11; 14]; роль цифро-

вых агрегаторов в развитии диджитал-арт и защите интеллектуальной собственности [см.: 6].

Внимание отечественных исследователей к новой реальности, которая стремительно развивается в области творческой индустрии, постепенно трансформируется в разработку и принятие законов и иных нормативных актов, призванных регулировать сферу цифровизации творческой индустрии на уровне национального законодательства. В России сформирована нормативная база для развития блокчейн-технологий: вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ о цифровых правах (ФЗ от 18.03.2019 N 34-Ф3) и закон «О краудфандинге» (ФЗ от 02.08.2019 N 259-ФЗ). 22 июля 2020 года Госдумой был принят закон «О цифровых финансовых активах». Знание права, регулирующего новые технологии, позволит юристам на профессиональном уровне разрабатывать комплекс мер для обеспечения бизнеса и сопровождения 1Т-проектов1.

Так, глава 6 Гражданского Кодекса РФ дополнена статьёй 141.1. «Цифровые права», в которой закреплено определение этого понятия: «1. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом, возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

2. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признаётся лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признаётся иное лицо.

3. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву»2.

В статье 128 слова «вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права» заменены словами «вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права)»3. Новация, касающаяся введения в практику поня-

1 См.: http://www.consultant.ru/about/presscenter/news/measure/article8174/

2 См.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba2 29d9b6329c07731f7/

3 См.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba2 29d9b6329c07731f7/

тия цифрового права, нашла своё отражение и в целом ряде других статей ГК РФ. Произведённая законотворческая работа заложила основу для дальнейшего развития национального рынка диджитал-арт.

Вместе с тем крипто-искусство в нашей стране в значительной степени до сих пор остаётся сферой деятельности зарубежных агрегаторов и платёжных систем, осуществляющих блокчейн-регулирование цифрового рынка: в России пока отсутствуют блокчейн-биржи и национальная крипто-валюта, которые позволили бы перевести операции купли-продажи NFT-токенов на отечественные платформы. Эта ситуация особенно досадна потому, что создателем крипто-валюты Е^егеит, посредством которой осуществляется торговля NFT-токенами, является программист российского происхождения Виталий Дмитриевич Бутерин (Виталик Бутерин)1.

Преимущества развития и применения блокчейн-технологий в творческой индустрии достаточно полно сформулированы Н. П. Якушиным: «инвестирование в искусство (создание самой большой базы коллекционеров за всю историю арт-рыночных отношений); разработка новых маркетинговых инструментов; продажа сопутствующей сувенирной продукции, связанной с искусством, включая одежду, репродукции, открытки и т.д.; художники выступают в качестве продавцов, активно продвигая свою продукцию через аккаунты в социальных сетях и официальные сайты; данные об аукционах и дилерских продажах являются общедоступными и публикуются в Интернете, благодаря этому потенциальные покупатели имеют доступ к базе информации для изучения ценового диапазона; электронная почта стала стандартным, а в некоторых случаях основным способом коммуникации между участниками арт-рынка; произведения искусства, созданные с помощью компьютерных технологий, заняли свою нишу на арт-рынке; безналичные сделки в Интернете становятся популярным способом приобретения предметов искусства; реклама выставок, антикварных салонов и арт-ярмарок, опубликованная в Интернете, привлекает большое количество новых участников арт-рынка» [10]. К этому практически исчерпывающему перечню требуется добавить возможность защиты авторами своей интеллектуальной собственности и её коммерциализации посредством NFT-токенов, хранящих всю информацию о цифровом объекте, включая сведения об авторском праве и тех транзакциях, которые претерпевал объект цифрового искусства. Такой функционал выводит диджитал-арт из «серой» области интернет-торговли на квалифицированный биржевой рынок предметов искусства. Это революционное рыночное преобразование будет иметь синергетический эффект: авторы объектов крипто-искусства не только получают доступ к широкой заинтересованной

1 См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бутерин,_Виталик

и платёжеспособной аудитории, но и становятся участниками цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, где авторские права создателя защищены уже самой технологией блокчейна.

Неизбежным ответом на запрос рынка стало появление агрегаторов интеллектуальной собственности, предоставивших экономике возможность легально использовать результаты интеллектуальной и творческой деятельности, при одновременной защите авторского права создателей востребованного контента и гарантий защиты их коммерческих интересов: «в сфере управления рисками патентных активов уже накоплен значительный опыт и на корпоративном уровне сформировалось понятие "патентный агрегатор". Патентными агрегаторами называют компании, которые могут иметь различную структуру, но общей стратегией их управления является формирование больших патентных портфелей, обычно структурированных по технологическому признаку. Как показала практика, создание больших портфелей позволяет эффективно снизить инновационные, технологические и финансовые риски патентных интеллектуальных активов» [6].

Агрегаторы творческого и интеллектуального контента, или агрега-торы интеллектуальных активов, осуществляют продажу цифровых изображений, музыки, текстов, видеофайлов. В сравнительно короткие сроки большую популярность у профессионалов рынка завоевали фотобанки, хранящие десятки миллионов цифровых изображений и предлагающие платные подписки, которые позволяют легально использовать приобретённые изображения: Shutterstock, DepositPhotos, Adobe Stock, Dreamstime. За каждое проданное цифровое изображение его автор получает определённое договором вознаграждение, что делает этот рынок выгодным для обеих сторон.

Новой реальностью рынка цифрового искусства в 2017 году стала технология невзаимозаменяемых токенов (Non Fungible Token, NFT), или уникальных цифровых идентификаторов произведений цифрового искусства. Данная технология основана на использовании криптовалюты Ethereum и позволяет монетизировать объекты цифрового искусства и творчества: музыкальное произведение, цифровую живопись, 3D-графику и модели, текст и проч. В отличие от обычной крипотовалюты, NFT-токены невзаимозаменяемы (что следует из их названия): это уникальный цифровой код, имеющий отношение к конкретному произведению цифрового искусства. До момента появления NFT коллекционер, желающий приобрести цифровой объект, не мог доказать отличие своего оригинала от растиражированных копий в Сети. Обладатель цифрового произведения искусства не имел ни права, ни технической возможности защитить в Сети свою собственность. Технология NFT-токенов породила новую отрасль крипто-экономики и крипто-искусства. Токенизация стала доступна для

широкого круга авторов цифрового контента и коллекционеров, желающих его приобрести и застраховать свои инвестиции. По оценке Forbes, рынок NFT-токенов растёт стремительными темпами: рынок невзаимозаменяемых токенов за 2020 год вырос до $250 млн (в четыре раза по сравнению с 2019 годом) за счёт того, что художники со всего мира стали продавать иллюстрации, видео и гифки1 своего авторства на специализированных маркетплейсах [6].

Вклад крипто-арт в экономику Российской Федерации оценить в настоящее время крайне сложно. Крипто-биржи, осуществляющие торговлю продукцией творческой индустрии с использованием блокчейна, имеют иностранные юрисдикции; отечественных конкурентов с сопоставимыми оборотами пока обнаружить не удалось. Существует реальная опасность отставания нашей страны от очередного высокотехнологичного тренда в сфере интеллектуальной собственности и защиты авторских прав.

Особая роль в развитии новых форм творческой индустрии принадлежит искусственному интеллекту. Причём ИИ сможет не только принимать участие в регулировании рынка крипто-арт, но и станет его полноценным участником в качестве автора цифровых произведений искусства. Начало этому процессу было положено созданием и успешной продажей на аукционе Christie's картины «Портрет Эдмонда Беллами», созданной при помощи сети Generative adversarial network [16]. Полотно было куплено коллекционером за 432 тыс. долларов, что оказалось в 40 выше начальной стоимости лота2. Художественные достоинства, как и новизна получившегося произведения искусства, вызывают ряд вопросов, поскольку портрет стал программной компиляцией из пятнадцати тысяч портретов, созданных «живыми» художниками с XIV по XX век. После торгов возникла и дискуссия об авторском праве разработчиков алгоритма ИИ, поскольку несколько программистов выступили с заявлением, что генеративно-состязательную сеть - технологию, использованную при создании портрета, применяли в искусстве с 2015 года, называя при этом имена художников Марио Клингеманна, Анны Ридлер и Робби Баррата [16]. Произошедшее событие тем самым продемонстрировало целый комплекс вызовов, встающих перед сообществом экспертов и профессионалов художественного рынка и лежащих в области интеллектуальной собственности и авторского права: начиная с вопроса об оригинальности и творческой новизне полученного произведения и заканчивая проблемой авторского права на алгоритм искусственного интеллекта.

1 Набор картинок, где каждая из них - это отдельный кадр. Собранные вместе создают эффект движения. GIF-анимация, как правило, зациклена, то есть бесконечно повторяется по кругу.

2 См.: https://tjournal.ru/art/78943-portret-sozdannyy-iskusstvennym-intellektom-proda-li-na-aukcione-za-432-tysyachi-dollarov

В России проблема развития искусственного интеллекта оказалась в центре внимания руководства страны достаточно быстро. Российская Федерация обладает серьёзным научным заделом в этой области. 10 октября 2019 года вышел в свет Указ Президента РФ № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Этим Указом утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Стратегия носит амбициозный характер, охватывая практически все сферы жизни общества, о чём прямо сказано в п. 12: «Благодаря реализации настоящей Стратегии должны быть созданы условия для эффективного взаимодействия государства, организаций, в том числе научных, и граждан в сфере развития искусственного интеллекта, что позволит российским технологиям искусственного интеллекта занять значительную долю мирового рынка»1. Авторы документа конкретизировали и внешние вызовы, стоящие перед отечественными разработчиками и интеграторами ИИ: «немногочисленные ведущие участники глобального рынка искусственного интеллекта предпринимают активные действия для обеспечения своего доминирования на этом рынке и получения долгосрочных конкурентных преимуществ, создавая существенные барьеры для достижения другими участниками рынка конкурентоспособных позиций»2. Технологический суверенитет Российской Федерации должен обеспечиваться необходимым уровнем самостоятельности в области искусственного интеллекта, в том числе за счёт использования отечественных технологий искусственного интеллекта и технологических решений, разработанных на его основе. К сожалению, из внимания создателей Стратегии полностью выпала творческая индустрия: в документе она и связанные с ней отрасли и виды деятельности не упомянуты ни разу. Возможно, авторы сосредоточились на более масштабных институциях, оказывающих влияние на национальную экономику. Вместе с тем Стратегия затрагивает критически важную для креативных индустрий сферу правоотношений - сферу интеллектуальной собственности и авторского права. Так, одним из приоритетов Стратегии должно стать «проведение патентных исследований и их регулярная актуализация с участием российских организаций - лидеров в реализации приоритетных направлений научных исследований в области искусственного интеллекта»3.

Промежуточной контрольной датой реализации Стратегии обозначен 2024 год, когда должен быть зафиксирован существенный рост количества публикаций отечественных учёных и рост их наукометрии, в том

1 См.: Указ Президента РФ № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72738946/

2 Там же.

3 Там же.

числе в зарубежных научных журналах. Особо оговорены целевые показатели по количеству зарегистрированных (учтённых) результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта; количеству разработанных на основе результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта прикладных технологических решений, используемых в практической деятельности1.

Отдельная глава документа посвящена повышению уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий.

Действительно, цифровые технологии, внедрённые в сферу творческого образования, позволят на самом раннем этапе не только приобщать молодёжь к реалиям рынка крипто-искусства, но и защитить творческие работы студентов, которые в процессе своей учёбы создают креативный контент. Студенты творческих вузов страны в процессе учёбы становятся авторами значительного количества произведений искусства, в том числе цифрового. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки дизайн, декоративно-прикладное искусство, народная художественная культура, вокальное и хореографическое искусство, журналистика, литературное творчество, музыкальное искусство, социокультурная деятельность, генерируют в ходе образовательного процесса цифровой контент, который в настоящий момент не имеет какой-либо правовой защиты и перспектив продвижения и коммерциализации. И такая ситуация имеет место во всех творческих вузах страны. Размещённые в открытом доступе студенческие работы никак не защищены; использование для их авторизации и защиты технологии NFT-токенизации введёт их в сферу крипто-искусства и обеспечит защиту авторских прав. Выпускники творческих вузов должны стать первыми массовыми участниками рынка диджитал-арт, владеющими пониманием и навыками использования блокчейн-технологий в искусстве и культуре.

Ещё одним перспективным направлением развития творческих инду-стрий может стать внедрение цифровых технологий в сферу сохранения природного и культурного наследия страны, его актуализации и рецепции современной культурой - это направление деятельности станет приоритетной задачей научного и образовательного сообщества на ближайшие десятилетия. Одним из главных направлений развития должно стать создание 3D-репозитория объектов культурного, исторического, природного наследия. Создание 3D-репозитория объектов культурного наследия -храмов, объектов деревянного зодчества, объектов усадебной культуры,

1 См.: Указ Президента РФ № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72738946/

уникальных природных памятников и ландшафтов, иного культурного наследия, которое может быть утеряно в обозримой перспективе. Этот ресурс позволит не только хранить информацию об объектах культурного наследия в оцифрованном - «объёмном» - виде, но и отслеживать процесс их утраты или реставрации с абсолютной точностью и в развитии. Создание 3D-репозитория даст дополнительный стимул развитию творческой индустрии, базирующейся на традиционной национальной культуре и традициях. Подобная интеллектуальная собственность, владельцем и оператором которой может являться как государство, так и учреждения культуры, вузы и высокотехнологичные компании, может быть использована при создании творческих кластеров в регионах, брендировании территорий, развитии туристической индустрии, что повлечёт за собой рост потребительского рынка. Поставленная задача может быть решена посредством 3D-сканирования объектов культурного и природного наследия. Для этих целей потребуется научное обоснование, приобретение программного обеспечения и проведение научно-исследовательских работ, закупка 3D-сканеров для архитектурных объектов, предназначенных для получения максимально точной цифровой 3D-модели всех объектов и окружающего пространства, например, фасадов зданий, убранства и планировки помещений. Но вложенные ресурсы в среднесрочной перспективе приведут к возникновению новой отрасли на стыке цифровой экономики, творческой индустрии, культуры и интеллектуальной собственности. При помощи 3D-сканирования реставрационные работы проходят намного быстрее, так как можно быстрее смоделировать результат, оценить исходное состояние и спланировать ход работы. В реставрационных работах к сканированию прибегают часто и в случаях, когда имеют дело с малыми архитектурными формами, статуями, памятниками, фонтанами. На основе 3D-сканирования лепнины можно изготавливать точные копии или формы для изготовления гипсовых изделий в максимально сжатые сроки. Оцифровка старинной архитектуры позволяет сохранить объекты культурного наследия для будущих поколений и дальнейших работ по восстановлению прежнего облика, поддержания здания в первоначальном состоянии.

Директор департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ С. Ю. Матвеев на рабочем совещании с руководителями учреждений культуры констатировал, что Минобрнауки вынуждено обращаться к зарубежным фирмам для проведения такого рода работ с объектами деревянного зодчества России. Реализация такого проекта силами российских учёных и практиков позволит Минобрнауки, Министерству культуры, другим заинтересованным ведомствам и организациям отныне пользоваться услугами отечественных специалистов с использованием самых современных методик. В целях коммерциализации результатов ин-

теллектуальной деятельности перспективным направлением развития представляется создание малых инновационных предприятий при вузах и научно-исследовательских организациях, целью которых станет предоставление услуг государственным и коммерческим компаниям по оцифровке, созданию 3D-матрицы, хранению и актуализации информации об объектах культурного и природного наследия, жилых, промышленных и иных объектах; адаптации накопленного материала к потребностям творческой индустрии; коммерциализации интеллектуальной собственности.

Международный опыт свидетельствует, что Российская Федерация может заметно отстать в осуществлении планов по оцифровке и хранению 3D-матриц объектов собственного культурного наследия. Так, в 2018 году Google и некоммерческая организация CyArk, занимающаяся лазерным сканированием находящихся под угрозой разрушения объектов культурного наследия, объявили о партнёрстве. Его результатом стал онлайновый музей, посетители которого могут совершить виртуальные путешествия по подробнейшим моделям исторических памятников в Бирме, Сирии, Мексике и других странах. Для создания виртуальных копий памятников используется комплекс технологий: сканирование при помощи лазеров (лидеров) с разрешением до двух миллиметров, съёмки обычными камерами, а также дронами. На основе этих данных создаются трёхмерные виртуальные пространства, которые затем выкладываются на сайте поддерживаемого Google проекта Open Heritage. Эта платформа позиционируется как независимое онлайн-пространство, открытое для участия сообщества исследователей культурного наследия, практиков, профессионалов и граждан, заинтересованных в продвижении ценности культурного наследия и поддержке его общественного признания. Платформа предоставляет набор междисциплинарных и мультимедийных каналов для обмена знаниями и опытом между людьми и учреждениями в целях стимулирования дискуссий о роли культурного наследия и его влиянии на общество. Платформа также предоставляет хранилище данных и ресурсов, включающее программные документы, публикации, информацию о событиях и мероприятиях, проводимых в рамках европейских и мировых проектов, которые могут быть полезны профессиональному сообществу, действующему в сфере сохранения наследия, культуры, образования, туризма, науки. В рамках реализации этого проекта уже созданы несколько 3D-коллекций объектов исторического и культурного наследия: база данных REACH, Архив MEMOLA о сельском наследии, портал CINE Gate1. Оцифрованные архитектурные и археологические объекты находятся в открытом доступе2.

1 См.: https://www.open-heritage.eu/

2 См.: https://sketchfab.com/3d-models/mojacar-la-vieja-jarrito-pmtado-con-magane-so-fc7aaa07571c48868950bcaa8953d188

Среди уже оцифрованных памятников - находящиеся под угрозой разрушения из-за землетрясений буддистские храмы комплекса Баган в Мьянме, город майя Чичен-Ица в Мексике, древнегреческий Коринф, монастырь Гехард в Армении и десятки других объектов.

В Республике Казахстан осуществляются две крупнейшие программы в области культуры: реализация проекта «Сакральный Казахстан» и создание Государственного каталога музейного фонда Республики Казахстан. Первая программа - это не имеющий мировых аналогов перевод в цифровую форму свыше 100 объектов, зданий и сооружений исторического наследия, вторая - масштабный проект оцифровки музейных фондов Республики Казахстан1.

Реализация и развитие проекта по оцифровке объектов культурного и природного наследия России позволит начать практическую плановую работу по каталогизации, хранению и популяризации стремительно утрачиваемых объектов деревянного зодчества Русского Севера; разрушающихся объектов усадебной и храмовой архитектуры средней полосы России; объектов природного и исторического наследия Крыма; популярных туристических центров Российской Федерации.

Создание 3D-репозитория объектов природного и культурного наследия страны позволит приступить к следующему этапу - популяризации накопленной информации. Компетенции и технологии оцифровки и каталогизации объектов культурного наследия позволят коммерциализировать результаты научных исследований. Малые инновационные предприятия, созданные при вузах и научных организациях страны, предложат государственным и иным организациям услуги по контролю процесса реставрации или реконструкции особо охраняемых или сложных в техническом смысле архитектурных объектов. Созданная перед началом процесса реставрации подробная 3D-матрица объекта будет программными средствами сопоставляться с результатами сканирования объекта по ходу его реставрации. В результате с точностью до миллиметра и часа будет задокументирован весь ход реставрационных работ. Государственный заказчик получит качественный, неоспоримый документ для возможных споров с подрядчиком; ошибки, производственный брак, экономия материалов, нарушения технологии при проведении реставрационных работ будут гарантированно выявляться и документироваться.

Предлагаемая технология позволит отслеживать и обратный процесс -утрату, руинирование, разрушение объектов культурного и природного наследия. Созданный 3D-реестр объектов культурного наследия, находящихся в особой зоне риска, и периодическое их обследование с помощью архитектурного сканера позволит выявлять эрозию, конструктивные из-

1 См.: https://sacralkazakhstan.kz/

менения, утрату декора, ослабление несущих конструкций и оперативно на них реагировать, проводя срочную консервацию или реставрацию.

Промежуточным итогом в создании национального репозитория культурного и природного наследия должна стать NFT-токенизация всех созданных цифровых объектов. Это позволит создать защищённую коллекцию 3D-матриц уникальных исторических и культурных объектов, которая может стать предметом коммерческого использования.

Выводы и рекомендации

Создание в Российской Федерации национального ранка крипто-искусства - задача не только экономическая. Её решение находится также в области национальной безопасности; возможное отставание страны в развитии блокчейн-технологий, использование зарубежных бирж для транзакций в области интеллектуальной собственности; зависимость защиты национального интеллектуального контента от иностранных посредников и агрегаторов не только могут привести к необратимым последствиям для национальной творческой индустрии, но и создать критическую зависимость от недружественных цифровых операторов. Российской экономике и государству необходимо собственное законодательство в области блокчейна, где творческой индустрии будет отведено особое место. Министерству культуры России, Роспатенту, Министерству образования и науки РФ, прочим ведомствам, имеющим отношение к защите и внедрению интеллектуальной собственности, требуется государственная программа массовой токенизации объектов цифрового искусства, находящихся в собственности государства; цифровых копий документов Архивного фонда РФ; цифровых копий произведений искусства и объектов материального и нематериального наследия. Реализация государственной программы токенизации позволит создать глобальный рынок российского цифрового культурного достояния и наследия; обеспечит авторскую и коммерческую защиту прав российских авторов, чьи произведения имеют активное хождение в Сети; обеспечит в среднесрочной перспективе дополнительные доходы учреждений культуры Российской Федерации и российской экономики в целом за счёт коммерциализации и защиты национального рынка крипто-искусства.

Российской Федерации необходима действенная методика работы в области крипто-искусства и подготовка квалифицированных специалистов для сферы крипто-искусства и крипто-культуры. Практические навыки учащиеся должны осваивать на специализированных цифровых площадках, интегрированных с Ethereum: NiftyGateway, SuperRare, Rarible, OpenSea и рядом других. Новые направления подготовки в творческих вузах, в Российской академии интеллектуальной собственности, других заинтересованных вузах и научно-исследовательских институтах страны,

разработка и внедрение соответствующих учебных планов и методических рекомендаций позволят готовить профессионалов по специальностям «Блокчейн и NFT-технология в сфере культуры», «Блокчейн и защита интеллектуальной собственности».

Насущной потребностью является подготовка законодательной инициативы по регулированию рынка крипто-искусства. В настоящий момент NFT-токены, выпущенные на иностранных блокчейн-платформах, не подпадают под регулирование российским законодательством.

Законодательная инициатива должна содержать меры по регулированию отечественного рынка крипто-искусства и синхронизации его с международными цифровыми платформами. Принятие такой законодательной инициативы позволит Российской Федерации стать локомотивом и «законодателем мод» в наиболее динамично развивающейся отрасли дид-житал-арт, обеспечив защиту прав государства и российских авторов на произведения цифрового искусства и создав в перспективе отечественную биржу крипто-искусства.

Список литературы

1. Агамагомедова С. А., Надькина Н. А. Развитие института интеллектуаль-

ной собственности в условиях цифровизации экономики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2019. № 1 (9). С. 4-16. DOI: 10.21685/2309-2874-2019-1-1

2. Алексеев М. Ю. Инновация, имитация и интеллектуальная собственность // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1.

3. Антонова В. Г., Елисеева Ю. А. Реализация политики развития креативных

индустрий в условиях цифровизации экономики // Петербургский экономический журнал. 2021. № 2. С. 66-73. DOI: 10.24412/2307-5368-2021-2-66-73

4. Ангелова О. Ю., Подольская Т. О., Чепьюк О. Р. Цифровая креативная инду-

стрия: на пути к экономике «эмоций» // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 38-43.

5. Ванцовская А. А. Цифровое искусство на блокчейне и NFT-рынок // StudNet.

2021. № 7. С. 258-264.

6. Воронов В. С. Агрегаторы изображений на финансовом рынке: приток свежего капитала и новые инвестиционные риски // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 2. DOI: 10.17586/2310-1172-2016-9-2-1 -11

7. Евсеева Т. В. Основные подходы к взаимодействию права и экономики в циф-

ровую эпоху: теоретико-правовой поиск адекватной модели правового регулирования // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12, № 4. С. 97-110. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-4/097-110

8. Калашник Н. А., Столбовская Н. Н. Проблема оценки стоимости интеллектуальной собственности в России в условиях цифровой экономики // Современные технологии управления. 2020. № 2 (92). 12 с.

9. Кириллов В. П. Возможности инвестирования в искусство при помощи техно-

логии блокчейн // Вопросы науки и образования. 2020. № 27 (111). С. 32-35.

10. Коданева С. И. Трансформация интеллектуальной собственности под влиянием развития искусственного интеллекта. (Обзор) // Социальные новации и социальные науки. Москва : ИНИОН РАН, 2021. № 2. С. 132-141. https://doi.org/ 10.31249Zsnsn72021.02.09

11. Космарский А. А. Блокчейн для науки: революционные возможности, перспективы внедрения, потенциальные проблемы // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 388-409. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.216

12. Макаров А. Н. О цифровизации и новой конфигурации рынка // Теоретическая экономика. 2019. № 11 (59). С. 39-42.

13. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 6-14.

14. Наумов С. Г. Блокчейн лайф 2021: VI Международный форум по блокчейну, криптовалютам и майнингу // Евразийская адвокатура. 2021. № 2 (51). С. 32.

15. Якушина Н. П. Арт-рынок в эпоху цифровизации: новые тенденции и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 1 (99). С. 143-150. https://doi.org/:10.24412/ 1997-0803-2021-199-143-150

16. Sidorova E. The Cyber Turn of the contemporary Art Market. Available at: https://doi.org/10.3390/arts8030084

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.