Научная статья на тему 'Методологические подходы к процессу формирования у студентов, врачей-стоматологов навыков эстетического моделирования в терапевтической стоматологии'

Методологические подходы к процессу формирования у студентов, врачей-стоматологов навыков эстетического моделирования в терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ / ESTHETICAL STOMATOLOGY / TEETH MODELING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ломиашвили Лариса Михайловна

В статье приведены результаты исследования этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии. Анализ исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROCESS OF FORMATION IN STUDENTS, STOMATOLOGISTS THE SKILLS OF THE ESTHETICAL MODELING IN THERAPEUTICAL STOMATOLOGY

In the article there are the results of the research of stages of the creative development of students, internship doctors, therapeutists stomatologists with different professional length of service in the esthetical dentistry. It was analyzed the state of the creative capacities in artistic modeling of 160 persons, students and graduated students of the Omsk State Medical Academy. The analysis of the study proved the necessity of the teaching of deepen knowledge in teeth anatomy, introduction of some methods of the development of the visual memory, observation, perfection of creative approaches to the artistic stomatology.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к процессу формирования у студентов, врачей-стоматологов навыков эстетического моделирования в терапевтической стоматологии»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ, ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ НАВЫКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Л. М. Ломиашвили Омская государственная медицинская академия (г. Омск)

В статье приведены результаты исследования этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии. Анализ исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии. Ключевые слова: эстетическая стоматология, моделирование зубов

К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, которые не всегда безосновательны. Действительно, восстановление отсутствующих тканей производится достаточно поспешно, шаблонно, как правило, на изучение индивидуальных особенностей пациента у врача не хватает времени [1, 5]. Несмотря на то, что стоматологи находятся в достаточно жестких рамках повседневной практической работы, готовить докторов следует как будущих профессионалов с хорошо развитым вкусом и творческим воображением [2, 4, 3].

Нами проведено научно-прикладное исследование этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии, и сформировано 4 группы.

Первую группу составили студенты второго курса стоматологического факультета в количестве 50-ти человек. Вторую группу - врачи-интерны (50 человек). Третью группу - врачи стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности до 10-ти лет (30 человек). Четвёртую группу - врачи стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности свыше 10-ти лет (30 человек).

Перед всеми обучающимися ставились единые задачи и условия их выполнения. Необходимо было участие каждого в трёх этапах моделирования.

Первый этап заключался в следующем: из подручного материала (пластилин) каждым участником моделировался клык верхней челюсти.

Конструирование основывалось на знаниях нормальной анатомии, собственных представлений о габаритах, форме, объёме зубов.

Второй этап заключался в изучении теми же лицами морфологии интактных клыков, подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детальном определении микрорельефа поверхностей, пропорциональных соотношений габаритных размеров зуба. Целенаправленно участников знакомили с учебно-методическим комплексом по теме «Моделирование зубов», разработанным на кафедре терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии. Изучение учебно-методического комплекса даёт возможность обучающимся освоить основные этапы восстановления твёрдых тканей коронок зубов.

Участникам объяснялся алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, демонстрировались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Обучающиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека. Далее каждому участнику выдавался интактный клык, при этом предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть за счёт чего образуется индивидуальность поверхностей и создать подобную форму из подручного материала (пластилина).

Третий этап моделирования заключался в следующем. Участники должны были на основании уже более глубоких знаний по анатомии и моделированию зубов, полученных во время обучения на кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА, а также зрительных наблюдений за разнообразными формами клыков, учитывая собственные представления об анатомии зубочелюстной системы, смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (искомый образец отсутствует).

По ходу проведения основных этапов моделирования нам удалось проследить, как у одних и тех же участников обучения происходит процесс усвоения информации, как совершенствуются и развиваются их мануальные навыки.

Изначально группе студентов 2-го курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии в количестве 50-ти человек было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На начальном этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. Результаты наблюдения выявили уровень познания и ступень изначальной мануальной подготовки студентов.

Рис. 1 отражает результаты моделирования клыков верхней челюсти, исполненные двумя студентами (варианты А, В) в процессе работы на 1 -м этапе.

1111

1111

Рис. 1. Моделирование верхнего клыка, 1 -й этап

К сожалению, созданные модели не удовлетворяли как самих студентов, так и преподавателя, смотрелись нелепыми и «оставляли желать лучшего».

Рис. 2 отражает результаты моделирования клыков верхней челюсти, исполненных теми же студентами (варианты А, В) в процессе работы на 2-м этапе (имеется искомый образец: интактный верхний клык).

км

1111

Моделирование верхнего клыка. II этап.

ММ

ин

Моделирование верхнего клыка. II этап.

Рис. 2. Моделирование верхнего клыка, 2-й этап

Созданные модели из подручного материала (пластилина) достаточно идентично и подробно передают форму, объём, габариты копируемого объекта (интактный клык) в различных ракурсах.

Результаты работы фиксировались аналогично 1 -му этапу. Нами отмечено, что при внедрении в процесс обучения определённых методик конечный результат восстановления коронок зубов оказался

удовлетворительным.

Третий этап моделирования подтверждает наибольшую сложность исполнения задания именно на данной ступени творческого развития. Отсутствие искомого образца приводит к частичной потере зрительной

памяти, наблюдательности, оставшиеся резервные силы организма

заставляют исполнителя работать в более жёстком режиме. Интересно

отметить, что в процессе исполнения третьего этапа моделирования учащиеся находятся в более экстремальной ситуации в связи с тем, что копируемый объект отсутствует (рис. 3). Моделирование верхних клыков исполнено теми же студентами (варианты А, В).

Рис. 3. Моделирование верхнего клыка, 3 -й этап

Также интересно было проанализировать как у лиц, имеющих различный стаж работы по специальности «Стоматология терапевтическая», проходят этапы моделирования, как при этом соотносится время и качество выполнения задания, какова самооценка результатов и оценка работы со стороны преподавателя. Сведения об этом представлены в сводной табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика состояния творческих возможностей студентов, врачей стоматологов-терапевтов с различным стажем работы

№ этапа Коли- чество участ- ников Характеристика групп, стаж по специальности Время исполнения Само-оценка(в баллах) Оценка преподава теля (в баллах)

I 50 Студенты 2-го курса 1 ч 20 мин 3,2 1,5

II 50 Студенты 2-го курса 5 ч 20 мин 4,3 3,8

III 50 Студенты 2-го курса 4 ч 50 мин 3,8 2,8

Итого 11 ч 30 мин

I 50 Врачи-интерны 2,5 ч 3,8 3,2

II 50 Врачи-интерны 9 ч 35 мин 4,6 4,3

III 50 Врачи-интерны 7 ч 50 мин 3,9 3,8

Итого 19 ч 55 мин

I 30 Врачи, до 10-ти лет 3 ч 10 мин 3,5 3,2

II 30 Врачи, до10-ти лет 7 ч 25 мин 4,4 4,3

III 30 Врачи, до 10-ти лет 5 ч 50 мин 3,8 3,9

Итого 16 ч 25 мин

I 30 Врачи, свыше 10-ти лет 2 ч 30 мин 3,0 2,9

II 30 Врачи, свыше 10-ти лет 12 ч 15 мин 3,9 4,0

III 30 Врачи, свыше 10-ти лет 6 ч 10мин 3,8 3,6

Итого 20 ч 55 мин

Нами был проведён анализ результатов исследования, подтверждающий необходимость внедрения в учебно-методический комплекс новых принципов и подходов к реставрации зубов.

Регистрировалось время, затраченное на исполнение всех этапов моделирования клыка. Так, меньшее количество времени понадобилось студентам 2-го курса стоматологического факультета, при полном и последовательном осуществлении всех этапов оно составило в среднем 11 ч 30 мин. Большее количество времени при прохождении всех этапов было затрачено профессионалами со стажем работы свыше 10-ти лет и составило

20 ч 55 мин. Достаточно длительное время при моделировании было потрачено группой лиц, которую составили врачи-интерны, их время в среднем достигало 19 ч 55 мин. Оптимальный вариант моделирования был предложен врачами со стажем профессиональной деятельности по специальности «Стоматология терапевтическая» до 10-ти лет (16 ч 25 мин).

При анализе проведённого исследования обращает на себя внимание такой показатель, как оценка результатов моделирования. Нами было зафиксировано, как с одной стороны оценивает своё творчество специалист, моделирующий зуб, и какие баллы выставляет ему курирующий преподаватель, анализируя изготовленную модель.

Оказалась, что в первой группе обучающихся отмечается завышенная самооценка результатов своего труда, а оценка преподавателя, выставленная в конечном итоге, была в два раза ниже. Так, студенты второго курса, имея малый клинический опыт, не совсем достаточный багаж знаний, укладываются в предлагаемый режим моделирования за небольшой промежуток время. При этом конечный результат изготовленных моделей не совсем соответствует предъявлемым к ним требованиям и не удовлетворяет как самих студентов, так и курирующего преподавателя.

Врачи-интерны, вооружаясь знаниями, применяя различные методики использования зрительной памяти, наблюдательности, проведения анализа конструкции модели затрачивают времени на моделирование с целью достижения положительного конечного результата в 1,5 раза больше. Им удаётся достичь положительного конечного результата, что подтверждают удовлетворительные оценки, выставленные курирующим преподавателем.

Врачи со стажем до 10-ти лет находятся в состоянии наиболее активной трудовой деятельности. Именно в этот период профессиональной деятельности врачи испытывают наименьшие трудности с определением цветовой гаммы, формы, хорошо улавливают микрорельеф поверхностей, а также выдерживают большие физические нагрузки, обусловленные спецификой работы. Экспертная оценка преподавателя, характеризующая качество исполнения, практически совпадает с самооценкой врачей на каждом этапе моделирования клыка. Способность воспринимать новую информацию, интерес к познанию современных технологий именно в этот период творческого развития личности дают плодотворные результаты в клинике терапевтической стоматологии.

Специалисты с профессиональным стажем, превышающим 10 лет, занимают особое положение среди рассматриваемых групп. Это люди, имеющие достаточный практический опыт работы в клинической стоматологии, активно применяющие имеющиеся знания. В силу сложившихся обстоятельств, внедрения современных технологий в терапевтическую стоматологию врачи работают композиционными материалами как химического отверждения, так и фотополимерами. Ими освоены различные методики моделирования зубов, они свободны в выборе пломбировочного материала, применяемого для моделирования, и досконально знают особенности работы с тем или другим пломбировочным

материалом. Все эти факторы имеют значение и влияют на конечный результат моделирования. По мере развития мануальных навыков, накопления знаний, практического опыта и видения ситуации соотношение между самооценкой и оценкой преподавателя в области моделирования выравнивается. Повышенная ответственность, критическое отношение к изготовленной продукции увеличивают время, затрачиваемое на моделирование зубов. Однако именно профессионалам данной группы удаётся достигнуть хороших результатов на протяжении всех этапов моделирования.

Таким образом, анализ наших исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

В настоящее время в стоматологическом сообществе складывается обстановка, когда профессионалы готовы к принятию и внедрению инновационных технологий и их апробации в клинической стоматологии. Инновационная направленность педагогической и врачебной деятельности предполагает включение преподавателей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения, создания на кафедре определённой инновационной среды.

Список литературы

1. Бойко В. В. Честный стоматолог : быть или казаться? / В. В. Бойко // Институт стоматологии. - 2004. - № 2(23). - С. 6-10.

2. Кемерчева С. В. О методических подходах к эстетики в стоматологии / С. В. Кемерчева // Вопросы стоматологического образования : юбилейный сб. науч. тр. - М., Краснодар, 2003. - С. 140-142.

3. Рогожникова Р. А. Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов / Р. А. Рогожникова, Н. А. Дзараева, В. О. Гридина // Проблемы стоматологии. - 2005. - № 4. - С. 12-13.

4. Скляров И. А. Диагностика и планирование эстетического лечения / И. А. Скляров, Д. В. Жерехов // Институт стоматологии. - 2003. - № 4 (21). - С. 74-75.

5. Цимбалистов А. В. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга / А. В. Цимбалистов, О. Я. Зултан, Ю. Г. Голинский // Труды V съезда СтАР. - М., 1999. - С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.