Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ПРОСТРАНСТВО / ИСКУССТВО / ИНТЕРНЕТ / ВЫСТАВКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ГАЛЕРЕИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / АРТ-СООБЩЕСТВО / ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евтых С.Ш., Морозкина Е.А.

В статье рассматривается разнообразие способов организации экспозиционно-выставочного пространства в цифровом формате. Искусствоведческий интерес представляют вариации вовлечения художников и зрителей в интернет платформу. Раскрываются виды цифровых технологий и опыт применения этих технологий в выставочной деятельности краснодарских художников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EXHIBITION ACTIVITY OF THE ARTIST

The paper discusses the variety of ways to organize the exposition and exhibition space in digital format. Of interest to art historians are variations in the involvement of artists and viewers in the Internet platform. The types of digital technologies and the experience of using these technologies in the exhibition activities of Krasnodar artists are disclosed

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА»

Научная статья УДК 7.011: 069 ББК 85.101.1 Е 21

DOI: 10.53598/2410-3489-2022-3-302-148-154

Цифровые технологии в выставочной деятельности художника

(Рецензирована)

Саида Шумафовна Евтых1, Елена Анатольевна Морозкина2

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, 2Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, 1adias2004@mail.ru, 2morozkinaelena@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается разнообразие способов организации экспозици-онно-выставочного пространства в цифровом формате. Искусствоведческий интерес представляют вариации вовлечения художников и зрителей в интернет-платформу. Раскрываются виды цифровых технологий и опыт применения этих технологий в выставочной деятельности краснодарских художников.

Ключевые слова: арт-пространство, искусство, интернет, выставка, цифровые технологии, интернет-галереи, виртуальная реальность, арт-сообщество, онлайн-выставка

Для цитирования: С. Ш. Евтых, Е. А. Морозкина. Цифровые технологии в выставочной деятельности художника // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2022. Вып. 3 (302). С.148-154.DOI 10.53598/2410-3489-2022-3-302-148-154

Original Research Paper

Digital technologies in the exhibition activity of the artist

Saida Sh. Evtykh1, Elena A. Morozkina2

1Adyghe State University, Maykop, Russia, 2Kuban State University, Krasnodar, Russia, 1adias2004@mail.ru, 2morozkinaelena@mail.ru

Abstract:

The paper discusses the variety of ways to organize the exposition and exhibition space in digital format. Of interest to art historians are variations in the involvement of artists and viewers in the Internet platform. The types of digital technologies and the experience of using these technologies in the exhibition activities of Krasnodar artists are disclosed.

Keywords: art space, art, internet, exhibition, digital technologies, internet galleries, virtual reality, art community, online exhibition

For citation: S. Sh. Evtykh, E.A. Morozkina. Digital technologies in the exhibition activity of the artist // Bulletin of Adyghe State University, Series: Philology and Art Criticism,2022.No.3(302).P.148-154.DOI:10.53598/2410-3489-2022-3-302-148-154

Введение.

Наряду с другими глобальными экономико-политическими и социально-культурными процессами, происходящими в современном обществе, повсеместная цифровиза-ция вошла во все сферы жизни и деятельности. Искусство как зеркало всегда отражало все общественные изменения, происходящие в мире и изобразительное искусство, не осталось в стороне от этих процессов. Для того, чтобы быть успешным в своей профессии и идти в ногу со временем, получать не только профессиональное, но и материальное удовлетворение от своей работы, необходимо изучать и использовать цифровые технологии. Тем более, что подобного рода инновации сегодня значительно расширили круг творческих интересов и открыли новые горизонты для современных художников.

Материалы и методы.

Цифровые технологии для художников и их выставочной деятельности достаточно разнообразны. Можно нарисовать картину с помощью компьютерных программ (digi-1а1аг1 - цифровая живопись) или оцифровать картины, выполненные с помощью традиционных технологий (холст, масло и т.д.), разместить их в социальных сетях и продвигать с помощью технологий сторител-линга [1].

Технологии (NonFungib1e-

Токеп) - технологический, революционный тренд 2021 года. В 20122013 гг. появились так называемые «цветные монеты» или токеты -единицы учёта в системах блокчейн. «Блокчейн - база данных транзакций участников системы. Токен -это не что иное, как цифровое представление актива, которым может быть любая сущность, имеющая видимые и подтверждаемые свойства объекта, в том числе картины» [2: 10]. И это не только цифровая живопись, изначально созданная с помощью графических программ на планшетах, но и оцифрованные

картины, выполненные в традиционных технологиях.

Стремительно развивается рисование в виртуальной реальности, где художники используют технологичные кисти и палитры для создания своих 3D картин. Рисование доступно в специально разработанных для художников программах: Tilt Brush, Open Brush, CoolPaintr VR, GraffitiPaint VR, Kingspray Graffiti Simulator, Painting VR, AR magic 3D: новое слово в AR/VR реальности и др.

Обсуждение.

Ранее мы поднимали тему: «Потенциальные возможности арт-рынка в современном социуме», где рассматривался большой спектр социальных функций арт-рынка -информационная, посредническая, ценообразующая, стимулирующая, регулирующая и социокультурная [3. В выставочной деятельности художника самыми актуальными являются: информационная, оповещающая публику о творчестве художника с целью формирования его имиджа: представление результатов его деятельности, а также социокультурная, представляющая механизм для нормального функционирования искусства и его главных субъектов: художника и публики, благодаря которому формируется спрос и предложение на предметы искусства.

Искусство XXI века имеет уникальные возможности экспонирования продуктов художественного творчества. Ведущий специалист-эксперт Росохранкультуры Т.А. Смирнова рассматривает решение пространства музейной экспозиции посредством внедрения технических, концептуальных и коммуникационных возможностей цифровых технологий [4. Автор отмечает, что в среде российских исследователей интегрирование цифровых технологий в отечественную музейную практику анализируется с начала 1990-х годов, а с начала XXI в. регулируется на федеральном и

региональном уровнях законодательства РФ

Особый интерес для нас представляет опыт Центра современного искусства М'АРС - первого частного музея России, основанного в 1988 году в Москве [5]. В начале 2000-х годов М'АРС активно внедряет новые технологии в искусстве (компьютерное искусство, мультитач-арт Константина Худякова), а в 2015 г. Центр демонстрирует арт-проекты с использованием VR-технологий. Арт-проекты М'АРСа используют новые технологии для создания интерактивной среды для зрителя, воздействуя на органы чувств, создавая необычные стимулы для визуального и сенсорного опыта.

Диссертационное исследование Н.В. Порчайкиной посвящено актуальной теме: «Выставка современного искусства как система: пространство-экспонат-человек». Автор предлагает за основу концептуального решения выставки взять цифровые и компьютерные технологии, позволяющие спроектировать музей с обновленным визуальным и информационным контентом. Автор отмечает популярность у профессионального сообщества соединения виртуального и физического пространства посредством применения компьютерных технологий, голографии, современных программ освещения, сенсорных и интерактивных поверхностей. «Нейтрально

решенные поверхности интерьеров экспозиционных залов дают возможность использовать их как поле для изображения арт-объектов, ме-диаискусства, перформансов и др.» [6: 19.]

Современный интернет стал весьма привлекательным для художников. Существует большое количество бесплатных интернет-галерей, заинтересованных в экспонировании и продаже оригинальных художественных произведений и постеров. В виртуальном пространстве проводятся конкурсы и тематические выставки глобального масштаба. В личной галерее или кабинете художника практически осуществляется персональная выставка его работ [7]. Виртуальная выставка, виртуальные зрители. Учитывая глобальный уровень интернет пространства, выставки приобретают глобальный характер. Галереи, арт-шоу, фестивали и арт-ярмарки также подверглись глобализации.

Художникам можно создать свой персональный сайт или зарегистрировать личный кабинет на сайтах-маркетплейсах по продаже творческих произведений современных художников. Сегодня существует много маркетплейсов (таблица 1), основанных на NFT. История NFT - многовекторная и, учитывая её огромный оборот, можно с уверенностью сказать, что рост стремительный и он будет продолжаться [2].

Таблица 1. Table 1.

Маркетплеисы для художников Market places for artists

№ Сайт Страна Описание

1 artnow.ru Россия Интернет-проект, позволяющий общаться художнику и покупателю напрямую без посредников. Основан в апреле 2003 г.

2 artalebrio.com Россия Онлайн-галерея и по продаже картин художников, в которую входят художники, искусствоведы, журналисты, художественный союз, аукционный дом.

Продолжение таблицы 1.

№ Сайт Страна Описание

3 ru.bidspirit.com Россия Онлайн-аукцион для художников.

4 bizar.art Россия Маркетплейс по продаже современного искусства и дизайна.

5 Artsy.net США Бесплатная онлайн-платформа для художников, коллекционеров и любителей искусства. Создана в 2010 г.

6 Artland Дания Сайт и приложение по продаже картин художников.

7 carredartistes. com Франция Международная сеть галерей по продаже произведений искусства.

8 artfinder.com Великобритания Онлайн-площадка, продающая только независимых художников, которые не выставляются в галереях.

9 oilyoil.com Россия Онлайн-галерея для молодых художников. Стартап 2014 года.

10 saatchiart.com Франция Онлайн-платформа по продаже картин художников в среднем ценовом сегменте.

11 vernissage365. com Россия Онлайн-сервис по продаже произведений искусства.

12 Artlot24.ru Россия Онлайн-аукцион живописи, скульптуры, антиквариата и мебели.

Интересную идею высказывают в своей статье «Интерактивные технологии в музее искусств» представители Лондонского университета (Великобритания) Пэм Ми-чам и Елена Стилиану. Они подают художественные музеи поставщиками разнообразных цифровых услуг, которые позволят изменить отношение музеев к новым потребителям. Это, в свою очередь, даст возможность рассматривать музей как социальную площадку, место для научной деятельности или торговой точки, а не в качестве витрины диковинки [8].

Переходя от теоретического рассмотрения разнообразных цифровых технологий проектирования выставок современного искусства, переходим к практическому опыту. Нами анализируется выставочная деятельность Краснодара, где на данный момент проходят выставочные мероприятия разного уровня, организуются конкурсы и культурные проекты. В Краснодаре

сегодня ведётся активная выставочная деятельность разного рода институций, художественных галерей и арт-сообществ. В таблице 2 «Художественные музеи и галереи Краснодара» перечислены некоторые из них:

Результаты.

В рамках нашего исследования, рассмотрим более подробно те цифровые возможности, которые авторы статьи практически использовали в проведении групповых арт-проектов 2022 года, а именно онлайн-выставке «Художники-педагоги о весне» и художественной выставке «Екатеринодар-Красно-дар», которая проходила в смешанном формате (офлайн и онлайн).

Уникальная художественная онлайн-выставка «Художники-педагоги о весне» состоялась в марте 2022 года и объединила 200 картин художников-педагогов из 20 художественных вузов России. Объединяющей темой для всех выступили художественно-образное состояние

Таблица 2.

Художественные музеи и галереи Краснодара

Table 2.

Art museums and galleries of Krasnodar

№ Наименование Адрес музея, галереи Сайт

1 Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко Краснодар, Красная, 13 и 15 Kovalenko museum.ru

2 Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник музей им. Е.Д. Фелицина Краснодар, ул.Гимназическая, 67 felicina.ru

3 Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств Краснодар, Рашпилевская, 32 artzal23.ru

4 Галерея картин кубанских художников и мастеров ДПИ «Арт-Союз» Краснодар, ул. Октябрьская, 51 artsoyuz.org

5 Художественный салон и галерея «САНТАЛ» Краснодар, Коммунаров, 58 santalcompany.ru

6 Арт-центр «Бронзовая лошадь» Краснодар, ул. Калинина, 291 bronzehorse.gallery

7 Центр современного искусства «Типография» Краснодар, Зиповская, 5, корпус 33 (переехали с ул. Буденного с 1 августа 2019 г.) typography- online. ru

8 Художественная галерея «Доротея» Краснодар, Садовая 161/2, корпус 1 (с 2020 г. работает в онлайн-формате) dorothea.ru

9 Креативный кластер «Колос» Краснодар, Калинина, 368 kolos.cc

весны, цветов, любви, позитивных эмоций и выразительных пейзажей разных географических мест России. Инициатором арт-проекта высту-пил художественно-графический факультет Кубанского государственного университета. Все картины участников были сформированы в электронный каталог, который можно скачать по следующей ссылке https://cloud.mail. ru/public/8DhG/zzydhgrfM. Работа над этим проектом продолжается. В планах создание сайта, где будет представлена интерактивная карта России и, нажав на соответствующую геоточку, можно будет прочитать историю факультета и увидеть картины художников-педагогов

этого высшего учебного заведения. На наш взгляд, одно из немаловажных значений в подобного рода проектах отводится опыту методического взаимодействия между художественными факультетами нашей страны.

«Екатеринодар-Краснодар» -следующая выставка, которую мы рассмотрим в данной статье. Она открылась в галереи Кубанского государственного университета (литер Л, центр вход, 2 этаж) 8 июня 2022 года. Это комплексный арт-проект, состоящий из 40 картин 22 краснодарских художников, каталога на русском и каталога на английском языке, электронного сайта выставки http://ekatkras.ru/. Цель

арт-проекта - зафиксировать уходящий образ старого города, который быстро исчезает в новизне современности и новой застройке. Важно сохранить идентичность, уникальность, самобытность старого города Екатеринодара и проникновенно рассказать о личных эмоциях и впечатлениях авторов картин.

Помимо традиционного размещения в каталоге изображения и данных по картине, фотохудожников проекта, дополнительно собран материал по биографии автора и описании творческого стиля автора. В организационную группу проекта вошли журналисты Юрий Лучинский и Ольга Владимирова, которые описывали истории, связанные с историческими зданиями Краснодара, то есть применяли технологии сто-рителлинга. Куратором Морозкиной Еленой Анатольевной были разработаны элементы фирменного стиля выставки, что является необходимым фактором рекламного продвижения и узнаваемости арт-проекта.

Результаты исследования могут быть полезны в анализе современного состояния арт-пространства юга России и использованы для дальнейшей модернизации системы.

Заключение.

В заключении отметим, цифровые технологии - средство работы с информацией, продвижения на интернет просторах, поиска, ввода, обработки, систематизации, каталогизации данных и др. Это эффективный помощник в продвижении художника или выставки, является сегодня важной составляющей в рекламе и продвижении его профессиональной деятельности.

Художественные выставки в Краснодаре - заметное явление в культурной жизни города, способное влиять на формирование патриотизма, любви к родному краю, нести роль духовно-нравственного и эстетического воспитания личности, приобщать зрителя к прошлому и осознанию настоящего, что является важным условием сохранения духовной культуры народа.

Примечания:

1 Суминова Т.Н. Арт-менеджмент как технология креативной экономики: Монография. - М.: Академический проект, 2021. - 279 с.

2. Шмелин А.А. NFT. Технология, которая изменит мир: Руководство для начинающих и полезная информация для знатоков / А.А. Шмелин. - М., 2021. - 170 с.

3. Евтых С.Ш. Потенциальные возможности арт-рынка в современном социуме // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 2(257). - 2020. - С. 163-170.

4. Смирнова Т.А. Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции: технические, концептуальные и коммуникационные возможности // Культура: управление, экономика, право. - 2010. - № 1. - С. 16-19.

5. Новые технологии в выставочной деятельности [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: https://centermars.ru/blogmars/stati/novye-tehnologii-v-vystavochnoy-deyatelnosti-/ (Дата обращения 16.07.2022).

6. Порчайкина Н.В. Выставка современного искусства как система: пространство-экспонат-человек: Автореф ... дис. кан. искусствоведения. - Барнаул, 2013. - 26 с.

7. Бугаенко Т.Ф. Персональная выставка художника в эпоху цифровых технологий // Инновации в науке. - № 5(54). - 2016. - С. 89-92.

8. Meecham P., Stylianou E., Interactive Technologies in the Art Museum // Designs for Learning. Volume 5 / Number 1-2. - 2012. - P. 94-146.

References:

1. Suminova T.N. Art management as a technology of creative economy: a monograph. M.: Academic project, 2021. 279 pp.

2. Shmelin A.A. NFT. Technology that will change the world: A guide for beginners and useful information for experts. Moscow, 2021. 170 pp.

3. Evtykh S.Sh. Potential opportunities of the art market in modern society // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop: Publishing House of ASU. 2020. Issue. 2 (257). P. 163-170.

4. Smirnova T.A. Digital technologies in the exposition space of museum: technical, con-ceptual and communication possibilities // Culture: management, economics, and law. 2010. No. 1. P. 16-19.

5. New technologies in exhibition activity [Electronic resource]. Access mode: URL: https://centermars.ru/blogmars/stati/novye-tehnologii-v-vystavochnoy-deyatelnosti-/ (access date: 16.07.2022).

6. Porchaikina N.V. Exhibition of Contemporary Art as a System: Space-Exhibit-Man: Diss. abstract for the Cand. of Art History degree: 17.00.04 / Porchaykina Natalya Victorovna. Barnaul, 2013. 26 pp.

7. Bugaenko T.F. Personal exhibition of an artist in the era of digital technologies // In-novations in science. No. 5 (54). 2016. P. 89-92.

8. Meecham P., Stylianou E., Interactive Technologies in the Art Museum // Designs for Learning. 2012. Vol. 5, No. 1-2. P. 94-146.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.08.2022; одобрена после рецензирования 14.09.2022; принята к публикации 20.09.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper was submitted 26.08.2022; approved after reviewing 14.09.2022; accepted for publication 20.09.2022.

© С. Ш. Евтых, Е. А. Морозкина, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.