Научная статья на тему 'Перспективы технологизации стоматологического образования'

Перспективы технологизации стоматологического образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
95
39
Поделиться
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ / МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галиев Радик Гараевич, Галиева Эльмира Ялаловна

В статье представлен сравнительный анализ традиционной формы стоматологического образования и перспективной многомерной дидактической технологии преподавания с использованием интегрированного стоматологического обучающего комплекса «ИСТОК». Работа выполнена в рамках реестра НИР УрО РАО раздел 3 «Содержание и современные технологии образования на Урале», тема П 20 «Теория и практика инструментальной дидактики».

Prospects of Using New Technologies in the Stomatological Education

The paper presents the comparative analysis of the traditional form of stomatological education and the promising multidimentional didactic technology of teaching, using the integrated stomatological training complex «ISTOK». Index terms:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспективы технологизации стоматологического образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 616.314-089-07-082

Р. Г. Галиев,

Э. И.Галиева

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

В статье представлен сравнительный анализ традиционной формы стоматологического образования и перспективной многомерной дидактической технологии преподавания с использованием интегрированного стоматологического обучающего комплекса «ИСТОК».

Ключевые слова: стоматология, стоматологическое образование, профессиональная подготовка врачей-стоматологов, многомерная дидактическая технология, дизайн-образование.

Abstract - The paper presents the comparative analysis of the traditional form of stomatological education and the promising multidimentional didactic technology of teaching, using the integrated stomatological training complex «ISTOK».

Index terms: stomatology, stomatological education, vocational training of dentists, stomatologists, multidimensional didactic technology, design-formation.

Современный этап эволюционного развития отечественной стоматологии, ориентированный на достижение мировых стандартов, активное внедрение инновационных технологий, методов диагностики и лечения, предопределяет повышение эффективности и качества стоматологической помощи и обосновывает необходимость совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной подготовки специалистов. Однако, несмотря на значительные достижения и реорганизацию отечественной стоматологии по сравнению с другими разделами медицины, к настоящему времени в отрасли существуют проблемы недостаточной эффективности и согласованности внутрисистемных компонентов. Они порождены растущими требованиями к уровню профессиональной деятельности и подготовки врачей-стоматологов и необходимостью их со-

1 Работа выполнена в рамках реестра НИР УрО РАО - раздел 3 «Содержание и современные технологии образования на Урале», тема П 20 «Теория и практика инструментальной дидактики».

вершенствования в соответствии с современными инновационными (медицинскими, производственными, информационными) технологиями. Таким образом, актуальность исследования была обусловлена:

• спецификой современного этапа эволюционного развития отечественной стоматологии;

• активным внедрением инновационных подходов и технологий лечения в традиционную систему без адекватной профессиональной подготовки специалистов;

• потребностями здравоохранения и общества в целом в эффективном стоматологическом лечении пациентов, с одной стороны, и недостаточным уровнем оказания лечебно-диагностической помощи - с другой.

Комплексное изучение профессионализма врачей и системы стоматологического образования позволило обнаружить противоречия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• между функционирующим многоуровневым стоматологическим образованием и отсутствием системного технологизированного дидактического подхода в целом;

• необходимостью совершенствования профессиональной подготовки всего стоматологического коллектива и несогласованностью учебных программ высшего и среднего профессионального образования;

• стандартизированной системой обучения в рамках ГОС высшего и среднего профессионального образования и необходимостью разработки вариативных рабочих программ, ориентированных на дифференциацию и индивидуализацию образования, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

• научно-информационным усложнением содержания стоматологии, учебного материала, учебных программ и познавательными возможностями студентов;

• тенденциями к узкой специализации профессионального образования и необходимостью разностороннего развития личности выпускника;

• господствующими в вузовском обучении традиционными репродуктивными подходами и потребностью общества во врачах с развитыми творческими и продуктивными способностями;

• необходимостью доведения квалификации врачей-выпускников до уровня международных требований и отсутствием научно обоснованных, эффективных инновационных технологий образования, а также недостаточной педагогической подготовленностью врачей-преподавателей;

• высокими требованиями к врачам-выпускникам со стороны практического здравоохранения и недостаточной их функциональной подготовленностью к выполнению квалифицированной профессиональной деятельности.

В процессе обучения задействуются визуальный, аудиальный и вербальный каналы получения и передачи информации. При традиционных методах обучения (вербальных, объяснительно-иллюстративных, репро-

дуктивных) эти каналы используются активнее, чем остальные, но, как мы знаем из горького педагогического опыта, многие теоретические знания, не закрепленные практикой, быстро забываются. После завершения учебы в вузе студенты остаются теоретиками, которым еще предстоит осваивать мануальные навыки в интернатуре и в процессе работы. Несмотря на владение теоретической грамотностью, врачи-выпускники сталкиваются с проблемой функциональной неспособности к полноценной практической работе.

Вузовское медицинское образование определяет базовый уровень профессиональной подготовки врачей. Однако научно-технический прогресс в стоматологии способствует ускоренному «износу» профессиональных знаний и навыков. Фактически имеющая место в реальности (в силу ряда объективных и субъективных причин) «функциональная неподготовленность» врачей-выпускников к выполнению высококвалифицированной деятельности и длительное доучивание их на рабочем месте, переучивание работающих врачей для внедрения новых технологий в условиях рыночных отношений оказываются экономически неэффективными и могут пагубно влиять на карьеру врача, так как прежние условия: «попал в хороший коллектив», «нашел хорошего наставника» и многолетняя шлифовка профессионального мастерства на больных - вероятнее всего, уже не повторятся.

Поэтому, если мы заинтересованы в эффективной профессиональной деятельности специалистов-выпускников, то обязаны позаботиться о том, чтобы наряду с технологизацией отрасли велась адекватная подготовка специалистов, предусматривающая формирование продуктивного мышления и творческой активности. Но для этого необходимо либо иметь, либо создать новые модели профессионального мышления (деятельности) и внедрить их на этапе профессионального обучения.

Следовательно, является целесообразным совершенствование подготовки стоматологов в рамках существующей системы обучения за счет эффективного использования внутренних резервов (субъективных и объективных), а также модернизации содержательного, методического и технологического аспектов вузовского образования.

Согласно принципу непрерывности и преемственности образования и самообразования, является перспективным создание эффективных моделей профессионального мышления и деятельности с последующим встраиванием их в профессиональную подготовку для освоения в процессе обучения.

На основании анализа проблемной ситуации на данном этапе развития стоматологии нами была определена цель исследования - создание теоретико-методологических и клинико-технологических основ совершенствования сфер профессиональной деятельности и профессиональной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подготовки врача-стоматолога с целью их оптимизации и приведения в состояние, адекватное современным условиям.

С учетом всех положительных качеств традиционной модели лечения (принципов доступности, комплексности, функциональности) нами был предложен интегрированный подход:

• к совершенствованию профессиональной деятельности (профессионального мастерства, технологической культуры, функциональной грамотности);

• способам обеспечения отрасли стоматологами нового поколения (адаптированными к современным технологиям, обладающими системным подходом и продуктивным мышлением);

• инновационной подготовке кадров (научить учиться, мыслить системно и действовать творчески).

Проведенное нами исследование заключалось в разработке и последовательной реализации концепции повышения эффективности стоматологической помощи населению. Исследование базировалось на интегрированном (системно-деятельностном и многомерно-моделирующем) подходе; предусматривало ситуационный анализ данного этапа развития стоматологии; было направлено на создание системы алгоритмов врачебных действий стоматолога с универсальной технологией применения в качестве бифункционального комплекса многомерных моделей для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности специалистов адекватно научно-техническим и производственно-технологическим инновациям в отрасли.

В рамках межвузовского проекта с применением перспективных дидактических результатов, полученных в области педагогики [4], в 2000 г. Р. Г. Галиевым, одним из авторов данной статьи, был разработан интегрированный стоматологический обучающий комплекс «ИСТОК» [2].

Рабочими элементами комплекса «ИСТОК» являются:

• дидактические многомерные модели координатно-матричного типа с информационной базой данных по стоматологии (более 200);

• алгоритмы лечебно-диагностического процесса с ориентировочными основами деятельности ортопеда-стоматолога (более 100);

• универсальный функционально-алгоритмизированный стоматологический обучающий модуль «УФА-СТОМ» (Св-во РОСПАТЕНТа на полезную модель № 16798 от 10.02.2001 г.);

• электронные тренажеры для ортопеда-стоматолога «ЭОКСОЛ»,

«ЭДОС», «ЭТОС» (Свидетельства РОСПАТЕНТа об официальной регистрации базы данных № 2003620172 от 11.09.2003 г., № 2003620173 от

11.09. 2003 г., № 2007620201 от 01.06.2007 г.);

• компьютерная программа учебного контроля знаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• многоуровневый мультимедийный обучающий курс на базе многомерных моделей и алгоритмов с электронной информационной базой данных по всем разделам и темам дисциплины.

Названный комплекс в период с 2002 по 2009 г. был внедрен в учебный процесс в медицинских вузах гг. Москвы, Екатеринбурга, Оренбурга, Уфы. По результатам исследований в г. Москве защищена докторская диссертация на тему «Клинико-диагностический и дидактический комплекс в ортопедической стоматологии» (2003) [1], издана многофункциональная монография [2], 5 учебных пособий, опубликованы более 70 работ в специализированных журналах и сборниках материалов международных и всероссийских конференций, в настоящее время завершается работа над созданием электронного учебника.

В процессе обучения «ИСТОК» дополнительно обеспечивает визуальный, аудиальный и вербальный каналы получения и передачи информации многомерными дидактическими инструментами, позволяющими визуальную информацию вербализовать (за счет смыслового компонента) и вербальную информацию визуализировать (за счет объективизации знаний на многомерной модели координатно-матричного типа).

Такая форма обучения предопределяет объединение знаково-символического и образного кодирования «упаковки» информации, активизирует первую и вторую (зрительную и речевую) сигнальные системы; инициирует работу левого (речь, письмо, чтение и речевое мышление) и правого полушарий головного мозга (одномоментное восприятие образов, нагляднообразное мышление), тем самым формируя многомерное видение (способность адекватно воспринимать окружающее) и многомерно-продуктивное мышление.

Обычно в процессе обучения большую часть сведений студенты получают самостоятельно, читая учебники и специальную литературу по стоматологии. Такой объем текстовой информации многим сложно усвоить, ибо она не алгоритмизирована и не систематизирована.

Для правильной и эффективной работы со специальной литературой по университетской программе студентам необходимо, прежде всего, овладеть культурой чтения. В стоматологии в последние годы происходит активное внедрение новых технологий, материалов, а также методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Студенты стоматологического факультета только в рамках своей специальности знакомятся с несколькими тысячами профессиональных терминов и наименованиями стоматологических материалов, изучают более 500 клинических форм основных стоматологических заболеваний и методов их лечения, более 100 различных видов хирургических операций и более 300 модификаций конструкций зубных протезов и методов их изготовления и т. д. За период обучения будущий стоматолог обязан усвоить основы около 50 дисцип-

лин. Поэтому с педагогической точки зрения информационная обеспеченность студентов должна быть тематически структурированной, иерархически последовательной, физиологически оптимальной. Необходимы современные, инвариантные, дидактические учебные пособия, являющиеся не только источником информации, но и руководством для учебно-познавательной деятельности. Помимо учебно-информационного содержания современные учебники логико-эвристического характера должны иметь и универсальные дидактические инструменты для переработки, систематизации, алгоритмизации учебного материала и активизации познавательной деятельности студентов.

В интегрированном стоматологическом обучающем комплексе «ИСТОК» учебный материал и информационная база данных представлены в систематизированной, алгоритмизированной, упакованной форме в многомерных моделях, логико-дидактических схемах, позволяющих объединить большой объем информации в едином профессионально-образовательном пространстве и управлять процессом усвоения учебного материала.

Конечно, и при традиционной форме обучения студент, записывая новый материал, также совершенствует свои знания и закрепляет информацию путем конспектирования, использования сокращений или замены целых абзацев удобными условными знаками, схемами и т. д. Однако данная форма является лишь первым шагом к самостоятельной алгоритмизации и систематизации знаний.

При использовании комплекса «ИСТОК» эффективная работа с учебным материалом осуществляется путем объединения информационной базы данных с многомерной моделью (ММ) координатно-матричного типа. В процессе конструирования ММ применяются те же приемы, что и при логикосмысловой переработке информации во время учебной деятельности: расщепление - разделение темы на части при определении набора координат («определить круг вопросов»); координирование - расстановка координат в многомерно-смысловом пространстве («привести знания в систему»); шкалирование - формирование однородных и перечислительных шкал на координатах; гранулирование - выделение узловых вопросов в каждой части темы («узелки на память»); ранжирование - расстановка опорных узлов по определенному основанию на каждой координате («разложить по полочкам»); матрицирование - выявление связей и отношений между опорными узлами с помощью матриц связи («все связано со всем»); перекодирование - свертывание информации при каждом опорном узле с помощью обобщающих понятий, метафор или аббревиатур («крючки на память»).

В стоматологии наиболее важным моментом обучения и усвоения нового материала является приобретение мануальных навыков. Если необходимый минимум врачебных манипуляций студенты будут выполнять сами на фантомах и тренажерах, сопровождая свои действия комментариями

на профессиональном языке, эффект обучения будет повышаться («лучше один раз сделать, чем сто раз услышать»). В результате многократных повторений мануальных навыков студенты станут более подготовленнными к самостоятельному выполнению врачебных манипуляций в клинике.

С этой целью мы применяем разработанный нами в рамках комплекса «ИСТОК» универсальный функционально алгоритмизированный стоматологический обучающий модуль «УФА-СТОМ». Модуль позволяет визуализировать, логизировать, алгоритмизировать обучающий процесс студентов стоматологического факультета, моделировать и демонстрировать анатомо-топографическую норму зубочелюстной системы (коронок и корней зубов, зубных рядов и их окклюзионного взаимоотношения и т. д.), заболеваний зубочелюстной системы с моделированием возможных комбинаций патологических состояний (дефекта зубного ряда, зубочелюстных аномалий и деформаций, патологической подвижности зубов и т. д.), процесс ортопедического лечения (восстановление зубными протезами дефектов твердых тканей коронок зубов и зубных рядов, исправление зубочелюстных аномалий и деформаций и т. д.).

Следующим наиболее эффективным средством обучения должны быть ДМИ - дидактические многомерные инструменты. Анализ доступной нам специальной научной литературы о педагогической деятельности медицинских вузов России в последние десять лет выявил, что в настоящее время наряду с традиционными способами обучения (вербальными, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными) частично или полностью применяются современные методы и средства обучения, которые, на первый взгляд, включают необходимый набор дидактических инструментов: текстовую форму ориентировочных основ действий - рецептурный метод для решения стандартных задач, логико-дидактические структуры, граф-логические схемы, демонстрационные материалы, ситуационные задачи, тестовые задания, технические средства обучения. Однако традиционные и используемые ныне инновационные методы обучения в силу одноканальности и одномерности не имеют собственных многофункциональных дидактических инструментов:

• для обеспечения реализации самой методики эффективного представления знаний и управления учебным процессом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• систематизации, структурирования, упаковки информации и алгоритмизации действий;

• самостоятельного конструирования студентами наглядных и материализованных моделей, а также алгоритмов решения нестандартных задач, имеющих место в практической деятельности врача.

Одной трансляцией знаний в современной системе высшего профессионального образования уже не обойтись. Без объективизации теории, освоения студентами мануальных навыков, их алгоритмизации, систематиза-

ции и интериоризации (до определенной степени алгоритмизированного автоматизма) вышеперечисленные способы обучения остаются малорезультативными для освоения врачебных манипуляций - умений, воспитания врача-стоматолога с модельно-аналитическим системным мышлением и комплексным, профессиональным подходом к лечебно-диагностическому процессу, обеспечения функционирования долговременной, смысловой и оперативной памяти.

Дидактические инструменты, входящие в «ИСТОК», состоят из природосообразного в психологическом и физиологическом отношении комплекса многомерных моделей по специальности: заболеваниям зубочелюстной системы, методам диагностики, лечения больных и конструирования зубных протезов и т. д.

Эти многомерные инструменты являются также необходимыми интеллектуальными (педагогическими) орудиями труда для самостоятельной работы, объединяющими остальные информационные каналы с сознанием человека внешним образом - на бумаге, мониторе (в данном случае пользователь раскладывает новую или выкладывает воспринятую информацию на бумаге для самостоятельного или группового визуального и логического ее осмысления). Далее в процессе работы с информационной базой данных на определенном этапе творческого труда возникает «вра-щивание» внешней многомерной модели с системно упакованной информацией в сознание одновременно с глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. «Вращивание», т. е. интериориза-ция - это движение «снаружи» от многомерной графической модели на бумаге «вовнутрь» к многомерной образной модели в сознании. В процессе интериоризации ДМИ начинает работать как педагогический инструмент «изнутри», в результате этого возникает «психоэмоциональный переворот» в сознании (мышлении) пользователя. Дальнейшая творческая работа осуществляет переход образной модели во внешнюю визуализированную форму (экстериоризация), что повышает иерархический уровень и качество познавательного процесса, облегчает воспроизведение знаний в вербализованной форме (комментирование на профессиональном языке своих действий) и улучшает процесс усвоения материала.

Применение комплекса «ИСТОК» позволило нам в едином профессиональном образовательном пространстве создать эргономичные (благоприятные в педагогическом, физиологическом, психоэмоциональном и профессиональном отношении) условия образовательного процесса для преподавателей, студентов и врачей, стимулировать творческую деятельность субъектов с учетом индивидуальных особенностей мышления. Многомерная модель является доступным, открытым дидактическим рабочим инструментом для всех студентов учебной группы. Она объединяет учебную (работа

с учебно-методическим материалом), моделирующую (работа с фантомами и техническими средствами обучения) и предметную (работа с пациентами в клинике) сферы деятельности обучающихся. На определенном этапе обучения многомерные модели становятся средством координации самостоятельной работы, визуализации, объективизации и вербализации знаний, логизации и упаковки обработанной информации в сознании.

Для преподавателя комплекс является эффективной системой управления педагогическим процессом при использовании как традиционных, так и инновационных форм обучения. Преподаватель клинической кафедры всегда применяет несколько методов обучения, которые взаимно дополняют друг друга. Одни из них акцентируют обучающую сторону педагогического процесса, другие - воспитывающую, третьи - развивающую. Сочетание методов обучения характеризуется не каким-либо одним дидактическим признаком, а их совокупностью. С точки зрения одного признака данный метод обучения может быть, например, наглядным, с точки зрения другого - индуктивным, с точки зрения третьего -проблемным изложением и т. д. Обучающий комплекс «ИСТОК» является универсальным педагогическим инструментом, объединяющим несколько приемов и методов обучения, позволяющим раскрывать и повышать их дидактическую эффективность и получить совокупный результат.

Системный и ситуационный анализ вопроса, сформулированного в начале нашего исследования, и поиск обоснованного на него ответа позволяют нам сделать вывод, что данный этап эволюционного развития отечественной стоматологии и инновационные преобразования в едином стоматологическом пространстве обязывают нас к интеграции традиционных подходов отрасли с передовыми медицинскими, информационными и педагогическими технологиями для адекватного повышения профессиональной подготовленности, деятельности врачей и качества лечения больных.

В заключение перечислим основы эффективного совершенствования профессиональной деятельности и непрерывной подготовки врача-стоматолога:

• научно обоснованная концепция интегрированного подхода;

• теоретико-технологическое обеспечение инструментально-многомерного представления профессиональных знаний и умений в природосообразной форме на естественном (медицинском) языке, поддерживающего как стандартную, так и интуитивно-творческую деятельность;

• освоение врачами-преподавателями языка, технологии и эстетики дидактического дизайна как метода, адекватного сложности решаемых творческих задач модернизации технологий профессионального обучения;

• внедрение современных стоматологических технологий и инновационных методов, поддерживаемых более эффективными (мотивирован-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы формирования профессиональной этики у будущих инженеров пожарной

безопасности

ными, логико-эвристическими, интуитивно-творческими) репродуктивной и продуктивной деятельностью и профессиональной подготовленностью врача-стоматолога.

Литература

1. Галиев Р. Г. Клинико-диагностический и дидактический комплекс в ортопедической стоматологии: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. 48 с.

2. Галиев Р. Г. Многомерные модели и алгоритмы в ортопедической стоматологии. М.: Наука, 2006. 500 с.

3. Галиев Р. Г., Галиева Э. И. Дидактический дизайн в области медицинского (стоматологического) профессионального образования / / Вестн. Учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию: специали-зир. вып. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. Вып. 2(41). С. 248-251.

4. Штейнберг В. Э. Дидактический дизайн как творческая деятельность педагога // Вестн. учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию: специализир. вып. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. Вып. 2(41). С. 217-224.

УДК 377

И.Я.Удилова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются особенности профессиональной этики в сфере безопасности жизнедеятельности - науки о применении общих норм и принципов морали в служебной деятельности и повседневном поведении инженеров пожарной безопасности. Дано рабочее определение этого понятия в педагогической интерпретации, обоснована необходимость подготовки специалистов противопожарной службы, владеющих этической компетенцией. Обозначены основные принципы формирования готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров пожарной безопасности в процессе вузовского обучения на основе компетен-тностного подхода.

Ключевые слова: профессиональная этика, сфера безопасности жизнедеятельности, инженер пожарной безопасности.

Abstract - The paper considers some peculiarities of professional ethics of life safety activities,i.e. a science about common moral norms and principles applied by fire engineers. The pedagogical interpretation of the definition of the suggested concept