Научная статья на тему 'Анализ результатов обучения новым технологиям реставрации зубов в вузовском и послевузовском образовании'

Анализ результатов обучения новым технологиям реставрации зубов в вузовском и послевузовском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ломиашвили Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов обучения новым технологиям реставрации зубов в вузовском и послевузовском образовании»

Л. М. Ломиашвили, кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии

Анализ результатов обучения новым технологиям реставрации зубов в вузовском и послевузовском образовании

К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, и некоторые из них небезосновательны. Действительно, восстановление отсутствующих тканей производится подчас достаточно поспешно, шаблонно, как правило, на изучение индивидуальных особенностей пациента у врача не хватает времени [1,5]. Несмотря на то, что стоматологи находятся в достаточно жестких рамках повседневной практической работы, готовить докторов следует как будущих профессионалов с хорошо развитым вкусом и творческим воображением [2-4].

Нами проведено научно-прикладное исследование этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Всего проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек - студентов и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии.

Первую группу наблюдения составили студенты второго курса стоматологического факультета (50 человек); вторую группу - врачи-интерны (50 человек); третью группу - стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности до 10 лет (30 человек); четвертую группу - стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности свыше 10 лет (30 человек).

Перед всеми обучающимися ставились единые задачи и условия их выполнения. Каждый исполнитель должен был участвовать в трех этапах моделирования.

Первый этап состоял в следующем: из подручного материала (пластилина) каждый участник изготовлял модель клыка верхней челюсти. Конструирование основывалось на знаниях нормальной анатомии и собственных представлениях о габаритах, форме, объеме зубов.

Второй этап заключался в изучении теми же лицами морфологии интактных клыков, в подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детальном определении микрорельефа поверхностей, пропорциональных соотношений габаритных размеров зуба. Испытуемых целенаправленно знакомили с учебно-методическим комплексом «Моделирование зубов», разработанным на кафедре терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии.

Учебно-методический комплекс дает обучающимся возможность освоить основные этапы восстановления твердых тканей коронок зубов. Участникам нашего исследования объяснялся алгоритм одонтоскопии, позво-

ляющий оценивать качественные признаки зубов, демонстрировались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Обучающиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека. Далее каждому участнику выдавался интактный клык и предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть, за счет чего образуется индивидуальность поверхностей, и создать подобную форму из подручного материала (пластилина).

Третий этап моделирования предполагал следующее. На основании уже более глубоких знаний по анатомии и моделированию зубов, полученных во время обучения на кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА, а также зрительных наблюдений за разнообразными формами клыков и собственных представлений об анатомии зубочелюстной системы требовалось смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (искомый образец отсутствовал).

В ходе проведения этапов моделирования нам удалось проследить, как у одних и тех же участников обучения происходит процесс усвоения информации, как совершенствуются и развиваются их мануальные навыки.

Так, группе студентов второго курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии в количестве 50 человек было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На первом этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. Результаты выполнения первого этапа моделирования позволили выявить уровень познаний и ступень изначальной мануальной подготовки студентов.

На рис. 1 приведены модели клыков верхней челюсти, выполненные двумя студентами (вариант А, вариант Б) в процессе работы на первом этапе.

К сожалению, созданные модели не удовлетворяли как самих студентов, так и преподавателя, смотрелись нелепыми и «оставляли желать лучшего».

Модели клыков верхней челюсти, исполненные теми же студентами (вариант А, вариант Б) в процессе работы на втором этапе (имелся искомый образец: интактный верхний клык), приведены на рис. 2.

Созданные из подручного материала (пластилина) модели достаточно идентично и подробно передают формы, объемы, габариты копируемого объекта в различных ракурсах.

1111 им

А I г 11 1ТМ

^^Ж Б пи НИ

Таким образом, при внедрении в процесс обучения определенных методик конечный результат восстановления коронок зубов оказался удовлетворительным.

Третий этап моделирования представлял наибольшую сложность. Отсутствие искомого образца приводит к частичной потере зрительной памяти, наблюдательности, оставшиеся резервные силы ор-

ганизма заставляют исполнителя работать в более жестком режиме. Отметим также, что в процессе выполнения третьего этапа моделирования учащиеся находятся в более экстремальных условиях в связи с тем, что копируемый объект (интактный клык) отсутствует. На рис. 3 приведены модели верхних клыков, созданные теми же студентами (вариант А, вариант Б).

Рис. 3. Моделирование верхнего клыка, третий этап

Мы также проанализировали, как лица, имеющие различный стаж работы по специальности «стоматология терапевтическая», создают модели на каждом этапе, как при этом соотносятся время и качество выполнения задания, какова самооценка результатов моделирования и оценочный критерий их работы со стороны преподавателя. Сведения по данному вопросу представлены в таблице.

Анализ результатов исследования подтвердил необходимость внедрения в учебно-методический комплекс новых принципов и подходов к реставрации зубов.

Нами регистрировалось время, затраченное на прохождение всех этапов моделирования клыка. Так, наименьшее количество времени понадобилось студентам второго курса стоматологического факультета, при полном и последовательном выполнении всех этапов задания оно составило в среднем 11 ч. 30 мин. Большее количество времени было затрачено профессионалами со стажем работы свыше 10 лет, оно составило в среднем 20 ч. 55 мин. Достаточно длительное время при моделировании было потрачено группой лиц, которую составили врачи-интерны, им понадобилось в среднем 19 ч. 55 мин. Оптимальный вариант моделирования был предложен врачами со стажем профессиональной деятельности по специальности «стоматология терапевтическая» до 10 лет (16 ч. 25 мин.).

Обращает на себя внимание такой показатель, как оценка результатов моделирования. Нами зафиксировано, как оценивает свое творчество специалист, моделирующий зуб, и какие баллы выставляет ему курирующий преподаватель, анализируя изготовленную модель.

16

проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2005 № 5

Творческие возможности студентов и врачей стоматологов-терапевтов с различным стажем работы по специальности

при моделировании зубов

Группа обучаемых Этап моделирования клыка Средняя длительность изготовления модели Самооценка в баллах Оценка преподавателя в баллах

Первая (студенты второго курса), п = 50 Первый 1 ч. 20 мин. 3,2 1,5

Второй 5 ч. 20 мин. 4,3 3,8

Третий 4 ч. 50 мин. 3,8 2,8

Вторая (врачи-интерны), п = 50 Первый 2,5 ч. 3,8 3,2

Второй 9 ч. 35 мин. 4,6 4,3

Третий 7ч. 50 мин. 3,9 3,8

Третья (врачи со стажем работы до 10 лет), п = 30 Первый 3 ч.10 мин. 3,5 3,2

Второй 7 ч. 25 мин. 4,4 4,3

Третий 5 ч. 50 мин. 3,8 3,9

Четвертая (врачи со стажем работы более 10 лет), п = 30 Первый 2 ч. 30 мин. 3,0 2,9

Второй 12 ч. 15 мин. 3,9 4,0

Третий 6 ч. 10 мин. 3,8 3,6

Примечание. Средняя длительность выполнения всех этапов задания составила: первая группа - 11 ч. 30 мин.; вторая группа - 19 ч. 55 мин.; третья группа - 16 ч. 25 мин.;четвертая группа - 20 ч. 55 мин.

Оказалась, что в первой группе обучающихся отмечалась завышенная самооценка результатов своего труда, а соответственно этому оценка преподавателя, выставленная в конечном итоге, была в два раза ниже. Так, студенты второго курса, имея малый клинический опыт и не совсем достаточный багаж знаний, укладываются в предлагаемый режим моделирования за небольшой промежуток времени. При этом конечный результат изготовленных моделей не во всем соответствовал предъявленным к ним требованиям и не удовлетворял как самих студентов, так и курирующего преподавателя.

Врачи-интерны, вооружившись знаниями и применяя различные методики развития зрительной памяти, наблюдательности, проведения анализа конструкции модели, затрачивают на моделирование времени в 1,5 раза больше с целью достижения положительного конечного результата. Им это удается сделать, что подтверждают удовлетворительные оценки, выставленные курирующим преподавателем.

Врачи со стажем до 10 лет находятся в периде наиболее активной трудовой деятельности. Именно на этом этапе профессиональной деятельности они испытывают наименьшие трудности с определением цветовой гаммы, формы, хорошо улавливают микрорельеф поверхностей, а также выдерживают большие физические нагрузки, обусловленные спецификой производства. Экспертная оценка преподавателя, характеризующая качество исполнения моделирования, практически совпадала с самооценкой врачей на каждом этапе моделирования клыка. Способность воспринимать новую информацию, интерес и желание к познанию современных технологий именно в этот период творческого развития личности дают плодотворные результаты труда в клинике терапевтической стоматологии.

Специалисты с профессиональным стажем свыше 10 лет занимают особое положение среди рассматриваемых групп. Это люди, имеющие достаточный практический опыт работы в клинической стоматологии, активно применяющие имеющиеся знания.

В силу сложившихся обстоятельств, внедрения современных технологий в терапевтическую стоматологию они работают с композитными материалами - как химического отверждения, так и с фотополимерами. Ими освоены различные методики моделирования зубов, они ориентируются в выборе пломбировочного материала, применяемого для моделирования, досконально знают особенности работы с тем или другим пломбировочным материалом. Все эти факторы и влияют на конечный результат моделирования. По мере развития мануальных навыков, накопления знаний, практического опыта и видения ситуации соотношение между самооценкой и оценкой преподавателя в области моделирования выравнивается. Повышенная ответственность, критическое отношение к изготовленной продукции увеличивают время, затрачиваемое на моделирование зубов, однако именно профессионалам данной группы удалось достигнуть хороших результатов на протяжении всех этапов моделирования.

Таким образом, анализ наших исследований подтверждает необходимость преподавания углубленных знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

Список использованной литературы

1. Бойко В. В. Честный стоматолог: быть или казаться? //Институт стоматологии. 2004. № 2 (23). С. 6—10.

2. Кемерчева С. В. О методических подходах к эстетике в стоматологии // Вопросы стоматологического образования: Юбил. сб. науч. тр. М.; Краснодар, 2003. С. 140-142.

3. Рогожникова Р. А., Дзараева Н. А., Гридина В. О. Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов // Пробл. стоматологии. 2005. № 4. С. 12-13.

4. Скляров И. А., Жерехов Д. В. Диагностика и планирование эстетического лечения // Институт стоматологии. 2003. № 4 (21). С. 74-75.

5. Цимбалистов А. В., Зултан О. Я., Голинский Ю. Г. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга // Тр. V съезда СтАР. М., 1999. С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.